Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Кузнецов, Д. В. (кандидат исторических наук; доцент кафедры истории и регионального развития; Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина, г. Омск).
Церковный раскол 17 века как фактор кризиса общественного сознания в России / Кузнецов Дмитрий Викторович ; худож. Поленов В. Д. [и др.]
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 6-19. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 19 (20 назв. ). - 1 фот., 5 репрод.
Авторы: Кузнецов, Д. В.
Ключевые слова: церковные реформы, реформаторы церкви, церковный раскол, раскольничество, церкви, русское духовенство, православные священники, история православия, патриархи, московские патриархи, биографии, геополитические интересы, церковные обряды, греческая обрядность, митрополиты, греческие митрополиты, богослужебные книги, правка богослужебных книг, цари, русские цари, проекты царей, унификация церквей, униатство, вселенское патриаршество, чужебесие, секуляризация, церковные соборы, старообрядчество, русское старообрядчество, историографические оценки
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
История
Россия в IX - XVII вв.
Аннотация: Положение русской Церкви до середины 17 века. Реформы патриарха Никона во второй половине 17 века. Он стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества, без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Послереформенные тексты значительно уступают в качестве старопечатным. Цели церковной реформы. Политические замыслы царя Алексея Михайловича: создание Великой Греко-Российской Восточной империи (идея византийского престолонаследия). Особая роль Украины в никоновской реформе. Целесообразность реформы Никона до сих пор остается спорным моментом в историографии. Замыслы и амбиции патриарха Никона. Его разлад с царем и уход патриарха с престола. Низложение Никона на Соборе в 1666 году и избрание нового патриарха Иоасафа, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Постановления Большого Московского Собора 1666-1667 годов: установление многих канонических норм и начало активной борьбы со старообрядчеством. Последствия церковной реформы повлияли на всю последующую историю страны. Именно с этого момента Россия свернула со своего естественного исторического пути, что ввергло ее в хаос революций, обвалов и потрясений.
2. Статья из журнала
bookCover
Кузнецов, Д. В. (кандидат исторических наук; доцент кафедры истории и регионального развития; Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина, г. Омск).
Церковный раскол 17 века и его влияние на судьбу России: историческая реальность и утраченная альтернатива / Кузнецов Дмитрий Викторович ; худож. Бялыницкий-Бируля В. К. [и др.]
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 34-51. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 51 (32 назв. ). - 1 фот., 7 репрод.
Авторы: Кузнецов, Д. В.
Ключевые слова: цивилизационные модели, модели развития, цивилизационное развитие, тенденции развития, народно-старообрядческая тенденция, романовско-дворянская тенденция, модернизация стран, европоцентричная парадигма, просвещенно-почвеннический консерватизм, абсолютистское государство, крепостничество, соборное мироощущение, старообрядчество, христианство, православие, русское православие, земские соборы, секулярно-абсолютистская модель
Рубрики: История
Россия в IX - XVII вв.
Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Аннотация: В 17 веке в России стала складываться новая модель ее цивилизационного развития. К середине 17 века в России сложились две противоположные и взаимоисключающие друг друга тенденции, возможность реализации которых могла привести к двум совершенно разным типам ее цивилизационного развития. Возможный альтернативный вариант развития России, опирающийся на деятельность старообрядцев. Староверие - это не какая-то "национальная разновидность" христианства, а христианство в его самом чистом и универсальном виде. Если первая тенденция - "народно-старообрядческая" - опиралась на традицию и была основана на началах просвещенно-почвеннического консерватизма, то вторая тенденция, которую можно обозначить как "романовско-дворянская", напротив, отрицала традицию и несла в себе дикую европейскую реакцию. В России сложилась догоняющая модель цивилизационного развития, обусловившая ее существенное отставание от передовых стран Европы и послужившая в дальнейшем источником для возникновения различного рода потрясений и катастроф, приведших в конечном итоге к гибели не только саму императорскую династию, но и всю Россию.
3. Статья из журнала
bookCover
Зырянов, А. В. (доктор экономических наук; профессор; Заслуженный деятель науки РФ; заведующий кафедрой коммерческой деятельности и экономики предприятия; Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства, г. Екатеринбург).
Традиция / Зырянов Александр Васильевич ; худож. Горюшкин-Сорокопудов И. С. [и др.]
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 90-98. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 98 (8 назв. ). - 6 фот., 4 репрод.
Авторы: Зырянов, А. В.
Ключевые слова: традиции, общественное сознание, самосознание, личность, человек, духовные ценности, историческая память, преемственность поколений, молодые кадры, старшее поколение, исторические памятники, культурные памятники, переименование городов, города, переименование улиц, улицы, кладбища, новостройки, парки, семейные традиции, родовая память, книги, библиотеки
Рубрики: Социальная философия
Духовная деятельность
История
История России и СССР (октябрь 1917 - 1991 г.)
Аннотация: Основополагающая роль в сохранении национальной культуры и нации принадлежит бережному отношению к традиции в широком ее понимании: семейной, национальной, духовной, исторической традициям. Русскому народу, к сожалению, свойственно стремление к разрушению существующего и закладке нового. Однако новое далеко не всегда лучше старого. Отечественная история представляет череду постоянного слома старого: "разрушить до основания, а потом... " Это проявляется в переименованиях городов и улиц. Показательно отношение к кладбищам в современной России. На месте старых заброшенных кладбищ возводят новостройки, парки отдыха. Правильно ли это? Традиции не сохраняются не только в нашем обществе, но и в семье - его первичной и основополагающей ячейке. В российских семьях давно утеряна культура родовой памяти и сохранения семейных традиций. Вспомните лежащие у мусоросборников книги, старинные библиотеки. Они не нужны новому поколению. Главным носителем традиции является человек. Нельзя устранять от активной деятельности старшее поколение и необдуманно заменять его молодыми кадрами. Вспомните молодых 25-30 летних российских министров и принятые ими решения. Молодежь не может быть альтернативой старшему поколению, она может его дополнять и быть его важной частью.
4. Статья из журнала
bookCover
Моисеева, О. В. (кандидат исторических наук; доцент кафедры истории и социальных технологий; Новочеркасская государственная мелиоративная академия, г. Новочеркасск).
Социально-экономическое положение Православной Церкви и ее идеологическая роль в жизни русского общества 17 века / Моисеева Ольга Васильевна ; худож. Шварц В. Г. [и др.]
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 26-33. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 33 (18 назв. ). - 1 фот., 4 репрод.
Авторы: Моисеева, О. В.
Ключевые слова: средневековое общество, церкви, монастыри, патриаршие дома, архиерейские дома, патриархат, русское православие, православие, государственная власть, эволюция государственной власти, сословия, религиозное мировоззрение, духовное единство, духовенство, русское духовенство, белое духовенство, черное духовенство, иконописание, книгопечатание, образование
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Аннотация: Социально-экономическое и политическое положение России в 17 веке. Русская Православная Церковь 17 века как разветвленная идеологическая организация. Структура РПЦ и основные статьи ее доходов. Высшее звено церковной организации 17 века - патриаршии и архиерейские дома, ведавшие духовенством на территории епархии и всей России. В целом духовенство, белое и черное, являлось особым сословием средневековой России. По социальному признаку духовенство делилось на два основных слоя: приходское духовенство и духовенство патриаршего и архиерейских домов, монастырей и соборных церквей. Характер социально-экономических интересов церкви. Виды деятельности духовенства. Вклад церкви в вопросы сохранения и усиления единой ментальности, национальной целостности у населения Руси после Смуты. Образование оставалось религиозным по содержанию и характеру. Задаче сохранения и усиления идеологического влияния Православия на массы было подчинено и книгопечатание. Церковная власть во многом определяла политику государства.
5. Статья из журнала
bookCover
Кобылинский, М. Ю. (главный редактор журнала; журнал "История в подробностях").
Слово редактора : в свете прошлого проясняется настоящее / Михаил Юрьевич Кобылинский ; худож. Куликов И. С., Маторин В. В., Нестеров М. В.
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 3, 1-я с. обл., 2-я с. обл., 4-я с. обл. - ISSN 2078-1903. - 1 фот., 3 репрод.
Авторы: Кобылинский, М. Ю.
Ключевые слова: журналы, научно-популярные журналы, российские журналы, иллюстрированные журналы, прошлое и настоящее, слово главного редактора, церковный раскол, реформы церкви, церковные реформы, патриархи, московские патриархи, старообрядцы, русский народ, самобытность народов, греческие проекты, греческие патриархи, цари, русские цари
Рубрики: Средства массовой информации
Отдельные газеты и журналы
Аннотация: Главная тема номера - раскол Русской Православной Церкви в 17 веке, явившийся величайшей трагедией русского народа. Этим событием было положено начало исчезновения не только Святой Руси, но и Руси как единого Русского государства. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон наивно увлеклись "греческим проектом". По их недомыслию стал возможным "обман тысячелетия". Церковная реформа патриарха Никона расколола русский народ, прежде всего, духовно. В стоянии за "старую веру", несмотря на кровопролитие и насилие, учиненные царской властью и "никоновской" церковью, перед нами предстали Великими русскими людьми пустозерские узники протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, соловецкий инок Епифаний, боярыня Морозова (Соковнина) Феодосия Прокопьевна, суздальский священник Никита Пустосвят (Никита Константинович Добрынин) и многие другие.
6. Статья из журнала
bookCover
Товбин, К. М. (кандидат философских наук; заведующий кафедрой общих дисциплин; Южно-Сахалинский филиал Дальневосточного федерального университета, г. Южно-Сахалинск).
Семиотический традиционализм старообрядцев / Товбин Кирилл Михайлович ; худож. Маковский К. Е., Куликов И. С., Горюшкин-Сорокопудов И. С.
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 72-77. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 77 (14 назв. ). - 3 фот., 3 репрод.
Авторы: Товбин, К. М.
Ключевые слова: старообрядчество, староверческое мировоззрение, образ жизни староверов, уклад староверов, быт староверов, повседневность, обряды, ритуалы, замирщение, старообрядческий стиль, стиль старообрядцев, отгородительная идентичность, семиотический традиционализм, православие, христианство, патриархальность, семейственность, общинно-артельный труд, обмирщение старообрядцев, светское старообрядчество
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Аннотация: Православие для староверов - не только вера, но и традиционный образ мышления, образ чувствования, образ жизни. В этой связи уклад свят, ибо хранит в себе память о Святой Руси, о "золотом веке". Высшее значение в старообрядческой среде имели бытовые ритуалы, связанные с семиотизацией Таинств и обрядов: бракосочетание, ритуализация тайных венчаний, покаяния молодоженов перед родителями; таинство Крещения; семейные и домашние обряды и правила; старообрядческий стиль, учение о замирщении. Многолетнее сопротивление никонианству привело к специфическому обмирщению старообрядцев: поскольку окружающий мир не клерикален, он является допустимой для староверов сферой. Онтологическая борьба с никонианством посредством, прежде всего, отгородительной идентичности не выработала у староверов ни иммунитета, ни неприятия к таким реалиям светского, как всеобщее образование, народное просвещение, высокая культура. Так появилось "светское старообрядчество".
7. Статья из журнала
bookCover
Шпаковский, В. О. (кандидат исторических наук; доцент кафедры коммуникационного менеджмента; Пензенский государственный университет, г. Пенза).
Разнообразие... церковное / Шпаковский Вячеслав Олегович ; худож. Корин П. Д.
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 86-89. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 88 (3 назв. ). - 4 фот., 1 репрод.
Авторы: Шпаковский, В. О.
Ключевые слова: церкви, сельские церкви, храмы, памятники истории, памятники архитектуры, архитектура церквей, история церквей, создатели церквей, резчики по дереву, биографии, декоративная отделка храмов, иконостасы церквей, скульптурные композиции, деревянные композиции, алтарные комплексы церквей, религия и искусство, церковные каноны
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
История декоративно-прикладного искусства
Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Аннотация: Церковь Рождества Христова в селе Нижнее Аблязово Кузнецкого района Пензенской области - памятник архитектуры и декоративно-прикладного искусства первой половины 18 века. Церковь была построена Григорием Афанасьевичем Аблязовым в 1724 году. История церкви. Она сохранилась до наших дней почти в первозданном виде. Архитектурные особенности церкви. Уникален церковный пятиярусный золоченый резной иконостас. Он имеет пирамидальную композицию и увенчан скульптурной группой "Вознесение Христа". Фигура Христа окружена декоративными розетками с головками херувимов; завершающая фигура - Бог Савваоф с распростертыми руками в лучах славы. Самый яркий элемент иконостаса - Царские Врата с горельефной композицией "Сошествие Святого Духа". Как все это соотносится с церковными канонами сказать трудно, но дивная красота закрывала людям глаза во все времена. А иконостас - уникальное произведение искусства ручной работы.
8. Статья из журнала
bookCover
Урушев, Д. А. (историк; старший научный сотрудник; член Союза журналистов России; Государственный музей А. С. Пушкина, г. Москва).
Начало русской драмы / Урушев Дмитрий Александрович ; худож. Литовченко А. Д., Милорадович С. Д., Кисельников Б. В.
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 20-25. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 25 (15 назв. ). - 1 фот., 6 репрод.
Авторы: Урушев, Д. А.
Ключевые слова: история православия, православная вера, русское духовенство, церковные реформы, реформаторы церкви, цари, русские цари, раскольничество, церковный раскол, старообрядчество, церкви, церковные обряды, богословие, богословские споры, русский национализм, национализм, патриархи, московские патриархи, иерусалимские патриархи
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Аннотация: Церковная реформа царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, начатая в 1653 году, коснулась не только церковных книг и обрядов, но и православной веры, и национального самосознания, и русской культуры. Русское и греческое мировоззрения схлестнулись в богословском споре между русским путешественником иноком Арсением (Сухановым) из Троице-Сергиева монастыря и греком иерусалимским патриархом Паисием в валашском городе Тырговиште в 1650 году. Причины раскола Русской Церкви в середине 17 века: не "внешние" церковные обряды, а их "внутреннее" богословское содержание в том виде, в котором его понимали отечественные мыслители той эпохи. Традиционное богословие, соединенное с русским национализмом (учение о Москве - Третьем Риме), стали причинами многовекового раскола. Для староверов обряд, неразрывно соединенный с вероучением, был вечно новым и вечно живым символом истинности Древнерусского Православия, безошибочности отечественной истории и богоизбранности нового Израиля - Московского царства.
9. Статья из журнала
bookCover
Ляпин, Д. А. (кандидат исторических наук; доцент; декан исторического факультета; Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, г. Елец).
Истребление дьявола: жизнь и учение Кузьмы Косого / Ляпин Денис Александрович ; худож. Крамской И. Н., Васнецов А. М.
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 62-67. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 66 (8 назв. ). - 1 фот., 3 репрод.
Авторы: Ляпин, Д. А.
Ключевые слова: старообрядчество, церковный раскол, раскольники, регионы, радикальные учения, религиозно-мистические учения, учения, источники учений, ереси, религиозные смуты, религиозные деятели, лидеры-радикалы, биографии, апокрифы, монастыри, старообрядцы, донские казаки, архивные документы
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Аннотация: Основателем и лидером одного из самых радикальных и интересных религиозно-мистических направлений стал Кузьма Ларионов, известный в истории под прозвищем "Косой". Личность Кузьмы Косого привлекала оригинальностью и мистическим ореолом. Краткий очерк жизни и деятельности Кузьмы Косого как религиозного деятеля. Церковный раскол воспринимался им с эсхатологических позиций, то есть как явное доказательство грядущего Конца света. Учение Кузьмы Косого и источники идей его учения. Старообрядцы поспешили отречься от учения Кузьмы Косого, но семена религиозной смуты, посеянные им, еще долго будоражили Дон.
10. Статья из журнала
bookCover
Пулькин, М. В. (кандидат исторических наук; старший научный сотрудник; Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук, г. Петрозаводск).
Инок Евфросин и самосожигатели / Пулькин Максим Викторович ; худож. Мясоедов Г. Г., Поленов В. Д., Боткин М. П.
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 52-57. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 56 (7 назв. ). - 1 фот., 3 репрод.
Авторы: Пулькин, М. В.
Ключевые слова: религия и литература, старообрядческая литература, трактаты, старообрядческие трактаты, публицистика, писатели, духовные писатели, старообрядцы, староверы, полемика, дискуссии, самосожжения, суициды, поборники самосожжений, образы страдальцев, мотивы самосожжений, идеология старообрядцев
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Аннотация: Анализ трактата инока Евфросина "Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей" - полемического литературного сочинения конца 17 века. Оно содержит важные свидетельства об истории "древлего благочестия" и трагических судьбах его приверженцев. Ярко описаны образы страдальцев. Евфросин высказывается о недопустимости "огненной смерти" и подробно обосновывает свое мнение. Образованные противники "гарей" разработали систему богословских аргументов, призванную предотвратить распространение эпидемии массовых самоубийств. Их решительный ответ поборникам самосожжений стал уникальным этапом в истории формирования старообрядческой идеологии. Но самосожжения продолжались и в 18 веке, а отдельные случаи имели место в 19 веке.
11. Статья из журнала
bookCover
Пулькин, М. В. (кандидат исторических наук; старший научный сотрудник; Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук, г. Петрозаводск).
Взаимодействие без конформизма: старообрядческие полемические произведения о взаимоотношениях с приходским духовенством / Пулькин Максим Викторович ; худож. Жуков Д. Е., Рябушкин А. П.
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 68-71. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 71 (8 назв. ). - 1 фот., 2 репрод.
Авторы: Пулькин, М. В.
Ключевые слова: старообрядчество, наставники, духовенство, полемические сочинения, произведения, публицисты, писатели, старообрядческие писатели, антихрист, религия и литература, эсхатология, православие, история православия
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Аннотация: Полемика старообрядческих наставников по наиболее сложным и принципиальным вопросам, связанным со взаимоотношениями с приходским духовенством. Возникли противоположные точки зрения. С одной стороны, звучали призывы к жесткому противостоянию "немирному сему миру", а с другой стороны - старообрядческие публицисты высказывались в пользу компромисса с "никонианами". В середине 18 века, после заметного упадка радикальных эсхатологических настроений в среде приверженцев "древлего благочестия" и постепенного прекращения гонений на старообрядцев, произошли существенные изменения и в позиции власти, и во взглядах на действительность самих старообрядцев. Выразителем новых настроений стал старообрядческий полемист Тимофей Андреев (1745-1808). Его основные труды посвящены традиционным для старообрядчества проблемам Антихриста, надгробным словам и памяти выговских настоятелей. Действенный аргумент во взаимоотношениях с духовенством - евангельское слово. Разрушив повседневную связь с церковью, старообрядцы оставили за собой в качестве последней опоры Евангелие.
12. Статья из журнала
bookCover
Гринченко, Я. С. (кандидат исторических наук; старший преподаватель кафедры истории и культурологии; Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград).
"Поиск потерянного рая...". Старообрядческое движение 17 века в колонизации Дона / Гринченко Яна Сергеевна ; худож. Горюшкин-Сорокопудов И. С., Дубовской Н. Н.
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 58-61. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 61 (10 назв. ). - 1 фот., 2 репрод.
Авторы: Гринченко, Я. С.
Ключевые слова: старообрядчество, раскольники, старообрядцы, староверы, переселение староверов, миграции староверов, колонизация земель, освоение территорий, хозяйственное освоение, культурная изоляция, дониконовская культура, культурные традиции, проповедники, церковная политика, соборы, церковные соборы
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Аннотация: Переселение "раскольников" в верховья Дона было вызвано новой церковной политикой государства: решениями Церковного Собора 1654 года и Московского Собора 1667 года. Основными центрами расселения старообрядцев стали притоки Дона - Медведица, Хопер и Чир. Первые староверы, бежавшие на Дон: старец Корнилий и игумен Досифей из Новгорода; один из первых проповедников старой веры на Среднем Дону стал иеромонах Иов Льговский. Новый поток старообрядцев на Дон устремился в начале 80-х годов 17 века, его причиной стал Собор 1681 года. Переселения староверов в 17 веке приобретают системный характер. Причиной миграции стала новая церковная политика Российского государства, а результатом - заселение и хозяйственное освоение земель по Дону и его притокам. Дон стал одним из самых крупных центров старой веры в России. Своеобразие миграционного процесса, окрашенного идеями ухода, поиска Града Божьего и горнего мира на земле, определяло специфику старообрядческой колонизации. Миграция старообрядцев - это и способ сохранения дониконовских культурных традиций.
13. Статья из журнала
bookCover
Гринченко, Я. С. (кандидат исторических наук; старший преподаватель кафедры истории и культурологии; Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград).
"Дониконовские" традиции в современном мире. Культура староверов Нижнего Поволжья / Гринченко Яна Сергеевна
// История в подробностях. - 2013. - № 7 (37). - С. 78-85. - ISSN 2078-1903. - Библиогр.: с. 85 (15 назв. ). - 7 фот.
Авторы: Гринченко, Я. С.
Ключевые слова: старообрядчество, старообрядческие общины, староверы, регионы, церкви, традиции, обряды, конфессиональная культура, культура староверов, таинства, крещение, свадебный обряд, похоронно-поминальный обряд, книги, рукописные книги, старопечатные книги, иконопись
Рубрики: Религия. Мистика. Свободомыслие
Религиоведение
Аннотация: Традиции старообрядчества стали неотъемлемой частью историко-культурного наследия Нижнего Поволжья. Сегодня наследниками древнего Православия в регионе являются 10 общин староверов, приемлющих священство, из них 6 относится к Русской Православной Старообрядческой Церкви (Белокриницкому согласию) и 4 - к Русской Древлеправославной Церкви (беглопоповцам), а также 7 общин беспоповцев (согласия поморцев, кержаков, часовенных и спасовцев). Современное состояние старообрядческих общин Белокриницкого согласия на территории Нижнего Поволжья. Своеобразие обрядовой практики, культура повседневности, материальное наследие староверов региона. Причины устойчивости дониконовских традиций в условиях глобализации.