| Найдено документов - 13 | Статьи из журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 5 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2023. - 6 ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Уздинская, Е. В. (кандидат филологических наук; Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского).
Типичные речевые ошибки в итоговых сочинениях школьников = Common speech mistakes in schoolchildren`s final essays / Елена Владимировна Уздинская, Оксана Николаевна Струкова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 29-36. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 35-36 (7 назв.).
Типичные речевые ошибки в итоговых сочинениях школьников = Common speech mistakes in schoolchildren`s final essays / Елена Владимировна Уздинская, Оксана Николаевна Струкова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 29-36. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 35-36 (7 назв.).
Авторы: Уздинская, Е. В., Струкова, О. Н.
Ключевые слова: типичные речевые ошибки, речевая норма, сочинения школьников, типология речевых ошибок, преподавание русского языка, обучение русскому языку, лексические ошибки, грамматические ошибки, стилистические ошибки, культура речи, итоговые сочинения школьников, 11 класс, школьные сочинения
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Рассмотрены различные типологии ошибок в сочинениях школьников. Определены наиболее типичные грамматические, лексические и стилистические ошибки.
2. Статья из журнала
Татьяна Александровна Острикова : (к юбилею ученого). - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 105. - ISSN 0131-6141. - фот.
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 105. - ISSN 0131-6141. - фот.
Ключевые слова: биографии, ученые, педагоги, юбилеи, научная деятельность
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование
Аннотация: К юбилею доктора педагогических наук, профессора кафедры русской филологии и журналистики Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова Татьяны Александровны Остриковой.
3. Статья из журнала
Козинец, С. Б. (доктор филологических наук; профессор; Саратовский областной институт развития образования).
Процессы семантической декорреляции в словообразовательном гнезде с вершиной -лаг-/-лож- = The processes of semantic decorrelation in the word family with the root -lag-/-lozh / Сергей Борисович Козинец. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 82-87. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 87 (2 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Процессы семантической декорреляции в словообразовательном гнезде с вершиной -лаг-/-лож- = The processes of semantic decorrelation in the word family with the root -lag-/-lozh / Сергей Борисович Козинец. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 82-87. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 87 (2 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Козинец, С. Б.
Ключевые слова: глаголы, орфография глаголов, семантическая декорреляция, связанные корни, производные слова, словообразовательные гнезда, корневые гнезда, видовые пары, русский язык
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Изучение семантических процессов в словообразовательном гнезде имеет большое значение как для словообразования, так и для лексикологии, поскольку данные трансформации приводят к изменению количественного и качественного состава гнезда (вплоть до его распада), а также к появлению новых лексических единиц, что и обусловливает актуальность темы исследования.
4. Статья из журнала
Левушкина, О. Н. (доктор педагогических наук; Московский педагогический государственный университет).
Практическая методика Е. И. Никитиной: развитие речи школьников – традиции и новации = Nikitina`s practical methodology for speech development: traditions and innovations (to the centenary anniversary of the scientist`s birth) : (к 100-летию ученого) / Ольга Николаевна Левушкина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 37-45. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 45 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Практическая методика Е. И. Никитиной: развитие речи школьников – традиции и новации = Nikitina`s practical methodology for speech development: traditions and innovations (to the centenary anniversary of the scientist`s birth) : (к 100-летию ученого) / Ольга Николаевна Левушкина. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 37-45. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 45 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Левушкина, О. Н.
Ключевые слова: обучение русскому языку, преподавание русского языка, практическая методика развития речи, учебники русского языка, развитие речи, виды речевой деятельности, воспитательный потенциал, коммуникативная компетенция, текстоориентированный подход, ученые
Рубрики: Образование. Педагогика
История образования
История образования
Аннотация: Дано общее представление о формировании и динамике развития созданной Екатериной Ивановной Никитиной методической системы развития речи школьников, получившей воплощение в учебных и методических пособиях ученого-практика.
5. Статья из журнала
Романов, Д. А. (доктор филологических наук; профессор; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого).
Особенности повествовательной структуры рассказа Л. Н. Толстого "Фальшивый купон" = Specific features of the narrative structure in L. N. Tolstoy`s story "The Forged Coupon" (to the 195th anniversary of the birth) : (к 195-летию со дня рождения) / Дмитрий Анатольевич Романов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 46-59. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 58-59 (11 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Особенности повествовательной структуры рассказа Л. Н. Толстого "Фальшивый купон" = Specific features of the narrative structure in L. N. Tolstoy`s story "The Forged Coupon" (to the 195th anniversary of the birth) : (к 195-летию со дня рождения) / Дмитрий Анатольевич Романов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 46-59. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 58-59 (11 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Романов, Д. А.
Ключевые слова: русские писатели, рассказы, повествовательная структура рассказов, художественные тексты, авторский стиль, нарративы, темп повествования, сюжетно-композиционная линия, эвристемы, идеологичность, художественное повествование, темповая структура повествования
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Русская литература XX в.
Русская литература XIX в.
Русская литература XX в.
Аннотация: Предмет исследования – один из поздних рассказов Льва Николаевича Толстого "Фальшивый купон". Рассматривается реализация в тексте основных открытий Толстого с точки зрения построения художественного повествования. Рассказ представлен в ракурсе эволюции творческого мастерства писателя.
6. Статья из журнала
Васильева, Н. В. (кандидат педагогических наук; Забайкальский государственный университет (г. Чита)).
Обучение школьников работе с электронным гипертекстом в контексте культуроориентированной лингвометодики: проблема и возможные пути ее решения = Teaching schoolchildren to work with electronic hypertext in the context of culture-oriented linguistic methodology: the issue and its possible solutions / Наталья Владимировна Васильева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 19-28. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 27-28 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 1 рис.
Обучение школьников работе с электронным гипертекстом в контексте культуроориентированной лингвометодики: проблема и возможные пути ее решения = Teaching schoolchildren to work with electronic hypertext in the context of culture-oriented linguistic methodology: the issue and its possible solutions / Наталья Владимировна Васильева. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 19-28. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 27-28 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 1 рис.
Авторы: Васильева, Н. В.
Ключевые слова: обучение русскому языку, преподавание русского языка, поколение Z, поколение альфа, уроки русского языка, клиповое мышление, ризоматическое мышление, электронные гипертексты, культуроориентированная лингвометодика, лингвокультурные концепты, ризомы
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Современное общество претерпевает процесс цифровизации, воздействующий на становление школьников как представителей поколений Z и "альфа". Одной из черт обучающихся является клиповое мышление. В качестве альтернативы клиповому мышлению в современной науке рассматривается ризоматическое мышление. На основе сопоставления структуры электронного гипертекста и ризомы сделан вывод, что электронный гипертекст является ризомой. Вслед за исследователями ризоматического мышления предлагается формировать у школьников данный тип мышления при работе с электронным гипертекстом.
7. Статья из журнала
Международная научно-практическая конференция "Текст, речевая культура, речевое поведение в методике преподавания русского языка" = International research-to-practice conference "Text, speech, culture, speech behaviour in Russian language teaching methodology" / Алевтина Дмитриевна Дейкина, Владислав Дмитриевич Янченко, Ольга Николаевна Левушкина [и др.]. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 102-104. - ISSN 0131-6141.
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 102-104. - ISSN 0131-6141.
Авторы: Дейкина, А. Д., Янченко, В. Д., Левушкина, О. Н., Устинов, А. Ю., Комиссарова, Л. Ю., Фролкова, С. С.
Ключевые слова: ученые, педагоги, русский язык, обучение русскому языку, преподавание русского языка, вузы, общеобразовательная школа, научно-методическое наследие, методическое наследие, международные конференции, история педагогики, научно-практические конференции, история образования
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Общая педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Общая педагогика
Аннотация: Информация о работе Международной научно-практической конференции "Текст, речевая культура, речевое поведение в методике преподавания русского языка", которая состоялась в Москве 24-25 марта 2023 года.
8. Статья из журнала
Шумских, Е. А. (кандидат филологических наук; Московский педагогический государственный университет).
Лексико-семантические особенности повести В. Г. Короленко "В дурном обществе" = Lexico-semantic features of V. G. Korolenko`s novella "In Bad Company" (to the 170th anniversary of the birth) : (к 170-летию со дня рождения) / Екатерина Александровна Шумских. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 60-74. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 74 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Лексико-семантические особенности повести В. Г. Короленко "В дурном обществе" = Lexico-semantic features of V. G. Korolenko`s novella "In Bad Company" (to the 170th anniversary of the birth) : (к 170-летию со дня рождения) / Екатерина Александровна Шумских. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 60-74. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 74 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Шумских, Е. А.
Ключевые слова: повести, русские писатели, антитезы, семантика заглавия, повторные номинации, номинативный ряд, лексические повторы, средства художественной выразительности, лексико-семантические особенности, лексико-семантические поля
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Русская литература XIX в.
Аннотация: Рассматриваются некоторые лексико-семантические особенности повести Владимира Галактионовича Короленко "В дурном обществе". Отмечаются значимые в тексте лексико-семантические поля "Жизнь", "Дом", "Семья", "Память", связанные с реализацией в поэтике произведения приема антитезы; анализируются смысл заглавия повести, антитеза "порядочное общество" – "дурное общество", определяется роль противопоставления развалин графского замка подземелью старой униатской часовни.
9. Статья из журнала
Ксения Павловна Смолина : (1935-2023). - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 106. - ISSN 0131-6141. - фот.
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 106. - ISSN 0131-6141. - фот.
Ключевые слова: биографии, ученые, лингвисты, некрологи, научная деятельность
Рубрики: Языкознание
История языкознания
История языкознания
Аннотация: Некролог профессору, доктору филологических наук, члену Российского общества преподавателей русского языка и литературы Ксении Павловне Смолиной.
10. Статья из журнала
Николина, Н. А. (профессор; кандидат филологических наук; Московский педагогический государственный университет).
Компаративные конструкции в современной русской прозе: эволюция образа сравнения = Comparative constructions in modern Russian prose: the evolution of figurative comparison / Наталия Анатольевна Николина, Зоя Юрьевна Петрова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 75-81. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 81 (2 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Компаративные конструкции в современной русской прозе: эволюция образа сравнения = Comparative constructions in modern Russian prose: the evolution of figurative comparison / Наталия Анатольевна Николина, Зоя Юрьевна Петрова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 75-81. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 81 (2 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Николина, Н. А., Петрова, З. Ю.
Ключевые слова: современная русская проза, компаративные конструкции, метафоры, сравнения, образы сравнения, современная проза, динамические процессы
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Лингвистика текста
Аннотация: Статья посвящена изменениям, которые претерпевают образы сравнения компаративных конструкций – метафор и сравнений – в современных прозаических текстах в сопоставлении с более ранними периодами развития русской литературы.
11. Статья из журнала
Демидова, Н. И. (доктор педагогических наук; профессор; Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина).
Как воплотить идею филологизации в практике обучения русскому языку? = How to implement the idea of philologisation in the practice of teaching Russian? (On the anniversary of Professor N. L. Mishatina) : (к юбилею профессора Н. Л. Мишатиной) / Нина Ивановна Демидова, Елена Святославовна Богданова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 7-18. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 15-18 (27 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Как воплотить идею филологизации в практике обучения русскому языку? = How to implement the idea of philologisation in the practice of teaching Russian? (On the anniversary of Professor N. L. Mishatina) : (к юбилею профессора Н. Л. Мишатиной) / Нина Ивановна Демидова, Елена Святославовна Богданова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 7-18. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 15-18 (27 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Демидова, Н. И., Богданова, Е. С.
Ключевые слова: методическая лингвоконцептология, филологизация языкового образования, изучение лингвоконцептов, этапы развития идеи филологизации, гипертекстовые путешествия, уроки русского языка, сверхтексты, школьное языковое образование, концептоцентрические эссе, обучение русскому языку
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Обосновывается методологическая значимость идеи филологизации содержания предмета "Русский язык", выдвинутой профессором Натальей Львовной Мишатиной. Понимая под филологизацией расширение и углубление содержания обучения русскому языку за счет знаний о связи языка и культуры, языка и национального менталитета, авторы доказывают перспективность данной идеи.
12. Статья из журнала
Завьялов, В. Н. (доктор филологических наук; профессор; Тихоокеанский государственный университет).
Знакомый незнакомец (о союзе либо в современном русском языке) = A familiar stranger (about the conjunction libo (English or) in modern Russian) / Виктор Николаевич Завьялов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 88-97. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 97 (11 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Знакомый незнакомец (о союзе либо в современном русском языке) = A familiar stranger (about the conjunction libo (English or) in modern Russian) / Виктор Николаевич Завьялов. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 88-97. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 97 (11 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Завьялов, В. Н.
Ключевые слова: союзы, синтаксические отношения, союз либо, русский язык, синтаксические связи, конструктивные свойства союзов, морфология, семантика, прагматика, современный русский язык
Рубрики: Языкознание
Грамматика
Грамматика
Аннотация: Дается разноаспектная характеристика союза либо. Актуальность обусловлена отсутствием в русистике системного и полного описания данного союза, хотя он является важным средством выражения разделительных отношений.
13. Статья из журнала
Сотова, И. А. (доктор педагогических наук; профессор; Ивановский государственный университет).
[Рецензия] / Ирина Алексеевна Сотова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 98-101. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Методика развития читательской грамотности "От текста к смыслу" (из опыта работы) : учебно-методическое пособие / научные редакторы: Н. Л. Мишатина, И. В. Муштавинская. - Санкт-Петербург : КАРО, 2023. - 208 с. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч.
[Рецензия] / Ирина Алексеевна Сотова. - Текст : электронный
// Русский язык в школе. - 2023. - Т. 84, № 5. - С. 98-101. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Методика развития читательской грамотности "От текста к смыслу" (из опыта работы) : учебно-методическое пособие / научные редакторы: Н. Л. Мишатина, И. В. Муштавинская. - Санкт-Петербург : КАРО, 2023. - 208 с. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Сотова, И. А.
Ключевые слова: рецензии, учебно-методические пособия, преподавание русского языка, обучение смысловому чтению, читательская грамотность, развитие читательской грамотности, формирование читательской грамотности, смысловое чтение
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов