| Найдено документов - 12 | Статьи из журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 3 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2024. - 12... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Барандеев, А. В. (кандидат филологических наук; Русское географическое общество).
Этимологии подмосковного гидронима Осетр = Etymologies of the Moscow Oblast hydronym Osetr / Андрей Васильевич Барандеев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 84-89. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 88-89 (12 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Этимологии подмосковного гидронима Осетр = Etymologies of the Moscow Oblast hydronym Osetr / Андрей Васильевич Барандеев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 84-89. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 88-89 (12 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Барандеев, А. В.
Ключевые слова: этимологический метод, апеллятивы, топонимы, топонимия, этимология гидронимов, гидронимы, народная этимология, памятники письменности, русский язык, фонетическая структура, словообразовательные структуры, восточнославянская топонимия, южнославянская топонимия, балтийская топонимия, гидроним осетр, неславянская топонимия, подмосковные гидронимы, осетр
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: На основании использования этимологического метода и анализа фонетической и словообразовательной структуры древнего подмосковного гидронима Осетр представлены три версии его происхождения. Проанализировано употребление гидронима в памятниках письменности русского языка и картографических источниках.
2. Статья из журнала
Буцева, Т. Н. (кандидат филологических наук).
Устойчивые сочетания с компонентом война в современном медиадискурсе = Set phrases with the component war in modern media discourse / Таисия Николаевна Буцева, Александр Васильевич Зеленин. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 90-103. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 101-103 (26 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Устойчивые сочетания с компонентом война в современном медиадискурсе = Set phrases with the component war in modern media discourse / Таисия Николаевна Буцева, Александр Васильевич Зеленин. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 90-103. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 101-103 (26 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Буцева, Т. Н., Зеленин, А. В.
Ключевые слова: современный русский язык, современный медиадискурс, заимствования, военные термины, устойчивые номинативные словосочетания, калька, война, неологизмы, перифразы, медиадискурс, малая война, медийный дискурс, военная лексика
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Социолингвистика
Русский язык
Социолингвистика
Аннотация: Характеристика устойчивых номинативных словосочетаний со словом "война", появившихся в русскоязычном военно-политическом дискурсе в период с конца 1990 до 2020-х гг. и обозначающих разновидности современных межгосударственных конфликтов.
3. Статья из журнала
Тивьяева, И. В. (профессор; доктор филологических наук; Московский городской педагогический университет).
Современная лингвосемиотика: проблемы и тренды = Current studies in linguistic semiotics: issues and trends / Ирина Владимировна Тивьяева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 74-83. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 81-83 (23 назв.). - 2 табл., 1 рис.
Современная лингвосемиотика: проблемы и тренды = Current studies in linguistic semiotics: issues and trends / Ирина Владимировна Тивьяева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 74-83. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 81-83 (23 назв.). - 2 табл., 1 рис.
Авторы: Тивьяева, И. В.
Ключевые слова: лингвосемиотика, системные обзоры, мультимодальная коммуникация, коммуникативная практика, семиотика коммуникации, современная лингвосемиотика, англоязычная научная литература
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Лексикология
Психолингвистика
Лексикология
Аннотация: Системный обзор современной англоязычной научной литературы по лингвосемиотике, направленный на выявление современных исследовательских трендов в области лингвосемиотики, определение ведущих методологических подходов и перспектив развития данного направления исследований.
4. Статья из журнала
Геймбух, Е. Ю. (доктор филологических наук; профессор; Московский городской педагогический университет).
Свое и чужое в "Затесях" В. П. Астафьева = The own and the alien in V. P. Astafyev`s "Notches" ("Zatesi") (to the 100th anniversary of the birth) : (к 100-летию со дня рождения) / Елена Юрьевна Геймбух. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 55-62. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 62 (9 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Свое и чужое в "Затесях" В. П. Астафьева = The own and the alien in V. P. Astafyev`s "Notches" ("Zatesi") (to the 100th anniversary of the birth) : (к 100-летию со дня рождения) / Елена Юрьевна Геймбух. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 55-62. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 62 (9 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Геймбух, Е. Ю.
Ключевые слова: русские писатели, книги миниатюр, семантические поля, лингвостилистический анализ, тематические ряды, свое, чужое, лексико-семантические поля
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Изучение семантических полей "свое" и "чужое" в книге миниатюр Виктора Петровича Астафьева "Затеси".
5. Статья из журнала
Николина, Н. А. (профессор; кандидат филологических наук; Московский педагогический государственный университет).
Пушкин и его тексты в зеркале метафор и сравнений современной русской прозы : (к 225-летию со дня рождения) / Наталия Анатольевна Николина, Зоя Юрьевна Петрова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - 2-3-я с. обл., с. 47-54. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 53-54 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Пушкин и его тексты в зеркале метафор и сравнений современной русской прозы : (к 225-летию со дня рождения) / Наталия Анатольевна Николина, Зоя Юрьевна Петрова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - 2-3-я с. обл., с. 47-54. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 53-54 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Николина, Н. А., Петрова, З. Ю.
Ключевые слова: современная русская проза, компаративные конструкции, метафоры, компаративные тропы, сравнения, современная проза, прецедентные имена, цитаты, русские поэты, интертексты
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Лингвистика текста
Аннотация: Рассматриваются компаративные тропы, в состав которых входит прецедентное имя Пушкин, производное от него прилагательное и цитаты из текстов поэта, выступающие как метафоры или сравнения.
6. Статья из журнала
Миронова, К. В. (кандидат психологических наук; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований).
Повышение уровня понимания лирики А. С. Пушкина в ходе проверочно-обучающей деятельности с использованием учебного гипертекста = Enhancing understanding of A. S. Pushkin`s lyrics during testing and teaching activities using educational hypertext / Ксения Вадимовна Миронова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 26-37. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 35-37 (25 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Повышение уровня понимания лирики А. С. Пушкина в ходе проверочно-обучающей деятельности с использованием учебного гипертекста = Enhancing understanding of A. S. Pushkin`s lyrics during testing and teaching activities using educational hypertext / Ксения Вадимовна Миронова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 26-37. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 35-37 (25 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Миронова, К. В.
Ключевые слова: стихотворения, уроки литературы, русские поэты, изучение стихотворений, учебные гипертексты, психодидактический подход, творческое взаимодействие, преподавание литературы, проверочно-обучающая деятельность, лирика, лирическая поэзия
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Определение условий повышения эффективности процесса изучения стихотворений Александра Сергеевича Пушкина в ходе проверочно-обучающей деятельности с использованием учебного гипертекста. На основе психодидактического подхода и процессуально-результативной модели понимания лирической поэзии разработано несколько онлайн-вариантов проверочно-обучающей методики по лирике Пушкина, содержащих ряд гиперссылок.
7. Статья из журнала
Исаева, Н. А. (доктор педагогических наук; профессор; Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского).
Новые способы организации образовательного пространства урока: цифровой краеведческий сторителлинг = New ways to organize the educational space of a lesson: digital local history storytelling / Нина Александровна Исаева, Алина Владимировна Овчинникова, Александра Сергеевна Тимашова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 17-25. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 24-25 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 4 рис.
Новые способы организации образовательного пространства урока: цифровой краеведческий сторителлинг = New ways to organize the educational space of a lesson: digital local history storytelling / Нина Александровна Исаева, Алина Владимировна Овчинникова, Александра Сергеевна Тимашова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 17-25. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 24-25 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 4 рис.
Авторы: Исаева, Н. А., Овчинникова, А. В., Тимашова, А. С.
Ключевые слова: филологическое образование, образовательное пространство уроков, цифровые технологии, цифровой краеведческий сторителлинг, краеведение, уроки русского языка, цифровой сторителлинг, филологические проекты, инновационные филологические проекты, русские поэты, 7 класс, 8 класс, 9 класс, трансмедийный сторителлинг
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Организация современного образовательного пространства урока с помощью технологии цифрового сторителлинга, положенного в основу разработки инновационного филологического проекта "Похищенная невеста", актуализирующего в преддверии юбилея Александра Сергеевича Пушкина.
8. Статья из журнала
Павлов, С. Г. (кандидат филологических наук; Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина).
Лингвистическая герменевтика образа Маргариты в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" = Linguistic hermeneutics of the image of Margarita in M. A. Bulgakov`s novel "The Master and Margarita" / Сергей Геннадьевич Павлов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 63-73. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 73 (6 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Лингвистическая герменевтика образа Маргариты в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" = Linguistic hermeneutics of the image of Margarita in M. A. Bulgakov`s novel "The Master and Margarita" / Сергей Геннадьевич Павлов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 63-73. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 73 (6 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Павлов, С. Г.
Ключевые слова: русские писатели, романы, образ Маргариты, художественные тексты, лингвистическая герменевтика, лингвогерменевтическая интерпретация
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Представлена аксиологически ориентированная лингвогерменевтическая интерпретация образа Маргариты в романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита". Актуальность статьи обусловлена как этической, так и научной уязвимостью безусловно положительной трактовки образа, господствующей в школьных учебниках.
9. Статья из журнала
Богданова, Е. С. (доктор педагогических наук; профессор; Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина).
Гипертекстовое путешествие как метод работы над концептосферой и речью старшеклассников на уроках русского языка = Hypertext journey as a method for working on secondary school students` conceptual sphere and speech in Russian language lessons / Елена Святославовна Богданова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 7-16. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 16 (9 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 1 рис., 1 табл.
Гипертекстовое путешествие как метод работы над концептосферой и речью старшеклассников на уроках русского языка = Hypertext journey as a method for working on secondary school students` conceptual sphere and speech in Russian language lessons / Елена Святославовна Богданова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 7-16. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 16 (9 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 1 рис., 1 табл.
Авторы: Богданова, Е. С.
Ключевые слова: лингвоконцепты, концептосфера, гипертексты, гипертекстовое путешествие, интерпретационный анализ текста, уроки русского языка, концептуальный анализ текста, развитие концептосферы школьников, методы обучения, обучение русскому языку, урок одного слова, старшие классы, старшеклассники, метод гипертекстового путешествия, языковое образование
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Обосновывается целесообразность и способ применения метода гипертекстового путешествия в практике языкового образования старшеклассников.
10. Статья из журнала
Антонова, Л. Г. (доктор педагогических наук; профессор; Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова).
Вторая всероссийская научно-методическая конференция "Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе" ("Лебедевские чтения") / Любовь Геннадьевна Антонова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 108-110. - ISSN 0131-6141.
Вторая всероссийская научно-методическая конференция "Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе" ("Лебедевские чтения") / Любовь Геннадьевна Антонова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 108-110. - ISSN 0131-6141.
Авторы: Антонова, Л. Г.
Ключевые слова: всероссийские конференции, научно-методические конференции, преподавание русского языка, преподавание литературы, педагогический опыт
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Методика преподавания учебных предметов
Высшее профессиональное образование
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Краткая информация о 2 всероссийской научно-методической конференции "Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе" ("Лебедевские чтения"), которая состоялась 1-2 декабря 2023 года в Ярославском государственном университете имени П. Г. Демидова.
11. Статья из журнала
Шутан, М. И. (доктор педагогических наук; кандидат филологических наук; Нижегородский институт развития образования).
Будущее время в пушкинской лирике как предмет школьного анализа = Future tense in Pushkin`s lyrics as a subject for analysis at school / Мстислав Исаакович Шутан. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 38-46. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 46 (10 назв.).
Будущее время в пушкинской лирике как предмет школьного анализа = Future tense in Pushkin`s lyrics as a subject for analysis at school / Мстислав Исаакович Шутан. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 38-46. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 46 (10 назв.).
Авторы: Шутан, М. И.
Ключевые слова: лирическая поэзия, будущее время, настоящее время, лингвостилистические задания, развитие речи, поэтика художественного времени, лирические стихотворения, русские поэты, 9 класс, свобода, анализ стихотворений, лирические тексты, лирические произведения, обобщение, стихотворения, движение времени, пушкинская лирика, обучение русскому языку, уроки русского языка
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Лингвистика текста
Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Предметом филологического анализа является поэтика художественного времени в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Главное внимание уделяется будущему времени в его связи с настоящим временем.
12. Статья из журнала
XV Международная научная конференция "Языковые категории и единицы: синтагматический аспект" / Елена Алексеевна Абрамова, Елена Викторовна Ковальчук, Екатерина Александровна Кузнецова [и др.]. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 104-107. - ISSN 0131-6141.
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 3. - С. 104-107. - ISSN 0131-6141.
Авторы: Абрамова, Е. А., Ковальчук, Е. В., Кузнецова, Е. А., Пименова, М. В., Рыкин, Е. Ю., Соколова, О. И.
Ключевые слова: международные научные конференции, научные конференции, современный русский язык, лингвистика, русский язык
Рубрики: Языкознание
Общее языкознание
Общее языкознание
Аннотация: Информация о работе 15 Международной научной конференции "Языковые категории и единицы: синтагматический аспект", которая проходила 26-28 сентября 2023 года.