Сортировать по:
1. Статья из журнала
Нехаева, И. Н. (доктор философских наук).
Эстетический опыт, воображение и свидетельство / И. Н. Нехаева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 97-111. - Примечания в сносках. - Библиогр.: с. 109-111.
Авторы:Нехаева, И. Н.
Ключевые слова:актуальный опыт, артефакты, возможный опыт, воображение, оптическая концепция, эстетические переживания, эстетический опыт, эстетический реализм
Рубрики:Философия
Философия науки
Аннотация:Данная статья представляет собой обсуждение статьи А. В. Нехаева "Номиналистическая теория эстетического опыта", опубликованной в этом же номере журнала. В статье дается критика номиналистической теории эстетического опыта, защищаемой А. В. Нехаевым. Данная теория атакует эстетический реализм, отрицая существование эстетических свойств. Критика данной теории касается, во-первых, интерпретации некоторых терминов, некорректная трактовка которых противоречит нашим естественным интуициям, а во-вторых, попытки рассматривать эстетическое (общее) как производное от наших переживаний (субъективных). Предлагается провокационная версия новой оптической концепции, в которой эстетическое могло бы мыслиться составной частью пространства как артефакта.
Поиск:Источник
Ссылка на ресурс:https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный
2. Статья из журнала
Баева, А. В. (кандидат философских наук).
Современные исследования "Науки в действии": знание с точки зрения эмпирической эпистемологии / А. В. Баева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 35-49. - Библиогр.: с. 47-49.
Авторы:Баева, А. В.
Ключевые слова:артефакт, научные практики, объективность, онтологический состав науки, эмпирическая эпистемология, эмпирическое многообразие, эпистемические понятия
Рубрики:Философия
Философия науки
Аннотация:Появившиеся в последние десятилетия принципиально новые способы исследования науки (как эмпирическое многообразие в том числе) ведут к определенным изменениям в самом концептуальном поле ее философии и современной эпистемологии. Автор считает принципиальной характеристикой эмпирической эпистемологии усложнение "онтологического состава" самой науки - она состоит не только из высказываний. Эмпирический способ исследовать науку приводит к утверждению, что ее онтологический состав является принципиально сложным, поскольку наряду с высказываниями включает в себя разнообразие непропозициональных форм представления научного знания. При этом появление новых способов описывать и исследовать науку ведет к изменению содержания и функций эпистемических понятий, поскольку обнаруживается, что в онтологический состав самой науки входят, помимо прочего, те из них, при помощи которых сама наука описывается.
Поиск:Источник
Ссылка на ресурс:https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный
3. Статья из журнала
Червяков, Н. А. (аспирант).
Революция и реакция: два пути в русской философии театра начала XX в. / Н. А. Червяков. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 19-34. - Примечания в сносках. - Библиогр.: с. 32-34.
Авторы:Червяков, Н. А.
Ключевые слова:история театра, кризис театра, театральная реакция, театральная революция, философия театра
Рубрики:Философия
Философия России и СССР
Аннотация:В данной статье исследуется такой малоизученный феномен в русской философии, как философия театра начала XX в. Показывается философский и историко-культурный контексты ее возникновения. Автором выделяется два направления, пути (революция и реакция), в которых развивалась русская философия театра указанного периода, что позволяет затронуть такие вопросы, как отношение театра к другим искусствам и роли участников театрального процесса. Как представитель театральной революции рассматривается поэт, художник и мыслитель М. А. Волошин, как представитель театральной реакции - философ и писатель Ф. А. Степун. Также уделяется внимание исследованию творчества театрального режиссера и философа Н. Н. Евреинова, сочетавшего в своем творчестве эти две тенденции. В заключение делается вывод о важной роли русской философии театра начала XX в. в осмыслении театра и становлении театральной науки.
Поиск:Источник
Ссылка на ресурс:https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный
4. Статья из журнала
Салин, А. С. (кандидат философских наук).
Против номиналистической теории эстетического опыта - в защиту дескриптивного подхода / А. С. Салин. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 82-96. - Библиогр.: с. 95-96.
Авторы:Салин, А. С.
Ключевые слова:герменевтика, дескрипции, жесткие десигнаторы, феноменология, эстетика, эстетический номинализм, эстетический опыт, эстетический реализм
Рубрики:Философия
Философия науки
Аннотация:Данная статья представляет собой обсуждение статьи А. В. Нехаева "Номиналистическая теория эстетического опыта", опубликованной в этом же номере журнала. Теория А. В. Нехаева кажется автору статьи весьма сомнительной по двум причинам. Во-первых, спорными представляются аргументы, на основании которых внутренне выстраивается данная теория. Во-вторых, из нее следуют утверждения, которые должны противоречить либо основаниям самой этой теории, либо базовым интуициям, связанным с эстетическими разногласиями и предпочтениями. Поэтому критика данной теории со стороны автора статьи подразделяется на внутреннюю критику и внешнюю критику: первая указывает на пробелы в аргументах Нехаева, вторая - на контринтуитивные следствия из этой теории. В заключение приводятся наброски того, как феноменологическая герменевтика могла бы дать основания для альтернативного подхода к определению эстетического опыта.
Поиск:Источник
Ссылка на ресурс:https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный
5. Статья из журнала
Кулакова-Алексеева, Т. В.
Он был патриотом университета, факультета, кафедры: о Петре Васильевиче Алексееве (1932-2021) / вспоминает Т. В. Кулакова-Алексеева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 127-129.
Авторы:Кулакова-Алексеева, Т. В.
Ключевые слова:воспоминания, преподаватели, университеты, ученые, философы
Рубрики:Философия
Философия России и СССР
Аннотация:30 мая 2021 года ушел из жизни Петр Васильевич Алексеев (1932-2021) - философ, ученый, заслуженный профессор МГУ, автор фундаментального учебника по философии. О Петре Васильевиче вспоминает его супруга Т. В. Кулакова-Алексеева.
Поиск:Источник
Ссылка на ресурс:https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный
6. Статья из журнала
Нехаев, А. В. (доктор философских наук; Омский государственный технический университет).
Номиналистическая теория эстетического опыта / А. В. Нехаев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 66-81. - Примечания в сносках. - Библиогр.: с. 79-81.
Авторы:Нехаев, А. В.
Ключевые слова:зомби искусство, принцип знакомства, эстетические свидетельства, эстетические свойства, эстетический опыт, эстетический реализм
Рубрики:Философия
Философия науки
Аннотация:В статье представлена критика эстетического реализма. Ядро данной теории составляют три тезиса: эстетические свойства являются источниками эстетического опыта; перцептивное знакомство с объектами эстетической оценки служит необходимым условием для вынесения суждения; эстетические свойства поддаются описанию. Предлагается альтернативная номиналистическая теория эстетического опыта, в которой перцептивные свойства объекта рассматриваются как достаточные условия эстетического опыта.
Поиск:Источник
Ссылка на ресурс:https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный
7. Статья из журнала
Плюснин, Л. В. (аспирант).
Методологическая платформа игры как образовательной технологии: серьезная роль "несерьезной" реальности игры / Л. В. Плюснин, Г. И. Петрова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 50-65. - Библиогр.: с. 62-65.
Авторы:Плюснин, Л. В., Петрова, Г. И.
Ключевые слова:герменевтика, игрофикация, образование, феноменология, философия игры
Рубрики:Философия
Теория познания
Аннотация:В статье рассматривается проблема противоречивого осмысления игровых практик в рамках философского дискурса. В классической философии об игре говорилось в категориях легкости и несерьезности, а сегодня, напротив, речь идет о значительном - серьезном потенциале игровых технологий и об их использовании в различного рода практиках - в образовательной практике в том числе. В статье реконструируется классическая и современная позиции в отношении игры, предлагается феноменолого-герменевтический взгляд на проблему, который должен способствовать снятию указанного противоречия и обогащению аргументации, которая может быть использована сторонниками внедрения игровой технологии в образование.
Поиск:Источник
Ссылка на ресурс:https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный
8. Статья из журнала
Герасимов, Н. И. (кандидат философских наук).
Интуитивизм и мистицизм в теории русского анархизма начала XX в. (А. А. Боровой и А. А. Солонович) / Н. И. Герасимов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 3-18.
Авторы:Герасимов, Н. И.
Ключевые слова:анархизм, интуитивизм, мистицизм, мистический анархизм, русская философия
Рубрики:Философия
Философия России и СССР
Аннотация:Статья посвящена исследованию интуитивистских и мистических идей, интегрированных в теорию русского анархизма в начале XX в. На примере жизни и творчества двух выпускников Московского университета - анархистов А. А. Борового и А. А. Солоновича доказывается, что своеобразный идейный ревизионизм во многом определялся неприятием классического рационализма и сциентизма со стороны некоторых леворадикальных теоретиков. В исследовании утверждается, что конфликт между философом Боровым и математиком Солоновичем объясняется прежде всего политическим причинами, несмотря на и так очевидные философские разногласия между мыслителями.
Поиск:Источник
Ссылка на ресурс:https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный
9. Статья из журнала
Чубаров, И. М. (доктор философских наук; Тюменский государственный университет).
Авангардный код и товарная форма contemporary art: эстетический опыт как опыт экстремального восприятия / И. М. Чубаров, Э. В. Самохвалова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2023. - № 1. - С. 112-126. - Библиогр.: с. 125.
Авторы:Чубаров, И. М., Самохвалова, Э. В.
Ключевые слова:левый авангард, производственное искусство, реди-мэйд, эстетика, эстетический номинализм, эстетический опыт, эстетический реализм
Рубрики:Философия
Философия науки
Аннотация:Данная статья представляет собой обсуждение статьи А. В. Нехаева "Номиналистическая теория эстетического опыта", опубликованной в этом же номере журнала. В статье приводятся фундаментальные основания для критики эстетического реализма с позиций теории искусства В. Беньямина: эстетическое не следует связывать только с восприятием прекрасных объектов, оно обеспечивается не только опытом чувственного восприятия, но и целой когнитивной, пространственной и медиаинфраструктурой искусства как институции. Красота - это не качество вещи или восприятия, подобно свойству "красное", а номинативный статус художественной вещи как таковой, на которую можно только указать. Объективных эстетических качеств, отвечающих за свойства прекрасного в произведениях искусства, не существует.
Поиск:Источник
Ссылка на ресурс:https://elibrary.ru/contents.asp?id=50355282 - Режим доступа: с компьютеров КГПИ КемГУ, авторизованный