| Найдено документов - 9 | Статьи из номера журнала: Вестник Московского университета. Серия 7, Философия : научный журнал. № 1 / учредитель: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - Москва, 2023. - 6 выпусков в год. - ISSN... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
| Нехаева, И. Н. (доктор философских наук). Эстетический опыт, воображение и свидетельство / И. Н. Нехаева. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 97-111. - Примечания в сносках. - Библиогр.: с. 109-111. | |
| Авторы: | Нехаева, И. Н. |
| Ключевые слова: | актуальный опыт, артефакты, возможный опыт, воображение, оптическая концепция, эстетические переживания, эстетический опыт, эстетический реализм |
| Рубрики: | Философия Философия науки |
| Аннотация: | Данная статья представляет собой обсуждение статьи А. В. Нехаева "Номиналистическая теория эстетического опыта", опубликованной в этом же номере журнала. В статье дается критика номиналистической теории эстетического опыта, защищаемой А. В. Нехаевым. Данная теория атакует эстетический реализм, отрицая существование эстетических свойств. Критика данной теории касается, во-первых, интерпретации некоторых терминов, некорректная трактовка которых противоречит нашим естественным интуициям, а во-вторых, попытки рассматривать эстетическое (общее) как производное от наших переживаний (субъективных). Предлагается провокационная версия новой оптической концепции, в которой эстетическое могло бы мыслиться составной частью пространства как артефакта. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
2. Статья из журнала
| Баева, А. В. (кандидат философских наук). Современные исследования "Науки в действии": знание с точки зрения эмпирической эпистемологии / А. В. Баева. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 35-49. - Библиогр.: с. 47-49. | |
| Авторы: | Баева, А. В. |
| Ключевые слова: | артефакт, научные практики, объективность, онтологический состав науки, эмпирическая эпистемология, эмпирическое многообразие, эпистемические понятия |
| Рубрики: | Философия Философия науки |
| Аннотация: | Появившиеся в последние десятилетия принципиально новые способы исследования науки (как эмпирическое многообразие в том числе) ведут к определенным изменениям в самом концептуальном поле ее философии и современной эпистемологии. Автор считает принципиальной характеристикой эмпирической эпистемологии усложнение "онтологического состава" самой науки - она состоит не только из высказываний. Эмпирический способ исследовать науку приводит к утверждению, что ее онтологический состав является принципиально сложным, поскольку наряду с высказываниями включает в себя разнообразие непропозициональных форм представления научного знания. При этом появление новых способов описывать и исследовать науку ведет к изменению содержания и функций эпистемических понятий, поскольку обнаруживается, что в онтологический состав самой науки входят, помимо прочего, те из них, при помощи которых сама наука описывается. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
3. Статья из журнала
| Червяков, Н. А. (аспирант). Революция и реакция: два пути в русской философии театра начала XX в. / Н. А. Червяков. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 19-34. - Примечания в сносках. - Библиогр.: с. 32-34. | |
| Авторы: | Червяков, Н. А. |
| Ключевые слова: | история театра, кризис театра, театральная реакция, театральная революция, философия театра |
| Рубрики: | Философия Философия России и СССР |
| Аннотация: | В данной статье исследуется такой малоизученный феномен в русской философии, как философия театра начала XX в. Показывается философский и историко-культурный контексты ее возникновения. Автором выделяется два направления, пути (революция и реакция), в которых развивалась русская философия театра указанного периода, что позволяет затронуть такие вопросы, как отношение театра к другим искусствам и роли участников театрального процесса. Как представитель театральной революции рассматривается поэт, художник и мыслитель М. А. Волошин, как представитель театральной реакции - философ и писатель Ф. А. Степун. Также уделяется внимание исследованию творчества театрального режиссера и философа Н. Н. Евреинова, сочетавшего в своем творчестве эти две тенденции. В заключение делается вывод о важной роли русской философии театра начала XX в. в осмыслении театра и становлении театральной науки. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
4. Статья из журнала
| Салин, А. С. (кандидат философских наук). Против номиналистической теории эстетического опыта - в защиту дескриптивного подхода / А. С. Салин. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 82-96. - Библиогр.: с. 95-96. | |
| Авторы: | Салин, А. С. |
| Ключевые слова: | герменевтика, дескрипции, жесткие десигнаторы, феноменология, эстетика, эстетический номинализм, эстетический опыт, эстетический реализм |
| Рубрики: | Философия Философия науки |
| Аннотация: | Данная статья представляет собой обсуждение статьи А. В. Нехаева "Номиналистическая теория эстетического опыта", опубликованной в этом же номере журнала. Теория А. В. Нехаева кажется автору статьи весьма сомнительной по двум причинам. Во-первых, спорными представляются аргументы, на основании которых внутренне выстраивается данная теория. Во-вторых, из нее следуют утверждения, которые должны противоречить либо основаниям самой этой теории, либо базовым интуициям, связанным с эстетическими разногласиями и предпочтениями. Поэтому критика данной теории со стороны автора статьи подразделяется на внутреннюю критику и внешнюю критику: первая указывает на пробелы в аргументах Нехаева, вторая - на контринтуитивные следствия из этой теории. В заключение приводятся наброски того, как феноменологическая герменевтика могла бы дать основания для альтернативного подхода к определению эстетического опыта. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
5. Статья из журнала
| Кулакова-Алексеева, Т. В. Он был патриотом университета, факультета, кафедры: о Петре Васильевиче Алексееве (1932-2021) / вспоминает Т. В. Кулакова-Алексеева. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 127-129. | |
| Авторы: | Кулакова-Алексеева, Т. В. |
| Ключевые слова: | воспоминания, преподаватели, университеты, ученые, философы |
| Рубрики: | Философия Философия России и СССР |
| Аннотация: | 30 мая 2021 года ушел из жизни Петр Васильевич Алексеев (1932-2021) - философ, ученый, заслуженный профессор МГУ, автор фундаментального учебника по философии. О Петре Васильевиче вспоминает его супруга Т. В. Кулакова-Алексеева. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
6. Статья из журнала
| Нехаев, А. В. (доктор философских наук; Омский государственный технический университет). Номиналистическая теория эстетического опыта / А. В. Нехаев. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 66-81. - Примечания в сносках. - Библиогр.: с. 79-81. | |
| Авторы: | Нехаев, А. В. |
| Ключевые слова: | зомби искусство, принцип знакомства, эстетические свидетельства, эстетические свойства, эстетический опыт, эстетический реализм |
| Рубрики: | Философия Философия науки |
| Аннотация: | В статье представлена критика эстетического реализма. Ядро данной теории составляют три тезиса: эстетические свойства являются источниками эстетического опыта; перцептивное знакомство с объектами эстетической оценки служит необходимым условием для вынесения суждения; эстетические свойства поддаются описанию. Предлагается альтернативная номиналистическая теория эстетического опыта, в которой перцептивные свойства объекта рассматриваются как достаточные условия эстетического опыта. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
7. Статья из журнала
| Плюснин, Л. В. (аспирант). Методологическая платформа игры как образовательной технологии: серьезная роль "несерьезной" реальности игры / Л. В. Плюснин, Г. И. Петрова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 50-65. - Библиогр.: с. 62-65. | |
| Авторы: | Плюснин, Л. В., Петрова, Г. И. |
| Ключевые слова: | герменевтика, игрофикация, образование, феноменология, философия игры |
| Рубрики: | Философия Теория познания |
| Аннотация: | В статье рассматривается проблема противоречивого осмысления игровых практик в рамках философского дискурса. В классической философии об игре говорилось в категориях легкости и несерьезности, а сегодня, напротив, речь идет о значительном - серьезном потенциале игровых технологий и об их использовании в различного рода практиках - в образовательной практике в том числе. В статье реконструируется классическая и современная позиции в отношении игры, предлагается феноменолого-герменевтический взгляд на проблему, который должен способствовать снятию указанного противоречия и обогащению аргументации, которая может быть использована сторонниками внедрения игровой технологии в образование. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
8. Статья из журнала
| Герасимов, Н. И. (кандидат философских наук). Интуитивизм и мистицизм в теории русского анархизма начала XX в. (А. А. Боровой и А. А. Солонович) / Н. И. Герасимов. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 3-18. | |
| Авторы: | Герасимов, Н. И. |
| Ключевые слова: | анархизм, интуитивизм, мистицизм, мистический анархизм, русская философия |
| Рубрики: | Философия Философия России и СССР |
| Аннотация: | Статья посвящена исследованию интуитивистских и мистических идей, интегрированных в теорию русского анархизма в начале XX в. На примере жизни и творчества двух выпускников Московского университета - анархистов А. А. Борового и А. А. Солоновича доказывается, что своеобразный идейный ревизионизм во многом определялся неприятием классического рационализма и сциентизма со стороны некоторых леворадикальных теоретиков. В исследовании утверждается, что конфликт между философом Боровым и математиком Солоновичем объясняется прежде всего политическим причинами, несмотря на и так очевидные философские разногласия между мыслителями. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |
9. Статья из журнала
| Чубаров, И. М. (доктор философских наук; Тюменский государственный университет). Авангардный код и товарная форма contemporary art: эстетический опыт как опыт экстремального восприятия / И. М. Чубаров, Э. В. Самохвалова. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 112-126. - Библиогр.: с. 125. | |
| Авторы: | Чубаров, И. М., Самохвалова, Э. В. |
| Ключевые слова: | левый авангард, производственное искусство, реди-мэйд, эстетика, эстетический номинализм, эстетический опыт, эстетический реализм |
| Рубрики: | Философия Философия науки |
| Аннотация: | Данная статья представляет собой обсуждение статьи А. В. Нехаева "Номиналистическая теория эстетического опыта", опубликованной в этом же номере журнала. В статье приводятся фундаментальные основания для критики эстетического реализма с позиций теории искусства В. Беньямина: эстетическое не следует связывать только с восприятием прекрасных объектов, оно обеспечивается не только опытом чувственного восприятия, но и целой когнитивной, пространственной и медиаинфраструктурой искусства как институции. Красота - это не качество вещи или восприятия, подобно свойству "красное", а номинативный статус художественной вещи как таковой, на которую можно только указать. Объективных эстетических качеств, отвечающих за свойства прекрасного в произведениях искусства, не существует. |
| Поиск: | Источник |
| Ссылка на ресурс: | https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный |