| Найдено документов - 14 | Статьи из журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 1 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2024. - 12... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Соколов, Е. Г. (Институт лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург)).
Учитель-проводник, или К вопросу о семантике слова наставник в XVIII столетии / Евгений Геннадьевич Соколов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 106-116. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 113-116 (25 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Учитель-проводник, или К вопросу о семантике слова наставник в XVIII столетии / Евгений Геннадьевич Соколов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 106-116. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 113-116 (25 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Авторы: Соколов, Е. Г.
Ключевые слова: лексическая семантика, семантическая структура, историческая лексикология, переносное значение, семантические изменения, лексикография, двуязычные словари, религиозная литература, переводы, история русского языка, учитель-проводник, наставник, семантика слов, лексема наставник, история лексемы наставник, памятники религиозной словесности
Рубрики: Языкознание
Лексикология
История языкознания
Лексикология
История языкознания
Аннотация: Описание одного из аспектов значения лексемы наставник в русском языке 18 века. На материале письменных памятников показано, что в 18 в. упомянутое слово все еще сохраняло связь с образом проводника, предводителя, помощника в дороге, характерную для его более ранних употреблений. Эта связь особенно заметна в памятниках религиозной словесности, а также в переводах с иностранных языков и в двуязычных словарях.
2. Статья из журнала
Николина, Н. А. (кандидат филологических наук; профессор; Московский педагогический государственный университет).
Типы и функции новообразований в романе Е. Замятина "Мы" : (к 140 летию со дня рождения) / Наталия Анатольевна Николина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 41-47, 3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 47 (11 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Типы и функции новообразований в романе Е. Замятина "Мы" : (к 140 летию со дня рождения) / Наталия Анатольевна Николина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 41-47, 3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 47 (11 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Николина, Н. А.
Ключевые слова: проза, советские писатели, романы, идиостиль, новообразования романа, потенциальные слова, способ словообразования, русские писатели, окказионализмы, художественные тексты, функция в тексте, словообразовательные инновации
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Литературоведение
Русская литература XX в.
Лингвистика текста
Литературоведение
Русская литература XX в.
Аннотация: Выявление типов новообразований и определение их функций в романе Евгения Замятина "Мы".
3. Статья из журнала
Шелякина, В. В. (Московский педагогический государственный университет).
Средства выражения интенсивности и их роль в создании образа города в рассказе Л. Н. Андреева "Проклятие зверя" = Means of expressing the category of intensity and their role in creating the image of the city in L. N. Andreev`s story "The Curse of the Beast" / Валерия Владимировна Шелякина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 57-66. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 65-66 (16 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Средства выражения интенсивности и их роль в создании образа города в рассказе Л. Н. Андреева "Проклятие зверя" = Means of expressing the category of intensity and their role in creating the image of the city in L. N. Andreev`s story "The Curse of the Beast" / Валерия Владимировна Шелякина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 57-66. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 65-66 (16 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Шелякина, В. В.
Ключевые слова: русские писатели, рассказы, идиостиль, экспрессионизм, категория интенсивности, образ города, экспрессивность, средства выражения интенсивности
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Русская литература XIX в.
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Изучение экспрессивного потенциала разноуровневых средств выражения интенсивности с учетом экспрессионистических тенденций при создании ключевого образа города "одного из самых "резонансных" произведений" Леонида Андреева – рассказа "Проклятие зверя".
4. Статья из журнала
Николенкова, Н. В. (кандидат филологических наук; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова).
Слово куртина: история и современность = The word kurtina (English curtain wall/clump): history and modernity / Наталья Владимировна Николенкова, Елена Витальевна Бородина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 117-123. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 123 (2 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Слово куртина: история и современность = The word kurtina (English curtain wall/clump): history and modernity / Наталья Владимировна Николенкова, Елена Витальевна Бородина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 117-123. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 123 (2 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Николенкова, Н. В., Бородина, Е. В.
Ключевые слова: значение слов, статус лексемы, история лексики, агнонимы, куртина, лингвистические эксперименты, семантическая трансформация лексем, устаревшие слова, агноним куртина, лексема куртина
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Рассмотрены основные этапы работы над агнонимом куртина. Под агнонимом понимается лексическая единица, незнакомая носителям языка. Агнонимами для современной молодежи часто оказываются слова из произведений русской классической литературы. При чтении текстов незнакомые слова пропускаются, они не пополняют лексический запас школьников, остаются непонятными и неузнаваемыми в других контекстах.
5. Статья из журнала
Мосунова, Л. А. (профессор; доктор психологических наук; Вятский государственный университет (г. Киров)).
Словесное рисование как способ преодоления фрагментарности восприятия = Verbal painting as a way of overcoming fragmentary perception / Людмила Александровна Мосунова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 7-15. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 15 (8 назв.).
Словесное рисование как способ преодоления фрагментарности восприятия = Verbal painting as a way of overcoming fragmentary perception / Людмила Александровна Мосунова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 7-15. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 15 (8 назв.).
Авторы: Мосунова, Л. А.
Ключевые слова: русский язык, преподавание словесности, воображение, методика преподавания словесности, словесное рисование, восприятие, словесные картины, концентрация внимания, художественные средства языка, обучение русскому языку, личностные ассоциации, развитие воображения, эмоционально-ценностное отношение, обучение словесному рисованию, субъективная модальность, 5 класс, 6 класс, 7 класс
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Представлены результаты исследования словесного рисования как способа развития целостности восприятия художественных произведений и речевых высказываний в условиях вызовов 21 века.
6. Статья из журнала
Каленчук, М. Л. (доктор филологических наук; профессор; член-корреспондент РАО; Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН).
Проблемы и перспективы учебной лексикографии: новый школьный словарь русского произношения = Problems and prospects of educational lexicography: a new school dictionary of Russian pronunciation / Мария Леонидовна Каленчук, Дмитрий Михайлович Савинов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 67-77. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 77 (5 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Проблемы и перспективы учебной лексикографии: новый школьный словарь русского произношения = Problems and prospects of educational lexicography: a new school dictionary of Russian pronunciation / Мария Леонидовна Каленчук, Дмитрий Михайлович Савинов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 67-77. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 77 (5 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Каленчук, М. Л., Савинов, Д. М.
Ключевые слова: русский язык, литературный язык, лексикографические источники, литературные нормы, дидактические принципы, учебные словари, орфоэпические словари, нормативные словари, словари произносительных трудностей, учебная лексикография, 5-11 классы, школьные словари
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Критически рассматриваются различные учебные словари орфоэпического типа, формулируются основные претензии к качеству этих источников: нарушение правил транскрибирования, принятых в школьных учебниках; фонетические и орфоэпические ошибки; смешение орфоэпической информации с другими языковыми явлениями; проблема возрастной адаптации школьных словарей; недостаточная актуальность произносительных предписаний; критерии составления словника. Проведенный анализ показал необходимость создания нового учебного словаря – "Словаря трудностей русского произношения" для 5–11 классов, который был подготовлен в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
7. Статья из журнала
Мишатина, Н. Л. (доктор филологических наук; профессор; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена).
Петербургская научная школа методической лингвоконцептологии: опыт проблематизации курса повышения квалификации = The school of thought of St. Petersburg methodological linguoconceptology: experience in problematising a continuing professional development course / Наталья Львовна Мишатина, Юлия Владиславовна Малкова, Ирина Анатольевна Шерстобитова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 16-27. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 26-27 (11 назв.). - 4 табл., граф.
Петербургская научная школа методической лингвоконцептологии: опыт проблематизации курса повышения квалификации = The school of thought of St. Petersburg methodological linguoconceptology: experience in problematising a continuing professional development course / Наталья Львовна Мишатина, Юлия Владиславовна Малкова, Ирина Анатольевна Шерстобитова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 16-27. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 26-27 (11 назв.). - 4 табл., граф.
Авторы: Мишатина, Н. Л., Малкова, Ю. В., Шерстобитова, И. А.
Ключевые слова: методическая лингвоконцептология, научные школы, повышение квалификации педагогов, контент-анализ, мотивация обучения, обучение взрослых, профессиональные сообщества, онлайн-курсы, курсы повышения квалификации, петербургские научные школы
Рубрики: Образование. Педагогика
Педагогическое образование
Педагогическое образование
Аннотация: Описан опыт проблематизации междисциплинарного курса повышения квалификации "Лингвоконцептология: методы и приемы работы с концептами". Дана оценка влияния нового научного направления на мотивацию слушателя к учебной и научной деятельности в процессе повышения квалификации, на результативность, выражающуюся в желании использовать методы и приемы методической лингвоконцептологии в научных исследованиях и практической деятельности.
8. Статья из журнала
Барандеев, А. В. (кандидат филологических наук; Московское городское отделение Русского географического общества).
Модель описательных топонимов город на реке в русской топонимии: история и современный статус = The pattern gorod na reke (English city on the river) of descriptive place names in Russian toponymy: history and present status / Андрей Васильевич Барандеев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 100-105. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 104-105 (11 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Модель описательных топонимов город на реке в русской топонимии: история и современный статус = The pattern gorod na reke (English city on the river) of descriptive place names in Russian toponymy: history and present status / Андрей Васильевич Барандеев. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 100-105. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 104-105 (11 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Барандеев, А. В.
Ключевые слова: топонимы, описательные топонимы, словообразовательные методы, структурные типы, астионимы, комонимы, названия железнодорожных остановочных пунктов, памятники письменности, славянская топонимия, неславянская топонимия, город на реке, номинативная продуктивность, модели описательных топонимов, русская топонимия
Рубрики: Языкознание
Лексикология
История языкознания
Лексикология
История языкознания
Аннотация: История формирования и развития одной из моделей описательных топонимов в русской топонимии – город на реке, на базе которой сформировались группы астионимов, комонимов и названий железнодорожных остановочных пунктов.
9. Статья из журнала
Ефремов, В. А. (доктор филологических наук; профессор; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена).
Дилогия И. Ильфа и Е. Петрова в культурной памяти молодого современника = Dilogy by I. Ilf and E. Petrov in the cultural memory of young contemporaries / Валерий Анатольевич Ефремов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 48-56. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 55-56 (6 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 2 табл.
Дилогия И. Ильфа и Е. Петрова в культурной памяти молодого современника = Dilogy by I. Ilf and E. Petrov in the cultural memory of young contemporaries / Валерий Анатольевич Ефремов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 48-56. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 55-56 (6 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 2 табл.
Авторы: Ефремов, В. А.
Ключевые слова: дилогии, советские писатели, романы, культурная память, прецедентные феномены, агнонимия, лингвосоциологические эксперименты, русские писатели
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Литературоведение
Русская литература XX в.
Лингвистика текста
Литературоведение
Русская литература XX в.
Аннотация: С опорой на концепции культурной памяти и лингвистической прецедентности представлена часть результатов широкого лингвосоциологического эксперимента, цель которого – анализ фрагментов прецедентного фонда молодого современника, в том числе восходящих к дилогии Ильи Арнольдовича Ильфа и Евгения Петровича Петрова.
10. Статья из журнала
Бондаренко, М. А. (кандидат педагогических наук; профессор; Академия труда и социальных отношений (г. Москва)).
Вечный труженик на ниве народного образования: к 150-летию со дня рождения П. О. Афанасьева / Марина Анатольевна Бондаренко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - 2-я с. обл., с. 28-40. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 38-40 (21 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Вечный труженик на ниве народного образования: к 150-летию со дня рождения П. О. Афанасьева / Марина Анатольевна Бондаренко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - 2-я с. обл., с. 28-40. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 38-40 (21 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Бондаренко, М. А.
Ключевые слова: русские педагоги, биографии русских педагогов, преподавание русского языка, методика преподавания русского языка, изучение родного языка, система обучения инородцев, культура речи, устная речь, учебные пособия, научно-методические труды, педагогическое наследие
Рубрики: Образование. Педагогика
История образования
История образования
Аннотация: Отражен жизненный путь видного ученого Петра Онисимовича Афанасьева, который развил методику обучения родному языку в начальной школе, создал курс методики преподавания русского языка в средних и высших учебных заведениях, подготовил учебники и учебные пособия разного типа, выдержавшие множество изданий, внес огромный вклад в подготовку учителей на учительских курсах.
11. Статья из журнала
Валентина Данииловна Черняк (1945-2023). - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 128. - ISSN 0131-6141. - фот.
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 128. - ISSN 0131-6141. - фот.
Ключевые слова: биографии, ученые, лингвисты, некрологи, научная деятельность
Рубрики: Языкознание
История языкознания
История языкознания
Аннотация: Некролог профессору, доктору филологических наук Валентине Данииловне Черняк.
12. Статья из журнала
Громенко, Е. С. (кандидат филологических наук; Институт лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург)).
QR-код: от термина к разговорному слову = QR code: from a term to a colloquial word / Елизавета Сергеевна Громенко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 89-99. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 99 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ил.
QR-код: от термина к разговорному слову = QR code: from a term to a colloquial word / Елизавета Сергеевна Громенко. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 89-99. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 99 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ил.
Авторы: Громенко, Е. С.
Ключевые слова: термины, QR-коды, дискурсивная миграция термина, QR-технологии, неология, адаптация заимствования, современный русский язык, терминологизация, детерминологизация, лексема QR-код, иноязычная аббревиатура
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Лексикология
Русский язык
Лексикология
Аннотация: Анализируется процесс адаптации к русской языковой среде иноязычной аббревиатуры – первого компонента слова QR-код, что находит воплощение в функционально неограниченных вариантах кьюар-код/куар-код/кюар-код и разговорных вариантах кверкод/квер-код/киаркодкуар/кьюар/кью-код/кюар/кюр-код. Нейтральные варианты также исследуются с точки зрения принципов русской орфографии и нормы.
13. Статья из журнала
Петрова, Н. Е. (доктор филологических наук; профессор; Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина).
[Рецензия] / Наталия Евгеньевна Петрова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 124-127. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Системная деятельность в образовательном процессе: книга для учителя: учебное пособие / Л. Д. Беднарская. - Москва: Флинта, 2023. - 268 с.
[Рецензия] / Наталия Евгеньевна Петрова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 124-127. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Системная деятельность в образовательном процессе: книга для учителя: учебное пособие / Л. Д. Беднарская. - Москва: Флинта, 2023. - 268 с.
Авторы: Петрова, Н. Е.
Ключевые слова: рецензии, учебные пособия, преподавание русского языка, образовательный процесс, школьное языковое образование, системная деятельность, система языка, речевая деятельность
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
14. Статья из журнала
Генералова, Е. В. (кандидат филологических наук; Санкт-Петербургский государственный университет).
"Словарь редкой лексики по произведениям школьной программы": теоретические вопросы создания и методические перспективы использования = "A Rare Vocabulary Dictionary based on school curriculum literature": theoretical issues of creation and methodological prospects for use / Елена Владимировна Генералова, Антон Анатольевич Степихов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 78-88. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 88 (5 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 5 рис.
"Словарь редкой лексики по произведениям школьной программы": теоретические вопросы создания и методические перспективы использования = "A Rare Vocabulary Dictionary based on school curriculum literature": theoretical issues of creation and methodological prospects for use / Елена Владимировна Генералова, Антон Анатольевич Степихов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2024. - Т. 85, № 1. - С. 78-88. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 88 (5 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 5 рис.
Авторы: Генералова, Е. В., Степихов, А. А.
Ключевые слова: русский язык, учебные словари, редкая лексика, устаревшая лексика, окказионализмы, авторские неологизмы, учебная лексикография, электронный образовательный ресурс, словари редких слов, словари устаревших слов, школьные словари
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Описываются принципы составления "Словаря редкой лексики по произведениям школьной программы", методический потенциал использования этого Словаря, реализуемого как электронный образовательный ресурс, в обучении школьников. Рассматривается специфика Словаря по сравнению с уже существующими лексикографическими изданиями подобного типа. Актуальность создания Словаря объясняется необходимостью сделать тексты русской классической литературы более понятными для современного читателя, что призвано содействовать развитию культуры чтения художественного текста и становлению языковой личности ученика, а также повысить эффективность обучения.