Найдено документов - 7 | Статьи из журнала: Дефектология : научно-методический журнал. № 5 / учредители: Российская академия образования, Институт коррекционной педагогики РАО, ООО "Школьная Пресса". - Москва, 2024. - 6 выпусков в год. - ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Кудрина, Т. П.
Уникальный феномен младенчества в фокусе внимания науки. Аналитический обзор истории изучения "комплекса оживления". Сообщ. 1 / Кудрина Татьяна Петровна, Айвазян Екатерина Борисовна, Разенкова Юлия Анатольевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 15-23. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 22-23 (19 назв.).
Уникальный феномен младенчества в фокусе внимания науки. Аналитический обзор истории изучения "комплекса оживления". Сообщ. 1 / Кудрина Татьяна Петровна, Айвазян Екатерина Борисовна, Разенкова Юлия Анатольевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 15-23. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 22-23 (19 назв.).
Авторы: Кудрина, Т. П., Айвазян, Е. Б., Разенкова, Ю. А.
Ключевые слова: младенчество, младенцы, коммуникативное действие, общение, психическое развитие, комплекс оживления, возрастно-психологической подход, психолого-педагогическая работа, экспериментальные исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В 2029 г. исполняется 100 лет "открытию" уникального феномена младенческого поведения - комплекса оживления (КО), а интерес к его изучению только растет. За это время существенно расширились представления о месте КО в жизни ребенка, динамике его развития, - содержании и структуре. На каждом этапе развития науки происходило осмысление значения этого поведенческого акта для психического развития младенца. Современные исследования КО у детей различных нозологических групп продолжают традиции отечественной науки и расширяют границы знаний об этом психологическом феномене: раскрывают его диагностический, прогностический потенциал, а также уточняют условия развития КО как первого в психическом онтогенезе социального акта.
2. Статья из журнала
Крутякова, Е. Н.
Структура речевых нарушений у подростков с двигательной патологией / Евгения Никитична Крутякова, Абкович Алла Яковлевна, Свисткова Валерия Васильевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 47-56. - Библиогр.: с. 55-56 (18 назв.). - 2 диагр.
Структура речевых нарушений у подростков с двигательной патологией / Евгения Никитична Крутякова, Абкович Алла Яковлевна, Свисткова Валерия Васильевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 47-56. - Библиогр.: с. 55-56 (18 назв.). - 2 диагр.
Авторы: Крутякова, Е. Н., Абкович, А. Я., Свисткова, В. В.
Ключевые слова: нарушения речи, подростки, нарушения опорно-двигательного аппарата, основное общее образование, особые образовательные потребности, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования структуры речевых нарушений у подростков с двигательной патологией, осваивающих цензовые варианты адаптированных основных образовательных программ на уровне основного общего образования. Основным методом исследования было комплексное обследование, которое включало оценку общей и мелкой моторики, состояния сенсорных функций и логопедическую диагностику. Полученные данные свидетельствуют о том, что у подростков с НОДА на уровне основного общего образования сохраняется широкий спектр речевых нарушений разной степени выраженности, которые влияют на сформированность учебных навыков. К специфическим, характерным для подростков с НОДА речевым нарушениям, наряду с дизартрией, могут быть отнесены дисграфия и дислексия, что подтверждается результатами статистического анализа. Результаты исследования позволили обосновать особые образовательные потребности обучающихся с НОДА на уровне основного общего образования, связанные с особенностями речевой сферы. К ним относятся потребности в систематической индивидуально-ориентированной логопедической помощи, в особом подходе к оценке образовательных результатов по русскому языку с учетом структуры речевого нарушения, а также потребность в использовании вспомогательных технических средств и ассистивных технологий, в том числе для альтернативной и/или дополнительной коммуникации у части обучающихся.
3. Статья из журнала
Речевые нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра и шизофренией: психопатологический аспект / Куликов Антон Владиславович, Балакирева Елена Евгеньевна, Иванов Михаил Владимирович [и др.]. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 57-66. - Библиогр.: с. 65-66 (20 назв.).
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 57-66. - Библиогр.: с. 65-66 (20 назв.).
Авторы: Куликов, А. В., Балакирева, Е. Е., Иванов, М. В., Шалина, Н. С., Блинова, Т. Е., Никитина, С. Г., Коваль-Зайцев, А. А., Шушпанова, О. В.
Ключевые слова: речь, речевые нарушения, детский аутизм, расстройства аутистического спектра, шизофрения, кататония
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Приводится приводится описание клинической феноменологии речевых нарушений у детей при расстройствах аутистического спектра и шизофрении, при которых может отмечаться кататонический синдром. Кататонический синдром характеризуется широким спектром нарушений, нередко проявляющихся в речевой сфере в виде остановки или регресса в развитии, а также специфических речевых нарушениях, таких как эхолалии, мутизм, вербигерации, персеверации, манерные вычурные интонации, неравномерности высоты, темпа, скандированности либо, наоборот, монотонности речи. Описываемые речевые нарушения, при их своевременном выявлении и правильной квалификации, могут способствовать уточнению клинического и психолого-педагогического диагноза, и, соответственно, проведению более ранних коррекционно-педагогических и лечебных вмешательств и улучшению прогноза.
4. Статья из журнала
Азбукина, О. Д.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с интеллектуальным нарушением в условиях медицинского центра: экспериментальное исследование / Азбукина Ольга Дмитриевна, Закрепина Алла Васильевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 34-46. - Библиогр.: с. 45-46 (14 назв.). - 4 рис., табл.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с интеллектуальным нарушением в условиях медицинского центра: экспериментальное исследование / Азбукина Ольга Дмитриевна, Закрепина Алла Васильевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 34-46. - Библиогр.: с. 45-46 (14 назв.). - 4 рис., табл.
Авторы: Азбукина, О. Д., Закрепина, А. В.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, интеллектуальные нарушения, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционно-развивающее сопровождение, медицинские центры, междисциплинарный подход, методы исследования, результаты исследований
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Раскрыты особенности психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями в условиях медицинского центра. Подробно описаны этапы первичного обследования, а также алгоритм взаимодействия специалистов центра по сопровождению ребенка в процессе коррекционного обучения. Показана необходимость мониторинга динамики продвижения ребенка на каждом этапе междисциплинарного сопровождения для коррекции содержания и объемов помощи, оказываемой специалистами центра.
5. Статья из журнала
Разенкова, Ю. А.
Применение семантического анализа в ходе изучения субъективных представлений родителей о трудностях, связанных с обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ / Разенкова Юлия Анатольевна, Корниенко Татьяна Юрьевна, Павлова Анна Владимировна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 3-14. - Библиогр.: с. 13-14 (24 назв.). - рис., 2 табл., диагр.
Применение семантического анализа в ходе изучения субъективных представлений родителей о трудностях, связанных с обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ / Разенкова Юлия Анатольевна, Корниенко Татьяна Юрьевна, Павлова Анна Владимировна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 3-14. - Библиогр.: с. 13-14 (24 назв.). - рис., 2 табл., диагр.
Авторы: Разенкова, Ю. А., Корниенко, Т. Ю., Павлова, А. В.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, семья ребенка с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, жизненные трудности, категории нарушений развития, критерии трудных жизненных периодов, семантический анализ, психосемантика, всероссийский опрос родителей, исследования, опросы
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Данная статья является продолжением анализа итогов всероссийского онлайн опроса, проведенного в 2021 г. сотрудниками Института коррекционной педагогики. Ответы семей 1140 подростков и старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на вопрос о причинах самого трудного периода в жизни их ребенка были подвергнуты семантическому анализу для выявления специфики используемого словаря и описываемой проблематики в зависимости от диагноза ребенка. Полученные данные подтверждают результаты проведенного ранее контент-анализа и могут быть использованы для разработки критериев оценки трудной жизненной ситуации семьи ребенка с ОВЗ.
6. Статья из журнала
Мошнина, О. В.
К проблеме выявления вариативных трудностей в обучении у младших школьников, осваивающих основную общеобразовательную программу / Мошнина Ольга Васильевна, Татьяна Николаевна Волковская. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 67-79. - Библиогр.: с. 78-79 (25 назв.). - 2 рис., 3 табл.
К проблеме выявления вариативных трудностей в обучении у младших школьников, осваивающих основную общеобразовательную программу / Мошнина Ольга Васильевна, Татьяна Николаевна Волковская. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 67-79. - Библиогр.: с. 78-79 (25 назв.). - 2 рис., 3 табл.
Авторы: Мошнина, О. В., Волковская, Т. Н.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с трудностями в обучении, младшие школьники, вариативные трудности обучения, первичная диагностика, психолого-педагогический консилиум, диагностика, анкетирование, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты экспериментальной работы, направленной на изучение вариативных трудностей в обучении младших школьников, осваивающих основную общеобразовательную программу. Использование в качестве диагностического инструмента двухуровневой методики первичной диагностики младших школьников позволило выделить и охарактеризовать четыре группы учащихся схожих по типичным проявлениям совокупной картины школьной неуспеваемости: "дети с выраженными стойкими трудностями в обучении", "дети с нерезко выраженными стойкими трудностями в обучении", "дети с парциальными трудностями в обучении", "дети с ситуативными трудностями в обучении". В основу дифференциации групп положена оценка когнитивного, речевого и социокультурного компонентов в психическом развитии младшего школьника как наиболее прогностичных показателей успешности обучения. Данная типология определяет условия реализации дифференцированного подхода к проектированию стратегии психолого-педагогической помощи младшим школьникам с трудностями в обучении с учетом вариативного характера проблем.
7. Статья из журнала
Богданова, Т. Г.
Деятельностный подход в обучении детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха / Богданова Тамара Геннадиевна, Головчиц Людмила Адамовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 24-33. - Библиогр.: с. 32-33 (22 назв.).
Деятельностный подход в обучении детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха / Богданова Тамара Геннадиевна, Головчиц Людмила Адамовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 5. - С. 24-33. - Библиогр.: с. 32-33 (22 назв.).
Авторы: Богданова, Т. Г., Головчиц, Л. А.
Ключевые слова: деятельность, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с нарушениями слуха, коммуникативно-деятельностная система обучения языку, эмоциональное общение, предметная деятельность, сюжетно-ролевая игра, речевая деятельность, дошкольный возраст, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Статья посвящена анализу использования деятельностного подхода как одного из основных в системе образования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Реализация федеральных адаптированных образовательных программ (ФАОП) дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основана на деятельностном подходе. Благодаря интеграции отдельных образовательных областей, основанной на использовании возможностей всех видов детской деятельности, прежде всего – ведущих, создаются условия для полноценного развития детей с нарушениями слуха. Рассматривается значение деятельности в коммуникативно-деятельностной системе обучения языку детей с нарушениями слуха. Основное внимание в статье уделяется анализу роли различных видов деятельности для психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха, связи формирующихся видов детской деятельности со слухоречевым развитием.