Найдено документов - 8 | Статьи из журнала: Дефектология : научно-методический журнал. № 2 / учредители: Российская академия образования, Институт коррекционной педагогики РАО, ООО "Школьная Пресса". - Москва, 2022. - 6 выпусков в год. - ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Моргачева, Е. Н. (доктор педагогических наук; профессор).
Эволюция знаний о легких степенях интеллектуальной недостаточности в зарубежной и отечественной науке / Е. Н. Моргачева. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 66-74. - Библиогр.: с. 73-74 (35 назв.).
Эволюция знаний о легких степенях интеллектуальной недостаточности в зарубежной и отечественной науке / Е. Н. Моргачева. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 66-74. - Библиогр.: с. 73-74 (35 назв.).
Авторы: Моргачева, Е. Н.
Ключевые слова: интеллектуальная отсталость, легкая умственная отсталость, клинический подход, психолого-педагогический подход, клинические формы умственной отсталости, органические факторы, социальные факторы, зарубежные ученые, российские ученые
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлен анализ становления знаний о легких нарушениях интеллектуального развития в зарубежных и отечественных исследованиях. Охарактеризованы отдельные формы интеллектуальной недостаточности, рассмотрены позиции научных школ, а также дискуссионные вопросы. Знание данных аспектов изучения феномена умственной отсталости позволит отечественным специалистам, занимающихся разработкой проблем психического дизонтогенеза, более полно ориентироваться в исторических предпосылках современного научного знания.
2. Статья из журнала
Типология особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями /в условиях цифровой образовательной среды /: эмпирическое исследование / А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева, Е. А. Кинаш [и др.]. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 42-52. - Библиогр.: с. 51-52 (24 назв.). - 2 табл.
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 42-52. - Библиогр.: с. 51-52 (24 назв.). - 2 табл.
Авторы: Закрепина, А. В., Стребелева, Е. А., Кинаш, Е. А., Бутусова, Т. Ю., Мишина, Г. А.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информационно-образовательные средства обучения, специальное образование, особые образовательные потребности, типология образовательных потребностей, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, нарушения интеллекта, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Описаны результаты эмпирического изучения особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях современной цифровой образовательной среды: представлена уровнево-типологическая характеристика образовательных потребностей, проявляющихся при использовании информационно-образовательных средств и связанных с организационно-управленческой, образовательной и коммуникативной деятельностью в процессе овладения программным материалом.
3. Статья из журнала
Вечканова, И. Г. (кандидат педагогических наук; доцент).
Сущность абилитации детей с задержкой психического развития в современном научном и образовательном пространстве / И. Г. Вечканова. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 23-31. - Библиогр.: с. 30-31 (34 назв.).
Сущность абилитации детей с задержкой психического развития в современном научном и образовательном пространстве / И. Г. Вечканова. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 23-31. - Библиогр.: с. 30-31 (34 назв.).
Авторы: Вечканова, И. Г.
Ключевые слова: задержка психического развития, ЗПР, дети с ЗПР, дети с ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, ограниченные возможности здоровья, абилитация, коррекционно-образовательная работа, абилитационный потенциал, игровая деятельность
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Анализируются подходы к пониманию сущностных характеристик абилитации в междисциплинарном пространстве медицинской, социологической, психолого-педагогической литературы, которые важны для определения целевых и содержательных ориентиров коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР). Показана роль игры как особого ресурса абилитации. Обосновывается необходимость разработки интегративной модели использования игровых технологий в абилитационной среде дошкольного образования детей с ЗПР.
4. Статья из журнала
Разенкова, Ю. А. (кандидат педагогических наук; заведующая лабораторией).
Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и / или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса / Ю. А. Разенкова, А. В. Павлова, Н. В. Романовский. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 53-65. - Библиогр.: с. 65 (7 назв.). - 5 рис., 2 табл.
Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и / или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса / Ю. А. Разенкова, А. В. Павлова, Н. В. Романовский. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 53-65. - Библиогр.: с. 65 (7 назв.). - 5 рис., 2 табл.
Авторы: Разенкова, Ю. А., Павлова, А. В., Романовский, Н. В.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, ранняя помощь, родители, потребности семьи, психолого-педагогическое сопровождение, социальная помощь, интернет, исследования, опросы
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования 92 335 семей, воспитывающих детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и / или инвалидностью на территории Российской Федерации. Проанализированы структура потребностей семей, связанных с обучением и воспитанием ребенка, а также возможности их удовлетворения образовательными организациями, ППМС центрами; показана необходимость обеспечения вариативной психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, направленной на удовлетворение потребностей семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ и /или инвалидностью.
5. Статья из журнала
Орлова, О. С. (доктор педагогических наук; профессор).
Применение мобильного приложения Vocalipy для альтернативной и аугментивной коммуникации в системе реабилитации пациентов после хирургического лечения опухолей головы и шеи / О. С. Орлова, Д. В. Уклонская, О. Д. Минаева. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 11 (12 назв.). - 2 табл.
Применение мобильного приложения Vocalipy для альтернативной и аугментивной коммуникации в системе реабилитации пациентов после хирургического лечения опухолей головы и шеи / О. С. Орлова, Д. В. Уклонская, О. Д. Минаева. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 11 (12 назв.). - 2 табл.
Авторы: Орлова, О. С., Уклонская, Д. В., Минаева, О. Д.
Ключевые слова: восстановление вербальной коммуникации, логопедическое воздействие, пререабилитация, речевая реабилитация, нарушения внешнего оформления высказывания, исследования, альтернативная коммуникация, аугментивная коммуникация, мобильные устройства, мобильные коммуникаторы, мобильные приложения
Рубрики: Здравоохранение. Медицинские науки
Оториноларингология
Оториноларингология
Аннотация: Рассмотрена специфика применения мобильного приложения Vocalipy как средства альтернативной и аугментивной коммуникации при приобретенных нарушениях внешнего оформления высказывания, обусловленных грубыми анатомическими постоперационными дефектами органов голосообразования и артикуляции. Показана целесообразность и эффективность его использования не только в послеоперационном периоде, но и как средства пререабилитации для разных категорий пациентов в зависимости от тяжести речевого расстройства.
6. Статья из журнала
Бабкина, Н. В. (доктор психологических наук; доцент).
Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития на разных уровнях образования / Н. В. Бабкина, А. Д. Вильшанская. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 12-22. - Библиогр.: с. 21-22 (22 назв.).
Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития на разных уровнях образования / Н. В. Бабкина, А. Д. Вильшанская. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 12-22. - Библиогр.: с. 21-22 (22 назв.).
Авторы: Бабкина, Н. В., Вильшанская, А. Д.
Ключевые слова: задержка психического развития, ЗПР, дети с ЗПР, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, адаптированные основные образовательные программы, образовательные программы, коррекционно-развивающая работа, социальная адаптация
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье анализируются и систематизируются особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития (ЗПР) на уровнях дошкольного, начального и основного общего образования. Показано, что выделенные группы образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на разных уровнях образования имеют преемственные связи, обусловленные выраженностью, характером и структурой нарушения при данном виде психического дизонтогенеза, Вместе с тем, выявлено, что образовательные потребности для каждого периода обучения не идентичны и трансформируются в соответствии с возрастными особенностями детей с ЗПР и требованиями образовательной программы. Делается вывод о необходимости разработки совокупности специальных образовательных условий, необходимых для удовлетворения этих потребностей, на каждом уровне образования.
7. Статья из журнала
К 70-летию со дня рождения Тамары Геннадиевны Богдановой. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 75-76. - фот.
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 75-76. - фот.
Ключевые слова: сурдопедагогика, сурдопсихология, биографии, научная деятельность, педагогическая деятельность, преподавательская деятельность, научные работы, публикации, юбилеи
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Исполнилось 70 лет доктору психологических наук, профессору - Тамаре Геннадиевне Богдановой.
8. Статья из журнала
Валявко, С. М. (кандидат психологических наук; доцент).
Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщ. 1 / С. М. Валявко, Ю. Ю. Макагонова. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 32-41. - Библиогр.: с. 40-41 (20 назв.). - табл.
Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщ. 1 / С. М. Валявко, Ю. Ю. Макагонова. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 2. - С. 32-41. - Библиогр.: с. 40-41 (20 назв.). - табл.
Авторы: Валявко, С. М., Макагонова, Ю. Ю.
Ключевые слова: антиципация, прогностическая деятельность, антиципационная состоятельность, агрессивное поведение, саморегуляция, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, задержка в удовлетворении потребностей, исследования, критерий Манна-Уитни, Манна-Уитни критерий
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В контексте задач реализации личностно-ориентированного подхода к преодолению нарушений развития, характерных для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) исследуется связь антиципационной состоятельности данной категории детей с различными формами агрессивного поведения. Содержание исследования представлено в двух сообщениях. В настоящей статье отражены результаты сравнительного анализа особенностей прогностической деятельности дошкольников с ОНР и их сверстников с нормотипическим развитием.