Найдено документов - 14 | Статьи из журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 2 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2025. - 12... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Барандеев, А. В. (кандидат филологических наук; Русское географическое общество).
Этимологии столичного годонима Писцовая улица (топонимический этюд) = Etymologies of the capital`s odonym Pistsovaya ulitsa / English Pistsovaya Street (a toponymic study) / Андрей Васильевич Барандеев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 108-113. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 112-113 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Этимологии столичного годонима Писцовая улица (топонимический этюд) = Etymologies of the capital`s odonym Pistsovaya ulitsa / English Pistsovaya Street (a toponymic study) / Андрей Васильевич Барандеев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 108-113. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 112-113 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Барандеев, А. В.
Ключевые слова: этимологический метод, топонимы, топонимическая система, этимология годонимов, годонимы, урбанонимы, топонимика, картографическая атрибуция, картографические источники, этимологические версии, топонимическая реконструкция, москвоведение, столичные годонимы, годоним писцовая улица, писцовая улица
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: На основании применения этимологического метода рассмотрены четыре версии происхождения столичного годонима Писцовая улица. Критически проанализирована литература вопроса на предмет содержания в ней достоверных сведений об этимологии годонима.
2. Статья из журнала
Бусарева, С. Г-кызы (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского).
Эмодзи в разных сферах коммуникации = Emoji in different spheres of communication / Сабина Гадир-кызы Бусарева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 96-107. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 104-107 (36 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - рис.
Эмодзи в разных сферах коммуникации = Emoji in different spheres of communication / Сабина Гадир-кызы Бусарева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 96-107. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 104-107 (36 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - рис.
Авторы: Бусарева, С. Г-кызы
Ключевые слова: язык эмодзи, эмодзи, поликодовые тексты, лингвистика текста, мультимодальность, интернет-коммуникации, социальные сети, Интернет, INTERNET, эмодзи-статусы, рекламные коммуникации
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Искусственные языки
Русский язык
Искусственные языки
Аннотация: Рассматриваются поликодовые тексты, в которых содержатся эмодзи, дается характеристика структуры отдельных высказываний и определяется роль эмодзи в передаче фактуальной информации.
3. Статья из журнала
Уржа, А. В. (доктор филологических наук; профессор; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова).
Специфика введения прямой речи в романах Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого: сопоставительный анализ = Distinctive features of direct speech introduction in F. M. Dostoevsky`s and L. N. Tolstoy`s novels: a comparative analysis / Анастасия Викторовна Уржа, Цяо Ван. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 52-62. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 61-62 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл., 2 рис.
Специфика введения прямой речи в романах Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого: сопоставительный анализ = Distinctive features of direct speech introduction in F. M. Dostoevsky`s and L. N. Tolstoy`s novels: a comparative analysis / Анастасия Викторовна Уржа, Цяо Ван. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 52-62. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 61-62 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл., 2 рис.
Авторы: Уржа, А. В., Цяо Ван
Ключевые слова: русские писатели, романы, художественные тексты, сопоставительный анализ, рамка прямой речи, прямая речь, языковые средства, эмотивная плотность, стилистические особенности, частотные глаголы, поэтика романов, диалоги
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XIX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Результаты исследования, целью которого стал сопоставительный анализ семантики, прагматики, стилистических особенностей и частотности языковых средств (глаголов, существительных, а также глагольно-именных сочетаний), вводящих прямую речь в произведениях Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого. Материалом для сравнительного изучения стали романы "Преступление и наказание" и "Анна Каренина".
4. Статья из журнала
Голубева, В. К. (кандидат филологических наук; Белорусский государственный университет (г. Минск)).
Сентенциальные наречия-интерпретативы: грамматические и прагматические особенности на фоне предикативов = Sentential interpretative adverbs: grammatical and pragmatic features in contrast to predicatives / Виктория Константиновна Голубева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 74-85. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 84-85 (16 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Сентенциальные наречия-интерпретативы: грамматические и прагматические особенности на фоне предикативов = Sentential interpretative adverbs: grammatical and pragmatic features in contrast to predicatives / Виктория Константиновна Голубева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 74-85. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 84-85 (16 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Голубева, В. К.
Ключевые слова: предикативы, наречия, сентенциальные наречия, сфера действия, интерпретация, пропозиция, сентенциальные наречия-интерпретативы, грамматическая семантика, наречия на -о
Рубрики: Языкознание
Грамматика
Грамматика
Аннотация: Рассматривается функциональное взаимодействие предикативов и наречий на -о, которые формально примыкают к глаголу, но семантически характеризуют все предложение (сентенциальные наречия).
5. Статья из журнала
Олонцев, А. А. (аспирант; Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН).
Семантические изменения наречий в русском языке: лексема аккуратно (на основе корпусных данных) = Semantic changes of adverbs in Russian: the lexeme akkuratno / English neatly (a corpus-based study) / Александр Александрович Олонцев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 86-95. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 94-95 (17 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Семантические изменения наречий в русском языке: лексема аккуратно (на основе корпусных данных) = Semantic changes of adverbs in Russian: the lexeme akkuratno / English neatly (a corpus-based study) / Александр Александрович Олонцев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 86-95. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 94-95 (17 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Олонцев, А. А.
Ключевые слова: русские наречия, наречия, русский язык, лексемы, микродиахронический анализ, корпусные данные, лексема аккуратно, аккуратно, семантическая эволюция, функциональная вариативность, стилистические изменения, эволюция русских наречий, семантические изменения наречий
Рубрики: Языкознание
Грамматика
История языкознания
Грамматика
История языкознания
Аннотация: Описание семантической эволюции, функциональной вариативности и стилистических изменений наречий в русском языке в XVII–XXI вв. на примере наречия аккуратно.
6. Статья из журнала
Дунев, А. И. (кандидат филологических наук; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена).
Потенциал работы с литературной цитатой на уроках русского языка = Potential of working with literary quotations in Russian language lessons / Алексей Иванович Дунев, Екатерина Викторовна Парышева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 7-18. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 17-18 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Потенциал работы с литературной цитатой на уроках русского языка = Potential of working with literary quotations in Russian language lessons / Алексей Иванович Дунев, Екатерина Викторовна Парышева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 7-18. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 17-18 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Дунев, А. И., Парышева, Е. В.
Ключевые слова: работа с цитатой, цитаты, литературные цитаты, цитирование, текстовая деятельность, типы заданий, аксиологические свойства цитаты, функции цитаты, преподавание русского языка, обучение русскому языку, интертекстуальный тезаурус школьников
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Рассматриваются возможности работы с литературной цитатой на уроках русского языка в школе.
7. Статья из журнала
Григорьев, А. В. (доктор филологических наук; профессор; Московский педагогический государственный университет).
Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2024 году = All-Russia Olympiad in the Russian language for schoolchildren in 2024: final stage results / Андрей Владимирович Григорьев, Антонина Вячеславовна Орлова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 30-35. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 34-35 (3 назв.).
Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2024 году = All-Russia Olympiad in the Russian language for schoolchildren in 2024: final stage results / Андрей Владимирович Григорьев, Антонина Вячеславовна Орлова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 30-35. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 34-35 (3 назв.).
Авторы: Григорьев, А. В., Орлова, А. В.
Ключевые слова: русский язык, общеобразовательная школа, преподавание русского языка, обучение русскому языку, комплексные задания, предметные олимпиады, всероссийские олимпиады, олимпиады школьников, олимпиадные задания, русистика, лингвистические задачи, исследовательские навыки, эвристические задачи
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Анализ заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2024 году. Описано содержание заданий, выявлены типы заданий и принципы их решения, рассмотрена лингвистическая база, на основе которой они были составлены.
8. Статья из журнала
Левушкина, О. Н. (доктор педагогических наук; Московский педагогический государственный университет).
Научно-практическая студенческая конференция с международным участием "Научно-методический журнал "Русский язык в школе": история и современность" = Research-to-practice student conference with international participation "Scientific and methodological journal Russian language at school: History and modernity" / Ольга Николаевна Левушкина, Ирина Александровна Сунцова, Владислав Дмитриевич Янченко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 125-126. - ISSN 0131-6141.
Научно-практическая студенческая конференция с международным участием "Научно-методический журнал "Русский язык в школе": история и современность" = Research-to-practice student conference with international participation "Scientific and methodological journal Russian language at school: History and modernity" / Ольга Николаевна Левушкина, Ирина Александровна Сунцова, Владислав Дмитриевич Янченко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 125-126. - ISSN 0131-6141.
Авторы: Левушкина, О. Н., Сунцова, И. А., Янченко, В. Д.
Ключевые слова: научно-практические конференции, студенческие конференции, русский язык, научно-методические журналы, лингво-методические журналы
Рубрики: Образование. Педагогика
История образования
Средства массовой информации
Отдельные газеты и журналы
История образования
Средства массовой информации
Отдельные газеты и журналы
Аннотация: Информация о работе Научно-практической студенческой конференции с международным участием "Научно-методический журнал "Русский язык в школе": история и современность", которая состоялась в Москве 29 ноября 2024 года.
9. Статья из журнала
Никитина, Е. Н. (кандидат филологических наук; Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН).
Категория лица и семантика вводно-эмотивных слов (на примере вводных слов к удивлению, к сожалению, к несчастью) = Category of person and the semantics of emotive parentheses (on the example of the parenthetical phrases k udivleniyu, k sozhaleniyu, k neschast`yu / English surprisingly, regrettably, unfortunately) / Елена Николаевна Никитина, Надежда Константиновна Онипенко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 63-73. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 72-73 (11 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Категория лица и семантика вводно-эмотивных слов (на примере вводных слов к удивлению, к сожалению, к несчастью) = Category of person and the semantics of emotive parentheses (on the example of the parenthetical phrases k udivleniyu, k sozhaleniyu, k neschast`yu / English surprisingly, regrettably, unfortunately) / Елена Николаевна Никитина, Надежда Константиновна Онипенко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 63-73. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 72-73 (11 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Никитина, Е. Н., Онипенко, Н. К.
Ключевые слова: вводно-эмотивные слова, категория лица, категория времени, эмотивный модус, синтаксический нуль, вводные слова, речь, нарративы, русский язык, прагматика, семантика, синтаксическая категория лица, эмотивные вводные слова, к удивлению, к сожалению, к несчастью
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Рассматриваются семантические возможности синтаксической категории лица в составе вводных конструкций, вербализующих эмотивный модус. В результате сравнительного анализа трех вводных слов, образованных на базе субстантивной формы К + Дательный падеж (к удивлению, к сожалению, к несчастью), устанавливается зависимость их сочетаемостных свойств от семантических особенностей: 1) от их семантической гибридности (наличия в семантике не только модусной, но и диктальной составляющей) ; 2) от семантической разновидности модусной составляющей (собственно-эмотивной, эмотивно-речевой и эмотивно-оценочной).
10. Статья из журнала
Кезина, С. В. (доктор филологических наук; профессор; Пензенский государственный университет).
Историко-лингвистический анализ фактов русского языка на современном этапе филологического образования = Historical linguistic analysis of russian language facts at the present stage of philological education / Светлана Владимировна Кезина, Инесса Геннадьевна Родионова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 19-29. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 29 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Историко-лингвистический анализ фактов русского языка на современном этапе филологического образования = Historical linguistic analysis of russian language facts at the present stage of philological education / Светлана Владимировна Кезина, Инесса Геннадьевна Родионова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 19-29. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 29 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Кезина, С. В., Родионова, И. Г.
Ключевые слова: преподавание русского языка, обучение русскому языку, старшие классы, оригинальные древнерусские тексты, славистические материалы, культурная значимость слова, аксиологический подход, фундаментальность филологического образования, русский язык, филологическое образование, ранние источники, историко-лингвистический анализ
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Определение основных направлений совершенствования историко-лингвистического анализа фактов русского языка. Предложены способы их реализации.
11. Статья из журнала
Ерохина, Е. Л. (доктор филологических наук; профессор; Московский педагогический государственный университет).
Живое слово – ключ к диалогу и взаимопониманию = The living word: The key to dialogue and mutual understanding (to the 100th anniversary of the birth of Professor T. A. Ladyzhenskaya) : (к 100-летию со дня рождения профессора Т. А. Ладыженской) / Елена Ленвладовна Ерохина, Зоя Ивановна Курцева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 36-42. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 42 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Живое слово – ключ к диалогу и взаимопониманию = The living word: The key to dialogue and mutual understanding (to the 100th anniversary of the birth of Professor T. A. Ladyzhenskaya) : (к 100-летию со дня рождения профессора Т. А. Ладыженской) / Елена Ленвладовна Ерохина, Зоя Ивановна Курцева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 36-42. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 42 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Ерохина, Е. Л., Курцева, З. И.
Ключевые слова: педагоги, филологи, научное наследие, коммуникативное развитие, нравственное воспитание, коммуникативно-речевые умения, система обучения сочинениям, риторика общения, развитие устной речи
Рубрики: История языкознания
Языкознание
Образование. Педагогика
История образования
Языкознание
Образование. Педагогика
История образования
Аннотация: Характеристика научного наследия профессора Таисы Алексеевны Ладыженской, выдающегося российского методиста, доктора педагогических наук, профессора, автора учебников для школы и вуза. Рассматриваются основные аспекты разработанной Ладыженской методики развития устной речи учащихся и обучения сочинению, подчеркивается принцип системности и последовательности как концептуальная основа формирования коммуникативно-речевых умений учащихся.
12. Статья из журнала
Алла Федоровна Прияткина (1926–2025). - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 127-128. - ISSN 0131-6141. - фот.
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 127-128. - ISSN 0131-6141. - фот.
Ключевые слова: биографии, ученые, лингвисты-русисты, некрологи, научная деятельность
Рубрики: Языкознание
История языкознания
История языкознания
Аннотация: 13 января 2025 года ушла из жизни доктор филологических наук, профессор Алла Федоровна Прияткина, всю свою жизнь посвятившая изучению и преподаванию русского языка.
13. Статья из журнала
Аксиологическое измерение концепта "Россия" в ситуации самоидентификации личности (по данным ценностных суждений студентов-луганчан, 2017–2023 гг.) = Axiological dimension of the concept of "Russia" in the context of personal self-sdentification (based on value judgments of students from Luhansk, 2017–2023) / Лариса Георгиевна Викулова, Евгения Федоровна Серебренникова, Инна Михайловна Петрова, Ирина Александровна Соболева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 114-124. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 122-124 (16 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 114-124. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 122-124 (16 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Викулова, Л. Г., Серебренникова, Е. Ф., Петрова, И. М., Соболева, И. А.
Ключевые слова: концепты, оценочные высказывания, рефлексивно-оценочный дискурс, фреймовое моделирование, лингвоаксиология, идентичность, эмпатия, концепт Россия, самоидентификация личности, самоидентификация студентов, дерусификация регионов, образ России, лексемы
Рубрики: Языкознание
Социолингвистика
Социология
Социология общества
Социолингвистика
Социология
Социология общества
Аннотация: Изучение аксиологических аспектов российской самоидентификации студентов Луганского государственного педагогического университета вопреки дерусификации региона при украинской власти.
14. Статья из журнала
Романов, Д. А. (доктор филологических наук; профессор; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого).
"Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" Д. И. Фонвизина: лингвостилистический очерк : (к 280-летию со дня рождения) / Дмитрий Анатольевич Романов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 43-51, 2-3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 50-51 (12 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
"Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" Д. И. Фонвизина: лингвостилистический очерк : (к 280-летию со дня рождения) / Дмитрий Анатольевич Романов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 2. - С. 43-51, 2-3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 50-51 (12 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Романов, Д. А.
Ключевые слова: русские писатели, автобиографические повести, художественные тексты, лингвостилистика, языковая динамика, лексика, архаика, поэтизм, синтаксис, риторические приемы, порядок слов, галлицизмы, сентиментализм, новообразования, ирония
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XVIII в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XVIII в.
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Последнее произведение Фонвизина "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (опубликовано в 1798 г. ) обобщает лингвостилистический опыт всего его творчества. Итоговый характер, весомые художественные достоинства и недостаточная исследованность этого текста обусловливают пристальное внимание к нему современной филологии.