Найдено документов - 269 | Найти похожие: "Индекс ББК" = '83.01 или 83.001' | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Книга

Головко В. М.
Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра : учебное пособие по английскому языку / Головко В. М.,Прозорова В. В. - 2-е изд. - Москва : ФЛИНТА, 2023. - 439 с. - ISBN 978-5-9765-5329-3.
Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра : учебное пособие по английскому языку / Головко В. М.,Прозорова В. В. - 2-е изд. - Москва : ФЛИНТА, 2023. - 439 с. - ISBN 978-5-9765-5329-3.
Авторы: Головко В. М., Прозорова В. В.
Шифры:
Полочный: ЭБС ЛАНЬ
ББК: 83.01;
Полочный: ЭБС ЛАНЬ
ББК: 83.01;
Аннотация: Два взаимосвязанных аспекта находятся в центре внимания при рассмотрении вопросов герменевтики и типологии жанра русской реалистической повести: познавательные возможности этого жанра, законы эстетического «видения» и «понимания» действительности в нем и принципы исследовательскогопониманияего органической целостности, специфики познавательных качеств, «Архитектонически устойчивое и динамически живое» (М. М. Бахтин) в жанровом типе русской реалистической повести, внутренний потенциал сюжетно-композиционной структуры, жанроформирующие факторы и выражение авторской позиции в системе реалистического стиля — таков круг проблем, позволяющих на основе историко-литературного анализа делать выводы о типологических особенностях повести, наименее изученного жанра эпической прозы.
Для просмотра необходимо войти в личный кабинет
2. Книга

Головко В. М.
Поэтика русской повести : научное издание / Головко В. М.,Тамахиной В. М. - 2-е изд. - Москва : ФЛИНТА, 2023. - 191 с. - ISBN 978-5-9765-5325-5.
Поэтика русской повести : научное издание / Головко В. М.,Тамахиной В. М. - 2-е изд. - Москва : ФЛИНТА, 2023. - 191 с. - ISBN 978-5-9765-5325-5.
Авторы: Головко В. М., Тамахиной В. М.
Шифры:
Полочный: ЭБС ЛАНЬ
ББК: 83.01;
Полочный: ЭБС ЛАНЬ
ББК: 83.01;
Аннотация: В книге поэтика произведения рассматривается как внутреннее единство идейно-эстетического целого. Анализируются индивидуальные и типологические особенности повестей русских писателей-реалистов. Сюжетно-композиционная система, поэтика художественного общения, источники литературного произведения — таков круг проблем, позволяющих соотнести конкретный анализ с исторически обусловленными тенденциями жанровой эволюции повести. Для литературоведов, аспирантов, студентов, учителей-словесников.
Для просмотра необходимо войти в личный кабинет
3. Книга
Аникеева, Е. С.
Интермедиальность поэтического дискурса : монография / Е. С. Аникеева, Л. П. Прохорова ; Министерство образования и науки РФ ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет". - Кемерово : [КемГУ], 2016. - 112 с. - ISBN 978-5-8353-2053-0. - Текст : непосредственный.
Интермедиальность поэтического дискурса : монография / Е. С. Аникеева, Л. П. Прохорова ; Министерство образования и науки РФ ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет". - Кемерово : [КемГУ], 2016. - 112 с. - ISBN 978-5-8353-2053-0. - Текст : непосредственный.
Авторы: Аникеева Е. С., Прохорова Л. П.
Шифры:
Полочный: 83.01
Авторский знак: А 67
ББК: 83.01; 83.001;
Полочный: 83.01
Авторский знак: А 67
ББК: 83.01; 83.001;
Ключевые слова: интермедиальные дискурсы, искусство слова, монографии, поэтика, поэтические дискурсы, специфика литературы
Рубрики: Литературоведение - Поэтика
Аннотация: Монография посвящена проблемам изучения интермедиального поэтического дискурса, реализующегося в поэтических текстах, образованных на стыке поэзии и визуальных практик.
Экземпляры: Всего: 1, из них:
Аб4 (ул.Кутузова,12) - свободно 1 из 1
Аб4 (ул.Кутузова,12) - свободно 1 из 1
Для просмотра необходимо войти в личный кабинет
4. Книга
Литературное произведение как герменевтическая проблема : коллективная монография / Ю. В. Подковырин [и др.] ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет". - Кемерово : [КемГУ], 2011. - 120 с. - ISBN 978-5-8353-1144-6. - Текст : непосредственный.
Авторы: Подковырин Ю. В., Дрейфельд О. В., Фуксон Л. Ю., Павлов А. М., Лагода М. А.
Шифры:
Полочный: 83.01
Авторский знак: Л 64
ББК: 83.01;
Полочный: 83.01
Авторский знак: Л 64
ББК: 83.01;
Ключевые слова: воображаемый мир героя, воображаемый мир героя, герменевтика гротеска, драматургия, литературные герои, монографии, поэтика, смех
Рубрики: Литературоведение - Поэтика
Аннотация: Исследование посвящено феномену литературного художественного произведения как особому предмету понимания.
Экземпляры: Всего: 2, из них:
Аб4 (ул.Кутузова,12) - свободно 2 из 2
Аб4 (ул.Кутузова,12) - свободно 2 из 2
5. Книга
Жинкин, Н. И.
Язык-речь-творчество. Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике : избранные труды / Н. И. Жинкин. - Москва : Лабиринт, 1998. - 366 с. - ISBN 5-87604-109-2. - Текст : непосредственный.
Язык-речь-творчество. Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике : избранные труды / Н. И. Жинкин. - Москва : Лабиринт, 1998. - 366 с. - ISBN 5-87604-109-2. - Текст : непосредственный.
Авторы: Жинкин Н. И.
Шифры:
Полочный: 81.006
Авторский знак: Ж 72
ББК: 81.006; 83.001; 88.2;
Полочный: 81.006
Авторский знак: Ж 72
ББК: 81.006; 83.001; 88.2;
Ключевые слова: грамматика, комумникативные системы, научные издания, письменная речь, психология речи, речь, язык, мышление, семиотика, психолингвистика, поэтика, сборники научных трудов
Рубрики: Языкознание - Язык и речь - Мегапроект "Пушкинская библиотека"
Экземпляры: Всего: 1, из них:
хр (пр.Металлургов,19) - свободно 1 из 1
хр (пр.Металлургов,19) - свободно 1 из 1
6. Книга
Бурчак В. П.
Аллегория как стилевой прием политического жанра поэтов-демократов России 1870-х годов : материал спецсеминара / В. П. Бурчак ; Министерство образования Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет. - Новокузнецк : [б. и.], 1995. - 39 с. - Текст : непосредственный.
Аллегория как стилевой прием политического жанра поэтов-демократов России 1870-х годов : материал спецсеминара / В. П. Бурчак ; Министерство образования Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет. - Новокузнецк : [б. и.], 1995. - 39 с. - Текст : непосредственный.
Авторы: Бурчак В. П.
Шифры:
Полочный: 83.01
Авторский знак: Б 91
ББК: 83.01;
Полочный: 83.01
Авторский знак: Б 91
ББК: 83.01;
Ключевые слова: ретроввод 2013, русские поэты, поэты-демократы, художественные функции, поэзия, филологические факультеты, студенты, аллегория, стилевые приемы, политические жанры, методические рекомендации
Рубрики: Литературоведение - Поэтика
Труды сотрудников КузГПА - Методические пособия
Труды сотрудников КузГПА - Методические пособия
Аннотация: Учебное пособие для студентов филологического факультета и учителей литературы гимназий и средних школ. Исследуются стилевые искания русских поэтов-демократов 1870-х годов. в частности, исходя из понимания аллегории, как она сложилась в системе немецкой классической и постклассической эстетики.
Экземпляры: Всего: 1, из них:
Аб2 (пр.Пионерский,13) - свободно 1 из 1
Аб2 (пр.Пионерский,13) - свободно 1 из 1
7. Книга
Семиотика / сост., вступит. ст., общ. редакция Ю. С. Степанова ; ред. Н. Н. Попов. - Москва : Радуга, 1983. - 636 с. - Текст : непосредственный.
Шифры:
Полочный: 81.001
Авторский знак: С 30
ББК: 81.001; 83.001; 87.487;
Полочный: 81.001
Авторский знак: С 30
ББК: 81.001; 83.001; 87.487;
Ключевые слова: знаки, знаковая система, теория знаков, психогенез знаний, сущность языка, семиотика языка, усвоение языка, семантические примитивы, грамматика Монтегю, нарративное произведение
Рубрики: Языкознание - Общее языкознание - Язык как система знаков. Семиотика языка (лингвосемиотика)
Литературоведение - Художественная литература как искусство слова
Философия - Логика в семиотике
Литературоведение - Художественная литература как искусство слова
Философия - Логика в семиотике
Аннотация: Семиотика находит свои объекты повсюду - в языке, математике, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений. Но везде ее непосредственным предметом является знаковая система. Каковы бы ни были знаковые системы - действуют ли они в обществе, в природе или человеке (его организме, мышлении и психике), - они предмет семиотики. Предлагаемый читателю сборник составили работы, в настоящее время (иногда помимо собственного мнения их авторов) относящиеся к семиотике языка и литературы. Суть их - в последовательном сближении и наконец в слиянии исследований языка и литературы под определенным углом зрения - семиотическим. В сборнике рассматривается междисциплинарные проблемы на пересечении интересов семиотики языка, психологии и литературоведения. Публикуются работы английских, французских, испанских авторов (Р. Барт, К. Леви-Стросс, Ж. Пиаже и др.).
Экземпляры: Всего: 1, из них:
Аб4 (ул.Кутузова,12) - свободно 1 из 1
Аб4 (ул.Кутузова,12) - свободно 1 из 1
8. Книга
Виноградов, В. В.
О языке художественной прозы : избранные труды / В. В. Виноградов. - Москва : Наука, 1980. - 360 с. - Текст : непосредственный.
О языке художественной прозы : избранные труды / В. В. Виноградов. - Москва : Наука, 1980. - 360 с. - Текст : непосредственный.
Авторы: Виноградов В. В.
Шифры:
Полочный: 81.0
Авторский знак: В 49
ББК: 81.055.1; 83.001;
Полочный: 81.0
Авторский знак: В 49
ББК: 81.055.1; 83.001;
Ключевые слова: литературные стили, композиционный анализ, стилистика, поэтика, риторика, риторический анализ, риторические формы, история русского языка
Рубрики: Языкознание - Общее языкознание
Литературоведение - Теория литературы
Литературоведение - Теория литературы
Аннотация: Настоящий том продолжает серию Избранных трудов академика В. В. Виноградова и непосредственно связан с книгой "Поэтика русской литературы" ("Наука", 1976). В том вошли работы 20-30-х годов. На материале творчества протопопа Аввакума, Пушкина, русских прозаиков XX в. Виноградов ставит теоретические проблемы, представляющие значительный интерес для современной филологической науки.
Экземпляры: Всего: 7, из них:
Аб4 (ул.Кутузова,12) - свободно 6 из 7
Аб4 (ул.Кутузова,12) - свободно 6 из 7
9. Книга
Вопросы поэтики литературы и фольклора / научный редактор С. Г. Лазутин. - Воронеж : Издательство воронежского университета, 1976. - 166 с. - Текст : непосредственный.
Шифры:
Полочный: 82.01
Авторский знак: В 74
ББК: 82.01; 83.01;
Полочный: 82.01
Авторский знак: В 74
ББК: 82.01; 83.01;
Ключевые слова: баллады, былины, колыбельные песни, литературные жанры, метафоры, песенный фольклор, поэтика литературы, поэтика романтической литературы, поэтика фольклора, психологизм в литературе, фольклорные жанры
Рубрики: Фольклор - Теория фольклора
Аннотация: Сборник посвящен проблемам поэтики фольклора и литературы. Освещена специфика фольклорных и литературных жанров, особенности их поэтики, роль фольклора в формировании поэтики романтической литературы, переосмысление писателем романтических традиций. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Экземпляры: Всего: 1, из них:
Аб4 (ул.Кутузова,12) - свободно 1 из 1
Аб4 (ул.Кутузова,12) - свободно 1 из 1
10. Статья из журнала
Грязнова, А. Т. (кандидат филологических наук; профессор; Московский педагогический государственный университет).
Языковые механизмы смыслообразования в стихотворении О. Мандельштама "Дворцовая площадь" = The sense-making mechanisms in O. Mandelstam`s poem "Palace Square" / Анна Тихоновна Грязнова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 36-43. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 42-43 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Языковые механизмы смыслообразования в стихотворении О. Мандельштама "Дворцовая площадь" = The sense-making mechanisms in O. Mandelstam`s poem "Palace Square" / Анна Тихоновна Грязнова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 36-43. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 42-43 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Грязнова, А. Т.
Ключевые слова: лингвопоэтический анализ, когнитивный подход, стихотворения, смыслообразование, вертикальный контекст, метафтонимия, русские поэты, анализ стихотворений
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Поэтика
Русская литература XX в.
Поэтика
Аннотация: С когнитивных позиций анализируется механизм смыслообразования, главным инструментом создания которого в стихотворении Осипа Мандельштама "Дворцовая площадь" является вертикальный контекст.
11. Статья из журнала
Грязнова, А. Т. (кандидат филологических наук; профессор; Московский педагогический государственный университет).
Языковые маркеры топосных текстов в стихотворении А. И. Одоевского "Куда несетесь вы..." : (к 220-летию со дня рождения) / Анна Тихоновна Грязнова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 51-59. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 58-59 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Языковые маркеры топосных текстов в стихотворении А. И. Одоевского "Куда несетесь вы..." : (к 220-летию со дня рождения) / Анна Тихоновна Грязнова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 1. - С. 51-59. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 58-59 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Грязнова, А. Т.
Ключевые слова: лингвопоэтический анализ, топосные тексты, стихотворения, локальные тексты, кавказские топосные тексты, сибирские топосные тексты, русские поэты, анализ стихотворений, языковые маркеры, лингвистические концепты, символы, интертекстуальные вкрапления, концепты
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Поэтика
Русская литература XIX в.
Поэтика
Аннотация: В процессе лингвопоэтического анализа стихотворения Александра Ивановича Одоевского "Куда несетесь вы... " рассматриваются языковые маркеры "кавказского" и "сибирского" топосных (локальных) текстов, для чего используются методы сравнительного, интертекстуального, культурологического анализа, в основе которых лежит компонентная характеристика лексики.
12. Статья из журнала
Касаткин, Л. Л.
Язык - свидетель беспристрастный: проблема авторства сказки "Конек-горбунок" / Л. Л. Касаткин, Р. Ф. Касаткина
// Известия РАН. Серия литературы и языка. - 2012. - Т. 71, № 5. - С. 23-45. - ISSN 0321-1711. - Библиогр.: с. 43-45 (60 назв. ).
Язык - свидетель беспристрастный: проблема авторства сказки "Конек-горбунок" / Л. Л. Касаткин, Р. Ф. Касаткина
// Известия РАН. Серия литературы и языка. - 2012. - Т. 71, № 5. - С. 23-45. - ISSN 0321-1711. - Библиогр.: с. 43-45 (60 назв. ).
Авторы: Касаткин, Л. Л., Касаткина, Р. Ф.
Ключевые слова: авторство литературных произведений, анализ художественного произведения, говоры, диалектизмы, диалекты, псковский говор, русские писатели, сказки, творчество писателей, тобольский говор, тобольский диалект, язык писателя, язык художественных произведений
Рубрики: Литературоведение
Поэтика
Поэтика
Аннотация: Статья посвящена вопросу об авторстве сказки “Конек-горбунок”. Проанализировано более ста разных диалектных черт, представленных в первом издании сказки. Установлено, что Петр Павлович Ершов не мог быть автором значительной части этих примеров, так как эти диалектные черты отсутствуют в его родном тобольском диалекте. С другой стороны, бoльшая их часть свойственна псковским говорам, хорошо известным Александру Сергеевичу Пушкину, использовавшему эти диалектизмы в своих произведениях. Это безусловное свидетельство того, что автором первого издания сказки был А. С. Пушкин.
13. Статья из журнала
Белавина, Е. М. (кандидат филологических наук).
Эстетический потенциал автоперевода: французские стихи Джона Эшбери / Е. М. Белавина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 4. - С. 154-163. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49425143. - Библиогр. в примеч.
Эстетический потенциал автоперевода: французские стихи Джона Эшбери / Е. М. Белавина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 4. - С. 154-163. - ISSN 0130-0075. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49425143. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Белавина, Е. М.
Ключевые слова: французские стихи, язык французской поэзии, современная поэзия, автопереводы, авангард, литературная рецепция
Рубрики: Литературоведение
Поэтика
Поэтика
Аннотация: Цель статьи - описать успешные писательские стратегии, позволившие американскому поэту в середине 20 в. создать тексты на французском языке, которые оказались в центре научной мысли того времени (переход к постструктурализму) ; провести лингвостилистический анализ ключевых эстетических инноваций, характерных для новой модели письма. Французские стихи американского поэта Джона Эшбери, благосклонно принятые критиками, публикой и друзьями-поэтами, были написаны сразу по-французски, и только потом автор записал их по-английски. Логическую несвязность текстов Эшбери, созданных в авангардной манере, критики характеризуют латинским термином non sequitur. Приводится анализ ритмико-синтаксических особенностей дискурса автопереводов Эшбери. Литературная теория постструктурализма и новаторские формы письма создавались в трансатлантическом культурном диалоге, это благоприятствовало литературной рецепции.
14. Статья из журнала
Исупов, К. Г. (кандидат филологических наук, доктор философских наук, профессор).
Эстетика новой архаики / Константин Исупов
// Вопросы литературы. - 2016. - № 6. - С. C. 231-283. - Примеч.: с. 231-234, 238-240, 244, 246, 248, 249, 251, 253, 256, 258, 260-263, 265, 266, 268-271. - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/issue/2770540. - Библиогр.: с. 271-283.
Эстетика новой архаики / Константин Исупов
// Вопросы литературы. - 2016. - № 6. - С. C. 231-283. - Примеч.: с. 231-234, 238-240, 244, 246, 248, 249, 251, 253, 256, 258, 260-263, 265, 266, 268-271. - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/issue/2770540. - Библиогр.: с. 271-283.
Авторы: Исупов, К. Г.
Ключевые слова: писатели, поэты, поэты-символисты, символизм, эстетика творчества, философия культуры, литературная критика, риторика
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Литература русского зарубежья
Поэтика
Русская литература XX в.
Литература русского зарубежья
Поэтика
Аннотация: Дается анализ эстетики слова и философии творчества Вячеслава Иванова. Особое внимание уделено поэтике архаического слова в связи с символизмом как центральной литературной школой Серебряного века. Творчество Иванова рассматривается на фоне критических отзывов современников на его поэтические опыты и литературно-эстетические труды.
15. Статья из журнала
Николаева, Н. А. (кандидат филологических наук; доцент).
Эмблема в произведениях Л. Н. Толстого / Н. А. Николаева
// Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. - 2018. - Вып. 1, март. - С. 82-93. - Библиогр.: с. 90-93 (25 назв. ). - 1 рис.
Эмблема в произведениях Л. Н. Толстого / Н. А. Николаева
// Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. - 2018. - Вып. 1, март. - С. 82-93. - Библиогр.: с. 90-93 (25 назв. ). - 1 рис.
Авторы: Николаева, Н. А.
Ключевые слова: аллегории, барочная эмблематика, книги, проза, писатели, публицисты, приемы отстранения, романы, рассказы, смыслообразы, символы, ученые, эмблематический жанр, эмблемы
Рубрики: Литературоведение
Русская литература в целом
Поэтика
Русская литература в целом
Поэтика
Аннотация: Рассматривается присутствие в произведениях Л. Н. Толстого элементов барочной эмблематики, в его творчестве находит отражение одно из главных свойств эмблемы - извлечь из конкретного и видимого образа скрытые в нем высшие и вечные смыслы.
16. Статья из журнала
Сухих, И. Н.
Что происходит на границах? : жанровые семейства и межродовые жанры / Игорь Николаевич Сухих
// Литература - Первое сентября. - 2014. - № 3. - С. 53-58. - ил.
Что происходит на границах? : жанровые семейства и межродовые жанры / Игорь Николаевич Сухих
// Литература - Первое сентября. - 2014. - № 3. - С. 53-58. - ил.
Авторы: Сухих, И. Н.
Ключевые слова: литература, литературные жанры, литературные роды, жанровая классификация, жанровые семейства, межродовые жанры
Рубрики: Литературоведение
Поэтика
Поэтика
Аннотация: Фрагменты книги И. Н. Сухих "Практическая поэтика", печатаемые в режиме препринта, посвящены трудностям жанровой классификации литературы.
17. Статья из журнала
Чернейко, Л. О. (доктор филологических наук).
Читательское восприятие в науке о литературе: к истории и теории вопроса. Ч. 2 / Л. О. Чернейко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 1. - С. 89-98. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Читательское восприятие в науке о литературе: к истории и теории вопроса. Ч. 2 / Л. О. Чернейко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 1. - С. 89-98. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Чернейко, Л. О.
Ключевые слова: читательское восприятие, восприятие художественного текста, литературные приемы, лирические эмоции, модус сознания, удивление, деструктивное удивление, остраннение, перцепция, рецепция
Рубрики: Литературоведение
Поэтика
Поэтика
Аннотация: Вторая часть статьи посвящена феномену удивления, значимому для изучения читательского восприятия художественного текста и для понимания остраннения не только как литературного приема, но и как определенного состояния сознания читателя. В неоднозначной трактовке современной психологией этого состояния психики человека, взятого в статусах и базовой эмоции, и интеллектуальной оценки, нет противоречия, поскольку попытка понять мир сопровождается переживанием интенционального предмета, если не начинается с него. Однако новое, неведомое, будучи объектом-причиной удивления как интеллектуально-когнитивного состояния сознания, вызывает у разных людей прямо противоположные эмоциональные реакции - приязнь (приятие вплоть до восторга) и неприязнь (неприятие вплоть до раздражения). Именно эти эмоциональные эпифеномены удивления могут служить аргументом для разграничения рассматриваемого интеллектуального состояния на "удивление+", когда новое вызывает эмоциональное приятие и интеллектуальный интерес, и "удивление–", когда новое вызывает эмоциональное неприятие, не оставляющее места когнитивным устремлениям разума. Речевые примеры эмоциональной амбивалентности удивления представлены и в русском, и в других языках. Особое внимание уделяется связи понятия "удивление" с понятием "остраннение", а также их связи с авторской позицией. У становления текста есть и когнитивно-эстетическая причина, состоящая в осмыслении автором жизни через удивление в его двух ипостасях - приятии и отторжении, и формально-эстетическая цель, подтверждаемая черновиками. Изучение материала позволило прийти к выводу, что удивление автора (в любой из авторских художественных ипостасей) с его диаметрально противоположными эпифеноменами является причиной остраннения как вербально-композиционного воплощения этого модуса сознания в художественном тексте. При этом доминирует "удивление–" и адекватный ему прием остраннения в заданном рамками этого вида удивления языковом воплощении.
18. Статья из журнала
Чернейко, Л. О. (доктор филологических наук).
Читательское восприятие в науке о литературе: к истории и теории вопроса. Ч. 1 / Л. О. Чернейко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 6. - С. 85-99. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Читательское восприятие в науке о литературе: к истории и теории вопроса. Ч. 1 / Л. О. Чернейко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 6. - С. 85-99. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Чернейко, Л. О.
Ключевые слова: литературные приемы, читательское восприятие, восприятие художественного текста, художественные тексты, структура текста, когнитивная поэтика, ритм текста
Рубрики: Литературоведение
Поэтика
Поэтика
Аннотация: Статья посвящена актуальной для современного состояния науки о литературе проблеме изучения восприятия художественного текста, взятой в ее проекции на теоретические предпосылки отечественной предыстории европейской рецептивной эстетики. В отечественной филологии сложились два направления в подходе к художественному тексту - психологическое и сугубо формальное. Когнитивная поэтика как магистральное современное направление в науке о литературе объединяет эти подходы в свете тех целей, которые она перед собой ставит: изучение как формально-смысловой организации теста, так и его понимания читателем. В фокусе исследования художественного произведения лежит его понимание, следовательно, в научном приоритете оказывается смысл текста, а также разработка алгоритмов его реконструкции в читательском восприятии. В связи с этим особое значение имеет терминологический аппарат, предполагающий разграничение терминов триады "восприятие - перцепция - рецепция". Особое внимание в изучении проблемы читательского восприятия уделяется концепции о влиянии ритма текста на его восприятие читателем.
19. Статья из журнала
Петров, А. М. (кандидат филологических наук).
Числовые модели в поэтике русских духовных стихов (категории времени и пространства) / А. М. Петров
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2014. - № 2. - С. 7-24. - ISSN 0201-7385 ; 0130-0075. - Электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр. в примеч.
Числовые модели в поэтике русских духовных стихов (категории времени и пространства) / А. М. Петров
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2014. - № 2. - С. 7-24. - ISSN 0201-7385 ; 0130-0075. - Электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Петров, А. М.
Ключевые слова: духовные стихи, русская литература, символика чисел, числовые модели, хронотоп, время, пространство, числа, сюжеты, сюжетные стереотипы, мифологизм
Рубрики: Литературоведение
Поэтика
Поэтика
Аннотация: Рассматривается роль числовых моделей в выражении категорий времени и пространства русских духовных стихов. Выявляются формы взаимодействия времени и пространства, устанавливаются мифологические истоки традиционных фольклорных сюжетных стереотипов.
20. Статья из журнала
Москвин, Г. В. (кандидат филологических наук).
Четыре портрета (эволюция словесного портрета романного героя М. Ю. Лермонтова - лермонтовского человека) / Г. В. Москвин
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2018. - № 2. - С. 61-72. - ISSN 0130-0075. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр. в примеч.
Четыре портрета (эволюция словесного портрета романного героя М. Ю. Лермонтова - лермонтовского человека) / Г. В. Москвин
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2018. - № 2. - С. 61-72. - ISSN 0130-0075. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Москвин, Г. В.
Ключевые слова: проза, романы, повести, портреты, главные герои, лермонтовский человек, литературные персонажи, Вадим, Печорин, Лугин, образы героев
Рубрики: Литературоведение
Поэтика
Русская литература XIX в.
Поэтика
Русская литература XIX в.
Аннотация: Анализируются словесные портреты главных героев романов М. Ю. Лермонтова "Вадим", "Княгиня Лиговская", "Герой нашего времени" и начатой повести "Штосс": Вадима, Жоржа Печорина, Григория Александровича Печорина и Лугина. Устанавливается общее художественное основание их создания - единство образа героя прозы Лермонтова. При анализе обнаруживается, что во всех рассматриваемых портретах есть базовые общие характеристики, присущие выделяемому в творчестве Лермонтова типу лермонтовского человека, литературной категории, позволяющей установить связь между идеей автора и характером ее воплощения через сюжетную деятельность главного героя в данных произведениях.