Найдено документов - 14 | Статьи из журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 4 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2025. - 12... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Панова, Г. И. (доктор филологических наук; профессор; Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)).
Род русских склоняемых существительных = Gender of Russian declinable nouns (on the issue of studying Russian as the official language) : (к изучению русского языка как государственного) / Галина Ивановна Панова, Антонина Евгеньевна Кузьмина, Татьяна Валентиновна Викторина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 81-87. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 87 (3 назв.).
Род русских склоняемых существительных = Gender of Russian declinable nouns (on the issue of studying Russian as the official language) : (к изучению русского языка как государственного) / Галина Ивановна Панова, Антонина Евгеньевна Кузьмина, Татьяна Валентиновна Викторина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 81-87. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 87 (3 назв.).
Авторы: Панова, Г. И., Кузьмина, А. Е., Викторина, Т. В.
Ключевые слова: род существительных, окончания существительных, родообусловливающие факторы, русский язык, склоняемые существительные, закономерности родовой отнесенности, русские склоняемые существительные, существительные
Рубрики: Языкознание
Грамматика
Грамматика
Аннотация: В статье констатируется отсутствие однозначной соотнесенности окончаний существительных -а/-я, -о/-е, нулевое с родом.
2. Статья из журнала
Зеленин, А. В. (доктор филологических наук).
Прием какографии при обучении орфографии: опыт европейской педагогики = Cacography in teaching orthography: European pedagogy experience / Александр Васильевич Зеленин. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 37-48. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 45-48 (29 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Прием какографии при обучении орфографии: опыт европейской педагогики = Cacography in teaching orthography: European pedagogy experience / Александр Васильевич Зеленин. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 37-48. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 45-48 (29 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Зеленин, А. В.
Ключевые слова: какография, орфография, обучение орфографии, европейская педагогика, зарубежный опыт, орфографические упражнения, виды орфографических упражнений, историография
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
История образования
Методика преподавания учебных предметов
История образования
Аннотация: Изложение хронологии появления и совершенствования приема какографии в педагогике разных стран: от его зарождения до современного состояния. Оценка и степень эффективности приема в разные периоды времени.
3. Статья из журнала
Гатауллина, А. Г. (кандидат филологических наук; Казанский (Приволжский) федеральный университет).
Особенности наименования лица в образовательной сфере в русском языке (начало XXI века) = Distinctive features of names of persons in the educational sphere of the Russian language (early 21st century) / Алсу Гайсовна Гатауллина, Регина Ренатовна Залялова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 88-101. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 100-101 (9 назв.). - рис., 3 табл.
Особенности наименования лица в образовательной сфере в русском языке (начало XXI века) = Distinctive features of names of persons in the educational sphere of the Russian language (early 21st century) / Алсу Гайсовна Гатауллина, Регина Ренатовна Залялова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 88-101. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 100-101 (9 назв.). - рис., 3 табл.
Авторы: Гатауллина, А. Г., Залялова, Р. Р.
Ключевые слова: современный русский язык, семантика, наименования лица, образовательная сфера, актуальная лексика, образовательная деятельность, наименования обучающихся, наименования обучающих, наименования руководителей, наименования педагогических должностей
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Русский язык
Аннотация: Анализ семантических и словообразовательных особенностей слов, обозначающих участников образовательного процесса: лиц, непосредственно задействованных в учебном процессе, и лиц, участвующих в организации образовательной деятельности в целом.
4. Статья из журнала
Тюрин, П. М. (кандидат филологических наук; Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)).
Описание текстовой скрепы Напротив в лексикографическом аспекте = Description of the textual staple naprotiv (on the contrary) from a lexicographic perspective / Павел Михайлович Тюрин. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 102-109. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 108-109 (13 назв.).
Описание текстовой скрепы Напротив в лексикографическом аспекте = Description of the textual staple naprotiv (on the contrary) from a lexicographic perspective / Павел Михайлович Тюрин. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 102-109. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 108-109 (13 назв.).
Авторы: Тюрин, П. М.
Ключевые слова: текстовые скрепы, тексты, внутритекстовые связи, скрепы-фразы, русский язык, слово напротив, служебные слова, лексикографическое описание, семантика текстовой скрепы, текстовая скрепа напротив
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Представлено описание текстовой скрепы напротив в лексикографическом аспекте. Актуальность данного исследования объясняется тем, что текстовые скрепы выступают одним из важнейших средств организации текста, часто являясь многофункциональными единицами, которые могут использоваться не только в тексте, но и в высказывании. Эти функции, как и сам круг подобных единиц, пока изучены недостаточно.
5. Статья из журнала
Маркина-Гурджи, М. Г. (кандидат филологических наук; Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования (г. Симферополь)).
Методологические основания и принципы работы Справочной службы русского языка в Республике Крым и образовательный потенциал рекомендуемых материалов в преподавании предмета "Русский язык" = Methodological foundations and principles of the Russian Language Reference Service in the Republic of Crimea and the educational potential of the recommended materials in teaching the subject "Russian Language" / Мария Геннадиевна Маркина-Гурджи. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 110-123. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 122-123 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 5 рис.
Методологические основания и принципы работы Справочной службы русского языка в Республике Крым и образовательный потенциал рекомендуемых материалов в преподавании предмета "Русский язык" = Methodological foundations and principles of the Russian Language Reference Service in the Republic of Crimea and the educational potential of the recommended materials in teaching the subject "Russian Language" / Мария Геннадиевна Маркина-Гурджи. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 110-123. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 122-123 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 5 рис.
Авторы: Маркина-Гурджи, М. Г.
Ключевые слова: справочные службы, грамотность, нормативность, функционализм, вариативность, современный русский язык, методики преподавания, языковая грамотность, преподавание русского языка
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Русский язык
Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Анализ деятельности Справочных служб русского языка (ССРЯ), обозначена их роль в формировании и совершенствовании языковой грамотности и описании современного состояния русского языка. Охарактеризованы отличительные особенности ССРЯ в Республике Крым, рассмотрены методологические основания, формирующие направления и принципы работы Службы. Обозначены типичные проблемы, волнующие современных носителей русского языка Крыма в области функционирования современного русского языка.
6. Статья из журнала
Калачева, И. Е. (Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)).
Методика обучения морфологии на страницах журнала "Русский язык в школе" = Methodology of teaching morphology in the pages of the journal "Russian Language at School" / Ирина Евгеньевна Калачева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 18-25. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 25 (8 назв.). - рис.
Методика обучения морфологии на страницах журнала "Русский язык в школе" = Methodology of teaching morphology in the pages of the journal "Russian Language at School" / Ирина Евгеньевна Калачева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 18-25. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 25 (8 назв.). - рис.
Авторы: Калачева, И. Е.
Ключевые слова: обучение русскому языку, обучение морфологии, преподавание русского языка, система обучения морфологии, уроки русского языка, средства обучения морфологии, приемы орфографической работы, научно-методические журналы, методика обучения морфологии
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: На материале публикаций журнала "Русский язык в школе" за 2005–2024 гг. рассматриваются вопросы, касающиеся системы обучения морфологии. Обосновано значение школьного курса морфологии для формирования представлений школьников о грамматике родного языка.
7. Статья из журнала
Бударагина, Е. И. (кандидат филологических наук; Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина).
Лексические средства создания олицетворения в лирике Влада Маленко = Lexical means of creating personification in Vlad Malenko`s lyric poetry / Елена Ивановна Бударагина, Олеся Дмитриевна Прокуророва. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 70-80. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 79-80 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Лексические средства создания олицетворения в лирике Влада Маленко = Lexical means of creating personification in Vlad Malenko`s lyric poetry / Елена Ивановна Бударагина, Олеся Дмитриевна Прокуророва. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 70-80. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 79-80 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Бударагина, Е. И., Прокуророва, О. Д.
Ключевые слова: российские поэты, современная лирика, поэтические произведения, лексические средства олицетворения, современная поэзия, олицетворение, метафоры, антропоморфизмы, субъектная организация текста, соматизмы
Рубрики: Литературоведение
Современная русская литература
Языкознание
Лингвистика текста
Современная русская литература
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Изучение лексических средств олицетворения в поэтических текстах Влада Маленко.
8. Статья из журнала
Еливанова, М. А. (кандидат филологических наук; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена).
Концепты "Семья" и "Брак" в картине мира детей разного возраста = The concepts of "Family" and "Marriage" in the world picture of children of different ages / Мария Анатольевна Еливанова, Валерия Анатольевна Семушина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 26-36. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 35-36 (18 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 2 рис.
Концепты "Семья" и "Брак" в картине мира детей разного возраста = The concepts of "Family" and "Marriage" in the world picture of children of different ages / Мария Анатольевна Еливанова, Валерия Анатольевна Семушина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 26-36. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 35-36 (18 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 2 рис.
Авторы: Еливанова, М. А., Семушина, В. А.
Ключевые слова: онтолингвистика, когнитивная лингвистика, детская речь, картина мира, концепт Семья, концепт Брак, ассоциативные эксперименты, лексема-стимул, лексема-реакция, дети, подростки
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Психолингвистика
Аннотация: Анализ структуры и содержания концептов "Брак" и "Семья" в картине мира детей, подростков, юношей и девушек в возрасте от 3 до 18 лет.
9. Статья из журнала
Левушкина, О. Н. (доктор педагогических наук; профессор; Московский педагогический государственный университет).
Исследование лингвокультурологического поля как современная лингвометодическая технология = A study of the linguocultural field as a modern linguo-methodological technology / Ольга Николаевна Левушкина, Ирина Игоревна Шеляпина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 7-17. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 16-17 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Исследование лингвокультурологического поля как современная лингвометодическая технология = A study of the linguocultural field as a modern linguo-methodological technology / Ольга Николаевна Левушкина, Ирина Игоревна Шеляпина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 7-17. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 16-17 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Левушкина, О. Н., Шеляпина, И. И.
Ключевые слова: обучение русскому языку, преподавание русского языка, языковая картина мира, исследования лингвокультурологического поля, лингвокультурологическое поле, образовательные лингвометодические технологии, лингвокультурема победа, Великая Отечественная война, уроки русского языка, старшие классы, духовно-нравственные ценности, развитие языковой личности
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Анализ потенциала понятия "лингвокультурологическое поле" в современной лингвометодике с целью формирования языковой личности обучающегося.
10. Статья из журнала
Васильева, М. Н. (кандидат филологических наук; Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа)).
Евангельские межтекстовые связи в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" = Evangelical intertextual connections in A. S. Pushkin`s novel "The Captain`s Daughter" / Марина Николаевна Васильева, Ольга Николаевна Васильева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 58-69. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 68-69 (12 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 11 табл.
Евангельские межтекстовые связи в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" = Evangelical intertextual connections in A. S. Pushkin`s novel "The Captain`s Daughter" / Марина Николаевна Васильева, Ольга Николаевна Васильева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 58-69. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 68-69 (12 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 11 табл.
Авторы: Васильева, М. Н., Васильева, О. Н.
Ключевые слова: русские писатели, повести, межтекстовые связи, цитаты, аллюзия, интертексты, литературные персонажи, Марья Миронова, христианские святые, евангельские межтекстовые связи, императрицы
Рубрики: Литературоведение
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XIX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XIX в.
Аннотация: Рассматриваются евангельские межтекстовые связи, включающие цитату и аллюзии. Материалом для исследования стало завершающее прозаическое произведение Александра Сергеевича Пушкина – повесть "Капитанская дочка", особый акцент сделан на первой и второй встречах Маши Мироновой с императрицей.
11. Статья из журнала
Галина Николаевна Владимирская (1936–2025). - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 127. - ISSN 0131-6141. - фот.
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 127. - ISSN 0131-6141. - фот.
Ключевые слова: биографии, ученые, филологи, некрологи, преподаватели
Рубрики: Языкознание
История языкознания
История языкознания
Аннотация: 28 января 2025 года ушла из жизни Галина Николаевна Владимирская - известный филолог и редактор, многолетний член редакционной коллегии журнала "Русский язык в школе".
12. Статья из журнала
Василенко, А. Г. (кандидат филологических наук; Московский педагогический государственный университет).
Время как лингвопоэтическая категория в тексте повести "Дом на набережной" Ю. В. Трифонова : (к 100-летию со дня рождения) / Анастасия Геннадьевна Василенко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 49-57, 2-3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 56-57 (16 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Время как лингвопоэтическая категория в тексте повести "Дом на набережной" Ю. В. Трифонова : (к 100-летию со дня рождения) / Анастасия Геннадьевна Василенко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 49-57, 2-3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 56-57 (16 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Василенко, А. Г.
Ключевые слова: русские писатели, повести, лингвопоэтический анализ, языковые маркеры, темпоральность, лексико-грамматические средства, категория времени, лексические средства, лингвопоэтические категории, лингвопоэтика времени
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Выявление особенностей представления времени как лингвопоэтической категории в тексте повести Юрия Валентиновича Трифонова "Дом на набережной".
13. Статья из журнала
Александр Михайлович Камчатнов (1952–2025). - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 128. - ISSN 0131-6141. - фот.
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 128. - ISSN 0131-6141. - фот.
Ключевые слова: биографии, ученые, филологи, некрологи, научная деятельность
Рубрики: Языкознание
История языкознания
История языкознания
Аннотация: Некролог замечательному русскому ученому, доктору филологических наук, профессору Александру Михайловичу Камчатнову.
14. Статья из журнала
Мокиенко, В. М. (доктор филологических наук; профессор; Санкт-Петербургский государственный университет).
[Рецензия] / Валерий Михайлович Мокиенко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 124-126. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Актуальные проблемы современной русистики: учебник и практикум для вузов / С. М. Колесникова и др. Москва: Юрайт, 2024. 635 с.
[Рецензия] / Валерий Михайлович Мокиенко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 4. - С. 124-126. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Актуальные проблемы современной русистики: учебник и практикум для вузов / С. М. Колесникова и др. Москва: Юрайт, 2024. 635 с.
Авторы: Мокиенко, В. М.
Ключевые слова: рецензии, учебники-практикумы, преподавание русского языка, вузовские учебники, современный русский язык
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование