| Найдено документов - 11 | Статьи из журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 6 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2023. - 6 ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Храмушина, О. С. (преподаватель; Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Волгоградский государственный медицинский университет).
Фонетическая трансформация слова как прием языковой игры в современной русской поэзии = Phonetic word transformation as a language play technique in modern Russian poetry / Ольга Сергеевна Храмушина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 48-55. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 55 (6 назв.).
Фонетическая трансформация слова как прием языковой игры в современной русской поэзии = Phonetic word transformation as a language play technique in modern Russian poetry / Ольга Сергеевна Храмушина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 48-55. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 55 (6 назв.).
Авторы: Храмушина, О. С.
Ключевые слова: современная русская поэзия, стихотворения, фонетическая трансформация слов, рифмы, метаплазмы, повторы, ирония, языковая игра, современные поэтические тексты, художественные тексты
Рубрики: Литературоведение
Поэтика
Языкознание
Лингвистика текста
Поэтика
Языкознание
Лингвистика текста
Аннотация: Анализ специфики использования метаплазмов и технически близких к ним приемов как средств языковой игры в современной русской поэзии, а также определение их функций в художественном тексте.
2. Статья из журнала
Тематический указатель статей, опубликованных в журнале "Русский язык в школе" в 2023 году. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 110-112. - ISSN 0131-6141.
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 110-112. - ISSN 0131-6141.
Ключевые слова: русский язык, тематические указатели, указатели, статьи, журналы, библиографические списки, педагогические журналы, периодические издания
Рубрики: Литература универсального содержания
Библиографические пособия
Библиографические пособия
Аннотация: Перечень статей, опубликованных в журнале "Русский язык в школе" в 2023 году. Информация сгруппирована по рубрикам журнала.
3. Статья из журнала
Квашнина, Д. С. (Ивановский государственный университет).
Сопоставительные познавательные задачи как средство формирования научной лингвистической картины мира на уроках русского языка в VI классе = Comparative cognitive tasks as a means of forming a scientific linguistic world-picture in Russian language lessons in the 6th form / Дарья Сергеевна Квашнина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 21-31. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 30-31 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 4 табл., 3 рис.
Сопоставительные познавательные задачи как средство формирования научной лингвистической картины мира на уроках русского языка в VI классе = Comparative cognitive tasks as a means of forming a scientific linguistic world-picture in Russian language lessons in the 6th form / Дарья Сергеевна Квашнина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 21-31. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 30-31 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 4 табл., 3 рис.
Авторы: Квашнина, Д. С.
Ключевые слова: преподавание русского языка, обучение русскому языку, уроки русского языка, 6 класс, познавательные задачи, сопоставительные познавательные задачи, типология сопоставительных познавательных задач, научная лингвистическая картина мира, лексикология
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Обоснование методической целесообразности использования сопоставительной познавательной задачи на уроках русского языка как средства формирования научной лингвистической картины мира учащихся.
4. Статья из журнала
Рацибурская, Л. В. (доктор филологических наук; профессор; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского).
Словообразовательные и лексические интенсификаторы в современном русском языке: активные процессы = Derivational and lexical intensifiers in modern Russian: active processes / Лариса Викторовна Рацибурская, Марина Всеволодовна Сандакова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 69-80. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 80 (4 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Словообразовательные и лексические интенсификаторы в современном русском языке: активные процессы = Derivational and lexical intensifiers in modern Russian: active processes / Лариса Викторовна Рацибурская, Марина Всеволодовна Сандакова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 69-80. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 80 (4 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Рацибурская, Л. В., Сандакова, М. В.
Ключевые слова: современный русский язык, лексические интенсификаторы, словообразовательные интенсификаторы, семантика, современные медийные тексты, словообразовательная деривация, деривационные форманты, словообразовательные способы, семантическая деривация, синтагматика, современные художественные тексты, категория интенсивности, новообразования, новые интенсификаторы, русский язык
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Рассматриваются способы представления функционально-семантической категории интенсивности на лексическом и словообразовательном уровнях языка. На лексическом уровне описаны единицы, выражающиеся отдельным словом (наречием, прилагательным), устойчивой предложно-падежной формой, фразеологизмом; на словообразовательном уровне описаны деривационные средства и новообразования с этими средствами, а также словообразовательные способы и модели.
5. Статья из журнала
Бутакова, Л. О. (профессор; доктор филологических наук; Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского).
Проблемы понимания художественного текста в психолингвистическом аспекте = Issues of understanding a literary text from a psycholinguistic perspective / Лариса Олеговна Бутакова, Елена Николаевна Гуц. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 56-68. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 67-68 (19 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 5 табл., 1 диагр.
Проблемы понимания художественного текста в психолингвистическом аспекте = Issues of understanding a literary text from a psycholinguistic perspective / Лариса Олеговна Бутакова, Елена Николаевна Гуц. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 56-68. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 67-68 (19 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 5 табл., 1 диагр.
Авторы: Бутакова, Л. О., Гуц, Е. Н.
Ключевые слова: русские писатели, рассказы, художественные тексты, восприятие текста, семантический дифференциал, метод интерпретации, смысловое содержание текста, понимание текста, психолингвистические методы, эмоциональное восприятие текста
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Литературоведение
Русская литература XIX в.
Психолингвистика
Литературоведение
Русская литература XIX в.
Аннотация: Психолингвистические методы моделирования процессов восприятия и понимания текста рассказа Антона Павловича Чехова "Смерть чиновника" современными школьниками.
6. Статья из журнала
Маринова, Е. В. (доктор филологических наук; профессор; Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова).
Платье цвета молоко: об одном устойчивом типе грамматического варьирования = Plat`e tsveta moloko (A milk-coloured dress): on one stable grammatical variation type / Елена Вячеславовна Маринова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 92-99. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 98-99 (9 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Платье цвета молоко: об одном устойчивом типе грамматического варьирования = Plat`e tsveta moloko (A milk-coloured dress): on one stable grammatical variation type / Елена Вячеславовна Маринова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 92-99. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 98-99 (9 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Маринова, Е. В.
Ключевые слова: колоронимы, составные цветообозначения, грамматическое варьирование, отсутствие словоизменения, тенденции к аналитизму, аспектные словари, аналитические модели цветообозначения, синтаксические модели цветообозначения, обозначение цвета, платье цвета молоко, новые модели цветообозначения, русский язык
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Рассматриваются причины и условия распространения новой синтаксической модели цветообозначения: атрибутивное словосочетание с идентификатором цвета и существительным в именительном падеже (Х цвета молоко, Х цвета баклажан). Новая модель, идущая вразрез с грамматикой русского языка, сосуществует в современной речи с нормативной: Х цвета молока, Х цвета баклажана.
7. Статья из журнала
Шутан, М. И. (доктор педагогических наук; кандидат филологических наук; Нижегородский институт развития образования).
Изучение причинно-следственной связи на уроках русского языка = Studying cause-and-effect relationship in Russian language lessons / Мстислав Исаакович Шутан. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 7-20. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 19-20 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 3 табл.
Изучение причинно-следственной связи на уроках русского языка = Studying cause-and-effect relationship in Russian language lessons / Мстислав Исаакович Шутан. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 7-20. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 19-20 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 3 табл.
Авторы: Шутан, М. И.
Ключевые слова: преподавание русского языка, обучение русскому языку, уроки русского языка, причинно-следственные связи, универсальные учебные действия, текстовый контент, многозначность синтаксических конструкций, синтаксическая синонимия, смысловые блоки текста, текстопорождение, лексико-грамматический контент, трансформация текста, УУД, синтаксические конструкции
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Причинно-следственные связи рассматриваются с философско-логических, лингвистических и методических позиций. Сами эти связи интерпретируются как единый семантический комплекс. Представлены лексико-грамматический и текстовый контенты.
8. Статья из журнала
Панова, Е. А. (кандидат филологических наук; Московский педагогический государственный университет).
Душа и маска: лингвопоэтический анализ стихотворения В. Брюсова "Если ты сам догадаться не мог..." : (к 150-летию со дня рождения) / Елена Алексеевна Панова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 40-47, 2-3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 47 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Душа и маска: лингвопоэтический анализ стихотворения В. Брюсова "Если ты сам догадаться не мог..." : (к 150-летию со дня рождения) / Елена Алексеевна Панова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 40-47, 2-3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 47 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Панова, Е. А.
Ключевые слова: русская поэзия, русские поэты, субъектно-объектные отношения, перифразы, семантические поля, лирические сюжеты, стихотворения, лирические герои, лингвопоэтический анализ стихотворений, композиция стихотворений, анализ стихотворений, образ лирического героя, образ маски, семантико-стилистический анализ
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Поэтика
Русская литература XX в.
Поэтика
Аннотация: Анализируется одно из малоизвестных стихотворений позднего Валерия Брюсова "Если ты сам догадаться не мог... ". Рассмотрена композиция, ключевые семантические поля и оппозиции, пространственная и временная организация текста. Особое внимание уделено способам представления лирического героя и языковым средствам выражения субъектно-объектных отношений.
9. Статья из журнала
Телкова, В. А. (кандидат филологических наук; Елецкий государственный университет им. И. Бунина).
Достойный образец служения делу = A worthy example of service to the cause (to mark the centenary of B. T. Panov`s birth) : (к столетнему юбилею Б. Т. Панова) / Валентина Алексеевна Телкова, Ольга Васильевна Шаталова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 32-39. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 39 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Достойный образец служения делу = A worthy example of service to the cause (to mark the centenary of B. T. Panov`s birth) : (к столетнему юбилею Б. Т. Панова) / Валентина Алексеевна Телкова, Ольга Васильевна Шаталова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 32-39. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 39 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Телкова, В. А., Шаталова, О. В.
Ключевые слова: лингвометодисты, ученые-методисты, научное наследие, методика преподавания русского языка, интонационно-смысловой анализ, уроки русского языка, педагогическое наследие, типология уроков русского языка, внеклассная работа
Рубрики: Образование. Педагогика
История образования
Языкознание
История языкознания
История образования
Языкознание
История языкознания
Аннотация: О научной и педагогической деятельности известного отечественного лингвометодиста 20 века Бориса Трофимовича Панова.
10. Статья из журнала
Пурицкая, Е. В. (кандидат филологических наук; Институт лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург)).
Вторичные заимствования в современном русском языке: глаголы цифровой сферы = Secondary borrowings in modern Russian: digital sphere verbs / Елизавета Владиславовна Пурицкая, Евгения Александровна Беляева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 81-91. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 90-91 (13 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Вторичные заимствования в современном русском языке: глаголы цифровой сферы = Secondary borrowings in modern Russian: digital sphere verbs / Елизавета Владиславовна Пурицкая, Евгения Александровна Беляева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 81-91. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 90-91 (13 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Пурицкая, Е. В., Беляева, Е. А.
Ключевые слова: вторичные заимствования, глаголы, цифровые технологии, лексика, семантика, словари, современный русский язык, глаголы цифровой сферы, компьютерная семантика, цифровая семантика
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Русский язык
Аннотация: Исследуются глаголы, функционирующие в сфере цифровых технологий, в аспекте их вхождения в русский язык в результате вторичного заимствования.
11. Статья из журнала
Патроева, Н. В. (доктор филологических наук; профессор; Институт филологии Петрозаводского государственного университета (Республика Карелия)).
Взаимосвязь синтаксиса и теории красноречия в российской лингвистической традиции: риторические приемы в грамматиках XVIII–XIX веков = The interconnection between syntax and the theory of eloquence in the Russian linguistic tradition: rhetorical devices in grammars of the 18th–19th centuries / Наталья Викторовна Патроева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 100-109. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 107-109 (26 назв.).
Взаимосвязь синтаксиса и теории красноречия в российской лингвистической традиции: риторические приемы в грамматиках XVIII–XIX веков = The interconnection between syntax and the theory of eloquence in the Russian linguistic tradition: rhetorical devices in grammars of the 18th–19th centuries / Наталья Викторовна Патроева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 6. - С. 100-109. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 107-109 (26 назв.).
Авторы: Патроева, Н. В.
Ключевые слова: история русского синтаксиса, риторика, история русских грамматических учений, русская словесность, фигуры речи, тропы, синтаксис, теория красноречия, риторические приемы, русские языковеды, русская грамматика, теория словесности, теория элокуции, элокуции теория, советская грамматика
Рубрики: Языкознание
История языкознания
История языкознания
Аннотация: Анализ вклада российских грамматик середины 18 – первой половины 19 века в развитие теории элокуции (в сопоставительном плане привлекаются также грамматические труды более раннего и более позднего периода) в то время, когда теория красноречия и теория словесности являлись активно развивающимися областями гуманитарного знания и наряду с грамматикой способствовали формированию лексических и грамматических норм русского литературного языка.