Выбор БД
Сортировать по:
12
1. Статья из журнала
bookCover
Чуркина, А. С. (старший преподаватель; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Факультет летних олимпийских видов спорта. Кафедра теории и методики гимнастики (Санкт-Петербург)).
Формирование эмоциональной устойчивости у спортсменов, специализирующихся в парно-групповых акробатических упражнениях / А. С. Чуркина, С. А. Романченко, М. А. Рогожников. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 47-49. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 49 (5 назв.). - 1 фот., 2 табл.
Авторы: Чуркина, А. С., Романченко, С. А., Рогожников, М. А.
Ключевые слова: спортивная психология, исследования, спортивная акробатика, акробатика, юные акробатки, акробатки, педагогические эксперименты, парная акробатика, групповая акробатика, женская акробатика, парно-групповая акробатика, парно-групповые акробатические упражнения, акробатические упражнения, эмоциональная устойчивость акробаток, психоэмоциональная устойчивость акробаток, психоэмоциональное состояние акробаток, психология спортсменов, акробаты-девушки, девушки-акробаты, женская парная акробатика, женская групповая акробатика, тестирование акробаток, тесты-опросники, анкетирование акробаток, опросы акробаток, личность спортсменок, уровень эмоциональной устойчивости, опросники-тесты, оценка уровня психоэмоционального состояния, парно-групповые акробатки, психологическая подготовка акробаток, учебно-тренировочный процесс, тренировочный процесс акробаток, социально-психологические тренинги, психологические тренинги, тренинги, реактивная тревожность акробаток, тревожность акробаток, соревновательная результативность акробаток
Рубрики: Психология
Психология спорта
Физическая культура и спорт
Гимнастика
Аннотация: Цель исследования - повысить показатели эмоциональной устойчивости парно-групповых акробатов и результативность соревновательной деятельности на основе учета индивидуальных и типологических показателей. С целью повышения эмоциональной устойчивости у 16 парно-групповых акробатов, в их учебно-тренировочный процесс, в течение 12 недель с ноября 2023 по февраль 2024 года была внедрена разработанная программа социально-психологического тренинга "Эмоциональная устойчивость акробатов". Возраст 11-15 лет, выступающих по программе I взрослого разряда и КМС. Уровень эмоциональной устойчивости в среднем повысился на 14, 82 %. Так, реактивная тревожность спортсменов, определяющая уровень тревожности в данный момент времени, снизилась на 18, 11 %, личностная - на 9, 71 %, соответственно. Показатели мотивационной сферы повысились на 12, 32 %, а нервно психической устойчивости - улучшились на 19, 14 %, что положительно отразилось на результативности выполнения соревновательных композиций, в среднем увеличившись на 1, 5 балла.
2. Статья из журнала
bookCover
Лан Вэйань (аспирант; Московский государственный университет спорта и туризма).
Формирование профессиональных компетенций будущих тренеров по баскетболу в университетах КНР / Лан Вэйань. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 13. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 13 (2 назв.).
Авторы: Лан Вэйань
Ключевые слова: исследования, китайское высшее образование, китайское образование, китайское спортивное образование, китайские вузы, китайские университеты, вузы, высшие учебные заведения, университеты, подготовка кадров, тренерские кадры, китайские тренерские кадры, подготовка китайских тренерских кадров, подготовка тренерских кадров, будущие тренеры по баскетболу, китайские будущие тренеры по баскетболу, тренеры по баскетболу, баскетбольные тренеры, профессиональные компетенции будущих тренеров, формирование профессиональные компетенций, баскетбол, студенты китайских вузов, китайские студенты, китайские образовательные программы, образовательные программы, подготовка тренеров, профессиональная подготовка тренеров, профессиональная подготовка китайских тренеров, программы подготовки тренеров, китайские программы подготовки тренеров, тренерская деятельность
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - провести анализ процесса формирования профессиональных компетенций будущих тренеров по баскетболу в университетах КНР. Анализировалась структура образовательных программ в Китае и их соответствие современным требованиям профессиональной подготовки тренеров, а также применяемые в процессе обучения средства и методы. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что образовательные программы подготовки тренеров по баскетболу в университетах КНР обладают высоким потенциалом для формирования профессиональных компетенций необходимых для успешной тренерской деятельности.
3. Статья из журнала
bookCover
Соболева, Е. А. (аспирант; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Институт спорта. Отделение летних олимпийских видов спорта. Кафедра теории и методики гимнастики (Санкт-Петербург)).
Формирование артистизма в художественной гимнастике с учетом объективных факторов успешности создания спортсменкой двигательного образа под музыку / Е. А. Соболева, Е. Н. Медведева, Е. С. Сиротина. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 19-21. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 21 (5 назв.). - 1 фот., 1 рис.
Авторы: Соболева, Е. А., Медведева, Е. Н., Сиротина, Е. С.
Ключевые слова: исследования, художественная гимнастика, гимнастки-художницы, артистическая подготовленность гимнасток-художниц, артистизм гимнасток-художниц, формирование артистизма гимнасток-художниц, подготовка гимнасток-художниц, исполнительское мастерство гимнасток-художниц, соревновательная деятельность гимнасток-художниц, соревновательные композиции, музыкальное сопровождение, учебно-тренировочный процесс, тренировочный процесс, тренировочная деятельность гимнасток-художниц, двигательная выразительность гимнасток-художниц
Рубрики: Физическая культура и спорт
Гимнастика
Аннотация: Цель исследования - научная разработка методики формирования артистизма в художественной гимнастике на основе учета объективных факторов успешности создания спортсменкой двигательного образа под музыку. Для достижения цели применялся комплекс научных методов и технологий исследования: анализ специальной литературы и программных документов; педагогические наблюдения за тренировочным процессом (n=90) и соревновательной деятельностью (n=48) в художественной гимнастике; методики определения факторов успешности согласования движений гимнасток с музыкой на основе применения электроэнцефалографии (ЭЭГ), технологии виброизображения, аппаратно-программного комплекса "СИГВЕТ-КОМАНДА"; моделирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. На основе применения комплекса современных диагностических методик были конкретизированы факторы, обуславливающие качество восприятия и успешность создания спортсменками двигательного образа под музыку в художественной гимнастике. Это позволило конкретизировать направленность педагогических воздействий в процессе формирования артистизма и разработать методику, обеспечивающую повышение исполнительского мастерства спортсменок в перспективе.
4. Статья из журнала
bookCover
Фитнес-технологии как средство развития координационных способностей и повышения эффективности игровых действий баскетболистов 11-12 лет / Е. Г. Сайкина, А. В. Овчинникова, И. И. Кипрушина, В. П. Овчинников. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 34-37. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 36-37 (6 назв.). - 1 фот., 1 рис., 3 табл.
Авторы: Сайкина, Е. Г., Овчинникова, А. В., Кипрушина, И. И., Овчинников, В. П.
Ключевые слова: исследования, баскетбол, баскетболисты, занятия баскетболом, юные баскетболисты, подготовка баскетболистов, фитнес-технологии, игровые действия юных баскетболистов, эффективность игровых действий баскетболистов, координационные способности юных баскетболистов, программы, спортивные программы, развитие координационных способностей, средства фитнеса, применение фитнес-технологий, учебно-тренировочный процесс, тренировочный процесс юных баскетболистов, тренеры по баскетболу, баскетбольные тренеры, анкетирование тренеров, опросы тренеров, тренировки юных баскетболистов, тестирование баскетболистов, тестирование юных баскетболистов, педагогические эксперименты, техника баскетбола, показатели координационных способностей, показатели игровых действий
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивные игры
Аннотация: Цель исследования - разработать программу по баскетболу с применением фитнес-технологий, направленных на развитие координационных способностей и экспериментально проверить ее влияние на эффективность показателей игровых действий баскетболистов 11-12 лет. Проведен теоретический анализ научно-методической литературы, опрос тренеров, педагогические наблюдения с использованием стенографической записи игр, педагогический анализ основных технических элементов программы по баскетболу, тестирование координационных способностей и показателей игровых действий, педагогический эксперимент. Определены наиболее эффективные упражнения из разных видов фитнеса, которые были положены в основу разработки фитнес-технологий, целенаправленно развивающих наиболее значимые для юных баскетболистов координационные способности и используемые в подготовительной и заключительной частях тренировки. Это позволило разработать программу по баскетболу "Баскетбол с применением фитнес-технологий" для начального этапа подготовки с приоритетным развитием координационных способностей. В ходе педагогического эксперимента определена ее эффективность на развитие координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма, функции равновесия, мышечного расслабления, а также обосновано ее влияние на результативность игровых действий спортсменов-баскетболистов 11-12 лет.
5. Статья из журнала
bookCover
Маскаева, Т. Ю. (кандидат педагогических наук; доцент; Российский университет транспорта. Кафедра "Физическая культура и спорт" (Москва)).
Уровень физической подготовленности студенток, занимающихся разными видами физкультурно-спортивной направленности / Т. Ю. Маскаева, Н. Г. Михайлов, С. И. Алексеева. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 37. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 37 (1 назв.).
Авторы: Маскаева, Т. Ю., Михайлов, Н. Г., Алексеева, С. И.
Ключевые слова: исследования, транспортные вузы, университеты транспорта, вузы, высшие учебные заведения, московские вузы, студентки вузов, студентки транспортных вузов, студентки первых курсов, первокурсницы, московские студентки, физическая подготовленность студенток, уровень физической подготовленности, занятия видами физкультурно-спортивной направленности, виды физкультурно-спортивной направленности, кафедры вузов, физическое воспитание студенток, вузовское физическое воспитание, учебно-тренировочные нагрузки, тестирование студенток, педагогические эксперименты, подготовка кадров, двигательная активность студенток, студентки-первокурсницы, выбор вида физкультурно-спортивной направленности, занятия физической культурой, спортизация физического воспитания, физическая активность студенток
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - определить уровень физической подготовленности студенток, занимающихся разными видами физкультурно-спортивной направленности. Научная работа проводилась на базе кафедры физической культуры и спорта Российского университета транспорта, в котором приняли участие девушки 1-го курса в возрасте 17-19 лет. Студентки с учетом своих интересов были распределены в группы по видам физкультурно-спортивной направленности: группа 1 занималась в отделении "аэробика", группа 2 - атлетической гимнастикой, группа 3 - общей физической подготовкой с элементами легкой атлетики и спортивных игр, группа 4 - плаванием. Занятия физической культурой по выбору позволяют повысить уровень физической подготовленности студенток по основным физическим качествам, что решает задачу всестороннего физического развития учащихся. Свободный выбор вида физкультурно-спортивной направленности в рамках обязательных занятий по физической культуре в вузе является значимым условием повышения интереса студенток к двигательной активности и большей вовлеченности их в занятия физической культурой.
6. Статья из журнала
bookCover
Чурсин, В. А. (старший преподаватель; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики конькобежного спорта, фигурного катания на коньках и керлинга (Москва)).
Тактические варианты прохождения дистанции командной гонки преследования в конькобежном спорте / В. А. Чурсин, К. В. Давлетгареев. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 14-16. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 16 (6 назв.). - 1 фот., 2 рис., 3 табл.
Авторы: Чурсин, В. А., Давлетгареев, К. В.
Ключевые слова: корейские олимпиады, южнокорейские олимпиады, южнокорейские олимпийские игры, олимпийские игры, корейские олимпийские игры, зимние олимпийские игры, олимпиады, зимние олимпиады, пхенчханские олимпиады, китайские олимпийские игры, китайские олимпиады, пекинские олимпийские игры, пекинские олимпиады, исследования, конькобежный спорт, командные гонки преследования, конькобежные командные гонки преследования, конькобежные соревнования, высококвалифицированные конькобежки, ведущие конькобежки мира, конькобежки мира, конькобежные команды, участницы конькобежных соревнований, соревновательная деятельность ведущих конькобежек, прохождение конькобежных дистанций, конькобежные дистанции, скорость конькобежек, мировые конькобежные соревнования
Рубрики: Физическая культура и спорт
Зимний спорт
Аннотация: Цель исследования - выявить основные тактические варианты и динамику временных параметров по отрезкам прохождения дистанции командной гонки преследования у ведущих конькобежек мира на примере анализа выступления сильнейших конькобежцев (женщин) мира на Зимних Олимпийских играх 2018 и 2022 гг. На начальном этапе проводился сбор и анализ информации из научной литературы по изучаемому вопросу. На втором этапе был проведен непосредственно педагогический эксперимент: видеоанализ соревновательной деятельности спортсменов и анализ официальных протоколов соревнований. На третьем этапе обработку полученных результатов, оценку тактических вариантов прохождения дистанции командной гонки преследования и формулировку выводов проводили на заключительном этапе. Исследование проводилось с февраля 2023 по декабрь 2023 г. Проведенный анализ и оценка используемых тактических вариантов прохождения дистанции командной гонки преследования у сильнейших команд мира показали, что стабильно придерживаться выбранной тактики, отрабатывая ее в ходе подготовки к крупным международным соревнованиям можно только при условии комплектования состава команды сильнейшими спортсменками, входящими в число лидеров в индивидуальных соревнованиях на длинных дистанциях; ровного состава, способного вести "аэродинамичную" работу в команде на дистанции без разрыва между спортсменками; стабильности состава команды, отсутствии его изменения в течение сезона или даже двух сезонов.
7. Статья из журнала
bookCover
Рыжкова, Л. Г. (доктор педагогических наук; доцент; профессор; заведующий; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Тренерский факультет. Кафедра теории и методики фехтования, современного пятиборья и стрелковых видов спорта (Москва)).
Судейские решения по оценкам боевых схваток с учетом использования видеоповторов в соревнованиях по фехтованию на саблях / Л. Г. Рыжкова, А. А. Осипова, В. В. Шамис. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 28-29. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 29 (3 назв.). - 1 фот., 1 рис.
Авторы: Рыжкова, Л. Г., Осипова, А. А., Шамис, В. В.
Ключевые слова: исследования, фехтование на саблях, высококвалифицированные фехтовальщики, фехтовальщики, летние олимпийские игры, олимпийские игры, токийские олимпийские игры, японские олимпийские игры, японские олимпиады, токийские олимпиады, олимпиады, летние олимпиады, фехтовальные поединки, соревновательная деятельность фехтовальщиков, фехтовальные бои, фехтовальные соревнования, международные фехтовальные соревнования, сабельное фехтование, фехтовальное противоборство, спортивное судейство, фехтовальное судейство, фехтовальные схватки, оценки фехтовальных схваток, фехтовальные судейские решения, судейские решения по фехтованию, видеоповторы, использование видеоповторов, пересмотры оцененных фехтовальных схваток, спортивное фехтование, судейство фехтовальных поединков
Рубрики: Физическая культура и спорт
Фехтование и рукопашный бой
Аннотация: Цель исследования - определить соотношения судейских решений, связанных с несогласием спортсменов и их требованиями пересмотра оцененных фехтовальных схваток, а также обращений самих арбитров к видеоповтору для объективизации собственных решений. Для достижения цели исследования использовался метод педагогического наблюдения (анализ видеозаписей боев), который позволяет проводить исследования без вмешательства в соревновательную деятельность, оценивать действия сразу двух спортсменов и арбитра. Оценка состава средств соревновательной деятельности выполнялась у всех участников Олимпиады-2020 в Токио. Последующая расшифровка видеозаписей боев при помощи нотационно-графических символов, позволила выявить особенности в судейских решениях по оценке фехтовальных схваток на протяжении всех этапов соревновательного противоборства. Проведенное исследование позволяет судить о высоком профессионализме судейской коллегии, которая обеспечила максимально объективное судейство фехтовальных поединков на Олимпийских играх в Токио. В большинстве случаев судейские решения по оценке фехтовальных схваток не вызывали несогласия со стороны спортсменов (87, 83 %). И только в 12 % (12, 17 %) случаев судейские решения принимались с использованием видеоповтора, из которых 8, 57 % были выполнены по требованию спортсменов, не согласных с мнением арбитра, и только 3, 59 % - были выполнены по желанию самих судей, чтобы пересмотреть и убедиться в правильности собственного решения. Из 8, 57 % судейских решений, выполненных после просмотра видеоповтора по требованию спортсменов, только в 1, 29 % случаев решение арбитра было изменено в пользу заявителя. При этом в 7, 28 % случаев первоначальные судейские решения оставались неизменными.
8. Статья из журнала
bookCover
Чуринов, А. А. (старший преподаватель; Петрозаводский государственный университет. Институт физической культуры, спорта и туризма. Кафедра физической культуры).
Сравнительная характеристика программ обучения по физической культуре и спорту (волейбол) в университетах Кореи и России / А. А. Чуринов. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 77-79. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 79 (2 назв.). - 1 фот., 1 табл., 4 диаграммы.
Авторы: Чуринов, А. А.
Ключевые слова: исследования, российские вузы, петрозаводские вузы, южнокорейские вузы, корейские вузы, вузы, высшие учебные заведения, студенты вузов, южнокорейские студенты, корейские студенты, петрозаводские студенты, российские студенты, занятия физической культурой, вузовское физическое воспитание, физическое воспитание студентов, занятия волейболом, волейбол, программы обучения волейболу, университеты, тренировочные занятия, учебные дисциплины, вузовские учебные дисциплины, образовательные программы, вузовские образовательные программы, обучение волейболу, российские программы обучения волейболу, южнокорейские программы обучения волейболу, корейские программы обучения волейболу, анкетирование студентов, анализ программ обучения волейболу, сравнительный анализ программ обучения волейболу
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - провести сравнительный анализ программ обучения волейболу в университетах Кореи и России для выявления эффективных подходов, которые могут быть адаптированы и использованы в обеих образовательных системах. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: просмотр и анализ учебно-тренировочных занятий по волейболу студентов Петрозаводского государственного университета и южнокорейского университета "Сувон", теоретический разбор и обобщение научно-методической литературы. Гипотеза исследования: сравнительный анализ программ обучения волейболу в университетах Кореи и России позволяет выявить эффективные методики, подходы и инновации, которые могут быть использованы для улучшения учебных процессов в обеих странах. Проведен сравнительный анализ программ подготовки студентов по направлению волейбол. Оценен уровень удовлетворенности преподаванием дисциплины среди студентов.
9. Статья из журнала
bookCover
Люй Гуанчао (аспирант; Московский государственный университет спорта и туризма).
Сравнительная оценка специальной физической подготовленности китайских и российских хоккеистов на тренировочном этапе спортивной подготовки / Люй Гуанчао. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 40. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 40 (2 назв.).
Авторы: Люй Гуанчао
Ключевые слова: исследования, хоккей, хоккеисты, юные хоккеисты, китайский хоккей, китайские юные хоккеисты, российские юные хоккеисты, российский хоккей, подготовка хоккеистов, подготовка юных хоккеистов, физическая подготовленность юных хоккеистов, специальная физическая подготовленность юных хоккеистов, тестирование юных хоккеистов, детско-юношеский спорт, китайский детско-юношеский спорт, российский детско-юношеский спорт, тренировочный этап спортивной подготовки, оценка специальной физической подготовленности, педагогические эксперименты, спортивные школы, китайские спортивные школы, скоростные способности юных хоккеистов, координационные способности юных хоккеистов
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивные игры
Аннотация: Цель исследования - провести контрольно-педагогические испытания и сравнить показатели специальной физической подготовленности китайских хоккеистов на тренировочном этапе спортивной подготовки. Оценка специальной физической подготовленности 248 юных хоккеистов 11-12 лет осуществлялась на базах спортивных школ Китая в течение 2023/2024 гг. В качестве основного средства оценки физической подготовленности юных хоккеистов выступили контрольно-педагогические испытания (тесты: бег на коньках 30 метров; челночный бег на коньках 6x9 метров; бег на коньках слаломный в ведением шайбы. Представленные контрольные упражнения позволили определить соответствие китайских хоккеистов требованиям предъявляемых к российским спортсменам на тренировочном этапе спортивной подготовки и на этой основе сформировать методические рекомендации для повышения уровня специальной подготовленности. Для оценки специальной физической подготовленности хоккеистов на тренировочном этапе необходимо применять упражнения, позволяющие выявить показатели развития скорости, координационных способностей и техники передвижения на коньках и владения клюшкой.
10. Статья из журнала
bookCover
Галеев, И. Ш. (кандидат педагогических наук; доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Кафедра педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта (Казань)).
Реализация аксиологического подхода в преподавании физической культуры в вузе / И. Ш. Галеев, А. З. Минигалеева, Ш. Р. Юсупов. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 68-70. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 70 (7 назв.). - 1 фот.
Авторы: Галеев, И. Ш., Минигалеева, А. З., Юсупов, Ш. Р.
Ключевые слова: исследования, аксиологический подход, вузы, высшие учебные заведения, студенты вузов, вузовское физическое воспитание, физическое воспитание студентов, занятия физической культурой, преподавание физической культуры, ценности физкультурно-оздоровительной деятельности, подготовка кадров, физкультурно-оздоровительная деятельность, психоэмоциональные ценности физкультурно-оздоровительной деятельности, реализация аксиологического подхода
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - теоретически обосновать применение аксиологического подхода в преподавании физической культуры в вузе. Научная работа по изучению аксиологического подхода к преподаванию физической культуры в вузе проводилась в течение 2020-2023 гг. и предполагала реализацию ряда научных методов сбора и анализа информации (изучение литературных источников, беседы и наблюдение за студентами вузов, серьезно занятых в спорте; и так далее). Методологической основой исследования являются принципы теории ценностных оснований физической культуры В. К. Бальсевича и Л. И. Лубышевой, структуры направленности личности К. К. Платонова и др. Определены основные противоречия, препятствующие пониманию студентами сущности и объективной важности ценностей физкультурно-оздоровительной деятельности, что связано с нарастанием процессов глобализации, технологизации и информатизации общества. Выявлена необходимость формирования физической культуры личности на основе единства и положительной взаимосвязи биологического и социального в человеке, материального (двигательного) и духовного (интеллектуального). Подтверждено, что именно аксиологические основания выступают условием построения личностно ориентированного процесса физического воспитания студентов. В контексте предложенной В. К. Бальсевичем и Л. И. Лубышевой классификации ценностных оснований физической культуры, раскрыты эффективные способы приобщения студентов вузов к решению задач по поддержке их здоровья и хорошей физической формы. Приведены примеры актуализации физических, психоэмоциональных и материальных ценностей физкультурно-оздоровительной деятельности в ходе процесса преподавания физической культуры в вузе.
11. Статья из журнала
bookCover
Малеев, П. А. (магистр; Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева. Факультет физической культуры и спорта. Кафедра физической культуры и здоровья (Красноярск)).
Программно-методическое обеспечение профессионально-прикладной физической культуры студентов технического вуза / П. А. Малеев. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 60-61. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 61 (2 назв.). - 1 фот.
Авторы: Малеев, П. А.
Ключевые слова: образовательные программы, вузовские образовательные программы, программно-методическое обеспечение, вузовские учебные дисциплины, учебные дисциплины, вузы, высшие учебные заведения, красноярские вузы, технические вузы, студенты вузов, студенты технических вузов, красноярские студенты, институты лесных технологий, подготовка кадров, будущие специалисты лесного хозяйства, специалисты лесного хозяйства, физическое воспитание студентов, вузовское физическое воспитание, программы физического воспитания, профессионально-прикладная физическая культура, ППФК, занятия физической культурой, профессионально-прикладная физическая подготовка, ППФП, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - на основе программно-нормативных документов и литературных источников конкретизировать определение программно-методического обеспечения профессионально-прикладной физической культуры обучающихся института лесных технологий. На основании исследуемых нормативных документов авторами конкретизировано определение программно-методического обеспечения профессионально-прикладной физической культуры для обучающихся Института лесных технологий Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева. Также были определены средства двигательной активности, которые в совокупности рекомендуемы для интеграции в методику профессионально-прикладной физической культуры обучающихся по профилю образовательных программ "Лесное хозяйство" и "Лесовосстановление, лесоводство и лесоустройство", с целью развития профессионально-важных качеств. На основе анализа научной литературы и нормативных документов конкретизировано определение программно-методического обеспечения дисциплины профессионально-прикладной физической культуры обучающихся института лесных технологий. В методику профессионально-прикладной физической культуры обучающихся по профилю образовательных программ "Лесное хозяйство" и "Лесовосстановление, лесоводство и лесоустройство" рекомендуется интегрировать средства физического воспитания из лыжных гонок, спортивного ориентирования, легкой атлетики и дисциплины альпинизма - скайраннинг. Представленные виды спорта повышают функциональную подготовленность обучающихся вуза и обеспечивают высокую физическую готовность для обеспечения эффективной профессиональной деятельности.
12. Статья из журнала
bookCover
Показатели физического развития и подготовленности студентов-юношей младших курсов / В. П. Губа, В. В. Пресняков, А. В. Солодников, И. В. Мартыненко. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 71-73. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 72-73 (9 назв.). - 1 фот., 2 рис., 1 табл.
Авторы: Губа, В. П., Пресняков, В. В., Солодников, А. В., Мартыненко, И. В.
Ключевые слова: исследования, вузы, высшие учебные заведения, смоленские вузы, студенты вузов, смоленские студенты, студенты младших курсов, студенты-юноши, юноши-студенты, юношеский возраст, физическая подготовленность студентов-юношей, физическое развитие студентов-юношей, показатели физического развития, учебные дисциплины, вузовские учебные дисциплины, университеты, занятия физической культурой, оценка физического развития, оценка физической подготовленности, тестирование студентов-юношей, показатели роста студентов-юношей, показатели массы тела студентов-юношей, рост студентов-юношей, масса тела студентов-юношей, индекс массы тела, ИМТ
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - оценка физического развития и подготовленности студентов-юношей младших курсов. В педагогическом эксперименте, включающем определение антропометрических характеристик и тестирование физической подготовленности, приняли участие более 100 студентов юношей Смоленского государственного университета 1-2-го курсов. Результаты исследования показали снижение уровня физической подготовленности студентов, что предположительно связано с сокращением аудиторной нагрузки по дисциплине "Физическая культура" и дефицитом двигательной активности.
13. Статья из журнала
bookCover
Конькова, С. И. (аспирант; Национальный исследовательский Томский государственный университет. Факультет физической культуры. Кафедра теоретических основ и технологий физкультурно-спортивной деятельности).
Повышение эффективности физического воспитания студентов средствами ушу / С. И. Конькова. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 77-79. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 67 (5 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Конькова, С. И.
Ключевые слова: исследования, вузы, высшие учебные заведения, томские вузы, университеты, томские студенты, студенты вузов, физическое воспитание студентов, вузовское физическое воспитание, учебные дисциплины, вузовские учебные дисциплины, средства ушу, ушу, занятия ушу, китайское ушу, педагогические эксперименты, физические качества студентов, физическая активность студентов, физическая подготовленность студентов, тестирование студентов, здоровье студентов, укрепление здоровья студентов, занятия физической культурой
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - обосновать эффективность внедрения в образовательный процесс нового вида физической активности ушу, способствующего улучшению физического и психического здоровья студентов. На базе Томского государственного университета был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты 1-3-го курсов разных факультетов основной и подготовительной медицинских групп, выбравших в качестве элективной дисциплины "Физическая культура" занятия ушу. В ходе исследования оценивалось влияние занятий ушу на физическое развитие и физическую подготовленность студентов в начале и в конце эксперимента. Студенты занимались два раза в неделю по два академических часа, изучая базовую технику ушу. Проведенный эксперимент позволяет предполагать, что занятия ушу в вузе могут быть эффективными в рамках вузовской программы, так как заниматься ушу можно в обычных тренировочных залах без их модифицирования и переоборудования. Вузы могут использовать ушу в качестве средства культурно-спортивной деятельности и физического воспитания студентов как вид физической активности, не только развивающий физические качества студентов, но и дают возможность студентам заниматься видом физической активности, соответствующим предпочтениям студентов.
14. Статья из журнала
bookCover
Дуров, А. М. (доктор медицинских наук; профессор; Тюменский государственный университет. Институт физической культуры).
Оценка адаптационного потенциала у женщин зрелого возраста / А. М. Дуров, Е. И. Завертаная. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 52. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 52 (2 назв.).
Авторы: Дуров, А. М., Завертаная, Е. И.
Ключевые слова: исследования, адаптационный потенциал, оценка адаптационного потенциала, женщины зрелого возраста, зрелый возраст, лица зрелого возраста, люди зрелого возраста, уровень адаптационного потенциала, работающие женщины зрелого возраста, режимы труда, дневной режим труда, ночной режим труда, метод Баевского, Баевского метод, определение адаптационного потенциала, женщины-врачи, женщины-медсестры, врачи, медсестры, медицинские сестры, медицинские работники, медики-женщины, женщины-медики, женский зрелый возраст, зрелый женский возраст, уровень мелатонина, снижение уровня мелатонина, мелатонин, снижение адаптационного потенциала, ночные смены работы, дневные смены работы, смены работы, рабочие смены
Рубрики: Физическая культура и спорт
Медико-биологические основы физического воспитания
Аннотация: Цель исследования - осуществить сравнительный анализ уровня адаптационного потенциала у женщин, работающих с дневным и ночным режимом труда. У 80 женщин зрелого возраста определялся адаптационный потенциал по методу Р. М. Баевского. Из них одна половина женщин работала исключительно днем (врачи), а другая - очень часто ночью (медсестры). Выявлено, что основной причиной снижения адаптационного потенциала у женщин явилась работа в ночную смену, которая приводит к уменьшению синтеза мелатонина в организме.
15. Статья из журнала
bookCover
Поливаев, А. Г. (доцент; Тюменский государственный университет. Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал). Кафедра естественнонаучного образования и физической культуры).
Особенности физического и эмоционального развития детей 3-6 лет, занимающихся ранним плаванием / А. Г. Поливаев, И. А. Поливаева. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 53-56. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 56 (14 назв.). - 1 фот., 2 табл.
Авторы: Поливаев, А. Г., Поливаева, И. А.
Ключевые слова: исследования, дети дошкольного возраста, дети 3-6 лет, дошкольный возраст, дошкольники, занятия ранним плаванием, раннее плавание, плавание дошкольников, здоровье дошкольников, грудничковое плавание, физическое развитие дошкольников, эмоциональное развитие дошкольников, физическое воспитание дошкольников, развитие дошкольников, дошкольное физическое воспитание, занятия плаванием, тестирование дошкольников, родители дошкольников, анкетирование родителей дошкольников, опросы родителей дошкольников, влияние раннего плавания, влияние плавания, опросники, показатели физического развития дошкольников, показатели заболеваемости дошкольников, заболеваемость дошкольников, польза занятий ранним плаванием
Рубрики: Образование. Педагогика
Дошкольная педагогика
Физическая культура и спорт
Водный спорт
Аннотация: Цель исследования - обоснование различий в физическом и эмоциональном развитии детей 3-6 лет, занимающихся плаванием в разные периоды жизни. В педагогическом эксперименте приняли участие 45 детей в возрасте 3-6 лет и их родители. Испытуемые были поделены на две группы - занимающиеся плаванием менее полугода и занимающиеся плаванием более одного года. Результаты тестирования детей свидетельствуют о незначительном влиянии занятий ранним плаванием детей 3-4 лет при организации занятий не более одного-двух раз в неделю по 30 минут на показатели их физического развития и заболеваемости. Эти данные подтверждают факт, что такой режим занятий не должен способствовать значимому приросту показателей, а лишь поддерживать показатели в должном состоянии. В возрасте 5-6 лет у детей отмечаются значимые различия в показателях окружности грудной клетки (ОГК) и количества заболеваемости в год между группами испытуемых, занимающихся плаванием менее одного года и более года. Предположение о том, что занятия в воде положительно влияют на развитие ребенка, например, приводят к увеличению размеров грудной клетки ребенка под воздействием давления воды, в которой дышит и выполняет упражнения ребенок, подтвердилось. Также можно сделать вывод, что занятия в водной среде и увеличивающиеся нагрузки кумулятивно приводят к уменьшению заболеваемости детей 5-6 лет.
16. Статья из журнала
bookCover
Медведева, Е. Н. (доктор педагогических наук; профессор; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Институт спорта. Отделение летних олимпийских видов спорта. Кафедра теории и методики гимнастики (Санкт-Петербург)).
Особенности проявления слитности движений в композициях технико-эстетических видов спорта / Е. Н. Медведева, В. С. Макарова, Е. С. Сиротина. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 25-27. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 27 (3 назв.). - 1 фот., 4 рис.
Авторы: Медведева, Е. Н., Макарова, В. С., Сиротина, Е. С.
Ключевые слова: исследования, технико-эстетические виды спорта, слитность движений спортсменов, соревновательные композиции, гимнастки-художницы, художественная гимнастика, соревновательная деятельность гимнасток-художниц, соревновательные программы, спортивная аэробика, эстетическая гимнастика, исполнительское мастерство спортсменов
Рубрики: Физическая культура и спорт
Гимнастика
Аннотация: Цель исследования - выявить специфику проявления слитности движений спортсменов в технико-эстетических видах спорта, а также влияние данного компонента исполнительского мастерства на целостность создаваемого в соревновательной программе двигательного образа. Для достижения цели применялись: анализ программных документов и научно-методической литературы, посвященной проблеме исследования; педагогические наблюдения с последующим видеоанализом содержания соревновательных программ сильнейших спортсменов в технико-эстетических видах спорта; методы математической статистики. В процессе фиксации количественных показателей пауз между движениями спортсменов и их длительности был рассчитан коэффициент слитности композиции для каждой соревновательной программы. Регистрация артистической ценности композиций в процессе соревновательной деятельности позволило на основе корреляционного анализа выявить степень взаимообусловленности данных компонентов. Таким образом, результаты выполненного исследования свидетельствуют о возможности повышения слитности движений путем уменьшения количества и длительности неоправданных пауз между элементами, построения соревновательной программы в соответствии с законами композиции; значимости учета влияния сложности выполняемых в соревновательной программе технических элементов на слитность движений в композиции; обусловленности артистического компонента исполнительского мастерства соревновательной программы проявлением слитности движений спортсменов в композиции.
17. Статья из журнала
bookCover
Коричко, Ю. В. (кандидат педагогических наук; доцент; заведующий; Нижневартовский государственный университет. Факультет физической культуры и спорта. Кафедра теоретических основ физического воспитания).
Особенности композиционного построения соревновательных упражнений в технико-эстетических видах спорта / Ю. В. Коричко, А. А. Коричко. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 22-24. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 24 (9 назв.). - 1 фот.
Авторы: Коричко, Ю. В., Коричко, А. А.
Ключевые слова: исследования, технико-эстетические виды спорта, спортивная аэробика, художественная гимнастика, соревновательные упражнения гимнасток, соревновательные композиции гимнасток, спортивное судейство, судейство соревнований, соревновательная деятельность гимнасток, юные гимнастки, нижневартовские юные гимнастки, опросы юных гимнасток, тренеры-преподаватели, опросы тренеров-преподавателей, опросы спортивных судей, спортивные судьи, эстетическая гимнастика, композиционная подготовка юных гимнасток, композиционная подготовка гимнасток, подготовка гимнасток
Рубрики: Физическая культура и спорт
Гимнастика
Аннотация: Цель исследования - выявить особенности композиционного построения соревновательных упражнений в технико-эстетических видах гимнастики на основе анализа видеоматериалов выступлений спортсменок и опроса тренеров. Проведен опрос 75 юных спортсменок, занимающихся спортивной аэробикой и художественной гимнастикой в муниципальных автономных учреждениях дополнительного образования г. Нижневартовска, а также 65 тренеров-преподавателей высшей категории и судей первой и всероссийской категории по технико-эстетическим видам спорта из различных городов России. В дополнение к опросу использованы результаты видеоанализа соревновательных программ на региональных первенствах и чемпионатах России по спортивной аэробике, художественной и эстетической гимнастике. Композиционная подготовка в технико-эстетических видах спорта - это многоплановый и многоаспектный процесс, интегрирующий все виды работы тренеров-преподавателей и спортсменов. Показано, что при составлении соревновательного упражнения гимнастов необходимо учитывать индивидуальный выбор музыкального сопровождения, которое должно быть динамичным и оригинальным с точки зрения музыкальной компоновки, изменчивости мелодии и акцентировании на эффективности подачи движений, устанавливая тем самым тему и стиль движений.
18. Статья из журнала
bookCover
Зайнетдинов, М. В. (кандидат педагогических наук; доцент; Московский государственный университет спорта и туризма. Институт спортивных технологий и физического воспитания. Кафедра базовых видов спорта).
Организационно-методические аспекты базовой спортивной подготовки в единоборствах / М. В. Зайнетдинов. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 38-40. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 40 (6 назв.). - 1 фот., 2 табл.
Авторы: Зайнетдинов, М. В.
Ключевые слова: исследования, спортивные единоборства, единоборства, спортивные школы, московские спортивные школы, подготовка спортивного резерва, спортсмены-единоборцы, единоборцы, спортивный резерв, подготовка спортсменов-единоборцев, базовая спортивная подготовка единоборцев, базовая подготовленность единоборцев, уровень базовой подготовленности единоборцев, педагогические эксперименты, тестирование единоборцев, физическая подготовка единоборцев
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивная борьба
Аннотация: Цель исследования - выявить организационно-методические аспекты базовой спортивной подготовки в единоборствах, определяющие временные затраты на различные компоненты тренировочно-соревновательного процесса. Эксперимент проводился на базе спортивных школ г. Москвы по спортивным единоборствам - вольная борьба, бокс, дзюдо, тхэквондо и рукопашный бой в течение 2022/2024 гг. В исследовании приняли участие 168 спортсменов (I-II взрослый разряд) в возрасте 17-22 лет. Все спортсмены, представляющие различные виды спортивных единоборств, были включены в контрольную (КГ) и экспериментальную группы (ЭГ) для проверки эффективности предлагаемых организационно-методические указаний в базовой спортивной подготовки единоборцев. Задача формирующего педагогического эксперимента заключалась во внедрении в дополнительные программы спортивной подготовки по единоборствам организационно-методических указаний, направленных на оптимизацию базовой подготовки спортсменов. Результаты проведения педагогического эксперимента доказывают положительное влияние базовой спортивной подготовки на формирование навыков ведения соревновательной борьбы у единоборцев 17-22 лет, эффективность которой определяется организационно-методическими указаниями, заключающимися в следующем: базовая подготовка организуется в строгом соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных дополнительных программ спортивной подготовки по видам спорта; программа базовой спортивной подготовки разработана с учетом специфики занятий. В содержание программы включены: теоретическая подготовка, методическая подготовка, практическая подготовка; приемы различных видов спортивных единоборств изучаются и отрабатываются с учетом классификационных признаков вида спорта, а также на оборудованных площадках и инвентарем, характерным для бокса, вольной борьбы, дзюдо, тхэквондо и рукопашного боя; в целях повышения эффективности программы базовой спортивной подготовки рекомендуется концентрированное ее прохождение (в течение всего периода обучения) ; совершенствование навыков рукопашной схватки в приближенных к условиям соревновательной деятельности.
19. Статья из журнала
bookCover
Гуляев, А. Ю. (аспирант; Чайковская государственная академия физической культуры и спорта. Кафедра теории и методики единоборств).
Моделирование соревновательной деятельности дзюдоистов-юношей / А. Ю. Гуляев. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 41-43. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 43 (4 назв.). - 1 фот., 2 табл.
Авторы: Гуляев, А. Ю.
Ключевые слова: исследования, дзюдо, занятия дзюдо, дзюдоисты-юноши, юноши-дзюдоисты, юношеский возраст, подготовка дзюдоистов, юные дзюдоисты, квалифицированные дзюдоисты, самарские дзюдоисты, федерации дзюдо, самарские федерации дзюдо, моделирование соревновательной деятельности, соревновательная деятельность дзюдоистов, спортивный резерв, подготовка спортивного резерва, спортивная подготовка дзюдоистов, дзюдоисты-мастера спорта, технико-тактическая подготовленность дзюдоистов, анализ технико-тактической подготовленности, мастера спорта-дзюдоисты
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивная борьба
Аннотация: Цель исследования - моделирование соревновательной деятельности дзюдоистов-юношей. В работе применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение практического опыта специалистов; моделирование; педагогическое наблюдение; педагогические контрольные испытания; педагогический эксперимент, методы математической статистики. В исследовании приняли участие 20 дзюдоистов с квалификацией "Мастер спорта России" и 20 дзюдоистов в возрасте 14-15 лет с квалификацией массовых разрядов, представлявших Федерацию дзюдо и борьбы на поясах Самарской области. Сравнительный анализ технико-тактической подготовленности квалифицированных дзюдоистов с дзюдоистами-юношами массовых разрядов позволил установить отставание менее квалифицированных спортсменов в активности и темпе ведения соревновательного поединка, надежности атакующих и защитных действий, комбинационности, вариативности и результативности приемов борьбы. Представлены механизмы моделирования соревновательной деятельности дзюдоистов-юношей с ориентацией на модельные характеристики дзюдоистов-мастеров.
20. Статья из журнала
bookCover
Суходровский, А. Д. (кандидат технических наук; Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Физкультурно-оздоровительный факультет).
Международный опыт организации центров управления здоровьем для студентов с ограниченными возможностями здоровья / А. Д. Суходровский. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2024. - № 5. - С. 74-76. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 76 (5 назв.). - 1 фот.
Авторы: Суходровский, А. Д.
Ключевые слова: исследования, вузы, высшие учебные заведения, московские вузы, технические вузы, университеты, студенты вузов, московские студенты, студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, студенты с ОВЗИ, ОВЗИ, ограниченные возможности здоровья и инвалидность, студенты-инвалиды, инвалиды-студенты, лица с ограниченными возможностями здоровья, люди с ограниченными возможностями здоровья, здоровье студентов с ОВЗИ, управление здоровьем студентов, интеллектуальные системы управления здоровьем, системы управления здоровьем, применение искусственного интеллекта, искусственный интеллект, здоровьесберегающие технологии, смартфоны, персонализированное управление здоровьем, гаджеты, системы персонализированного управления здоровьем, непрерывный контроль физиологического состояния, контроль физиологического состояния, физиологическое состояние студентов, мониторинг здоровья, преподавание физической культуры, занятия физической культурой, физическое воспитание студентов, вузовское физическое воспитание, центры управления здоровьем, мобильные приложения
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - научно обосновать возможности применения системы интеллектуального управления здоровьем для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (ОВЗИ) с учетом непрерывного контроля физиологического состояния. Показано, что система интеллектуального управления здоровьем представляет собой смартфон со встроенным программным обеспечением и набор диагностических датчиков (ЧСС, давление, сатурация, ФПГ по web-камере). Исходя из нозологической группы и группы здоровья для студента формируется индивидуальная коррекционная и реабилитационная программа, направленная на сбережение имеющегося здоровья и при возможности корректировки показателей здоровья в направлении его улучшения. Программа отслеживает выполнение всех процедур и в режиме онлайн вносит (при необходимости) изменения в ход работы для поддержания наилучшего результата. Работа системы происходит под непрерывным контролем физиологического состояния студента (ЧСС, давление, дыхание, и так далее). Диагностические датчики снимают показания в режиме 24/7. Делается вывод, что разработка и внедрение в вузах интеллектуальных систем будет способствовать повышению качества жизни и здоровья студентов с ОВЗИ путем предоставления качественной и удобной системы управления здоровьем без отрыва от обучения, что приведет к сокращению сроков реабилитации и повысит ее эффективность. Исследование проводилось на базе Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана.
12