Найдено документов - 8 | Статьи из журнала: Дефектология : научно-методический журнал. № 1 / учредители: Российская академия образования, Институт коррекционной педагогики РАО, ООО "Школьная Пресса". - Москва, 2023. - 6 выпусков в год. - ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Полякова, Н. П.
Формирование чувственного опыта у слепых подростков в процессе изучения русского языка / Н. П. Полякова, В. И. Трофимова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 54-62. - Библиогр.: с. 62 (7 назв.). - 1 табл.
Формирование чувственного опыта у слепых подростков в процессе изучения русского языка / Н. П. Полякова, В. И. Трофимова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 54-62. - Библиогр.: с. 62 (7 назв.). - 1 табл.
Авторы: Полякова, Н. П., Трофимова, В. И.
Ключевые слова: слепые подростки, уроки русского языка, развивающий подход, языковые компетенции, контрольные эксперименты, чувственный опыт
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлено описание процесса восполнения чувственного опыта у слепых подростков, реализованного на уроках русского языка. Предложен комплекс упражнений и заданий, составляющих основу развивающего подхода. Выбор их определялся данными ранее проведенного констатирующего исследования, результаты которого позволили говорить о преимущественно невысоком уровне сформированности чувственного опыта у слепых подростков. На основании результатов контрольного исследования обоснована эффективность осуществленной коррекционно-развивающей деятельности.
2. Статья из журнала
Боголюбова-Кузнецова, Д. В. (психолог).
Особенности формирования коммуникативных возможностей у детей с РАС – обзор литературы / Д. В. Боголюбова-Кузнецова, Е. Д. Вальковская, И. С. Константинова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 20-30. - Библиогр.: с. 27-30 (35 назв.).
Особенности формирования коммуникативных возможностей у детей с РАС – обзор литературы / Д. В. Боголюбова-Кузнецова, Е. Д. Вальковская, И. С. Константинова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 20-30. - Библиогр.: с. 27-30 (35 назв.).
Авторы: Боголюбова-Кузнецова, Д. В., Вальковская, Е. Д., Константинова, И. С.
Ключевые слова: дети с РАС, расстройства аутистического спектра, развитие, коммуникации, нарушения речи
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему коммуникации и ее развития у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены подходы к анализу развития коммуникации при нормотипичном развитии и при РАС. Представлены теории развития коммуникации в онтогенезе ребенка, выделяются различные аспекты этого процесса, а также влияющие на него факторы. Выделены вербальные и невербальные составляющие, отличающие коммуникацию ребенка с РАС.
3. Статья из журнала
Крутякова, Е. Н. (кандидат педагогических наук).
Особенности формирования коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Е. Н. Крутякова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 63-71. - Библиогр.: с. 71 (11 назв.). - 5 рис.
Особенности формирования коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Е. Н. Крутякова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 63-71. - Библиогр.: с. 71 (11 назв.). - 5 рис.
Авторы: Крутякова, Е. Н.
Ключевые слова: младшие школьники, детский церебральный паралич, нарушения опорно-двигательного аппарата, коммуникативные действия, коммуникативные умения, коммуникативное развитие, школьная дезадаптация, уровни развития коммуникативной деятельности
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей коммуникативной деятельности обучающихся младшего школьного возраста с двигательными нарушениями. Выявлены и описаны состояние и особенности формирования мотивов коммуникации и коммуникативных действий (умений), значимых для обеспечения качества обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в силу имеющихся у них ограничений; представлена уровневая дифференциация коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Статья из журнала
Кроткова, А. В. (кандидат педагогических наук; доцент).
Особенности профессионально-личностного становления студентов дефектологического факультета. Сообщ. 1 / А. В. Кроткова, Н. В. Микляева. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 72-80. - Библиогр.: с. 78-80 (17 назв.). - 2 табл., рис.
Особенности профессионально-личностного становления студентов дефектологического факультета. Сообщ. 1 / А. В. Кроткова, Н. В. Микляева. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 72-80. - Библиогр.: с. 78-80 (17 назв.). - 2 табл., рис.
Авторы: Кроткова, А. В., Микляева, Н. В.
Ключевые слова: веб-анкетирование, типы студентов, студенты, магистратура, бакалавриат, выпускники, образ себя, отношение к учебе, вузы, высшие учебные заведения, исследования, результаты исследований
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Представлены результаты веб-анкетирования студентов – будущих учителей-дефектологов. Обобщаются особенности, характеризующие типы личности современных студентов, их отношение к учебе, способам деятельности и результатам, сопоставляется динамика формирования образа себя и профессионально-личностного становления обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и выпускников вуза.
5. Статья из журнала
Фатихова, Л. Ф. (кандидат педагогических наук; доцент).
Механизмы регуляции безопасного поведения младших школьников с сохранным и нарушенным интеллектом / Л. Ф. Фатихова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 12-19. - Библиогр.: с. 18-19 (12 назв.). - 2 табл.
Механизмы регуляции безопасного поведения младших школьников с сохранным и нарушенным интеллектом / Л. Ф. Фатихова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 12-19. - Библиогр.: с. 18-19 (12 назв.). - 2 табл.
Авторы: Фатихова, Л. Ф.
Ключевые слова: младшие школьники, безопасное поведение, нарушения интеллекта, механизмы регуляции безопасного поведения, распознавание опасных ситуаций, реагирование в опасных ситуациях
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Безопасное поведение личности представлено тремя компонентами – эмоциональным, когнитивным, поведенческим, которые, в свою очередь, включают механизмы, регулирующие безопасное поведение личности: эмоциональное отношение к опасным ситуациям, распознавание опасных ситуаций, реагирование в опасных ситуациях. В статье описываются уровень сформированности и проявления этих механизмов у младших школьников с нарушенным интеллектом в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
6. Статья из журнала
Кузнецова, М. С.
Медико-психолого-педагогическое консультирование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов. Сообщ. 1 / М. С. Кузнецова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 44-53. - Примеч. - Библиогр.: с. 53 (4 назв.). - 6 диагр.
Медико-психолого-педагогическое консультирование: возможности и ограничения. Взгляд родителей и специалистов. Сообщ. 1 / М. С. Кузнецова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 44-53. - Примеч. - Библиогр.: с. 53 (4 назв.). - 6 диагр.
Авторы: Кузнецова, М. С.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, медико-психолого-педагогическое консультирование, междисциплинарное консультирование, комиссионное консультирование, родители, опросы, медико-педагогические комиссии, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Приводятся результаты опроса специалистов (врачей, дефектологов, психологов) и родителей детей с ОВЗ о разных аспектах медико-психолого-педагогического консультирования. Полученные данные позволяют проанализировать возможности и ограничения, а также наметить точки роста этой традиционной для системы специального образования формы работы. В данной публикации представлено описание проведенного исследования и проанализированы ответы специалистов междисциплинарной команды.
7. Статья из журнала
Абкович, А. Я. (кандидат педагогических наук).
Клинико-психолого-педагогические особенности детей с двигательной патологией в структуре тяжелых множественных нарушений развития / А. Я. Абкович, А. Ю. Хохлова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 31-43. - Библиогр.: с. 41-43 (15 назв.). - 5 рис., табл.
Клинико-психолого-педагогические особенности детей с двигательной патологией в структуре тяжелых множественных нарушений развития / А. Я. Абкович, А. Ю. Хохлова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 31-43. - Библиогр.: с. 41-43 (15 назв.). - 5 рис., табл.
Авторы: Абкович, А. Я., Хохлова, А. Ю.
Ключевые слова: дети, тяжелые множественные нарушения развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, типологические варианты развития, особые образовательные потребности, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представленная работа является частью широкомасштабного исследования клинико-психолого-педагогических особенностей современной популяции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Была исследована одна из наименее изученных групп детей указанной категории – детей с двигательной патологией в структуре тяжелых множественных нарушений развития, работа с которыми вызывает наибольшие трудности в педагогической практике. Описаны результаты исследования особенностей детей 3–9 лет, чьи родители обратились за консультативной помощью в профильную организацию. Методы исследования: изучение медицинской и психолого-педагогической документации, беседа, наблюдение, эксперимент. Выявлены особенности психического и физического развития детей изучаемой группы, установлены некоторые общие для них характеристики (выраженные сенсорные нарушения, ограничение коммуникативных возможностей на фоне грубого недоразвития речи и познавательной деятельности) ; обозначены факторы, предположительно обусловливающие описанный вариант развития (генетическая патология, глубокая недоношенность, последствия нейроинфекции).
8. Статья из журнала
Валявко, С. М. (кандидат психологических наук; доцент).
Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщ. 3 / С. М. Валявко, Ю. Ю. Макагонова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 10-11 (17 назв.). - 2 табл., рис.
Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщ. 3 / С. М. Валявко, Ю. Ю. Макагонова. - Текст : электронный
// Дефектология. - 2023. - № 1. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 10-11 (17 назв.). - 2 табл., рис.
Авторы: Валявко, С. М., Макагонова, Ю. Ю.
Ключевые слова: антиципация, прогностическая деятельность, антиципационная состоятельность, агрессивное поведение, саморегуляция, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, корреляционные связи, интеркорреляции, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлен анализ взаимосвязей рациональных и нерациональных стратегий прогнозирования с выраженностью агрессивного поведения и личностными характеристиками у дошкольников с ОНР и нормальным развитием речи. В целях ранней профилактики агрессивного реагирования у детей необходимы подходы, ориентированные на развитие, в которых способностям к прогнозированию уделяется должное внимание. Изучение антиципационной состоятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи относится к числу особенно актуальных и важных проблем, поскольку у этих детей ограниченность в речевом взаимодействии обуславливает затруднения в накоплении коммуникативного опыта. Исходя из этого, обсуждалась роль способности к прогнозированию как защитного фактора, снижающего риск развития и закрепления агрессивного поведения на последующих этапах жизни ребенка с ОНР.