Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Цапина, С. Ю.
Психологическая поддержка семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Цапина Светлана Юрьевна, Венгер Александр Леонидович. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 4. - С. 24-32. - Библиогр.: с. 32 (8 назв.). - 4 табл.
Авторы: Цапина, С. Ю., Венгер, А. Л.
Ключевые слова: типология семей, направления психологической помощи, психологическое сопровождение, тяжелые множественные нарушения развития, семья ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, психологическая помощь, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Приводятся данные исследования психологических проблем 39 семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) в сравнении с семьями, воспитывающими здоровых детей (37 семей). Для оценки психологического состояния родителей использовались: Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, методика "Незаконченные предложения", Шкала депрессии А. Бека, авторская методика "Возможности ребенка". Для оценки уровня развития ребенка использовалась Методика психолого-педагогического обследования ребенка Е. А. Стребелевой. Выявлены ключевые и дополнительные направления психологической помощи данной категории семей. Построена типологизация выявленных психологических трудностей. Для каждого типа определены ключевые направления психологического сопровождения, подобраны психокоррекционные методики и техники. После проведенной психологической коррекции у родителей детей с ТМНР статистически значимо повысились показатели СЖО и снизились показатели по Шкале депрессии. Это свидетельствует об адекватности выделенных направлений психологического сопровождения и об эффективности реализованных коррекционных воздействий.
2. Статья из журнала
bookCover
Памяти Зинаиды Михайловны Дунаевой, 1943-2024 / подготовлен М. С. Гороховой, И. А. Коробейниковым. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 4. - С. 75-76. - фот.
Ключевые слова: педагоги, дети с ЗПР, задержка психического развития, коррекционная педагогика, дефектологи, педагогическая работа, некрологи
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: 5 апреля 2024 года ушла из жизни Зинаида Михайловна Дунаева - педагог-дефектолог, талантливый исследователь и организатор консультативно-диагностической деятельности специалистов в системе помощи детям с с нарушениями развития.
3. Статья из журнала
bookCover
Королева, И. В. (доктор психологических наук; профессор).
Методика оценки сформированности процессов слухового анализа у детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты / Королева Инна Васильевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 4. - С. 3-14. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 13-14 (19 назв.). - рис., 2 табл.
Авторы: Королева, И. В.
Ключевые слова: глухие дети, нарушения слуха, дети с нарушениями слуха, слуховые аппараты, кохлеарные импланты, слуховое восприятие, диагностика развития процессов слухового анализа
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Статья продолжает анализ сурдопедагогической диагностики сформированности процессов слуховой обработки неречевых и речевых стимулов у детей, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты, с позиций авторского подхода. Определены основные процессы слуховой обработки, необходимые для развития у ребенка восприятия окружающих звуков, речи и развития собственной устной речи посредством слуха, а также сурдопедагогические критерии сформированности этих процессов. Представлен методический комплекс для оценки сформированности слуховых процессов у эффективно слухопротезированных детей.
4. Статья из журнала
bookCover
Левченко, И. Ю.
Инновационный подход к оценке профессиональных компетенций будущих педагогов-дефектологов / Левченко Ирина Юрьевна, Бутко Галина Анатольевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 4. - С. 63-74. - Библиогр.: с. 73-74 (19 назв.). - 3 рис.
Авторы: Левченко, И. Ю., Бутко, Г. А.
Ключевые слова: олимпиады, педагоги-дефектологи, студенты, специальное образование, дефектологическое, вузы, высшие учебные заведения, профессиональные компетенции
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Рассматриваются организация, содержание и результаты Всероссийской Олимпиады студентов "Я – профессионал". Данные представлены за 5 сезонов Олимпиады. В Олимпиаде участвуют студенты и преподаватели большинства вузов Российской Федерации, обучающих студентов по направлению "специальное (дефектологическое) образование". Результаты свидетельствуют о росте числа участников Олимпиады и повышении качества представляемых студентами материалов. Анализ данных за ряд сезонов показывает, что Российские вузы работают в едином образовательном пространстве и успешно готовят педагогов-дефектологов в русле отечественной научной школы.
5. Статья из журнала
bookCover
Одинокова, Г. Ю.
Изучение ориентированности специалистов ранней помощи на работу с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Одинокова Галина Юрьевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 4. - С. 43-54. - Библиогр.: с. 53-54 (11 назв.). - табл.
Авторы: Одинокова, Г. Ю.
Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, специалисты ранней помощи, семейно-ориентированный подход, семья ребенка с ОВЗ, содержание работы специалиста с семьей ребенка, ранний возраст, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассматривается содержание работы специалистов, работающих с детьми младенческого и раннего возраста с ОВЗ и/или инвалидностью и их семьями. Эмпирическое исследование позволило сопоставить ориентированность специалиста на работу с семьей в заявляемой профессиональной позиции и в его практике. Анализ результатов исследования показал единство в понимании и декларировании профессиональных задач и различия в их практической реализации. Это позволило увидеть различия в стратегиях работы специалистов ранней помощи.
6. Статья из журнала
bookCover
Гращенкова, Н. С.
Игровые методы в комплексной коррекции расстройств аутистического спектра у дошкольников / Гращенкова Наталия Сергеевна, Либлинг Мария Михайловна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 4. - С. 33-42. - Библиогр.: с. 42 (15 назв.).
Авторы: Гращенкова, Н. С., Либлинг, М. М.
Ключевые слова: аутизм, детский аутизм, расстройства аутистического спектра, игровые методы, работа с группой, задачи развития, коммуникативная игра "лицом к лицу", совместная эмоционально-смысловая сюжетная игра, коррекционно-развивающаяся работа
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассматриваются особенности и возможности различных игровых методов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с аутизмом, в том числе: коммуникативные игры "лицом к лицу", совместная сюжетная эмоционально-смысловая игра и ее специфика при работе с группой детей с расстройствами аутистического спектра, развивающие игры Воскобовича в реализации задач подготовки дошкольников с аутизмом к ученичеству. Обсуждается роль игровых средств в последовательном решении коррекционных задач, значимых для преодоления трудностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра в общении, повышения возможностей их социализации и вовлечения в начальные этапы обучения. Описан опыт и результаты проведения сюжетно-ролевых игр со спонтанным выстраиванием сюжета и использованием предметов-заместителей в работе с детьми с аутизмом старшего дошкольного возраста.
7. Статья из журнала
bookCover
Богданова, Т. Г.
Дифференцированный подход к внедрению ассистивных средств в обучение школьников с тяжелыми двигательными нарушениями / Богданова Тамара Геннадиевна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 4. - С. 15-23. - Библиогр.: с. 22-23 (21 назв.). - 2 табл.
Авторы: Богданова, Т. Г.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, дети с тяжелыми двигательными нарушениями, тяжелые двигательные нарушения, ассистивные средства, начальное общее образование, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представлены специальные условия обучения для каждой категории школьников с ОВЗ, в том числе для школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Часть детей, относящихся к этой группе, нуждается в особых условиях, связанных с предоставлением ассистента и применением вспомогательных (технических, ассистивных) средств в процессе обучения. Это, прежде всего, дети с тяжелыми двигательными нарушениями, то есть дети, имеющие выраженные нарушения общей, мелкой, речевой и глазодвигательной моторики. В статье представлены результаты исследования особенностей развития младших школьников данной группы (n=64), выявления и конкретизации их особых образовательных потребностей в части использования ассистивных средств. Анализ результатов показал, что группа детей с тяжелыми двигательными нарушениями не является однородной с точки зрения манипулятивных и коммуникативных возможностей и требует дифференцированного подхода при подборе ассистивных средств и введении их в образовательный процесс. Автором представлен алгоритм такого подбора с учетом моторных и речевых ограничений школьников.
8. Статья из журнала
bookCover
Валявко, С. М. (кандидат психологических наук; доцент).
Апробация методики исследования локус контроля "МИЛК" для детей старшего дошкольного возраста / Валявко Светлана Михайловна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 4. - С. 55-62. - Библиогр.: с. 61-62 (17 назв.). - рис.
Авторы: Валявко, С. М.
Ключевые слова: локус контроля, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля, смешанный локус контроля, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, психодиагностическая методика, проективный метод, исследования
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Аннотация: Локус контроля у старших дошкольников крайне редко отмечается в качестве предмета исследования, что связано с недостаточностью психодиагностического инструментария для его изучения у данной возрастной группы детей. В этой связи в статье представлены основные этапы разработки и первичные результаты апробации авторской проективной методики исследования локуса контроля у детей старшего дошкольного возраста в ситуациях неуспеха (сокращенно "МИЛК"), для диагностики не только интернальной и экстернальной направленности локуса контроля, но и смешанного локуса контроля. Изложенные результаты измерения некоторых психометрических показателей методики "МИЛК" свидетельствуют о ее содержательной валидности, надежности и достоверности. Методику также отличает небольшая по длительности процедура психодиагностики и простота обработки данных.
9. Статья из журнала
bookCover
Анонс II Международного симпозиума "Проблемы патологии речи". - Текст : электронный
// Дефектология. - 2024. - № 4. - С. 77-78.
Ключевые слова: международные симпозиумы, симпозиумы, нарушения речи, речевые нарушения, дети с речевыми расстройствами, медицинская помощь, профилактика, коррекция, диагностика, анонсы
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: 16-18 октября 2024 г. в Москве планируется проведение II Международного симпозиума "Проблемы патологии речи". Симпозиум направлен на актуализацию современных представлений о проблемах языка и речи на стыке фундаментальных научных исследований и практической деятельности в области организации и деятельности служб психического здоровья.