Найдено документов - 8 | Статьи из журнала: Дефектология : научно-методический журнал. № 3 / учредители: Российская академия образования, Институт коррекционной педагогики РАО, ООО "Школьная Пресса". - Москва, 2024. - 6 выпусков в год. - ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Богданова, Т. Г.
Развитие связной речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста с использованием мобильного приложения / Богданова Тамара Геннадиевна, Шиповская Анастасия Викторовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 26-35. - Библиогр.: с. 35 (14 назв.). - 5 рис.
Развитие связной речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста с использованием мобильного приложения / Богданова Тамара Геннадиевна, Шиповская Анастасия Викторовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 26-35. - Библиогр.: с. 35 (14 назв.). - 5 рис.
Авторы: Богданова, Т. Г., Шиповская, А. В.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, РАС, дети, дети с расстройствами аутистического спектра, связная речь, мобильное приложение, младший школьный возраст, коррекционная работа, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Цель исследования – обоснование целесообразности использования мобильного приложения в коррекционной работе по развитию связной речи детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста. В рамках исследования, на основе анализа эмпирических результатов, описаны особенности связной речи детей с расстройствами аутистического спектра: импрессивной, диалогической и монологической. Разработана методика развития связной речи у детей указанной категории на основе использования мобильного приложения, выделены уровни ее развития, описана методика педагогической работы, определены перспективы дальнейших исследований в данном направлении.
2. Статья из журнала
Федосеева, А. М.
Развитие коммуникативных навыков подростков с ОВЗ в тренажерно-обучающей системе виртуальной и дополненной реальности: модель и функциональные возможности / Федосеева Анна Михайловна, Кошечкина Татьяна Вячеславовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 36-49. - Библиогр.: с. 48-49 (21 назв.). - 2 рис.
Развитие коммуникативных навыков подростков с ОВЗ в тренажерно-обучающей системе виртуальной и дополненной реальности: модель и функциональные возможности / Федосеева Анна Михайловна, Кошечкина Татьяна Вячеславовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 36-49. - Библиогр.: с. 48-49 (21 назв.). - 2 рис.
Авторы: Федосеева, А. М., Кошечкина, Т. В.
Ключевые слова: подростки с ОВЗ, подростки, ограниченные возможности здоровья, жизненные компетенции, развитие коммуникативных навыков, коммуникативные навыки, тренажерно-обучающие системы, технологии виртуальной и дополненной реальности, результаты исследований
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье обсуждается использование технологий виртуальной и дополненной реальности с целью развития коммуникативных навыков подростков с ОВЗ. Раскрываются теоретические основания разработки модели коммуникативного тренажера для подростков с ОВЗ. Дается характеристика специфических затруднений в развитии коммуникативных навыков как области жизненной компетенции подростков с ОВЗ. Формулируются условия, которым должна соответствовать модель тренажерно-обучающей системы: психологическая безопасность виртуальной среды общения, возможность условно свободного экспериментирования с тактикой и содержанием диалога, возможность развития эмоциональной осознанности и рефлексии собственных реакций в коммуникации, возможность получения психологического сопровождения процесса социального экспериментирования как по запросу подростка, так и в режиме коррекционного курса. Описывается модель обучающей системы: ее функции, режимы функционирования, позиции в трудной коммуникативной ситуации. В заключении намечаются направления разработки системы в соответствии с особыми образовательными потребностями подростков с ОВЗ разных нозологий.
3. Статья из журнала
Выродова, И. А. (кандидат педагогических наук).
Работа педагога-музыканта системы ранней помощи с родителями / Выродова Ирина Анатольевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 50-60. - Библиогр.: с. 59-60 (15 назв.).
Работа педагога-музыканта системы ранней помощи с родителями / Выродова Ирина Анатольевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 50-60. - Библиогр.: с. 59-60 (15 назв.).
Авторы: Выродова, И. А.
Ключевые слова: ранняя помощь, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, музыка, музыкальные занятия, коррекционная работа, профилактика формирования вторичных нарушений, развивающее взаимодействие
Рубрики: Образование. Педагогика
Общая педагогика
Общая педагогика
Аннотация: В статье сформулированы задачи педагога-музыканта системы ранней помощи в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ младенческого и раннего возраста. Обозначены условия, необходимые для оказания эффективной коррекционно-развивающей помощи. Раскрыты методы взаимодействия с родителями. Показана роль близких взрослых в развитии и воспитании ребенка первых лет жизни с ОВЗ средствами музыки.
4. Статья из журнала
Акулина, А. В.
Педагогическая характеристика вариантов развития детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте / Акулина Анастасия Викторовна, Бабкина Наталия Викторовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 61-68. - Библиогр.: с. 68 (14 назв.). - табл.
Педагогическая характеристика вариантов развития детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте / Акулина Анастасия Викторовна, Бабкина Наталия Викторовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 61-68. - Библиогр.: с. 68 (14 назв.). - табл.
Авторы: Акулина, А. В., Бабкина, Н. В.
Ключевые слова: задержка психического развития, ЗПР, дети с ЗПР, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с задержкой психического развития, дошкольный возраст, типологическая дифференциация, педагогическая диагностика, опросы, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье обосновывается необходимость дифференцированного подхода к проектированию специальных образовательных условий для дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). На основе принципов психолого-педагогической дифференциации задержки психического развития приводится развернутое педагогическое описание трех типологических вариантов ЗПР в старшем дошкольном возрасте. Обозначены основные направления использования предложенной характеристики дошкольников с ЗПР в образовательной практике.
5. Статья из журнала
Королева, И. В. (доктор психологических наук; профессор).
Оценка сформированности процессов слухового анализа у детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Ч. 1 / Королева Инна Васильевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 14-25. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 24-25 (23 назв.). - 4 рис., табл.
Оценка сформированности процессов слухового анализа у детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Ч. 1 / Королева Инна Васильевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 14-25. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 24-25 (23 назв.). - 4 рис., табл.
Авторы: Королева, И. В.
Ключевые слова: глухие дети, нарушения слуха, дети с нарушениями слуха, слуховые аппараты, кохлеарные импланты, слуховое восприятие, диагностика развития процессов слухового анализа
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассматривается авторский подход к сурдопедагогической диагностике сформированности процессов слухоречевого анализа у детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Диагностика включает оценку адекватности и эффективности слухопротезирования, сформированности процессов слухового анализа и использования слуховых навыков в ежедневных ситуациях, выявление центральных нарушений слуха. Описывается процедура оценки эффективности слухопротезирования, определены основные процессы слухового анализа, необходимые для спонтанного развития речи у ребенка, критерии их сформированности.
6. Статья из журнала
Мишина, Г. А.
Культурно-исторический подход как методологический базис диагностики раннего речевого развития / Мишина Галина Александровна, Виноградова Юлия Дмитриевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 69-75. - Библиогр.: с. 74-75 (27 назв.).
Культурно-исторический подход как методологический базис диагностики раннего речевого развития / Мишина Галина Александровна, Виноградова Юлия Дмитриевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 69-75. - Библиогр.: с. 74-75 (27 назв.).
Авторы: Мишина, Г. А., Виноградова, Ю. Д.
Ключевые слова: раннее речевое развитие, культурно-исторический подход, речь как психологическое средство, диагностика речевого развития, дословесный период
Рубрики: Психология
Психология деятельности
Психология деятельности
Аннотация: Статья посвящена теоретическому анализу ситуации, сложившейся в психолого-педагогической диагностике речевого развития. Раскрыто психологическое содержание понятия "речь как психологическое средство". Представлена этапность становления речи как психологического средства (в ходе трансформации элементарных психических функций в высшие). Обсуждаются возможности культурно-исторического подхода в конструировании диагностического инструментария для оценки раннего речевого развития в дословесном периоде. Авторами выделены три линии в развитии речи как психологического средства: физиологическая, коммуникативная, регуляторная. Раскрыто содержание каждой из них. Определены параметры оценки развития речи в рамках этих линий в дословесный период.
7. Статья из журнала
К юбилею Ольги Святославны Орловой. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 76-77. - фот.
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 76-77. - фот.
Ключевые слова: ученые, педагоги, преподаватели, научная деятельность, логопедия, педагогическая деятельность, фониатрия, нарушения голоса, юбилеи
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В 2024 г. Ольга Святославна Орлова, профессор кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, отметила 70-летний юбилей.
8. Статья из журнала
Махнач, А. В.
Жизнеспособность семьи: подходы к изучению и методы диагностики / Махнач Александр Валентинович. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 3-13. - Библиогр.: с. 11-13 (41 назв.).
Жизнеспособность семьи: подходы к изучению и методы диагностики / Махнач Александр Валентинович. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 3. - С. 3-13. - Библиогр.: с. 11-13 (41 назв.).
Авторы: Махнач, А. В.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, жизнеспособность человека, жизнеспособность семьи, социальная модель здоровья, факторы риска, факторы защиты, методы оценки жизнеспособности, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены особенности концептуализации понятия "жизнеспособность семьи" в российской психологии, описаны основные факторы риска и защиты, формирующие эту интегративную характеристику человека и семьи. Приводятся определения понятий "жизнеспособность человека", "жизнеспособность семьи". Отмечается, что в дискурсе исследований семьи преобладают негативные характеристики, соотносимые с дефицитарной медицинской моделью, при этом социальная модель здоровья, появляющаяся в позитивных паттернах социального взаимодействия, более эффективна, т. к. базируется на профилактике и укреплении потенциала семьи. Выделены основные направления современных исследований жизнеспособности семьи: с детьми с особыми потребностями, со старшим и молодым поколениями, военнослужащих, мигрантов. В статье кратко описаны методики психологической диагностики жизнеспособности семьи.