Найдено документов - 7 | Статьи из журнала: Дефектология : научно-методический журнал. № 3 / учредители: Российская академия образования, Институт коррекционной педагогики РАО, ООО "Школьная Пресса". - Москва, 2023. - 6 выпусков в год. - ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Королева, И. В. (доктор психологических наук; профессор).
Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами в условиях билингвальной среды / И. В. Королева. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 3-14. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 13-14 (16 назв.). - 3 рис.
Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами в условиях билингвальной среды / И. В. Королева. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 3-14. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 13-14 (16 назв.). - 3 рис.
Авторы: Королева, И. В.
Ключевые слова: глухие дети, кохлеарная имплантация, нарушения слуха, развитие речи, овладение языком, билингвизм, анкетирование
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Анализируются проблемы организации слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами в условиях билингвальной среды. Приводятся результаты анкетирования сурдопедагогов из разных учреждений и родителей-инофонов по данной проблеме. Рассматриваются понятие эффективной речеязыковой среды и 4 группы факторов, которые важно учитывать при выборе тактики (ре) абилитации и языка общения с ребенком: связанные с ребенком, семьей ребенка, сурдопедагогом/логопедом и образовательным учреждением. Обсуждается необходимость создания материалов на национальных языках народов РФ для использования их родителями при самостоятельных занятиях с ребенком и дефектологами, владеющими этим языком.
2. Статья из журнала
Нурлыгаянов, И. Н. (кандидат психологических наук; доцент).
Психолого-педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью. Сообщ. 2 / И. Н. Нурлыгаянов, Е. Н. Соломина, А. В. Голубчикова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 56-68. - Продолж. Начало: № 3, 2022. - Библиогр.: с. 67-68 (13 назв.). - 2 табл.
Психолого-педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью. Сообщ. 2 / И. Н. Нурлыгаянов, Е. Н. Соломина, А. В. Голубчикова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 56-68. - Продолж. Начало: № 3, 2022. - Библиогр.: с. 67-68 (13 назв.). - 2 табл.
Авторы: Нурлыгаянов, И. Н., Соломина, Е. Н., Голубчикова, А. В.
Ключевые слова: умственная отсталость, психолого-педагогические трудности, учителя-олигофренопедагоги, образовательный процесс, психические состояния, школьники, дистанционные технологии, исследования, результаты исследований
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Работа направлена на изучение психолого-педагогических затруднений учителей-олигофренопедагогов в образовательном процессе с применением дистанционных технологий. Результаты исследования выявляют структуру психических состояний у учителей, включающую интегральные факторы, как "сниженная психическая активность", "когнитивная направленность состояния", "оппозиция между враждебностью и самоконтролем", "психологическая слабость", а также раскрывают иерархию состояний. Анализ ответов показывает важность оказания помощи (технической, психологической, методической) учителям в организации образовательного процесса, а также специфику взаимодействия с родителями школьников. Определены функции, выполняемые родителями, в процессе дистанционного взаимодействия при решении образовательных задач: организационная, интерактивная, рефлексивная, контролирующая, стимулирующая, воспитательная.
3. Статья из журнала
Проблемы организации и содержания скриниг-диагностики речевого развития : (теоретические аспекты) / Е. Л. Ворошилова, О. Е. Грибова, А. Ю. Дымкова, Т. В. Кошечкина. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 37-47. - Библиогр.: с. 43-47 (36 назв.).
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 37-47. - Библиогр.: с. 43-47 (36 назв.).
Авторы: Ворошилова, Е. Л., Грибова, О. Е., Дымкова, А. Ю., Кошечкина, Т. В.
Ключевые слова: скрининг, скрининг-диагностика, нарушения речевого развития, срезовые обследования, методы экспресс-обследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Анализируются основные подходы к организации скрининг-диагностики в России и за рубежом. С опорой на научные источники из области медицины и психологии проводится дифференциация терминов "скрининг", "срезовое исследование", "экспресс-диагностика". Дается определение логопедической скрининг-диагностики и формулируются ее главная функциональная задача – обследование больших групп детей с целью выявления признаков неблагополучного речевого развития, прежде всего, на ранних этапах их возрастного развития. Обсуждаются достоинства и недостатки стандартизированных экспресс-методов выявления детей группы риска по фактору нарушения речевого развития.
4. Статья из журнала
Шулекина, Ю. А. (кандидат педагогических наук; старший преподаватель).
Понимание учебного текста младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи: специфика формирования системы смысловой обработки текстовой информации. Ч. 2 / Ю. А. Шулекина. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 61-69. - Продолж. Начало: № 6, 2022. - Библиогр.: с. 55-57 (12 назв.). - 3 табл.
Понимание учебного текста младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи: специфика формирования системы смысловой обработки текстовой информации. Ч. 2 / Ю. А. Шулекина. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 61-69. - Продолж. Начало: № 6, 2022. - Библиогр.: с. 55-57 (12 назв.). - 3 табл.
Авторы: Шулекина, Ю. А.
Ключевые слова: речевые нарушения, тяжелые нарушения речи, понимание текста, восприятие текста, система смысловой обработки текстовой информации, инклюзивное образовательное пространство, образовательные возможности, педагогическая стратегия
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Статья является продолжением материала, опубликованного в 2022 г. Основной акцент в ней сделан на обобщении эмпирических сведений о процессах восприятия и понимания учебного текста младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). На этой основе раскрывается авторский взгляд на организацию образовательного процесса, расширяющий возможности восприятия и понимания учебного текста детьми с ТНР, овладения ими учебными компетенциями нового поколения. Утверждается необходимость системной оптимизации современных взглядов на проблему осмысленного восприятия и обработки информации из учебного текста учащимися массовой школы, что является крайне важным для улучшения образовательных результатов детей с ТНР. Системность – в содержательном, организационном и методическом аспектах – реализуется посредством механизмов регуляции и управления образовательным процессом через развитие когнитивного и личностного потенциала каждого учащегося.
5. Статья из журнала
Назарова, Н. М. (доктор педагогических наук; профессор).
Организационно-содержательные аспекты построения концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов / Н. М. Назарова, Н. П. Полякова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 15-24. - Библиогр.: с. 22-24 (19 назв.).
Организационно-содержательные аспекты построения концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов / Н. М. Назарова, Н. П. Полякова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 15-24. - Библиогр.: с. 22-24 (19 назв.).
Авторы: Назарова, Н. М., Полякова, Н. П.
Ключевые слова: слепые подростки-билингвы, концептуальная модель, обучение русскому (неродному) языку, языковой статус, педагогические условия, программа эксперимента
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены организационно-содержательные аспекты фундаментального исследования, цель которого состоит в построении и реализации на практике концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов. Программой экспериментальной работы предусматривается изучение состояния языкового статуса слепых подростков-билингвов и монолингвов, их зрячих сверстников; анализ педагогических условий, необходимых для обучения слепых подростков-билингвов в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения; апробация концептуальной модели системы обучения на экспериментальных площадках. Осуществленное исследование позволит внедрить в образовательную практику специального и инклюзивного образовательного пространства концептуальную модель системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов, расширить теоретическое и практическое поле тифлопедагогики, модернизировать систему повышения профессиональных компетенций педагогов-словесников.
6. Статья из журнала
Бочкарева, Т. А.
К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: проблема единиц и диагностических критериев / Т. А. Бочкарева. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 25-36. - Библиогр.: с. 33-36 (26 назв.). - табл.
К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: проблема единиц и диагностических критериев / Т. А. Бочкарева. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 25-36. - Библиогр.: с. 33-36 (26 назв.). - табл.
Авторы: Бочкарева, Т. А.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, связная монологическая речь, дети с тяжелыми нарушениями речи, методика изучения связной монологической речи, дошкольники, речевые нарушения, высказывания, тексты, диагностические критерии, связность, цельность, учебный процесс в вузе, логопедическая работа
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Анализируются подходы к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Рассматривается проблема отсутствия единообразия в выделении как единиц анализа речевой продукции детей, так и диагностических критериев. Результатом анализа являются выделение типизированных диагностических моделей, классификация и унификация диагностических критериев с целью использования их для теоретического осмысления проблемы в учебном процессе при подготовке логопедов и осознанного практического применения диагностического инструментария в ходе работы начинающими специалистами.
7. Статья из журнала
Клевцова, С. В.
Дифференцированный подход к изучению детей с алалией / С. В. Клевцова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 69-80. - Примеч. - Библиогр.: с. 77-80 (29 назв.). - 2 рис., 2 табл.
Дифференцированный подход к изучению детей с алалией / С. В. Клевцова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 3. - С. 69-80. - Примеч. - Библиогр.: с. 77-80 (29 назв.). - 2 рис., 2 табл.
Авторы: Клевцова, С. В.
Ключевые слова: алалия, слуховая агнозия, артикуляционная апраксия, фонематические процессы, коннективность, коррекционная работа, исследования, результаты исследований
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье кратко представлены результаты изучения неговорящих детей с разными вариантами алалии (ОНР I уровня). Выделено 4 подгруппы детей: три варианта с сенсорной (агностической) алалией и один вариант с моторной (апраксической) алалией. Осуществлен дифференциальный подход к коррекционной работе с изучаемыми детьми. Использованы основные положения инновационной концепции коннективности, рассчитанной на выработку и закрепление специфических для каждого варианта алалии межанализаторных связей. Настоящее исследование может представить интерес для исследователей, а также для специалистов-практиков, работающих с детьми с алалией.