Найдено документов - 80 | Найти похожие: "Индекс ББК" = '81.002.3' | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Книга
Гоголина, Татьяна Владимировна.
Психолингвистический эксперимент как метод изучения грамматической семантики : учебное пособие / Т. В. Гоголина ; Уральский гос. пед. ун-т, Ин-т филологии, культурологии и межкультур. коммуникации. - Екатеринбург : [б. и.], 2015. - 116 с. - Библиогр.: с. 111-115. - Текст : электронный.
Психолингвистический эксперимент как метод изучения грамматической семантики : учебное пособие / Т. В. Гоголина ; Уральский гос. пед. ун-т, Ин-т филологии, культурологии и межкультур. коммуникации. - Екатеринбург : [б. и.], 2015. - 116 с. - Библиогр.: с. 111-115. - Текст : электронный.
Авторы: Гоголина, Татьяна Владимировна
Шифры:
Полочный: МЭБ
ББК: 81.002.3;
Полочный: МЭБ
ББК: 81.002.3;
Ключевые слова: психолингвистика, семантика, грамматическая семантика, эксперименты, разговорная речь, восприятие речи, восприятие текста, экспрессивный синтаксис, синтаксис, текстовая компетенция, тексты, речевая деятельность, речь
Аннотация: В учебном пособии содержатся теоретические сведения и практические задания по изучению грамматической семантики посредством психолингвистического эксперимента. Пособие предназначено для студентов филологических факультетов вузов, аспирантов, преподавателей русского языка и всех, кто интересуется вопросами изучения грамматики в психолингвистическом аспекте.
Ссылка на ресурс: https://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/1554523.php
2. Статья из журнала
Экспериментальные исследования грамматики: синтаксический анализ неоднозначных предложений / Д. А. Чернова [и др.]
// Вопросы языкознания. - 2016. - № 6. - С. 36-50. - ISSN 0373-658X. - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/issue/2769425. - Библиогр.: с. 49-50. - 5 табл.
// Вопросы языкознания. - 2016. - № 6. - С. 36-50. - ISSN 0373-658X. - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/issue/2769425. - Библиогр.: с. 49-50. - 5 табл.
Авторы: Чернова, Д. А., Слюсарь, Н. А., Прокопеня, В. К., Петрова, Т. Е., Черниговская, Т. В.
Ключевые слова: ментальная грамматика, русский язык, славянские языки, синтаксический анализ, восприятие речи, экспериментальные исследования, интерпретация, неоднозначные предложения, грамматика, синтаксическая неоднозначность
Рубрики: Психолингвистика
Языкознание
Языкознание
Аннотация: В статье представлена серия экспериментов на материале русского языка, полученные результаты могут быть вписаны в общую картину того, как идет синтаксический анализ при восприятии речи.
3. Статья из журнала
Ван Чжэ.
Экспериментальное исследование ассоциативных единиц носителей китайского языка / Ван Чжэ
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2012. - № 4. - С. 108-118. - ISSN 0201-7385 ; 0130-0075. - Библиогр.: с. 117-118. - табл.
Экспериментальное исследование ассоциативных единиц носителей китайского языка / Ван Чжэ
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2012. - № 4. - С. 108-118. - ISSN 0201-7385 ; 0130-0075. - Библиогр.: с. 117-118. - табл.
Авторы: Ван Чжэ
Ключевые слова: ассоциативные единицы, центр ассоциативных полей, экспериментальные исследования, прецедентные феномены, китайский язык, ассоциации, языковое сознание, культура, китайская культура, русская культура, культурные знания
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Психолингвистика
Аннотация: Представлены ассоциативные поля носителей китайского языка, выявленные в результате свободного ассоциативного эксперимента, проведенного среди китайских студентов. При этом более подробно проанализированы отмеченные в ходе эксперимента факторы, которые оказывают влияние на возникающие у китайских учащихся ассоциации, такие как фактор влияния китайской или русской культуры, отсутствие культурного знания и прецедентные феномены, а также оценки, эмоции и чувства испытуемых информантов.
4. Статья из журнала
Панфилова, Е. Н.
Функции форм числа существительных в детской речи / Е. Н. Панфилова
// Русский язык в школе. - 2011. - № 12. - С. 29-36. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 35-36. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Функции форм числа существительных в детской речи / Е. Н. Панфилова
// Русский язык в школе. - 2011. - № 12. - С. 29-36. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 35-36. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Панфилова, Е. Н.
Ключевые слова: формы числа, функции форм, детская речь, существительные, инновационные формы, словоформы, имена существительные, число существительных
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Психолингвистика
Русский язык
Психолингвистика
Аннотация: Основные функции форм числа существительных, употребляемые детьми дошкольного возраста.
5. Статья из журнала
Бороздина, И. Е.
Философское обоснование процесса формирования интерпретационной компетенции студентов языковых вузов = Philisophic ground for the formation of interpretation skills of students of linguistic higher education institutions / И. Е. Бороздина
// Наука и школа. - 2013. - № 1. - С. 73-77. - ISSN 1819-463X. - Библиогр.: с. 77 (12 назв.).
Философское обоснование процесса формирования интерпретационной компетенции студентов языковых вузов = Philisophic ground for the formation of interpretation skills of students of linguistic higher education institutions / И. Е. Бороздина
// Наука и школа. - 2013. - № 1. - С. 73-77. - ISSN 1819-463X. - Библиогр.: с. 77 (12 назв.).
Авторы: Бороздина, И. Е.
Ключевые слова: герменевтика, понимание, рефлексия, интерпретация, интерпретационная деятельность, интерпретационная компетенция, обучение иностранным языкам, языковая картина мира, вузы, языковые вузы, иностранные языки
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Психолингвистика
Аннотация: Раскрывается взаимосвязь понятий "интерпретация", "рефлексия" и "понимание", дается философское обоснование процесса формирования интерпретационных умений личности в широком понимании и интерпретационной компетенции как компонента профессиональной компетенции студента языкового вуза в частности.
6. Статья из журнала
Павлова, О. В.
Усвоение иностранного языка на основе обучения произношению и фонетической интерференции = Studying of foreign language based on teaching pronunciation and phonetic interference: management concepts : концепция управления / О. В. Павлова
// Наука и школа. - 2013. - № 1. - С. 70-73. - ISSN 1819-463X. - Библиогр.: с. 73 (8 назв.).
Усвоение иностранного языка на основе обучения произношению и фонетической интерференции = Studying of foreign language based on teaching pronunciation and phonetic interference: management concepts : концепция управления / О. В. Павлова
// Наука и школа. - 2013. - № 1. - С. 70-73. - ISSN 1819-463X. - Библиогр.: с. 73 (8 назв.).
Авторы: Павлова, О. В.
Ключевые слова: иностранные языки, эффективность обучения, речевая деятельность, психология обучения языкам, психология речи, обучение чтению, речевые автоматизмы, концепции управления усвоением, произношение, фонетическая интерференция, фонетика, управление усвоением
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Психолингвистика
Аннотация: Обучение чтению иностранного языка формируется на основе речевых автоматизмов родного языка, которые обеспечивают возможность получения навыков чтения изучаемого языка в самом начале процесса обучения.
7. Статья из журнала
Казаковская, В. В. (профессор; доктор филологических наук; Институт лингвистических исследований РАН).
Уменьшительно-ласкательные слова в речи подростков, обращенной к домашним животным = Diminutives and hypocoristics in adolescents` pet-directed speech / Виктория Виладиевна Казаковская. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 4. - С. 27-42. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Прил. - Библиогр.: с. 37-42 (52 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл., 8 диагр.
Уменьшительно-ласкательные слова в речи подростков, обращенной к домашним животным = Diminutives and hypocoristics in adolescents` pet-directed speech / Виктория Виладиевна Казаковская. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 4. - С. 27-42. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Прил. - Библиогр.: с. 37-42 (52 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл., 8 диагр.
Авторы: Казаковская, В. В.
Ключевые слова: диминутивы, гипокористические имена, уменьшительно-ласкательные суффиксы, преподавание русского языка, обучение русскому языку, словообразование, асимметричная вербальная коммуникация, речь подростков, гипокористики, женская речь, мужская речь, эмпатия, уменьшительно-ласкательные слова, детская речь, русско-язычные подростки
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Психолингвистика
Русский язык
Психолингвистика
Аннотация: Исследуются уменьшительно-ласкательные слова в асимметричной вербальной коммуникации русскоязычных детей в возрасте от 13 до 16 лет с домашними животными.
8. Статья из журнала
Гришина, Е. А.
Указания рукой как система (по данным Мультимедийного русского корпуса) / Е. А. Гришина
// Вопросы языкознания. - 2012. - № 3. - С. 3-50. - ISSN 0373-658X. - Библиогр.: с. 49-50 (48 назв.). - 23 табл., 21 рис.
Указания рукой как система (по данным Мультимедийного русского корпуса) / Е. А. Гришина
// Вопросы языкознания. - 2012. - № 3. - С. 3-50. - ISSN 0373-658X. - Библиогр.: с. 49-50 (48 назв.). - 23 табл., 21 рис.
Авторы: Гришина, Е. А.
Ключевые слова: информационные системы, корпуса, мультимедийные корпуса, жесты, указательные жесты, устная речь, жестикуляционная лингвистика, касания, указания рукой, указание пальцем, дейксис, речевой дейксис
Рубрики: Психолингвистика
Языкознание
Языкознание
Аннотация: На материале Мультимедийного русского корпуса (МУРКО) описана система русских указательных жестов. На основе статистической обработки корпусного материала определены основные лингвистические факторы, влияющие на выбор жеста говорящим.
9. Статья из журнала
Гришина, Е. А.
Указания головой как система / Е. А. Гришина
// Вопросы языкознания. - 2013. - № 3. - С. 90-130. - ISSN 0373-658X. - 25 табл., 14 рис.
Указания головой как система / Е. А. Гришина
// Вопросы языкознания. - 2013. - № 3. - С. 90-130. - ISSN 0373-658X. - 25 табл., 14 рис.
Авторы: Гришина, Е. А.
Ключевые слова: жесты, указательные жесты, указания головой, головные жесты, указания рукой, ручные жесты, жестикуляция, жестикуляционная лингвистика, мультимодальность, корпусная лингвистика, речь, устная речь, информационные системы, мультимедийные корпуса
Рубрики: Психолингвистика
Языкознание
Языкознание
Аннотация: На материале Мультимедийного русского корпуса описывается система русских указательных жестов, осуществляемых различными движениями головы. На основе статистической обработки корпусного материала определяются основные лингвистические факторы, влияющие на выбор жеста говорящим. Проводится сопоставление систем ручных и головных указательных жестов.
10. Статья из журнала
Гришина, Е. А.
Темпоральные дейктические жесты / Е. А. Гришина
// Известия РАН. Серия литературы и языка. - 2013. - Т. 72, № 1. - С. 3-31. - ISSN 0321-1711. - Библиогр.: с. 30-31 (25 назв. ). - 12 рис., 16 табл.
Темпоральные дейктические жесты / Е. А. Гришина
// Известия РАН. Серия литературы и языка. - 2013. - Т. 72, № 1. - С. 3-31. - ISSN 0321-1711. - Библиогр.: с. 30-31 (25 назв. ). - 12 рис., 16 табл.
Авторы: Гришина, Е. А.
Ключевые слова: дейктические жесты, жестикуляция, жесты, мультимедийные корпуса, русский язык, темпоральная жестикуляция, языковая картина мира
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Психолингвистика
Аннотация: Дейктические жесты во многих, если не во всех языках мира обозначают не только расположение объектов указания в пространстве, но и фиксацию событий во времени. В статье на материале Мультимедийного русского корпуса (МУРКО) предпринята первая в отечественной лингвистике попытка исследовать жестикуляционный аспект русской темпоральной картины мира. Автор анализирует основные факторы, которые влияют на выбор направления временного дейктического жеста по сагиттальной (вперед-назад) и поперечной (право-лево) осям. Показано, что для русского языка можно, по-видимому, говорить о том, что сагиттальная ось передает временные значения, в то время как поперечная - эвиденциальные (противопоставление факта и мнения).
11. Статья из журнала
Аз Букин.
Так что же глаголет устами младенца? : язык показывает детство / Аз Букин
// Журналист. - 2012. - № 4. - С. 67-68. - ISSN 0130-3589. - ил.
Так что же глаголет устами младенца? : язык показывает детство / Аз Букин
// Журналист. - 2012. - № 4. - С. 67-68. - ISSN 0130-3589. - ил.
Авторы: Аз Букин
Ключевые слова: дети, детский язык, детство, известные дети, исследования, лепет, ребенок, современные дети, языки
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Психолингвистика
Психология
Детская психология
Русский язык
Психолингвистика
Психология
Детская психология
Аннотация: Сравнительный анализ книг "От двух до пяти" Корнея Чуковского и "Детский лепет" Ларисы Максимовой.
12. Статья из журнала
Брыкова, А. А. (кандидат филологических наук; Санкт-Петербургский государственный университет).
Создание искусственного языка как инструмент оценки метаязыковых способностей детей = Artificial language creation as a tool for assessing children`s metalinguistic abilities / Александра Андреевна Брыкова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 2. - С. 28-39. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 38-39 (14 назв.).
Создание искусственного языка как инструмент оценки метаязыковых способностей детей = Artificial language creation as a tool for assessing children`s metalinguistic abilities / Александра Андреевна Брыкова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 2. - С. 28-39. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 38-39 (14 назв.).
Авторы: Брыкова, А. А.
Ключевые слова: искусственные языки, список Сводеша, метаязыковые способности, лингвокреативность, языковые сложности, системность языка, грамматические категории, искусственный язык Uniling, учебные проекты, проектная деятельность, Сводеша список, 5-9 классы, Uniling, создание искусственного языка, грамматика искусственного языка
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Языкознание
Психолингвистика
Методика преподавания учебных предметов
Языкознание
Психолингвистика
Аннотация: Анализ двух проектов искусственного языка Uniling, созданного учащимися 5–9 классов в рамках лингвистического профиля учебного лагеря Formula de Integreco.
13. Статья из журнала
Тивьяева, И. В. (профессор; доктор филологических наук; Московский городской педагогический университет).
Современная лингвосемиотика: проблемы и тренды = Current studies in linguistic semiotics: issues and trends / Ирина Владимировна Тивьяева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 74-83. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 81-83 (23 назв.). - 2 табл., 1 рис.
Современная лингвосемиотика: проблемы и тренды = Current studies in linguistic semiotics: issues and trends / Ирина Владимировна Тивьяева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 74-83. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 81-83 (23 назв.). - 2 табл., 1 рис.
Авторы: Тивьяева, И. В.
Ключевые слова: лингвосемиотика, системные обзоры, мультимодальная коммуникация, коммуникативная практика, семиотика коммуникации, современная лингвосемиотика, англоязычная научная литература
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Лексикология
Психолингвистика
Лексикология
Аннотация: Системный обзор современной англоязычной научной литературы по лингвосемиотике, направленный на выявление современных исследовательских трендов в области лингвосемиотики, определение ведущих методологических подходов и перспектив развития данного направления исследований.
14. Статья из журнала
Шулекина, Ю. А.
Смыслы в речевом общении: от жеста к высказыванию / Ю. А. Шулекина
// Логопедия сегодня. - 2012. - № 1 (январь-март). - С. 42-43.
Смыслы в речевом общении: от жеста к высказыванию / Ю. А. Шулекина
// Логопедия сегодня. - 2012. - № 1 (январь-март). - С. 42-43.
Авторы: Шулекина, Ю. А.
Ключевые слова: доречевые коммуникации, речевое общение, речевые обращения, смысл речи, речевая деятельность, устная речь, единицы языка, просодемы, мелодика речи, интенсивность речи, интонации речи, речевые ритмы
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Психолингвистика
Аннотация: Рассматривается речь как система образования замысла и его передачи собеседнику.
15. Статья из журнала
Федосеева, Т. В.
Смысловые пространства текста или три лекции Умберто Эко об интерпретации / Т. В. Федосеева
// Журнал практического психолога. - 2013. - № 3: Специальный выпуск: Текст как субъект понимания. - С. 15-40. - ISSN 1990-9349. - Библиогр.: с. 40 (8 назв.).
Смысловые пространства текста или три лекции Умберто Эко об интерпретации / Т. В. Федосеева
// Журнал практического психолога. - 2013. - № 3: Специальный выпуск: Текст как субъект понимания. - С. 15-40. - ISSN 1990-9349. - Библиогр.: с. 40 (8 назв.).
Авторы: Федосеева, Т. В.
Ключевые слова: авторы, герметический читатель, гностический читатель, иррациональное мышление, лекции, модели мышления, образцовый автор, образцовый читатель, порождение смыслов, рациональное мышление, тексты, читатели, эмпирический автор, эмпирический читатель
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Лингвистика текста
Психолингвистика
Лингвистика текста
Аннотация: Представлен обзор основных идей, развиваемых Умберто Эко в лекциях под общим названием "Интерпретация и сверхинтерпретация: мир, история, тексты".
16. Статья из журнала
Пузанова, Ю. С. (аспирант).
Роль параметрических прилагательных большой и маленький в становлении категорий градуальности / Ю. С. Пузанова
// Русский язык в школе. - 2012. - № 12. - С. 23-27. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 27.
Роль параметрических прилагательных большой и маленький в становлении категорий градуальности / Ю. С. Пузанова
// Русский язык в школе. - 2012. - № 12. - С. 23-27. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 27.
Авторы: Пузанова, Ю. С.
Ключевые слова: большой, градуальная семантика, градуальность, детская речь, имена прилагательные, лексические системы, маленький, онтогенез, параметрические прилагательные, речевой онтогенез, степень сравнения
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Психолингвистика
Аннотация: О когнитивных предпосылках освоения семантики градуальности и об особенностях функционирования формальных средств выражения категории градуальности в детской речи.
17. Статья из журнала
Аванесян, М. О. (ассистент; Санкт-Петербургский государственный университет).
Роль образов в понимании метафоры / М. О. Аванесян
// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. - 2012. - Вып. 1. - С. 32-41. - Библиогр.: с. 41 (21 назв. ). - 1 таб.
Роль образов в понимании метафоры / М. О. Аванесян
// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. - 2012. - Вып. 1. - С. 32-41. - Библиогр.: с. 41 (21 назв. ). - 1 таб.
Авторы: Аванесян, М. О.
Ключевые слова: метафора, смысловая репрезентация, психолингвистические эксперименты, внутрипсихическое пространство, образные структуры, эмоционально-чувственные компоненты, ментальные образы, теория блендинга
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Психолингвистика
Аннотация: Статья содержит теоретический обзор современных западных исследований о роли образных структур в понимании метафоры. В исследовании автора показано, каким образом эмоционально-чувственные компоненты вспомогательного метафорического понятия влияют на развертку темы метафоры. Выделены стратегии связывания метафорического и буквального смыслов. Автор делает выводы о необходимости пересмотра теорий блендинга и проецирования, являющихся ключевыми теориями метафоры на данный момент.
18. Статья из журнала
Кшняскина, В. В.
Роль жестикуляции в преодолении трудностей лексического доступа у пациентов с моторной афазией / В. В. Кшняскина, М. В. Худякова, О. В. Драгой
// Вопросы языкознания. - 2018. - № 1. - С. 64-75. - ISSN 0373-658X. - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/issue/2849226. - Библиогр.: с. 73-75. - 5 табл.
Роль жестикуляции в преодолении трудностей лексического доступа у пациентов с моторной афазией / В. В. Кшняскина, М. В. Худякова, О. В. Драгой
// Вопросы языкознания. - 2018. - № 1. - С. 64-75. - ISSN 0373-658X. - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/issue/2849226. - Библиогр.: с. 73-75. - 5 табл.
Авторы: Кшняскина, В. В., Худякова, М. В., Драгой, О. В.
Ключевые слова: жестикуляция, афазия, лексический доступ, указательные жесты, коммуникативные расстройства, части речи, речепорождение, нарушения моторной функции, жесты
Рубрики: Психолингвистика
Языкознание
Языкознание
Аннотация: Посвящена роли жестикуляции в преодолении трудностей лексического доступа у пациентов с моторной афазией.
19. Статья из журнала
Виноградская, А. И. (Москва).
Речевые взаимодействия тактик совладания с ситуациями риска в современных диалогах СМИ / А. И. Виноградская
// Логопедия сегодня. - 2012. - № 2 (апрель-июнь). - С. 25-26.
Речевые взаимодействия тактик совладания с ситуациями риска в современных диалогах СМИ / А. И. Виноградская
// Логопедия сегодня. - 2012. - № 2 (апрель-июнь). - С. 25-26.
Авторы: Виноградская, А. И.
Ключевые слова: средства массовой информации, СМИ, диалоги, речевое провоцирование, провокативное общение, преградный смысл, организационные формы диалогов, речевые паттерны, речевые тактики, тактики совладания, конфликты диалога
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Психолингвистика
Аннотация: Исследованы тактики совладания в конфликтах и феномен самоорганизации взаимодействий участников диалога с помощью метода экспертного исследования диалогов СМИ на основе системы психометрических шкал, разработанного автором.
20. Статья из журнала
Романов, К. М. (Саранск).
Речевое выражение психического состояния человека в общении / К. М. Романов, И. С. Осипова
// Логопедия сегодня. - 2012. - № 2 (апрель-июнь). - С. 34-35.
Речевое выражение психического состояния человека в общении / К. М. Романов, И. С. Осипова
// Логопедия сегодня. - 2012. - № 2 (апрель-июнь). - С. 34-35.
Авторы: Романов, К. М., Осипова, И. С.
Ключевые слова: общение, вербальное общение, речь, словарный запас, психическое состояние индивида, внутренние ощущения, эмоции, передача эмоций, эмоциональное состояние индивида, выражение эмоционального состояния
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Психолингвистика
Аннотация: О вербальной форме выражения психического состояния индивидом.