Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Голованева, Т. А.
Традиционное воспитание девочек в семьях камчатских коряков-чавчувенов в 1950–1970-е гг. : (на материале женских воспоминаний о детстве) / Татьяна Голованева. - Текст : электронный
// Воспитание школьников. - 2024. - № 5. - С. 59-67. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 79-80 (11 назв.). - фот., ил., 2 рис.
Авторы: Голованева, Т. А.
Ключевые слова: народы Арктики, вера в реинкарнацию, коренные народы Камчатки, коряки, чавчувены, традиционная культура коряков, семейное воспитание, детство, воспоминания о детстве, эго-нарративы, историческая этнология, гендерные исследования, женская повседневность
Рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика воспитания
Аннотация: Представлен анализ гендерных аспектов воспитания девочек в традиционной культуре камчатских коряков-чавчувенов (оленных коряков). Исследование проведено на материале устных автобиографических воспоминаний, записанных с 2009 по 2023 г. от представительниц старшего поколения чавчувенских женщин, взросление которых проходило в традиционной этнической среде в 1950–70-е гг. В корякских семьях показателем взросления девочки был уровень ее мастерства: опыт освоения сложной технологии шитья из оленьих шкур. Девочек семи-восьми лет начинали обучать скручиванию ниток из оленьих сухожилий, выделке оленьих шкур, шитью меховой одежды. Однако чавчувенских девочек привлекал и мужской промысел: участие в окарауливании табуна, охота на снежных баранов, охота на тюленей, рыбалка. Коряки-чавчувены исторически всю свою жизнь проводили в кочевьях, следуя за табунами оленей, поэтому и мальчики, и девочки воспринимали кочевой образ жизни как наиболее желанный. В культуре коряков-чавчувенов пересечение гендерных барьеров для девочки-подростка было не только возможно, но даже типично. Братья, отец, дедушка охотно принимали ее в свой круг. Другая уникальная черта корякской системы воспитания обусловлена верой коряков в реинкарнацию. К ребенку относились с учетом того, чья душа из старших родственников в нем переродилась. Нет свидетельств о применении физических наказаний по отношению к детям в корякских семьях. Запреты были связаны не с бытом, а с ритуальными, знаковыми для культуры ситуациями и воспринимались детьми естественно, по мере их взросления и участия в ритуальных практиках.
2. Статья из журнала
bookCover
Иванова, И. В.
Специфика педагогического сопровождения саморазвития подростков с ОВЗ в условиях дополнительного образования / Ирина Иванова, Елена Буслаева. - Текст : электронный
// Воспитание школьников. - 2024. - № 5. - С. 59-67. - Примеч. в сносках. - рис., 2 табл.
Авторы: Иванова, И. В., Буслаева, Е. Н.
Ключевые слова: дополнительное образование, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, педагогическое сопровождения саморазвития подростков, ограниченные возможности здоровья, подростки, педагогическое сопровождение, опросы
Рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика воспитания
Аннотация: Статья раскрывает специфику педагогического сопровождения саморазвития подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования, которое обладает богатыми возможностями для решения огромного спектра развивающих, коррекционных и воспитательных задач. Сделанные в статье выводы и предложенные рекомендации опираются не только на результаты теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, но и на многолетний опыт работы авторов в области подготовки будущих педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, организаторов работы с молодежью, а также имеющийся опыт реализации инклюзивного образования в научно-исследовательском коррекционно-развивающем центре, что нашло отражение в содержании настоящей статьи.
3. Статья из журнала
bookCover
Рябков, П. А.
С легендарным Знаменем Победы в израненных руках: личность Михаила Егорова как образец патриотического воспитания / Павел Рябков, Николай Сенченков. - Текст : электронный
// Воспитание школьников. - 2024. - № 5. - С. 3-11. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 10-11 (17 назв.).
Авторы: Рябков, П. А., Сенченков, Н. П.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, патриотическое воспитание, личность человека, ценностные ориентиры
Рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика воспитания
Аннотация: Рассмотрен вопрос патриотического воспитания молодежи в контексте жизненного пути, личности и подвига М. А. Егорова как примера патриотического воспитания гражданина. Даны представления об историческом и социально-психологическом аспектах формирования личности человека-патриота. Дана характеристика современного этапа развития гражданского общества и понимания понятия "патриотическое воспитание" в контексте актуализации исторических событий прошлого.
4. Статья из журнала
bookCover
Истомин, В. В.
Проект "Время Взрослеть": межличностные отношения субъектов образования и эффективность воспитательной деятельности / Владислав Истомин. - Текст : электронный
// Воспитание школьников. - 2024. - № 5. - С. 51-58. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 57-58 (5 назв.). - рис.
Авторы: Истомин, В. В
Ключевые слова: Взрослые качества личности, качества Негативного Ребенка, взаимодействия Родитель–Ребенок, взаимодействия Взрослый–Взрослый, педагоги, проекты, родители
Рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика воспитания
Аннотация: Раскрыты условия формирования позитивных, ресурсных качеств личности обучающихся. Делается вывод о том, что эффективная педагогическая стратегия для развития этих качеств – это трансформирование взаимодействия педагогов с обучающимися с модели "Родитель" – "Ребенок" на модель взаимодействия "Взрослый" – "Взрослый". Комплексная, системная реализация проекта позволяет эффективно повышать уровень субъектности (ответственности, самостоятельности, инициативности и т. д. ) всех участников образовательных взаимоотношений.
5. Статья из журнала
bookCover
Сидорова, Т. В.
Проблема полисубъектности современного учителя: как сохранить целостность? / Татьяна Сидорова. - Текст : электронный
// Воспитание школьников. - 2024. - № 5. - С. 40-45. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 44-45 (12 назв.).
Авторы: Сидорова, Т. В.
Ключевые слова: полисубъектность, полисубъектная позиция учителя, многозадачность, классные руководители, субъектная позиция
Рубрики: Образование. Педагогика
Школоведение
Аннотация: Автором рассматривается полисубъектная позиция педагога как наивысший уровень развития субъектности личности учителя. Современному специалисту, вынужденному работать в режиме многозадачности, необходимо понимание своих субъектных позиций (культурное "Я", социальное "Я", межличностное "Я", внутриличностное "Я") и одновременно осознание целостности своей личности. В статье дана характеристика процессу полисубъектного взаимодействия в образовательном пространстве, приведены результаты размышлений педагогов-практиков на тему "Учитель – это множество Я".
6. Статья из журнала
bookCover
Демакова, И. Д.
Понимание как высший смысл педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации / Ирина Демакова. - Текст : электронный
// Воспитание школьников. - 2024. - № 5. - С. 46-50. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 50 (4 назв.).
Авторы: Демакова, И. Д
Ключевые слова: дети в трудной жизненной ситуации, стратегия педагогического обеспечения безопасности пространства детства, безопасность пространства детства, герменевтический подход в воспитании, понимание ребенка как высший смысл педагогической поддержки, понимание ребенка
Рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика воспитания
Аннотация: Раскрывается проблема понимания ребенка как основного условия обеспечения педагогической поддержки детей, в том числе социально уязвимых групп населения. Научный анализ категории понимания основывается на осмыслении с педагогических позиций герменевтического подхода как философского основания проектирования воспитания с опорой на принципы интерпретации, толкования и понимания ребенка в воспитательном процессе.
7. Статья из журнала
bookCover
Садовникова, Ж. В.
Педагогическая поддержка противостояния подростков деструктивным влияниям / Жанна Садовникова. - Текст : электронный
// Воспитание школьников. - 2024. - № 5. - С. 27-39. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 38-39 (6 назв.).
Авторы: Садовникова, Ж. В.
Ключевые слова: моральная устойчивость, противостояние деструктивным влияниям, манипуляции, моделирование ситуаций, подростки
Рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика воспитания
Аннотация: Рассматриваются признаки, механизмы и условия развития готовности подростка противостоять деструктивным влияниям. Показаны те "дефициты" развития личности подростков, которые делают их жертвами различных манипуляций со стороны представителей деструктивных сообществ. Автором предложен ситуационный подход к моделированию ситуаций поведения подростка в среде, в которой он подвергается попыткам вовлечения его в опасные для жизни и здоровья, аморальные и асоциальные деяния. В статье приведены фрагменты воспитывающих занятий, учебно-деловых игр, в которых формируется у подростков опыт появления моральной устойчивости. Статья представляет интерес для родителей, учителей, классных руководителей, организаторов внеучебной и воспитательной работы в школе.
8. Статья из журнала
bookCover
Петраш, Е. А.
Педагог и профессиональное педагогическое сообщество, или Размышления о пользе "коллективного разума" и проблемах "варки в собственном соку" / Елена Петраш. - Текст : электронный
// Воспитание школьников. - 2024. - № 5. - С. 22-26. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 25-26 (13 назв.).
Авторы: Петраш, Е. А.
Ключевые слова: профессиональные сообщества, профессиональные сообщества образования, со-бытийная общность, личностно-профессиональная позиция, педагоги
Рубрики: Образование. Педагогика
Школоведение
Аннотация: Рассматриваются теоретические аспекты, ключевые характеристики профессионального сообщества как одного из действенных факторов развития личностно-профессиональной позиции педагога и средства решения современных профессиональных задач. Автором проанализированы цель существования, формы и особенности организации подобных профессиональных сообществ.
9. Статья из журнала
bookCover
Остапенко, А. А.
Как полюбить новую Родину? О причинах трудностей воспитания подростков и молодёжи новых российских регионов / Андрей Остапенко. - Текст : электронный
// Воспитание школьников. - 2024. - № 5. - С. 12-21. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 20-21 (9 назв.). - 7 фот.
Авторы: Остапенко, А. А.
Ключевые слова: воспитательная работа, новые регионы России, трудности воспитания, переписывание истории, искажения украинского языка, отказ от русского языка, отмена русской культуры
Рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика воспитания
Аннотация: Раскрыты причины трудностей воспитательной работы со школьниками и молодёжью в новых российских регионах и переехавшими из них. Эти причины разделены на ключевые группы: переписывание отечественной истории, запрет русского языка и отмена русской культуры.