Найдено документов - 15 | Статьи из журнала: Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология : научный журнал. № 4 / учредители: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Социологический факультет ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Барков, С. А. (доктор социологических наук; профессор; заведующий кафедрой; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра экономической социологии и менеджмента).
Экономическая социология и менеджмент в спектре современных управленческих и экономических идей / С. А. Барков, А. В. Маркеева, А. А. Осеев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 207-233. - Библиогр.: с. 230-231. - Ref.: p. 231-233.
Экономическая социология и менеджмент в спектре современных управленческих и экономических идей / С. А. Барков, А. В. Маркеева, А. А. Осеев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 207-233. - Библиогр.: с. 230-231. - Ref.: p. 231-233.
Авторы: Барков, С. А., Маркеева, А. В., Осеев, А. А.
Ключевые слова: выставка идей, гибкий формат знаний, иерархия идей, менеджмент, постмодерн, социальные институты, старение населения, управленческие процессы, цифровая коммуникация, экономика, экономические процессы
Рубрики: Социология
Экономическая социология
Экономическая социология
Аннотация: Статья посвящена радикальным преобразованиям структуры знания в современной экономической социологии и теории менеджмента, переходу от стройных иерархий идей к постмодернистскому рынку концепций. Авторами проведен сравнительный анализ такой трансформации в экономической социологии и теории менеджмента, выявлены общие закономерности и специфические факторы, определившие различие научных полей двух данных направлений в науке. К последним отнесены: 1) субъекты, проводящие научные исследования (в теории менеджмента наряду с учеными такой практикой занимались менеджеры, консультанты, люди, так или иначе связанные с бизнесом), 2) терминологический арсенал наук (в теории менеджмента активно создавался специфический язык для общения руководителей и подчиненных), 3) использование маркетинговых и PR-технологий для продвижения идей. Совокупность данных факторов определила особый "ландшафт" предметных областей экономической социологии и теории менеджмента. В статье сделан вывод о том, что несмотря на имеющиеся проблемы, обусловленные мультипарадигмальностью, складывающийся "гибкий" формат социогуманитарного знания открывает новые возможности для творчества в условиях быстрых изменений социальной реальности, устаревания классических подходов к ее познанию, а также осознания бесконечного разнообразия явлений и процессов в сфере экономики и менеджмента. В такой ситуации каждый научный коллектив должен выбрать свое особое место на выставке идей, создать свои привлекательные для научного сообщества и широкой общественности выставочные "экспонаты". Среди разнообразия актуальных и востребованных направлений исследований в статье определены три ключевых тематических блока, отражающих научные приоритеты кафедры экономической социологии и менеджмента Московского университета: 1) институциональные изменения и институциональный контекст социально-экономических и управленческих процессов, 2) старение населения и цифровизация как ключевые факторы трансформации экономики и управления, 3) социально-экономические процессы и явления в зеркале цифровой коммуникации.
2. Статья из журнала
Ци Цзо (аспирант; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Цифровое доверие в процессе цифровой трансформации Китая: методология и результаты эмпирического исследования / Ци Цзо. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 293-303. - Библиогр.: с. 303. - Ref.: p. 303.
Цифровое доверие в процессе цифровой трансформации Китая: методология и результаты эмпирического исследования / Ци Цзо. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 293-303. - Библиогр.: с. 303. - Ref.: p. 303.
Авторы: Ци Цзо
Ключевые слова: межличностное доверие, факторный анализ, цифровая трансформация, цифровое доверие, цифровые технологии
Рубрики: Социология
Социология общества
Социология общества
Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам цифровой трансформации Китая и роли цифрового доверия в ней. Цифровая трансформация - это долгосрочный всеобъемлющий и быстрый процесс, сопровождаемый резким развитием цифровых технологий, институциональными изменениями и соответствующей адаптацией людей к новым условиям. При этом подчеркивается, что кардинальные изменения, вызванные цифровой трансформацией, приносят много неопределенности и рисков для общества, которые без должной государственной реакции могут привести к социальным беспорядкам и социальным волнениям, понизить доверие к этому процессу. В процессе цифровой трансформации высокое доверие между людьми способно уменьшить подозрения, сомнения и снизить социальную напряженность в обществе. В данной связи на первый план социологического анализа выходит цифровое доверие - новый комплексный социальный феномен, объединяющий достаточную уверенность в надежности отдельных лиц, процессов и технологий, связанных с безопасностью и преимуществами цифрового мира. Структура цифрового доверия многогранна и задает различные объекты для исследования: ими могут выступать технологии, процессы, индивиды и т. д., следовательно, те факторы, которые влияют на эти три компонента структуры доверия, допустимо рассматривать как факторы, влияющие и на цифровое доверие в целом. Цифровая трансформация имеет важное практическое значение для решения текущих проблем большой численности населения Китая и нехватки ресурсов в китайском обществе. Однако Китай находится на ранних стадиях цифровой трансформации, и существует множество неопределённостей и проблем, которые необходимо решать. Китайское общество всегда было страной с высоким уровнем доверия. Благодаря инерции доверия в цифровую эпоху сохраняется доверие людей к национальному правительству, социальным институтам и между людьми. Поэтому высокий уровень цифрового доверия поможет китайскому обществу успешно преодолеть трудности цифровой трансформации.
3. Статья из журнала
Зырянов, В. В. (кандидат экономических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра социальных технологий).
Социологическое образование в России: содержательное многообразие и институциональные ограничения / В. В. Зырянов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 33-59. - Библиогр.: с. 55-57. - Ref.: p. 57-59. - a-табл.
Социологическое образование в России: содержательное многообразие и институциональные ограничения / В. В. Зырянов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 33-59. - Библиогр.: с. 55-57. - Ref.: p. 57-59. - a-табл.
Авторы: Зырянов, В. В.
Ключевые слова: бакалавриат, компетенции, магистратура, образовательные программы, образовательные стандарты, подготовка социологов, профили образовательных программ, социологическое образование, учебные планы
Рубрики: Социология
Педагогическая социология
Педагогическая социология
Аннотация: Социологическое образование в России продолжает развиваться в условиях постоянных изменений, происходящих как на его внешнем контуре, так и внутри социологического образовательного сообщества. Статистические данные позволяют утверждать, что падение контрольных цифр приема и численности обучающихся в последние пять лет прекратилось, более того, наблюдается рост контингента студентов-социологов. Отмечено резкое сокращение социологического образования в негосударственных вузах, по очно-заочной форме и на договорной основе. Соотношение очного и заочного обучения в бакалавриате составило – 86 и 14%, соответственно, в магистратуре 88 и 12%. Специальное внимание уделено наиболее острой проблеме, связанной с разработкой проектов ФГОС ВО 4 и вероятным переходом на него в ближайшее время. В самых неблагоприятных прогнозах социологическому образованию серьезно угрожает потеря идентичности. Для понимания наиболее острых проблем, мешающих позиционировать социологическое образование как цельный, сложившийся образовательный процесс, изучены учебные планы 49 университетов, реализующих программы подготовки социологов. Соотнесение заявленных вузами профилей с их предметной наполненностью, а также блоков общесоциологических и специальных социологических дисциплин с блоками выделенных инструментальных дисциплин, практик, социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин позволило выявить ряд особенностей и тенденций реализации образовательных программ подготовки социологов. В результате были выявлены две тенденции: одна - появление признаков складывающейся унификации образовательных программ по социологии, которая происходит при реализации профиля "Социология" в классических университетах, другая - массовая реализация несбалансированных образовательных программ, содержащих явные перекосы в сторону какого-либо блока дисциплин и не обеспечивающих полноценную реализацию заявленного профиля. В этих условиях, когда внешние формальные факторы регулируют социологическое образование очень мало, приходится больше рассчитывать на то, что со временем его ключевые параметры примут статус принципов, общепринятых позиций, а вариативность в подготовке социологов будет продиктована исключительно разнообразием задач социологии в развитии науки и общества.
4. Статья из журнала
Осипова, Н. Г. (доктор социологических наук; профессор; декан; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Социологический факультет в системе социологического образования России: 35 лет лидерства / Н. Г. Осипова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 7-32. - Библиогр.: с. 29-30. - Ref.: p. 31-32.
Социологический факультет в системе социологического образования России: 35 лет лидерства / Н. Г. Осипова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 7-32. - Библиогр.: с. 29-30. - Ref.: p. 31-32.
Авторы: Осипова, Н. Г.
Ключевые слова: инициативные разработки, кафедры, монографические издания, направления подготовки, образовательные технологии, проектное обучение, социологические факультеты, социологическое образование, университеты
Рубрики: Социология
Педагогическая социология
Педагогическая социология
Аннотация: В статье отражены достижения социологического факультета Московского государственного университета, который уже свыше 35 лет является признанным лидером в системе социологического образования России и готовит профессиональных социологов, очень востребованных на современном рынке труда. За последние пять лет путевку в профессиональную жизнь получили 1287 российских студентов, а также 368 студентов-иностранцев, приток которых постоянно растет. В своей образовательной и научной деятельности социологический факультет МГУ опирается на сочетание фундаментальных научных знаний и эмпирических навыков, которые позволяют студентам быть не только практиками, способными обрабатывать и анализировать данные, но и теоретиками, понимающими глубинные социальные процессы. Система образования социологического факультета постоянно модернизируется, чтобы отвечать вызовам и требованиям современности. В данной связи особое внимание на социологическом факультете уделяется внедрению новых образовательных технологий, в том числе сетевой формы реализации образовательных программ, проектного обучения, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. В статье в систематизированном виде представлены достижения кафедр социологического факультета, а также итоги научной деятельности всего факультета, которые отражены в многочисленных монографических изданиях, публикациях статей, а также в докладах на международных и общероссийских конференциях. Многие монографии, опубликованные сотрудниками факультета, стали бестселлерами. Социологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова принимает активное участие в совместном развитии Инновационного научно-технологического центра МГУ "Воробьевы горы", способствовал запуску переговоров между ИНТЦ МГУ и крупными представителями реального сектора экономики. Большое внимание он уделяет сохранению культурно-исторического наследия России, популяризации традиционных для российского менталитета ценностей. Знаковой площадкой для реализации этого направления стал Введенский ставропигиальный мужской монастырь "Оптина Пустынь", в духовно-просветительском центре которого профессора факультета выступали с публичными лекциями. Автором детально освещены направления международного сотрудничества социологического факультета и мероприятия, способствующие привлечению абитуриентов.
5. Статья из журнала
Антонов, А. И. (доктор философских наук; профессор; заведующий кафедрой; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра социологии семьи и демографии).
Социологические исследования в области семьи и демографии: отвечая на вызовы современности / А. И. Антонов, А. Б. Синельников, Е. Н. Новоселова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 188-206. - Библиогр.: с. 202-204. - Ref.: p. 204-206.
Социологические исследования в области семьи и демографии: отвечая на вызовы современности / А. И. Антонов, А. Б. Синельников, Е. Н. Новоселова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 188-206. - Библиогр.: с. 202-204. - Ref.: p. 204-206.
Авторы: Антонов, А. И., Синельников, А. Б., Новоселова, Е. Н.
Ключевые слова: депопуляция, многодетные семьи, повышение рождаемости, репродуктивные установки, рождаемость, русская школа фамилизма, семейно-демографическая политика, семейно-детные ориентации, семьецентризм, семья, социологические исследования, тенденции малодетности, фамилизм
Рубрики: Социология
Социология семьи, родства, брака
Социология семьи, родства, брака
Аннотация: В статье анализируются данные социологических исследований, проведенных кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, сотрудники которой придерживаются фамилистической парадигмы. Данные этих исследований используются для социального проектирования и прогнозирования семейно-демографического поведения основной массы населения, а также для разработки рекомендаций по совершенствованию семейно-демографической политики, направленной на повышение рождаемости и преодоление кризиса семьи, как социального института. Анализ этих данных показал, что эффективная политика в области семьи и демографии должна быть направлена не только на изменение отношения к семейной жизни и рождению детей со стороны тех людей, которые находятся сейчас в активных репродуктивных возрастах, но и на формирование позитивного отношения подростков и молодежи к основанной на прочном законном браке и тесной связи между тремя поколениями семьи с тремя и более детьми. Социальная атмосфера, поощряющая создание и сохранение семей данного типа, должна рассматриваться как необходимое условие для процветания страны.
6. Статья из журнала
Гавриленко, О. В. (кандидат социологических наук; доцент; заведующая кафедрой; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра социальных технологий).
Социальные технологии в управлении современным российским обществом / О. В. Гавриленко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 164-187. - Библиогр.: с. 184-185. - Ref.: p. 185-187.
Социальные технологии в управлении современным российским обществом / О. В. Гавриленко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 164-187. - Библиогр.: с. 184-185. - Ref.: p. 185-187.
Авторы: Гавриленко, О. В.
Ключевые слова: алгоритмизация управления, дискриминация, духовно-нравственные ценности, маятниковость развития, модернизация общества, политическая модернизация, российское общество, социальные технологии, социокультурная модернизация, тотальный цифровой контроль, управленческие практики, цифровизация здравоохранения, цифровизация образования, цифровизация общества, цифровое неравенство, цифровые технологии, экономическая модернизация, эффект колеи
Рубрики: Социология
Социология общества
Социология общества
Аннотация: Современное российское общество развивается в условиях внешних и внутренних вызовов, требующих трансформации управленческих практик и разработки новых социальных технологий. В связи с необходимостью реализации поставленной властью задачи выбора пути дальнейшего развития и переосмысления системы духовно-нравственных ценностей, актуализировалась проблема разработки, отбора и применения социальных технологий социокультурной, экономической и политической модернизации российского общества. Рассматривая ретроспективно процесс модернизации России, можно четко видеть "маятниковость" развития - то в сторону заимствования "западного" опыта и проведения реформ по западным образцам, то "возвращение к корням" и осуществление контрреформ. В нынешней геополитической ситуации можно констатировать возникший запрос не только на возвращение к традиционным ценностям, консервативной идеологии, но и к переосмыслению России как "особой цивилизации". Серьезные вызовы (социально-демографические изменения, цифровизация, алгоритмизация, роботизация, развитие искусственного интеллекта, машинного обучения, шеринговой экономики и т. п. ), с которыми сегодня сталкивается общество и его социальные институты, требуют переосмысления управленческих практик и социальных технологий. Цифровизация социального управления все острее ставит проблемы выявления и анализа социальных последствий внедрения искусственного интеллекта, замены человеческого труда машиной и алгоритмами. Алгоритмы сегодня используются в государственном управлении, в сфере социального обслуживания и предоставления социальных услуг населению, в сфере образования, здравоохранения. Автономность и автоматизация алгоритмических решений ставит серьезный вопрос о снижении роли человеческого фактора в управлении, что вызывает тревогу, особенно в сферах, которые традиционно выстраивались вокруг человека. Кроме того, машины не просто изучают человека, они пытаются подтолкнуть его к принятию определенных решений, к заданной поведенческой реакции на тот или иной стимул, открывают новые возможности для осуществления манипулирования. При активном внедрении цифровых технологий во все сферы общественной жизни и в систему управления возникают опасения тотального цифрового контроля. По мере того, как цифровые платформы получают все большую инструментальную власть и доступ к личным данным, растет и сопротивление пользователей цифровых платформ в связи с отсутствием контроля за "судьбой" предоставляемых данных. Все это может привести к росту социальной напряженности, что нельзя не учитывать при реализации управленческих практик и выборе современных социальных технологий управления обществом.
7. Статья из журнала
Мартыненко, Т. С. (кандидат социологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Социальное неравенство в XXI в.: разрыв в доступе к ресурсам, технологиям и устойчивому будущему / Т. С. Мартыненко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 130-144. - Библиогр.: с. 142-143. - Ref.: p. 143-144.
Социальное неравенство в XXI в.: разрыв в доступе к ресурсам, технологиям и устойчивому будущему / Т. С. Мартыненко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 130-144. - Библиогр.: с. 142-143. - Ref.: p. 143-144.
Авторы: Мартыненко, Т. С.
Ключевые слова: глобальное неравенство, инвайронментальное неравенство, неоколониализм, социальное неравенство, цифровое неравенство, экологическое неравенство
Рубрики: Социология
Социология общества
Социология общества
Аннотация: В статье рассматриваются новые формы социального неравенства, интерес к которым возник преимущественно в конце ХХ - начале XXI в. Особое внимание уделено анализу глобального, цифрового и инвайронментального (экологического) неравенства. Рассматриваются причины социологического интереса к указанным проблемам, важнейшими из которых являются технический прогресс, изменение способов оценки уровня социального неравенства, а также трансформация исследовательской оптики и инструментов познания, в том числе по причине появления технологий искусственного интеллекта. Представлены основные характеристики новых форм социального неравенства, их взаимосвязь, уровни и критерии измерения. В статье описаны несколько перспектив изучения глобального социального неравенства. В социологической литературе большинство из них связано с переходом от изучения национального государства в качестве ключевой единицы анализа к исследованиям глобального социального пространства. Анализ цифрового неравенства и проблема социального разрыва сегодня предстают как совокупность нескольких уровней исследования и связаны с рассмотрением доступа к технологиям, владения цифровыми навыками и наличия жизненных шансов и возможностей, которые появляются у людей, эффективно использующих новейшие цифровые технологии. Загрязнение окружающей среды и изменение климата привели к возникновению исследовательского интереса к проблеме социально-экологического неравенства, которое связано с неравномерным распределением экологических рисков. В контексте анализа инвайронментального неравенства рассматривается экологический неоколониализм как фактор, усиливающий социальное неравенство. В заключении статьи делается вывод о необходимости дальнейшего социологического изучения вопросов социального неравенства, анализируется роль социологии в решении этих проблем и актуализации данных.
8. Статья из журнала
Елишев, С. О. (доктор социологических наук; доцент; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Социальная коммуникация в современном обществе: опыт эмпирического исследования / С. О. Елишев, Е. В. Дорцева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 234-263. - Библиогр.: с. 261-262. - Ref.: p. 262-263. - a-граф.
Социальная коммуникация в современном обществе: опыт эмпирического исследования / С. О. Елишев, Е. В. Дорцева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 234-263. - Библиогр.: с. 261-262. - Ref.: p. 262-263. - a-граф.
Авторы: Елишев, С. О., Дорцева, Е. В.
Ключевые слова: гаджето-зависимость, интернет-зависимость, новые медиа, потребительское поведение, социальная коммуникация, студенты, формирование жизненных установок, цифровизация, цифровые технологии, электронно-цифровая эпоха, эмпирические исследования
Рубрики: Социология
Социологическое исследование
Социологическое исследование
Аннотация: В основу статьи легли обработанные и проанализированные данные социологического исследования "Социальная коммуникация в современном обществе: сущность и особенности", проведенного сотрудниками социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в 2024 г. В рамках исследования был опрошен 401 студент социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Особый акцент в исследовании был сделан на изучении особенностей осмысления студентами самого факта перехода человечества в своем развитии в новую для него стадию - электронно-цифровую эпоху, а также особенностей социальной коммуникации и тех возможностей, которые они приобрели, благодаря наступлению данной эпохи. В рамках исследования было выявлено в целом положительное отношение студентов к процессу становления электронно-цифрового общества, активному внедрению цифровых технологий в повседневную жизнь современного человека, без которых молодые люди уже не мыслят свое существование. В то же время, их активное погружение в виртуальную реальность, которую обеспечивают и фактически создают новые СМИ, особенно социальные сети и мессенджеры, закономерно привели к возникновению у них интернет-зависимости, гаджето-зависимости, а также к некритичному осмыслению той информации, которую они получают из этих источников. Естественно, что это очень негативно сказывается на формировании их жизненных установок, ориентиров, в значительной степени, носящих потребительский характер, а также делает их очень удобным объектом для деструктивной пропаганды и манипулятивного воздействия.
9. Статья из журнала
Каневский, П. С. (кандидат политических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Публичная политика: на острие подготовки нового поколения политических экспертов / П. С. Каневский. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 60-82. - Библиогр.: с. 78-79. - Ref.: p. 79-82.
Публичная политика: на острие подготовки нового поколения политических экспертов / П. С. Каневский. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 60-82. - Библиогр.: с. 78-79. - Ref.: p. 79-82.
Авторы: Каневский, П. С.
Ключевые слова: высшее образование, государственное управление, гражданское общество, политические эксперты, принятие политических решений, публичная власть, публичная политика, публичная сфера
Рубрики: Социология
Педагогическая социология
Педагогическая социология
Аннотация: Статья посвящена всестороннему анализу публичной политики как научной категории и как направления высшего образования. Публичная политика является одним из наиболее быстро развивающихся научных и образовательных направлений в XXI в. Данную тенденцию не стоит рассматривать исключительно как дань моде, при грамотном подходе публичная политика может стать краеугольным камнем в изучении политического процесса и в подготовке нового поколения экспертов в сфере политического управления и принятия решений. Московский университет является одним из флагманов развития данного направления, внедряя направление публичной политики как на уровне бакалавриата, так и магистратуры. В статье рассматривается история становления категории публичной политики, показаны основные теоретико-методологические предпосылки ее изучения, причины институциализации в разных странах мира. Показано, что публичная политика - это многогранная категория, понимание которой варьируется в зависимости от теоретических, управленческих и идеологических ракурсов. Вместе с тем, это важнейшее образовательное и исследовательское направление, которое связано с фундаментальными основами функционирования государства, вопросами повышения эффективности государственного управления, гармонизации интересов государства и общества. Автор доказывает точку зрения, что университеты, вовлеченные в организацию подготовки экспертов публичной политики, находятся сегодня на острие процессов модернизации и повышения эффективности всего политико-управленческого аппарата. Эксперты публичной политики, подготавливаемые российскими вузами в целом и Московским университетом в частности - это будущие многопрофильные профессионалы, способные управлять сложными социально-политическими процессами, повышать эффективность государственного аппарата, выстраивать грамотный баланс между государственными и общественными интересами.
10. Статья из журнала
Вершинина, И. А. (кандидат социологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Пространственная организация постиндустриального общества / И. А. Вершинина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 95-110. - Библиогр.: с. 108. - Ref.: p. 108-110.
Пространственная организация постиндустриального общества / И. А. Вершинина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 95-110. - Библиогр.: с. 108. - Ref.: p. 108-110.
Авторы: Вершинина, И. А.
Ключевые слова: агломерации, городские архипелаги, постиндустриальное общество, пространственная организация, социология города, транспортные системы, умные города, управление городами, управление территориями, урбанизация, урбанистические регионы, цифровизация
Рубрики: Социология
Социология общества
Социология общества
Аннотация: В статье рассматриваются особенности современного этапа урбанизации, в частности, усложнение пространственной организации, связанное с преодолением городами их административных границ, что привело к появлению агломераций и урбанистических регионов. Новые урбанистические формы рассматриваются как результат становления постиндустриального общества, где рынок труда демонстрирует большую гибкость, чем в индустриальном. Кроме того, современная транспортная система позволяет без труда преодолевать значительные расстояния за короткое время и тем самым меняет представление о пространстве. Цифровые технологии позволили перевести ряд взаимодействий (как личных, так и деловых) в дистанционный формат, что также способствовало разрастанию урбанистических образований и осложнило управление ими. Кроме того, автор указывает на неоднозначный характер социальных последствий цифровизации и алгоритмизации урбанистического пространства. Отмечается, что технологии умного города, которые позиционируются как эффективная возможность противодействия неопределенности и управления ею, создают новые уязвимости и угрозы. Отдельное внимание уделяется новым вызовам, с которыми встречаются современные города вследствие изменения климата, что требует взвешенного подхода к разработке экологической политики с учетом национальных интересов каждого из государств. Таким образом, автор демонстрирует широкий круг социальных проблем, актуальных для современных урбанистических образований, которые становятся все сложнее. В статье подчеркивается, что сегодня урбанистика представляет собой междисциплинарное направление, для которого большое значение имеет социология, позволяющая получить ответ на вопрос о том, как повысить качество жизни населения всех существующих сегодня пространственных форм.
11. Статья из журнала
Дорцева, Е. В. (старший преподаватель; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет).
Представления российских студентов о сущности, видах и методах пропаганды: по результатам эмпирического исследования / Е. В. Дорцева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 264-277. - Библиогр.: с. 275-276. - Ref.: p. 276-277. - a-граф.
Представления российских студентов о сущности, видах и методах пропаганды: по результатам эмпирического исследования / Е. В. Дорцева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 264-277. - Библиогр.: с. 275-276. - Ref.: p. 276-277. - a-граф.
Авторы: Дорцева, Е. В.
Ключевые слова: виды пропаганды, деструктивная пропаганда, конструктивная пропаганда, манипулирование, методы пропаганды, навязывание, пропаганда, студенты, электронно-цифровая эпоха, эмпирические исследования
Рубрики: Социология
Социология групп
Социология групп
Аннотация: Статья посвящена сопоставлению и анализу результатов социологических исследований, проведенных на социологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, с целью выявления восприятия студентами сущности и особенностей коммуникативного воздействия на современную молодежь в условиях становления электронно-цифрового общества. В рамках этих исследований студентам были заданы ряд вопросов, направленных на выявление их представлений о сути феномена пропаганды, видах пропаганды, восприятии пропаганды, о деструктивной и конструктивной пропаганде. Результаты исследований показали, что в студенческой среде в целом превалируют неверные и смутные представления о сути феномена пропаганды, различных ее видах и методах, а также негативное отношение опрошенных к самому феномену пропаганды, что четко просматривается в ряде данных ими развернутых определений данного феномена. Значимая часть студентов прежде всего ассоциирует понятие пропаганды с понятиями "навязывание", "манипулирование", прежде всего, из-за господствующих в социальных сетях и мессенджерах, популярных у молодежи неолиберальных идеологем, что сами молодые люди не особенно и осознают. Тем не менее они констатирую факт наличия острой идеологической борьбы в Российской Федерации и активного участия в ней сторонников неолиберальной идеологии, представителей просоциалистических и националистических идеологических доктрин.
12. Статья из журнала
Белов, А. А. (аспирант; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Медиатизация медицины и здоровья: дисфункциональные аспекты / А. А. Белов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 278-292. - Библиогр.: с. 291. - Ref.: p. 291-292. - a-граф.
Медиатизация медицины и здоровья: дисфункциональные аспекты / А. А. Белов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 278-292. - Библиогр.: с. 291. - Ref.: p. 291-292. - a-граф.
Авторы: Белов, А. А.
Ключевые слова: СМИ, агрессивная реклама, здоровьесбережение, квазимедицинская информация, лекарственные препараты, медиатизация медицины, медицинская информация, самолечение, эмпирические исследования
Рубрики: Социология
Социология медицины
Социология медицины
Аннотация: В статье, на базе результатов эмпирических исследований рассматривается деструктивное влияние электронно-цифровых СМИ на здоровье российских граждан. По сути речь идет о "медиатизации медицины", под которой понимают "процесс, вызванный появлением средств цифровой коммуникации, в результате которого массы получили свободный доступ к медицинской информации, многие вопросы, связанные со здоровьем человека и общества, так или иначе опосредуются электронными СМИ". Достаточно часто СМИ практикуется неконтролируемая подача квазимедицинской информации, признаки экономической заинтересованности, присутствующие в СМИ, выражаются в том, что главным источником дохода для средств массовой информации является реклама, особенно лекарственных и фармацевтических препаратов. При этом самыми эффективными по воздействию на аудиторию являются ролики, рекламирующие лекарственные препараты на телевидении. Автор подчеркивает, что беречь здоровье не так сложно, но, к сожалению, многие люди даже и не пытаются это сделать, руководствуясь определенными стереотипами, навязываемыми СМИ. Например, что после определенного возраста абсолютно все имеют повышенное давление, избыточную массу тела, гормональные и прочие расстройства и должны регулярно принимать соответствующие (широко рекламируемые) лекарственные препараты или биологически активные добавки, польза от которых научно не доказана. Самое главное, необходимы изменения в развитии самосохранительного поведения у населения. Основная задача государства не только в развитии эффективной системы здравоохранения, но и в пропаганде ответственного отношения граждан к собственному здоровью, которое подразумевает регулярные медицинские обследования, отказ от вредных привычек, ведение здорового образа жизни, предполагающего "жизнь в движении", полноценный сон и когнитивную активность.
13. Статья из журнала
Осипова, Н. Г. (доктор социологических наук; профессор; декан; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
МГУ- любовь моя! / Н. Г. Осипова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 83-94.
МГУ- любовь моя! / Н. Г. Осипова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 83-94.
Авторы: Осипова, Н. Г.
Ключевые слова: высшее образование, исследования, классические университеты, мнения о вузах, студенты, университеты
Рубрики: Социология
Социологическое исследование
Социологическое исследование
Аннотация: Статья представляет собой обобщенный анализ мнений студентов о Московском университете, которые они высказывали в рамках проведенного на социологическом факультете исследования "МГУ глазами студентов социологического факультета". Данное исследование было приурочено к 270-летию Московского университета. Цель исследования заключалась в том, чтобы на базе анализа мнений студентов о критериях выбора вуза для получения высшего образования, о различных аспектах собственно образовательного процесса и перспективах трудоустройства, создать целостное представление об отношении обучающихся к Московскому университету, о его миссии в развитии России и российской науки, а также об их собственных жизненных траекториях. Анализируемые в статье ответы являются яркой демонстрацией того, что Московский университет играл и продолжает играть особую роль в жизни студенчества. Именно студенты выступают главными героями данной статьи. Молодые люди высказывали свои мнения о том, почему они выбрали МГУ, какие факторы повлияли на их выбор, каким образом проходит их обучение, как университет влияет на их жизненные стратегии. В заключении приведены два неординарных эссе, в которых описан путь студентов к поступлению, впечатления от учебы, а также ожидания, устремления и надежды.
14. Статья из журнала
Лядова, А. В. (кандидат социологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Конструирование социальных представлений современной молодежи о здоровьесбережении: состояние и проблемы / А. В. Лядова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 111-129. - Библиогр.: с. 125-126. - Ref.: p. 126-129.
Конструирование социальных представлений современной молодежи о здоровьесбережении: состояние и проблемы / А. В. Лядова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 111-129. - Библиогр.: с. 125-126. - Ref.: p. 126-129.
Авторы: Лядова, А. В.
Ключевые слова: вредные привычки, здоровье, здоровье молодежи, здоровьесберегающие практики, здоровьесбережение, источники информации, молодежь, онлайн-ресурсы, социальные представления молодежи, ценностное отношение, эмпирические исследования
Рубрики: Социология
Социология медицины
Социология медицины
Аннотация: Статья посвящена анализу проблем здоровьесбережения среди российской молодежи. На основе данных общероссийских опросов и данных, представленных в релевантных исследованиях выявлены существующие противоречия между ценностным восприятием здоровья и деструктивными практиками в отношении здоровья, распространенными в молодежной среде. Автор считает, опираясь на понимание здоровьесбережения как целенаправленной деятельности, в структуре которой значимую роль играет когнитивный компонент, отражающий представления и уровень наличного знания о здоровье, что для выявления причин парадоксальных тенденций в состоянии здоровья и отношения к нему российской молодежи необходимо изучить особенности представлений молодых людей о здоровье и здоровьесбережении. В этой связи автором проведен анализ структуры социальных представлений молодых россиян. В качестве эмпирической базы выступили данные авторского эмпирического исследования "Здоровьесбережение современной российской молодежи: представления и практики". По результатам исследования установлено, что ядро социальных представлений современной молодежи о здоровьесбережении составляют характерные для российского общества и его культуры идеи о здоровьесбережении, однако они отражены в ограниченном формате и включают лишь отдельные компоненты традиционной модели здорового образа жизни. В периферическую зону входят такие компоненты, как отказ от вредных привычек, благополучие и поддержание эмоциональной стабильности. Наименее характерным для молодых россиян оказывается связь представлений о здоровье и здоровьесбережении с практиками диспансеризации и прохождения профилактических осмотров, что позволяет предполагать о снижении роли института медицины как агента социального контроля в отношении здоровья в представлениях молодого поколения. Таким образом, социальные представленийя молодых россиян о здоровье и практиках его сохранения, наряду с традиционными идеями, отличаются особенностями, формирование которых, по мнению автора, обусловлено влиянием новых агентов ЗОЖ-социализации и онлайн-источников.
15. Статья из журнала
Смирнов, В. А. (доктор социологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
"Цифровизация" социологии: новые возможности и ключевые противоречия / В. А. Смирнов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 145-163. - Библиогр.: с. 161. - Ref.: p. 161-163.
"Цифровизация" социологии: новые возможности и ключевые противоречия / В. А. Смирнов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 4. - С. 145-163. - Библиогр.: с. 161. - Ref.: p. 161-163.
Авторы: Смирнов, В. А.
Ключевые слова: большие данные, искусственный интеллект, проблемы цифровизации, проекты трансформации, расширение возможностей, социология, цифровизация, этапы цифровизации
Рубрики: Социология
Социология как наука
Социология как наука
Аннотация: В статье анализируется влияние цифровизации на социологию и профессиональные траектории социолога. Выделяются основные этапы цифровизации социологии, в рамках которых меняется не только объем используемых данных, но и методы их обработки и анализа. Говоря о трансформации современной социологии, автор описывает несколько проектов ее "оцифровки", определяя ключевые особенности каждого. Цифровизация социологии рассматривается как неоднозначный процесс, который, с одной стороны, открывает целый спектр возможностей для исследователя, с другой, актуализирует ряд серьезных проблем. Развитие вычислительных технологий ведет к расширению возможностей по переосмыслению и уточнению отдельных классических теорий, широкому внедрению нереактивных методов социологического исследования, к повышению их доказательности и воспроизводимости. В то же время, проблемами цифровизации становятся: снижение роли социолога в исследовании, превращению его в статиста, нажимающего на нужные кнопки или формирующего запрос для нейронной сети; предвзятость и непрозрачность алгоритмов искусственного интеллекта; снижение интерпретируемости результатов, получаемых социологом, работающим в формате "больших данных". Это ведет к необходимости переосмысления модели российского социологического образования, развитию образовательных технологий, интегрирующих классическое социологическое мышление и новые цифровые технологии.