Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Валуева, Е. А. (кандидат психологических наук; научный сотрудник; Институт психологии РАН).
Эффект инкубации при решении анаграмм и дивергентных задач: проверка предсказаний модели осознания / Е. А. Валуева. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 76-84. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 83-84 (12 назв.). - References in Russian: с. 84 (4 names). - a-табл.
Авторы: Валуева, Е. А.
Ключевые слова: активация, анаграммы, инкубационный эффект, инкубация, модель осознания, неосознаваемое решение, решение задач, тесты
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: В статье представлены результаты двух исследований, направленных на изучение эффекта инкубации при решении конвергентных (анаграммы) и дивергентных (тест "Необычное использование") задач. Этот эффект заключается в том, что перерыв в работе над задачей приводит к более успешному решению по сравнению с непрерывной работой. Традиционные теории объясняют данный феномен либо бессознательной работой, либо забыванием фиксаций на неверных ответах. Результаты наших предыдущих исследований показывают, что непосредственно в процессе инкубации не происходит изменения активации элементов, связанных с решением. В связи с этим была предложена модель осознания, которая предполагает, что имплицитное решение формируется на бессознательном уровне до инкубации, а сам перерыв способствует осознанию этого решения. В первом исследовании были использованы анаграммы с двумя вариантами ответов. У испытуемых создавалась фиксация на одном варианте ответа, и предлагалось найти второй. Было показано, что инкубационный эффект наблюдается для анаграмм только с двумя решениями, но не с одним вариантом ответа. Во втором исследовании с помощью процедуры предварительного решения анаграмм экспериментатор активировал у испытуемых два типа ответов на тест "Необычное использование": близкие ассоциации и далекие. С помощью близких ассоциаций создавалась фиксация на наиболее распространенных способах использования предмета (в нашем исследовании - спички), с помощью далеких - предактивация очень редких решений, и предполагалось, что именно они будут "вызревать" в процессе инкубации. Результаты показали: инкубационный эффект наблюдается именно для далеких ассоциаций, а это соответствует модели осознания. Настоящая работа вносит вклад в понимание когнитивных процессов, связанных с креативностью и решением задач.
2. Статья из журнала
bookCover
Васюкова, Е. Е. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Эвристическая функция вопроса в мышлении шахматиста / Е. Е. Васюкова, О. В. Митина. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 53-65. - ISSN 0042-8841. - Прил.: с. 64-65. - Библиогр.: с. 62-63 (17 назв.). - References in Russian: с. 63 (17 names). - a-табл.
Авторы: Васюкова, Е. Е., Митина, О. В.
Ключевые слова: виды вопросов, возраст, коэффициент Эло, мышление шахматистов, пол, шахматисты, шахматная квалификация, шахматные игры, эвристика
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Рассмотрены проблема эвристик в психологии мышления и вклад школы О. К. Тихомирова в их изучение. Отмечена связь этих эвристик с возникающими в процессе решения задач вопросами и выделены направления исследования последних. Сделан вывод о недостаточной изученности видов и функций вопросов в мышлении. Целью исследования явилось определение структуры пространства вопросов в мыслительной деятельности шахматиста, а также их эвристического потенциала. Шахматисты (19 женщин, 52 мужчины) разной квалификации и возраста оценивали частоту возникновения у них во время игры вопросов, перечень которых был составлен на основе анализа литературы и бесед с мастерами в области шахмат, гроссмейстерами, тренерами. Была выявлена трехфакторная структура пространства вопросов: вопросы об игре соперника, о собственной игре и ее условиях, о генерируемых в игре идеях (замыслах, мыслях о возможных действиях), с одной стороны, и об актуальной позиции в игре - с другой. Эта структура отражает диалогическую природу шахматной игры и представления о шахматах как интеллектуальном искусстве, в основе которого лежит идея. Анализ данных показал, что шахматисты почти всегда задают вопрос "Как соперник сыграет в ответ на мой ход? ". Этот вопрос содержит ориентацию на Другого, включает речь Другого в собственную речь, является проявлением внутреннего диалога. Анализируя семантику важных вопросов, возникающих у шахматистов разного возраста и квалификации с различной частотой, можно классифицировать эти вопросы по их роли в мышлении, функции: оценочные, целевые, каузальные, прогностические и контрольные. Женщины чаще задают себе стратегические вопросы, которые по типу решаемых задач противопоставляются тактическим. Вопросы, задаваемые себе шахматистами во время игры, не случайны, их смысловое пространство имеет трехфакторную структуру. Вопросы обладают эвристическим потенциалом. Их эвристическая функция состоит в сужении поиска и его регуляции: ключевые вопросы отражают сущность шахматной игры и придают мышлению определенную направленность. В структуре пространства вопросов, задаваемых шахматистами во время игры, отражаются не только ее сущность, но и их специфика: обращенность к другому и поисковая направленность.
3. Статья из журнала
bookCover
Роль ассоциативной памяти в обучении с вероятностным денежным подкреплением у подростков 12-15 лет / Г. Л. Козунова, Б. В. Чернышев, К. И. Пульцина, Т. А. Строганова. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 93-101. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 101 (8 назв.). - a-граф.
Авторы: Козунова, Г. Л., Чернышев, Б. В., Пульцина, К. И., Строганова, Т. А.
Ключевые слова: ассоциативная память, денежное вознаграждение, дисбаланс развития, когнитивное развитие, обучение с подкреплением, подростки, принятие решений, рискованные решения, склонность к риску, условия неопределенности
Рубрики: Психология
Детская психология
Аннотация: Во многих повседневных ситуациях человек принимает решения без полной уверенности в результате, прогноз которого может быть неточен и связан с риском нежелательных последствий. Лабораторные эксперименты, моделирующие ситуации выбора в условиях неопределенности, показали, что подростки в таких задачах принимают рискованные решения чаще, чем взрослые и даже чем младшие дети. Доминирующим объяснением феномена склонности подростков к риску является теория дисбаланса развития. Наряду с успешным выполнением тестов на управляющие и когнитивные функции подростки демонстрируют парадоксально низкие способности к обучению на основе вероятностных сигналов обратной связи. Причины этого несоответствия неясны. Авторы исследовали, какой вклад в него вносят индивидуальные различия в развитии интеллекта. Подростки 12-15 лет и взрослые люди выполнили серию из пяти задач на двух альтернативный выбор с вероятностью денежного вознаграждения 0, 7 и 0, 3 при выборе одного или другого стимула соответственно. Результаты выполнения подростками экспериментальной задачи распределились следующим образом: большинство справились с заданием, тогда как 40 % подростков делали выбор с вероятностью на уровне случайного угадывания. Последние отличались от успешных сверстников более низким уровнем интеллекта. При этом сниженный уровень ассоциативной памяти был единственным предиктором их неуспеха в задаче на вероятностное обучение, а независимое влияние рабочей памяти, пространственных способностей и логики на успех отсутствовало либо было пренебрежимо мало. Хотя успешные подростки не отличались от взрослых по предпочтению выгодного стимула в последних трех блоках эксперимента, они, по-видимому, не испытывали внутреннего конфликта при переходе от заведомо выгодного выбора к риску, так как у них в отличие от взрослых, не было значимого прироста времени реакции при принятии невыгодных решений. Это могло быть связано как со склонностью подростков к поиску новизны, так и с более детальной прогностической моделью, построение которой требовало запоминания большого числа предыдущих выборов и их исходов. В пользу второго объяснения свидетельствовала прямая корреляция между успешностью выполнения тестов на ассоциативную память и приростом времени реакции при выборе редко подкрепляемого стимула. Таким образом, индивидуальные различия в развитии ассоциативной памяти у подростков вносят значительный вклад в объяснение их возрастных особенностей принятия решений в вероятностной среде.
4. Статья из журнала
bookCover
Тихомирова, Ю. Б. (клинический психолог; Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского).
Психофизиологическая оценка функционального состояния клиентов в процессе психологического консультирования / Ю. Б. Тихомирова, М. А. Филяев, Н. П. Ашина. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 121-130. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 129 (18 назв.). - References in Russian: с. 129-130 (14 names). - a-граф.
Авторы: Тихомирова, Ю. Б., Филяев, М. А., Ашина, Н. П.
Ключевые слова: аллергия, вариабельность ритма сердца, лечение аллергических заболеваний, психологическое консультирование, психосоматика, психотерапия, стресс, телеметрия, функциональное состояние, эмоциональное состояние
Рубрики: Психология
Медицинская психология
Аннотация: Появление современных методов объективизации и цифровизации функционального состояния человека открывает новые возможности для развития персонализированных стратегий психологической поддержки. Новые технологии беспроводной регистрации кардиоритма позволяют ставить вопрос о возможности объективной оценки хода и результатов психологического вмешательства. Метод событийно-связанной телеметрии ритма сердца дает возможность идентифицировать активацию симпатической нервной системы прямо в процессе проведения психологической сессии. Это позволяет психологу зафиксировать момент острого стресса, а также контролировать эмоциональное состояние клиента в течение всего времени консультирования, что может существенно повысить качество и результативность психологической помощи. В публикации впервые представлены результаты измерений эмоционального и функционального состояния пациентов, страдающих различными формами аллергических заболеваний, в процессе психологического консультирования. Для физиологической оценки функционального состояния использовались показатели вариабельности ритма сердца. Их анализ проводился на основании оценки достоверности различий между показателями, зафиксированными до начала сессии психологического консультирования, в ее процессе и после ее окончания. Все измерения проводились с помощью метода беспроводной (телеметрической) кардиоинтервалографии. Как известно, при извлечении энграмма всегда корректируется с учетом "нового опыта". Это позволяет психологу обеспечить альтернативный и безопасный контекст для поиска новых механизмов реагирования на стресс и трансформации травматического опыта клиента. Анализ динамики показателей вариабельности ритма сердца и результатов психологического тестирования до и после консультирования показал достоверное улучшение психологического и функционального состояния у более чем 80 % участников, причем у 35 % из них возникло состояние физиологической нормы. У большинства пациентов зафиксировано улучшение показателей и изменение характера вегетативной регуляции. Это говорит о статистической значимости результатов психологического вмешательства.
5. Статья из журнала
bookCover
Предисловие к тематическому выпуску, посвященному конференции по когнитивной науке. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 3. - ISSN 0042-8841.
Ключевые слова: когнитивная наука, конференции, мышление, обзоры, память, сознание
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Специальный выпуск журнала собрал на своих страницах публикации авторов -участников Десятой юбилейной конференции по когнитивной науке, состоявшейся в июне 2024 г. в Пятигорском государственном университете. В специальном выпуске опубликовано 15 статей, представляющих весь спектр интересов современной российской когнитивной науки.
6. Статья из журнала
bookCover
Прайминг-эффекты при обработке многозначных словосочетаний / М. Е. Замковая, В. А. Гершкович, Н. В. Морошкина [и др.]. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 131-138. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 138 (15 назв.). - References in Russian: с. 138 (3 names). - a-табл.
Авторы: Замковая, М. Е., Гершкович, В. А., Морошкина, Н. В., Гулькин, А. В., Киреев, М. В.
Ключевые слова: выбор подходящих значений, многозначные словосочетания, прайминг, разрешение многозначности, семантическая связанность, слова-соседи
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Статья посвящена исследованию механизмов прайминг-эффектов, возникающих при обработке осмысленных словосочетаний. Согласно модели лексико-семантического обновления обработка слова в определенном контексте связана с выбором наиболее подходящего значения, вследствие чего происходит перераспределение баланса между значениями данного слова в семантической памяти, а это приводит к ускорению доступа к выбранному значению при повторной обработке в течение нескольких часов (эффект словесно-смыслового прайминга). Эта модель, однако, не позволяет решить вопрос о том, что происходит с невыбранными значениями. Предполагается, что селекция осуществляется за счет одновременного действия механизмов позитивного и негативного выборов, а это влечет за собой повышение доступности выбранного значения и снижению доступа к невыбранному. Для проверки предположения о том, что в результате разрешения двойственности будут возникать и позитивный, и негативный прайминг-эффекты, проведено экспериментальное исследование с использованием слов-соседей. На первом этапе участникам предлагалось достроить словосочетания с пропущенными буквами, при этом существительное имело либо один, либо два варианта достройки (это создавало необходимость селекции и лексико-семантического обновления). На втором этапе участники оценивали семантическую связанность слов, предъявленных на первом этапе, или их слов-соседей с прилагательным, подходящим к обоим вариантам. Результаты первого этапа реплицируют эффект цены разрешения двойственности: существительные с двумя вариантами достройки обрабатывались дольше. На втором этапе был обнаружен позитивный прайминг-эффект при повторе существительного, однако ни негативного прайминг-эффекта, ни усиления позитивного в случае предъявления двойственных стимулов выявлено не было. Таким образом, не удалось обнаружить специфических эффектов последействия многозначности. Полученные результаты лучше объясняются с помощью модели семантического прайминга, или модели ошибочной атрибуции беглости обработки.
7. Статья из журнала
bookCover
Казаковская, В. В. (доктор филологических наук; профессор; ведущий научный сотрудник; Институт лингвистических исследований РАН).
Персональность и язык ТоМ в раннем речевом онтогенезе / В. В. Казаковская. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 18-27. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 26-27 (18 назв.). - References in Russian: с. 27 (9 names). - a-табл.
Авторы: Казаковская, В. В.
Ключевые слова: ТоМ, детская речь, личные глаголы, личные местоимения, модель психического, модусы, речь ребенка, русский язык, усвоение языка
Рубрики: Психология
Детская психология
Аннотация: На языковом материале, полученном в результате лонгитюдного наблюдения за нормотипичным онтогенезом речевой деятельности, обсуждается развитие двух грамматических процессов, связанных с экспликацией Я и Другого. Первый процесс охватывает становление системы средств выражения персональности (категории лица), соотносящей говорящего с участниками или неучастниками речевого акта; второй - развитие субъективности (категории модальности), дающей представление о начальном формировании вербальной стороны модели психического состояния человека (theory of mind, ToM). Оба процесса имеют когнитивные основания и находят воплощение в системе, пронизывающей все языковые уровни: от личных местоимений и эгоцентрических, указывающих на ego, от элементов языка до сложноподчиненных предложений с предикатами интеллектуальной деятельности в главной части. В статье рассматриваются языковые средства, позволяющие судить о различных аспектах субъективного в речевом онтогенезе, их принадлежности (Я vs Другой), порядке и предпосылках появления, а также частотности употребления русскоязычными монолингвальными детьми первого года усвоения персональности. Показано, что использование разноуровневых средств субъективации с семантикой первого лица лежит в основе продуцирования ребенком суждений о физической и - позднее - психической/ментальной деятельности Другого. Выявлено, что дети имеют различную склонность к выражению внутреннего состояния, употреблению эгоцентрических элементов языка, обозначению себя с помощью местоимения "я" и его пропуску в высказываниях с личным глаголом. Несмотря на то, что тесты на ТоМ (ключевыми среди которых являются задачи на понимание неверного мнения) отрицают ее наличие в раннем возрасте, результаты лингвистического анализа речевой продукции свидетельствуют о ранней экспликации субъективного начала - как собственного, так и Другого.
8. Статья из журнала
bookCover
Глебкин, В. В. (доктор филологических наук; кандидат философских наук; профессор; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).
Концептуальные метафоры понятия "сознание" / В. В. Глебкин. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 45-52. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 51-52 (16 назв.). - References in Russian: с. 52 (9 names). - a-табл.
Авторы: Глебкин, В. В.
Ключевые слова: душа, концептуальная метафора, русский язык, семантическая структура, слово, сознание, термины
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Сознание является одной из наиболее неоднозначных и "непрозрачных" в современных философии и психологии категорий, порождающей неутихающие дискуссии о природе и структуре описываемого данным словом феномена. Эти дискуссии оживились в последнее время в связи с обсуждением возможностей искусственного интеллекта и вопроса о том, может ли он обладать сознанием. В статье описывается семантическая структура слова "сознание" в современном русском языке, влияющая на его терминологическое осмысление в рамках научных дисциплин. Эмпирической базой исследования стал основной корпус Национального корпуса русского языка, состоящий из подкорпуса 1950-2024 гг. и подкорпуса XIX в. Значимым элементом описания является построение "перцептивного портрета" понятия "сознание", т. е. совокупности концептуальных метафор, представляющих его в языке. Выявлено пять типов базовых концептуальных метафор: метафора контейнера (вместилища) ; метафора объекта, являющегося собственностью владельца; метафора живого существа; метафора механизма; метафора потока. Показано, что указанные типы метафор характеризуют современный русский язык, но отсутствовали или были крайне редкими в XIX в., когда доминировали конструкции, в которых слово "сознание" использовалось как характеристика осознания субъектом определенного положения дел (состояния, процесса, явления), например, "сознание глубокой бесполезности этой жизни". Сопоставлены перцептивные портреты понятия "сознание" и понятий "память", "душа", "сердце". Важный результат проведенного исследования состоит в том, что обнаружена отчетливая корреляция в современном русском языке слов "сознание" и "душа", формирующая представление о первом слове как секулярном аналоге последнего. Кроме того, в статье на примере работ В. П. Зинченко показано, что выявленные на материале общепринятого языка базовые типы концептуальных метафор обладают заметным терминологическим потенциалом, проявляясь в концепциях сознания, разрабатываемых современными философами и психологами.
9. Статья из журнала
bookCover
Взорин, Г. Д. (аспирант; младший научный сотрудник; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии; Институт психологии РАН).
Кодирование различных уровней репрезентации текста в зависимости от возможности последующего доступа к нему / Г. Д. Взорин, А. В. Седых. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 85-92. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 92 (13 назв.). - References in Russian: с. 92 (1 names). - a-табл.
Авторы: Взорин, Г. Д., Седых, А. В.
Ключевые слова: искусственный интеллект, когнитивная разгрузка, оценка памяти, память, тексты, уровни доступа, уровни репрезентации текста, цифровое опосредствование
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Возможность сохранения данных на внешних носителях приводит к снижению объема информации, удерживаемой в собственной памяти человека. Мы предположили, что оно не является равномерным, а затрагивает компоненты памяти, которые не требуются для последующего произвольного извлечения информации из внешнего источника. Для проверки этого предположения было проведено экспериментальное исследование, моделирующее последующий доступ к различным внешним источникам посредством инструкций: 1) отсутствие доступа, 2) полный доступ при необходимости быстро ориентироваться в тексте, 3) полный доступ без временных ограничений и 4) доступ к наделенному искусственным интеллектом ассистенту. Распределенные по группам испытуемые читали тексты с одной из данных инструкций, затем у всех проводилась оценка памяти по Методике распознавания предложений: требовалось определить, встречались ли предъявляемые предложения в оригинальном тексте. Они могли не содержать изменений, иметь измененную формулировку, измененную семантику или целиком противоречить смыслу текста. По ответам рассчитывались метрики чувствительности для трех уровней памяти: память о формулировках, память о конкретной семантической структуре текстов и память об общих их смыслах. Было показано, что память об общих смыслах сохраняется при любой инструкции, в отличие от двух других уровней. Показатели памяти о структуре текста и о формулировках оказались статистически значимо более низкими, когда предоставлялась возможность полного последующего доступа без временных ограничений в сравнении с остальными условиями. Стратегии кодирования при условии доступа к искусственному интеллекту, вопреки гипотезе, оказались эквивалентными тем, которые проявились при отсутствии доступа, что, предположительно, может быть связано с низким уровнем доверия к технологиям. Данные результаты позволяют пролить свет на возможное будущее когнитивных архитектур взаимодействия человека с цифровыми системами.
10. Статья из журнала
bookCover
Исследование способности к обобщению у младших школьников: связь с функциями регуляции и переработки информации / А. М. Букинич, В. В. Сорокина, А. А. Корнеев, Е. Ю. Матвеева. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 66-75. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 74-75 (23 назв.). - References in Russian: с. 75 (8 names).
Авторы: Букинич, А. М., Сорокина, В. В., Корнеев, А. А., Матвеева, Е. Ю.
Ключевые слова: выполнение заданий, зрительно-пространственная память, младшие школьники, переработка информации, слуховая память, способность к обобщению информации, управляющие функции, функции переработки информации
Рубрики: Психология
Детская психология
Аннотация: Настоящая работа направлена на исследование способности к обобщению информации в слуховой и зрительной модальности и ее связи с процессами регуляции психической деятельности, а также переработки информации у успешно обучающихся младших школьников и у испытывающих трудности в обучении. В исследовании приняли участие дети от восьми до десяти лет без трудностей в обучении (62) и дети с трудностями обучения (55). Все они прошли полное нейропсихологическое обследование. В рамках основной части исследования дети решали задачу на нахождение общего в последовательностях слухоречевых и зрительных стимулов. Количественный анализ выполнения основной методики показал, что дети из подгруппы условной нормы успешнее и быстрее находят общее в последовательности стимулов любой модальности, при этом все испытуемые хуже и медленнее справляются со слухоречевой версией задания по сравнению со зрительной. Анализ связи продуктивности и времени нахождения общего в обеих версиях с результатами нейропсихологического обследования выявил, что показатели выполнения методики на нахождение общего коррелируют с оценками состояния управляющих функций, функций переработки зрительно-пространственной информации, слухоречевой и зрительно-пространственной памяти. Предложенная задача на нахождение общего позволяет исследовать особенности процессов абстракции и обобщения у детей, как имеющих, так и не имеющих диагностированные трудности обучения. При этом в дальнейшем стоит уточнить связь с отдельными управляющими функциями и процессами переработки информации в определенной модальности.
11. Статья из журнала
bookCover
Морошкина, Н. В. (кандидат психологических наук; старший научный сотрудник; Санкт-Петербургский государственный университет. Институт когнитивных исследований).
Инсайт в контексте метакогнитивной регуляции: источники и функции ага-переживания / Н. В. Морошкина. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 28-34. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 33-34 (20 назв.). - References in Russian: с. 34 (7 names).
Авторы: Морошкина, Н. В.
Ключевые слова: ага-переживание, беглость обработки информации, инсайт, метакогнитивные переживания, обработка информации, эвристика
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: В работе представлен взгляд на феномен инсайта с позиции концепций метакогнитивной регуляции. С опорой на теорию беглости обработки информации обосновывается подход, согласно которому источником ага-переживания, сопровождающего решение задачи, является неожиданный сдвиг в беглости обработки репрезентации задачи и/или беглости извлечения ее решения, а основной функцией ага-переживания является эвристическая. На базе предложенного подхода предлагается ряд эмпирически проверяемых следствий: ага-переживание может зависеть не от одного, а от нескольких факторов беглости обработки информации, в том числе нерелевантных; уверенность в правильности решения, сопровождающегося ага-переживанием, может быть ошибочна, так как она основана на косвенном источнике - высокой беглости обработки; интенсивность ага-переживания связана со сдвигом оценок трудности задачи самим решателем. Представлен обзор экспериментальных результатов, подтверждающих выдвинутые предположения.
12. Статья из журнала
bookCover
Аллахвердов, В. М. (доктор психологических наук; профессор; главный научный сотрудник; Институт мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН. Лаборатория когнитивной психологии и психофизиологии (Санкт-Петербург)).
Законы работы сознания: путь от теории к проверяемым следствиям / В. М. Аллахвердов. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 4-9. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 9 (20 назв.). - References in Russian: с. 9 (16 names).
Авторы: Аллахвердов, В. М.
Ключевые слова: принцип идеализации, принцип простоты, сознание, сохранение информации
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: В статье содержатся требования к построению теорий и призыв переходить от феноменологических теорий к фундаментальным. Сознание рассматривается как необходимый инструмент познавательной деятельности. Вводится принцип идеализации, предполагающий, что физическими и физиологическими ограничениями работы сознания можно пренебречь. Главная работа сознания - проверка результатов неосознанной переработки информации. Законы работы сознания, время и объем проверочных действий ограничивают эту работу. Сохранение информации в сознании парадоксально. Оно происходит путем ее изменения. Этот закон позволяет единым образом объяснить многообразные явления (от возникновения речи до забывания).
13. Статья из журнала
bookCover
Нуркова, В. В. (доктор психологических наук; доцент; профессор; Институт психологии РАН).
Другой в памяти о детстве и феминный аспект Я-концепции / В. В. Нуркова, Э. А. Ситнянская, У Шэнлунь. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 35-44. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 43-44 (27 назв.). - References in Russian: с. 34 (7 names). - a-табл.
Авторы: Нуркова, В. В., Ситнянская, Э. А., У Шэнлунь
Ключевые слова: Я-концепция, Я-периферические воспоминания, Я-центрированные воспоминания, автобиографическая память, автономные воспоминания, викарные воспоминания, гендерная идентичность, мнемический образ детства, партнерские воспоминания, самоопределяющие воспоминания, феминность
Рубрики: Психология
Психология личности
Аннотация: Целью статьи стала эмпирическая верификация содержательной согласованности мнемического образа детства и актуальной Я-концепции. Дифференцированы две линии исследований координации автобиографической памяти и личности. Иллюстративный подход направлен на поиск содержательного соответствия тематики воспоминаний и значимых для самооценки свойств. В инструментальном подходе альянс личностных свойств и характеристик воспоминаний рассматривается как средство решения определенного круга жизненных задач. Изложена эволюционная аргументация в пользу поляризации двух мегафакторов Я-концепции, один из которых поддерживает самореализацию за счет участия в социальной кооперации (феминность), другой - самореализацию в форме индивидуальной экспансии (маскулинность). С опорой на гипотезу о связи центрального положения феминных качеств в структуре Я-концепции с представленностью Другого в воспоминаниях о детстве обосновано выделение пяти качественно различных типов воспоминаний по данному параметру: автономные, Я-центрированные, партнерские, Я-периферические, викарные. Процедуру интервью на основе графической методики "Линия жизни детства" прошли 35 юношей и 35 девушек, получено 804 воспоминания. Сопоставление оценок комплексов гендерно стереотипных личностных качеств по самоотчетному опроснику С. Бем и эмпирических профилей сочетаний различного типа воспоминаний, полученных кластеризацией выборки методом k-средних, показало, что феминный фокус организации Я-концепции связан с преобладанием воспоминаний об активном воздействии на Другого ("влияющий" профиль), в то время как андрогинная организация Я-концепции ассоциирована с воспоминаниями, включающими взаимодействия с другими людьми в вариантах партнерства или преобладания активности Другого ("партнерско-реципиентный" профиль). В группе, характеризующейся низкими показателями феминности при средних показателях маскулинности, выше частота воспоминаний, не предполагающих присутствия Другого ("автономный" профиль). Викарные воспоминания не обнаружили связи с гендерным аспектом Я-концепции. Полученные данные поддерживают обоснованность рассмотрения мнемического образа детства в качестве формы репрезентации актуальной Я-концепции.
14. Статья из журнала
bookCover
Сизова, О. Б. (кандидат филологических наук; учитель-логопед; Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи (Санкт-Петербург)).
Два когнитивных стиля и функции местоимений в русском языке / О. Б. Сизова. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 112-120. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 120 (16 назв.). - References in Russian: с. 120 (12 names). - a-табл.
Авторы: Сизова, О. Б.
Ключевые слова: дошкольники, когнитивные стили, личные местоимения, местоимения, определительные местоимения, русский язык, стратегии освоения языка, указательные жесты, указательные местоимения
Рубрики: Психология
Детская психология
Аннотация: Вопрос о механизмах формировании когнитивных стилей и стратегий раннего освоения языка остается дискуссионным как в психологии, так и в лингвистике. В данном исследовании внимание фокусируется на таком критерии стилевых различий, проявляющемся на этапе начального овладения языком, как успешность освоения местоимений. Поскольку их отличием от полнозначных лексем является обусловленность значения ситуационным контекстом речевого акта, для выявления механизмов, с помощью которых формируются когнитивные стили, перспективно исследование причин и способов освоения местоимений носителями когнитивного стиля, опирающегося на контекст и эмпирическое знание. В статье впервые рассматриваются стилевые различия в использовании дошкольниками не только личных, но также указательных и определительных местоимений, которые в русском языке в высказывании могут занимать независимую позицию, замещая существительное, что и обнаружено в спонтанной речи детей, реализующих экспрессивную (прономинальную, холистическую) стратегию освоения языка. Результаты эмпирического исследования порождения нарративов дошкольниками подтвердили наличие количественных и качественных стилевых межгрупповых различий в использовании указательных, определительных и личных местоимений. Указательные местоимения, восходящие к указательному жесту, позволяют носителям холистического когнитивного стиля осуществлять контекстно обусловленную коммуникацию, вовлекая в структуру высказывания объекты, присутствующие в экстралингвистической ситуации. Напротив, личные местоимения первого лица в составе нарратива маркируют присутствие автора в событийном контексте и превращают развертывание текста в проживание реального события. Прорыв сквозь границы текста и контекста на основе использования потенциала местоимений русского языка оказывается ключевым маркером и механизмом реализации холистического стиля, преодолевающего ограничения вербальных абстрактных систем, поддерживая и верифицируя связь языковых конструктов с реальностью.
15. Статья из журнала
bookCover
Серебренникова, А. Д. (выпускница; Московский государственный психолого-педагогический университет).
Влияние эксплицитной информации о вероятностном прогнозе, исследовательской мотивации и фактической обратной связи на принятие решений в ситуации неопределенности / А. Д. Серебренникова, Г. Л. Козунова. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 102-112. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 112 (6 назв.). - a-граф.
Авторы: Серебренникова, А. Д., Козунова, Г. Л.
Ключевые слова: вероятностное обучение, вероятностное прогнозирование, обучение с подкреплением, принятие решений, условия неопределенности
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: В ситуациях неопределенности исхода события большинство людей принимают решения, не соответствующие экономической модели максимизации выгоды. У этого могут быть две причины. Во-первых, вероятностные сигналы обратной связи провоцируют переключения после неизбежных проигрышей. Во-вторых, к невыгодным решениям может приводить исследовательское поведение. Для оценки независимого влияния этих факторов был проведен онлайн-эксперимент, в котором его участники совершали серийный бинарный выбор. Сначала им давалось 30 попыток с обратной связью, чтобы найти способ максимизировать угадывание, затем - 30 попыток без непосредственной обратной связи, чтобы применить обнаруженное правило. При этом часть участников ориентировались только на обратную связь, а остальные вдобавок получили задание проверить подсказку о том, что определенный прогноз будет верен в 66, 6 % случаев. Результаты показали, что участники, не получившие подсказки, на всем протяжении поискового этапа выбирали оба стимула равновероятно, однако на этапе применения правила они неожиданно повышали частоту выгодных выборов. Те, кто получал подсказку, изначально действовали в соответствии с ней, увеличивая долю выгодных выборов к концу первого этапа и при переходе на второй. Исключение составили участники исследования, получавшие обратную связь случайным образом. На первом этапе они выбирали стимулы равновероятно, но на втором действовали в соответствии с подсказкой, несмотря на то что опыт ее не подкрепил. Таким образом, принятие решений в вероятностной среде зависит в большей степени от доступности эксплицитной информации о прогнозе и от исследовательской мотивации, чем от фактической обратной связи.
16. Статья из журнала
bookCover
Корнилова, Т. В. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии. Кафедра общей психологии; Институт психологии РАН).
Вклад критического мышления в эмоциональный интеллект / Т. В. Корнилова, В. А. Савельева. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 4. - С. 10-18. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 17-18 (22 назв.). - References in Russian: с. 18 (8 names). - a-табл.
Авторы: Корнилова, Т. В., Савельева, В. А.
Ключевые слова: исследования, критическое мышление, опросники, русскоязычные версии опросников, студенты, эмоциональный интеллект
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Критическое мышление является интегративным конструктом, отражающим взаимодействие множества различных процессов, как когнитивных, так и эмоционально-личностных. Исследования эмоционального интеллекта и роли эмоций в мышлении в основном демонстрировали влияние эмоционально-личностных компонентов на когнитивную активность. Однако менее изучен вклад когнитивных компонентов в особенности эмоциональных структур и процессов, в частности, критического мышления в эмоциональный интеллект. Большая часть исследователей рассматривают его в качестве когнитивной способности. Но обосновано и понимание эмоционального интеллекта в качестве черты, не сводимой к другим личностным свойствам (А. Фернхем, К. Петридес). Актуальным является определение вклада в эту черту критического мышления. В статье представлено исследование по проверке гипотез о вкладе критического мышления в эмоциональный интеллект и эмоционального интеллекта - в критическое мышление с помощью апробации русскоязычного варианта Краткого опросника критического мышления. Выборку составили 375 учащихся университета: 297 женщин и 78 мужчин. Проверялись его факторная структура и надежность шкал. Установлено соответствие данных, полученных с помощью русскоязычного варианта Опросника критического мышления, оригинальной авторской шестифакторной модели. Показатели конвергентной валидности и надежности опросника позволяют использовать его в качестве эффективного инструмента для диагностики склонности к критическому мышлению. Согласно результатам регрессионного анализа критическое мышление и эмоциональный интеллект взаимообусловлены, что соответствует идее единства интеллекта и аффекта. Однако вклад критического мышления в эмоциональный интеллект весомее. Продемонстрированы также вклады пола и возраста в черты эмоционального интеллекта, но не в критическое мышление.