Выбор БД
Сортировать по:
1. Книга
bookCover
Андреева И. Н.
Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие : монография / Андреева И. Н. - Новополоцк : ПГУ, 2020. - 356 с. - ISBN 978-985-531-717-4.
Авторы: Андреева И. Н.
Шифры:
Полочный: ЭБС ЛАНЬ
ББК: 88.35;
Аннотация: В монографии рассматриваются проблемы, связанные с изучением эмоционального интеллекта, эмоциональной креативности, а также их взаимного влияния на личностные качества и характеристики социально-психологической адаптации. Отражена эволюция представлений об эмоциональном интеллекте, а также представлена авторская интегративная модель структуры эмоционального интеллекта. Проанализировано место эмоциональной креативности в концептуальном поле креативности, а также в структуре личности. Эмпирическим путем определены личностные свойства и характеристики социально-психологической адаптации индивидов с высоким уровнем инструментальной и рефлексивной эмоциональной креативности. Представлены результаты эмпирического исследования совместного влияния эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности на интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и коммуникативные свойства личности, а также на показатели социально-психологической адаптации и эскапизма. В приложении Б размещены текст, ключи и нормы опросника эмоциональной креативности ECI, адаптированного автором на белорусской выборке. Монография адресована студентам психологических специальностей, аспирантам, научным работникам и всем исследователям в области психологии личности, психологии интеллекта и способностей.
Для просмотра необходимо войти в личный кабинет
2. Книга
bookCover
Науменко, Евгений Александрович.
Введение в теорию интуиции и интуитивности : монография / Е. А. Науменко ; Тюменский гос. ун-т, Ин-т права, экономики и управления. - Тюмень : ТюмГУ, 2013. - 212 с. - Библиогр. : с. 180-193. - ISBN 978-5-400-00781-1. - Текст : электронный.
Авторы: Науменко, Евгений Александрович
Шифры:
Полочный: МЭБ
ББК: 88.35;
Ключевые слова: психология личности, личность, изучение личности, психология интуиции, интуитивность, интуиция, психология интуитивности
Аннотация: Представлен опыт системного исследования интуиции и ее личностной проекции - интуитивности, проведенного в рамках психологической науки, с использованием ее понятийного и методического инструментария. Полученные результаты концептуально очерчивают проблематику интуитивности и служать хорошим основанием для формирования ее психологической теории. Обобщенные в книге материалы, полученые автором в период 1991-2010 гг., лежат в основе нового направления научных исследований в отечественной психологии - психологии интуиции и интуитивности.
3. Книга
bookCover
Кови, Стивен Р.
Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности = The 7 Habits of Highly Effective People : пер. с англ. / Стивен Р. Кови. - 3-е издание с новым предисловием и послесловием автора. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2008. - 374 с. - (Библиотека MTI). - ISBN 978-5-9614-0758-7. - Текст : непосредственный.
Авторы: Кови Стивен Р.
Шифры:
Полочный: 88.35
Авторский знак: К 56
ББК: 88.35; 88.352;
Ключевые слова: Влияние на людей, Деловое общение, Лидерство, Межличностные отношения, Общение, Психология управления, Социализация личности
Рубрики: Психология - Человек как личность
Экземпляры: Всего: 1, из них:
Аб2 (пр.Пионерский,13) - свободно 1 из 1
4. Книга
bookCover
Кови, Стивен Р.
Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности = The 7 Habits of Highly Effective People : пер. с англ. / Стивен Р. Кови. - 2-е издание с новым предисловием и послесловием автора. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2006. - 375 с. - (Библиотека MTI). - ISBN 5-9614-0251-7. - Текст : непосредственный.
Авторы: Кови Стивен Р.
Шифры:
Полочный: 88.35
Авторский знак: К 56
ББК: 88.35; 88.352;
Ключевые слова: Влияние на людей, Деловое общение, Лидерство, Межличностные отношения, Общение, Психология управления, Социализация личности
Рубрики: Психология - Человек как личность
Экземпляры: Всего: 1, из них:
ЧЗ1 (пр. Металлургов,19) - свободно 1 из 1
5. Статья из журнала
bookCover
Кайгородова, Н. З.
ЭЭГ-корреляты умственной работоспособности в контексте индивидуально-типологических особенностей студентов / Н. З. Кайгородова, М. В. Яценко
// Психология обучения. - 2012. - № 7. - С. 15-22. - ISSN 1561-2457. - Библиогр. : с. 21-22 (16 назв.).
Авторы: Кайгородова, Н. З., Яценко, М. В.
Ключевые слова: ээг-корреляты, студенты вузов, умственная работоспособность, индивидуально-типологические особенности, количественные показатели, качественные показатели, экстраверсия, эмоциональная стабильность, нервные процессы, электроэнцефалограммы
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Индивидуальные различия в умственной работоспособности. Особенности организации мозгом познавательной деятельности.
6. Статья из журнала
bookCover
Дюпина, С. А.
Эффективность запоминания невербального бессмысленного материала испытуемыми / С.А. Дюпина
// Психология обучения. - 2012. - № 2. - С. 30-45. - ISSN 1561-2457. - Библиогр. : с. 44-45 (14 назв.).
Авторы: Дюпина, С. А.
Ключевые слова: невербальный бессмысленный материал, запоминание, когнитивные стили, аналитичность, синтетичность, мнемические способности, операционные механизмы
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Связь когнитивного стиля аналитичность/синтетичность и результативной стороны мнемических способностей. Эффективность и качественное своеобразие запоминания невербального бесссмысленного материала испытуемыми в рамках расщепления когнитивного стиля аналитичность/синтетичность.
7. Статья из журнала
bookCover
Монахов, Д. Н.
Эффективная визуализация информации как средство борьбы с "клиповым мышлением" / Д. Н. Монахов
// Психология обучения. - 2014. - № 3. - С. 135-142. - ISSN 1561-2457. - Библиогр.: с. 141-142 (9 назв.). - ил.
Авторы: Монахов, Д. Н.
Ключевые слова: визуализация, клиповое мышление, учебный процесс, программное обеспечение, учебные материалы, учебная информация
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Раскрытие понятия "визуализация", знакомство с разнообразными инструментами визуализации, психологией восприятия. Методические рекомендации по их использованию в процессе обучения.
8. Статья из журнала
bookCover
Валуева, Е. А. (кандидат психологических наук; научный сотрудник; Институт психологии РАН).
Эффект инкубации при решении анаграмм и дивергентных задач: проверка предсказаний модели осознания / Е. А. Валуева. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 76-84. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 83-84 (12 назв.). - References in Russian: с. 84 (4 names). - a-табл.
Авторы: Валуева, Е. А.
Ключевые слова: активация, анаграммы, инкубационный эффект, инкубация, модель осознания, неосознаваемое решение, решение задач, тесты
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: В статье представлены результаты двух исследований, направленных на изучение эффекта инкубации при решении конвергентных (анаграммы) и дивергентных (тест "Необычное использование") задач. Этот эффект заключается в том, что перерыв в работе над задачей приводит к более успешному решению по сравнению с непрерывной работой. Традиционные теории объясняют данный феномен либо бессознательной работой, либо забыванием фиксаций на неверных ответах. Результаты наших предыдущих исследований показывают, что непосредственно в процессе инкубации не происходит изменения активации элементов, связанных с решением. В связи с этим была предложена модель осознания, которая предполагает, что имплицитное решение формируется на бессознательном уровне до инкубации, а сам перерыв способствует осознанию этого решения. В первом исследовании были использованы анаграммы с двумя вариантами ответов. У испытуемых создавалась фиксация на одном варианте ответа, и предлагалось найти второй. Было показано, что инкубационный эффект наблюдается для анаграмм только с двумя решениями, но не с одним вариантом ответа. Во втором исследовании с помощью процедуры предварительного решения анаграмм экспериментатор активировал у испытуемых два типа ответов на тест "Необычное использование": близкие ассоциации и далекие. С помощью близких ассоциаций создавалась фиксация на наиболее распространенных способах использования предмета (в нашем исследовании - спички), с помощью далеких - предактивация очень редких решений, и предполагалось, что именно они будут "вызревать" в процессе инкубации. Результаты показали: инкубационный эффект наблюдается именно для далеких ассоциаций, а это соответствует модели осознания. Настоящая работа вносит вклад в понимание когнитивных процессов, связанных с креативностью и решением задач.
9. Статья из журнала
bookCover
Буркова, В. Н. (кандидат исторических наук; старший научный сотрудник; Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Эмпатия и взаимопомощь до и во время COVID-19 (данные по московским студентам) / В. Н. Буркова, М. Л. Бутовская, Н. Ю. Симаков. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2022. - № 1. - С. 28-40. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 38-40 (36 назв.). - References in Russian: р. 40 (10 names).
Авторы: Буркова, В. Н., Бутовская, М. Л., Симаков, Н. Ю.
Ключевые слова: COVID-19, взаимопомощь, волонтерство, исследования, пандемии, стресс, студенты, уровни эмпатии, эмпатическая забота, эмпатический дистресс, эмпатическое поведение, эмпатия
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Представлены результаты исследований, проведенных на выборках студентов Москвы до и во время пандемии COVID-19. Первая выборка представлена данными до и в первый год пандемии (148 человек; 2019-2020 гг. ). Вторая выборка собрана в течение трех волн пандемии COVID-19 (1344 человека; 2020-2021 гг. ). В статье оцениваются изменения уровня эмпатии до и во время пандемии COVID-19, а также прослеживается динамика эмпатического поведения в течение трех волн COVID-19 среди студентов Москвы. Анализ полученных данных выявил значимые изменения эмпатии у студентов до и во время пандемии по опроснику эмпатических способностей В. В. Бойко: уровень эмпатии снизился в течение года, наиболее значимые изменения произошли по шкалам интуитивный канал эмпатиии идентификация в эмпатии. Сравнение данных по трем волнам по опроснику "Межличностный индекс реактивности" выявило определенную динамику в зависимости от пола респондентов: оценки по всем шкалам эмпатии были выше у женщин, чем у мужчин; мужчины демонстрировали увеличение показателей эмпатии от первой к третьей волне, тогда как у женщин пик оценок приходился на вторую волну, а далее снижался. Данные различия указывают на то, что женщины быстрее "выгорают" в стрессовой ситуации, чем мужчины, а также быстрее реагируют на снижение ограничений в контексте COVID-19, что проявляется в эмпатическом поведении. Полученные результаты подчеркивают необходимость учитывать различные факторы, влияющие на поведение людей во время пандемии COVID-19 (пол, возраст, волонтерский и эпидемиологический опыт, индивидуальные особенности, способности адаптироваться к долгосрочному стрессу).
10. Статья из журнала
bookCover
Дементьев, И. В.
Эмпатия : история и современность / И. В. Дементьев
// Психология обучения. - 2014. - № 3. - С. 129-134. - ISSN 1561-2457. - Библиогр.: с. 134 (7 назв.).
Авторы: Дементьев, И. В.
Ключевые слова: эмпатия, диффузная многоаспектность, терминологическая оформленность, теоретический анализ, зеркальные нейроны, психофизиологические основы
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Результаты теоретического анализа многочисленных публикаций, диссертационных исследований, взглядов зарубежных и отечественных ученых на сущность понятия "эмпатия". Основные этапы становления научных представлений об эмпатии и психофизиологические основы явления.
11. Статья из журнала
bookCover
Синельникова, Е. С. (кандидат психологических наук; доцент; Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I).
Эмоциональное реагирование и совладание с ситуацией самоизоляции у студентов с различным уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью / Е. С. Синельникова. - Текст : непосредственный
// Вопросы психологии. - 2021. - № 6. - С. 43-50. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 50 (10 назв.). - References in Russian: р. 50 (4 names).
Авторы: Синельникова, Е. С.
Ключевые слова: COVID-19, анкетирование, исследования, пандемии, переосмысление, самоизоляция, самоорганизация, совладание, студенты, удовлетворенность жизнью, уровни удовлетворенности жизнью, эмоциональное реагирования
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: В статье описываются результаты исследования, целью которого было изучение особенностей эмоционального реагирования и совладания с ситуацией самоизоляции в начальный период пандемии COVID-19 в России у студентов с различным уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью. Выборку составили 100 студентов (59 % девушек, 41 % юношей) в возрасте от 17 до 27 лет. Для сбора данных применялась авторская анкета. Были выявлены качественные различия в эмоциональном реагировании и способах совладания у студентов с различным уровнем удовлетворенности. Эмоциональное состояние студентов с низким уровнем удовлетворенности характеризовалось сниженным эмоциональным фоном, усталостью, эмоциональным напряжением. Студенты с низким уровнем удовлетворенности наиболее часто испытывали неблагоприятные физические симптомы (головная боль, проблемы со сном). Эмоциональная сфера студентов с высоким уровнем удовлетворенности характеризовалась дифференцированностью и разнообразием эмоционального реагирования: они испытывали как страх, тревогу, грусть и чувство одиночества, так и чувства радости и свободы. Универсальными способами совладания с ситуацией самоизоляции, применяемыми студентами с различным уровнем ситуативной удовлетворенностижизнью, были общение с близкими людьми (вживую и с помощью средств электронной связи), забота о своем физическом состоянии и развитии. Интеллектуальное саморазвитие и творчество были способами совладания, реализуемыми студентами с высоким и средним уровнем удовлетворенности. Специфическим способом совладания, преобладающим у студентов со средним уровнем удовлетворенности жизнью, было переосмысление своих ценностей, приоритетов, отношений с людьми и текущей ситуации. Студенты с высоким уровнем удовлетворенности применяли наиболее разнообразные способы для совладания с ситуацией самоизоляции, в том числе такие специфические как самоорганизация и забота об организации пространства дома. Благодаря самоорганизации, студенты, удовлетворенные своей жизнью, испытывали во время самоизоляции чувства радости, свободы и контроля над своей жизнью.
12. Статья из журнала
bookCover
Одинцова, В. В. (кандидат медицинских наук).
Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы = Emotional well-being as an integrative characteristic of the emotional sphere / В. В. Одинцова, Н. М. Горчакова
// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. - 2014. - Вып. 1. - С. 69-77. - Библиогр.: с. 76-77 (33 назв. ).
Авторы: Одинцова, В. В., Горчакова, Н. М.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера, психологическое здоровье, оценка эмоционального благополучия
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Психология личности
Аннотация: Дается теоретический обзор представлений об особенностях эмоциональной сферы, а также рассматриваются современные представления о субъективной оценке эмоций и телесном компоненте эмоциональных переживаний. Обсуждается "эмоциональное благополучие" как один из факторов, определяющих качество жизни - комплексного и интегрального показателя, объединяющего объективные и субъективные критерии оценки здоровья.
13. Статья из журнала
bookCover
Васильева, И. В. (Тюменский государственный университет).
Эмоциональная составляющая образа волонтерства в представлениях студентов психолого-педагогических направлений / И. В. Васильева, М. В. Чумаков. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2023. - № 4. - С. 248-271. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 265-269 (33 назв.).
Авторы: Васильева, И. В., Чумаков, М. В.
Ключевые слова: эмотивная лексика, эмоции, волонтерство, образ волонтерства, студенты психолого-педагогического направления, мотивация студентов, психологический анализ, волонтерское движение, добровольчество, денотативно-идеографические группы
Рубрики: Психология
Психология деятельности
Психические процессы и состояния
Аннотация: Студенчество является периодом активной социализации, и волонтерская работа студентов позволяет им приобретать важные качества, необходимые для успешной социализации. Эмоции являются свидетельством вовлеченности и обеспечивают устойчивость мотивации. Поэтому важно понять, как студенты отражают в своих представлениях волонтерство. Это позволит организатором волонтерской деятельности формировать устойчивую мотивацию участников. Цель исследования - выявить особенности эмоциональной составляющей образа волонтерства в представлениях студентов психолого-педагогических направлений университетов.
14. Статья из журнала
bookCover
Люсин, Д. В.
Эмоциональная окраска имен существительных: база данных ENRuN = Emotional norms for nouns: the database ENRuN / Д. В. Люсин, Т. А. Сысоева
// Психологический журнал. - 2017. - Т. 38, № 2. - С. 122-131. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 127-129 (39 назв.). - табл.
Авторы: Люсин, Д. В., Сысоева, Т. А.
Ключевые слова: эмоциональная окраска слов, имена существительные, русский язык, база данных ENRuN, ENRuN, базы данных, эмоции, переработка эмоциональной информации, эмоциональная информация, эмоциональные категории, радость, грусть, злость, страх, отвращение, психология эмоций
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Описывается разработка базы данных ENRuN с нормативными оценками эмоциональной окраски существительных русского языка. Для 378 существительных были получены оценки по эмоциональным категориям "радость", "грусть", "злость", "страх" и "отвращение". Показана высокая надежность полученных данных, проанализированы половые различия и связь оценок по различным эмоциональным категориям друг с другом. База данных ENRuN может применяться в исследованиях переработки эмоциональных стимулов, для индукции эмоций в лабораторных условиях, для автоматизированного анализа эмоциональной окраски текстов и в ряде других областей экспериментальной психологии эмоций.
15. Статья из журнала
bookCover
Терещенко, Р. Н.
Эмоциональная креативность как способность / Р. Н. Терещенко
// Психология обучения. - 2013. - № 3. - С. 134-142. - ISSN 1561-2457. - Библиогр. : с. 141-142 (15 назв.).
Авторы: Терещенко, Р. Н.
Ключевые слова: студенты вузов, эмоциональная креативность, эмоциональные переживания, артистическая деятельность, интеллектуальные способности, творческие способности, эмоциональный интеллект
Рубрики: Психология
Педагогическая психология взрослых
Психические процессы и состояния
Аннотация: Эмоциональная креативность как способность генерировать новые эмоциональные переживания, как условие эффективного выполнения артистической деятельности. Взаимосвязь эмоциональной креативности с другими интеллектуальными и творческими способностями.
16. Статья из журнала
bookCover
Фадеева, Е. И.
Эмоциональная компетентность - условие сохранения психологического здоровья педагогов / Е. И. Фадеева
// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 41-45.
Авторы: Фадеева, Е. И.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность, психологическое здоровье, укрепление здоровья, педагоги, распознавание эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями, управление чувствами, стрессы, эмпатии
Рубрики: Психология
Педагогическая психология взрослых
Психические процессы и состояния
Аннотация: Развитие умения распознавать, понимать и управлять эмоциями и чувствами способствует укреплению здоровья человека.
17. Статья из журнала
bookCover
Вартанов, А. В.
Эмоции человека и обезьян: субъективное шкалирование вокализаций / А. В. Вартанов, Ю. А. Косарева
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2015. - № 2. - С. 93-109. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 108-109(23 назв.).
Авторы: Вартанов, А. В., Косарева, Ю. А.
Ключевые слова: антропоморфная интерпретация, вокализация обезьян, макака-резус, многомерное шкалирование, модели эмоций, моделирование эмоций, обезьяны, поведение животных, психология животных, субъективное шкалирование, человеческая речь, четырехмерная сферическая модель, шкалирование вокализаций, эмоции обезьян, эмоции человека, эмоциональная речь
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: С помощью метода метрического многомерного шкалирования построена четырехмерная сферическая модель эмоций, которая описывает одновременно и проявление эмоций в звучащей речи человека (на основании образцов произнесения слова «да» с разными интонациями), и вокализацию обезьян вида макака-резус в восприятии человека-слушателя.
18. Статья из журнала
bookCover
Люсин, Д. В.
ЭмоС-15: самоотчетная методика для измерения ядерного аффекта / Д. В. Люсин
// Психологический журнал. - 2019. - Т. 40, № 5. - С. 97-106. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 103-105 (25 назв.). - рис., табл.
Авторы: Люсин, Д. В.
Ключевые слова: ядерный аффект, измерение ядерного аффекта, диагностика ядерного аффекта, методика ЭмоС-15, ЭмоС-15 методика, самоотчетная методика, методики, эмоциональные состояния, положительные эмоции, отрицательные эмоции, напряжение, психология эмоций
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Описывается разработка новой самоотчетной методики ЭмоС-15, предназначенной для диагностики ядерного аффекта. Под ядерным аффектом понимается центральный компонент любых эмоциональных явлений, который определяется как элементарное доступное осознанию аффективное чувство, имеющее беспредметный характер. В основу методики ЭмоС-15 положена структурная модель ядерного аффекта, согласно которой выделяется три измерения: положительные эмоции с высокой активацией, отрицательные эмоции с низкой активацией и напряжение.
19. Статья из журнала
bookCover
Электрофизиологические показатели восприятия иллюзии движения собственного тела в условиях виртуальной реальности / А. И. Ковалев, А. О. Рогачев, О. А. Климова, А. Ф. Гасимов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2020. - № 2. - С. 26-44. - ISSN 0201-7385. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=43001363. - Библиогр.: с. 40-44 (22 назв.).
Авторы: Ковалев, А. И., Рогачев, А. О., Климова, О. А., Гасимов, А. Ф.
Ключевые слова: движение тела, иллюзия движения тела, восприятие иллюзии движения, электрофизиологические показатели, виртуальная реальность, электроэнцефалография, нейронаука, симуляторные расстройства, биоэлектрическая активность головного мозга, зрительно-вестибулярная интеграция, моторные задачи, фиксация взгляда, пространственное восприятие, психофизиология, межсенсорное взаимодействие
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Психология деятельности
Аннотация: Изучение иллюзии движения собственного тела является важной задачей для современной психологии и нейронауки в связи с широким распространением систем виртуальной реальности. Особую значимость имеет исследование психофизиологических механизмов данного феномена, поскольку они представляют собой яркий пример межсенсорного взаимодействия.
20. Статья из журнала
bookCover
Козинцева, Е. Г. (младший научный сотрудник; медицинский психолог; НИУ ВШЭ; Центр патологии речи и нейрореабилитации).
Экспериментальное исследование влияния задачи на продуктивность письма при сенсорной аграфии / Е. Г. Козинцева
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9, № 3 (июль-сентябрь). - С. 114-121. - ISSN 1813-8918. - Электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 120-121. - табл.
Авторы: Козинцева, Е. Г.
Ключевые слова: клиническая нейропсихология, нейропсихология, аграфия, сенсорная аграфия, экспериментальные исследования, продуктивность письма, письмо, письменная речь
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Исследуются механизмы и закономерности изменения психологической структуры письменной речи при аграфии в условиях выполнения различных по содержанию письменных задач. Предлагается программа эмпирического исследования, сочетающая традиционный подход к диагностике аграфии и анализ изменения продуктивности письма под влиянием задач, имеющих культурно-историческое содержание.