Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Корниенко, Т. Ю.
Трудности семьи, связанные с обучением и воспитанием ребенка с нарушением зрения: объем, содержание и динамик / Корниенко Татьяна Юрьевна, Павлова Анна Владимировна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 1. - С. 56-67. - Библиогр.: с. 65-67 (17 назв.). - 3 табл.
Авторы: Корниенко, Т. Ю., Павлова, А. В.
Ключевые слова: ребенок с нарушением зрения, семья ребенка с нарушением зрения, дети с нарушением зрения, трудные жизненные периоды, инвалидность, родители, опросы, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Статья подготовлена по итогам анализа всероссийского онлайн опроса, проведенного в 2021 г. ФГБНУ "ИКП". На основе ответов 484 родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения разной степени выраженности, был проведен анализ субъективного восприятия родителями основных причин, по которым тот или иной период в жизни ребенка был особенно сложным для семьи, а также описаны изменения в субъективном восприятии родителями трудных жизненных ситуаций по мере взросления ребенка. Научное представление о структуре и содержании трудностей семьи является основной для оказания индивидуализированной и своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье.
2. Статья из журнала
bookCover
Фатихова, Л. Ф. (кандидат педагогических наук; доцент).
Способности к безопасному поведению и качества личности безопасного типа поведения подростков с сохранным и нарушенным интеллектом / Фатихова Лидия Фаварисовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 1. - С. 34-43. - Библиогр.: с. 41-44 (17 назв.). - 2 табл.
Авторы: Фатихова, Л. Ф.
Ключевые слова: безопасное поведение, ОВЗ, опасные ситуации, способность к прогнозированию последствий опасных ситуаций, способность к избеганию опасных ситуаций, подростки с сохранным интеллектом, подростки с нарушенным интеллектом, качества личности безопасного типа поведения
Рубрики: Психология
Развитие психики
Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу способностей подростков с сохранным и нарушенным интеллектом к распознаванию, прогнозированию последствий и избеганию опасных для жизни, здоровья и социального благополучия ситуаций, а также качеств личности безопасного типа поведения этих групп подростков. Результаты исследования могут быть использованы для организации дифференцированного подхода к формированию безопасного поведения у подростков в зависимости от наличия/отсутствия у них интеллектуальных нарушений.
3. Статья из журнала
bookCover
Болдинова, О. Г.
Психолого-педагогическая диагностика развития компенсаторных способов действий у детей с нарушениями зрения / Болдинова Ольга Геннадьевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 1. - С. 24-33. - Библиогр.: с. 32-33 (7 назв.). - 4 рис., табл.
Авторы: Болдинова, О. Г.
Ключевые слова: нарушения зрения, слепые дети, слабовидящие дети, компенсаторные способы действия, психолого-педагогическая диагностика, факторы образовательной среды
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены содержание и структура психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей развития компенсаторных способов действий у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Проанализированы данные лонгитюдного исследования особенностей становления навыков самообслуживания, пространственной ориентировки, зрительного контроля и осязательного обследования у тотально слепых, слепых с остаточным зрением и слабовидящих младших школьников. Установлено наличие связей между уровнями сформированности компенсаторных навыков и рядом общих и специфических факторов образовательной среды: преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования; семейного воспитания и отношения родителей к ребенку; уровня профессиональной подготовки педагогов; организации коррекционных курсов во внеучебной деятельности; технологий обучения слепых и слабовидящих обучающихся, учитывающих их возрастные, индивидуальные и зрительные возможности.
4. Статья из журнала
bookCover
Ильина, С. Ю.
Особенности пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Ильина Светлана Юрьевна, Зарин Алиция, Нефедова Юлия Валентиновна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 1. - С. 68-76. - Библиогр.: с. 75-77 (14 назв.).
Авторы: Ильина, С. Ю., Зарин, А., Нефедова, Ю. В.
Ключевые слова: дошкольники с задержкой психического развития, дошкольники, пространственные представления, задержка психического развития, дети с ЗПР, представления о схеме тела, представления о расположении предметов с точкой отсчета от себя, пространственные отношения
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье отражены результаты экспериментального исследования представлений детей с ЗПР в возрасте 3, 5–4 лет о схеме тела и расположении предметов с точкой отсчета от себя, которые в онтогенезе развития ребенка формируются одними из первых. Установлено, что у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР четвертого года жизни диапазон сформированности пространственных представлений достаточно широк – от крайне низких показателей до относительно высоких; отмечается недостаточное понимание пространственных отношений и значительные трудности в обозначении их словом; имеют место трудности в дифференциации пространственных отношений; представления о схеме тела сформированы в большей степени, чем представления о расположении предметов с точкой отсчета от себя. Выявленные качественные особенности пространственных представлений дошкольников с ЗПР четвертого года жизни, поступивших в дошкольное образовательное учреждение, следует учитывать при построении программ целенаправленной коррекционно-образовательной работы.
5. Статья из журнала
bookCover
Выродова, И. А. (кандидат педагогических наук).
Модель повышения квалификации воспитателей младенческих групп дома ребенка / Выродова Ирина Анатольевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 1. - С. 44-55. - Библиогр.: с. 53-55 (15 назв.).
Авторы: Выродова, И. А.
Ключевые слова: дома-ребенка, воспитатели, повышение квалификации, дети-сироты, младенцы с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, нарушения психического развития, общение, взаимодействие
Рубрики: Образование. Педагогика
Общая педагогика
Аннотация: Представлена модель повышения профессиональной квалификации воспитателей дома ребенка, ориентированная на изменение представлений воспитателей о детях и своей профессиональной деятельности; формирование навыков и умений взрослых налаживать и развивать личностно-ориентированное взаимодействие с младенцами-сиротами с нарушениями психического развития.
6. Статья из журнала
bookCover
Головчиц, Л. А. (доктор педагогических наук; профессор).
Еще раз о терминологии: "сложные, комплексные, множественные, тяжелые множественные нарушения развития…" / Головчиц Людмила Адамовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 1. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 10-11 (13 назв.).
Авторы: Головчиц, Л. А.
Ключевые слова: сложные дефекты, сложные структуры нарушений, тяжелые множественные нарушения развития, комплексные нарушения, специальная индивидуальная программа развития, множественные нарушения развития, индивидуальные программы, коррекционно-развивающая работа, термины
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Дан ретроспективный анализ терминологии по отношению к лицам, имеющим сочетание нескольких первичных нарушений. Рассматриваются ставшие классическими работы, в которых "сложный дефект" определяется как сочетание двух или более первичных дефектов, каждый из которых имеет характерные вторичные и последующие отклонения. Возникновение вариативной терминологии по отношению к лицам с сочетанными нарушениями делает не всегда понятными позиции авторов научных исследований и ориентиры в деятельности практических работников. В большей степени это относится к термину "тяжелые множественные нарушения", который используется авторами по-разному в зависимости от наличия у обучающихся интеллектуальных нарушений. Неясность, неоднозначность терминологии обусловливает трудности выбора адаптированных образовательных программ, в том числе разработку специальных индивидуальных программ развития.
7. Статья из журнала
bookCover
Николаева, Т. В. (доктор педагогических наук; доцент).
Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха / Николаева Татьяна Вячеславовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 1. - С. 12-23. - Библиогр.: с. 22-23 (10 назв.). - 6 диагр.
Авторы: Николаева, Т. В.
Ключевые слова: нарушение слуха, нормально слышащие дети, индивидуальные особенности, дошкольники с нарушением слуха, социальное развитие, физическое развитие, развитие речи, коммуникации, познавательное развитие, игровая деятельность, индивидуальные программы, варианты развития
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены материалы экспериментального сравнительного исследования детей 4-го года жизни с нарушенным и нормальным слухом, проведенного с использованием специально разработанного набора заданий. Комплект заданий для психолого-педагогического обследования включал изучение социально-коммуникативного, физического, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребенка, определение уровня развития игровой деятельности. Раскрыты диагностические возможности практического применения разработанного диагностического комплекса. Показано, что предлагаемый набор заданий позволяет выявить возрастные и индивидуальные возможности детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста в изучаемых областях развития. Условно выделены группы детей с нарушениями слуха, различающиеся по уровню социально-коммуникативного, физического, познавательного, художественно-эстетического развития, уровню развития игровой деятельности. Уровень развития дошкольников каждой из выделенных групп оценивался по степени отставания от детей четвертого года жизни с нормальным слухом. Обобщены и систематизированы полученные данные по каждой выделенной группе.
8. Статья из журнала
bookCover
Актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями: информационно-аналитический обзор Всероссийской научно-практической конференции / Соловьёва Татьяна Александровна, Лазуренко Светлана Борисовна, Коробейников Игорь Александрович, Филатова Юлия Олеговна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 1. - С. 77-80.
Авторы: Соловьёва, Т. А., Лазуренко, С. Б., Коробейников, И. А., Филатова, Ю. О.
Ключевые слова: конференции, научно-практические конференции, подготовка специалистов, дефектологи, инклюзивное образование, специальное образование, дефектологические кадры, дети с ОВЗ, особые образовательные потребности, доклады, обзоры
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: 15 ноября 2023 года в Российской академии образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями". Участники конференции обсудили вопросы теории, методологии и проектирования процесса подготовки специалистов в области специального (дефектологического) образования.