| Найдено документов - 14 | Статьи из журнала: Психология. Журнал высшей школы экономики : научный журнал для профессиональных психологов – преподавателей, исследователей и практиков. № 3 / учредитель: Национальный исследовательский универси... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Одайник, А. С. (студент-магистр).
Уверенность как результат независимой проверки гипотез / А. С. Одайник
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 3-28. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 26-28. - рис.
Уверенность как результат независимой проверки гипотез / А. С. Одайник
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 3-28. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 26-28. - рис.
Авторы: Одайник, А. С.
Ключевые слова: уверенность, сверхуверенность, феномен недостаточной уверенности, калибровка уверенности, принятие решения, когнитивное бессознательное, когнитивная модель сознания, психологические исследования, психологические эксперименты, сознание
Рубрики: Психология
Психология личности
Психические процессы и состояния
Психология личности
Психические процессы и состояния
Аннотация: Анализируются основные подходы к проблеме уверенности в психологии. Приводится краткий исторический обзор исследований уверенности. Рассматриваются отечественные и зарубежные модели уверенности и основные эффекты, связанные с уверенностью при решении когнитивных задач. На примере экспериментального исследования показана взаимосвязь уверенности с вероятностью повтора предыдущего ответа, вызванная, по мнению автора, проявлением эффектов последствия неосознанного выбора. Особое внимание уделено вопросу измерения и калибровки уверенности в психологии.
2. Статья из журнала
Иванова, Т. Ю. (младший научный сотрудник; аспирант).
Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса / Т. Ю. Иванова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 119-135. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 132-135.
Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса / Т. Ю. Иванова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 119-135. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 132-135.
Авторы: Иванова, Т. Ю.
Ключевые слова: ресурсы, ресурсные запасы, сохранение ресурсов, теория сохранения ресурсов, классификация ресурсов, инвестиция ресурсов, распределение ресурсов, личностные ресурсы, потеря, приобретение, стресс, совладание
Рубрики: Психология
Психология личности
Психические процессы и состояния
Психология личности
Психические процессы и состояния
Аннотация: Рассматривается теория сохранения ресурсов Стивена Хобфолла, ее основные принципы, значение для исследовательской работы и возможности практического применения. Приводятся данные многочисленных исследований психологических последствий различных стрессовых событий, выполненных с применением теории. Обсуждаются достоинства и ограничения теории. Намечаются направления дальнейших исследований.
3. Статья из журнала
Яголковский, С. Р. (кандидат психологических наук; доцент).
Творческая деятельность субъекта в условиях инновационного процесса: когнитивный и групповой аспекты / С. Р. Яголковский
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 98-108. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 106-108.
Творческая деятельность субъекта в условиях инновационного процесса: когнитивный и групповой аспекты / С. Р. Яголковский
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 98-108. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 106-108.
Авторы: Яголковский, С. Р.
Ключевые слова: креативность, творчество, творческая деятельность, групповая творческая деятельность, инновационность, продуктивная мыслительная деятельность
Рубрики: Психология
Психология творчества
Психология творчества
Аннотация: Рассматривается проблематика креативности субъекта в контексте его участия в инновационном процессе. Анализируются наиболее важные детерминанты успешности этого процесса на его различных стадиях, а также взаимосвязи между ними. Особое внимание уделяется анализу процессуальных и результативных характеристик групповой творческой деятельности, в рамках которой представлены процессы как продуцирования новых идей, так их доработки и внедрения. Кратко описываются проведенные автором и его коллегами эмпирические исследования продуктивной мыслительной деятельности субъекта на различных этапах инновационного процесса.
4. Статья из журнала
Субъективная репрезентация "морфемных швов": экспериментальное исследование русской именной морфологии / М. Д. Васильева [и др.]
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 64-74. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 73-74. - рис.
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 64-74. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 73-74. - рис.
Авторы: Васильева, М. Д., Фаликман, М. В., Печенкова, Е. В., Федорова, О. В.
Ключевые слова: психолингвистика, психология русского языка, слова, зрительное восприятие слов, строение слова, ментальный лексикон, морфология, русская именная морфология, экспериментальные исследования
Рубрики: Психология
Отраслевая психология
Отраслевая психология
Аннотация: Проведено экспериментальное исследование субъективной репрезентации "морфемных слов" (мест соединения корня слова с аффиксами-приставками и окончаниями) с использованием метода суждения об одновременности перцептивных событий. Сопоставлялись гипотезы о строении "ментального лексикона", хранящего языковые единицы (слова) с их значениями. Согласно проверяемым гипотезам слова могут либо храниться во всех возможных формах, либо образовываться на основе корня с использованием отдельно хранящихся аффиксов. Исследование выявило различия в субъективной одновременности появления последовательно предъявляемых половин слов русского языка, разделенных по морфемной границе и посреди корня, однако не позволило сделать однозначных выводов о различиях между словообразовательными и словоизменительными аффиксами (приставками и окончаниями).
5. Статья из журнала
Хачатурова, М. Р. (кандидат психологических наук; старший преподаватель).
Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований / М. Р. Хачатурова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 160-169. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 168-169. - табл.
Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований / М. Р. Хачатурова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 160-169. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 168-169. - табл.
Авторы: Хачатурова, М. Р.
Ключевые слова: совладание, совладающий репертуар, совладающее поведение, личность, копинг-стратегии, классификация копинг-стратегий, оценка копинг-поведения, психологическая диагностика, зарубежные исследования
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология личности
Аннотация: Рассматривается проблема совладающего репертуара личности. Представлен сравнительно-психологический анализ классификаций копинг-стратегий, существующих в зарубежных исследованиях. Особое внимание уделяется систематизации стратегий совладающего поведения Э. Скиннер. Освещены теоретические предпосылки дискуссионности вопроса об эффективности совладающего поведения, а также диспозиционного или ситуативного характера выбираемых стратегий. Приведен обзор основных существующих методик психологической диагностики копинг-поведения.
6. Статья из журнала
Люсин, Д. В. (кандидат педагогических наук; доцент; старший научный сотрудник).
Распознавание эмоциональной окраски информации: проблема универсальности / Д. В. Люсин, М. С. Пермогорский
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 86-97. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 96-97. - табл., рис.
Распознавание эмоциональной окраски информации: проблема универсальности / Д. В. Люсин, М. С. Пермогорский
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 86-97. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 96-97. - табл., рис.
Авторы: Люсин, Д. В., Пермогорский, М. С.
Ключевые слова: эмоции, распознавание эмоций, эмоциональная окраска информации, эмоциональный интеллект, психологические исследования
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Психические процессы и состояния
Аннотация: Исследование было нацелено на то, чтобы выяснить степень универсальности распознавания эмоциональной окраски на трех типах стимульного материала: человеческое поведение, музыкальные фрагменты, немузыкальные звуковые стимулы. Предлагается выделять два аспекта в распознавании эмоциональной окраски информации: точность оценки ее модальности и сензитивность к ее выраженности. Разработаны методики для измерения этих двух аспектов распознавания эмоциональной окраски трех типов стимульного материала.
7. Статья из журнала
Котов, А. А. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник).
Произношение имен объектов и категориальный эффект восприятия / А. А. Котов, Т. Н. Котова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 75-85. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 85. - табл., рис.
Произношение имен объектов и категориальный эффект восприятия / А. А. Котов, Т. Н. Котова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 75-85. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 85. - табл., рис.
Авторы: Котов, А. А., Котова, Т. Н.
Ключевые слова: имена, произношение имен, речь, память, запоминание объектов, категоризация, категориальный эффект восприятия, психологические исследования
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Психические процессы и состояния
Аннотация: В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях связи с искусственными названиями. Как оказалось, произнесение названий вслух привело к ухудшению запоминания отдельных свойств объектов в отличие от произнесения указания на месторасположение объектов. Данный результат обсуждается в связи с ролью слова в категориальном эффекте восприятия.
8. Статья из журнала
Валуева, Е. А. (кандидат психологических наук; научный сотрудник; ведущий научный сотрудник).
Культурная релевантность и свойства тестов интеллекта: проверка предсказаний структурно-динамической теории / Е. А. Валуева, Д. В. Ушаков
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 29-40. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 39-40. - табл.
Культурная релевантность и свойства тестов интеллекта: проверка предсказаний структурно-динамической теории / Е. А. Валуева, Д. В. Ушаков
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 29-40. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 39-40. - табл.
Авторы: Валуева, Е. А., Ушаков, Д. В.
Ключевые слова: культурная релевантность, интеллект, структурно-динамическая теория, тест Векслера, Векслера тест, наследуемость, психологические исследования
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология личности
Аннотация: Проверяются предсказания структурно-динамической теории о том, что более релевантные культуре (т. е. наиболее часто практикуемые субъектами и признаваемые наиболее ценными в данной культуре) когнитивные способности: 1) являются наиболее нагруженными по генеральному фактору интеллекта, 2) имеют наиболее высокую генетическую детерминацию. В эмпирическом исследовании были получены оценки культурной релевантности (ценности и частотности) 12 субтестов теста Векслера. Эти оценки были сопоставлены с литературными данными о генетической и средовой составляющих субтестов. Полученные результаты подтверждают выдвинутые гипотезы: оценки ценности и частотности положительно коррелировали с нагрузками по генеральному фактору g и с показателями наследуемости субтестов.
9. Статья из журнала
Спиридонов, В. Ф. (доктор психологических наук; профессор).
Инсайт и ментальные операторы, или Можно ли пошагово решить инсайтную задачу / В. Ф. Спиридонов, С. С. Лифанова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 54-63. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 62-63. - табл., рис.
Инсайт и ментальные операторы, или Можно ли пошагово решить инсайтную задачу / В. Ф. Спиридонов, С. С. Лифанова
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 54-63. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 62-63. - табл., рис.
Авторы: Спиридонов, В. Ф., Лифанова, С. С.
Ключевые слова: инсайт, теория задачного пространства, ментальный оператор, инсайтные задачи, 9 точек, подсказки, психология мышления, мышление, продуктивное мышление, психологические исследования
Рубрики: Психология
Психология личности
Психические процессы и состояния
Психология личности
Психические процессы и состояния
Аннотация: Выполнено экспериментальное сравнение предсказаний двух конкурирующих теоретических моделей, по-разному объясняющих процесс решения задачи "9 точек". Первая из них опирается на понятие инсайта (скачкообразное переструктурирование репрезентации задачи, которое приводит к нахождению ответа), вторая постулирует пошаговое приближение к цели и отрицает существование резких изменений репрезентации в ходе решения. Экспериментально изучались ментальные операторы - процедуры, обеспечивающие последовательное приближение к цели, описанные в теории задачного пространства А. Ньюэлла и Г. Саймона. Было показано, что названные операторы не имеют ключевого значения для решения задачи "9 точек". Получены аргументы в пользу классического понимания инсайта.
10. Статья из журнала
Погодин, И. А. (кандидат психологических наук; доцент; директор).
Диалогово-феноменологическая модель мышления человека: ресурсы первичного опыта / И. А. Погодин
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 109-118. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 118.
Диалогово-феноменологическая модель мышления человека: ресурсы первичного опыта / И. А. Погодин
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 109-118. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 118.
Авторы: Погодин, И. А.
Ключевые слова: безумие, диалогово-феноменологическая модель, мыслительные процессы, мысль, мышление, неразделяемая реальность, первичный опыт, разделяемая реальность
Рубрики: Психология
Психология личности
Психические процессы и состояния
Психология личности
Психические процессы и состояния
Аннотация: Статья посвящена анализу мысли и мышления как основаниям полевой динамики. Проводится строгое разделение между мыслью и концепцией. Мысль апеллирует к риску и мужеству Быть в пространстве первичного опыта, в то время как концепция появляется в поле посредством ретрансляции феноменов. Подчеркиваются колоссальные ресурсы, которые содержат в себе первичный опыт, для процесса мышления. Отдельное место уделено динамике мышления в этиологии "безумия".
11. Статья из журнала
Уточкин, И. С. (кандидат психологических наук; доцент).
Вступительное слово / И. С. Уточкин
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 41-43. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике.
Вступительное слово / И. С. Уточкин
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 41-43. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике.
Авторы: Уточкин, И. С.
Ключевые слова: психика, когнитивная психология, когнитивные процессы, регуляция когнитивных процессов, когнитивные репрезентации, психологические исследования
Рубрики: Психология
Психология личности
Психические процессы и состояния
Психология личности
Психические процессы и состояния
Аннотация: Статья открывает специальную тему выпуска "Когнитивная психология". Дается краткий обзор публикуемых в этом выпуске материалов.
12. Статья из журнала
Булатова, М. Е. (стажер-исследователь; магистр психологии).
Восприятие размера индивидуальных объектов в ансамблях при сфокусированном и распределенном внимании / М. Е. Булатова, И. С. Уточкин
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 44-53. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 53. - рис.
Восприятие размера индивидуальных объектов в ансамблях при сфокусированном и распределенном внимании / М. Е. Булатова, И. С. Уточкин
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 44-53. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 53. - рис.
Авторы: Булатова, М. Е., Уточкин, И. С.
Ключевые слова: восприятие ансамблей, распределенное внимание, сфокусированное внимание, внимание, восприятие размера, психологические исследования
Рубрики: Психология
Психология личности
Психические процессы и состояния
Психология личности
Психические процессы и состояния
Аннотация: При восприятии больших множеств объектов наблюдатель способен с большой точностью выделять статистические параметры множества, продолжая при этом воспринимать совокупность отдельных объектов, а не абстрактный параметр. В данном исследовании изучается, насколько искажается восприятие характеристик индивидуального объекта, окруженного другими объектами, формирующими ансамбль, при сфокусированном и распределенном внимании.
13. Статья из журнала
Россохин, А. В. (доктор психологических наук; профессор; заведующий кафедрой).
Внутренняя сила лидера / А. В. Россохин
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 136-148. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике.
Внутренняя сила лидера / А. В. Россохин
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 136-148. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике.
Авторы: Россохин, А. В.
Ключевые слова: лидеры, лидерство, психоанализ, бессознательное, внутренний диалог, внутренний конфликт, психология бизнеса, менеджмент, коучинг
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология деятельности
Психология личности
Психология деятельности
Аннотация: Представлена новая концепция лидерства, опирающаяся на психоаналитическое понимание профессионального развития личности. Становление зрелым лидером во внешней реальности невозможно без обретения внутреннего зрелого лидерского Я и его постоянного развития. Детально описана психоаналитическая динамика внутреннего лидерства и показано, что неизбежные внутренние конфликты являются не только ограничениями и препятствиями для профессионального роста, но, напротив, представляют собой необходимые условия для зарождения и развития зрелого лидерского Я.
14. Статья из журнала
Бочавер, А. А. (кандидат психологических наук; руководитель лаборатории; старший научный сотрудник).
Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 149-159. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 156-159.
Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов
// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, № 3 (июль-сентябрь). - С. 149-159. - ISSN 1813-8918. - электронная версия статьи доступна в Источнике. - Библиогр.: с. 156-159.
Авторы: Бочавер, А. А., Хломов, К. Д.
Ключевые слова: буллинг, школьная травля, жертвы, преследователи, свидетели, школа, подростки, психология образования
Рубрики: Психология
Детская психология
Детская психология
Аннотация: Приведены основные мировые достижения в области изучения школьной травли (буллинга) ; проблематизируется тема социального контекста, порождающего травлю; показывается необходимость разработки технологий изучения и профилактики буллинга в России.