Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Пономарева, Л. М.
Экспертная оценка качества школьной адаптации первоклассников с задержкой психического развития: опыт применения опросников для педагогов и родителей / Л. М. Пономарева, Н. В. Бабкина. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 5. - С. 3-12. - Библиогр.: с. 11-12 (20 назв.). - 3 рис., 3 табл.
Авторы: Пономарева, Л. М., Бабкина, Н. В.
Ключевые слова: задержка психического развития, ЗПР, дети с ЗПР, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, школьная адаптация, экспертная оценка, психолого-педагогическое сопровождение, младшие школьники, опросы, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены опросники для учителей начальных классов и родителей младших школьников, позволяющие оценивать качество школьной адаптации обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на начальных этапах обучения. Приведено описание структуры опросников, технологии качественной оценки ключевых параметров школьной адаптации первоклассников с ЗПР, представлены примеры использования полученных результатов для организации практической деятельности педагогов-психологов и учителей.
2. Статья из журнала
bookCover
Степанов, К. В. (старший преподаватель).
Соотношение особенностей смысловой сферы и проявлений дезадаптации подростков-сирот с разным уровнем интеллектуального развития / К. В. Степанов. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 5. - С. 13-26. - Библиогр.: с. 22-26 (31 назв.). - 5 рис., 2 табл.
Авторы: Степанов, К. В.
Ключевые слова: подростки-сироты, ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, коррекционная психология, дезадаптация, смысловая сфера, умственная отсталость, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Целью исследования являлось установление возможных взаимосвязей между особенностями смысловой сферы и проявлениями дезадаптации у подростков-сирот с легкой степенью умственной отсталости, являющихся воспитанниками учреждений начального профессионального образования (НПО) и проживающих в условиях детского дома. В ходе сравнительного исследования определились как общие, так и специфические проявления дезадаптации у подростков-сирот в возрасте 15–17 лет с легкой умственной отсталостью и у подростков того же возраста с нормативным интеллектуальным развитием. На основе анализа и интерпретации полученных результатов сформированы варианты визуального представления соотношения характеристик смысловой сферы и дезадаптации подростков-сирот с разным уровнем интеллектуального развития, находящихся в ситуации семейной депривации.
3. Статья из журнала
bookCover
Лазуренко, С. Б.
Результаты обсуждения современного состояния теории и практики российского образования детей с особыми образовательными потребностями: информационно-аналитический обзор II Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзия XXI века" / С. Б. Лазуренко, Т. А. Соловьёва, Ю. О. Филатова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 5. - С. 74-79.
Авторы: Лазуренко, С. Б., Соловьёва, Т. А., Филатова, Ю. О.
Ключевые слова: конференции, научно-практические конференции, инклюзивное образование, ОВЗ, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, доклады, обзоры
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлен обзор II Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями", которая состоялась 22-23 июня 2023 года в Российской академии образования. Обсуждались теоретические, методологические, организационные и методические аспекты инклюзивного образования лиц с особыми образовательными потребностями различных возрастных и нозологических категорий.
4. Статья из журнала
bookCover
Козлова, К. М.
Осведомленность педагогов специального образования в области альтернативной и дополнительной коммуникации и отношение к ее использованию / К. М. Козлова, О. С. Багрова, А. В. Сюникова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 5. - С. 61-73. - Библиогр.: с. 70-73 (20 назв.). - 4 рис.
Авторы: Козлова, К. М., Багрова, О. С., Сюникова, А. В.
Ключевые слова: тяжелые и множественные нарушения развития, ТМНР, альтернативная и дополнительная коммуникация, коммуникативные умения, дополнительное профессиональное развитие, исследования, анкетирование
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассматриваются результаты исследования осведомленности в области альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) педагогов, работающих со школьниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Данные, полученные в ходе опроса и бесед, позволяют говорить о том, что большинство педагогов положительно относятся к использованию АДК, однако, их знания поверхностны и не систематизированы. Многие нуждаются в прохождении специального обучения в области АДК. Информация, изложенная в статье, может быть полезна разработчикам и руководителям программ повышения квалификации, руководителям образовательных учреждений, педагогам, работающим со школьниками с ТМНР.
5. Статья из журнала
bookCover
Скляднева, В. М.
Организация коррекционно-педагогической помощи младенцам с нарушениями зрения в процессе комплексной реабилитации / В. М. Скляднева, С. Б. Лазуренко. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 5. - С. 38-47. - Библиогр.: с. 46-47 (17 назв.). - табл.
Авторы: Скляднева, В. М., Лазуренко, С. Б.
Ключевые слова: дошкольное образование, ранняя помощь, младенцы с нарушением зрения, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, офтальмологические заболевания, тифлопедагогика, комплексная реабилитация, коррекционное обучение, нарушения зрения, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье изложен дифференцированный подход к разработке содержания коррекционно-педагогической помощи младенцам с нарушениями зрения в системе комплексной реабилитации. Представлены результаты исследования динамики психического развития младенцев первого полугодия жизни в условиях ранней коррекционной помощи по индивидуальной программе воспитания и обучения. Психолого-педагогические характеристики двух вариантов психического развития детей изучаемой категории содержат показатели формирования компенсаторных механизмов, предпосылок к общению со взрослым и познавательной активности.
6. Статья из журнала
bookCover
К юбилею Татьяны Борисовны Филичевой. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 5. - С. 80. - фот.
Ключевые слова: дефектология, логопедия, наставничество, научные работы, юбилеи
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Исполнилось 85 лет доктору педагогических наук - Татьяне Борисовне Филичевой.
7. Статья из журнала
bookCover
Инденбаум, Е. Л. (доктор психологических наук; профессор).
Исследования в сфере сопровождения образования и социализации обучающихся с отставанием в развитии: история и современность иркутской специальной психологии / Е. Л. Инденбаум, А. А. Гостар. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 5. - С. 27-37. - Библиогр.: с. 33-37 (29 назв.).
Авторы: Инденбаум, Е. Л., Гостар, А. А.
Ключевые слова: задержка психического развития, ЗПР, умственная отсталость, индивидуально-типологические особенности, познавательная деятельность, функциональный диагноз, психосоциальное развитие, психологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, психологические исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье описана история становления и развития Иркутской научной школы специальной психологии. Представлена она не столько хронологически, сколько содержательно, отражая эволюцию формирования объединяющей концепции и основных направлений исследований, которые на протяжении многих лет выполняются сотрудниками кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития. Конкретизированы исследовательские позиции и наиболее значимые научные результаты, полученные лидерами Иркутской школы, создавшими теоретический базис для последующих исследований. Их результаты также описаны в статье и дополнены списком основных публикаций, большинство из которых находится в открытом доступе на ресурсе elibrary и может оказаться полезным для заинтересованных специалистов. В заключении обозначены проблемные вопросы, значимые для полноценного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
8. Статья из журнала
bookCover
Кинаш, Е. А. (кандидат педагогических наук; доцент).
Динамика образовательных достижений второклассников с умеренной умственной отсталостью в предметной области "Язык и речевая практика" / Е. А. Кинаш. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 5. - С. 48-60. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 57-60 (26 назв.). - 2 табл., 2 граф.
Авторы: Кинаш, Е. А.
Ключевые слова: умеренная умственная отсталость, младшие школьники, учебная деятельность, чтение, письмо, умения, обследование обучающихся, динамика образовательных достижений, исследования, методы исследования, результаты исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования по изучению образовательных достижений второклассников с умеренной умственной отсталостью в предметной области "Язык и речевая практика", ФАООП (вариант 2) ; даны критерии оценки учебных знаний и умений школьников в указанной предметной области; выявлены уровни овладения знаниями и умениями учащимися во 2-м классе; сделан сравнительный анализ показателей освоения учебных умений обучающимися 1-го и 2-го классов; представлены выводы о проведенном исследовании.