Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Христофоров, И. А.
Экономика, литература и Великие реформы / И. А. Христофоров
// Российская история. - 2013. - № 2. - С. 206-210. - ISSN 0869-5687. - Рец. на кн.: Карпи Г. Достоевский-экономист. Очерки по социологии литературы / Гуидо Карпи. - Москва : Фаланстер, 2012. - 208 с. - Примеч.: с. 206. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Христофоров, И. А.
Ключевые слова: рецензии, русские писатели, экономисты, социально-экономические взгляды, социология литературы, историко-социологические очерки, Великие реформы, книги, писатели
Рубрики: История
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Социология
Социология литературы и искусства
2. Статья из журнала
bookCover
Сущий, С. Я.
Русская литература советского периода - социодинамика писательского сообщества / С. Я. Сущий. - Текст : электронный
// Социологические исследования. - 2021. - № 2. - С. 112-129. - ISSN 0132-1625. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=44889752. - Библиогр.: с. 127-129. - рис., табл.
Авторы: Сущий, С. Я.
Ключевые слова: писательское сообщество, русская литература, советский период, социальная динамика, творческие специализации
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Объектом изучения является русское писательское сообщество советского периода. Анализируются его количественная и пространственная динамика; сдвиги в социальной, гендерной, этнонациональной структуре; соотношение ведущих жанров специализации.
3. Статья из журнала
bookCover
Россияне поддерживают цензуру в произведениях искусства
// Университетская книга. - 2015. - № 6. - С. 11.
Ключевые слова: опросы общественного мнения, произведения искусства, социология культуры, цензура
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Согласно результатам опросов общественного мнения, более 80% россиян одобряют возможное введение цензуры.
4. Статья из журнала
bookCover
Жабский, М. И.
Российское кино - национальные особенности движения вверх / М. И. Жабский. - Текст : непосредственный
// Социологические исследования. - 2020. - № 5. - С. 149-158. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 157-158.
Авторы: Жабский, М. И.
Ключевые слова: государственная поддержка, кино, киноиндустрия, конкурентоспособность, социальная значимость, частный бизнес
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Рассматриваются цели, итоги и проблемы развития российской киноиндустрии в контексте государственной поддержки. Исходные ориентиры развития - социальная значимость и коммерческая конкурентоспособность кинофильмов, по установленным формальным признакам относящихся к категории национальных.
5. Статья из журнала
bookCover
Музыка: песни пандемии. - Текст : непосредственный
// Эксперт. - 2021. - № 7. - С. 5. - ISSN 1812-1896.
Ключевые слова: музыкальные группы, музыкальные композиции, настроение, опросы населения, пандемии, эпидемия коронавируса
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства
Легкая музыка
Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Перечислены музыкальные композиции, которые лучше всего поднимают настроение во время пандемии коронавируса: по результатам опроса, проведенного компанией Axa Health.
6. Статья из журнала
bookCover
Тарасов, К. А. (доктор культурологии; профессор; Московский государственный институт международных отношений (Университета) МИД России. Кафедра социологии).
Мотив социального насилия в пространстве кинокоммуникации / К. А. Тарасов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2021. - № 3. - С. 167-186. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/8592762/udb/12. - Библиогр.: с. 183-184. - Ref.: p. 184-186.
Авторы: Тарасов, К. А.
Ключевые слова: воздействие кино, кино, киноаудитории, кинокоммуникация, подрастающее поколение, привлекательность кино, социальное насилие, социологические опросы
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Социальное насилие традиционно является одной из составляющих в информационном потоке художественной коммуникации, кинематографической в особенности. Специфическим языком кино легче, чем языком других искусств, привлекать и удерживать внимание широкой публики аттракционом насилия. К тому же, как правило, и экономичнее - в силу сравнительно низких издержек воплощения на экране насильственных практик при общей дороговизне кинопроизводства. На Западе экранизация практик насилия с целью развлечения публики, а вместе с ней и обеспокоенность общественности по поводу возможности их негативного воздействия на подрастающее поколение, имеет длительную историю. В СССР кинематограф развлекательной направленности находился под идеологическим запретом, что ставило репрезентацию насилия в соответствующие рамки. В 1990-е гг. киноситуация изменилась коренным образом. Произошедшая эскалация развлекательного насилия на экране вызвала обеспокоенность российской общественности. Социологи начали изучать его восприятие и воздействие на зрителей. В этой связи в статье рассматриваются опыт концептуализации социального насилия и его переформатирование после того, как под влиянием революционного насилия в прошлом веке кино обрело статус "важнейшего из всех искусств" и "общественная значимость" насилия стала культурным кодом его репрезентации. Но при переходе кинематографа к рынку открытый доступ на киноэкраны страны получили зарубежные фильмы. Экранное насилие утвердилось в статусе коммерчески важного коммуникативного аттракциона. В статье на материалах социологических опросов кинопосетителей Кирова и Екатеринбурга рассматривается его эффективность в этой функции. Уделено внимание и социокультурному аспекту проблемы - воздействию образов насилия на подрастающее поколение, в среде которого существует "группа риска", заслуживающая внимательного изучения и учета в практике социального контроля.
7. Статья из журнала
bookCover
Богданова, Л. И.
Культура и образование: по итогам V Санкт-Петербургского международного культурного форума (1-3 декабря 2016 г.) / Л. И. Богданова
// Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. - № 2. - С. 184-191. - ISSN 2074-1588. - Библиогр.: с. 190-191 (5 назв.).
Авторы: Богданова, Л. И.
Ключевые слова: культура, форумы, образование, литература, чтение, русский язык
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Дается обзор основных событий V Санкт-Петербургского международного культурного форума. Основное внимание уделяется работе секции "Литература и чтение".
8. Статья из журнала
bookCover
Тэн Юэ (аспирант; МГУ им. М. В. Ломоносова. Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере).
Китайский городской эмоциональный фильм: вкус жизни в текстах песен / Тэн Юэ. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2021. - № 3. - С. 253-260. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/8592762/udb/12. - Библиогр.: с. 260. - Ref.: p. 260.
Авторы: Тэн Юэ
Ключевые слова: города, городские эмоциональные фильмы, кинематограф, киноиндустрия, музыка кино, песни из фильмов, тексты песен, фильмы
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Китайская киноиндустрия зародилась в начале ХХ в. Китайские городские эмоциональные фильмы в последние годы приобретают все большую популярность, поэтому они все чаще появляются на экране. Темой городского эмоционального фильма, как становится понятно уже из названия, является город: городская повседневная жизнь, городская семья, дружба и любовь. Художественным же средством воплощения режиссерской идеи становится отражение эмоций людей. Сочетание кино и музыки - отдельный "культурный продукт", порожденный киноиндустрией. Музыка играет ведущую роль в фильме, и особенно важна для того, чтобы подчеркнуть главную тему и передать внутреннюю связь персонажей. Сочетание кинематографической картинки и музыки является очень значимым элементом в развитии кинематографа. Китайцы любят китайские городские эмоциональные фильмы. Большинство же эмоциональных фильмов зависит от обработки звучащих в них песен. В представлении зрителей хороший фильм определяется наличием в нем "хороших" эпизодов. В успешных китайских городских эмоциональных фильмах, как правило, звучит больше одной популярной песни. Эти песни могут быть представлены именно как песни из фильмов, как неразрывно связанные с его сюжетом. А создание текстов песен - очень сложная творческая задача, можно даже сказать "стремление к совершенству", и этот момент нельзя недооценивать.
9. Статья из журнала
bookCover
Мартыненко, Т. С. (кандидат социологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Кино как предмет социологического анализа: особенности современного кинематографа / Т. С. Мартыненко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2023. - № 2. - С. 120-139. - Библиогр.: с. 136-137. - Ref.: p. 137-139.
Авторы: Мартыненко, Т. С.
Ключевые слова: глобализация, кинематограф, кинематографический процесс, кинопотребление, кинопродукция, кинопроизводство, сериализация, социология кино
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: В статье рассматривается кинематограф как предмет социологического анализа. Кинематограф рассматривается в качестве вида искусства, средства массовой информации и коммуникации, социального института и индустрии экономики. Выделяются функции и роль кинематографа в обществе. Особое внимание уделяется особенностям современного кинематографа, среди которых выделяются три основные: глобализация кинематографа, изменение модели производства кино и сериализация кинематографа. В контексте анализа глобализации кинематографа рассматриваются особенности производства и потребления кино. Выделяются позитивные и негативные социальные последствия процесса глобализации в сфере кинематографа. Подчеркивается, что особую роль в эпоху глобализации приобретает государство, которое способно регулировать и контролировать процесс распространения кинопродукции. Анализируется неравенство в сфере кинопроизводства. В статье представлены характеристики современной модели кинопроизводства, связанные с высоким уровнем конкуренции в сфере киноиндустрии, а также контролем в области защиты прав на интеллектуальную собственность. Как следствие в современном кинематографе часто встречается расширение сюжетных линий и создание ремейков, приквелов, сиквелов и кроссоверов. Описываются причины этого процесса, такие как коммерциализация, нежелание идти на риск, ориентация на массового потребителя и другие. В качестве третьей значимой черты современного кинематографа рассматривается сериализация. Анализируются социально-психологические, философские трактовки этого процесса. Представлена история сериализации, ее основные этапы и их характеристики. В заключении делается вывод о потенциальных траекториях развития современного кинематографа.
10. Статья из журнала
bookCover
Цзянь Ицюнь (педагог; Университет Нинся, Китай).
История и текущее состояние китайской социологии музыки / Цзянь Ицюнь. - Текст : электронный
// Вопросы истории. - 2023. - № 7, ч. 1. - С. 154-163. - ISSN 0042-8779. - Примеч.: с. 163. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Цзянь Ицюнь
Ключевые слова: музыка, социология музыки, китайская социология музыки, общество
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства
Музыка в целом
Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: В статье раскрываются ряд аспектов, которые помогают лучше понять ход развития социологии музыки в Китае.
11. Статья из журнала
bookCover
Ван Чэньюй (ассистент-стажер; преподаватель; Педагогический университет Цзянси, Китай).
Историко-сравнительное исследование традиционных и инновационных тенденций в музыкальной культуре России и Китая / Ван Чэньюй. - Текст : непосредственный
// Вопросы истории. - 2022. - № 9, ч. 1. - С. 220-239. - ISSN 0042-8779. - Примеч.: с. 238-239. - Библиогр. в примеч. - 8 табл.
Авторы: Ван Чэньюй
Ключевые слова: традиционная музыка, народная музыка, музыкальные инновации, музыкальная культура, русская музыкальная культура, китайская музыкальная культура, опросы, экспертный опрос
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства
Музыка в целом
Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Статья посвящена историко-культурному контексту развития традиционных и инновационных музыкальных тенденций в России и Китае в сравнительно-сопоставительном аспекте. Приводятся данные авторского опроса российских и китайских экспертов, занятых в сфере музыки, о текущем состоянии и ключевых проблемах государственной поддержки и реализации инновационных музыкальных проектов.
12. Статья из журнала
bookCover
Чжан Цземин (доцент; кандидат наук по исполнительским искусствам и культуре; Педагогический университет Ланьфана, Китай).
Анализ исполнения китайских фортепианных произведений в национальной культуре с точки зрения социологии / Чжан Цземин. - Текст : электронный
// Вопросы истории. - 2023. - № 5, ч. 2. - С. 202-207. - ISSN 0042-8779. - Примеч.: с. 207. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Чжан Цземин
Ключевые слова: фортепианная музыка, китайская культура, традиционная китайская культура, фортепианные произведения, китайские фортепианные произведения
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства
Музыка в целом
Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: В статье анализируется присутствие традиционной китайской культуры в китайских фортепианных произведениях.
13. Статья из журнала
bookCover
Иванов, Д. И. (кандидат филологических наук; доцент; Институт русского языка Сианьского университета иностранных языков, Сиань, Китай).
"Долг" советского человека: опыт реконструкции понятия (на материале кинотекста) / Д. И. Иванов. - Текст : непосредственный
// Социологические исследования. - 2020. - № 2. - С. 105-114. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 113.
Авторы: Иванов, Д. И.
Ключевые слова: КПП, КПУ, долг, кинотекст, когнитивно-прагматическая программа, когнитивно-прагматические установки, политическое сознание, понятие долга, самоидентификация, самопожертвование, советский человек
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: В статье на основе авторской модели изучения кинотекста исследуются когнитивно-прагматические установки советского человека сталинской эпохи, а именно социокогнитивный механизм перекодировки опорного понятия "долг".