Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Иванушкин, А. С. (Школа № 6, Жуковский).
Экономические отношения СССР и Сирии (1970-1991 годы) в советской историографии = Economic relations between the USSR and Syria (1970-1991) in Soviet historiography / А. С. Иванушкин. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 76-78. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Иванушкин, А. С.
Ключевые слова: экономические отношения, экономические связи, советско-сирийские отношения, сирийско-советские отношения, советская историография
Рубрики: История
История России и СССР (октябрь 1917 - 1991 г.)
Аннотация: Развитие сирийско-советских экономических связей в советской историографии. Выделены преимущества и недостатки в освещении этих связей.
2. Статья из журнала
bookCover
Мещенина, А. А. (Санкт-Петербургский государственный университет).
Художественный образ князя Александра Невского в олимпиадных заданиях по истории = Artistic image of prince Alexander Nevsky in the olympiad tasks on history / А. А. Мещенина, Р. А. Соколов. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 50-58 [1-4-я с. цв. вкл.]. - Ненумер. цв. вкл. между 40-41 с. - Библиогр. в примеч. - ил.
Авторы: Мещенина, А. А., Соколов, Р. А.
Ключевые слова: древнерусские князья, художественный образ, олимпиадные задания, задания по истории, визуальные источники, Ледовое побоище, историческая живопись, образ Александра Невского
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
История
Россия в IX - XVII вв.
Аннотация: Анализируются письменные задания, предлагаемые школьникам на предметных олимпиадах по истории, где образ князя Александра Невского использован в различных художественных воплощениях. Авторы обращают внимание на то, что при подготовке к такого рода конкурсам зачастую необходимо не только знание фактологии, но и умение мыслить логически, способность интуитивно понять, что подразумевает правильный ответ исходя из общего представления о событиях и персоналиях, а также на основе анализа текста задания и сопроводительного материала.
3. Статья из журнала
bookCover
Никитина, А. А. (Музей христианского искусства "Церковно-археологический кабинет", Сергиев Посад).
Формирование системы государственного контроля в сфере охраны памятников: вклад П. П. Покрышкина = Formation of the system of state control in the sphere of protection of monuments: the contribution of P. P. Pokryshkin / А. А. Никитина. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 70-75. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Никитина, А. А.
Ключевые слова: государственный контроль, система государственного контроля, охрана памятников истории, охрана памятников архитектуры, учет памятников, архитекторы, реставраторы, административная деятельность, общественная деятельность, законопроекты, законодательство
Рубрики: Охрана памятников природы, истории и культуры
Общие вопросы охраны памятников природы, истории и культуры
Аннотация: Вклад архитектора-реставратора П. П. Покрышкина в создание централизованной системы государственного контроля за сохранением объектов культурного наследия, обсуждение и составление соответствующих законопроектов, организацию учета отечественного историко-культурного наследия. Основными методами исследования являются документальный анализ, базирующийся на изучении архивных документов, хронологический, историко-сравнительный и ретроспективный методы. С опорой на эти методы была проведена комплексная историческая реконструкция административной и общественной деятельности П. П. Покрышкина в годы его службы в Императорской археологической комиссии с акцентом на его вклад в организацию деятельности дореволюционной системы охраны памятников.
4. Статья из журнала
bookCover
Даноян, В. Л. (МИРЭА - Российский технологический университет).
Формирование новой системы местного управления в Нижнем Новгороде в XVI-XVII веках = Formation of a new system of local government in Nizhny Novgorod in the 16th-17th centuries / В. Л. Даноян. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 39-42. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Даноян, В. Л.
Ключевые слова: местное управление, городское местное управление, система местного управления, органы государственного управления, реформы местного управления, наместничество, воеводское управление, воеводы, приказные люди, приказные дьяки, губные грамоты, губные старосты
Рубрики: История
Россия в IX - XVII вв.
Аннотация: Изучается государственная деятельность, направленная на реформирование органов городского местного управления в XVI-XVII вв. на примере Нижнего Новгорода.
5. Статья из журнала
bookCover
Гордина, Е. Д. (Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева).
Трансформация курса "История России" в техническом вузе в современных условиях: качественно-количественная характеристика динамики преподавания = Transformation of the course "History of Russia" at a technical university in modern conditions: qualitative and quantitative characteristics of teaching dynamics / Е. Д. Гордина, А. В. Крылова. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 33-38. - Библиогр. в примеч. - табл.
Авторы: Гордина, Е. Д., Крылова, А. В.
Ключевые слова: учебные курсы, курсы истории, технические вузы, неисторические специальности, история России, входное тестирование, итоговые опросы, опыт преподавания, концепции преподавания истории, преподавание истории, семестровый формат, учебно-методические комплексы, учебники истории, мониторинг
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Обобщен опыт преподавания курса "История России" в двухсеместровом формате с применением тех нововведений, которые предусматривает Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки и Учебно-методический комплекс дисциплины, разработанные Министерством науки и высшего образования РФ.
6. Статья из журнала
bookCover
Масюкова, Н. Г. (Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования).
Разработка государственных учебников по региональной истории для V-VII классов = Development of state textbooks on regional history for grades 5-7 / Н. Г. Масюкова. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 3-8. - Библиогр. в примеч. - рис.
Авторы: Масюкова, Н. Г.
Ключевые слова: региональная история, государственные учебники, разработка учебников, учебники истории, школьные учебники, 5 класс, 6 класс, 7 класс, история регионов, регионы, межрегиональные конференции, история родного края
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Рассматриваются итоги Межрегиональной конференции "Разработка государственных учебников по региональной истории", проведенной Российским военно-историческим обществом в декабре 2024 года в г. Казань. Представлен опыт Ставропольского края по подготовке учебников региональной истории.
7. Статья из журнала
bookCover
Ефименко, М. Н. (Оренбургский государственный педагогический университет).
Проект концепции преподавания дисциплины "История нашего края" в Оренбургской области = The project of the concept of teaching the discipline "History of our land" in the Orenburg region / М. Н. Ефименко, Е. В. Годовова, С. В. Любичанковский. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 13-21. - табл.
Авторы: Ефименко, М. Н., Годовова, Е. В., Любичанковский, С. В.
Ключевые слова: учебные дисциплины, концепции преподавания, проекты концепций, история регионов, регионы, региональная история, история родного края, 5 класс, 6 класс, 7 класс, тематическое планирование
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Представлен проект концепции преподавания дисциплины "История нашего края" в Оренбургской области. Проект состоит из введения, тематического планирования, планируемых результатов освоения учебной дисциплины. Он может быть использован как основа для разработки аналогичных концепций в разных субъектах Российской Федерации.
8. Статья из журнала
bookCover
Алексашкина, Л. Н. (Центр социально-гуманитарного общего образования им. Л. Н. Боголюбова).
Познавательные задачи на уроках истории = Cognitive tasks in history lessons / Л. Н. Алексашкина. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 43-49. - Библиогр. в примеч. - табл.
Авторы: Алексашкина, Л. Н.
Ключевые слова: уроки истории, познавательные задачи, деятельностный подход, планирование уроков, всеобщая история, история России, 8 класс, 10 класс
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Приводится детальный разбор использования познавательных задач на уроках истории, использование которых педагогом помогает обучающемуся лучше освоить и осмыслить исторический материал, развить умение вести совместную работу, представлять ее результаты, участвовать в обсуждениях, определять и аргументировать свое мнение. Даются развернутые примеры по классам.
9. Статья из журнала
bookCover
Баринова, И. И. (Московский государственный педагогический университет).
О роли коммуникативно-диалоговых технологий в развитии личности школьника = On the role of communication and dialogue technologies in the development of a student's personality / И. И. Баринова. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 67-69. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Баринова, И. И.
Ключевые слова: коммуникативно-диалоговые технологии, школьники, развитие личности школьников, диалоговые технологии, педагогические технологии, качество образования, развитие речи
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Влияние диалоговых технологий на качество образования, развитие личности школьников, культуры речи и общения.
10. Статья из журнала
bookCover
Огоновская, И. С. (Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина).
Испытание учебником истории СССР: тринадцатилетний путь авторского коллектива В. Д. Есакова, Ю. С. Кукушкина, А. П. Ненарокова = USSR history textbook test: thirteen-year journey of the author team V. D. Esakov, Yu. S. Kukushkin, A. P. Nenarokov / И. С. Огоновская. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 22-32. - Библиогр. в примеч. - фот.
Авторы: Огоновская, И. С.
Ключевые слова: учебники истории, авторские коллективы, историки, история СССР, развитой социализм, перестройка, школьные учебники, 10 класс
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
История образования
Аннотация: Автор статьи рассматривает проблему подготовки и издания школьных учебников истории СССР в периоды так называемого развитого социализма и перестройки; показывает трудности авторского коллектива в составе В. Д. Есакова, Ю. С. Кукушкина, А. П. Ненарокова в работе над учебником для X класса; выясняет причины долгого пути авторов к изданию своего труда; сравнивает учебные издания доперестроечного и перестроечного периодов; делает выводы о вкладе авторского коллектива под руководством Ю. С. Кукушкина в разработку новой структуры и содержание учебника истории СССР XX в.
11. Статья из журнала
bookCover
Любичанковский, С. В. (Оренбургский государственный педагогический университет).
Введение обязательной дисциплины "История нашего края" и ключевые проблемы ее преподавания = Introduction of the compulsory discipline "History of our region" and key problems of its teaching / С. В. Любичанковский. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 9-12. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Любичанковский, С. В.
Ключевые слова: учебные дисциплины, проблемы преподавания, история регионов, регионы, региональная история, дискуссии, история родного края
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Предложен обзор всероссийской дискуссии по проблемам преподавания дисциплины "История нашего края", которая состоялась в Оренбурге в апреле 2024 год. Рассмотрено отношение участников к пяти основным проблемам: нужен ли в современной российской школе обязательный урок истории родного края; каков должен быть оптимальный объем отдельной дисциплины "История нашего края" в современной школе и в каких классах ее нужно преподавать; какова должна быть структура курса истории родного края с учетом необходимости увязки этого вопроса с общероссийской историей; каковы гарантии и механизмы недопущения поощрения развития региональной идентичности в ущерб общероссийской в рамках преподавания дисциплины "История нашего края".
12. Статья из журнала
bookCover
Попович, Д. С.
Вариант возможного учебного пособия по истории Омской области = A possible version of a teaching aid on the history of the Omsk region / Д. С. Попович. - Текст : электронный
// Преподавание истории в школе. - 2025. - № 3. - С. 59-66. - Библиогр. в примеч. - табл.
Авторы: Попович, Д. С.
Ключевые слова: учебные пособия, модели учебных пособий, история регионов, регионы, региональная история
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: В России набирает силу тенденция на создание учебников по истории отдельных регионов. Предлагается модель возможного учебного пособия по истории Омской области в соответствии с современными требованиями образования.