Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Моргачева, Е. Н. (доктор педагогических наук; профессор).
Современное состояние инклюзивного образования детей и подростков с интеллектуальными нарушениями в США / Е. Н. Моргачева. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 24-34. - Библиогр.: с. 32-34 (34 назв.).
Авторы: Моргачева, Е. Н.
Ключевые слова: программы двойного зачисления, инклюзивное обучение, универсальный дизайн обучения, методические приемы, комплексные программы переходного периода, образование после школы, высшее образование, программы индивидуальной поддержки
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены основные изменения, произошедшие за последние двадцать лет в теории и практике инклюзивного образования; рассматриваются стратегии, методические приемы обучения детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью; содержание и процедура итоговой аттестации; перспективы получения образования после окончания школы, возможности и условия успешного трудоустройства. Рассматриваются дискуссионные вопросы инклюзивного образования.
2. Статья из журнала
bookCover
Югова, О. В.
Ресурсные возможности семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Сообщ. 2 / Югова Олеся Вячеславовна. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 61-70. - Библиогр.: с. 69-70 (9 назв.). - 3 рис.
Авторы: Югова, О. В.
Ключевые слова: ресурсы семьи, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с нарушениями развития, психолого-педагогическая помощь, сопровождение семьи, ранняя помощь, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье обозначен ресурсный подход к изучению семьи ребенка раннего возраста с нарушениями развития. Описаны ресурсные зоны и их показатели, включенные в ресурсное поле семьи. Представлен авторский опросник ("Комплексное ресурсно-оценочное полуструктурированное семейно-ориентированное педагогическое интервьюирование") для изучения ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. Изложены результаты апробации опросника с семьями детей раннего возраста и комментарии по интерпретации полученных данных.
3. Статья из журнала
bookCover
Лебедева, И. Н.
Нарушения перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / И. Н. Лебедева. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 35-46. - Библиогр.: с. 44-45 (14 назв.). - 2 табл.
Авторы: Лебедева, И. Н.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, дети с тяжелыми нарушениями речи, речемыслительная деятельность, перцептивно-когнитивные компоненты, язык, речь, функции языка, речевые нарушения
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассматривается проблема значимости формирования речемыслительной деятельности для амплификации развития детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Представлены результаты исследования перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР во взаимосвязи с реализацией когнитивной функции языка. Обобщены данные о характере нарушений перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР и определены дифференцированные уровни способности произвольного соединения знака и значения и действий замещения на вербальном материале. Выявлены дефициты когнитивной функции языка у дошкольников с ТНР в реализации речемыслительной деятельности на довербальном этапе, обусловленные сложностями анализа, выделения существенных элементов, осуществления синтеза элементов при декодировании графически представленной информации. Результаты исследования могут быть использованы в разработке инструментария мониторинга речевого и познавательного развития дошкольников с ТНР на основе оценки их речемыслительной деятельности и при выборе дальнейших технологий коррекционно-логопедической работы, способствующих их языковому и когнитивному развитию.
4. Статья из журнала
bookCover
Соловьёва, Т. А.
Компьютерная грамотность и средства её формирования у детей с глубоким нарушением зрения / Т. А. Соловьева, В. В. Соколов. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 15-23. - Библиогр.: с. 22-23 (9 назв.).
Авторы: Соловьёва, Т. А., Соколов, В. В.
Ключевые слова: слепые дети, работа на компьютере, компьютерная грамотность, информационное общество, информационные технологии, тифлоинформационные средства, незрячие пользователи, брайлевский дисплей, программа невизуального доступа, специальные учебники
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Статья посвящена раскрытию понятия "компьютерная грамотность" на современном этапе становления информационного общества с позиции незрячего пользователя, а также условиям и особенностям ее формирования у слепых детей в системе школьного обучения. Показано отличие понятия "компьютерная грамотность" в общеупотребительном смысле и в условиях невизуальной работы. В статье описаны современные достижения в области обеспечения процесса формирования компьютерной грамотности у детей с глубоким нарушением зрения техническими и учебно-методическими средствами. Раскрыты причины трудностей, возникающих в процессе обучения детей этой категории практическим приёмам работы на персональном компьютере и намечены пути их преодоления.
5. Статья из журнала
bookCover
К юбилею Татьяны Григорьевны Визель. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 71-72. - фот.
Ключевые слова: юбилеи, биографии, ученые, нейропсихология, патология речи, преподавательская работа, научные работы
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: 4 июня отмечает день рождения доктор психологических наук, профессор кафедры специального дефектологического образования Московского института психоанализа, руководитель магистратуры "Нейродефектология" Татьяна Григорьевна Визель.
6. Статья из журнала
bookCover
К 100-летию Валентины Андриановны Пермяковой. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 73-74. - фот.
Ключевые слова: юбилеи, биографии, ученые, дефектологи, преподавание, научная работа, профессионализм
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: 15 июня 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения Валентины Андриановны Пермяковой (1923-2017) – основательницы Иркутского дефектологического факультета.
7. Статья из журнала
bookCover
Королева, И. В. (доктор психологических наук; профессор).
Использование пения в слухоречевой реабилитации глухих детей с кохлеарными имплантами / И. В. Королева, С. В. Бурнос. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 47-60. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 57-60 (26 назв.). - 4 рис.
Авторы: Королева, И. В., Бурнос, С. В.
Ключевые слова: глухие дети, кохлеарные импланты, обучение пению детей с кохлеарными имплантами, музыкальное воспитание детей с нарушенным слухом, анкетирование
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования возможности обучения пению глухих детей, использующих кохлеарные импланты, и влияние этого обучения на речевые коммуникативные навыки ребенка. Описана оригинальная методика обучения пению, включающая курс из 20 индивидуальных занятий с музыкальным педагогом с использованием специально созданных песен и ежедневные 15-20-ти минутные самостоятельные занятия ребенка в домашних условиях с видео- и аудиоматериалом записанных песен, исполняемых педагогом. Эффект обучения анализировали с помощью анкеты, оценивающей навыки ребенка управления голосом и его слухового контроля на занятии, использование этих навыков в ежедневных ситуациях общения, речевые коммуникативные навыки, вовлечение родителей в реабилитацию ребенка с использованием музыки. Продемонстрировано значительное улучшение всех анализируемых показателей у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой детей, получавших только традиционные занятия по развитию речи с сурдопедагогом.
8. Статья из журнала
bookCover
Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями". - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 78.
Ключевые слова: конференции, научно-практические конференции, дети с особыми образовательными потребностями, ОВЗ, дети с ОВЗ, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: 22-23 июня 2023 года в Российской академии образования состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция "Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями". Представители российского и международного профессионального сообщества обсудили результаты и перспективы научно-исследовательских и прикладных разработок в области содержания и организации современных моделей инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
9. Статья из журнала
bookCover
Айвазян, Е. Б. (кандидат психологических наук; доцент; старший научный сотрудник).
Возрастно-психологический подход к психологическому исследованию психического развития слепых детей первых лет жизни / Е. Б. Айвазян. Т. П. Кудрина. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 3-14. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 12-14 (29 назв.).
Авторы: Айвазян, Е. Б., Кудрина, Т. П.
Ключевые слова: слепые дети, слепые дети младенческого возраста, слепые дети раннего возраста, культурно-исторический подход, раннее психическое развитие, психологический возраст, возрастно-психологической подход, психолого-педагогическая работа, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Анализируется применение двух альтернативных методологических принципов анализа развития психики в отечественных эмпирических исследованиях раннего онтогенеза слепых детей. Это принцип анализа "по линиям психического развития", восходящий к работам Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной, разрабатывавших теорию педагогики раннего возраста, и принцип анализа "по психологическим возрастам", сформулированный Л. С. Выготским и составляющий основу культурно-исторического подхода в возрастной психологии. Анализ конкретных эмпирических исследований позволил обнаружить варианты смешения этих принципов, продемонстрировать возможности последовательного применения принципа анализа "по возрастам" для построения целостной картины психического онтогенеза при слепоте, наметить направления дальнейшего поиска.
10. Статья из журнала
bookCover
[Новая книга]. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 4. - С. 75-77. - Научные основы дифференциальной диагностики речевой патологии в детском возрасте / под редакцией Ю. Ю. Филатовой. - Москва, 2022. - 202 с. - фот.
Ключевые слова: дети, тяжелые нарушения речи, монографии, речевые расстройства, недоразвитие речи, психические расстройства, диагностика, двигательные расстройства, заикание
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассматриваются проблемы тяжелых нарушений речи у детей в широком диапазоне - от речевых расстройств у детей раннего возраста с органическим поражением мозга до субъективного отношения заикающегося к своему дефекту.