Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Волкова, С. В. (аспирант).
Преемственность в оценке качества логопедической помощи на разных этапах комплексной реабилитации детей с очаговыми поражениями головного мозга / С. В. Волкова. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 6. - С. 68-78. - Библиогр.: с. 76-78 (11 назв.). - 4 рис.
Авторы: Волкова, С. В.
Ключевые слова: логопедическая диагностика, речевые нарушения, дети с очаговыми поражениями мозга, поражения головного мозга, международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, логопедическая помощь, межведомственное взаимодействие, реабилитационные диагнозы, преемственность, экспериментальные исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье обсуждаются современные тенденции, возможности и технологии изучения детей с последствиями органического поражения мозга при оценке качества оказываемой им логопедической помощи на разных этапах комплексной реабилитации. Приведены нормативно-правовые и методологические основания выбора диагностического инструментария, описаны принципы, унифицированный алгоритм и примеры оформления документации, обеспечивающие преемственность и согласованность взаимодействия специалистов в системах медицинской и психолого-педагогической реабилитации детей с речевыми нарушениями вследствие очаговых поражений мозга различной этиологии. Рассматриваются возможности применение МКФ для оценки качества логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи на разных этапах комплексной реабилитации.
2. Статья из журнала
bookCover
Сыроваткина-Сидорина, К. Б.
Оценка развития смыслового чтения у младших школьников с особыми образовательными потребностями / К. Б. Сыроваткина-Сидорина, Н. В. Бабкина. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 6. - С. 24-37. - Библиогр.: с. 36-37 (15 назв.). - 6 табл.
Авторы: Сыроваткина-Сидорина, К. Б., Бабкина, Н. В.
Ключевые слова: задержка психического развития, ЗПР, дети с ЗПР, дети с задержкой психического развития, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, читательская компетентность, смысловое чтение, младшие школьники, метапредметные результаты обучения, коррекционно-развивающая работа
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассматривается проблема оценки развития смыслового чтения у детей младшего школьного возраста, в том числе у детей с особыми образовательными потребностями. В исследовании приняли участие 104 ученика вторых классов московских школ: дети с нормативным развитием; дети с трудностями в освоении общеобразовательной программы; дети с задержкой психического развития (ЗПР). Изучались основные критерии формирования смыслового чтения: умения вычленять и решать элементарные читательские задачи, понимание смысла прочитанного, развитие жанрового сознания. Показано, что при выполнении заданий дети нуждаются в системе дифференцированной помощи со стороны педагога, а также в последующей целенаправленной коррекционно-развивающей работе в данном направлении. Результаты исследования могут быть использованы при разработке инструментария для промежуточного оценивания развития читательской компетенции детей младшего школьного возраста как с условно нормативным развитием, так и с ограниченными возможностями здоровья.
3. Статья из журнала
bookCover
Николаева, Т. В. (доктор педагогических наук; доцент).
Оценка достижений детей с нарушениями слуха на этапе завершения дошкольного образования: результаты экспериментального исследования / Т. В. Николаева. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 6. - С. 49-59. - Библиогр.: с. 58-59 (11 назв.). - табл., 3 диагр.
Авторы: Николаева, Т. В.
Ключевые слова: нарушение слуха, социальное развитие, развитие коммуникации, оценка достижений, психолого-педагогическое обследование, дошкольники с нарушением слуха, социально-коммуникативное развитие, развитие речи, познавательное развитие, игровая деятельность, индивидуальные программы, варианты развития
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты апробации диагностического комплекта заданий, направленных на оценку достижений детей с нарушениями слуха на завершающем этапе дошкольного образования. Комплект заданий для психолого-педагогического обследования включал изучение социального, речевого, познавательного развития ребенка, определение уровня развития игровой деятельности. Раскрыты диагностические возможности практического применения разработанного диагностического комплекса. Показано, что предлагаемый набор заданий позволяет выявить индивидуальные возможности детей с нарушением слуха в изучаемых областях развития, а также определить варианты их развития. Выявлены и описаны особенности общего и речевого развития детей седьмого года жизни с нарушениями слуха, обучающихся в образовательных организациях, в которых до проведения экспериментального исследования не проводилась опытно-экспериментальная работа специалистами ИКП РАО.
4. Статья из журнала
bookCover
Особенности познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы и общения детей с синдромом Дауна / В. А. Степанова, В. А. Ерохина, А. А. Леонгард, М. М. Гавриленко. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 6. - С. 60-67. - Библиогр.: с. 66-67 (9 назв.). - 11 рис.
Авторы: Степанова, В. А., Ерохина, В. А., Леонгард, А. А., Гавриленко, М. М.
Ключевые слова: познавательные процессы, эмоционально-личностная сфера, общение, экспрессивная речь, синдром Дауна, Дауна синдром
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования особенностей познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы и общения детей с синдромом Дауна. Проведен сравнительный анализ результатов диагностики когнитивной и эмоционально-личностной сферы владеющих и не владеющих экспрессивной речью детей с синдромом Дауна; выдвигаются гипотезы о причинах выявленных особенностей и различий в сравниваемых группах детей в рамках концепции закономерностей психического развития детей с синдромом Дауна.
5. Статья из журнала
bookCover
Кантор, В. З.
Когнитивные ресурсы развития инклюзивных профессиональных компетенций педагога / В. З. Кантор, Ю. Л. Проект. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 6. - С. 3-14. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 12-14 (18 назв.). - 3 табл., рис.
Авторы: Кантор, В. З., Проект, Ю. Л.
Ключевые слова: инклюзия, ограниченные возможности здоровья, дети с ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивные профессиональные компетенции, педагоги, когнитивная сфера личности, креативность, рефлексия, открытость познавательной позиции
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье, в контексте задач совершенствования компетентностного обеспечения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются вопросы взаимосвязи когнитивных характеристик личности педагога и уровня сформированности его инклюзивных профессиональных компетенций. По результатам специального поисково-констатирующего эксперимента выявлены особенности когнитивной сферы личности педагогов, имеющих разный уровень сформированности инклюзивных профессиональных компетенций. Доказана значимость креативности и конструктивной рефлексии в структуре личностных свойств педагога инклюзивного образования. Материалы исследования расширяют представления о сущности когнитивного компонента готовности педагога к инклюзивному образованию, выводя его понимание за рамки лишь знаниевой парадигмы и относя к нему когнитивные характеристики личности педагога в их опосредующей роли в формировании и развитии инклюзивных профессиональных компетенций.
6. Статья из журнала
bookCover
К 70-летию со дня рождения Галины Васильевны Бабиной. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 6. - С. 79-80. - фот.
Ключевые слова: логопедия, биографии, научная деятельность, преподавательская деятельность, научные работы, методическая работа, юбилеи
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: 11 ноября 2022 г. исполнилось 70 лет профессору кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета Галине Васильевне Бабиной.
7. Статья из журнала
bookCover
Кузьмичева, Т. В. (кандидат педагогических наук; доцент).
Индивидуализация образовательного процесса: "девять шагов" к командному взаимодействию педагогов в процессе мониторинга / Т. В. Кузьмичева. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 6. - С. 15-23. - Библиогр.: с. 22-23 (7 назв.).
Авторы: Кузьмичева, Т. В.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, обучающиеся с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, командное взаимодействие педагогов, мониторинг учебного поведения, междисциплинарность, преемственность уровней образования, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования особенностей командного взаимодействия учителей основного общего образования с педагогами-психологами, учителями начального общего образования, логопедами и дефектологами в процессе мониторинга учебного поведения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Разработана и представлена технология "девять шагов" к командному взаимодействию в процессе мониторинга, позволяющая алгоритмизировать их совместные профессиональные действия, направленные на индивидуализацию образовательного процесса и получение объективного и целостного представления об условиях его эффективности. Совместно осуществляемый мониторинг учебного поведения детей с ОВЗ построен на основе смысловой коммуникации, когда практические действия всех педагогов определяются их общими целями, смыслами и задачами, коллегиально сформулированными с учетом особенностей учебного поведения обучающегося.
8. Статья из журнала
bookCover
Левченко, И. Ю. (доктор психологических наук; профессор; заведующая лабораторией).
Вариативность особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как основа проектирования специальных условий обучения / И. Ю. Левченко, М. В. Переверзева. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 6. - С. 38-48. - Библиогр.: с. 46-48 (13 назв.). - 2 рис., табл.
Авторы: Левченко, И. Ю., Переверзева, М. В.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с ОВЗ, детский церебральный паралич, нарушения опорно-двигательного аппарата, успешность обучения, академические достижения, критерии оценки, учебные действия, универсальные учебные действия
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования уровня академических достижений младших школьников с ДЦП. Выделены параметры, влияющие на успешность обучения и предложены критерии их оценки. Среди параметров - объем усвоенного материала, уровень усвоения материала, самостоятельность выполнения учебных заданий, способность к поиску необходимой информации, универсальность полученных знаний, характер и степень принятия помощи педагога, показатели работоспособности на уроке и критичность. На основании критериально-ориентированного подхода выявлены четыре группы детей с двигательными нарушениями с разным уровнем сформированности общеучебных умений. Экспериментально подтверждено, что двигательные ограничения не являются определяющим фактором при оценке академической успешности обучающихся с НОДА.