Выбор БД
Сортировать по:
12
1. Статья из журнала
bookCover
Христофоров, И. А.
Экономика, литература и Великие реформы / И. А. Христофоров
// Российская история. - 2013. - № 2. - С. 206-210. - ISSN 0869-5687. - Рец. на кн.: Карпи Г. Достоевский-экономист. Очерки по социологии литературы / Гуидо Карпи. - Москва : Фаланстер, 2012. - 208 с. - Примеч.: с. 206. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Христофоров, И. А.
Ключевые слова: рецензии, русские писатели, экономисты, социально-экономические взгляды, социология литературы, историко-социологические очерки, Великие реформы, книги, писатели
Рубрики: История
Россия в XVIII в. - 1917 г.
Социология
Социология литературы и искусства
2. Статья из журнала
bookCover
Сущий, С. Я. (доктор философских наук).
Художественное сообщество: тенденции постсоветского периода : (на материалах Ростовской области) / С. Я. Сущий
// Социологические исследования. - 2016. - № 1. - С. 77-85. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 85.
Авторы: Сущий, С. Я.
Ключевые слова: постсоветский период, художественные сообщества, культурная динамика, творческие специализации, региональные художественные сообщества, творческая деятельность
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: На материалах Ростовской области рассмотрены количественные, пространственные, гендерно-возрастные характеристики современного российского регионального художественного сообщества; структура его творческих специализаций, исследованы тренды развития в постсоветский период, особенности становления художественного рынка российской провинции. Реформы конца 1990-х гг. не остановили количественного роста областного художественного сообщества. Отмена материальных привилегий членам Союза художников не повлияла на число желающих в него вступить. Сохранилась в постсоветский период и структура творческих специализаций деятелей областного искусства – основными остаются станковая живопись и графика.
3. Статья из журнала
bookCover
Баринов, В. А. (Международный союз цирковых школ).
Феномен цирка в современной культуре / В. А. Баринов
// Общественные науки и современность. - 2012. - № 3. - С. 168-176. - ISSN 0869-0499. - Библиогр.: с. 176.
Авторы: Баринов, В. А.
Ключевые слова: цирк, феномен цирка, культура, варианты познания, искусство, цирковое искусство, артисты цирка, феномены культуры, общество
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Рассматривается вариант познания циркового искусства, анализируемого как феномен культуры общества.
4. Статья из журнала
bookCover
Грунт, Е. В.
Факторы формирования театральной потребности населения малого уральского города / Е. В. Грунт, А. В. Юрьева
// Социум и власть. - 2012. - № 1. - С. 24-29. - ISSN 1996-0522. - Библиогр.: с. 29 (5 назв.). - 2 рис.
Авторы: Грунт, Е. В., Юрьева, А. В.
Ключевые слова: театры, театральная потребность, театральное искусство, интерес к театрам, культура населения, городское население
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Анализ социальных, экономических, культурных факторов формирования потребности населения г. Новоуральска в театре позволил выделить три группы факторов: межинституциональные, внутриинституциональные и внеинституциональные.
5. Статья из журнала
bookCover
Гаврилюк, Т. В. (кандидат социологических наук; доцент).
Социология музыки в СССР в 1920-х гг.: концептуальные и идеологические основания / Т. В. Гаврилюк
// Социологические исследования. - 2018. - № 10. - С. 112-121. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 119-121.
Авторы: Гаврилюк, Т. В.
Ключевые слова: социология музыки, социология искусства, история социологии, музыкальное пространство, музыкальная культура, научно-идеологические проекты, пролетарская музыкальная культура, пролетарская культура
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Статья носит обзорно-аналитический характер и опирается на общетеоретический метод сравнительного анализа текстов. Путем отбора и анализа ключевых текстов 1920-х гг. определяются базовые концептуальные основания раннесоветской социологии музыки как академического и идеологического проекта: социально-экономический детерминизм и натурализм; приоритетное внимание роли музыки в социальной динамике; противодействие "формализму" и культурной автономии; стремление к парадигмальному и дисциплинарному синтезу; исследование функционирования музыки в контексте повседневности; усиление социальной интеграции как миссии творческой и научной деятельности. С учетом специфики музыкального пространства данного периода реконструируются задачи социологии музыки как формы легитимации государственного и социального заказа на формирование пролетарской музыкальной культуры. Исследование вносит вклад в дальнейшую разработку проблематики исторической социологии искусства, его результаты могут быть использованы в научной, преподавательской и общественной деятельности.
6. Статья из журнала
bookCover
Лукьянов, В. Г. (доктор философских наук; профессор).
Социология музыки А. В. Луначарского : (теоретико-методологический аспект) / В. Г. Лукьянов
// Социологические исследования. - 2014. - № 1. - С. 50-60. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 60.
Авторы: Лукьянов, В. Г.
Ключевые слова: музыка, социология музыки, мышление композитора, методология музыкально-социологического анализа, музыка и общество, социологический анализ музыки, музыкально-социологический анализ
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Рассмотрены теоретико-методологические аспекты социологии музыки А. В. Луначарского, связанные с разработкой основ методологии музыкально-социологического анализа, с выявлением социальных истоков музыкального искусства, изучением механизма взаимосвязи искусства и общества, обращением к исследованию социальной обусловленности мышления композиторов.
7. Статья из журнала
bookCover
Бачинин, В. А. (доктор социологических наук; профессор).
Социологичность литературы А. Синявского / В. А. Бачинин
// Социологические исследования. - 2012. - № 4. - С. 127-135. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 135.
Авторы: Бачинин, В. А.
Ключевые слова: социологичность литературы, литературный процесс, художественно-критическое мышление, эго-тексты, социография, диссиденты, писатели-эмигранты, самосознание
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Через анализ трудов А. Д. Синявского показан литературный процесс как предмет социологической рефлексии.
8. Статья из журнала
bookCover
Сущий, С. Я.
Русская литература советского периода - социодинамика писательского сообщества / С. Я. Сущий. - Текст : электронный
// Социологические исследования. - 2021. - № 2. - С. 112-129. - ISSN 0132-1625. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=44889752. - Библиогр.: с. 127-129. - рис., табл.
Авторы: Сущий, С. Я.
Ключевые слова: писательское сообщество, русская литература, советский период, социальная динамика, творческие специализации
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Объектом изучения является русское писательское сообщество советского периода. Анализируются его количественная и пространственная динамика; сдвиги в социальной, гендерной, этнонациональной структуре; соотношение ведущих жанров специализации.
9. Статья из журнала
bookCover
Россияне поддерживают цензуру в произведениях искусства
// Университетская книга. - 2015. - № 6. - С. 11.
Ключевые слова: опросы общественного мнения, произведения искусства, социология культуры, цензура
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Согласно результатам опросов общественного мнения, более 80% россиян одобряют возможное введение цензуры.
10. Статья из журнала
bookCover
Жабский, М. И.
Российское кино - национальные особенности движения вверх / М. И. Жабский. - Текст : непосредственный
// Социологические исследования. - 2020. - № 5. - С. 149-158. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 157-158.
Авторы: Жабский, М. И.
Ключевые слова: государственная поддержка, кино, киноиндустрия, конкурентоспособность, социальная значимость, частный бизнес
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Рассматриваются цели, итоги и проблемы развития российской киноиндустрии в контексте государственной поддержки. Исходные ориентиры развития - социальная значимость и коммерческая конкурентоспособность кинофильмов, по установленным формальным признакам относящихся к категории национальных.
11. Статья из журнала
bookCover
Жабский, М. И. (доктор социологических наук; Академия медиаиндустрии).
Российская социология кино в контексте развития общества / М. И. Жабский, К. А. Тарасов. - Текст : непосредственный
// Социологические исследования. - 2019. - № 11. - С. 73-81. - ISSN 0132-1625. - Примечания в сносках. - Библиогр.: с. 80.
Авторы: Жабский, М. И., Тарасов, К. А.
Ключевые слова: ведомственная социология, кино, киноаудитория, российская социология кино, социология кино
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: В статье анализируется развитие социологии кино, изменение фокуса ее исследовательского поиска и институциональной организации в контексте социально-экономических и политических трансформаций, пережитых российским обществом за последние сто лет. Авторы выделяют в ее истории пять волн, перемежавшихся двумя длительными паузами: дореволюционный почин, возникновение и становление советской социологии кино (середина 1920-х - 1933 гг. ), возрождение социологии кино в атмосфере "оттепели" и ее профессионализация в период "развитого социализма" (1963-1985 гг. ), перестроечная (1985-1991гг. ) и постсоветская (с 1991г. по настоящее время). В заключение дается оценка современного состояния российской социологии кино. Указывая на резкое сокращение числа исследований, проводимых в рамках данной дисциплины, и, как следствие, на практическое отсутствие должной информационно-социологической поддержки российского кинематографа, авторы приходят к выводу об опасности сложившейся на сегодняшний день ситуации.
12. Статья из журнала
bookCover
Орлова, Н. К. (кандидат социологических наук; Институт социологии ФНИСЦ РАН).
Репрезентация видеоигр в российских мультипликационных сериалах для детей / Н. К. Орлова. - Текст : непосредственный
// Социологические исследования. - 2019. - № 11. - С. 90-99. - ISSN 0132-1625. - Примечания в сносках. - Библиогр.: с. 98.
Авторы: Орлова, Н. К.
Ключевые слова: видеоигры, гейминг, игромания, компьютерные игры, мультипликационные сериалы, образовательные компьютерные игры, развлекательные компьютерные игры, социальные представления, социальные стереотипы, социальные страхи
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Видеоигры давно стали частью повседневной жизни, одним из популярных видов хобби, объединяющим миллионы людей по всему миру, бурно развивающейся индустрией, приносящей в общей сложности миллиардные доходы, объектом изучения для специалистов из разных областей знания. Не меньший интерес к ним проявляют также политики, религиозные деятели, педагоги, публицисты и т. д. СМИ и традиционные медиа (кино, литература) тоже участвуют в обсуждении видеоигр, тем самым внося свой вклад в производство и трансляцию связанных с ними смыслов и представлений. Не остались в стороне и мультипликационные сериалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учитывая преимущественно негативный характер дискуссий о видео играх, циркулирующих в российском публичном пространстве, мы решили выяснить: как именно они репрезентируются в отечественных мультфильмах. Соответствуют ли эти репрезентации реальности или же представляют собой проекцию социальных страхов, типичных для видеоигровых дискурсов, ориентированных на взрослую аудиторию.
13. Статья из журнала
bookCover
Тартыгашева, Г. В. (кандидат социологических наук; доцент).
Проектирование регионального социокультурного пространства в республике Бурятия / Г. В. Тартыгашева, Т. Г. Цыбиков
// Социологические исследования. - 2018. - № 4. - С. 138-144. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 143-144.
Авторы: Тартыгашева, Г. В., Цыбиков, Т. Г.
Ключевые слова: социокультурное пространство, проектирование социокультурного пространства, социокультурные изменения, учреждения культуры, муниципальные учреждения культуры, социологические исследования
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: В статье анализируется опыт проектирования социокультурных изменений на республиканском и муниципальном уровнях в Бурятии. Раскрывается роль государства в формировании регионального социокультурного пространства. Приводятся результаты панельного социологического исследования "Актуальные проблемы реформирования муниципальных учреждений культуры Республики Бурятия".
14. Статья из журнала
bookCover
Лукин, А. Н. (профессор; кандидат культурологии; доцент).
Постмодерн: раскрепощение личности и (или) деградация культуры? = Post-modernism: a personalyty's emancipation or (and) cultural degradation? / А. Н. Лукин
// Социум и власть. - 2014. - № 1. - С. 100-105. - ISSN 1996-0522. - Библиогр. в конце ст.
Авторы: Лукин, А. Н.
Ключевые слова: временное искажение, деградация культуры, ирония, массовое сознание, пастиш, перфоманс, перформанс, постмодернизм, постмодернисты, фабуляция
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Раскрывается особенность постмодернистского дискурса. Рассматриваются некоторые приемы создания посмодернистского произведения. Показано влияние постмодернистских установок на массовое сознание.
15. Статья из журнала
bookCover
Тхакахов, В. Х. (доктор социологических наук; профессор; Санкт-Петербургский государственный университет).
Нереальность "экранной" реальности: конструирование этнического однообразия в современном российском кино / В. Х. Тхакахов. - Текст : непосредственный
// Социологические исследования. - 2019. - № 11. - С. 82-89. - ISSN 0132-1625. - 2 прил.: с. 88-89. - Примечания в сносках. - Библиогр.: с. 88.
Авторы: Тхакахов, В. Х.
Ключевые слова: российское кино, социальное исключение, этнические меньшинства, этническое многообразие, этническое однообразие, этническое разнообразие
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: В статье обсуждается проблема этнического и антропологического однообразия в современном российском кино. Опираясь на этносоциологический подход к анализу киноиндустрии, автор выявляет факторы и условия, обусловившие, с одной стороны, установление режима исключения расовых и этнических меньшинств из кинопроизводства на федеральном уровне, а с другой – превращение национально-региональных кинематографов в моноэтничные пространства – "татарский мир", "башкирский мир" и т. д. В качестве основной причины сложившейся ситуации называется стратегический разрыв традиций, проявившийся в отказе от советской идеологии и практики интернационализма в киноискусстве и приведшей к изоляции от норм и правил современной мировой киноиндустрии, ориентированной на репрезентацию расового и этнического разнообразия. Рассмотрев институционально-структурный, экономический и антропологический аспекты проявления и возможные негативные последствия этнического однообразия в отечественном кино, автор высказал ряд рекомендаций по его преодолению.
16. Статья из журнала
bookCover
Музыка: песни пандемии. - Текст : непосредственный
// Эксперт. - 2021. - № 7. - С. 5. - ISSN 1812-1896.
Ключевые слова: музыкальные группы, музыкальные композиции, настроение, опросы населения, пандемии, эпидемия коронавируса
Рубрики: Музыка и зрелищные искусства
Легкая музыка
Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Перечислены музыкальные композиции, которые лучше всего поднимают настроение во время пандемии коронавируса: по результатам опроса, проведенного компанией Axa Health.
17. Статья из журнала
bookCover
Тарасов, К. А. (доктор культурологии; профессор; Московский государственный институт международных отношений (Университета) МИД России. Кафедра социологии).
Мотив социального насилия в пространстве кинокоммуникации / К. А. Тарасов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2021. - № 3. - С. 167-186. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/8592762/udb/12. - Библиогр.: с. 183-184. - Ref.: p. 184-186.
Авторы: Тарасов, К. А.
Ключевые слова: воздействие кино, кино, киноаудитории, кинокоммуникация, подрастающее поколение, привлекательность кино, социальное насилие, социологические опросы
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Социальное насилие традиционно является одной из составляющих в информационном потоке художественной коммуникации, кинематографической в особенности. Специфическим языком кино легче, чем языком других искусств, привлекать и удерживать внимание широкой публики аттракционом насилия. К тому же, как правило, и экономичнее - в силу сравнительно низких издержек воплощения на экране насильственных практик при общей дороговизне кинопроизводства. На Западе экранизация практик насилия с целью развлечения публики, а вместе с ней и обеспокоенность общественности по поводу возможности их негативного воздействия на подрастающее поколение, имеет длительную историю. В СССР кинематограф развлекательной направленности находился под идеологическим запретом, что ставило репрезентацию насилия в соответствующие рамки. В 1990-е гг. киноситуация изменилась коренным образом. Произошедшая эскалация развлекательного насилия на экране вызвала обеспокоенность российской общественности. Социологи начали изучать его восприятие и воздействие на зрителей. В этой связи в статье рассматриваются опыт концептуализации социального насилия и его переформатирование после того, как под влиянием революционного насилия в прошлом веке кино обрело статус "важнейшего из всех искусств" и "общественная значимость" насилия стала культурным кодом его репрезентации. Но при переходе кинематографа к рынку открытый доступ на киноэкраны страны получили зарубежные фильмы. Экранное насилие утвердилось в статусе коммерчески важного коммуникативного аттракциона. В статье на материалах социологических опросов кинопосетителей Кирова и Екатеринбурга рассматривается его эффективность в этой функции. Уделено внимание и социокультурному аспекту проблемы - воздействию образов насилия на подрастающее поколение, в среде которого существует "группа риска", заслуживающая внимательного изучения и учета в практике социального контроля.
18. Статья из журнала
bookCover
Богданова, Л. И.
Культура и образование: по итогам V Санкт-Петербургского международного культурного форума (1-3 декабря 2016 г.) / Л. И. Богданова
// Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. - № 2. - С. 184-191. - ISSN 2074-1588. - Библиогр.: с. 190-191 (5 назв.).
Авторы: Богданова, Л. И.
Ключевые слова: культура, форумы, образование, литература, чтение, русский язык
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Дается обзор основных событий V Санкт-Петербургского международного культурного форума. Основное внимание уделяется работе секции "Литература и чтение".
19. Статья из журнала
bookCover
Тэн Юэ (аспирант; МГУ им. М. В. Ломоносова. Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере).
Китайский городской эмоциональный фильм: вкус жизни в текстах песен / Тэн Юэ. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2021. - № 3. - С. 253-260. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/issue/8592762/udb/12. - Библиогр.: с. 260. - Ref.: p. 260.
Авторы: Тэн Юэ
Ключевые слова: города, городские эмоциональные фильмы, кинематограф, киноиндустрия, музыка кино, песни из фильмов, тексты песен, фильмы
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Китайская киноиндустрия зародилась в начале ХХ в. Китайские городские эмоциональные фильмы в последние годы приобретают все большую популярность, поэтому они все чаще появляются на экране. Темой городского эмоционального фильма, как становится понятно уже из названия, является город: городская повседневная жизнь, городская семья, дружба и любовь. Художественным же средством воплощения режиссерской идеи становится отражение эмоций людей. Сочетание кино и музыки - отдельный "культурный продукт", порожденный киноиндустрией. Музыка играет ведущую роль в фильме, и особенно важна для того, чтобы подчеркнуть главную тему и передать внутреннюю связь персонажей. Сочетание кинематографической картинки и музыки является очень значимым элементом в развитии кинематографа. Китайцы любят китайские городские эмоциональные фильмы. Большинство же эмоциональных фильмов зависит от обработки звучащих в них песен. В представлении зрителей хороший фильм определяется наличием в нем "хороших" эпизодов. В успешных китайских городских эмоциональных фильмах, как правило, звучит больше одной популярной песни. Эти песни могут быть представлены именно как песни из фильмов, как неразрывно связанные с его сюжетом. А создание текстов песен - очень сложная творческая задача, можно даже сказать "стремление к совершенству", и этот момент нельзя недооценивать.
20. Статья из журнала
bookCover
Жабский, М. И. (доктор социологических наук; заведующий отделом).
Кинопроизводство в постсоветской России: семь факторов инвестиционного риска / М. И. Жабский
// Социологические исследования. - 2018. - № 4. - С. 127-137. - ISSN 0132-1625. - Библиогр.: с. 136-137.
Авторы: Жабский, М. И.
Ключевые слова: кинопроизводство, инвестиционные риски, киноаудитория, реструктуризация киноаудитории, фильмы, российские фильмы, финансовые затраты, дороговизна кинобилетов, рейтинг кинотеатра, интернет
Рубрики: Социология
Социология литературы и искусства
Аннотация: Кинопроизводство постсоветской России – территория серьёзного инвестиционного риска, отпугивающего частный бизнес. Существенную роль в детерминации риска играют социальные факторы. В результате постсоветской реструктуризации киноаудитории подавляющее большинство россиян оказалось вне социальной орбиты кинематографа. Всё ещё поддерживающий кино рублем потенциальный зритель чрезвычайно инертен. Уровень его доверия к качеству российских фильмов низкий. Формируется и воспроизводится аудитория большей частью под диктовку Голливуда, что через цепь опосредствований приводит к его натурализации в содержании и эстетике российских фильмов. Вследствие дороговизны кинобилетов, конкуренции Интернета и других способов продвижения фильмов к зрителю рейтинг кинотеатра падает. В этих условиях производство национальных фильмов является сверхрискованным бизнесом. Связанные с ним финансовые затраты вынуждено брать на себя государство. На рынке они не окупаются, а социокультурная отдача кино запросов общества не удовлетворяет. Кинопроцесс, инициированный производством российских фильмов, пребывает в состоянии глубокой социальной и культурной травмы. Исправить положение способен переход от инерционного к инновационному сценарию функционирования российского кинопроизводства и его государственной поддержки.
12