| Найдено документов - 10 | Статьи из журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 5 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2024. - 12... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Колесникова, С. М. (доктор филологических наук; профессор; Московский педагогический государственный университет).
Ценностная парадигма в русской картине мира = Axiological paradigm in the Russian picture of the world (based on F. M. Dostoevsky`s novel "The Brothers Karamazov") : (на материале романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы") / Светлана Михайловна Колесникова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 91-101. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 100-101 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ценностная парадигма в русской картине мира = Axiological paradigm in the Russian picture of the world (based on F. M. Dostoevsky`s novel "The Brothers Karamazov") : (на материале романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы") / Светлана Михайловна Колесникова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 91-101. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 100-101 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Колесникова, С. М.
Ключевые слова: русские писатели, романы, ценностная парадигма, ментально-когнитивные категории, концептуальное поле, единицы ценностной парадигмы, русская картина мира, концепты
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Русская литература XIX в.
Аннотация: Дается определение понятия "ценностная парадигма" в широком и узком его понимании, рассматриваются виды ценностных парадигм, описываются единицы разных уровней с ценностно-выраженным содержанием на материале текста романа Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы".
2. Статья из журнала
Мельникова, Е. М. (кандидат филологических наук; Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского).
Трудные случаи пунктуации в заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку = Difficult cases of punctuation in the tasks of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in the Russian language / Екатерина Михайловна Мельникова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 44-49. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 49 (5 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Трудные случаи пунктуации в заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку = Difficult cases of punctuation in the tasks of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in the Russian language / Екатерина Михайловна Мельникова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 44-49. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 49 (5 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Мельникова, Е. М.
Ключевые слова: преподавание русского языка, обучение русскому языку, пунктуация, русский язык, всероссийские олимпиады школьников, региональные этапы олимпиады, олимпиадные задания, структурно-грамматический принцип, смысловой принцип, интонационный принцип
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Рассмотрены задания Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, включающие вопросы по пунктуации. Отмечается, что в качестве отдельного раздела пунктуация не входит в методические рекомендации по составлению заданий олимпиады.
3. Статья из журнала
Романов, Д. А. (доктор филологических наук; профессор; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого).
Традиционное и новаторское в поэтике И. С. Никитина = Traditional and innovative in the poetics of I. S. Nikitin (to the 200th anniversary of the birth) : (к 200-летию со дня рождения) / Дмитрий Анатольевич Романов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 60-67. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 66-67 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Традиционное и новаторское в поэтике И. С. Никитина = Traditional and innovative in the poetics of I. S. Nikitin (to the 200th anniversary of the birth) : (к 200-летию со дня рождения) / Дмитрий Анатольевич Романов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 60-67. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 66-67 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Романов, Д. А.
Ключевые слова: русские поэты, стихотворения, поэтические тексты, традиции, новаторство, реализм, композиция стихов, поэтическое наследие, лирика, философские стихотворения, духовно-религиозные стихотворения
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Поэтика
Русская литература XIX в.
Поэтика
Аннотация: Рассматривается поэтика Ивана Саввича Никитина с точки зрения ее преемственности по отношению к достижениям лириков-предшественников и тех оригинальных черт, которые были разработаны самим поэтом.
4. Статья из журнала
Лапошина, А. Н. (кандидат педагогических наук; Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина).
Сравнительный анализ текстов учебников русского языка для начальной школы с использованием количественных методов = Comparative analysis of Russian language textbooks for primary school using quantitative methods / Антонина Николаевна Лапошина, Мария Юрьевна Лебедева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 7-26. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 24-26 (17 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 9 табл., 1 рис.
Сравнительный анализ текстов учебников русского языка для начальной школы с использованием количественных методов = Comparative analysis of Russian language textbooks for primary school using quantitative methods / Антонина Николаевна Лапошина, Мария Юрьевна Лебедева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 7-26. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 24-26 (17 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 9 табл., 1 рис.
Авторы: Лапошина, А. Н., Лебедева, М. Ю.
Ключевые слова: учебники русского языка, методы оценки текстотеки, количественные методы оценки, оценка текстотеки учебников, русский язык, школьные учебники, начальная школа, сложность текстов, преподавание русского языка, обучение русскому языку, критерии оценки учебников, анализ учебников, учебниковедение, текстовое наполнение учебников, цифровые учебные пособия, квантитативная оценка текстотеки
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Разработана методика квантитативной оценки текстотеки учебника по русскому языку. Представлены результаты апробации методики на материале традиционных учебников и цифровых учебных пособий для начальной школы.
5. Статья из журнала
Володько, Н. В. (Московский городской педагогический университет).
Омонимия слов разных частей речи: деятельностный подход к изучению темы в школьном курсе = Homonymy of words belonging to different parts of speech: the activity-based approach to studying the topic at school / Наталья Валерьевна Володько, Анастасия Александровна Салтыкова, Ксения Валерьевна Яновская. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 27-43. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 42-43 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 1 табл., 7 рис.
Омонимия слов разных частей речи: деятельностный подход к изучению темы в школьном курсе = Homonymy of words belonging to different parts of speech: the activity-based approach to studying the topic at school / Наталья Валерьевна Володько, Анастасия Александровна Салтыкова, Ксения Валерьевна Яновская. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 27-43. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 42-43 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 1 табл., 7 рис.
Авторы: Володько, Н. В., Салтыкова, А. А., Яновская, К. В.
Ключевые слова: преподавание русского языка, обучение русскому языку, омонимия слов, деятельностный подход, морфология, орфография, обучение орфографии, грамматическая омонимия, омонимы, 7 класс, русский язык
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Изучение омонимии слов разных частей речи в контексте обучения школьников орфографии.
6. Статья из журнала
Комарова, Е. Н. (Ивановский государственный университет).
Модель подготовки будущих учителей русского языка к ведению эвристической беседы на лингвистическую тему = A model for preparing future Russian language teachers to hold a heuristic conversation on a linguistic topic / Екатерина Николаевна Комарова, Ирина Алексеевна Сотова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 116-128. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 126-128 (21 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 3 рис., табл.
Модель подготовки будущих учителей русского языка к ведению эвристической беседы на лингвистическую тему = A model for preparing future Russian language teachers to hold a heuristic conversation on a linguistic topic / Екатерина Николаевна Комарова, Ирина Алексеевна Сотова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 116-128. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 126-128 (21 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 3 рис., табл.
Авторы: Комарова, Е. Н., Сотова, И. А.
Ключевые слова: подготовка учителей, эвристические беседы, лингвистические темы, метод беседы, учебные диалоги, жанр эвристической беседы, модели подготовки учителей, метафоры
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Охарактеризована жанровая модель эвристической беседы и описана модель подготовки будущих учителей русского языка к ведению эвристической беседы на лингвистическую тему.
7. Статья из журнала
Бинштейн, М. М. (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского).
Лингводискурсивные особенности использования местоимений в политическом дискурсе = Linguistic-discursive peculiarities of pronominal usage in political discourse (based on the material of the political talk show "60 Minutes") : (на материале политического ток-шоу "60 минут") / Маргарита Михайловна Бинштей, Надежда Александровна Самыличева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 79-90. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 88-90 (26 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Лингводискурсивные особенности использования местоимений в политическом дискурсе = Linguistic-discursive peculiarities of pronominal usage in political discourse (based on the material of the political talk show "60 Minutes") : (на материале политического ток-шоу "60 минут") / Маргарита Михайловна Бинштей, Надежда Александровна Самыличева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 79-90. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 88-90 (26 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Бинштейн, М. М., Самыличева, Н. А.
Ключевые слова: местоимения, политический дискурс, речевое воздействие, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, стратегия на повышение, стратегия на понижение, ток-шоу, политические ток-шоу, речь политиков, речь общественных деятелей
Рубрики: Языкознание
Стилистика
Социолингвистика
Стилистика
Социолингвистика
Аннотация: Исследование особенностей функционирования местоимений в политическом дискурсе, анализ их роли в речи ведущих и гостей ток-шоу "60 минут", представляющего собой телевизионный дискуссионный жанр, функцией которого является формирование коллективной политической картины мира с помощью разработки и трансляции определенных образов и смыслов.
8. Статья из журнала
Вороничев, О. Е. (доктор филологических наук; Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского).
Из истории лексемы билет в русском языке: от слова к прецедентному феномену = From the history of the lexeme ticket in Russian: from a word to a precedent phenomenon (on the material of F. M. Dostoevsky`s works) : (на материале произведений Ф. М. Достоевского) / Олег Евгеньевич Вороничев, Андрей Владимирович Шаравин. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 102-115. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 114-115 (19 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Из истории лексемы билет в русском языке: от слова к прецедентному феномену = From the history of the lexeme ticket in Russian: from a word to a precedent phenomenon (on the material of F. M. Dostoevsky`s works) : (на материале произведений Ф. М. Достоевского) / Олег Евгеньевич Вороничев, Андрей Владимирович Шаравин. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 102-115. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 114-115 (19 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Вороничев, О. Е., Шаравин, А. В.
Ключевые слова: русские писатели, романы, лексемы, лексическое значение, семантика, концепты, билет, метафоры
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Русский язык
Лексикология
Русский язык
Аннотация: Рассматривается лексема "билет" как одно из наиболее показательных слов, переживших расцвет семантической и культурно-исторической эволюции в русском языке.
9. Статья из журнала
Никитина, Т. Г. (доктор филологических наук; профессор; Санкт-Петербургский государственный университет).
Выражения библейского происхождения в учебных словарях пословиц и фразеологизмов = Expressions of biblical origin in learners` dictionaries of proverbs and phraseological units / Татьяна Геннадьевна Никитина, Елена Ивановна Рогалева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 68-78. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 77-78 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ил.
Выражения библейского происхождения в учебных словарях пословиц и фразеологизмов = Expressions of biblical origin in learners` dictionaries of proverbs and phraseological units / Татьяна Геннадьевна Никитина, Елена Ивановна Рогалева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - С. 68-78. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 77-78 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ил.
Авторы: Никитина, Т. Г., Рогалева, Е. И.
Ключевые слова: русский язык, лексикография, пословицы, фразеологизмы, пословицы библейского происхождения, фразеологизмы библейского происхождения, учебные словари пословиц, учебные фразеологические словари, учебные словари фразеологизмов
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Обоснование приемов расширения историко-этимологической параметрической зоны словарных статей, репрезентирующих пословицы и фразеологизмы, восходящие к Библии, а также разработка новых моделей описания этого лингвокультурологически ценного материала в учебных словарях, адресованных, прежде всего, младшим школьникам.
10. Статья из журнала
Бобылев, Б. Г. (доктор педагогических наук; кандидат филологических наук; магистр богословия).
"Умирающий гладиатор" М. Ю. Лермонтова: эстетическое единство формы и содержания : (к 210-летию со дня рождения) / Борис Геннадьевич Бобылев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - 2-3-я с. обл., с. 50-59. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 58-59 (21 назв.). - табл.
"Умирающий гладиатор" М. Ю. Лермонтова: эстетическое единство формы и содержания : (к 210-летию со дня рождения) / Борис Геннадьевич Бобылев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 5. - 2-3-я с. обл., с. 50-59. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 58-59 (21 назв.). - табл.
Авторы: Бобылев, Б. Г.
Ключевые слова: поэзия, стихотворения, анализ стихотворений, филологический анализ стихотворений, роль ритма, ритмо-смысловой анализ, русские поэты, ритмика, вольный ямб, хиазм, образ автор авторов
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Поэтика
Русская литература XIX в.
Поэтика
Аннотация: Филологический анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Умирающий гладиатор". Используются методы построчного и компаративного анализа, метод "опорных точек", замедленного чтения. Раскрывается роль ритма в выражении подтекста произведения и осуществлении диалога с читателем.