Найдено документов - 13 | Статьи из журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 1 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2025. - 12... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Селифонова, Е. Д. (кандидат филологических наук; Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского).
Феномен "крепкая семья" в русской языковой картине мира: корпусное исследование = The "strong family" phenomenon in the Russian linguistic picture of the world: a corpus study / Елена Дмитриевна Селифонова, Лариса Аркадьевна Слепцова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 100-110. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 109-110 (12 назв.). - рис., табл.
Феномен "крепкая семья" в русской языковой картине мира: корпусное исследование = The "strong family" phenomenon in the Russian linguistic picture of the world: a corpus study / Елена Дмитриевна Селифонова, Лариса Аркадьевна Слепцова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 100-110. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 109-110 (12 назв.). - рис., табл.
Авторы: Селифонова, Е. Д., Слепцова, Л. А.
Ключевые слова: семья, крепкая семья, национальные культурные ценности, языковая картина мира, корпусные исследования, модель крепкой семьи, общественное сознание, семантика слова семья
Рубрики: Языкознание
Социолингвистика
Социолингвистика
Аннотация: Рассматривается феномен "семья" в одном из его проявлений – "крепкая семья" – как центральный фрагмент русской языковой картины мира, приобретающий особую значимость в контексте сохранения национальных культурных ценностей. Прослеживается взаимосвязь между историческими событиями и изменением уровня общественного интереса к феномену "крепкая семья", анализируется семантический диапазон данного понятия.
2. Статья из журнала
Лебедев, А. А. (кандидат филологических наук; Петрозаводский государственный университет (Карелия)).
Стихотворный синтаксис Феофана Прокоповича: конструкции с коннектором аще = Poetic syntax of Theofan Prokopovich: constructions with the connector ashche (English if) / Александр Александрович Лебедев, Наталья Викторовна Патроева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 89-99. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 98-99 (17 назв.).
Стихотворный синтаксис Феофана Прокоповича: конструкции с коннектором аще = Poetic syntax of Theofan Prokopovich: constructions with the connector ashche (English if) / Александр Александрович Лебедев, Наталья Викторовна Патроева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 89-99. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 98-99 (17 назв.).
Авторы: Лебедев, А. А., Патроева, Н. В.
Ключевые слова: русские писатели, риторика, трагикомедии, ораторская проза, стихотворный синтаксис, коннектор аще, аще, силлабическая поэзия, стихотворные произведения, поэтическое творчество, стихотворения, поэмы, поэтический синтаксис
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XVIII в.
Языкознание
Лингвистика текста
Поэтика
Русская литература XVIII в.
Языкознание
Лингвистика текста
Поэтика
Аннотация: Анализ конструкций с союзом аще в стихотворениях Феофана Прокоповича, а также – в сопоставительном плане – в ораторской прозе ритора Петровского периода, в поэзии его предшественников, современников и авторов последующего периода.
3. Статья из журнала
Кустова, Г. И. (доктор филологических наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН; Московский педагогический государственный университет).
Синтаксическая концепция Л. Ю. Максимова / Галина Ивановна Кустова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - 2-я с. обл., с. 111-121. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 120-121 (12 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Синтаксическая концепция Л. Ю. Максимова / Галина Ивановна Кустова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - 2-я с. обл., с. 111-121. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 120-121 (12 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Кустова, Г. И.
Ключевые слова: научное наследие, синтаксические теории, синтаксис, сложные предложения, придаточные предложения, корреляты, структурные типы коррелятов, изъяснительные предложения, определительные предложения, приместоименные предложения, педагогическая деятельность, научные труды
Рубрики: Языкознание
История языкознания
История языкознания
Аннотация: О научном наследии доктора филологических наук, профессора Леонарда Юрьевича Максимова. Анализируется синтаксическая теория ученого и исторический контекст ее формирования: научные представления о сложном предложении 60–70-х гг. 20 века, взгляды предшественников и современников.
4. Статья из журнала
Сергиевская, Л. А. (доктор филологических наук; профессор; Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина).
Семантизация префиксов: способы и функции = Semantisation of prefixes: methods and functions (based on Russian poetry) : (на материале русской поэзии) / Любовь Алексеевна Сергиевская, Лариса Николаевна Федосеева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 72-79. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 78-79 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч примеч.
Семантизация префиксов: способы и функции = Semantisation of prefixes: methods and functions (based on Russian poetry) : (на материале русской поэзии) / Любовь Алексеевна Сергиевская, Лариса Николаевна Федосеева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 72-79. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 78-79 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч примеч.
Авторы: Сергиевская, Л. А., Федосеева, Л. Н.
Ключевые слова: префиксы, способы семантизации, функции префиксов, русская поэзия, русский язык, семантизация префиксов, семантизация префиксальных морфем, префиксальные морфемы
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Цель исследования – охарактеризовать достаточно сложный и в то же время малоизученный феномен в русском языке – семантизацию префиксальных морфем.
5. Статья из журнала
Архипова, Е. В. (доктор педагогических наук; профессор; Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина).
Проблемы и перспективы обучения лексике русского языка в первой четверти XXI века = Issues and prospects of teaching Russian vocabulary in the first quarter of the 21st century / Елена Викторовна Архипова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 30-39. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 39 (6 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Проблемы и перспективы обучения лексике русского языка в первой четверти XXI века = Issues and prospects of teaching Russian vocabulary in the first quarter of the 21st century / Елена Викторовна Архипова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 30-39. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 39 (6 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Архипова, Е. В.
Ключевые слова: преподавание русского языка, обучение русскому языку, русский язык, методика обучения лексике, когнитивно-прагматический подход, способы толкования значения слов, дискурсивно-логическое мышление, градуальная система упражнений, изучение лексикологии, научное наследие, уроки русского языка, толкование значения слов
Рубрики: Образование. Педагогика
История образования
История образования
Аннотация: Рассматриваются актуальные проблемы изучения лексикологии на уроках русского языка в современной школе и определяются перспективы развития методики лексикологии в XXI веке с использованием метода теоретического анализа научного наследия Михаила Трофимовича Баранова.
6. Статья из журнала
Шелякина, В. В. (Московский педагогический государственный университет).
Поэтика экспрессионизма в рассказе В. М. Гаршина "Красный цветок": лингвостилистический анализ = Poetics of expressionism in V. M. Garshin`s short story "A Red Flower": linguostylistic analysis (to the 170th anniversary of the birth) : (к 170-летию со дня рождения) / Валерия Владимировна Шелякина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 60-71. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 69-71 (29 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Поэтика экспрессионизма в рассказе В. М. Гаршина "Красный цветок": лингвостилистический анализ = Poetics of expressionism in V. M. Garshin`s short story "A Red Flower": linguostylistic analysis (to the 170th anniversary of the birth) : (к 170-летию со дня рождения) / Валерия Владимировна Шелякина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 60-71. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 69-71 (29 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Шелякина, В. В.
Ключевые слова: русские писатели, рассказы, лингвостилистический анализ, экспрессионизм, поэтика экспрессионизма, экспрессионистская литература, языковые средства интенсификации, русский литературный экспрессионизм
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XIX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Исследуется текст автобиографического рассказа Всеволода Михайловича Гаршина "Красный цветок" в аспекте соответствия его тенденциям экспрессионизма.
7. Статья из журнала
Альбрехт, Ф. Б. (кандидат филологических наук; Литературный институт имени А. М. Горького; Московский государственный лингвистический университет; Московский педагогический государственный университет).
Отступления от стандартного морфологического варьирования = Deviations from standard morphological variation (using the verb yezdit` (English go, drive) as an example) : (на примере глагола ездить) / Федор Борисович Альбрехт. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 80-88. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 87-88 (13 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 4 табл.
Отступления от стандартного морфологического варьирования = Deviations from standard morphological variation (using the verb yezdit` (English go, drive) as an example) : (на примере глагола ездить) / Федор Борисович Альбрехт. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 80-88. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 87-88 (13 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 4 табл.
Авторы: Альбрехт, Ф. Б.
Ключевые слова: глаголы, спряжение глаголов, глаголы второго спряжения, морфологическое варьирование, классы глаголов, глагольные спряжения, ездить, глаголы II спряжения, глаголы 2 спряжения, сербские глаголы, спряжение сербских глаголов, словенские глаголы, спряжение словенских глаголов
Рубрики: Языкознание
Славянские языки
Грамматика
Русский язык
Славянские языки
Грамматика
Русский язык
Аннотация: Рассматривается нестандартное морфологическое варьирование глагола ездить, традиционно принадлежащего 4а классу (II спряжение).
8. Статья из журнала
Васильева, Н. В. (кандидат педагогических наук; Забайкальский государственный университет (г. Чита)).
Особенности обучения школьников цифровому чтению в контексте культуроориентированной лингвометодики = Specific features of teaching digital reading to school students in the context of culture-oriented linguistic methodology / Наталья Владимировна Васильева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 20-29. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 28-29 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Особенности обучения школьников цифровому чтению в контексте культуроориентированной лингвометодики = Specific features of teaching digital reading to school students in the context of culture-oriented linguistic methodology / Наталья Владимировна Васильева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 20-29. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 28-29 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Авторы: Васильева, Н. В.
Ключевые слова: обучение русскому языку, преподавание русского языка, электронные гипертексты, культуроориентированная лингвометодика, уроки русского языка, текстоцентрический подход, цифровое чтение, обучение цифровому чтению
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Выявление особенностей обучения школьников цифровому чтению в контексте культуроориентированной лингвометодики.
9. Статья из журнала
Мишатина, Н. Л. (доктор педагогических наук; профессор).
Методические маршруты лингвокультурологии: нарративное измерение ценностей = Methodological routes of linguoculturology: narrative dimension of values / Наталья Львовна Мишатина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 7-19. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 17-19 (17 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 3 табл.
Методические маршруты лингвокультурологии: нарративное измерение ценностей = Methodological routes of linguoculturology: narrative dimension of values / Наталья Львовна Мишатина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 7-19. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 17-19 (17 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 3 табл.
Авторы: Мишатина, Н. Л.
Ключевые слова: методическая лингвоконцептология, преподавание русского языка, обучение русскому языку, аксиологическая лингвонарратология, жанры речи, сюжетный мотив, аксиологические ситуации, лингвокультурология, школьное языковое образование, аксиогенные ситуации стыда, лингвокультурный концепт, нарративное измерение ценностей
Рубрики: Языкознание
Методология языкознания
Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методология языкознания
Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Рассматриваются три направления развития лингвокультурологии – изучение концептов, типажей и сюжетов – применительно к методической науке. Представлена обновленная модель изучения лингвокультурного концепта в школьном языковом образовании.
10. Статья из журнала
Романичева, Е. С. (кандидат педагогических наук; Московский государственный педагогический университет).
М. А. Рыбникова: работа над языком художественного произведения : (к 140-летию со дня рождения) / Елена Станиславовна Романичева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 40-48. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 47-48 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
М. А. Рыбникова: работа над языком художественного произведения : (к 140-летию со дня рождения) / Елена Станиславовна Романичева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 40-48. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 47-48 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Романичева, Е. С.
Ключевые слова: преподавание литературы, обучение литературе, литература, художественные произведения, наблюдения над языком, история литературы, литературное чтение, язык художественного произведения, педагоги, научное наследие, методисты, методическое наследие, научно-методические труды, стилистические упражнения, уроки литературы
Рубрики: Образование. Педагогика
История образования
История языкознания
Языкознание
История образования
История языкознания
Языкознание
Аннотация: Несмотря на то что имя Марии Александровны Рыбниковой стало знаковым для методической науки, ее ранние работы, в первую очередь "Работа словесника в школе" и "Книга о языке", практически не известны учителю-словеснику. Между тем именно в них описана методика работы над языком художественного произведения, которую М. А. Рыбникова считала важнейшей частью своей методической системы.
11. Статья из журнала
Бобылев, Б. Г. (доктор педагогических наук; кандидат филологических наук; магистр богословия).
Лингвоэстетический анализ басни И. А. Крылова "Мор зверей": ритмо-смысловой аспект : (к 255-летию со дня рождения) / Борис Геннадьевич Бобылев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 49-59, 3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 57-59 (28 назв.). - табл.
Лингвоэстетический анализ басни И. А. Крылова "Мор зверей": ритмо-смысловой аспект : (к 255-летию со дня рождения) / Борис Геннадьевич Бобылев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 49-59, 3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 57-59 (28 назв.). - табл.
Авторы: Бобылев, Б. Г.
Ключевые слова: басни, анализ басен, лингвоэстетический анализ басни, вольный ямб, ритмо-смысловой анализ, русские поэты, строфоид, сюжет, образ автора, иронический подтекст, ритмические средства
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XIX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Анализируется одна из наиболее известных басен Ивана Андреевича Крылова "Мор зверей", которая до этого не подвергалась комплексному лингвоэстетическому анализу. В ходе разбора используются методы замедленного чтения, ритмо-смыслового анализа, метод "опорных точек", метод герменевтического круга.
12. Статья из журнала
Макшанцева, Н. В. (доктор педагогических наук; профессор; Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова).
VIII Международный научный симпозиум "Русская грамматика в динамике" / Наталия Вениаминовна Макшанцева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 125-128. - ISSN 0131-6141.
VIII Международный научный симпозиум "Русская грамматика в динамике" / Наталия Вениаминовна Макшанцева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 125-128. - ISSN 0131-6141.
Авторы: Макшанцева, Н. В.
Ключевые слова: международные научные симпозиумы, научные симпозиумы, русская грамматика, ученые, филологи, русский язык
Рубрики: Языкознание
Грамматика
Общее языкознание
Грамматика
Общее языкознание
Аннотация: Краткая информация о работе 8 Международного научного симпозиума "Русская грамматика в динамике", который проходил 9-13 октября 2024 года в Нижнем Новгороде.
13. Статья из журнала
Алексеев, А. В. (доктор филологических наук; Московский городской педагогический университет).
[Рецензия] / Александр Валерьевич Алексеев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 122-124. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Профессор Игорь Георгиевич Добродомов: научная деятельность, хронологический указатель трудов / ответственный редактор А. М. Камчатнов. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2024. - 88 с.
[Рецензия] / Александр Валерьевич Алексеев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2025. - Т. 86, № 1. - С. 122-124. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Профессор Игорь Георгиевич Добродомов: научная деятельность, хронологический указатель трудов / ответственный редактор А. М. Камчатнов. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2024. - 88 с.
Авторы: Алексеев, А. В.
Ключевые слова: рецензии, лингвисты, библиографические сборники, ученые, научная деятельность, научные труды, хронологические указатели трудов, научное наследие
Рубрики: Языкознание
История языкознания
История языкознания