Найдено документов - 16 | Статьи из журнала: Вопросы психологии : научный журнал. № 1 / учредитель: Российская Академия образования; издатель: ООО "Вопросы психологии". - Москва, 2019. - 6 выпусков в год. - ISSN 0042-8841. - Текст : непоср... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Эффективность психологического блока комплексных реабилитационных и профилактических программ / Е. И. Рассказова [и др.]
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 113-123. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 122-123 (19 назв.). - References in Russian: с. 123 (3 назв.).
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 113-123. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 122-123 (19 назв.). - References in Russian: с. 123 (3 назв.).
Авторы: Рассказова, Е. И., Тхостов, А. Ш., Ковязина, М. С., Варако, Н. А.
Ключевые слова: психологическая реабилитация, психология здоровья, эффективность, реабилитационные программы, профилактические программы, развивающая оценка, совместная оценка, модели оценки программ
Рубрики: Психология
Медицинская психология
Медицинская психология
Аннотация: Работа посвящена рассмотрению рекомендаций и моделей оценки эффективности психологических интервенций, предложенных в психологии здоровья и психологии реабилитации и важных для обеспечения психологического блока реабилитации в рамках комплексной работы с пациентом. Обсуждаются три ключевых аспекта проблемы: комплексный характер реабилитации и ее задач, необходимость участия пациента и "встроенность" оценки в сам процесс реабилитации. Рассматриваются такие модели оценки социальных программ, как PRECEDE-PROCEED и RE-AIM.
2. Статья из журнала
Знаков, В. В. (доктор психологических наук; главный научный сотрудник; профессор).
Теоретические основания понимания западной постправды и русского вранья / В. В. Знаков
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 16-28. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 27-28 (31 назв.). - References in Russian: с. 29 (21 назв.).
Теоретические основания понимания западной постправды и русского вранья / В. В. Знаков
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 16-28. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 27-28 (31 назв.). - References in Russian: с. 29 (21 назв.).
Авторы: Знаков, В. В.
Ключевые слова: постправда, западная постправда, вранье, русское вранье, истина, ценности, общество переживания, общество знания, общество потребления, эмпирическая реальность, социокультурная реальность, экзистенциальная реальность, понимание
Рубрики: Психология
Социальная психология
Социальная психология
Аннотация: Проанализировано, как существующие в мире человека три общественные формации ("общество потребления", "общество знания", "общество переживания") соотносятся с научными представлениями о трех реальностях человеческого бытия: эмпирической, социокультурной, экзистенциальной. Обосновано, что понимание каждой из них основано преимущественно либо на знании и значении, либо на мнении и смысле, либо на переживании и опыте.
3. Статья из журнала
Визгина, А. В. (кандидат педагогических наук; старший научный сотрудник).
Связь образа мира бакинских подростков с типами семейного взаимодействия / А. В. Визгина, М. А. Джерелиевская
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 52-64. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 63-64 (21 назв.). - References in Russian: с. 64 (9 назв.).
Связь образа мира бакинских подростков с типами семейного взаимодействия / А. В. Визгина, М. А. Джерелиевская
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 52-64. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 63-64 (21 назв.). - References in Russian: с. 64 (9 назв.).
Авторы: Визгина, А. В., Джерелиевская, М. А.
Ключевые слова: подростки, бакинские подростки, кластерный анализ, внутрисемейное взаимодействие, семантическое пространство, личная автономия, семантические связи, образ мира
Рубрики: Психология
Детская психология
Детская психология
Аннотация: Работа направлена на выявление особенностей смысловых связей, лежащих в основе образа мира подростков из семей с разным стилем внутрисемейного взаимодействия. В исследовании приняли участие подростки - жители Баку и их родители. В результате кластерного анализа ответов респондентов на опросник Взаимодействие ребенок - родитель И. М. Марковской семьи были разделены на три группы. Подростки каждой группы выполняли Методику описания семьи и Методику свободной сортировки понятий. В статье приведен результат работы подростков по методикам.
4. Статья из журнала
Масленкова, О. И. (психолог).
Разработка и эмпирическая проверка теоретической модели продуктивной аналогии / О. И. Масленкова, Ю. А. Тюменева, Е. В. Мовчан
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 134-144. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 143-144 (37 назв.). - References in Russian: с. 144 (1 назв.).
Разработка и эмпирическая проверка теоретической модели продуктивной аналогии / О. И. Масленкова, Ю. А. Тюменева, Е. В. Мовчан
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 134-144. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 143-144 (37 назв.). - References in Russian: с. 144 (1 назв.).
Авторы: Масленкова, О. И., Тюменева, Ю. А., Мовчан, Е. В.
Ключевые слова: продуктивная аналогия, модели продуктивной аналогии, решение задач, мышление по аналогии, теоретическая модель аналогии, эмпирические проверки
Рубрики: Психология
Общая психология
Общая психология
Аннотация: Разрабатывается и эмпирически проверяется теоретическая модель продуктивной аналогии, которая лучше соответствует процессам создания новых научных и технических идей, чем широко распространенная модель мышления по аналогии. Предполагается, что структура продуктивной аналогии включает кодирование актуальной задачи: ее ключевых элементов и отношений между ними, сканирование фоновой информации или долговременной памяти в поисках ситуаций или задач или их элементов, аналогичных таковым в текущей задаче, сопоставление найденных аналогов с текущей задачей с целью подбора наиболее подходящего, решение и оценку.
5. Статья из журнала
Степанова, М. А.
Психологические и философские аспекты исследования живого движения / М. А. Степанова
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 167-168. - ISSN 0042-8841. - Рец. на кн.: Зинченко В. П. Психология предметного действия / В. П. Зинченко ; ред. -сост. Н. Д. Гордеева, науч. ред. А. И. Назаров, Т. Г. Щедрина. - Москва : Санкт-Петербург : ЦГИ Принт, 2018. - 384 с.: ил.
Психологические и философские аспекты исследования живого движения / М. А. Степанова
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 167-168. - ISSN 0042-8841. - Рец. на кн.: Зинченко В. П. Психология предметного действия / В. П. Зинченко ; ред. -сост. Н. Д. Гордеева, науч. ред. А. И. Назаров, Т. Г. Щедрина. - Москва : Санкт-Петербург : ЦГИ Принт, 2018. - 384 с.: ил.
Авторы: Степанова, М. А.
Ключевые слова: рецензии, предметное действие, живое движение, анализ живого движения, психология живого движения, философия живого движения
Рубрики: Психология
Общая психология
Общая психология
6. Статья из журнала
Завершнева, Е. Ю. (кандидат психологических наук; доцент).
Психоз, язык и свобода поведения / Е. Ю. Завершнева
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 101-112. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 111-112 (30 назв.). - References in Russian: с. 112-113 (25 назв.).
Психоз, язык и свобода поведения / Е. Ю. Завершнева
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 101-112. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 111-112 (30 назв.). - References in Russian: с. 112-113 (25 назв.).
Авторы: Завершнева, Е. Ю.
Ключевые слова: психозы, язык, свобода поведения, аффект, культурно-историческая психология, экзистенциальный анализ, внутренняя речь, бредообразование
Рубрики: Психология
Медицинская психология
Медицинская психология
Аннотация: Вопрос о природе психозов рассматривается с привлечением теоретических положений культурно-исторической психологии, лакановского и экзистенциального анализа. Обсуждается высказанная в разное время Л. С. Выготским, Ж. Лаканом и Л. Бинсвангером гипотеза о том, что в основе психоза лежит утрата способности человека к свободному поведению. Эта утрата становится причиной ряда экзистенциальных проявлений психоза, которые в данной статье выделены как его характерные черты, а именно: нарушение границ Я и мира, обеднение мотивационной иерархии, трансформация системно-смыслового строения сознания, распад высших аффектов и связей человека с реальностью, оборачивание отношения "вещь - слово".
7. Статья из журнала
Широбоков, И. Г. (кандидат исторических наук; научный сотрудник).
Проблемность контрольной группы в дерматоглифике / И. Г. Широбоков
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 145-155. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 153-155 (31 назв.). - References in Russian: с. 155 (22 назв.).
Проблемность контрольной группы в дерматоглифике / И. Г. Широбоков
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 145-155. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 153-155 (31 назв.). - References in Russian: с. 155 (22 назв.).
Авторы: Широбоков, И. Г.
Ключевые слова: прогностическая дерматоглифика, прогнозирование, множественные сопоставления, пальцевые дерматоглифы, пальцевые узоры, девиантное поведение, психологические исследования
Рубрики: Психология
Практическая (консультативная) психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация: Результаты работ последних десятилетий свидетельствуют о специфичности пальцевых узоров лиц, склонных к девиантному и аддиктивному поведению, по сравнению с контрольными группами. Целью данного исследования является проверка гипотезы о наличии неслучайных, статистически значимых различий между дерматоглифическими признаками в группах добровольцев, согласившихся пройти процедуру снятия отпечатков первыми, и теми, кто прошел ее в последнюю очередь. Методическую основу исследования составили логический, сравнительный и формально-статистический методы анализа.
8. Статья из журнала
Чижов, Е. Д. (студент).
Представление о смерти и суицидальном поведении в виртуальных сообществах молодежи / Е. Д. Чижов, К. И. Алексеев
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 78-89. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 88-89 (29 назв.). - References in Russian: с. 89 (29 назв.).
Представление о смерти и суицидальном поведении в виртуальных сообществах молодежи / Е. Д. Чижов, К. И. Алексеев
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 78-89. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 88-89 (29 назв.). - References in Russian: с. 89 (29 назв.).
Авторы: Чижов, Е. Д., Алексеев, К. И.
Ключевые слова: смерть, самоубийства, суицид, факторы риска, защитные факторы, молодежь, молодежные интернет-дневники, виртуальные сообщества молодежи, дискурс-анализ
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология личности
Аннотация: Представлены первые результаты исследования дискурса смерти в молодежных интернет-сообществах, связанные с тематикой самоубийства (суицида). Это самая частотная тематика интернет-дискурса смерти, она представлена в более чем половине отобранных для анализа текстов. В описаниях суицидального поведения выделены проблемные ситуации, выход из которых человек ищет в самоубийстве; обозначены факторы, как повышающие вероятность самоубийства (суицидальные, или факторы риска), так и снижающие ее (антисуицидальные, или защитные факторы).
9. Статья из журнала
Моросанова, В. И. (доктор психологических наук; профессор; заведующая лабораторией).
От чего зависит надежность действий учащихся на экзамене / В. И. Моросанова, Е. В. Филиппова
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 65-77. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 76-77 (30 назв.). - References in Russian: с. 77-78 (17 назв.).
От чего зависит надежность действий учащихся на экзамене / В. И. Моросанова, Е. В. Филиппова
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 65-77. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 76-77 (30 назв.). - References in Russian: с. 77-78 (17 назв.).
Авторы: Моросанова, В. И., Филиппова, Е. В.
Ключевые слова: осознанная саморегуляция, надежность действий, личностные предикторы, регуляторнные предикторы, учащиеся, оценочная тревожность, государственные экзамены, ЕГЭ, единый государственный экзамен
Рубрики: Психология
Детская психология
Детская психология
Аннотация: Представлены результаты исследования регуляторных и личностных предикторов надежности действий учащихся на выпускных экзаменах в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ). Теоретически обосновано положение о том, что надежность осознанной саморегуляции выступает психологической основой надежности действий учащихся в ситуациях проверки знаний и является универсальным регуляторным ресурсом, обеспечивающим надежность действий учащегося на экзаменах.
10. Статья из журнала
Иванников, В. А. (доктор психологических наук; академик РАО; профессор).
Особенности представлений о личности в советской психологии / В. А. Иванников
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 156-166. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 165-166 (34 назв.). - References in Russian: с. 166 (34 назв.).
Особенности представлений о личности в советской психологии / В. А. Иванников
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 156-166. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 165-166 (34 назв.). - References in Russian: с. 166 (34 назв.).
Авторы: Иванников, В. А.
Ключевые слова: личность, особенности личности, советская психология, марксистские принципы, деятельность, субъект, отношение
Рубрики: Психология
История психологии
История психологии
Аннотация: Анализируются подходы к пониманию личности в советской психологии, которые разрабатывались на основе марксистских принципов, сформулированных С. Л. Рубинштейном. Это признание роли деятельности в формировании человека и его психики, это признание роли порождаемого деятельностью человека предметного мира в развитии психики человека, и это признание истории человечества в порождении и развитии сознания.
11. Статья из журнала
Образовательная среда и эмоционально-личностное развитие дошкольников / О. В. Алмазова [и др.].
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 40-51. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 50-51 (27 назв.). - References in Russian: с. 51 (7 назв.).
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 40-51. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 50-51 (27 назв.). - References in Russian: с. 51 (7 назв.).
Авторы: Алмазова, О. В., Белолуцкая, А. К., Бухаленкова, Д. А., Веракса, А. Н., Гаврилова, М. Н.
Ключевые слова: качество образовательной среды, детские сады, эмоциональный интеллект, теория сознания, дошкольники, эмоционально-личностное развитие, образовательная среда, методики
Рубрики: Психология
Детская психология
Детская психология
Аннотация: Изложены результаты исследования взаимосвязи качества образовательной среды детских садов и уровня эмоционально-личностного развития дошкольников. Для оценки качества среды были использованы шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (Early Childhood Environment Rating Scale-Revised, ECERS-R). Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников была произведена с использованием методик "Теория сознания" и "Понимание эмоций".
12. Статья из журнала
Асмолов, А. Г. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой).
Культурные практики поддержки конструктивного и деструктивного разнообразия в сложных системах / А. Г. Асмолов, С. С. Сорокина
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 3-15. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 13-14 (51 назв.). - References in Russian: с. 15 (44 назв.).
Культурные практики поддержки конструктивного и деструктивного разнообразия в сложных системах / А. Г. Асмолов, С. С. Сорокина
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 3-15. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 13-14 (51 назв.). - References in Russian: с. 15 (44 назв.).
Авторы: Асмолов, А. Г., Сорокина, С. С.
Ключевые слова: толерантность, порог толерантности, разнообразие, терпимость, редукция разнообразия, тоталитаризм, конструктивное разнообразие, деструктивное разнообразие, полифония, какофония, диалог, преадаптация, адаптация, культурные практики
Рубрики: Психология
Общая психология
Общая психология
Аннотация: Рассматривается понятие толерантности как нормы поддержки разнообразия. Отстаивается представление о том, что толерантность не подразумевает принятия любого разнообразия. Обосновывается необходимость различения конструктивного и деструктивного разнообразия. Предпринимается попытка поставить вопросы, ответы на которые помогут понять разницу между толерантностью и терпимостью.
13. Статья из журнала
Апресян, Р. Г. (доктор философских наук; профессор; главный научный сотрудник; руководитель сектора).
Концепция социально-эмоционального обучения и задачи морального воспитания / Р. Г. Апресян
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 29-39. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 37-39 (35 назв.).
Концепция социально-эмоционального обучения и задачи морального воспитания / Р. Г. Апресян
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 29-39. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 37-39 (35 назв.).
Авторы: Апресян, Р. Г.
Ключевые слова: социально-эмоциональное обучение, эмоциональный интеллект, этика, социально-моральное воспитание, моральное воспитание, функциональная неоднородность морали, ценностно-императивная неоднородность морали
Рубрики: Психология
Социальная психология
Социальная психология
Аннотация: Статья представляет собой отклик философа-этика на распространение по всему миру, а постепенно и в России, программ социально-эмоционального обучения и попыток расширения их содержания за счет включения этического компонента. Потенциал программ социально-эмоционального обучения для социально-морального воспитания весьма высок. Это обусловлено тем, что они предлагают вместо обычного для российской педагогическо-воспитательной практики подхода, заключающегося в трансляции идей и убеждений (нередко сводимых к патриотизму и коллективизму), формирование у ребенка социальных и эмоциональных компетенций.
14. Статья из журнала
К юбилею А. Б. Леоновой
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 169-170. - ISSN 0042-8841.
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 169-170. - ISSN 0042-8841.
Ключевые слова: юбилеи ученых, биографии, научная деятельность, доктора психологических наук, инженерная психология, психология труда
Рубрики: Психология
Общая психология
Общая психология
Аннотация: Краткий обзор трудовой деятельности в связи с 70-летием со дня рождения доктора психологических наук, профессора факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Анны Борисовны Леоновой.
15. Статья из журнала
Леонтьев, Д. А. (доктор психологических наук; профессор).
Жизненная позиция личности: от теории к операционализации / Д. А. Леонтьев, А. Е. Шильманская
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 90-100. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 99-100 (25 назв.). - References in Russian: с. 100 (24 назв.).
Жизненная позиция личности: от теории к операционализации / Д. А. Леонтьев, А. Е. Шильманская
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 90-100. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 99-100 (25 назв.). - References in Russian: с. 100 (24 назв.).
Авторы: Леонтьев, Д. А., Шильманская, А. Е.
Ключевые слова: личность, жизненная позиция личности, ЖПЛ, субъектность, осознанность, гармония, психометрические инструменты, операционализация
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология личности
Аннотация: Представлен обзор попыток ввести понятия позиции личности в психологии, конструирования понятия жизненной позиции личности в современном контексте и результатов разработки нового опросника "Жизненная позиция личности". Анализ литературы показывает, что понятие позиции является многомерным и разноплановым. Выделяются две основные тенденции рассмотрения понятия позиции: как объективного положения в группе и как субъективного отношения, однако наиболее проработанные подходы рассматривают позицию личности как то, что связывает объективные и субъективные аспекты, внешний жизненный мир с внутренним.
16. Статья из журнала
Гендерные различия в принятии моральных решений / Т. И. Медведева [и др.]
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 124-133. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 133 (21 назв.). - References in Russian: с. 133 (3 назв.).
// Вопросы психологии. - 2019. - № 1. - С. 124-133. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 133 (21 назв.). - References in Russian: с. 133 (3 назв.).
Авторы: Медведева, Т. И., Ениколопов, С. Н., Воронцова, О. Ю., Казьмина, О. Ю.
Ключевые слова: нейропсихологическое тестирование, моральные дилеммы, гендерные различия, половые различия, принятие моральных решений
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология личности
Аннотация: Анализируются гендерные различия в принятии моральных решений. Исследуется связь моральных выборов и особенностей принятия рациональных и основанных на эмоциональном опыте решений. Использованы "Моральные дилеммы", предложенные Дж. Д. Грином и переведенные на русский язык. Способность к рациональному принятию решений оценивалась с помощью Висконсинского теста сортировки карточек (WCST). Принятие решений на основе эмоционального опыта оценивалось с помощью игровой задачи (IGT).