Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Красильникова, О. А.
Сурдопедагогика как судьба: к 100-летию профессора А. Г. Зикеева / Красильникова Ольга Александровна, Пенин Геннадий Николаевич. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 2. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 11 (8 назв.).
Авторы: Красильникова, О. А., Пенин, Г. Н.
Ключевые слова: сурдопедагоги, педагоги, речевое развитие, обучение русскому языку, формирование грамматического строя речи, глухие учащиеся, слабослышащие учащиеся, методическая система, научная деятельность, учебно-методическая деятельность, педагогическая деятельность, издательская деятельность, наследие
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Раскрывается жизненный и профессиональный путь выдающегося сурдопедагога современности, ученого, организатора обучения глухих и слабослышащих детей Анатолия Георгиевича Зикеева. В ней содержится анализ научного наследия А. Г. Зикеева, внесшего неоценимый вклад в решение проблем дефектологии и специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в становление и развитие системы обучения родному языку детей с нарушением слуха. Обозначены перспективы дальнейшего развития идей ученого в специальной педагогике. В статье использованы историко-педагогические и учебно-методические труды по специальной педагогике, неопубликованные источники, артефакты и материалы музея Института коррекционной педагогики.
2. Статья из журнала
bookCover
Ветрова, М. А.
Результаты апробирования авторского диагностического инструмента для обследования социально-коммуникативной сферы детей 8–12 лет с тяжелыми множественными нарушениями развития / Ветрова Мария Александровна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 2. - С. 52-65. - Библиогр.: с. 62-65 (26 назв.). - 8 рис., 2 табл.
Авторы: Ветрова, М. А.
Ключевые слова: РАС, аутизм, тяжелые осложненные формы аутизма, тяжелые множественные нарушения развития, комплексные нарушения развития, паттерны социально-коммуникативного поведения, множественные нарушения развития, выраженные нарушения интеллекта, нарушения функциональной коммуникации, диагностика социально-коммуникативной сферы, исследования
Рубрики: Психология
Медицинская психология
Аннотация: Описаны результаты апробации авторского диагностического инструмента, представленного протоколами оценки паттернов социально-коммуникативного поведения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития для следующих диагностических областей: интерес к предметному и социальному миру, понимание и использование средств общения, социальное взаимодействие, соблюдение правил и групповое обучение, эмоциональное развитие, дезадаптивное поведение. Использовался метод организованного наблюдения за поведением детей в свободной деятельности и в процессе выполнения режимных моментов. Для оценки ряда паттернов создавались диагностические ситуации. Достоверность результатов оценивалась методом экспертной оценки, основанной на данных, полученных от педагогов. В исследовании приняли участие 12 детей 8–11 лет с тяжелыми осложненными формами аутизма – включающими выраженные нарушения интеллекта и функциональной коммуникации, а также двигательные, сенсорные нарушения и хронические соматические заболевания. У всех детей были отмечены значительные дефициты развития социально-коммуникативной сферы во всех диагностических областях. Наиболее высокие результаты отмечены в области интереса к предметному и социальному миру; самые низкие результаты – в сфере понимания средств общения; наименьшее количество паттернов поведения регистрировалось в проявлении интереса к людям и взаимодействию с ними.
3. Статья из журнала
bookCover
Абкович, А. Я. (кандидат педагогических наук).
Представления педагогов о формировании социально-бытовых навыков как части сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Абкович Алла Яковлевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 2. - С. 41-51. - Библиогр.: с. 50-51 (8 назв.). - 6 рис.
Авторы: Абкович, А. Я.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с ОВЗ, жизненные компетенции, двигательные нарушения, самообслуживание, представления педагогов, нарушения опорно-двигательного аппарата, анкетирование, социально-бытовые навыки, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Статья посвящена результатам изучения представлений педагогов о формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Исследование проводилось методом анкетирования с использованием онлайн-инструмента Google Forms. Вопросы анкеты касались особенностей формирования социально значимых бытовых навыков детей и подростков с двигательными нарушениями как части жизненной компетенции, запроса специалистов на методические и дидактические материалы в этой области. Результаты анкетирования показали, что в контексте социализации самыми важными для обучающихся с НОДА, по мнению педагогов, являются навыки ухода за собой (самообслуживания) и навыки безопасного поведения. Актуальность развития этих навыков для детей с двигательными нарушениями сохраняется на всех возрастных этапах, включая старший подростковый возраст. В своей профессиональной деятельности педагоги, участвующие в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с НОДА, нуждаются в методической поддержке в части обеспечения диагностическими и учебно-методическими материалами по вопросам формирования социально-бытовых навыков обучающихся.
4. Статья из журнала
bookCover
Поздравляем Лидию Ивановну Белякову с Юбилеем!. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 2. - С. 78. - фот.
Ключевые слова: ученые, биографии, преподаватели, научные публикации, логопедия, монографии, коррекционная педагогика, юбилеи
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В этом году исполнилось 95 лет доктору медицинских наук, почетному профессору МПГУ Беляковой Лидии Ивановне.
5. Статья из журнала
bookCover
Голубчикова, А. В.
Опыт реализации модели психолого-педагогической экспертизы игровой продукции для детей с ограниченными возможностями здоровья / Голубчикова Анастасия Валентиновна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 2. - С. 66-77. - Библиогр.: с. 75-77 (9 назв.). - 2 табл.
Авторы: Голубчикова, А. В.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическая экспертиза, модель экспертизы, образовательный процесс, игровая продукция, игрушки, коррекция, реабилитация, воспитание, исследования, результаты исследований
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Цель исследования – апробация модели психолого-педагогической экспертизы игровой продукции для детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучено применение игровой продукции в деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ различных нозологических групп (n=39). Экспертами выступили специалисты с образованием и опытом работы в области дефектологии (n=7). Оценка изделий осуществлялась посредством разработанной нами методики психолого-педагогической экспертизы. Для тестирования данной модели экспертизы применялась процедура факторного анализа, которая подтвердила теоретические представления о трех группах параметров, необходимых для оценки игрушек для детей с ОВЗ (функционально-технических, целевых, операциональных). Для прикладных исследований и дальнейших рекомендаций игровой продукции важно учитывать соотношение количественных и качественных результатов экспертизы. Предложенная модель является надежным инструментом психолого-педагогической экспертизы игровой продукции для детей с ОВЗ.
6. Статья из журнала
bookCover
Никольская, О. С. (доктор психологических наук; профессор).
О некоторых общих требованиях к определению особых образовательных потребностей : (на примере детей с РАС) / Никольская Ольга Сергеевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 2. - С. 12-27. - Библиогр.: с. 21-27 (33 назв.).
Авторы: Никольская, О. С.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, детский аутизм, дети с аутизмом, специальные образовательные потребности, дифференциация особых образовательных потребностей, специфика нарушений психического развития при аутизме, социальная ситуация развития, возрастная динамика особых образовательных потребностей, коррекционная помощь, психологическая помощь
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассмотрены основные требования к определению особых образовательных потребностей на примере ребенка с аутизмом. Представлено ключевое значение этого понятия для достижения взаимопонимания и взаимодействия психолога и педагога, где понимание своеобразия структуры и механизмов нарушения психического развития ребенка "переводится" на язык коррекционной педагогики и описывается как система условий обучения, необходимых для благополучия его дальнейшего развития. Показано, что создание социальной ситуации, благоприятной для дальнейшего развития ребенка, подразумевает специальную поддержку его близких, воспитателей и учителей. Особые образовательные потребности рассматриваются как динамическая система, отвечающая изменениям внутренних и внешних условий социальной ситуации развития ребенка и соответствующая специфике выделяемых вариантов аутизма в рамках единой клинической категории РАС. Показана возможность различий в понимании специфики образовательных потребностей ребенка в контекстах разных коррекционных подходов.
7. Статья из журнала
bookCover
Кудрина, Т. П. (кандидат педагогических наук; старший научный сотрудник).
Изучение поведения матерей и слепых детей с перинатальным поражением ЦНС первого-второго годов жизни в ситуациях общения / Кудрина Татьяна Петровна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 2. - С. 28-40. - Библиогр.: с. 38-40 (19 назв.).
Авторы: Кудрина, Т. П.
Ключевые слова: ранняя помощь, слепые дети, младенческий возраст, ранний возраст, перинатальное поражение центральной нервной системы, ЦНС, общение, коммуникативные действия, дети с глубокими интеллектуальными нарушениями, дети со множественными нарушениями, психологическая помощь, педагогическая помощь
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Разработка программ ранней помощи опирается не только на результаты исследований, отражающих особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, но, в первую очередь, выявляющих условия, способные обеспечивать развитие ребенка в логике психического онтогенеза. Основным условием психического развития младенца является общение с носителем культурных норм и традиций, в роли которого выступает его мать. С первых дней жизни детей с перинатальным поражением центральной нервной системы существует риск возникновения ситуации "социального вывиха", так как непривычные, слабые, не соответствующие ожиданиям родителей, действия малышей делают их "трудными" партнерами по общению. С другой стороны, действия родителей в ситуациях взаимодействия могут не удовлетворять потребностей слепого ребенка. В статье представлены результаты наблюдения, которые отражают способы проявления активности детей изучаемой группы, а также их отличительные, специфические коммуникативные действия. Дано описание действий матерей, которые не учитывают ограниченные возможности ребенка и препятствуют его коммуникативной активности. Полученные данные позволяют определить мишени психолого-педагогической помощи для налаживания взаимодействия, приносящего удовлетворение как ребенку, так и его матери.