Найдено документов - 9 | Статьи из журнала: Дефектология : научно-методический журнал. № 6 / учредители: Российская академия образования, Институт коррекционной педагогики РАО, ООО "Школьная Пресса". - Москва, 2024. - 6 выпусков в год. - ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Бойков, Д. И.
Формирование развивающего коммуникативного пространства как средства социализации дошкольников с ТНР / Бойков Дмитрий Игоревич, Матасов Юрий Тимофеевич, Медникова Людмила Сергеевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 13-22. - Библиогр.: с. 22 (13 назв.). - 2 табл.
Формирование развивающего коммуникативного пространства как средства социализации дошкольников с ТНР / Бойков Дмитрий Игоревич, Матасов Юрий Тимофеевич, Медникова Людмила Сергеевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 13-22. - Библиогр.: с. 22 (13 назв.). - 2 табл.
Авторы: Бойков, Д. И., Матасов, Ю. Т., Медникова, Л. С.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, тяжелые нарушения речи, социализация, коммуникативное пространство, коммуникативные потребности, общение, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлен подход к формированию коммуникативного пространства ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) как средства его социализации в границах образовательной среды. Обосновывается применение концепта коммуникативного пространства в аспекте развития общения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, что является новым в специальной психологии. Условием формирования коммуникативного пространства выступило целенаправленное стимулирование позитивно-личностного отношения детей в общении. В статье дается определение понятия коммуникативного пространства, анализируются условия и средства его формирования в группе воспитанников детского сада. Результаты формирующего эксперимента подтверждают гипотезу о том, что индикатором улучшения коммуникативного климата в группе детей с ТНР, показателем амплификации коммуникативного пространства служит положительная динамика позитивно-личностного отношения в общении дошкольников со взрослыми и сверстниками.
2. Статья из журнала
Кудрина, Т. П.
Уникальный феномен младенчества в фокусе внимания науки. Изучение особенностей "комплекса оживления" у слепых детей. Сообщ. 2 / Кудрина Татьяна Петровна, Айвазян Екатерина Борисовна, Разенкова Юлия Анатольевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 23-31. - Примеч. в сносках. - Продолж. Начало: № 5, 2024. - Библиогр.: с. 30-31 (9 назв.).
Уникальный феномен младенчества в фокусе внимания науки. Изучение особенностей "комплекса оживления" у слепых детей. Сообщ. 2 / Кудрина Татьяна Петровна, Айвазян Екатерина Борисовна, Разенкова Юлия Анатольевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 23-31. - Примеч. в сносках. - Продолж. Начало: № 5, 2024. - Библиогр.: с. 30-31 (9 назв.).
Авторы: Кудрина, Т. П., Айвазян, Е. Б., Разенкова, Ю. А.
Ключевые слова: комплекс оживления, психический онтогенез, слепота, ретинопатия недоношенных, младенец, развитие общения, коммуникативные акты
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты изучения комплекса оживления (КО) у слепых младенцев, проведенного с целью выявления особенностей его развития в ситуации зрительного дефицита и выделения трудностей, возникающих при его становлении. Исследование представляет собой сопоставление феноменов, выделенных при анализе видеоматериалов, с описанными в литературе феноменами развития КО у типично развивающихся детей. Показано, что в условиях слепоты КО характеризуется сниженной интенсивностью, неполным составом, замедленным разворачиванием и быстрым угасанием, а его развитие характеризуется отставанием по срокам появления и замедлением по темпу становления. У большинства слепых детей КО так и не становится инициативным коммуникативным актом, что является причиной его искажения в процессе формирования общения – основного условия присвоения ребенком культурного опыта и, соответственно, психического развития.
3. Статья из журнала
Указатель статей, опубликованных в 2024 году. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 78-80.
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 78-80.
Ключевые слова: журналы, российские журналы, периодические издания, статьи, алфавитные указатели статей, указатели статей, содержание журнала, библиография
Рубрики: Средства массовой информации
Отдельные газеты и журналы
Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Отдельные газеты и журналы
Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
4. Статья из журнала
Филатова, Ю. О.
Роль анамнестических сведений в дифференциальной диагностике заикания у детей / Филатова Юлия Олеговна, Лулу Шаза. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 71-77. - Примеч. - Библиогр.: с. 77 (10 назв.). - 3 рис.
Роль анамнестических сведений в дифференциальной диагностике заикания у детей / Филатова Юлия Олеговна, Лулу Шаза. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 71-77. - Примеч. - Библиогр.: с. 77 (10 назв.). - 3 рис.
Авторы: Филатова, Ю. О., Лулу Шаза
Ключевые слова: анамнестические сведения, заикание, младшие школьники, диагностика, заикание на фоне психоорганического синдрома, заикание на фоне невротических расстройств, невротические расстройства, исследования, результаты исследований
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты детального анализа анамнестических сведений о ранних этапах моторного и речевого развития, а также клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с заиканием. На основе проведенного анализа всей совокупности полученных данных, обследованные младшие школьники с заиканием были разделены на две подгруппы: дети с заиканием на фоне психоорганического синдрома (74 %), дети с заиканием на фоне невротических расстройств (26 %). Сравнение выделенных подгрупп позволило выявить сходные и качественно неоднородные характеристики, имеющие значение для дальнейшего дифференцированного построения коррекционной работы.
5. Статья из журнала
Феклистова, С. Н.
Ресурсный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха после высокотехнологичного хирургического лечения / Феклистова Светлана Николаевна, Лазуренко Светлана Борисовна, Ткачева Ирина Александровна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 53-59. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 59 (8 назв.).
Ресурсный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха после высокотехнологичного хирургического лечения / Феклистова Светлана Николаевна, Лазуренко Светлана Борисовна, Ткачева Ирина Александровна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 53-59. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 59 (8 назв.).
Авторы: Феклистова, С. Н., Лазуренко, С. Б., Ткачева, И. А.
Ключевые слова: нарушения слуха, кохлеарная имплантация, высокотехнологичное хирургическое лечение, семья ребенка с ОВЗ, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, ценностные ресурсы родителей, коррекционная помощь, образование детей с нарушениями слуха
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Анализируется проблема формирования ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с кохлеарными имплантами (КИ). Представлены результаты анкетирования членов семьи ребенка с КИ, описаны средовые образовательные ресурсы, обеспечивающие формирование у членов семьи компетентности в контексте готовности и способности создавать условия для развития личностного потенциала и функциональных умений детей с КИ.
6. Статья из журнала
Бабкина, Н. В.
Психолого-педагогические условия обучения школьников с задержкой психического развития предметам естественно-научного цикла / Бабкина Наталия Викторовна, Чибизов Владислав Андреевич, Егорова Анастасия Серафимовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 60-70. - Библиогр.: с. 69-70 (23 назв.). - табл.
Психолого-педагогические условия обучения школьников с задержкой психического развития предметам естественно-научного цикла / Бабкина Наталия Викторовна, Чибизов Владислав Андреевич, Егорова Анастасия Серафимовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 60-70. - Библиогр.: с. 69-70 (23 назв.). - табл.
Авторы: Бабкина, Н. В., Чибизов, В. А., Егорова, А. С.
Ключевые слова: задержка психического развития, ЗПР, дети с ЗПР, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с задержкой психического развития, предметы естественно-научного цикла, физика, адаптированные основные образовательные программы, образовательные программы, психолого-педагогические условия, универсальные учебные действия, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования, цель которого состояла в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий обучения предметам естественно-научного цикла (на примере физики), позволяющих обучающимся с задержкой психического развития достигать планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы. Сделанные выводы и сформулированные на их основе рекомендации направлены на решение научно-методических и практических вопросов, связанных с проектированием психолого-педагогических условий дифференциации обучения таких школьников с учетом их особых образовательных потребностей.
7. Статья из журнала
Екжанова, Е. А.
Приоритеты системы сопровождения семей с детьми раннего возраста, перенесших операцию по поводу расщелины губы и неба / Екжанова Елена Анатольевна, Мосьпан Татьяна Яковлевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 32-44. - Библиогр.: с. 42-44 (21 назв.). - 2 рис.
Приоритеты системы сопровождения семей с детьми раннего возраста, перенесших операцию по поводу расщелины губы и неба / Екжанова Елена Анатольевна, Мосьпан Татьяна Яковлевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 32-44. - Библиогр.: с. 42-44 (21 назв.). - 2 рис.
Авторы: Екжанова, Е. А., Мосьпан, Т. Я.
Ключевые слова: врожденная расщелина губы и неба, ринолалия, ранний возраст, этапы логопедической работы, логопедическое сопровождение, включенность родителей, сотрудничество логопеда и родителей
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования включенности в систему логопедического сопровождения родителей, чьи дети на этапе раннего детства перенесли оперативное вмешательство по поводу врожденной расщелины губы и/ или неба. Представлен авторский анализ потребностей семьи прооперированного ребенка, выявлены предикторы благополучного или неблагополучного прохождения всех этапов сопровождения семьи. Обозначены коррекционные задачи, решаемые на каждом этапе. Раскрыта специфика работы логопеда при реализации сопровождения детей данной категории в зависимости от показателей включенности родителей. Предложена система методического сопровождения семьи прооперированного ребенка.
8. Статья из журнала
Шилова, Е. А.
Представления участников образовательных отношений о сфере жизненной компетенции подростков с интеллектуальными нарушениями / Шилова Елена Анатольевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 45-52. - Библиогр.: с. 51-52 (12 назв.). - 2 рис.
Представления участников образовательных отношений о сфере жизненной компетенции подростков с интеллектуальными нарушениями / Шилова Елена Анатольевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 45-52. - Библиогр.: с. 51-52 (12 назв.). - 2 рис.
Авторы: Шилова, Е. А.
Ключевые слова: обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, интеллектуальные нарушения, специалисты психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогическое сопровождение, подростковый возраст, ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, умения и навыки в сфере жизненной компетенции, социализация, родители детей с интеллектуальными нарушениями, родители, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования представлений специалистов психолого-педагогического сопровождения и родителей детей с ОВЗ о сфере жизненной компетенции подростков с интеллектуальными нарушениями. Полученные данные конкретизируют содержание жизненных компетенций на уровне иерархии умений и навыков, являющихся, по мнению респондентов, наиболее значимыми образованиями, отражающими и обеспечивающими процессы социальной адаптации и социализации данной категории подростков. Результаты исследования позволяют сделать выводы о необходимости координации взаимодействия всех участников образовательных отношений и разработке методического обеспечения их сотрудничества, как в условиях образовательной организации, так и семьи.
9. Статья из журнала
Детерминанты успешности адаптации к условиям коррекционной школы детей с тяжелыми нарушениями речи / Инденбаум Елена Леонидовна, Гостар Анна Алексеевна, Абрамова Софья Сергеевна, Агеева Алина Ильгизовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 3-12. - Библиогр.: с. 11-12 (21 назв.). - 2 табл.
// Дефектология. - 2024. - № 6. - С. 3-12. - Библиогр.: с. 11-12 (21 назв.). - 2 табл.
Авторы: Инденбаум, Е. Л., Гостар, А. А., Абрамова, С. С., Агеева, А. И.
Ключевые слова: школьная адаптация, тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, психометрический интеллект, социально-коммуникативное развитие, функциональный диагноз, мониторинг, психологическое сопровождение, школьно-необходимые функции, школьно-необходимые дисфункции
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Статья освещает итоги двухлетнего мониторинга психосоциального развития, определяющего успешность школьной адаптации детей, обучающихся в коррекционной школе по варианту 5. 2. Установлено, что в первом классе полная адаптированность достигается в единичных случаях, во втором – улучшается незначительно, при этом часть детей обнаруживает ухудшение состояния; в третьем классе устойчиво закрепляется сложившееся разделение детей по группам, различающимся кратностью и содержанием психокоррекционной помощи. В успешности школьной адаптации наиболее важную роль играют социально-коммуникативное развитие, психометрический интеллект, сформированность школьно-необходимых функций и саморегуляции. Среди обучающихся преобладают дети с выраженными недостатками слухоречевой и зрительной памяти, концентрации и распределения внимания, зрительно-моторной координации, пространственно-временных представлений. Недостатки саморегуляции в учебной деятельности выявляются у большинства школьников. Трудности коммуникации, саморегуляции и эмоциональные проблемы в отдельных случаях жестко связаны с характером речевого дефекта. Наличие разнообразных трудностей, типичных для задержки психического развития, определяет потребность многих детей в помощи педагога-дефектолога и использовании в обучении методов и приемов, адекватных потребностям обучающихся с ЗПР. Многообразие вариантов индивидуально-психологических проблем делает обязательным многоаспектный мониторинг развития, позволяющий определить содержание и кратность психологического сопровождения.