Выбор БД
Сортировать по:
12
1. Статья из журнала
bookCover
Казанчева, А. Р. (аспирант; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Социально-гуманитарный факультет. Кафедра психологии, философии и социологии).
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов-спортсменов / А. Р. Казанчева, Л. М. Гржебина. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 8-10. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 10 (8 назв.). - 1 фот., 3 рис.
Авторы: Казанчева, А. Р., Гржебина, Л. М.
Ключевые слова: исследования, вузы, высшие учебные заведения, спортивные вузы, университеты спорта, московские вузы, студенты вузов, московские студенты, студенты-спортсмены, физкультурные вузы, студенты физкультурных вузов, вузовские баскетбольные команды, студенческий спорт, баскетбол, вузовский спорт, студенческие баскетбольные команды, баскетбольные команды, духовно-нравственные ценностные ориентации, ценностные ориентации студентов-спортсменов, формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций, нравственная самооценка, анкетирование студентов-спортсменов, уровни нравственной самооценки, личность студента-спортсмена, уровни совестливости, совестливость
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - выявить уровни сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов-спортсменов. В научной работе использованы такие методы, как анализ документов, социологический опрос, математическая обработка данных, тестовые методики выявления уровней нравственной самооценки (Л. Н. Колмогорцева) и уровней совестливости (В. В. Мельникова, Л. Т. Ямпольского). Выборку составили 19 студентов-спортсменов сборной команды по баскетболу Российского университета спорта "ГЦОЛИФК". Полученные результаты исследования показали, что студенты-спортсмены на сегодняшний день обладают достаточными знаниями о системе духовно-нравственных ценностей и обладают высоким и средним уровнями формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций. Для спортсменов такие ценностные ориентации, как коллективизм, дисциплинированность, ответственность, общительность, самокритичность, справедливость, чуткость, правдивость, скромность, искренность, честность и другие проявляются в честной спортивной борьбе, образцовом поведении в быту, высокой требовательности к себе независимо от спортивных достижений.
2. Статья из журнала
bookCover
Зезюлин, Ф. М. (кандидат педагогических наук; профессор; Государственный университет управления. Институт управления персоналом, социальных и бизнес-коммуникаций. Кафедра физической культуры (Москва)).
Установление норм юридической ответственности за действия, направленные на использование субстанций и (или) методов, запрещенных в спорте в российском законодательстве / Ф. М. Зезюлин, В. П. Чичерин. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 68-70. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 70 (2 назв.). - 1 фот.
Авторы: Зезюлин, Ф. М., Чичерин, В. П.
Ключевые слова: исследования, юридическая ответственность, запрещенные субстанции, допинг, спортивное право, спортивное законодательство, ответственность за допинг, дисквалификация спортсменов, ответственность спортсменов, допинг-нарушения, запрещенные препараты, спортивный допинг, употребление допинга, антидопинговый контроль, отстранение спортсменов, употребление спортивно-допинговых средств, спортивно-допинговые средства, юридическая ответственность спортсменов, антидопинговые правила, нарушение антидопинговых правил, дисциплинарная ответственность спортсменов, антидопинговое законодательство, нарушение антидопингового законодательства, законы, официальные материалы, профессиональный спорт, привлечение к ответственности
Рубрики: Физическая культура и спорт
Медико-биологические основы физического воспитания
Право
Управление социально-культурной сферой
Аннотация: Цель исследования - выявить проблемы установления юридической ответственности за действия, направленные на использование субстанций и (или) методов, запрещенных в спорте. Проведен теоретический анализ российской и международной нормативно-правовой литературы по вопросам юридической ответственности субъектов спортивной деятельности за нарушение антидопингового законодательства. Совокупный анализ всего правового массива позволил выделить несколько видов юридической ответственности за нарушение антидопингового законодательства: дисциплинарная ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность, гражданско-правовая ответственность. Проведено сопоставление смежных правовых норм, выявление их сходства и различия в регулировании соответствующих общественных отношений в области юридической ответственности спортсменов, тренеров, спортивных специалистов. Авторы констатируют, что отрасль юридической ответственности за нарушение спортивного антидопингового законодательства в российской правовой системе официально существует, но обладает сложностями и противоречиями, которые существенно тормозят достижение перспектив развития "чистого" спорта.
3. Статья из журнала
bookCover
Лисицкая, Т. С. (кандидат биологических наук; профессор; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики гимнастики).
Терминосистема в фитнесе / Т. С. Лисицкая, Г. М. Михалина. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 67. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 67 (2 назв.).
Авторы: Лисицкая, Т. С., Михалина, Г. М.
Ключевые слова: термины, спортивные термины, фитнес, классификация терминов, терминология фитнеса, физкультурная лексика, спортивная лексика, спортивная терминология, исследования
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Языкознание
Лексикология
Аннотация: Цель исследования - составить классификацию терминов, используемых в фитнесе. Необходимо помнить, что в терминологии любой отрасли знания, как и в фитнесе, присутствует национальное самосознание, поскольку термины формируются на базе конкретного естественного языка, а терминология и терминосистема в целом являются его составной частью, хотя и с присущей спецификой.
4. Статья из журнала
bookCover
Семибратова, И. С. (кандидат педагогических наук; доцент; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Факультет летних олимпийских видов спорта. Кафедра теории и методики гимнастики).
Сравнительный анализ выполнения элементов "трудности предмета" в российских и международных правилах соревнований по художественной гимнастике / И. С. Семибратова, М. С. Егорова. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 26-28. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 28 (5 назв.). - 1 фот., 2 рис.
Авторы: Семибратова, И. С., Егорова, М. С.
Ключевые слова: исследования, художественная гимнастика, гимнастки-художницы, соревновательная деятельность гимнасток-художниц, соревнования по художественной гимнастике, правила соревнований по художественной гимнастике, элементы трудности предмета, подготовка гимнасток-художниц, предметная подготовка гимнасток-художниц, соревновательные композиции
Рубрики: Физическая культура и спорт
Гимнастика
Аннотация: Цель исследования - выявить проблемные аспекты повышения надежности выполнения элементов "трудности предмета" в художественной гимнастике. Проведен сравнительный анализ среднего количества и качества элементов "трудности предмета", выполняемых гимнастками, которые выступали по международным правилам на 39-м Чемпионате мира по художественной гимнастике, проходившем в Болгарии в сентябре 2022 года, и гимнастками, выступающими по российским правилам соревнований на Всероссийской спартакиаде по летним видам спорта среди сильнейших спортсменов в сентябре 2022 года. Определено, что количественный и качественный показатель (баллы) у гимнасток, выступающих по российским правилам, меньше, чем у гимнасток, выступающих по международным правилам соревнований. Объяснением этому является то, что по международным правилам гимнастки выполняют больше элементов "трудности предмета". Но гимнастки, которые выступают по российским правилам соревнований, выполняют в несколько раз больше элементов тела и динамических элементов с вращениями. Отсюда проблема надежности выполнения элементов "трудности предмета" актуальна как для гимнасток, выступающих по международным правилам соревнований, так и для гимнасток, выступающих по правилам соревнований, которые действуют на территории Российской Федерации. Исходя из выявленных проблем, мы определяем дальнейшую траекторию наших исследований, направленную на повышение надежности выполнения элементов "трудность предмета" в художественной гимнастике.
5. Статья из журнала
bookCover
Крутских, В. В. (кандидат педагогических наук; доцент; заместитель заведующего кафедрой по научной работе; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики хоккея им. А. В. Тарасова).
Соревновательная и тренировочная деятельность в студенческом хоккее / В. В. Крутских, А. А. Захаров. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 29-31. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 31 (4 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Крутских, В. В., Захаров, В. В.
Ключевые слова: исследования, хоккей, хоккеисты, студенты-хоккеисты, студенческий хоккей, студенческие хоккейные лиги, хоккейные лиги, чемпионаты студенческих хоккейных лиг, студенческий спорт, учебно-тренировочный процесс, подготовка хоккеистов, соревновательная деятельность студентов-хоккеистов, тренировочная деятельность студентов-хоккеистов, соревнования по хоккею, студенческие хоккейные команды, хоккейные команды, студенты-спортсмены, занятия хоккеем, занятия спортом
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивные игры
Аннотация: Цель исследования - на основе анализа организации соревновательной и тренировочной деятельности в студенческом хоккее выявить оптимальные возможности в формировании студенческих команд. В качестве базы для исследования взят Чемпионат Студенческой хоккейной лиги сезона 2022/2023. Анализ тренировочной и соревновательной деятельности проводился в аспекте определения оптимальных подходов к тренировочной деятельности в студенческом хоккее, выявления основных проблем в формировании студенческих команд. Отмечается, что тренировочная деятельность в студенческом хоккее, как правило, зависит от образовательного процесса. Соответственно в рамках студенческого спорта должно соблюдаться гармоничное сочетание учебной и внеучебной (физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительной) работы. Все игроки студенческих хоккейных команд являются студентами очной формы обучения, предусматривающей периоды промежуточной аттестации. В это время не проводятся соревнования, а тренировочный процесс сокращается, чтобы студенты могли сдать и закрыть сессию. Тем не менее тренеры команд стараются поддерживать форму игроков во время таких перерывов. В настоящее время для совершенствования тренировочной деятельности студентов-спортсменов реализованы разработки в области тестирования профессиональных навыков, физических качеств спортсменов, методики проведения отбора и селекции игроков по уровням профессиональной подготовленности для распределения игроков и формирования клубных и сборных команд всех возрастов в зависимости от вида предстоящего соревнования.
6. Статья из журнала
bookCover
Дворников, А. В. (кандидат педагогических наук; преподаватель; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики волейбола).
Согласование действий нападающего со связующим игроком при организации атаки в волейболе / А. В. Дворников. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 13. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 13 (2 назв.).
Авторы: Дворников, А. В.
Ключевые слова: исследования, волейбол, техника волейбола, волейболисты, подготовка волейболистов, передача мяча, волейбольные подачи, игровые амплуа волейболистов, амплуа волейболистов, подача мяча, нападающие игроки, связующие игроки, волейбольные атаки, атаки волейболистов, технико-тактические действия волейболистов, тактические действия волейболистов
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивные игры
Аннотация: Цель исследования - выявить особенности согласования действий игроков в групповых тактических действиях в нападении в паре взаимодействия связующий-нападающий. В групповых тактических действиях в нападении лидер взаимодействия в паре связующий-нападающий определяется в зависимости от передачи, которую связующий будет выполнять данному игроку. При низкой передаче лидер взаимодействия в этой паре - нападающий игрок, при средних и высоких - связующий. При совершении нападающего удара с низких передач нападающий игрок поисковый шаг совершает до встречи рук связующего с мячом, а при средних и высоких передачах - после.
7. Статья из журнала
bookCover
Иванова, А. В. (кандидат педагогических наук; доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Казань)).
Роль дыхательных практик в профилактике постковидного синдрома у детей младшего школьного возраста / А. В. Иванова, В. В. Заболотских, А. Б. Ахмедов. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 71-73. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 73 (8 назв.). - 1 фот., 1 схема.
Авторы: Иванова, А. В., Заболотских, В. В., Ахмедов, А. Б.
Ключевые слова: исследования, постковидный синдром, коронавирус, коронавирусная инфекция, COVID-19, профилактика постковидного синдрома, дыхательные практики, дети младшего школьного возраста, младший школьный возраст, младшие школьники, вирусные болезни, постковидные симптомы, болезни детей, пандемии, эпидемии коронавируса, родители младших школьников, опросы родителей младших школьников, дыхательная гимнастика, здоровье детей, влияние коронавируса, последствия коронавируса, дыхательная реабилитация, реабилитация младших школьников
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Образование. Педагогика
Теория и методика обучения
Аннотация: Цель исследования - теоретически обосновать возможность применения дыхательных практик в профилактике постковидного синдрома у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ информационных источников, посвященных рассмотрению вопросов, связанных с решением проблем "постковидного синдрома" и его влияния на детей младшего школьного возраста, а также профилактики простудных заболеваний, сохранения и укрепления здоровья детей после перенесенного заболевания с помощью дыхательных практик. Показано, что дыхательная гимнастика - это комплекс специальных дыхательных практик, направленных на укрепление физического здоровья. В развитии ребенка она играет очень важную роль: в формировании органов дыхания, укреплении дыхательных мышц, а главное, в профилактике различных заболеваний, в том числе верхних дыхательных путей. Использование дыхательной гимнастики может быть на протяжении всего дня: во время и между учебными занятиями, в рамках проведения физической культуры, в комплексе утренней гимнастики, на прогулке, в различных формах активного отдыха, беседах и так далее.
8. Статья из журнала
bookCover
Масягина, Н. В. (доктор педагогических наук; доцент; ректор; Московский государственный университет спорта и туризма).
Результативность педагогической системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях учебно-спортивного центра / Н. В. Масягина. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 2-4. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 4 (5 назв.). - 1 фот., 3 рис.
Авторы: Масягина, Н. В.
Ключевые слова: профессиональная переподготовка физкультурно-спортивных кадров, переподготовка физкультурно-спортивных кадров, физкультурно-спортивные кадры, повышение квалификации физкультурно-спортивных кадров, учебно-спортивные центры, московские учебно-спортивные центры, столичные учебно-спортивные центры, физкультурно-спортивная отрасль, кадры физкультурно-спортивной отрасли, работники физкультурно-спортивной отрасли, специалисты физкультурно-спортивной отрасли, московская физкультурно-спортивная отрасль, столичная физкультурно-спортивная отрасль, подготовка спортивного резерва, спортивный резерв, единые календарные планы физкультурных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий, планы физкультурных мероприятий, физкультурные мероприятия, ЕКП, московский спорт, столичный спорт, организация московского спорта
Рубрики: Физическая культура и спорт
Организация физической культуры и спорта
Аннотация: Цель исследования - научно обосновать и оценить результативность педагогической системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях учебно-спортивного центра. Перспективная деятельность учебно-спортивного центра дополнительного профессионального образования специалистов Москомспорта заключается в постоянном поиске новых технологий, новых методик, новых форм преподавания. Все инновации профессорско-преподавательским коллективом центра должны быть трансформированы в учебно-методический процесс для специалистов, чья профессиональная деятельность должна обеспечивать воплощение в жизнь основных идей развития физической культуры и спорта в крупном мегаполисе - городе Москве.
9. Статья из журнала
bookCover
Кондратьев, А. В. (Московский педагогический государственный университет).
Развитие соревновательного потенциала юного хоккеиста с учетом эмоциональной интерпретации социальной информационно-коммуникационной среды спорта / А. В. Кондратьев. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 49-51. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 51 (6 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Кондратьев, А. В.
Ключевые слова: исследования, хоккей, хоккеисты, юные хоккеисты, соревновательная деятельность хоккеистов, соревновательный потенциал юных хоккеистов, социальная информационно-коммуникационная среда спорта, информационно-коммуникационная среда спорта, эмоциональная интерпретация, тренировочно-соревновательный потенциал, тренеры по хоккею, хоккейные тренеры, хоккейные центры, московские хоккейные центры, эмоционально-конструктивное поведение юных хоккеистов, самооценка тренеров, самооценка юных хоккеистов
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивные игры
Аннотация: Цель исследования - выявить педагогические особенности развития соревновательного потенциала юного хоккеиста с учетом эмоциональной интерпретации социальной информационно-коммуникационной среды спорта. Проводилось анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, использовались методы непараметрической статистики (t-критерий Уилкоксона), факторный анализ. Организация исследования: экспериментальное исследование проводилось на контингенте юных хоккеистов, посещающих дополнительные тренировочные занятия в Национальном хоккейном центре г. Москвы (n=25), тренерских кадров НХЦ и сотрудничающих с НХЦ (n=25). Развитие соревновательного потенциала юного хоккеиста с учетом эмоциональной интерпретации социальной информационно-коммуникационной среды спорта опиралось на освоение индикаторов конструктивного поведения: настроенности на одобрительное восприятие рекомендаций тренера; вовлеченности в самоорганизацию тренировки; определения сущности замечаний тренера и рефлексивного анализа ресурсов преобразования поведения и деятельности; мобилизации усилий в ходе выполнения заданий; разграничения психоэмоциональных травматизирующих факторов социальной коммуникации и задач спортивного совершенствования; другое (факторные веса - 0, 72-0, 93), что обуславливает конструктивное решение задач тренировочной и соревновательной деятельности.
10. Статья из журнала
bookCover
Рабаданов, М. Н. (преподаватель; Российский государственный университет спорта "ГЦОЛИФК". Гуманитарный факультет. Кафедра теоретико-методических основ физической культуры и спорта).
Развитие координационных способностей борцов вольного стиля на этапе начальной подготовки / М. Н. Рабаданов. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 31. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 31 (4 назв.).
Авторы: Рабаданов, М. Н.
Ключевые слова: исследования, координационные способности борцов, развитие координационных способностей борцов, вольная борьба, борцы вольного стиля, этапы начальной подготовки, средства сложнокоординационных видов спорта, учебно-тренировочный процесс, воспитание координационных способностей борцов, педагогические эксперименты, тестирование борцов вольного стиля, сохранение устойчивости, устойчивость, динамическое равновесие, сохранение динамического равновесия
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивная борьба
Аннотация: Цель исследования - научно обосновать и разработать методику воспитания координационных способностей борцов вольного стиля на этапе начальной подготовки. Были изучены основные подходы совершенствования способности поддерживать равновесие в тренировочном процессе борцов вольного стиля на этапе начальной подготовки. Разработана методика воспитания координационных способностей борцов вольного стиля на этапе начальной подготовки, основанная на применении в учебно-тренировочном процессе борцов средств и методов из сложнокоординационных видов спорта. Доказана эффективность применения экспериментальной методики.
11. Статья из журнала
bookCover
Чжан Цзинвэй (Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики гимнастики).
Психофизиологический тренинг студентов в процессе профессионального образования в вузе / Чжан Цзинвэй, Т. С. Лисицкая, В. С. Маркарян. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 11-13. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 12-13 (10 назв.). - 1 фот., 2 табл.
Авторы: Чжан Цзинвэй, Лисицкая, Т. С., Маркарян, В. С.
Ключевые слова: исследования, вузы, высшие учебные заведения, университеты, китайские вузы, китайские студенты, студенты китайских вузов, студенты вузов, психофизические тренинги студентов, психофизические тренировки, занятия физической культурой, физическая подготовленность студентов, психоэмоциональное состояние студентов, педагогические эксперименты, оздоровительная ходьба, студенты нефизкультурных вузов, тестирование студентов, тестирование физической подготовленности, гипопрессивная гимнастика, осознанность, оздоровительная гимнастика
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - повышение уровня физической подготовленности и улучшение психоэмоционального состояния студентов. В процессе педагогического эксперимента были выделены содержание и средства обеспечения улучшения состояния здоровья студентов на основе комплекса инновационных новейших фитнес-технологий, в частности психофизического тренинга, в основу которого вошли оздоровительная ходьба, дыхательные упражнения, в частности, гипопресcивные упражнения на основе хатха-йоги и китайская гимнастика таоли (ушу тао или тао). Следует особо отметить, что каждое направление проводилось с применением принципа осознанности (майндфулнесс). В эксперименте приняло участие 45 человек, разделенных на две группы: контрольная группа - 16 человек, экспериментальная - 29 человек (КНР, провинция Хэнань, Хэнаньский университет), в возрасте от 18 до 20 лет. Экспериментальная проверка эффективности разработанной психофизической тренировки для студентов нефизкультурных вузов, компилирующая такие виды фитнеса, как оздоровительная ходьба, гипопрессивные практики с элементами йоги и китайской гимнастической системы Тао, показала существенные изменения дыхательных показателей испытуемых, таких как МПК, задержка дыхания на вдохе и выдохе, а также уровень развития физических качеств. Архитектура предложенной программы, построенная на осознанности при выполнении упражнений, позволяет наблюдать и управлять собственным телом и разумом.
12. Статья из журнала
bookCover
Степанова, О. Н. (доктор педагогических наук; профессор; Московский педагогический государственный университет. Кафедра спортивных дисциплин и методики их преподавания).
Проектирование занятий физической активностью средствами атлетической гимнастики на предприятии в рамках корпоративного спорта / О. Н. Степанова, Е. Н. Латушкина. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 74-77. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 77 (9 назв.). - 1 фот., 3 табл.
Авторы: Степанова, О. Н., Латушкина, Е. Н.
Ключевые слова: исследования, научно-исследовательские работы, НИР, московские вузы, вузы, высшие учебные заведения, вузовская наука, двигательная активность, физическая активность, занятия физической активностью, проектирование занятий физической активностью, средства атлетической гимнастики, атлетическая гимнастика, корпоративный спорт, физические упражнения, занятия атлетической гимнастикой, работники предприятий, тренировочные занятия, занятия двигательной активностью, групповые занятия двигательной активностью, корпоративная физкультурно-спортивная работа, физкультурно-спортивная работа, население трудоспособного возраста
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Аннотация: Цель исследования - разработка программы самостоятельных и организованных групповых занятий двигательной активностью "Атлетическая гимнастика" в рамках корпоративной физкультурно-спортивной работы. Методами разработки программы выступили: теоретический анализ и обобщение специальной литературы, передового педагогического опыта в области организации корпоративной физкультурно-спортивной работы, а также организации и проведения занятий атлетической гимнастикой с лицами трудоспособного возраста. В рамках договора между Федеральным научным центром физической культуры и спорта и Российским государственным социальным университетом на выполнение научно-исследовательской работы "Разработка современных форм и методов физической активности для вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и спортом с учетом диапазона допустимых физических нагрузок для лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в зависимости от возраста и пола" была разработана программа самостоятельных и организованных занятий двигательной активностью "Атлетическая гимнастика". Программа включает план-график занятий на макроцикл, набор средств (силовых упражнений) основной части занятий с их распределением по мезо- и микроциклам, рекомендации по дозированию физической нагрузки для занимающихся начального, среднего и продвинутого уровня подготовленности различного возраста и пола. В настоящее время предлагаемая программа проходит экспериментальную апробацию на базе ряда крупных предприятий г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.
13. Статья из журнала
bookCover
Черницына, Н. В. (кандидат биологических наук; доцент; Югорский государственный университет. Высшая школа гуманитарных наук (Ханты-Мансийск)).
Применение подводящих упражнений для повышения эффективности технической подготовки хоккеистов 8-9 лет / Н. В. Черницына, А. В. Беляев. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 58-59. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 59 (6 назв.). - 1 фот.
Авторы: Черницына, Н. В., Беляев, А. В.
Ключевые слова: исследования, детско-юношеские спортивные школы, ДЮСШ, ханты-мансийские спортивные школы, югорские спортивные школы, спортивные школы, хоккей, хоккеисты, юные хоккеисты, подготовка хоккеистов, техническая подготовка хоккеистов, подводящие упражнения, учебно-тренировочный процесс, подготовка юных хоккеистов, педагогические эксперименты, физические упражнения
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивные игры
Аннотация: Цель исследования - теоретически обосновать применение специального комплекса упражнений в учебно-тренировочном процессе для оптимизации технической подготовки юных хоккеистов. Педагогический эксперимент проводился в 2022-2023 гг. на базе спортивной школы ассоциации хоккейного клуба "Югра" в г. Ханты-Мансийске (КРК Арена-Югра). За время проведения исследования в нем приняли участие 22 юных хоккеиста в возрасте 8-9 лет. Эксперимент состоялся в условиях учебно-тренировочных занятий спортивной школы, три тренировки на "земле" в неделю, не включая ледовых занятий, возраст участников 8-9 лет. Экспериментальный комплекс упражнений включал в себя, помимо упражнений общей физической подготовки, средства специальной физической подготовки юных хоккеистов. В отличие от традиционной программы, в которой преобладает общая физическая подготовка, в экспериментальной группе акцент был сделан на разнообразные подготовительные и подводящие упражнения. Упражнения были направлены на развитие координационных навыков, силовой выносливости и "баланса".
14. Статья из журнала
bookCover
Хэ Вэймин (аспирант; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики танцевального спорта).
Показатели технической подготовленности как критерий оценки исполнительного мастерства в танцевальном спорте / Хэ Вэймин, Н. Ф. Сингина. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 40. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 40 (1 назв.).
Авторы: Хэ Вэймин, Сингина, Н. Ф.
Ключевые слова: исследования, танцевальный спорт, спортивные танцы, танцоры, судейство танцевального спорта, спортивное судейство, судьи спортивных танцев, показатели технической подготовленности танцоров, техническая подготовленность танцоров, спортсмены-танцоры, подготовка танцоров, оценка исполнительского мастерства танцоров, исполнительское мастерство танцоров, критерии оценки исполнительского мастерства танцоров
Рубрики: Физическая культура и спорт
Другие виды спорта
Аннотация: Цель исследования - выявление критериев оценки исполнительского мастерства в танцевальном спорте, позволяющих оптимально оценить уровень технической подготовленности танцоров. Основными показателями технической подготовленности как критериями оценки исполнительского мастерства в танцевальном спорте являются: технические качества, движение под музыку, взаимоотношения между танцором и танцовщицей, хореография и исполнение. Большое значение имеет совместимость партнеров, которая касается многих факторов: антропометрических показателей, уровня развития физических качеств, координационных способностей и тому подобное. Поэтому для танцоров важно сосредоточиться на основных требованиях техники, движении под музыку, взаимоотношениях танцора с танцовщицей, хореографии и исполнении.
15. Статья из журнала
bookCover
Рыжкова, Л. Г. (доктор педагогических наук; доцент; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики фехтования, современного пятиборья, восточных боевых искусств).
Показатели применения атак и противодействий им в соревновательной деятельности участниц Олимпиады-2020, фехтующих на саблях / Л. Г. Рыжкова, В. В. Шамис. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 38-40. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 40 (3 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Рыжкова, Л. Г., Шамис, В. В.
Ключевые слова: исследования, высококвалифицированные фехтовальщицы, фехтовальщицы, фехтование на саблях, фехтовальные поединки, соревновательная деятельность фехтовальщиц, фехтовальные бои, летние олимпийские игры, олимпийские игры, олимпиады, японские олимпиады, токийские олимпиады, техника фехтования на саблях, тактика фехтования на саблях, фехтовальные атаки, атаки фехтовальщиц, противодействие атакам фехтовальщиц
Рубрики: Физическая культура и спорт
Фехтование и рукопашный бой
Аннотация: Цель исследования - выявить соотношение показателей применения атак и противодействий атакам в соревновательном противоборстве у сильнейших в мире фехтовальщиц на саблях. Для достижения цели исследования использовался метод педагогического наблюдения (анализ видеозаписей боев), который позволяет проводить исследования без вмешательства в соревновательную деятельность, оценивать действия сразу двух спортсменок, использовать видеоповторы боевых схваток, фиксируя анализируемые двигательные действия участниц соревнований. Оценка состава средств соревновательной деятельности выполнялась у фехтовальщиц, которые заняли с 1-го по 8-е места на XXXII Летних Олимпийских играх в Токио 2021 (2020). Последующая расшифровка видеозаписей боев с конкретизацией применяемых способов противоборства при помощи нотационно-графических символов позволила выявить соотношение в применении атак и противодействии атакам, их результативность в фехтовальном единоборстве. Оценивая соотношение объемов применения атак и противодействий атакам в сабельном противоборстве, необходимо отметить их незначительную результативность. Так, противостояние спортсменок в атаках фиксируется с результативностью 43, 22 %, а при противодействии атакам - 41, 51 %, отмечая, что даже не каждая вторая попытка завершается результативным ударом. Незначительная результативность атак, а также противодействий атакам подтверждает сложность соревновательной борьбы в фехтовании на саблях, которая ведется в условиях пространственно-временной неопределенности и в различных по дистанции и моменту ситуациях. Это еще раз свидетельствует о необходимости тренировки надежности применения атак и противодействий атакам в неожиданных ситуациях, которая основана на специализированности зрительных реакций. Следует также тренировать устойчивость к помехам, которые возникают от преждевременных или встречных движений клинком со стороны соперницы.
16. Статья из журнала
bookCover
Хэ Вэймин (аспирант; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики танцевального спорта).
Позиции корпуса и рук как критерий оценки исполнительного мастерства в спортивно-танцевальной дисциплине "Стандарт" (Standart) / Хэ Вэймин. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 46-48. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 48 (8 назв.). - 1 фот., 2 рис., 1 табл.
Авторы: Хэ Вэймин
Ключевые слова: исследования, танцевальный спорт, спортивные танцы, спортивно-танцевальные дисциплины, оценка исполнительского мастерства танцоров, исполнительское мастерство танцоров, подготовка танцоров, критерии оценки исполнительского мастерства танцоров, танцоры, техническая подготовленность танцоров, показатели технической подготовленности танцоров, спортивно-танцевальные дисциплины, судейство танцевального спорта, спортивное судейство, судьи спортивных танцев, технические показатели уровня исполнительского мастерства, показатели уровня исполнительского мастерства, уровень исполнительского мастерства танцоров, спортсмены-танцоры
Рубрики: Физическая культура и спорт
Другие виды спорта
Аннотация: Цель исследования - выявить и обосновать критерии оценки исполнительского мастерства в спортивно-танцевальной дисциплине "Стандарт" (Standart). В работе проводился анализ системы оценки соревнований по бальным танцам 2. 1 Всемирной ассоциации танцевального спорта WDSF с учетом показателей технической подготовленности спортсмена и анализа уровня его исполнительского мастерства. Выявлено, что среди критериев первого уровня трех показателей исполнительского мастерства бального танца статическая техника является основной и определяет потенциал развития исполнительских способностей. Техника движения обеспечивает демонстрационную платформу для танцевальных движений. Техника исполнения является последним показателем мастерства спортсмена.
17. Статья из журнала
bookCover
Подготовка детей и подростков к выполнению норм комплекса ГТО в условиях детского оздоровительного лагеря / А. А. Заикин, Н. Г. Заревская, Е. Я. Михайлова, Е. Ю. Комева. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 78-79. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: 79 (3 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Заикин, А. А., Закревская, Н. Г., Михайлова, Е. Я., Комева, Е. Ю.
Ключевые слова: исследования, ленинградские оздоровительно-образовательные центры, оздоровительно-образовательные центры, вырицкие оздоровительно-образовательные центры, детские оздоровительно-образовательные центры, подростки, подростковый возраст, дети подросткового возраста, детские оздоровительные лагеря, оздоровительные лагеря, физкультурно-спортивные комплексы, нормативы ГТО, нормы ГТО, выполнение норм ГТО, физическая культура подростков, физическое воспитание подростков, опросы тренеров, опросы подростков, педагогические эксперименты, подготовка к сдаче норм ГТО, сдача норм ГТО
Рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика воспитания
Аннотация: Цель исследования - выявление возможностей средств физической культуры и спорта в подготовке детей и подростков к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ВФСК ГТО) в условиях детского оздоровительного лагеря. Проведен педагогический эксперимент в детском оздоровительно-образовательном лагере "Маяк" (Вырица). Участниками выступали подростки 11-12 лет (48 человек), тренеры (39 человек). В экспериментальной группе тренировочный процесс подростков был усовершенствован с помощью применения средств и методов, в соответствии с разработанной программой подготовки к сдаче нормативов ГТО. Специально разработанная программа включала теоретический и тренировочный процесс с использованием упражнений для подготовки к выполнению норм ГТО. Теоретический материал включал: обзор нормативно-тестирующей части, направленной на оценку знаний в области физической культуры и спорта, оценку владения двигательными умениями и навыками, рекомендации по подготовке к сдаче; обзор спортивной части, ориентированной на привлечение воспитанников к занятиям спортом. Проведенный эксперимент подтвердил эффективность разработанной программы с применением комплекса ВФСК ГТО.
18. Статья из журнала
bookCover
Мурзин, Н. Д. (аспирант; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики танцевального спорта).
Повышение согласованности двигательных действий танцоров 12-14 лет / Н. Д. Мурзин. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 60-61. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 61 (7 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Мурзин, Н. Д.
Ключевые слова: исследования, танцевальный спорт, танцоры, двигательные действия танцоров, согласованность двигательных действий, бальные танцы, педагогические эксперименты, психологические упражнения, подготовка танцоров, специальная подготовка танцоров, общая физическая подготовка танцоров, физическая подготовка танцоров, психологическая подготовка танцоров, юные танцоры, исполнительское мастерство танцоров, оценка исполнительского мастерства танцоров, критерии оценки исполнительского мастерства танцоров, учебно-тренировочный процесс
Рубрики: Физическая культура и спорт
Другие виды спорта
Аннотация: Цель исследования - экспериментально обосновать методику применения психологических упражнений, направленных на повышение согласованности двигательных действий в бальных танцах у спортсменов 12-14 лет. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2022 по январь 2023 года, в котором приняли участие 10 пар танцоров 12-14 лет. Экспериментальная методика, направленная на повышение согласованности двигательных действий у танцоров, базировалась на комплексе упражнений по специальной, общей физической и психологической подготовке. Полученные результаты продемонстрировали эффективность комбинированной тренировки специальной и психологической подготовки танцоров у танцоров 12-14 лет. Исходя из этого тренерам рекомендуется внедрять данную методику в тренировочный процесс спортсменов в бальных танцах. Полученные данные позволят повысить эффективность системы подготовки спортсменов в танцевальном спорте.
19. Статья из журнала
bookCover
Ху Сяосюань (магистр; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК"; Китайское спортивное общество в России (Москва)).
Перспективы научной и учебно-методической разработки системы "Ушу Саньда" в свете контент-анализа профильных публикаций / Ху Сяосюань, А. А. Передельский. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 14-17. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 16-17 (20 назв.). - 1 фот.
Авторы: Ху Сяосюань, Передельский, А. А.
Ключевые слова: ушу-саньда, контент-анализ научных работ, университеты спорта, вузы, физкультурные вузы, спортивные вузы, московские вузы, электронные ресурсы вузов, вузовские электронные ресурсы, библиотеки вузов, тема ушу-саньда, восточные единоборства, единоборства, научные библиотеки вузов, вузовские научные библиотеки, диссертационные работы, научные публикации, боевые искусства, китайские боевые искусства, восточные боевые искусства, электронные ресурсы библиотек, исследования
Рубрики: Физическая культура и спорт
Национальные виды спорта
Аннотация: Цель исследования - на основе структурно-содержательного анализа тематических источников по ушу-Саньда определить основные направления перспективной научной и учебно-образовательной разработки по данной системе единоборства в современной России. Основным научно-эмпирическим методом структурно-содержательного анализа выступает качественный контент-анализ документов. Генеральной совокупностью принят массив научных и учебно-методических публикаций по теме настоящего исследования, содержащихся в электронном ресурсе научной библиотеки Российского университета спорта "ГЦОЛИФК". В качестве единиц анализа приняты четыре блока публикаций: докторские и кандидатские диссертации, магистерские диссертации, крупные публикации, небольшие публикации. Единицами счета выступают единичные или отдельные источники. Ряд источников носит характер популярной или просветительской литературы. Стиль структурирования и изложения публикаций по ушу во многих случаях отличается от традиционных критериев и шаблонов, установленных в спортивной науке. Данное отличие проявляется уже на уровне названия работ, что сильно затрудняет их правильную классификацию и группировку. Особенно все вышеизложенное касается профильных работ последней четверти XX - самого начала XXI века. К середине первого десятилетия XXI века ситуация постепенно меняется в сторону перехода на привычные для спортивной науки шаблоны и критерии изложения и структурирования материала, что свидетельствует о нарастающем процессе спортизации, то есть спортивной адаптации восточных единоборств и боевых искусств в России.
20. Статья из журнала
bookCover
Костичкин, П. В. (преподаватель; мастер спорта СССР международного класса; тренер по хоккею; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики хоккея им. А. В. Тарасова).
Оценка соревновательной деятельности в современном хоккее / П. В. Костичкин. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2023. - № 3. - С. 56-57. - ISSN 1817-4779. - 1 фот.
Авторы: Костичкин, П. В.
Ключевые слова: исследования, хоккей, современный хоккей, соревновательная деятельность хоккеистов, хоккеисты, технико-тактические действия хоккеистов, оценка соревновательной деятельности хоккеистов, игровая деятельность хоккеистов, оценка игровой деятельности хоккеистов, подготовка хоккеистов
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивные игры
Аннотация: Цель исследования - теоретически обосновать эффективные методы оценки соревновательной деятельности в современном хоккее. Оценка игровой спортивной деятельности в хоккее является составной частью педагогического контроля, позволяющей проводить аналитику действий спортсменов, получать определенные данные о сильных и слабых сторонах подготовленности игроков, звеньев, команды в целом и, соответственно, корректировать тренировочный процесс с учетом анализа игровой деятельности хоккеистов. В настоящее время актуальными методами оценки игровой деятельности хоккеистов являются: статистический анализ технико-тактических действий в соревновательной деятельности хоккеистов разного возраста и разной квалификации, а также аналитический метод, который проводится специалистами на основании визуальной или видеоинформации.
12