Найдено документов - 22 | Найти похожие: "Индекс ББК" = '60.563.0' | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Осипова, Н. Г. (доктор социологических наук; профессор; декан; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Социология религии в системе научного знания / Н. Г. Осипова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 1. - С. 7-30. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/9787663/udb/12. - Библиогр.: с. 27-28. - Ref.: p. 28-30.
Социология религии в системе научного знания / Н. Г. Осипова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 1. - С. 7-30. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/9787663/udb/12. - Библиогр.: с. 27-28. - Ref.: p. 28-30.
Авторы: Осипова, Н. Г.
Ключевые слова: дисфункции религии, политизация религии, религия, социальный институт религии, социологический анализ, социология религии
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: В статье анализируется социология религии как одна из сфер социологического познания, а также те подходы к определению религии, которые предопределили специфику развития и самоидентификации социологии религии в системе научного знания. Автором сравниваются различные представления о религии, бытующие в обыденном сознании, определения религии в системе богословия и ее научные трактовки. При этом подчеркивается, что в последнее время усилия ученых стали концентрироваться на поиске нового, более взвешенного и универсального подхода к определению религии, хотя любая попытка дать окончательное определение религии обречена на ограниченность и дискуссионность. Наиболее часто социологию религии отождествляют или с религиозной социологией, или с автономной отраслью в горизонтальной структуре социологии. В результате социология религии представляет собой произвольную совокупность тем, включающих анализ фундаментальных трудов преимущественно социально-философского характера, изобилующих религиозными терминами, непонятными обычному читателю, что серьезно затрудняет понимание сути и методологии социологического анализа религии. С этой целью в статье дифференцировано и структурировано предметное поле социологического анализа религии, выделены его наиболее перспективные поля исследований. Автор утверждает, что уместно вести речь о социологическом анализе религии, который развивался и продолжает развиваться в рамках двух крупных, но равнозначных направлениях. Первое сосредоточено на социологическом познании религии в русле общей современной социологической теории, в широком социальном контексте, в качестве одной из подсистем социетальной системы. Особое место в рамках данного направления занимает анализ религии как социального феномена и социального института, социальных функций и дисфункций последнего, в числе которых - интенсивный процесс политизации религии. Второе - на внутреннем анализе религии и различных религиозных доктрин, прежде всего, с точки зрения тех социальных отношений, которые формируются в их рамках. Фокусом этого направления служат социальные функции различных религий, их влияние на нравственные ценности и мировоззрение отдельных индивидов и социальных групп, формы проявления в повседневной жизни людей, особенности формирования и функционирования новых религиозных движений, в том числе тоталитарных религиозных культов и сект.
2. Статья из журнала
Осипова, Н. Г. (доктор социологических наук; профессор; декан; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Социальные аспекты ведущих религиозных доктрин: буддизм / Н. Г. Осипова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2021. - № 3. - С. 105-128. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/8592762/udb/12. - Библиогр.: с. 126-127. - Ref.: p. 127-128.
Социальные аспекты ведущих религиозных доктрин: буддизм / Н. Г. Осипова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2021. - № 3. - С. 105-128. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/8592762/udb/12. - Библиогр.: с. 126-127. - Ref.: p. 127-128.
Авторы: Осипова, Н. Г.
Ключевые слова: буддизм, буддийские монахи, буддийские общины, взаимоотношения с мирянами, внутреннее совершенствование, нирвана, сострадание, социология религии
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: В статье детально рассматриваются проблемы, связанные с развитием буддизма, который привнес в религию личностный аспект и воплотил идею о необходимости сострадания ко всем живым существам. Особое место занимает анализ нравственной и социальной составляющей данной религии. Буддизм рассматривается как протестное движение, зародившееся в Индии, и направленное против застывшего иерархизма, механической обрядовости и корыстолюбия брахманов. Эта религия поставила под сомнение брахманскую иерархию, апеллировала в первую очередь к воинам, царям и массе свободного населения. Буддистская община представляла собой братство нищенствующих монахов, которые не совершали никаких обрядов, а лишь примером своей жизни указывали людям путь к спасению. Буддизм - это также одно из радикальных реформистских учений не только в интеллектуальном, но и в социальном аспектах. Он призывал людей, прежде всего, к внутреннему совершенствованию, последней ступени которого можно достичь лишь благодаря доброте и доброжелательности ко всем живым существам. Центральное место в данной статье посвящено спору о реальности существования Будды, его учению и трансформациям этого учения. Значительное место отводится описанию образа жизни буддийских монахов, взаимоотношениям внутри буддийской общины и с мирянами. Обоснованы причины привлекательности буддизма и его легкой адаптивности к другим религиозным доктринам. Показаны возможности трансформации буддизма, в том числе и в рамках синкретических вероучений, а также в деятельности тоталитарных и псевдорелигиозных сект. Приведены примеры политизации этой религии и ее включения в активность фундаменталистских организаций.
3. Статья из журнала
Грудина, Т. Н. (кандидат социологических наук; старший преподаватель; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра истории и теории социологии).
Религиозность и ее интерпретация: многообразие методов социологического измерения / Т. Н. Грудина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 3. - С. 186-210. - Библиогр.: с. 204-206. - Ref.: p. 207-210.
Религиозность и ее интерпретация: многообразие методов социологического измерения / Т. Н. Грудина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 3. - С. 186-210. - Библиогр.: с. 204-206. - Ref.: p. 207-210.
Авторы: Грудина, Т. Н.
Ключевые слова: воцерковленность, методы социологического измерения, многомерный подход, общество, одномерный подход, религиозная идентичность, религиозное поведение, религиозное сознание, религиозность, религия, социологические исследования, социология религии
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: В статье представлен обзор исследований, посвященных социологическому измерению феномена религиозности в современном обществе. В настоящий момент, как отмечают специалисты в области социологии религии, методические споры, касающиеся измерения уровня и степени религиозности населения, продолжаются достаточно активно. Среди подходов к изучению религиозности населения существуют как многомерные, так и одномерные концептуальные модели. В рамках многомерного подхода религиозность представлена набором характеристик, описывающих данную категорию. Вместе с тем, исследователи, использующие многомерный подход в рамках своих теоретических построений, пока так и не достигли консенсуса в отношении того, по каким именно показателям можно описать понятие "религиозность". В большинстве случаев авторы измеряют религиозность на основании таких характеристик, как вера, ритуалы и практики, а также знания в рамках той или иной религиозной доктрины. Прикладные отечественные исследования опираются на показатели и религиозного сознания, и религиозного поведения в процессе определения уровня и степени религиозности как населения в целом, так и социальных групп, в частности. Также феномен религиозности изучается с позиции субъективных показателей самоидентификации респондентов, их личной интерпретации своего религиозного сознания, и с точки зрения уровня религиозной активности респондентов. Вопрос религиозной самоидентификации в массовых опросах по-прежнему остается дискуссионным и требует более внимательного эмпирического обоснования при дальнейших исследованиях.
4. Статья из журнала
Кильдеев, М. В. (кандидат социологических наук; социолог; Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ. Аналитический отдел (Казань)).
Развитие социологии религии в Среднем Поволжье: 1960-1980-е гг. / М. В. Кильдеев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 1. - С. 69-87. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/9787663/udb/12. - Библиогр.: с. 84-85. - Ref.: p. 85-87.
Развитие социологии религии в Среднем Поволжье: 1960-1980-е гг. / М. В. Кильдеев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 1. - С. 69-87. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/9787663/udb/12. - Библиогр.: с. 84-85. - Ref.: p. 85-87.
Авторы: Кильдеев, М. В.
Ключевые слова: идеологический диктат, научная деятельность, научная институционализация, партийно-государственный заказ, региональная социология, социальный заказ, социология религии
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: В статье рассматриваются внешние факторы развития региональной социологии религии на материале позднесоветского Среднего Поволжья. Процесс развития дисциплины изучается в первую очередь под углом зрения взаимодействия власти и различных групп научного сообщества. Данный подход является преобладающим при изучении возрождения социологии в СССР. Главной проблемой остается слабая историография проблемы на региональном уровне. Исследование основано на социологических данных, документах, обнаруженных автором в исторических и ведомственных архивах, на работах отечественных и зарубежных исследователей, авторском экспертном интервью. Точка зрения автора состоит в том, что в первую очередь на развитие региональной социологии религии оказал влияние государственно-партийный заказ, созданный необходимостью социологического обеспечения атеистических кампаний. Существовал также значительный общественный запрос на услуги социологии религии. Оборотной стороной увлечения КПСС социологией стал идеологический диктат над научной деятельностью. Идеологические и корпоративные интересы различных групп, занимавшихся идеологическим обслуживанием партийной политики, препятствовали институционализации в регионе как социологической науки в целом, так и социологии религии как ее частной дисциплины. В статье описаны различные барьеры на пути институционализации региональной социологической науки на союзном, областном и даже на внутривузовском уровнях. Политические отклонения негативно сказались на развитии дисциплины. С начала 1970-х гг. в большинстве республик и областей Среднего Поволжья социология религии переживает стагнационный период.
5. Статья из журнала
Павлюткин, И. В. (кандидат социологических наук).
Преодолевая границы между государством и церковью: случай православного университета / Иван Владимирович Павлюткин
// Этнографическое обозрение. - 2012. - № 3. - С. 47-64. - ISSN 0869-5415. - Библиогр.: с. 63-64. - 1 фот.
Преодолевая границы между государством и церковью: случай православного университета / Иван Владимирович Павлюткин
// Этнографическое обозрение. - 2012. - № 3. - С. 47-64. - ISSN 0869-5415. - Библиогр.: с. 63-64. - 1 фот.
Авторы: Павлюткин, И. В.
Ключевые слова: гетерархия, православные общины, православные университеты, предпринимательские университеты, богословие, публичное пространство, государство, церковь, конфессиональная идентичность
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: Православный университет как пример продуктивного взаимодействия государства и церкви.
6. Статья из журнала
Трубицин, Д. В.
Постижение России и мира: об одном несостоявшемся социологическом исследовании / Д. В. Трубицин. - Текст : непосредственный
// Социологические исследования. - 2020. - № 7. - С. 166-172. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 172.
Постижение России и мира: об одном несостоявшемся социологическом исследовании / Д. В. Трубицин. - Текст : непосредственный
// Социологические исследования. - 2020. - № 7. - С. 166-172. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 172.
Авторы: Трубицин, Д. В.
Ключевые слова: мировая цивилизация, политическая манифестация, социальное познание, социологические исследования
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: Книга П. И. Смирнова "Постижение России: взгляд социолога" претендует на обобщающее социологическое исследование России и мировой цивилизации. Проведя небезынтересный общетеоретический анализ проблем обществознания, автор полностью подчинил эту работу идеологии. Он применяет разработанные им теоретические конструкты не к исследованию с заранее неизвестными результатами, а к политической манифестации.
7. Статья из журнала
Левкиевская, Е. Е. (доктор филологических наук).
Пасхальная пища и пасхальное застолье в советское время как инструмент сохранения религиозной или семейной идентичности / Елена Евгеньевна Левкиевская
// Этнографическое обозрение. - 2012. - № 5. - С. 58-70. - ISSN 0869-5415. - Библиогр.: с. 69-70 (15 назв. ).
Пасхальная пища и пасхальное застолье в советское время как инструмент сохранения религиозной или семейной идентичности / Елена Евгеньевна Левкиевская
// Этнографическое обозрение. - 2012. - № 5. - С. 58-70. - ISSN 0869-5415. - Библиогр.: с. 69-70 (15 назв. ).
Авторы: Левкиевская, Е. Е.
Ключевые слова: пасхальная пища, пасхальные блюда, народные традиции, календарные ритуалы, православные традиции, пасхальные трапезы, народная обрядность, социокультурные группы, советское общество
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: Формы сохранения и трансляции религиозного знания в советский период через пищевой код.
8. Статья из журнала
Елишев, С. О. (доктор социологических наук; доцент; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории / С. О. Елишев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 3. - С. 54-84. - Продолж. Начало: №№ 3-4, 2021; №№ 1-2, 2022. - Библиогр.: с. 84. - Ref.: p. 84.
Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории / С. О. Елишев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 3. - С. 54-84. - Продолж. Начало: №№ 3-4, 2021; №№ 1-2, 2022. - Библиогр.: с. 84. - Ref.: p. 84.
Авторы: Елишев, С. О.
Ключевые слова: антисистема, византизм, государственность, консерватизм, национальная идея, национальная культура, национальное своеобразие, особый путь развития, православие, представления о Боге, религиозная вера, религия, церковь
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Отечественная социологическая традиция изучения религии как социокультурного феномена и социального института, сложившаяся в этот период, имеет свой неповторимый и своеобразный облик. Она к настоящему моменту только начинает возрождаться в постсоветской России, и резко отличается от той традиции, которая имела место на Западе. В этом контексте обращение к трудам классиков русской религиозной, социально-политической мысли, незаслуженно забытых, является очень перспективным направлением современных социологических исследований. При изучении данной проблемы автор делает акцент на исследовании работ представителей трех идеологических направлений русской религиозной и социально-политической мысли: консерватизма, либерализма и социализма, а также особенностях исторического развития российского общества и государства и тех событиях, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России. При изучении особенностей осмысления религиозной проблематики представителями русского консерватизма автор статьи обратил особое внимание на работы К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова. Он отмечает тот факт, что осмысление данной проблематики осуществлялось этими авторами со “славянофильских”, традиционалистских позиций, в контексте осмысления особенностей и своеобразия пути развития России, как центра восточно-христианской (православной) культуры, а также империи-правопреемницы православной Византии - защитницы Православия, Православной церкви и веры, православных народов, ценностей и культуры христианства, "удерживающей" мир от наступления зла и прихода власти антихриста. Русские консерваторы выступали за сохранение неповторимого облика и своеобразия пути развития России, русского общества и государства, их цивилизационной, духовной и культурной идентичности. соборности, общинности и коллективизма, усматривая в этом залог их дальнейшего благополучия и процветания. По мнению консервативных мыслителей, религия является духовным стержнем и основой, вокруг которых формируется национальная культура, традиции и образ жизни народа, общество, государственность, цивилизация. Несмотря на разницу в своих воззрениях и оценках окружающих их российских реалий, русские консерваторы были солидарны в том, что Россия имеет совсем иной путь и цель развития, чем секулярная западно-европейская культура, в значительной степени отошедшая от основ христианского мировосприятия и жизнедеятельности, настроенная в целом весьма враждебно и агрессивно по отношению к России и Православию.
9. Статья из журнала
Елишев, С. О. (доктор социологических наук; доцент; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории / С. О. Елишев. - Текст : непосредственный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 2. - С. 140-173. - Продолж. Начало: №№ 3-4, 2021; № 1, 2022. - Библиогр.: с. 172. - Ref.: p. 172-173.
Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории / С. О. Елишев. - Текст : непосредственный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 2. - С. 140-173. - Продолж. Начало: №№ 3-4, 2021; № 1, 2022. - Библиогр.: с. 172. - Ref.: p. 172-173.
Авторы: Елишев, С. О.
Ключевые слова: антисистема, византизм, консерватизм, неославянофильство, религия, секты, славянофильство, церковь
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: Cтатья посвящена исследованию особенностей социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Отечественная социологическая традиция изучения религии как социокультурного феномена и социального института, сложившаяся в этот период, имеет свой неповторимый и своеобразный облик. Она к настоящему моменту только начинает возрождаться в постсоветской России, и резко отличается от той традиции, которая имела место на Западе. При изучении данной проблемы автор делает акцент на исследовании работ представителей трех идеологических направлений русской религиозной и социально-политической мысли: консерватизма, либерализма и социализма, а также особенностях исторического развития российского общества и государства и тех событиях, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России. К таким особенностям, автор, в частности, относит формирование "антисистемы" (системной целостности людей, негативно относящихся к своей Родине, ненавидящих свою собственную нацию, ее ценности и культуру, историю, традиционные религиозные, политические и социальные системы) в среде русской интеллигенции, бюрократии и части элиты русского общества, под определенным влиянием западничества, как последствие духовного раскола XVIII в., произошедшего в образованных слоях и элите русского общества. При изучении особенностей осмысления религиозной проблематики представителями русского консерватизма автор статьи анализирует воззрения Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, Ф. М. Достоевского, М. Н. Каткова, К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова. Он отмечает тот факт, что осмысление данной проблематики осуществлялось этими авторами со "славянофильских", традиционалистских (почвеннических и охранительных) позиций, в контексте осмысления особенностей и своеобразия пути развития России, как центра восточно-христианской (православной) культуры, а также империи-правопреемницы православной Византии - защитницы Православия, Православной церкви и веры, православных народов, ценностей и культуры христианства, "удерживающей" мир от наступления зла и прихода власти антихриста.
10. Статья из журнала
Елишев, С. О. (доктор социологических наук; доцент; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории / С. О. Елишев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 1. - С. 31-68. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/9787663/udb/12. - Библиогр.: с. 67. - Ref.: p. 68.
Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории / С. О. Елишев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 1. - С. 31-68. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/9787663/udb/12. - Библиогр.: с. 67. - Ref.: p. 68.
Авторы: Елишев, С. О.
Ключевые слова: антисистема, либерализм, позитивизм, радикальный либерализм, религия, секты, умеренный либерализм, церковь
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Отечественная социологическая традиция изучения религии как социокультурного феномена и социального института, сложившаяся в этот период, имеет свой неповторимый и своеобразный облик. Она к настоящему моменту только начинает возрождаться в постсоветской России и резко отличается от той традиции, которая имела место на Западе. В этом контексте обращение к трудам классиков русской религиозной, социально-политической мысли является очень перспективным направлением современных социологических исследований в данной области. Автор делает акцент на исследовании работ представителей трех идеологических направлений русской религиозной и социально-политической мысли: консерватизма, либерализма и социализма, а также особенностях исторического развития российского общества и государства и тех событиях, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России. К таким особенностям автор, в частности, относит формирование "антисистемы" (системной целостности людей, негативно относящихся к своей Родине, ненавидящих свою собственную нацию, ее ценности и культуру, историю, традиционные религиозные, политические и социальные системы) в среде русской интеллигенции, бюрократии и части элиты русского общества под определенным влиянием западничества как последствие духовного раскола XVIII в., произошедшего в образованных слоях и элите русского общества. При изучении особенностей осмысления религиозной проблематики представителями русского либерализма автор статьи анализирует воззрения сторонников как радикального, так и умеренного (классического) либерализма: М. М. Ковалевского, Н. И. Кареева, П. Н. Милюкова, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, П. Б. Струве. Он отмечает тот факт, что осмысление данной проблематики осуществлялось этими авторами с "западнических" позиций. Либеральные мыслители в целом негативно оценивали религиозную ситуацию, а также государственно-конфессиональные отношения в имперской России. Они предлагали провести ряд преобразований в данной сфере и, в частности, говорили о необходимости отделения церкви от государства.
11. Статья из журнала
Елишев, С. О. (доктор социологических наук; доцент; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории / С. О. Елишев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2021. - № 4. - С. 93-112. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/9106602/udb/12. - Библиогр.: с. 111. - Ref.: p. 112.
Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории / С. О. Елишев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2021. - № 4. - С. 93-112. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/9106602/udb/12. - Библиогр.: с. 111. - Ref.: p. 112.
Авторы: Елишев, С. О.
Ключевые слова: анархизм, антисистема, имперский период, марксизм, народничество, религия, социализм, социология религии
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: В статье исследуются особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Автор исследует работы представителей трех идеологических направлений русской религиозной и социально-политической мысли: консерватизма, либерализма и социализма, а также особенности исторического развития российского общества и государства и те события, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России. К таким особенностям, автор, в частности, относит формирование “антисистемы” (системной целостности людей, негативно относящихся к своей Родине, ненавидящих свою собственную нацию, ее ценности и культуру, историю, традиционные религиозные, политические и социальные системы) в среде русской интеллигенции, бюрократии и части элиты русского общества, под определенным влиянием западничества, как последствие духовного раскола XVIII в., произошедшего в образованных слоях и элите русского общества. Автор статьи делает акцент на осмыслении религиозной проблематики представителями, прежде всего, социалистического лагеря, мечтавшими осуществить социалистическую революцию в России и крайне негативно относившимися к религии, религиозным институтам и традиционным устоям жизнедеятельности общества, анализируя воззрения А. И. Герцена, П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Он отмечает тот факт, что эти авторы в большей степени занимались привнесением в науку различных идеологических штампов, а также использованием политтехнологий для дискредитации в деструктивном для общества и государства ключе, этой традиционно значимой для любого общества сферы жизнедеятельности и влиятельного социального института. На этом фоне, своеобразным исключением из правил являлся разработанный П. А. Сорокиным взвешенный, научно обоснованный подход к социологическому анализу религии в обществе, с акцентом на изучение интегрирующей роли религии в социальной стратификации общества.
12. Статья из журнала
Елишев, С. О. (доктор социологических наук; доцент; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории / С. О. Елишев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2021. - № 3. - С. 129-151. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/8592762/udb/12. - Библиогр.: с. 150. - Ref.: p. 150-151.
Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории / С. О. Елишев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2021. - № 3. - С. 129-151. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/8592762/udb/12. - Библиогр.: с. 150. - Ref.: p. 150-151.
Авторы: Елишев, С. О.
Ключевые слова: западники, западничество, имперская идеология, имперский период, православие, религия, славянофилы, социологический анализ, социология религии, церковь
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию особенностей социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Отечественная социологическая традиция изучения религии как социокультурного феномена и социального института, сложившаяся в этот период, имеет свой неповторимый и своеобразный облик. Она к настоящему моменту только начинает возрождаться в постсоветской России, и резко отличается от той традиции, которая имела место на Западе. В этом контексте обращение к трудам классиков русской религиозной, социально-политической мысли, к сожалению, незаслуженно забытых, является очень перспективным направлением современных социологических исследований в данной области. При изучении данной проблемы автор делает акцент на особенностях исторического развития российского общества и государства и тех событиях, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России: реформы Петра I, ликвидацию патриаршества, самостоятельности Русской Православной Церкви, превращение ее в часть созданной Петром I бюрократической государственной системы, начало масштабного процесса секуляризации российского общества, возникновении западничества (направления русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированного на ценности западноевропейской культуры, отрицательно относящегося к идее самобытности, своеобразия, уникальности путей развития русской культуры, сочетающееся со стремлением представителей этой тенденции навязать русской нации формы западной культуры, социальной практики и политического устройства, отвергая систему ценностей и традиционных устоев жизнедеятельности русского общества), имперский характер российской государственности и официальную имперскую идеологию. Автор статьи анализирует содержание формулы-триады С. С. Уварова, лежащей в основе официальной имперской идеологии, а также дискуссии, которые происходили между представителями славянофильства и западничества по поводу осмысления исторического пути и судьбы России, исторической роли православия, Русской Православной Церкви в судьбе русского народа, российского общества и государства, а также всего мира. Данная проблематика сохранила свою актуальность до настоящего времени, в том числе в рамках социологического анализа религии в постсоветской России.
13. Статья из журнала
Смолин, М. Б. (кандидат исторических наук; заведующий кафедрой; Московский государственный институт культуры. Кафедра истории и исторического архивоведения).
Обновленный строй Российской империи и царская прерогатива в проектах Льва Тихомирова / М. Б. Смолин. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2023. - № 4. - С. 102-124. - Библиогр.: с. 123. - Ref.: p. 124.
Обновленный строй Российской империи и царская прерогатива в проектах Льва Тихомирова / М. Б. Смолин. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2023. - № 4. - С. 102-124. - Библиогр.: с. 123. - Ref.: p. 124.
Авторы: Смолин, М. Б.
Ключевые слова: верховная власть, государственность, государственные учреждения, думская монархия, монархическое народное представительство, монархия, народная дума, обновленный строй, реформирование законодательства, самодержавие
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: В результате реформ 1905-1907 гг. была предпринята попытка построения синкретического строя - думской монархии с оглядкой на схемы парламентского строя стран Европы, не сообразуясь ни с национальными традициями, ни с историческими условиями России. Предложенную Л. А. Тихомировым схему "правой перестройки" коротко можно определить как введение в государственную систему монархического народного представительства, цель которого -представлять мнения и нужды народа при верховной власти государя императора. Представительство и законодательство при этом должны осуществляться двумя различными государственными учреждениями в области государственного управления. Монархическое народное представительство должно формироваться из реально существующих сословно-профессиональных объединений, а также и из вновь возникающих и признающихся государством, с узаконенным господством в этом представительстве голоса русского народа. Для этого Л. А. Тихомиров предлагал новую кодификацию Основных законов, в которой была бы последовательно проведена идея о необходимости для верховной власти законодательной свободы в своей деятельности на благо Отечества, чему залогом должна быть самодержавность и неограниченность верховной власти государя императора.
14. Статья из журнала
Ма Кэжоу (аспирант; МГУ им. М. В. Ломоносова. Социологический факультет. Кафедра современной социологии).
Культурные аспекты китаизации марксизма / Ма Кэжоу. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2023. - № 3. - С. 209-219. - Библиогр.: с. 218. - Ref.: p. 218-219.
Культурные аспекты китаизации марксизма / Ма Кэжоу. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2023. - № 3. - С. 209-219. - Библиогр.: с. 218. - Ref.: p. 218-219.
Авторы: Ма Кэжоу
Ключевые слова: китаизация марксизма, китайская мечта, китайский марксизм, коммунистическая идеология, марксизм, национальная культура
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: Статья посвящена проблемам китайской коммунистической идеологии. Рассмотрена "китаизация марксизма" как феномен социальной и политической жизни КНР конца XX и начала XXI вв. Анализируется процесс развития теории "китаизации марксизма". Выделены существенные противоречия в процессе развития китайской нации. В то же время была произведена аналитика преобразований в национальных приоритетах в политике модернизации КНР. Показаны противоречия между старой (советской) трактовкой коммунистической идеологии и ее интерпретацией, предложенной китайским ученым Ю Учжином.
15. Статья из журнала
Генов, Н. (заслуженный профессор; Свободный университет Берлина).
Критика "расколдовывания мира" в социальной теории Х. Йоаса / Н. Генов. - Текст : непосредственный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2019. - № 1. - С. 98-101.
Критика "расколдовывания мира" в социальной теории Х. Йоаса / Н. Генов. - Текст : непосредственный
// Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2019. - № 1. - С. 98-101.
Авторы: Генов, Н.
Ключевые слова: социологические теории, немецкие социологи, теория социального порядка, социологи, интеллектуальные инновации, социологические разработки
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: В статье дан анализ творчества немецкого социолога Ханса Йоаса.
16. Статья из журнала
Солодова, Г. С. (доктор социологических наук).
Исламская традиция и отношение к богатству мигрантов-мусульман / Г. С. Солодова
// ЭКО. - 2015. - № 9. - С. 158-165. - ISSN 0131-7652. - Библиогр.: с. 165 (8 назв.).
Исламская традиция и отношение к богатству мигрантов-мусульман / Г. С. Солодова
// ЭКО. - 2015. - № 9. - С. 158-165. - ISSN 0131-7652. - Библиогр.: с. 165 (8 назв.).
Авторы: Солодова, Г. С.
Ключевые слова: религиозное мировоззрение, предписания ислама, мигранты, религиозное сознание, религиозность, религиозные конфессии, богатство, ранний ислам, традиционный ислам, материальные излишества, материальный достаток, идеология, мусульмане, мигранты-мусульмане, религия и экономика, экономика и религия, история религии, экономическая культура, мусульманская экономическая культура, материальное неравенство, шариат, законы шариата, благотворительность, милосердие, духовно-нравственная культура, мусульмане-мигранты, социология религии
Рубрики: Экономика
Экономика России
Религия. Мистика. Свободомыслие
Ислам
Экономика труда
Религиоведение
Социология
Социология идеологии
Экономика России
Религия. Мистика. Свободомыслие
Ислам
Экономика труда
Религиоведение
Социология
Социология идеологии
Аннотация: Духовно-нравственные положения, содержащиеся в религиях, дают мощные морально-этические ориентиры, обладают пока еще недостаточно изученным потенциалом влияния на сознание и поведение людей, в том числе в сфере хозяйственной и экономической жизни. В работе дан некий исторический экскурс отношения к богатству в исламе. На основе опросов мигрантов-мусульман автор делает вывод о том, что наряду с ростом общей религиозности усиливается их стремление жить в соответствии с предписаниями ислама.
17. Статья из журнала
Мчедлова, Е. М. (доктор социологических наук; старший научный сотрудник).
Идентификация российских верующих: социокультурный аспект : (по результатам измерения религиозности) / Е. М. Мчедлова
// Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 2. - С. 276-282.
Идентификация российских верующих: социокультурный аспект : (по результатам измерения религиозности) / Е. М. Мчедлова
// Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 2. - С. 276-282.
Авторы: Мчедлова, Е. М.
Ключевые слова: верующие, гражданское участие, культовые практики, культура, социологические исследования, уровень религиозности
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: Рассматриваются проблемы идентификации, включая самоидентификацию, верующих как своеобразного культурного анклава гражданского общества на основании социологического исследования с участием автора.
18. Статья из журнала
Перевезенцев, С. В. (доктор исторических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет политологии. Кафедра истории социально-политических учений).
Гуманизм или консерватизм? / С. В. Перевезенцев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 2. - С. 88-113. - Библиогр.: с. 105-108. - Ref.: p. 108-113.
Гуманизм или консерватизм? / С. В. Перевезенцев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2024. - № 2. - С. 88-113. - Библиогр.: с. 105-108. - Ref.: p. 108-113.
Авторы: Перевезенцев, С. В.
Ключевые слова: гуманизм, избранное братство, коммунизм, консерватизм, разрушение традиционного общества, религиозно-философский гуманизм, русский консерватизм, русское хранительство, традиционалистско-консервативная методология, экономический либерализм
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: В статье проведен анализ двух важнейших учений в мировой религиозно-философской и общественно-политической мысли - гуманизма и консерватизма. Подчеркивается, что учение гуманизма, возникшее в XIV-XVI вв. изначально противостояло традиционным религиозно-философским учениям европейских народов, прежде всего христианству. Как религиозная философия, гуманизм служил орудием разрушения традиционных обществ и традиционных религий и одновременно выполнял роль методологической основы создания идеального общества всеобщей справедливости. В XVI-XIX вв. религиозно-философские установки гуманизма стали методологической базой всех основных религиозных, философских, этических, политических, экономических, эстетических учений западноевропейской цивилизации. Гуманистические установки в этих учениях принимали разные формы - от самых радикальных (марксизм, анархизм) до либеральных и охранительных (гегельянство). Однако в XX - начале XXI в. гуманизм превратился в орудие ведущих, так называемых, "цивилизованных" государств, с помощью которого они разрушают неугодные для себя государственный режимы и традиционные ценности народов, не вписывающихся во вновь создаваемый "мировой порядок". В свою очередь, русская мыслительная традиция изначально была традиционалистской и консервативной, русские религиозно-философские учения заметно отличались от учений западноевропейских. В статье показана история рождения и развития русской традиционалистско-консервативной традиции с XI по XXI вв. Делается вывод о том, что в работах современных отечественных исследователей в начале XXI в. были сформулированы основные принципы традиционалистско-консервативной методологии в новых исторических условиях, в которых существует нынешнее человеческое сообщество. Для обозначения подобного рода методологии предложен термин "русское хранительство". Новое понимание традиционалистско-консервативного подхода к анализу исторического развития человека и общества позволяет отразить и показать цивилизационную специфику России, сложность, многоаспектность и взаимозависимость тех социальных, духовных, религиозных, политических и экономических процессов, которые обусловили российскую государственность, а также предложить альтернативный, и, что самое важное, - перспективный взгляд на современное состояние и будущее нашего государства и народа.
19. Статья из журнала
Фазилов, Р. Е. (аспирант).
Верующий в интерактивном информационном пространстве: практики потребления информации и диалог с атеистами / Р. Е. Фазилов
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2018. - № 1. - С. 193-209. - ISSN 1029-3736. - Электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 206-208. - Ref.: pp. 208-209.
Верующий в интерактивном информационном пространстве: практики потребления информации и диалог с атеистами / Р. Е. Фазилов
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2018. - № 1. - С. 193-209. - ISSN 1029-3736. - Электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 206-208. - Ref.: pp. 208-209.
Авторы: Фазилов, Р. Е.
Ключевые слова: верующие, атеисты, построение диалога, поведение верующих, Интернет, информационное пространство, потребление информации, секуляризация, оскорбительные контенты
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социология идеологии
Аннотация: В статье ставится проблема потребления информации верующими в интернете. Глобальная мировая сеть, являясь огромным кладезем информации, содержит большой объем контента, оскорбительного и неприемлемого для религиозного человека. В статье приведены основные стратегии информационного поведения верующих в киберпространстве, исследованы особенности диалога между верующими и атеистами, связанные с устройством современного светского общества. Обозначена проблема поиска “общего языка” для обеспечения эффективности диалога между верующими и представителями других мировоззренческих систем. Обозначается роль радикально настроенных представителей религиозного и антирелигиозного лагерей в осуществлении диалога между верующими и неверующими.
20. Статья из журнала
Великорусская социоматериальная матрешка / полосу подготовил Вячеслав Суриков. - Текст : непосредственный
// Эксперт. - 2022. - № 44. - С. 72. - ISSN 1812-1896. - цв. фот.
// Эксперт. - 2022. - № 44. - С. 72. - ISSN 1812-1896. - цв. фот.
Ключевые слова: книги, национальная идея, социоматериальные системы
Рубрики: Социология
Социология идеологии
Социальная философия
Духовная деятельность
Социология идеологии
Социальная философия
Духовная деятельность
Аннотация: Сообщается о выходе в свет книги Сергея Макарова "Великорусская социоматериальная матрешка", посвященной сложным самоорганизующимся социоматериальным системам.