Найдено документов - 7 | Статьи из журнала: Вестник Московского университета. Серия 7, Философия : научный журнал. № 3 / учредитель: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - Москва, 2023. - 6 выпусков в год. - ISSN... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Беседин, А. П. (кандидат философских наук; доцент; МГУ).
Язык религии Джоржа Беркли и язык поэзии Эдмунда Берка / А. П. Беседин. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 20-35. - Библиогр. в конце ст.
Язык религии Джоржа Беркли и язык поэзии Эдмунда Берка / А. П. Беседин. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 20-35. - Библиогр. в конце ст.
Авторы: Беседин, А. П.
Ключевые слова: поэзия, философия языка, эстетика
Рубрики: Философия
Всемирная история философии
Всемирная история философии
Аннотация: Статья посвящена анализу влияния философии языка Джорджа Беркли на эстетическую концепцию Эдмунда Берка. Приводится краткий разбор двух теорий, представленных в философии языка Беркли: репрезентативной теории абстрагирования и теории операционального языка. Производится сравнение объяснений Беркли и Юмом того, как общие термины получают свое значение.
2. Статья из журнала
Белых, Е. С. (аспирант).
Роль жестов в освоении абстрактных понятий / Е. С. Белых. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 73-88. - примечания в сносках. - Библиогр. в конце ст.
Роль жестов в освоении абстрактных понятий / Е. С. Белых. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 73-88. - примечания в сносках. - Библиогр. в конце ст.
Авторы: Белых, Е. С.
Ключевые слова: абстрактные понятия, жестовая коммуникация, жесты, обобщенный другой, пространственно-моторное мышление, совместная интенциональность, социальное познание
Рубрики: Философия
Теория познания
Теория познания
Аннотация: В статье анализируется роль жестов в освоении абстрактных понятий. Определяется, что жест является телесно воплощенным когнитивно-коммуникативным элементом, который предполагает функционирование пространственно-моторного мышления, организует моторно-визуальную информацию для формирования мысли, обладает репрезентативно-схематичной природой, является формой абстрагирования и способствует совершенствованию мыслительных процессов. Автором статьи предлагается собственная трактовка роли жестов в освоении абстрактных понятий: в ходе повторяющихся практик коллективного взаимодействия, где в совместном внимании реализуется концептуализация действительности с точки зрения различных перспектив, на основе схематизированных в жесте действий и/или характеристик изображаемых объектов формируются представления о перцептивно недоступных сущностях на фоне феноменально очевидного мира.
3. Статья из журнала
Адамов, М. С. (аспирант).
Проблема ответственности познающего субъекта в эпистемологии / М. С. Адамов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 54-72. - Библиогр. в конце ст.
Проблема ответственности познающего субъекта в эпистемологии / М. С. Адамов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 54-72. - Библиогр. в конце ст.
Авторы: Адамов, М. С.
Ключевые слова: благо, интеллектуальные добродетели, истина, когнитивные способности, моральность субъекта, эпистемическая ответственность, эпистемология добродетелей
Рубрики: Философия
Теория познания
Теория познания
Аннотация: Новое направление в эпистемологии - эпистемология добродетелей - смещает акцент с проблемы истинности знания на проблему природы познающего субъекта, который мыслится не только как тот, кто приобщается к уже готовому знанию, но как источник нового знания. В контексте неклассической эпистемологии встает вопрос о его ответственности за качество этого нового знания и о природе присущих ему эпистемических добродетелей. Таким образом, в рамках эпистемологии добродетели оказывается возможным взглянуть на субъектность (или самость) ученого, определение которой наиболее полно может быть представлено лишь на основании синтеза релайабилистских и респонсибилистских представлений о присущих ему качествах, обеспечивающих ученому надежность выносимых им суждений.
4. Статья из журнала
Ильина, А. С. (студент; МГУ имени М. В. Ломоносова).
Проблема зла в этике Аврелия Августина / А. С. Ильина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 89-105. - примечания в сносках. - Библиогр. в конце ст.
Проблема зла в этике Аврелия Августина / А. С. Ильина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 89-105. - примечания в сносках. - Библиогр. в конце ст.
Авторы: Ильина, А. С.
Ключевые слова: грех, зло, свобода воли, христианская этика
Рубрики: Философия
Всемирная история философии
Всемирная история философии
Аннотация: Учение Блаженного Августина о зле относится к одной из самых интересных и запутанных страниц в истории этики. Вопрос о сущности зла, проблема классификации его видов, происхождение зла в человеке, затруднения, связанные с понятием свободной воли, - сложный комплекс данных проблем определяет место Августина в истории моральной мысли. В данной статье прослежено развитие трех основных концепций зла, встречающихся в текстах мыслителя. Значение этих этапов и даже возможность такого деления получили в исследовательской литературе различное освещение. Автор попыталась предложить собственный вариант объяснения развития концепции зла Августина.
5. Статья из журнала
Шарапкова, А. А. (кандидат филологических наук).
Конструирование основ моральной ответственности в философии Локка: влияние естественно-научного дискурса / А. А. Шарапкова , Л. А. Манерко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 36-53. - Библиогр. в конце ст. - рис.
Конструирование основ моральной ответственности в философии Локка: влияние естественно-научного дискурса / А. А. Шарапкова , Л. А. Манерко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 36-53. - Библиогр. в конце ст. - рис.
Авторы: Шарапкова, А. А., Манерко, Л. А.
Ключевые слова: концептуальный анализ, корпусный анализ, ментальный конструкт, философия морали, формирование терминологии
Рубрики: Философия
Философия зарубежных стран
Философия зарубежных стран
Аннотация: Статья посвящена терминологии моральной ответственности Джона Локка в труде "Опыт о человеческом разумении". Анализ сочетаемости прилагательного moral и существительного morality позволил выделить основные терминологические сочетания. На основе сравнения корпуса текстов ранненовоанглийского языка и текстов, извлеченных из Google Books, а также корпусного и контекстуального анализа, выявлено, что на ключевые составляющие дискурса Локка оказали влияние три основные доминанты: религиозно-теологическая, юридическая и, в большей степени, естественно-научная. Понимание этих доминант было сознательно переосмыслено ученым, на основе чего сформирована терминология морали и моральной ответственности.
6. Статья из журнала
Щербачев, Д. К. (аспирант).
Завороженные разрывом. Посмодерн как атемпоральная аномалия / Д. К. Щербачев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 106-122. - примечания в сносках. - Библиогр. в конце ст.
Завороженные разрывом. Посмодерн как атемпоральная аномалия / Д. К. Щербачев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 106-122. - примечания в сносках. - Библиогр. в конце ст.
Авторы: Щербачев, Д. К.
Ключевые слова: das Ding, jouissance, большой Другой, модерн, постмодерн, проекты, психоанализ
Рубрики: Философия
Общие вопросы философии
Общие вопросы философии
Аннотация: Констатируя размытость значения понятия "постмодерн" в пространстве широкой коммуникации, автор выдвигает предположение, что ключом к понимаю сложной сети подобий, объединяющей разные употребления данного понятия, является категория проекта, определяемого как неизбежное защитное образование, лежащее в основе символическо-воображаемого порядка реальности, структурирующее и стабилизующее ее коррелят - Я/Эго. В статье реконструируются два полярных отношения к проектности - абсолютизация и абсурдизация. Исходя из этого разделения постмодерн определяется как атемпоральная аномалия, представляющая собой специфическую сублимацию, ориентированную на разрыв между реальностью и Реальным (радикально внешним, тем остатком, что избегает всякой символизации).
7. Статья из журнала
Васильев, В. В. (доктор философских наук; МГУ имени М. В. Ломоносова).
Г. Хоум, Т. Рид и шотландская философия здравого смысла / В. В. Васильев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 3-19. - Библиогр. в конце ст.
Г. Хоум, Т. Рид и шотландская философия здравого смысла / В. В. Васильев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 3. - С. 3-19. - Библиогр. в конце ст.
Авторы: Васильев, В. В.
Ключевые слова: здравый смысл, непосредственное восприятие, теория непосредственного восприятия, философия Шотландии, школа здравого смысла
Рубрики: Философия
Философия зарубежных стран
Философия зарубежных стран
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о влиянии Генри Хоума на философию Томаса Рида. Ответ на него позволяет прояснить истоки шотландской школы здравого смысла. Автор излагает теорию непосредственного восприятия Рида, которая справедливо считается фундаментом его философии, сравнивает ее с аналогичной концепций Хоума, обсуждает подходы к объяснению их сходства, представленные в историко-философской литературе, и делает заключение о том, что об их соотношении и о влиянии Хоума на Рида пока нельзя высказаться однозначно.