Найдено документов - 20 | Статьи из журнала: Вестник Московского университета. Серия 9, Филология : научный журнал. № 3 / учредитель: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова . - Москва, 2023. - 6 выпусков в год. - ISS... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Братчикова, Н. С. (доктор филологических наук).
Языковые средства художественной выразительности в транскультурной прозе Финляндии. Ч. 2 / Н. С. Братчикова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 79-88. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Языковые средства художественной выразительности в транскультурной прозе Финляндии. Ч. 2 / Н. С. Братчикова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 79-88. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Братчикова, Н. С.
Ключевые слова: транскультурная литература, финский язык, лирические романы, цветовая лексика, метафоры, метонимия, аллюзии, повторы, средства художественной выразительности
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Лингвистика текста
Аннотация: Статья представляет собой продолжение анализа особенностей письма в транскультурной прозе в Финляндии. Цель - выявить и описать стилистические особенности романа. Предметом исследования являются метафоры, аллюзии, повторы, некоторые синтаксические средства, а именно предпочтительное употребление однородного подчинения, притом что между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью. Такой способ связи придаточных предложений придает тексту напевность и ритмичность. Рассматриваются культурологические явления и факты, эпизоды, значимые для лирического субъекта. Они не всегда имеют универсальный характер, даже могут показаться деформированными с точки зрения огромного культурного сообщества. Транскультурность в произведении проявляется в точках пересечения культур, когда героиня сравнивает традиции, манеру поведения, образ жизни египтян и финнов. Эль-Рамли использует цветовую лексику, опираясь на ее высокий коммуникативный потенциал. Цветовые номинации выступают в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний персонажа. Они являются неотъемлемой частью индивидуально-авторской картины мира.
2. Статья из журнала
Нефедова, Е. А. (доктор филологических наук).
Хроника Oтчетной конференции по итогам диалектологической экспедиции 2022 г. / Е. А. Нефедова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 183-189. - ISSN 0130-0075.
Хроника Oтчетной конференции по итогам диалектологической экспедиции 2022 г. / Е. А. Нефедова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 183-189. - ISSN 0130-0075.
Авторы: Нефедова, Е. А.
Ключевые слова: конференции, диалектная лексикография, диалектологические экспедиции, северные говоры
Рубрики: Языкознание
Диалектология
Диалектология
Аннотация: Излагается содержание докладов, прочитанных студентами, магистрантами и преподавателями филологического факультета МГУ на состоявшейся в 2022 г. "Отчетной конференции по итогам диалектологической экспедиции 2022 года".
3. Статья из журнала
Романова, Т. А. (кандидат филологических наук).
Функции языковой игры в англоязычной профессиональной коммуникации работников сферы анимации : (на примере деятельности студии Disney) / Т. А. Романова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 54-64. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Функции языковой игры в англоязычной профессиональной коммуникации работников сферы анимации : (на примере деятельности студии Disney) / Т. А. Романова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 54-64. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Романова, Т. А.
Ключевые слова: профессиональная коммуникация, специальная лексика, анимация, анимационные студии, художники-аниматоры, языковая игра, функции языковой игры, языковые единицы
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Предпринята попытка исследовать реализацию языковой игры в профессиональной коммуникации художников-аниматоров студии Disney посредством анализа морфемной и семантической структуры отобранных языковых единиц, контекста их употребления, а также выполняемых ими функций. Исследование представляется актуальным ввиду незначительного интереса к особенностям профессиональной коммуникации в англоязычной сфере анимации. Настоящая работа имеет целью заполнить имеющиеся пробелы в деле изучения специальной лексики анимации посредством изучения функций и словообразовательных механизмов реализации языковой игры в данной предметной области. Объектом исследования является языковая игра и ее функции. Предметом исследования выступают различные словообразовательные механизмы в контексте профессиональной коммуникации работников сферы анимации: контаминация, сочетание несочетаемых слов (оксюморон), конверсия, стилизация рабочих правил под библейские заповеди. Проведенное исследование показало, что языковые единицы, образованные в процессе языковой игры, выполняли прагматические языковые функции и использовались для достижения определенных производственных, творческих и коммуникативных целей.
4. Статья из журнала
Клементьев, Р. Е. (кандидат филологических наук).
Стенограммы и вокруг них: из опыта работы по созданию цифрового архива документов Отдела рукописей ИМЛИ РАН / Р. Е. Клементьев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 165-172. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Стенограммы и вокруг них: из опыта работы по созданию цифрового архива документов Отдела рукописей ИМЛИ РАН / Р. Е. Клементьев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 165-172. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Клементьев, Р. Е.
Ключевые слова: цифровые архивы, литературные институции, пролетарские писатели, стенограммы, оцифровка
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Русская литература XX в.
Аннотация: Объясняется необходимость сопровождения цифровых документов в интернет-архиве научным аппаратом по аналогии с академическими архивными изданиями ИМЛИ РАН и ИРЛИ РАН; мотивируется выбор таких структурных элементов сопровождающего стенограммы комментария, как указатель имен, повестка дня, ключевые слова, и рассказывается о связанных с этим проблемах: большой объем требовавшего обработки материала, ошибки в фамилиях, обилие забытых фамилий, упоминающихся в документах и т. д. Одно из найденных решений для работы над указателем - оцифровка и расшифровка дополнительного блока материалов: анкет литераторов, участников пролетарских ассоциаций. Цифровой архив "Стенограмма" на настоящем этапе отнюдь не исчерпал всех возможностей развития: за рамками проекта остался ряд стенограмм тематических совещаний, а также многочисленные экземпляры выступлений с правкой. Важнейшим дополнением могли бы стать протоколы, стенограммы из других литературных архивов. Реализация проекта сопровождается серьезной исследовательской работой участников - на основе цифрового архива написаны статьи, вводящие в оборот новые материалы.
5. Статья из журнала
Савельев, В. С. (доктор филологических наук).
Псевдонимы, включающие названия букв кириллицы: структура и способы образования. Ст. 2 / В. С. Савельев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 21-33. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Псевдонимы, включающие названия букв кириллицы: структура и способы образования. Ст. 2 / В. С. Савельев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 21-33. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Савельев, В. С.
Ключевые слова: церковнославянские названия букв кириллицы, буквы кириллицы, названия букв, псевдонимы, комплексные псевдонимы, словари псевдонимов
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Во второй из цикла статей, посвященных исследованию структуры и способов образования псевдонимов, включающих церковнославянские названия букв кириллицы, анализируются комплексные псевдонимы. Устанавливается, что в их состав может входить одно или несколько церковнославянских названий букв; комплексные псевдонимы могут быть мотивированы онимом автора полностью (все компоненты представляют собой названия букв и соотносятся с именем, отчеством и / или фамилией автора) или частично (хотя бы один из компонентов не соотносится с именем, отчеством и / или фамилией автора) либо не мотивированы онимом автора. Анализ материала показывает, что в мотивированных онимом автора комплексных псевдонимах названия букв, образующих псевдоним, располагаются в порядке, соответствующем сочетанию "имя - фамилия автора" или "имя - отчество автора" вне зависимости от того, соответствует ли он порядку следования букв в алфавите. Обнаруживается, что в ряде случаев одни и те же авторы использовали мотивированные простые и комплексные псевдонимы, соотносимые с разными производящими базами. Особую группу среди мотивированных онимом автора псевдонимов составляют сочетания церковнославянского названия первой буквы фамилии и первой буквы имени или полного имени автора. Устанавливается, что использование названия буквы при создании комплексного псевдонима часто сочетается с языковой игрой автора, прибегающего к трансформации прецедентного текста (пословицы, церковнославянского клише, двухсловного церковнославянского названия буквы и др. ).
6. Статья из журнала
Бакшаева, Н. Ю.
Портрет рапповца: опыт изучения анкет участников ассоциации / Н. Ю. Бакшаева, Д. Д. Савинова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 153-164. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Портрет рапповца: опыт изучения анкет участников ассоциации / Н. Ю. Бакшаева, Д. Д. Савинова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 153-164. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Бакшаева, Н. Ю., Савинова, Д. Д.
Ключевые слова: цифровые архивы, пролетарские писатели, пролетарские литературные организации, учетные документы, стенограммы, big data, массовые писатели
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Русская литература XX в.
Аннотация: В рамках выполнения проекта по оцифровке архивов писательских объединений "Стенограмма": политика и литература. Цифровой архив литературных организаций 1920-1930-х гг. " был изучен значительный массив анкет пролетарских писателей. Собрана информация о делегатах Первого Съезда Пролетарских писателей (1928 г. ). Получены ценные сведения о жизни и творчестве писателей, имена которых не попали в энциклопедии и справочники. Ответы, данные респондентами, указали важные с точки зрения социологии литературного процесса характеристики тех, кому предстояло строить культуру страны социализма. Анкеты образуют большие данные (Big Data), представляющие "усредненную" биографию пролетарского писателя, основного актора пореволюционного литературного процесса 1920-1930 гг. Таким образом, можно выявить конкретные характеристики феномена массовости, реализуемого функционерами пролетарских литературных объединений. Собранные статистические данные открывают перспективу для исследований в области антропологии литературных процессов периода. Изучение учетных документов, хранящихся в фондах ассоциаций пролетарских писателей, позволит не только увидеть актора литературного процесса, но и приблизиться к пониманию феномена массового писателя и массовой литературы советской эпохи.
7. Статья из журнала
Оболенская, Ю. Л. (доктор филологических наук).
Переводческая ошибка М. Унамуно в трактовке последних слов Гамлета vs метаперевод шекспировского текста / Ю. Л. Оболенская. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 107-119. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Переводческая ошибка М. Унамуно в трактовке последних слов Гамлета vs метаперевод шекспировского текста / Ю. Л. Оболенская. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 107-119. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Оболенская, Ю. Л.
Ключевые слова: метапереводы, интерпретация оригинала, концептуальная картина мира, контекст, переводы, переводческие ошибки, языковое сознание
Рубрики: Литературоведение
Художественный перевод
Художественный перевод
Аннотация: Статья посвящена исследованию двух произведений, созданных выдающимся испанским философом и писателем М. де Унамуно в на основе трагедии В. Шекспира "Гамлет": поэмы и статьи под одинаковым названием "Покой - это молчание". Само их название трактуется испанскими исследователями как курьезная ошибка перевода последних слов Гамлета: "The rest is silence". Рассмотренные произведения - это яркие примеры метаперевода, отражающего концептуальную картину мира художника. Исследование и реконструкция контекста создания двух текстов и анализ их идейно-художественного содержания позволяют не только приблизиться к пониманию особенностей языкового сознания испанского философа и поэта, но и понять огромный потенциал метаперевода как реализации бахтинской идеи о жизни великих произведений в "большом времени" культуры. Эти метапереводы Унамуно воплощают два художественных метода освоения духовного опыта Шекспира и одновременно результат осмысления Унамуно испанской (и шире - европейской) действительности переломной эпохи.
8. Статья из журнала
Кутеко, Д. А.
Особенности употребления личных и дейктических местоимений в комедиях итальянских авторов XVI века / Д. А. Кутеко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 45-53. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Особенности употребления личных и дейктических местоимений в комедиях итальянских авторов XVI века / Д. А. Кутеко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 45-53. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Кутеко, Д. А.
Ключевые слова: итальянский язык, italiano neostandard, итальянский комический театр, комедии, questione della lingua, рестандартизация итальянского языка, местоимения, дейктические местоимения, личные местоимения
Рубрики: Языкознание
Романские языки
Литературоведение
Литература Средних веков и эпохи Возрождения
Романские языки
Литературоведение
Литература Средних веков и эпохи Возрождения
Аннотация: Статья посвящена функционированию личных и дейктических местоимений в комедиях итальянских авторов XVI века - именно в этот период вследствие "спора о языке" определился общий для всего государства идиом. При этом комический театр сохранил черты, характерные для живого общения прошлых эпох, а не только стандартизированную норму языка, доступную лишь очень ограниченному кругу образованных итальянцев. Принято считать, что наибольшие по сравнению c italiano standard изменения, произошедшие на современном этапе развития языка, касаются именно системы местоимений. Однако при анализе комедий уроженцев центральных, северных и южных регионов были обнаружены феномены, характерные для текущей стадии развития итальянского языка и считающиеся при этом инновативными, а именно: использование местоимений lui, leiи loro в синтаксической функции подлежащего; двойной дательный; упрощение трехчастной системы указательных местоимений, характерной для Тосканы; распространение усеченных форм ’sto и ’sta вместо полных questo и questa и др. Несмотря на нерегулярный характер и высокую степень вариативности данных явлений (зачастую обусловленные региональными особенностями и субстратным влиянием диалекта), выявленные контексты дают основание полагать, что итальянский язык в настоящий период не вырабатывает новейшие и беспрецедентные феномены, но скорее претерпевает процесс рестандартизации, при котором происходит сближение устной и письменной речи и нормируются черты, характерные прежде исключительно для неформального общения. Диалект же оказывает субстратное влияние на итальянский язык не только в синхронии, но и в диахронии.
9. Статья из журнала
Гусейнов, В. Н. (кандидат филологических наук).
Литературный цифровой архив как культурная практика и социальный опыт : (Международная научно-практическая конференция) / В. Н. Гусейнов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 197-204. - ISSN 0130-0075.
Литературный цифровой архив как культурная практика и социальный опыт : (Международная научно-практическая конференция) / В. Н. Гусейнов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 197-204. - ISSN 0130-0075.
Авторы: Гусейнов, В. Н.
Ключевые слова: конференции, архивные фонды, цифровые архивы, big data, пролетарские литературные организации, пролетарские писатели, стенограммы
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Русская литература XX в.
Аннотация: Обзор работы международной научно-практической конференции "Литературный цифровой архив как культурная практика и социальный опыт", посвященной итогам научно-исследовательского проекта, осуществляемого в ИМЛИ - "Стенограмма: политика и литература. Цифровой архив литературных организаций 1920-1930-х гг. ". Существо проекта состояло в оцифровке стенограмм заседаний пролетарских писательских союзов и размещении их в подготовленной специальным образом дигитальной базе. Выступающие отметили перспективы как экстенсивного пути - расширения привлекаемого к оцифровке материала, так и интенсивного развития проекта.
10. Статья из журнала
Пентковская, Т. В. (доктор филологических наук).
Корректурный экземпляр Острожской Библии как источник сведений о работе над Московской Библией 1663 года / Т. В. Пентковская. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 9-20. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Корректурный экземпляр Острожской Библии как источник сведений о работе над Московской Библией 1663 года / Т. В. Пентковская. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 9-20. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Пентковская, Т. В.
Ключевые слова: раннее Новое время, редактура, редакторские пометы, библейские тексты, церковнославянский язык, западноевропейские издания, греческие тексты
Рубрики: Языкознание
Славянские языки
Славянские языки
Аннотация: Библия, напечатанная московским Печатным двором в 1663 году, считалась практически полным воспроизведением Острожской Библии 1581 года. Основанием для этого мнения послужил фрагмент предисловия, составленного руководителем справы Епифанием Славинецким, в котором утверждается, что она издана с готового острожского перевода "неизменно". Изучение корректурного экземпляра Острожской Библии, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов, приносит новые данные о характере работы над изданием 1663 года, демонстрирующие использование дополнительных источников при создании Московской Библии, прежде всего западноевропейских изданий греческого текста Ветхого и Нового Завета. Обращение к греческим изданиям не было систематическим. В отдельных случаях при работе над Московской Библией могли привлекаться и церковнославянские рукописи. Но их использование также было точечным. При работе могли учитываться результаты сверки греческих рукописей и изданий Библии, уже проведенной польскими учеными иезуитами в XVI столетии. При этом не все внесенные в корректурный экземпляр Острожской Библии дополнения оказались учтены в финальном варианте московского издания. Ведущим принципом справы при подготовке московского издания Библии 1663 года является грамматический, а не текстологический, как при сплошной сверке текста.
11. Статья из журнала
Иванов, Д. И. (кандидат филологических наук).
Когнитивная гуманитарная семиотика как "точка роста" филологического знания / Д. И. Иванов, Д. Л. Лакербай. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 65-78. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Когнитивная гуманитарная семиотика как "точка роста" филологического знания / Д. И. Иванов, Д. Л. Лакербай. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 65-78. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Иванов, Д. И., Лакербай, Д. Л.
Ключевые слова: когнитивно-прагматическая программа, когнитивно-прагматические установки, синтетический текст, синтетическая языковая личность, когнитивная гуманитарная семиотика, метадисциплинарность, культурно-языковой объект, субъект-источник, субъект-интерпретатор
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Лингвистика текста
Аннотация: Целью статьи является рассмотрение авторского теоретического комплекса "когнитивная гуманитарная семиотика" (синтетический текст - синтетическая языковая личность - когнитивно-прагматическая программа) как "точки роста" филологического знания. Данный комплекс выстроен в режиме метадисциплинарности, суть которой - в глубоком эпистемологическом обосновании тех интердисциплинарных связей, которые недвусмысленно указывают на внутреннее родство внешне разнородных начал, определяющих сложный (гибридный) культурно-языковой объект. Основные результаты: для глубокой интерпретации "текста субъекта" в культуре необходим его модельный анализ (по единым правилам на вариативном материале и с вариативными составляющими). Специфика синтетической языковой личности в том, что она позволяет моделировать гетерогенный по зонам дискурсивности (например, вербальный и поведенческий одновременно) культурно значимый "текст субъекта в культуре" именно как индивидуальный. Базовая когнитивно-прагматическая программа художника, имеющая прямое отношение к интенциональности актов его сознания, демонстрирует неразрывность духовных, эмоциональных, интеллектуальных, собственно когнитивных интенций личности и форм ее творческой (жизнетворческой) самореализации, концептуально индексирует все пространство синтетического текста и задает аналитико-интерпретационный / реинтерпретационный векторы его восприятия и самовосприятия. Творчество настоящего художника предстает, с одной стороны, как целенаправленная развивающаяся система (иначе невозможны возникновение и эволюция узнаваемого авторского художественного мира и поэтики, стилеобразование и пр. ), с другой - как открытая система, постоянно находящая себя при всех трансформациях.
12. Статья из журнала
Кольцова, Н. З. (кандидат филологических наук).
К вопросу о жанровых исканиях русской литературы 1920-х гг. : "Zoo, или Письма не о любви" В. Шкловского и "Про это" В. Маяковского как два варианта одного замысла / Н. З. Кольцова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 142-152. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
К вопросу о жанровых исканиях русской литературы 1920-х гг. : "Zoo, или Письма не о любви" В. Шкловского и "Про это" В. Маяковского как два варианта одного замысла / Н. З. Кольцова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 142-152. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Кольцова, Н. З.
Ключевые слова: поэзия, проза, поэмы, романы, жанровая типология, художественные особенности, образ зоосада, метафоры, сопоставительный анализ
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Русская литература XX в.
Аннотация: Предпринимается попытка доказать, что при рассмотрении жанровых предпосылок поэмы В. Маяковского и романа В. Шкловского формалистская теория конвергенции оказывается не менее действенной, чем бахтинская концепция памяти жанра. Сопоставительный анализ двух текстов, созданных в одно и то же время, проливает свет на художественные особенности каждого. И поэма, и роман - литература изгнания; и то и другое произведение - посвящение даме сердца; в том и в другом случае воссоздается структура куртуазного романа или баллады в честь возлюбленной. Подчеркивается, что берлинскому зоопарку ("Zoo") суждено было сыграть особую роль в создании двух произведений. При этом образ зоосада становится одной из развернутых метафор в произведении Маяковского, а не Шкловского. Высказывается предположение, что "взрослая" литература 1920-х гг. может опираться на достижения литературы для детей. Установка на диалог с традицией проявляется в произведениях Шкловского и Маяковского именно в пространстве игры с жанровыми моделями, а также в актуальном для авангарда движении от вербального текста к книге как к единому и неделимому целому. Идея синтеза искусств по-разному проявляет себя в произведениях Маяковского и Шкловского: первого отличает ориентация на технику коллажа, предполагающую игру фактурами, тогда как для второго важен "газетный монтаж". Размывание границ между художественной литературой и документом также определяет жанровую специфику как поэмы, так и романа.
13. Статья из журнала
Пашкова, Т. В. (доктор исторических наук).
Глаголы с семантикой болевых ощущений в ливвиковском наречии карельского языка / Т. В. Пашкова, А. П. Родионова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 34-44. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Глаголы с семантикой болевых ощущений в ливвиковском наречии карельского языка / Т. В. Пашкова, А. П. Родионова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 34-44. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Пашкова, Т. В., Родионова, А. П.
Ключевые слова: карельский язык, ливвиковское наречие, глаголы, болевые ощущения, болевые синдромы, лексико-семантическая типология, семантические сдвиги, метафорические переносы
Рубрики: Языкознание
Финно-угорские языки
Финно-угорские языки
Аннотация: Исследование посвящено вторичной семантике глаголов, используемых для обозначения болевых ощущений в ливвиковском наречии карельского языка. На материале карельского языка до настоящего времени не выявлен полный перечень глаголов, передающих болевые ощущения. В ливвиковском наречии карельского языка удалось зафиксировать пятнадцать подобных глаголов. Представлены их классификация, данные о происхождении и семантике. Источниковой базой для сбора языкового материала послужили диалектные словари карельского языка и открытый корпус карельского и вепсского языков. В результате проведенного исследования выявлены четыре лексических поля, глаголы которых преобразовываются из исходных значений физического воздействия на объект, горения и жжения, издаваемого звука, движения во вторичную номинацию со значением "болевой синдром / болевое ощущение".
14. Статья из журнала
Полонский, В. В. (доктор филологических наук).
Геопоэтика эпохи модерна: Южная Италия глазами русских авторов конца XIX - начала ХХ вв. / В. В. Полонский. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 89-106. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Геопоэтика эпохи модерна: Южная Италия глазами русских авторов конца XIX - начала ХХ вв. / В. В. Полонский. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 89-106. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Полонский, В. В.
Ключевые слова: русская литература, русские писатели, Серебряный век, модернизм, геопоэтика, имагология, рецепция, топосы, образ Италии
Рубрики: Литературоведение
Поэтика
Поэтика
Аннотация: Анализируется семантически целостная система русской рецепции Южной Италии в эпоху расцвета модернизма. Показаны ее сопряженность с европейским контекстом, восходящим к Гете, и сугубо национальные особенности. С опорой на публицистику Бердяева реконструируются устойчивые категории и топосы "русской Италии" Серебряного века. Продемонстрированы три разные ее модели, противостоящие эстетской линии отражения образов этой страны в зеркалах искусств: в творчестве Д. С. Мережковского, М. А. Осоргина и И. А. Бунина. Доказывается, что их объединяет неожиданная в изображении яркого итальянского юга антириторичность, выразительный аскетизм, противостояние декоративной избыточности и полемичность по отношению к романтической апологии "средиземноморской Аркадии". В случае с Мережковским это даже закладывало основу особого потенциального типа альтернативной поэтики, которой так и не удалось выйти в центр художественной системы писателя.
15. Статья из журнала
Онипенко, Н. К. (кандидат филологических наук).
LIV Виноградовские чтения / Н. К. Онипенко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 190-196. - ISSN 0130-0075.
LIV Виноградовские чтения / Н. К. Онипенко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 190-196. - ISSN 0130-0075.
Авторы: Онипенко, Н. К.
Ключевые слова: чтения, нарратив, субъектная организация, стиль, корпусный анализ, художественные тексты, дискурс, синтаксические конструкции, язык Пушкина
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Лингвистика текста
Аннотация: Излагается содержание докладов, прочитанных на очередных Виноградовских чтениях в МГУ. Доклады основывались на идеях В. В. Виноградова, сформулированных им в работах о языке и стиле А. С. Пушкина. Основное внимание уделяется перспективности и плодотворности взаимодействия в рамках современной русской филологии историко-литературного и лингво-стилистического подходов.
16. Статья из журнала
Петрухина, Е. В. (доктор филологических наук).
[Рецензия] / Е. В. Петрухина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 178-182. - ISSN 0130-0075. - Рец. на кн.: Первый план и фон в повествовательном тексте: нарратология, лингвистика, когнитивные исследования, переводоведение / А. В. Уржа. - Москва, 2022. - 267 с.
[Рецензия] / Е. В. Петрухина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 178-182. - ISSN 0130-0075. - Рец. на кн.: Первый план и фон в повествовательном тексте: нарратология, лингвистика, когнитивные исследования, переводоведение / А. В. Уржа. - Москва, 2022. - 267 с.
Авторы: Петрухина, Е. В.
Ключевые слова: рецензии, монографии, повествовательные тексты, прагматика, первый план, выдвижение, выделенность, переводы
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Лингвистика текста
17. Статья из журнала
Изотов, А. И. (доктор филологических наук).
[Рецензия] / А. И. Изотов, А. А. Изотова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 173-177. - ISSN 0130-0075. - Рец. на кн.: Fonologie ceskych anglicizmu / A. Bican, T. Dubeda, M. Havlik, V. Stepanova. - Praha : NLN, 2020. - 196 s.
[Рецензия] / А. И. Изотов, А. А. Изотова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 173-177. - ISSN 0130-0075. - Рец. на кн.: Fonologie ceskych anglicizmu / A. Bican, T. Dubeda, M. Havlik, V. Stepanova. - Praha : NLN, 2020. - 196 s.
Авторы: Изотов, А. И., Изотова, А. А.
Ключевые слова: рецензии, монографии, чешский язык, англицизмы, заимствованные слова, фонологическая адаптация
Рубрики: Языкознание
Славянские языки
Славянские языки
18. Статья из журнала
Темиршина, О. Р. (доктор филологических наук).
"Малая эсхатология" А. Введенского: посмертный путь души в "Седьмом стихотворении" / О. Р. Темиршина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 120-133. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
"Малая эсхатология" А. Введенского: посмертный путь души в "Седьмом стихотворении" / О. Р. Темиршина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 120-133. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Темиршина, О. Р.
Ключевые слова: поэтический дейксис, поэтическая грамматика, эсхатологическое видение, поэтика сновидения, стихотворения, посмертный путь души, посмертное путешествие
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Лингвистика текста
Аннотация: Представлена интерпретация "Седьмого стихотворения" А. Введенского в лексико-грамматическом и жанрово-стилевом аспектах. Показано, что в тексте Введенского развертывается сюжет посмертного путешествия души. Установлено, что каждый этап сюжета связан с метаморфозой субъекта, которая маркируется аномалиями предметно-личного дейксиса. Дейктические сдвиги указывают на разные стадии растворения души в мире, таким образом, расщепление местоименного дейксиса выполняет композиционную функцию, обозначая поворотные точки посмертного путешествия. Выявлено, что посмертный путь героя трактуется Введенским как "двойной" регресс. Так, посмертное существование понимается как возврат к детскому состоянию и движение к первичным растительно-животным формам бытия (нестабильная субъектность, распадаясь, обретает разные экзистенциальные формы: мужчина - женщина - ребенок - зверь - растение). Топика посмертного путешествия проявляет в "Седьмом стихотворении" жанр эсхатологического видения. Показано, что сопряжение поэтического текста с эсхатологическим жанром реализуется как на структурно-сюжетном уровне, так и на уровне прагматического контекста. Установлено, что сновидение в тексте Введенского является не только "поставщиком" тем и мотивов, но и принципом организации субъектного пространства стихотворения: расщепление субъекта на множество ипостасей и дейктические сдвиги, его сопровождающие, могут объясняться через классический онейромотив регресса личности в сновидении.
19. Статья из журнала
Семина, А. А. (кандидат филологических наук).
"Литературные события 2010-2020-х годов" : (о работе круглого стола) / А. А. Семина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 205-216. - ISSN 0130-0075.
"Литературные события 2010-2020-х годов" : (о работе круглого стола) / А. А. Семина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 205-216. - ISSN 0130-0075.
Авторы: Семина, А. А.
Ключевые слова: круглые столы, заседания, литературные события, литературный процесс
Рубрики: Литературоведение
Современная русская литература
Современная русская литература
Аннотация: Приводится обзор серии заседаний круглого стола "Литературные события 2010-2020-х годов", проведенных кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ с ноября 2021 г. по декабрь 2022 г.
20. Статья из журнала
Герасименко, М. В.
"Записки из подполья" и "Семья Паскуаля Дуарте": отзвуки подполья в тремендистском романе / М. В. Герасименко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 131-141. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
"Записки из подполья" и "Семья Паскуаля Дуарте": отзвуки подполья в тремендистском романе / М. В. Герасименко. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 3. - С. 131-141. - ISSN 0130-0075. - Библиогр. в примеч.
Авторы: Герасименко, М. В.
Ключевые слова: русская литература, испанская литература, тремендизм, подполье, подпольные мотивы, романы
Рубрики: Литературоведение
Поэтика
Литература Европы
Поэтика
Литература Европы
Аннотация: Предметом исследования является ряд "подпольных" мотивов, ранее описывавшихся учеными в исследованиях повести Ф. М. Достоевского "Записки из подполья" и ее рецепции в 20 веке и присутствующих также в романе К. Х. Селы "Семья Паскуаля Дуарте". Для романа Селы характерна большая нарративная сложность, выражен прием "ненадежного рассказчика". Паскуаль не говорит об историческом контексте своих преступлений, но из чужих комментариев к его запискам следует, что он действовал во время гражданской войны. При этом он не спорит с оппонентами прямо, и игра точек зрения представляет его не лгущим, но отрезанным от правды, а его чрезмерную рефлексивность - попыткой изолировать свое "я" от внешней реальности: с виду предаваясь самоанализу, он лишь произвольно назначает причины своих поступков. Расшатывание оппозиции правды и лжи, отступление от общедоступных понятий - фундамент внутренней антиномии романа, которая находит отклик в риторике критики, преумножается ею, становясь почвой для диаметрально противоположных прочтений романа и для противоречивых определений тремендизма, которому он дал начало. Антиномия определений тремендизма надолго делает его предметом споров, запечатлевает его как явление, общедоступному определению противящееся, отрицаемое и отрицающее, антиномичное открытой борьбе (подпольное).