Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Головчиц, Л. А. (доктор педагогических наук; профессор).
Хрестоматия "Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями" (XX век) / Л. А. Головчиц, М. В. Переверзева. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 28-34. - Библиогр.: с. 34 (2 назв.). - 2 табл.
Авторы: Головчиц, Л. А., Переверзева, М. В.
Ключевые слова: комплексные нарушения, сложные сенсорные нарушения, клинико-психолого-педагогическое изучение, генетические нарушения, слепоглухие дети, воспитание, обучение
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье, с целью информирования профильных специалистов, представлен анализ материалов хрестоматии "Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями" (XX век), включающий данные научных исследований в области изучения и образования лиц со сложными сенсорными нарушениями. В хрестоматию включены статьи известных ученых прошлого столетия по проблемам слепоглухоты, сочетания умственной отсталости с нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы. В первой части хрестоматии представлены статьи, в которых отражены материалы клинико-психолого-педагогического изучения детей с комплексными нарушениями развития, во второй части - научные и методические разработки в сфере воспитания и обучения лиц с различными сочетаниями нарушений. Материалы хрестоматии адресованы студентам, магистрантам, исследователям, интересующимся вопросами изучения, коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения лиц с комплексными нарушениями.
2. Статья из журнала
bookCover
Указатель статей, опубликованных в 2023 году. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 79-80.
Ключевые слова: журналы, российские журналы, периодические издания, статьи, алфавитные указатели статей, указатели статей, содержание журнала, библиография
Рубрики: Средства массовой информации
Отдельные газеты и журналы
Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
3. Статья из журнала
bookCover
Стребелева, Е. А. (доктор педагогических наук; профессор; главный научный сотрудник).
Ретроспектива исследований в дошкольном воспитании детей с интеллектуальными нарушениями / Е. А. Стребелева. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 3-12. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 10-13 (28 назв.).
Авторы: Стребелева, Е. А.
Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, обучение, воспитание, истоки, результаты, исследования, программы, развитие
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассмотрены истоки отечественных исследований в области дошкольной олигофренопедагогики. Представлены первые и последующие исследования, посвященные вопросам изучения, обучения, воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Прослеживается влияние результатов проведенных исследований на определение и уточнение подходов к разработке программного содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста указанной нозологической группы.
4. Статья из журнала
bookCover
Сорокоумова, С. Н. (доктор психологических наук; профессор).
Расширение профессиональных границ психолога и логопеда, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения / С. Н. Сорокоумова, Е. Г. Азина. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 35-45. - Библиогр.: с. 43-45 (19 назв.).
Авторы: Сорокоумова, С. Н., Азина, Е. Г.
Ключевые слова: психологи, логопеды, младшие школьники, инклюзивное обучение, задержка психического развития, коррекция нарушений речевого развития
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье раскрывается необходимость интегративного взаимодействия психолога и логопеда, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы. Совместная деятельность этих специалистов по устранению речевых нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет не только расширить границы их профессиональной деятельности путем включения «психологического компонента» в логопедическую работу и "коррекционного компонента" в работу психолога массовой школы, но и повысить эффективность всего коррекционного процесса.
5. Статья из журнала
bookCover
Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями: понятие, функциональная роль и содержание / А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева, Т. Ю. Бутусова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 14-27. - Библиогр.: с. 24-27 (26 назв.). - рис.
Авторы: Закрепина, А. В., Стребелева, Е. А., Бутусова, Т. Ю.
Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, коррекционное обучение, умственно отсталые дети, особые образовательные потребности, адаптированная основная общеобразовательная программа, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, нарушения интеллекта, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье обсуждаются особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями с позиций дифференцированного подхода к организации и содержанию обучения и воспитания. Рассматриваются функциональные смыслы понятия "особые образовательные потребности" на разных этапах развития детей, позволяющие не только обосновывать создание педагогических условий их воспитания и обучения, но и прогнозировать вероятные изменения содержания исследуемых потребностей с учетом влияния факторов современной образовательной среды.
6. Статья из журнала
bookCover
Одинокова, Г. Ю.
Об умении матери поддерживать инициативность ребенка раннего возраста с синдромом Дауна в их общении / Г. Ю. Одинокова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 46-56. - Библиогр.: с. 54-56 (13 назв.).
Авторы: Одинокова, Г. Ю.
Ключевые слова: дети раннего возраста, синдром Дауна, Дауна синдром, общение матери и ребенка, инициативность ребенка во взаимодействии, ребенок раннего возраста с синдромом Дауна, ранняя помощь, коррекционная работа
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассматривается один из аспектов развития общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна – его инициативность во взаимодействии с матерью. Умение ребенка проявлять инициативу, а именно – обратиться к матери, удержать ее внимание в общении, высказать просьбу или желание, зависит от поведенческих характеристик матери в ситуации взаимодействия. В основе поведения матерей, поддерживающих либо не поддерживающих активность ребенка, направленную на другого в общении, лежит разное ценностное отношение к ребенку.
7. Статья из журнала
bookCover
Лапп, Е. А. (кандидат педагогических наук; доцент).
Навигационная карта как инструмент проектирования содержания подготовки дефектологов для работы с детьми с задержкой психического развития / Е. А. Лапп. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 57-66. - Библиогр.: с. 65-66 (8 назв.). - 2 табл., рис.
Авторы: Лапп, Е. А.
Ключевые слова: дети с ЗПР, дети с задержкой психического развития, навигационные карты, профессиональная подготовка кадров, содержание подготовки, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Представлен авторский подход к структурированию динамического массива научных данных о лицах с задержкой психического развития. Cистематизация содержания выполнена на основе современного понимания задержки психического развития как варианта дизонтогенетического развития и с опорой на субъективный опыт автора. Показано, что предлагаемый инструмент структурирования научного содержания является навигационной картой и может быть использован при проектировании образовательных программ подготовки дефектологов. Доказана эффективность использования навигационной карты при отборе профильного содержания для дополнительных профессиональных программ подготовки дефектологов.
8. Статья из журнала
bookCover
К 100-летию со дня рождения Владимира Ивановича Лубовского - выдающегося российского психолога, дефектолога, доктора психологических наук, профессора, действительного члена (академика) Российской академии образования / подгот. И. А. Коробейников ; при участии Д. В. Лубовского, С. М. Валявко. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 67-72. - Примеч. в сносках. - 4 фот.
Ключевые слова: ученые, научные исследования, профессиональная деятельность, психологи, биографии, психическое развитие детей, дети с задержкой психического развития, дети с ЗПР
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: 15 декабря 2023 года исполняется сто лет со дня рождения выдающегося российского психолога и дефектолога, одного из создателей специальной психологии, доктора психологических наук, Владимира Ивановича Лубовского.
9. Статья из журнала
bookCover
ИКП отметил 100-летие со дня основания. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 73-75. - 4 фот.
Ключевые слова: институты, специальное образование, дефектологические исследования, дети с ОВЗ, ученые, методологи, сотрудники, поздравления
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: 7-8 ноября в Москве прошли торжественные мероприятия, посвященные 100-летию ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики".
10. Статья из журнала
bookCover
Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями". - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 78.
Ключевые слова: конференции, научно-практические конференции, подготовка специалистов, дефектологи, дефектологическое образование, особые образовательные потребности
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: 15 ноября 2023 года в Российской академии образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями". Представители профессионального сообщества обсудили теорию, методологию и проектирование процесса подготовки специалистов в области специального дефектологического образования: стратегические ориентиры развития системы подготовки дефектологических кадров, ресурсы обеспечения системы дефектологического образования, а также региональный опыт подготовки будущих дефектологов.
11. Статья из журнала
bookCover
V Всероссийский съезд дефектологов. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 6. - С. 76-77.
Ключевые слова: ранняя помощь, дефектологи, коррекционная педагогика, коррекционная психология, съезды дефектологов
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: С 9 по 10 ноября 2023 г. в Москве прошел V Всероссийский съезд дефектологов. Организатор Съезда - Министерство просвещения Российской Федерации, оператор Съезда – ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики. " Цель проведения Съезда: консолидация, сохранение, развитие научного и практического потенциала российского дефектологического сообщества; трансляция передовых научных достижений и практико-ориентированных разработок.