Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Журавлев, А. Л. (Институт психологии РАН).
Социально-психологический анализ образа Петра I (по материалам Научной электронной библиотеки) = Social and psychological image oF Peter I (in the Scientific electronic library) / А. Л. Журавлев, Д. А. Китова. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 57-68. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 67-68 (8 назв.). - рис., табл.
Авторы: Журавлев, А. Л., Китова, Д. А.
Ключевые слова: социально-психологический анализ, историческая психология, социально-психологические образы, исторические личности, образ Петра I, личность Петра I, российские императоры, исторические периоды, реформы, история России, научные электронные библиотеки, поисковые сервисы
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: Социально-психологический образ Петра I как проблема современных исследований. Библиографический анализ образа Петра I по данным, представленным в РИНЦ. Структура представленности образа Петра I в РИНЦ. Показано, что ведущими темами данной проблематики в Электронной научной библиотеке являются личность Петра I, его реформаторские усилия и атмосфера того исторического периода.
2. Статья из журнала
bookCover
Рубену Вазгеновичу Агузумцяну - 75 лет. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 123-124. - ISSN 0205-9592. - фот.
Ключевые слова: психологи, ученые, факты биографии, научная деятельность, профессиональная деятельность, юбилеи
Рубрики: Психология
История психологии
Аннотация: Исполнилось 75 лет известному армянскому психологу Рубену Вазгеновичу Агузумцяну.
3. Статья из журнала
bookCover
Привязанность у детей с опытом институционализации = Attachment in children with experience of institutionalization. Ч. 2. Особенности привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях / Р. Ж. Мухамедрахимов, К. Г. Туманьян, Д. И. Чернего, Л. А. Асламазова. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 48-56. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 53-55 (33 назв.).
Авторы: Мухамедрахимов, Р. Ж., Туманьян, К. Г., Чернего, Д. И., Асламазова, Л. А.
Ключевые слова: дети, привязанность у детей, опыт институционализации, институционализация, замещающие семьи, приемные семьи, приемные дети, психология развития
Рубрики: Психология
Детская психология
Аннотация: Типы привязанности у детей с опытом институционализации зависят от множества факторов. Обсуждение особенностей привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях. Основные направления исследований связаны с изучением особенностей формирующейся привязанности у детей в зависимости от тяжести условий в учреждении, возраста принятия и длительности проживания ребенка в замещающей семье, вида замещающей семьи, чувствительности родителя при взаимодействии с ребенком. Значение для формирования привязанности качества социально-эмоционального окружения ребенка, необходимость использования научно обоснованных программ сопровождения замещающих семей. Выделяются новые направления исследований по данной теме.
4. Статья из журнала
bookCover
Воронин, А. Н. (Институт психологии РАН).
Параметрическая сложность заданий в тестах интеллекта = Parametric complexity of tasks in intelligence tests / А. Н. Воронин, Н. Б. Горюнова. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 26-34. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 31-34 (40 назв.).
Авторы: Воронин, А. Н., Горюнова, Н. Б.
Ключевые слова: интеллект, диагностика интеллекта, тесты интеллекта, тестовые задания, задания в тестах, параметрическая сложность заданий, параметры сложности заданий, трудность заданий, тестирование, познавательные способности, психодиагностика
Рубрики: Психология
Психология личности
Аннотация: Малоизученная проблема параметров сложности отдельных заданий теста. Многозначность и недостаточная определенность понятия "сложность" задания приводит к смешению разнородных проблем в области разработки и оценки средств психодиагностики. Последовательно раскрывается содержание понятия "сложность" в рамках различных теорий тестирования: классической теории тестирования и в теории латентных черт. Дается определение понятию "сложность" задания для разных типов тестирования: линейного, многоступенчатого и адаптивного.
5. Статья из журнала
bookCover
Стоюхина, Н. Ю. (Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского).
Николай Ефимович Румянцев: "Апостол труда и творчества" / Н. Ю. Стоюхина. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 69-77. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 75-77 (27 назв.).
Авторы: Стоюхина, Н. Ю.
Ключевые слова: педагогические психологи, педологи, ученые, биографии, профессиональная деятельность, педагогическая психология, педология, трудовые школы
Рубрики: Психология
История психологии
Аннотация: 17 декабря 2019 года исполнилось 100 лет со дня преждевременной смерти от тифа педагогического психолога, педолога, талантливого популяризатора научно-педагогических знаний, убежденного проповедника трудовой школы Николая Ефимовича Румянцева.
6. Статья из журнала
bookCover
Черемошкина, Л. В. (Московский педагогический государственный университет).
Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования) = Mnemonic abilities during the transition from adolescence to youth (on the materials of a longitudinal study) / Л. В. Черемошкина, Т. Н. Осинина. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 35-47. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 45-47 (18 назв.). - рис., табл.
Авторы: Черемошкина, Л. В., Осинина, Т. Н.
Ключевые слова: подростковый возраст, юношеский возраст, мнемические способности, диагностика мнемических способностей, школьники, лонгитюдные исследования, психология развития, исследование памяти, развитие памяти, память
Рубрики: Психология
Детская психология
Аннотация: Представлены результаты лонгитюдного исследования изменений структуры мнемических способностей при периоде от подросткового возраста к юношескому. Исследование осуществлялось с помощью методики диагностики мнемических способностей школьников, созданной на основе метода развертывания мнемической деятельности. Этот метод направлен на определение продуктивности памяти, уровня ее развития, а также качественного своеобразия мнемических приемов и способов их регуляции.
7. Статья из журнала
bookCover
Волобуев, Я. В. (Московский гуманитарный университет).
Межличностные отношения супругов с разными типами психологических границ = Interpersonal relations of spouses with different types of psychological boundaries / Я. В. Волобуев, Т. С. Леви, Т. Н. Савченко. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 14-25. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 23-25 (34 назв.). - табл., рис.
Авторы: Волобуев, Я. В., Леви, Т. С., Савченко, Т. Н.
Ключевые слова: супруги, межличностные отношения супругов, взаимоотношения супругов, супружеские отношения, психологические границы супругов, типы психологических границ, удовлетворенность браком, брак, мужчины, женщины
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: Исследование роли психологических границ супругов в их межличностных отношениях. Выявлена прямая положительная связь между уровнем сформированности психологических границ супругов, качеством межличностных отношений и уровнем удовлетворенности браком. Показана специфика связи уровня удовлетворенности браком и уровня развития психологических границ у мужчин и женщин.
8. Статья из журнала
bookCover
Леонтьев, Д. А. (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты = Quality of life and well-being: objective, subjective and agentic aspects / Д. А. Леонтьев. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 86-95. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 92-95 (34 назв.).
Авторы: Леонтьев, Д. А.
Ключевые слова: качество жизни, благополучие, субъективное благополучие, объективные аспекты, субъективные аспекты, субъектные аспекты, субъектность, образ жизни, стиль жизни, счастье
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: Теоретический анализ междисциплинарной проблемы качества жизни. Понятие качества жизни соотнесено с понятиями благополучия и субъективного благополучия через призму объективных, субъективных и субъектных факторов оценки собственной жизни. Отмечено, что качество жизни обусловлено объективным и сравнительно инвариантным для больших социальных групп образом жизни, задающим объективные условия удовлетворения в рамках этого образа жизни базовых потребностей индивидов.
9. Статья из журнала
bookCover
Угланова, И. Л. (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики").
Измерение креативности и критического мышления в начальной школе = Measuring creativity and critical thinking in primary school / И. Л. Угланова, Е. А. Орел, И. В. Брун. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 96-107. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 105-107 (33 назв.). - табл., рис.
Авторы: Угланова, И. Л., Орел, Е. А., Брун, И. В.
Ключевые слова: начальная школа, креативность, критическое мышление, измерение креативности, измерение критического мышления, оценка креативности, оценка критического мышления, инструменты измерения, валидизация инструментов измерения, измерительные инструменты, систематический подход, Evidence-Centered Design, ECD, методологии
Рубрики: Психология
Детская психология
Аннотация: Описывается процедура создания инновационного инструмента оценки креативности и критического мышления учащихся начальной школы. В качестве основы для создания инструмента была выбрана методология "систематического подхода к разработке измерительных инструментов" (Evidence-centered Design). В рамках этой методологии разработчики создают задания-сценарии, максимально приближенные к реальной жизни, однако позволяющие валидно и надежно оценить критическое мышление и креативность.
10. Статья из журнала
bookCover
Динара Николаевна Завалишина. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 119-120. - ISSN 0205-9592. - фот.
Ключевые слова: психологи, ученые, факты биографии, научная деятельность, профессиональная деятельность, юбилеи
Рубрики: Психология
История психологии
Аннотация: 18 августа 2020 г. исполнилось 90 лет Динаре Николаевне Завалишиной, доктору психологических наук, главному научному сотруднику Института психологии РАН, автору оригинальных научных исследований в различных областях психологической науки.
11. Статья из журнала
bookCover
Веракса, А. Н. (МГУ имени М. В. Ломоносова).
Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик = Executive functions assessment in senior preschool age: a battery of methods / А. Н. Веракса, О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 108-118. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 115-118 (31 назв.). - табл., рис.
Авторы: Веракса, А. Н., Алмазова, О. В., Бухаленкова, Д. А.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, старшие дошкольники, диагностика регуляторных функций, регуляторные функции, модели регуляторных функций, методики, рабочая память, когнитивная гибкость, торможение
Рубрики: Психология
Детская психология
Аннотация: Рассматривается модель регуляторных функций, примененная к детям дошкольного возраста. Основная цель исследования - оценка уровня развития трех основных компонентов регуляторных функций (рабочей памяти, когнитивной гибкости и торможения) у дошкольников. Представлены результаты выполнения методик для четырех возрастных групп отдельно для мальчиков и девочек. Проанализированы связи уровней развития разных компонентов регуляторных функций.
12. Статья из журнала
bookCover
Галкина, Т. В. (Институт психологии РАН).
Вклад Я. А. Пономарева в развитие методологических и теоретических вопросов психологической науки / Т. В. Галкина, А. Л. Журавлев. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 5-13. - ISSN 0205-9592. - Библиогр.: с. 10-13 (36 назв.).
Авторы: Галкина, Т. В., Журавлев, А. Л.
Ключевые слова: психологи, научное творчество, психологическая наука, методологические вопросы, методология психологии, теоретические вопросы, теория психологии, философско-психологические концепции, творчество, психологические механизмы творчества, поведение, психологические механизмы поведения
Рубрики: Психология
История психологии
Аннотация: Описан вклад Якова Александровича Пономарева в изучение психологических механизмов творчества и поведения в целом. Прослежена логика развития его философско-психологической концепции, имеющей не только общепсихологическое, но и общенаучное значение. Выделены наиболее значимые для развития теории и методологии психологии научные идеи и открытия Я. А. Пономарева.
13. Статья из журнала
bookCover
Виктору Владимировичу Знакову - 70 лет. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 121-122. - ISSN 0205-9592. - фот.
Ключевые слова: психологи, ученые, факты биографии, научная деятельность, профессиональная деятельность, юбилеи
Рубрики: Психология
История психологии
Аннотация: В августе 2020 г. исполнилось 70 лет видному российскому психологу, доктору психологических наук, профессору Виктору Владимировичу Знакову.
14. Статья из журнала
bookCover
Юревич, А. В. (Институт психологии РАН).
COVID-19: результаты второго экспертного опроса = COVID-19: Results of the second expert survey / А. В. Юревич, Д. В. Ушаков, М. А. Юревич. - Текст : электронный
// Психологический журнал. - 2020. - Т. 41, № 6. - С. 78-85. - ISSN 0205-9592.
Авторы: Юревич, А. В., Ушаков, Д. В., Юревич, М. А.
Ключевые слова: экспертные опросы, результаты экспертных опросов, психологи, опросы психологов, пандемии, COVID-19, коронавирус, социально-психологический контекст, психологическая наука, общество, самоизоляция, страх, последствия, власть, политика
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: Наука отреагировала на эпидемию коронавируса так же, как общество в целом, восприняв ее как серьезную угрозу нормальному функционированию, а то и вообще существованию. Психологическая наука не стала исключением из общего правила: пандемия оказала влияние на тематику проводимых исследований. В русле этой тенденции авторы провели второй экспертный опрос 119 ведущих психологов. Главное отличие проведенного опроса заключается в первостепенном внимании к социально-психологическому контексту и в использовании в качестве выборки профессиональных психологов. Целью опроса было выявление мнений о социально-психологическом контексте (причинах, последствиях и т. д. ) эпидемии коронавируса. Опрос проводился в июне 2020 г.