Найдено документов - 12 | Статьи из журнала: Вопросы психологии : научный журнал. № 3 / учредитель: Российская Академия образования; издатель: ООО "Вопросы психологии". - Москва, 2024. - 6 выпусков в год. - ISSN 0042-8841. - Текст : элект... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Мироненко, И. А. (доктор психологических наук; профессор; Санкт-Петербургский государственный университет).
Эстетическая отзывчивость и эстетическая восприимчивость: к определению понятий / И. А. Мироненко, М. В. Давидюк. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 50-59. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 57-58 (30 назв.). - References in Russian: с. 58-59 (23 names).
Эстетическая отзывчивость и эстетическая восприимчивость: к определению понятий / И. А. Мироненко, М. В. Давидюк. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 50-59. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 57-58 (30 назв.). - References in Russian: с. 58-59 (23 names).
Авторы: Мироненко, И. А., Давидюк, М. В.
Ключевые слова: психологическая эстетика, чувствительность к красоте, эстетическая восприимчивость, эстетическая отзывчивость, эстетический опыт, эстетическое отношение к миру, эстетическое переживание, эстетическое суждение
Рубрики: Психология
Психология творчества
Психология творчества
Аннотация: Рост в последние годы внимания исследователей к явлениям эстетической отзывчивости и эстетической восприимчивости, выходящий за пределы тех областей, в рамках которых эти понятия традиционно использовались (психологическая эстетика, психология искусства, психология творчества), свидетельствует об актуальности проблематики и значимости разработки вопросов, относимых к сфере эстетического отношения к миру как ресурсу личности в сложном современном мире. В статье анализируется содержание данных понятий, формирующихся в общем психологическом дискурсе и используемых в настоящее время как синонимы. Эстетическая отзывчивость/восприимчивость рассматривается как чувствительность к особому трудно формализуемому аспекту объективной действительности - красоте. Это свойство, которое может быть присуще как художнику и музыканту, так и слушателю и зрителю, может проявляться и при соприкосновении с искусством, и по отношению к природе. Эстетическая отзывчивость/восприимчивость может проявляться во всем диапазоне психического отражения, от сенсорики (красота цвета или звука) до мышления (красота теорий, идей, поэзии). Сложившаяся в литературе традиция выделения и даже противопоставления эмоционально-реактивных и когнитивных аспектов эстетической отзывчивости/восприимчивости на фоне наблюдаемого роста числа работ и их теоретико-методологического разнообразия делает целесообразным разделить указанные понятия, используя одно для обозначения способности эстетического суждения, т. е. когнитивного компонента, а другое - для обозначения эмоционального переживания прекрасного. В статье предлагаются определения эстетической отзывчивости и эстетической восприимчивости.
2. Статья из журнала
Расторгуева, Е. Н. (кандидат психологических наук; доцент; Пермский Национальный исследовательский политехнический университет).
Эмоционально-образная терапия и гештальт-терапия: возможность интеграции / Е. Н. Расторгуева. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 73-83. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 82-83 (25 назв.). - References in Russian: с. 83 (25 names).
Эмоционально-образная терапия и гештальт-терапия: возможность интеграции / Е. Н. Расторгуева. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 73-83. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 82-83 (25 назв.). - References in Russian: с. 83 (25 names).
Авторы: Расторгуева, Е. Н.
Ключевые слова: автономность, гештальт-терапиия, интеграция, клиенты, кризис психотерапии, психотерапевты, психотерапия, субъектность, эмоционально-образная терапия
Рубрики: Психология
Практическая (консультативная) психология
Практическая (консультативная) психология
Аннотация: Возросший интерес и запрос современного российского общества к практической психологии требует профессионального и качественного решения ее кризисных проблем. Одной из них является разрозненность, многоликость и необходимость интеграции различных направлений психологического консультирования и психотерапии. Статья посвящена анализу возможности непротиворечивой интеграции в практике двух направлений психотерапии: гештальт-терапии как одного из известных и признанных в мировой психотерапии, и более молодого - эмоционально-образной терапии Н. Д. Линде, которое интенсивно развивается сегодня в России и является, по словам создателя направления, "новым отечественным методом (модальностью), принадлежащим к психодинамическому направлению психотерапии", "модернизированным психоанализом". Обосновываются положительный вывод о возможности интеграции и взаимообогащения двух указанных направлений на уровне использования их методов, а также вывод о несовместимости позиции психотерапевта в них. Показано, что как в эмоционально-образной терапии признается возможность и успешность использования методов гештальт-терапии, так и гештальт-терапия может интегрировать новые разработанные методы эмоционально-образной терапии, но только при условии соблюдения своих методологических оснований. В гештальт-терапии принципиально требуется сохранение позиции равенства психотерапевта с клиентом и невмешательства психотерапевта во внутренний мир клиента на уровне жизненных решений, поэтому манипуляция его бессознательным путем трансформации образов по усмотрению психотерапевта недопустима, а соблюдение принципа автономности клиента в процессе работы имеет большое значение. Определяется и обсуждается позиция психотерапевта в эмоционально-образной терапии по отношению к клиенту на основе анализа теоретических основ данного направления и опубликованных случаев работы с клиентами. В силу того, что образы и эмоции клиента оказываются объектом изменений, прямых воздействий психотерапевта эмоционально-образной терапии без предварительного обсуждения с клиентом (аргументы не обсуждать с клиентом воздействия обосновываются в теории метода), схема общения психотерапевта с клиентом в данном направлении определена преимущественно как "субъект - объект".
3. Статья из журнала
Патраков, Э. В. (кандидат педагогических наук; доцент; Уральский федеральный университет (Екатеринбург)).
Цифровизация: цена и ценности / Э. В. Патраков, Н. Е. Водопьянова. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 16-25. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 21-24 (61 назв.). - References in Russian: с. 24-25 (41 names).
Цифровизация: цена и ценности / Э. В. Патраков, Н. Е. Водопьянова. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 16-25. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 21-24 (61 назв.). - References in Russian: с. 24-25 (41 names).
Авторы: Патраков, Э. В., Водопьянова, Н. Е.
Ключевые слова: адаптация в цифровой среде, мотивации к развитию, профессиональная деятельность, психологическая цена цифровизации, удовлетворенность работой, ценностно-смысловая регуляция поведения, цифровизация, цифровые среды
Рубрики: Психология
Общая психология
Общая психология
Аннотация: Представленное теоретическое исследование ставит вопрос о соотношении психологической цены профессиональной деятельности и ценностей в период интенсивной цифровизации. Основанием для постановки такого вопроса служит противоречие между ожиданием повышения качества коммуникации в цифровой среде вследствие внедрения компьютерно-опосредствованного взаимодействия и нарастанием трансформаций коммуникативных, когнитивных, мотивационных характеристик, усиления профессионального выгорания, снижения когнитивности и метакогнитивности. Алгоритмичность передачи цифровой информации, подаваемая иногда как инновационность, часто входит в противоречие с ценностями и этическими нормами специалистов некоторых социономических специальностей. Также в психологии обсуждается проблема формирования "расширенной личности" и нескольких схожих понятий, поскольку человек приобретает новые свойства, которые выходят за пределы его естественных возможностей. По нашему мнению, в психологической науке недостаточно активно ведется дискурс о психологической цене такого "дополнения". Таким образом, в статье выдвигается ключевая проблема ценностных детерминант как основания устойчивости и целостности личности под влиянием цифровых сред.
4. Статья из журнала
Федоров, А. А. (кандидат психологических наук; заведующий кафедрой; Новосибирский государственный университет. Кафедра клинической психологии).
Социальная информация как средство постцедентного контроля морального выбора / А. А. Федоров. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 116-123. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 123 (19 назв.).
Социальная информация как средство постцедентного контроля морального выбора / А. А. Федоров. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 116-123. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 123 (19 назв.).
Авторы: Федоров, А. А.
Ключевые слова: моральная конформность, моральное поведение, моральный выбор, наказание, подкрепление, постцедентный контроль, социальная информация
Рубрики: Психология
Социальная психология
Социальная психология
Аннотация: В исследовании изучается влияние социальной информации, предоставляемой после принятия морального решения, на моральное поведение. Проверяется гипотеза о том, что такая информация может функционировать как подкрепление или наказание в зависимости от того, совпадает ли выбор участника с мнением большинства или меньшинства. Эксперимент включал 370 участников и использовал 24 моральные дилеммы, в которых участники должны были выбрать между консеквенциалистскими (оценка действия по его последствиям) и деонтологическими (выполнение предписанных норм и требований) исходами. Участники случайным образом были разделены на три группы: в первой группе подкреплялись консеквенциалистские реакции и наказывались деонтологические, во второй - наоборот, а в контрольной группе постцедентный контроль не применялся. Результаты показали, что социальная информация, предоставляемая после выбора, оказывает значительное влияние на временную динамику моральных реакций, усиливая различия между группами с течением времени. Полученные данные свидетельствую о том, что социальная информация, сообщающая о соответствии некоторого действия поведению большинства или меньшинства, может выступать как средство постцедентного контроля морального выбора.
5. Статья из журнала
Гаврилова, Е. В. (кандидат психологических наук; заведующая лабораторией; Московский государственный психолого-педагогический университет. Лаборатория исследования когнитивных и коммуникативных процессов у подростков и юношей при решении игровых и учебных задач в цифровых средах).
Различия в лингвистических способностях между студентами старших и младших курсов / Е. В. Гаврилова, Е. А. Шепелева. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 40-49. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 48-49 (28 назв.). - References in Russian: с. 49 (6 names). - a-табл.
Различия в лингвистических способностях между студентами старших и младших курсов / Е. В. Гаврилова, Е. А. Шепелева. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 40-49. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 48-49 (28 назв.). - References in Russian: с. 49 (6 names). - a-табл.
Авторы: Гаврилова, Е. В., Шепелева, Е. А.
Ключевые слова: изучение иностранных языков, когнитивные способности, лингвистические способности, личностные черты, мотивационные установки, опыт изучения, студенты
Рубрики: Психология
Отраслевая психология
Отраслевая психология
Аннотация: Исследование посвящено оценке связей лингвистических способностей с различными психологическими переменными, такими как абстрактный и вербальный интеллект, личностные черты и типы учебной мотивации. Эти связи рассматриваются на общей выборке студентов факультетов иностранных языков и на выборках учащихся старших и младших курсов отдельно, т. е. с учетом опыта изучения респондентами иностранного языка. Испытуемые выполняли четыре лингвистических теста, направленных на оценку уровня развития их языковых компетенций, а также тесты общего и вербального интеллекта, заполняли опросники личностных черт и мотивационных установок. Было показано, что характер корреляций между лингвистическими способностями и различными психологическими переменными определяется как спецификой конкретных языковых тестов, так и опытом изучения иностранного языка. Так, связи показателей абстрактного интеллекта со всеми лингвистическими показателями выявляются только у учащихся младших курсов. В то же время было установлено, что способность выводить лингвистические умозаключения обнаруживает значимую положительную связь с личностной чертой Сознательность только у испытуемых младших курсов, в то время как эта же способность связана с познавательной мотивацией, а также с мотивацией саморазвития и самопознания у студентов старших курсов. Полученные результаты обсуждаются в контексте специфики конкретных языковых способностей, а также опыта изучения языка.
6. Статья из журнала
Цапенко, А. В. (кандидат психологических наук; руководитель центра; Центр психологической безопасности (Ростов-на-Дону)).
Психокоррекция навязчивого повторения: от гипотезы к методу / А. В. Цапенко. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 97-106. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 105-106 (31 назв.). - References in Russian: с. 106 (26 names).
Психокоррекция навязчивого повторения: от гипотезы к методу / А. В. Цапенко. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 97-106. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 105-106 (31 назв.). - References in Russian: с. 106 (26 names).
Авторы: Цапенко, А. В.
Ключевые слова: вопрос психотравмы, навязчивое повторение, проработка психотравмы, психокоррекция, психотравмирующие события, психотравмы
Рубрики: Психология
Медицинская психология
Медицинская психология
Аннотация: Рассматривается проблема навязчивого повторения, выраженного в бессознательном воспроизведении негативных жизненных ситуаций, которые оказывают деструктивное влияние на жизнь субъекта. Выдвигается гипотеза о том, что источником навязчивого повторения могут выступать фиксация на вопросе, возникшем бессознательно, в какой-либо ситуации, и определенная оценка этой ситуации, которые делают данное событие психотравмирующим, т. е. приводят к психотравме. Описывается авторский метод психокоррекции навязчивого повторения, названный эвентлевелингом - событийным выравниванием, задача которого - помочь человеку найти ответ на вопрос его психотравмы. Высказывается допущение о возможности применения данного метода при работе с различными расстройствами и состояниями, являющимися последствиями психотравмы.
7. Статья из журнала
Долганов, Д. Н. (доктор психологических наук; доцент; Тюменский государственный университет).
Профессиональная идентичность будущих психологов на разных уровнях подготовки в вузе / Д. Н. Долганов, К. А. Володина, И. В. Васильева. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 26-39. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 37-38 (30 назв.). - References in Russian: с. 38-39 (21 names). - a-табл.
Профессиональная идентичность будущих психологов на разных уровнях подготовки в вузе / Д. Н. Долганов, К. А. Володина, И. В. Васильева. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 26-39. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 37-38 (30 назв.). - References in Russian: с. 38-39 (21 names). - a-табл.
Авторы: Долганов, Д. Н., Володина, К. А., Васильева, И. В.
Ключевые слова: качество образования, корреляционный анализ, образование, отношение к профессии, профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, психология образования, студенты-психологи, уровни обучения
Рубрики: Психология
Отраслевая психология
Отраслевая психология
Аннотация: В настоящее время является актуальным вопрос о проявлении и формировании профессиональной идентичности будущих специалистов в условиях современной системы образования. Необходимо новое осмысление специфики профессионального самоопределения и развития будущих специалистов в области социальной сферы. В исследовании приняли участие студенты бакалавриата (149 человек) и магистратуры (38 человек) Тюменского государственного университета, обучающиеся по направлению "Психология". Для сбора данных были использованы Методика изучения профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер и Опросник профессиональной идентичности студентов - будущих психологов У. С. Родыгиной. Было показано, что в целом студенты демонстрируют диффузную профессиональную идентичность. У студентов II и III курсов бакалавриата эмоции, связанные с будущей профессией, носят менее позитивный характер в сравнении с эмоциями студентов I и IV курсов, а также I и II курсов магистратуры. Такой кризис профессиональной идентичности студентов бакалавриата требует внимания к организации учебной и воспитательной работы со стороны профессорско-преподавательского состава.
8. Статья из журнала
Братусь, Б. С. (доктор психологических наук; профессор; МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет психологии).
Проблема души в психологии / Б. С. Братусь. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 3-15. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 13-14 (36 назв.). - References in Russian: с. 14-15 (36 names).
Проблема души в психологии / Б. С. Братусь. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 3-15. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 13-14 (36 назв.). - References in Russian: с. 14-15 (36 names).
Авторы: Братусь, Б. С.
Ключевые слова: бытие, духовность, душа, история психологии, личность, методология науки, психика, смысл, философия психологии
Рубрики: Психология
История психологии
История психологии
Аннотация: Рождение психологии как науки знаменовалось полтора столетия назад решительным отказом ученых от рассмотрения души в качестве предмета изучения и постановкой взамен отдельных психических функций сознания, поведения, деятельности и т. п. В статье рассматриваются историко-философские причины и следствия этого отказа. Показана многоаспектность и противоречивость понимания души, отнесенность этого понятия не только к религиозно-идеалистическим, но и к конкретно-повседневным проявлением, изучение которых остается существенным вектором развития психологической науки и практики, несмотря на вытеснение самих слов "душа", "душевный". Обсуждаются возможности и условия легализации и возвращения обновленного понятия о душе в тезаурус современной психологии. Анализируется роль философии в установлении взаимоотношений метафизического и психологического уровней понимания души, их связи с самосознанием и реальной жизнью человека.
9. Статья из журнала
Арестова, О. Н. (кандидат психологических наук; доцент; МГУ им. М. В. Ломоносова).
Особенности познавательной деятельности у лиц с выраженными чертами Темной Триады / О. Н. Арестова, А. И. Морозова. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 84-96. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 94-96 (44 назв.). - References in Russian: с. 96 (22 names). - a-табл.
Особенности познавательной деятельности у лиц с выраженными чертами Темной Триады / О. Н. Арестова, А. И. Морозова. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 84-96. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 94-96 (44 назв.). - References in Russian: с. 96 (22 names). - a-табл.
Авторы: Арестова, О. Н., Морозова, А. И.
Ключевые слова: Темная триада, единство аффекта и интеллекта, личностные черты, макиавеллизм, нарциссизм, познавательная деятельность, психопатия, творческая деятельность, эмоциональное реагирование
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология личности
Аннотация: Работа посвящена изучению когнитивной и творческой специфики лиц с различными вариантами выраженности свойств Темной триады, а также особенностей регуляторных механизмов в познавательной и мнемической деятельности. В исследовании участвовали 60 испытуемых, применялись опросники и проективные методики. Получены данные о существовании трех вариантов выраженности свойств Темной триады, различающихся преобладанием макиавеллизма, нарциссизма или психопатии. Описаны различия в представленности свойств Темной триады в зависимости от пола: у мужчин чаще выражены психопатия и макиавеллизм, чем у женщин. Обнаружены характерные для каждого из вариантов Темной триады формы эмоционального реагирования, связанные с мыслительными, мнемическими и креативными проявлениями. При доминировании макиавеллизма и психопатии эмоциональные, а также познавательные процессы сходны, но значительно отличаются от таковых при преобладании нарциссизма. Грубые нарушения мышления наиболее характерны для психопатического варианта Темной триады. В меньшей степени нарушается логика мышления при выраженности нарциссизма и макиавеллизма. Внутриличностная конфликтность наиболее высока при доминировании психопатии. В случае высокого уровня макиавеллизма или нарциссизма личностная структура в целом более гармонична в силу большей согласованности имплицитной и эксплицитной презентации свойств личности. Значимо выраженным личностным свойством при нарциссизме является эгоцентричность, тогда как с макиавеллизмом и психопатией связан комплекс агрессивности и глубинной тревожности, не презентированной на уровне осознания. Преобладание психопатии в чертах Темной триады связано с наименьшей социальной адаптацией, тогда как наиболее благополучным в личностном плане и для социальной адаптации выглядит преобладание нарциссизма.
10. Статья из журнала
Собкин, В. С. (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; руководитель центра; Институт управления образованием РАО. Центр социологии образования; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований. Центр социокультурных проблем современного образования).
Опыт психологического анализа взаимодействия студента-актера с педагогом в ходе репетиционного процесса / В. С. Собкин, Н. Л. Савченко. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 60-72. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 71-72 (29 назв.). - References in Russian: с. 72 (25 names).
Опыт психологического анализа взаимодействия студента-актера с педагогом в ходе репетиционного процесса / В. С. Собкин, Н. Л. Савченко. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 60-72. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 71-72 (29 назв.). - References in Russian: с. 72 (25 names).
Авторы: Собкин, В. С., Савченко, Н. Л.
Ключевые слова: актерские приемы, внутреннее самочувствие, индивидуальный подход, комментарии педагогов, коммуникативные действия, контакт со зрителем, обучение актерскому мастерству, освоение роли, педагоги, перевоплощение, передача опыта, понимание смысла, построение характера персонажа, предметные действия, репетиционный процесс, роль, стенограммы репетиций, студенты-актеры, театральная педагогика
Рубрики: Психология
Психология творчества
Психология творчества
Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам психологии актера, которые необходимо учитывать в практике обучения актерскому мастерству. На материале анализа стенограмм репетиций О. П. Табакова со студентами-актерами рассматриваются психологические особенности процесса работы над ролью. Это позволяет уточнить ряд аспектов, связанных с психотехникой актерского перевоплощения. Особое внимание уделено проблеме актерского действия, взаимоотношениям между персонажами, представлениям о характере персонажа, работе со смыслами. Проведен анализ разнообразных психолого-педагогических приемов обучения будущих актеров: дается содержательная характеристика особенностей ориентировочно-планирующей, исполнительской и контролирующей фаз в деятельности педагога, рассматриваются психотехнические особенности таких приемов, как "показ", внутренний монолог, темпо-ритмическая организация эмоциональной партитуры роли и др. Установлено, что в основе обучения актерскому мастерству лежит представление о многоуровневом характере психологического процесса освоения роли, где важное место занимает сложная динамика смыслообразования посредством построения действий с предметами, действий общения, обыгрывания конфликтных ситуаций в логике драматургических событий. Важно подчеркнуть, что педагог в своей работе постоянно опирается на сопоставление реалий пьесы, личного опыта ученика и общекультурного контекста. При этом доминирующее значение на разных этапах обучения имеют ценностно-целевые ориентиры, касающиеся морально-этического и художественного развития личности учеников.
11. Статья из журнала
Мезенцева, A. A. (кандидат исторических наук; младший научный сотрудник; Институт экологии и антропологии РАН).
Выражение эмоций посредством мимики: эволюционные механизмы и современные методы исследований / A. A. Мезенцева, В. В. Ростовцева, Э. Р. Имамеев. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 107-115. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 113-115 (63 назв.). - References in Russian: с. 115 (5 names).
Выражение эмоций посредством мимики: эволюционные механизмы и современные методы исследований / A. A. Мезенцева, В. В. Ростовцева, Э. Р. Имамеев. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 107-115. - ISSN 0042-8841. - Библиогр.: с. 113-115 (63 назв.). - References in Russian: с. 115 (5 names).
Авторы: Мезенцева, A. A., Ростовцева, В. В., Имамеев, Э. Р.
Ключевые слова: выражение эмоций, мимика, нейробиологические механизмы, распознавание эмоций, эмоциональные реакции
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Психические процессы и состояния
Аннотация: Мимика играет ключевую роль в коммуникации, превосходя по информативности другие невербальные средства. В последние годы наблюдается значительный рост интереса к изучению связи между эмоциональными состояниями и мимикой, что подтверждается десятками исследований, посвященных этой теме. Особую популярность приобретают модели распознавания эмоций на основе нейронных сетей, которые находят применение в различных сферах: нейромаркетинговых исследованиях, веб-сервисах и приложениях для смартфонов, а также в игровой индустрии для управления эмоциями игроков с помощью сюжета и игровых механик. Статья представляет собой обзор исследований, посвященный разносторонним аспектам детекции мимических движений. В ней рассматривается ряд факторов, участвующих в формировании мимических выражений, среди которых нейронные механизмы, лежащие в основе эмоционального отклика, а также культурные и индивидуальные особенности эмоциональных реакций. Особый акцент в статье делается на подходах к изучению эмоций, выраженных с помощью мимики. Также в работе рассматриваются возможности использования современных технологий для анализа и интерпретации мимической экспрессии.
12. Статья из журнала
Ланцова, С. В. (научный сотрудник; аспирант; Ивановский государственный университет).
Адаптация русскоязычной версии Шкалы просоциальности подростков / С. В. Ланцова, Е. А. Шмелева, П. А. Кисляков. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 124-138. - ISSN 0042-8841. - Прил.: с. 138. - Библиогр.: с. 135-137 (41 назв.). - References in Russian: с. 137 (12 names).
Адаптация русскоязычной версии Шкалы просоциальности подростков / С. В. Ланцова, Е. А. Шмелева, П. А. Кисляков. - Текст : электронный
// Вопросы психологии. - 2024. - № 3. - С. 124-138. - ISSN 0042-8841. - Прил.: с. 138. - Библиогр.: с. 135-137 (41 назв.). - References in Russian: с. 137 (12 names).
Авторы: Ланцова, С. В., Шмелева, Е. А., Кисляков, П. А.
Ключевые слова: адаптация методик, подростки, просоциальное поведение, просоциальные действия, просоциальные чувства, русскоязычные версии методик
Рубрики: Психология
Социальная психология
Социальная психология
Аннотация: Изучение феномена просоциального поведения подростков требует адекватных методик для его измерения. Представлено пилотажное исследование адаптации на российской выборке подростков Шкалы просоциальности, разработанной Дж. Капрарой. Опросник состоит из 16 пунктов и включает две шкалы: просоциальные действия и просоциальные чувства. Исследование проведено на выборке из 430 учащихся средних школ в возрасте от 12 до 17 лет. Предварительные психометрические характеристики русскоязычной версии, названной авторами Шкалой просоциальности подростков, подтвердили ее двухфакторную структуру, надежность, согласованность и валидность. Посредством рангово-бисериальной корреляции выявлена связь между полом и просоциальностью подростков; у подростков женского пола поведенческие тенденции и эмпатические реакции проявляются в большей степени. С использованием метода математического сравнения обнаружилась тенденция к повышению уровня просоциальности к старшему подростковому возрасту, когда происходит интенсивное развитие социокогнитивных процессов, усвоение социальных представлений, что является важным условием развития просоциальных тенденций. Результаты адаптации русскоязычного варианта Шкалы просоциальности подтверждают пригодность ее использования для российских подростков. Обозначены перспективы прикладного применения Шкалы просоциальности для диагностики, исследования и коррекции их поведенческого развития.