Найдено документов - 12 | Статьи из журнала: Вестник Московского университета. Серия 14, Психология : научный журнал. № 4 / учредитель: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет психологии МГУ. - Москва, 2022... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Толочек, В. А. (Институт психологии Российской Академии Наук).
Социальная успешность субъекта, окружение, ресурсы: открытые вопросы / В. А. Толочек. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 136-158. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 155-158 (25 назв.).
Социальная успешность субъекта, окружение, ресурсы: открытые вопросы / В. А. Толочек. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 136-158. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 155-158 (25 назв.).
Авторы: Толочек, В. А.
Ключевые слова: ресурсы, пространство, субъект, окружение, социальная среда, условия социальной среды, стаж, должность, социальная успешность субъекта, профессиональная жизнь, факторы профессионализма
Рубрики: Психология
Психология деятельности
Социальная психология
Психология деятельности
Социальная психология
Аннотация: Исторически изменяющиеся представления о социальной успешности человека, ее специфичность для представителей разных социальных групп, расширение числа критериев описания этого феномена становятся перманентно актуальной научной и научно-практической проблемой. Сопряженно с ней выступает феномен "ресурсов", в объяснении которого остается множество открытых вопросов. Изучены пространственные характеристики условий социальной микро- и мезосреды как потенциальных ресурсов социальной успешности субъектов.
2. Статья из журнала
Одинцова, М. А. (Московский государственный психолого-педагогический университет).
СОРЕ-30: психометрические свойства краткой версии русскоязычной методики оценки копинг-стратегий / М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова, Л. А. Александрова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 247-275. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 265-270 (29 назв.).
СОРЕ-30: психометрические свойства краткой версии русскоязычной методики оценки копинг-стратегий / М. А. Одинцова, Н. П. Радчикова, Л. А. Александрова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 247-275. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 265-270 (29 назв.).
Авторы: Одинцова, М. А., Радчикова, Н. П., Александрова, Л. А.
Ключевые слова: трудные жизненные ситуации, психометрические характеристики, стратегии совладания, копинг-стратегии, оценка копинг-стратегий, оценка копинг-стратегий, методика оценки копинг-стратегий, русскоязычная методика
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология личности
Аннотация: Совладание играет большую роль в адаптации человека к стрессовым ситуациям и становится одной из центральных задач психологической практики, что диктует необходимость разработки надежного, валидного и компактного инструмента. Авторами разработана сокращенная версия русскоязычной методики оценки копинг-стратегий (СОРЕ-30) на основе полной русскоязычной версии.
3. Статья из журнала
Кумченко, С. К. (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова).
Самооценка как параметр адаптационного потенциала у транссексуалов / С. К. Кумченко, А. Ш. Тхостов, Е. И. Рассказова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 224-246. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 240-245 (36 назв.).
Самооценка как параметр адаптационного потенциала у транссексуалов / С. К. Кумченко, А. Ш. Тхостов, Е. И. Рассказова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 224-246. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 240-245 (36 назв.).
Авторы: Кумченко, С. К., Тхостов, А. Ш., Рассказова, Е. И.
Ключевые слова: психодиагностика, самооценка, коррекция пола, гендерная идентичность, трансгендеры, транссексуальность
Рубрики: Психология
Медицинская психология
Медицинская психология
Аннотация: Актуальность статьи связана с высокой значимостью точной оценки адаптационного потенциала транссексуала, направляемого на коррекцию пола. На сегодняшний день психологические конструкты, позволяющие спрогнозировать этот потенциал, выглядят неубедительно вследствие их размытости, а также неоднозначных способов оценки. В качестве релевантного конструкта предлагается способность к адекватной самооценке. Целью работы выступает исследование самооценки транссексуалов на разных этапах коррекции пола в сопоставлении с лицами-нетранссексуалами.
4. Статья из журнала
Бондаренко, И. Н. (Федеральное государственное научное учреждение "Психологический институт" Российской Академии Образования).
Роль осознанной саморегуляции в динамике познавательной активности и когнитивной вовлеченности учащихся в период перехода из основной в старшую школу: лонгитюдное исследование / И. Н. Бондаренко, И. Ю. Цыганов, В. И. Моросанова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 200-223. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 219-221 (17 назв.).
Роль осознанной саморегуляции в динамике познавательной активности и когнитивной вовлеченности учащихся в период перехода из основной в старшую школу: лонгитюдное исследование / И. Н. Бондаренко, И. Ю. Цыганов, В. И. Моросанова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 200-223. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 219-221 (17 назв.).
Авторы: Бондаренко, И. Н., Цыганов, И. Ю., Моросанова, В. И.
Ключевые слова: старшеклассники, лонгитюдные исследования, осознанная саморегуляция, школьная вовлеченность, познавательная активность, психология старшеклассника
Рубрики: Психология
Психология деятельности
Детская психология
Психология деятельности
Детская психология
Аннотация: Снижение познавательной активности и возникновение различных ее дефицитов при общем снижении положительного отношения к учебе создает трудности в обучении к концу основной школы и при переходе в старшую школу. В этой связи значимым становится выявление мотивационных и регуляторных ресурсов поддержания познавательной активности в предэкзаменационный период 9-го класса, а также в начале старшей школы. Была изучена динамика познавательной активности и школьной вовлеченности при переходе из средней в старшую школу и оценка влияния уровня сформированности осознанной саморегуляции к 8-му классу на эту динамику в 9-м и 10-м классах.
5. Статья из журнала
Емелин, В. А. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
Профессиональная идентичность и удовлетворенность профессиональной деятельностью как факторы благополучия на рабочем месте / В. А. Емелин, Е. И. Рассказова, Т. Ю. Иванова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 115-135. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 131-134 (23 назв.).
Профессиональная идентичность и удовлетворенность профессиональной деятельностью как факторы благополучия на рабочем месте / В. А. Емелин, Е. И. Рассказова, Т. Ю. Иванова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 115-135. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 131-134 (23 назв.).
Авторы: Емелин, В. А., Рассказова, Е. И., Иванова, Т. Ю.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, цифровые технологии, дезориентация, скука сотрудников, эмоциональное истощение, благополучие на рабочем месте, инициативность сотрудников, удовлетворенность профессией, профессиональная идентичность, удовлетворенность трудом, опросники, скука на рабочем месте
Рубрики: Психология
Детская психология
Психология труда
Детская психология
Психология труда
Аннотация: В статье рассматриваются такие важные и неотъемлемые характеристики профессиональной идентичности у людей, занимающих разные должности, как: отождествление себя с профессионалом, отношение к своей профессии и своей роли в профессиональной деятельности. Были выявлены связи профессиональной идентичности и удовлетворенности профессиональной деятельностью (процессом работы, условиями труда, организацией, выбором профессии и пр. ) с благополучием на рабочем месте у людей, занимающих разные должности.
6. Статья из журнала
Ильин, В. А. (Российский государственный социальный университет).
Проблема кросс-культурной коммуникации в зарубежных исследованиях / В. А. Ильин, Н. Г. Салмина, Е. В. Звонова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 92-114. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 107-113 (42 назв.).
Проблема кросс-культурной коммуникации в зарубежных исследованиях / В. А. Ильин, Н. Г. Салмина, Е. В. Звонова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 92-114. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 107-113 (42 назв.).
Авторы: Ильин, В. А., Салмина, Н. Г., Звонова, Е. В.
Ключевые слова: междисциплинарные исследования, эффективность коммуникации, кросс-культурные коммуникации, взаимодействующие группы, ситуация взаимодействия, типы контакта, интеркультурализм, диалог культур, нарушения межкультурного взаимодействия, зарубежные исследования, бикультурализм, средства кросс-культурной коммуникации, искусство
Рубрики: Психология
Социальная психология
Социальная психология
Аннотация: Межкультурное взаимодействие является основой позитивного развития в современном мире. Однако, ситуации конфликтов и кризисов серьезно нарушают кросс-культурную коммуникацию. Анализ результатов исследований, проведенных в разных странах и в разных ситуациях, дает возможность выявить психологические основы преодоления негативных последствий нарушения межкультурного взаимодействия.
7. Статья из журнала
Артемцева, Н. Г. (Институт психологии Российской Академии Наук).
Портрет: Восприятие человека человеком и искусство передачи мировоззренческой сути художественными средствами / Н. Г. Артемцева, И. И. Ильясов, Н. Л. Нагибина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 39-59. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 53-58 (40 назв.).
Портрет: Восприятие человека человеком и искусство передачи мировоззренческой сути художественными средствами / Н. Г. Артемцева, И. И. Ильясов, Н. Л. Нагибина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 39-59. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 53-58 (40 назв.).
Авторы: Артемцева, Н. Г., Ильясов, И. И., Нагибина, Н. Л.
Ключевые слова: портрет личности, восприятие лица человека, мировоззрение личности, выражение эмоций, лица людей, обычные люди, художники, восприятие обычных людей, восприятие художника, изображение лица человека
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Психические процессы и состояния
Аннотация: В статье представлено обзорно-аналитическое исследование проблемы восприятия лица человека обычными людьми и известными художниками. Актуальность исследования продиктована попытками решить проблему связи воспринимающего и воспринимаемого субъектов процесса познания. Предметом исследования стали как стратегии восприятия воспринимающего, так и характеристики воспринимаемого человека по его портрету, его мировоззренческая установка.
8. Статья из журнала
Кючуков, Х. С. (Силезский университет (Польша)).
Понимание детьми-билингвами психического состояния другого человека в контексте теории сознания / Х. С. Кючуков. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 60-91. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 87-91 (33 назв.).
Понимание детьми-билингвами психического состояния другого человека в контексте теории сознания / Х. С. Кючуков. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 60-91. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 87-91 (33 назв.).
Авторы: Кючуков, Х. С.
Ключевые слова: болгарский язык, турецкий язык, романи, эвиденциальность, билингвизм, уточняющие вопросы, понимание ложных убеждений, задачи на понимание ложных убеждений, теория сознания, национальные меньшинства, ложные убеждения, дети-билингвы, психология развития, дети национальных меньшинств, модели психического состояния, психическое состояние человека, языковые тесты, возрастная психология
Рубрики: Психология
Детская психология
Детская психология
Аннотация: То, как двуязычные дети понимают ложные убеждения других людей, является актуальной, новой темой в области психологии развития. Этот вопрос очень важен, потому что от него зависит, насколько рано у двуязычных детей разовьется "теория сознания". В литературе на этот счет имеются противоречивые данные. По-видимому, это зависит от языка, на котором говорят дети, их культуры и общения с членами семьи. Почему развитие понимания заданий на ложные убеждения у детей-билингвов имеет такое значение? Дело даже не в том, что это важно для специалистов по психологии развития, данные соответствующих исследований окажутся полезными и для педагогов. Дети, у которых развито понимание психических процессов других людей, намного лучше подготовлены к процессу овладения грамотой в начальных классах. Показана связь между теорией сознания и развитием некоторых грамматических категорий в родном и втором языках двуязычных детей.
9. Статья из журнала
Костромина, С. Н. (Санкт-Петербургский государственный университет (Старый Петергоф)).
Переживание личностью собственной деструктивности / С. Н. Костромина, А. Ф. Филатова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 3-38. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 32-37 (36 назв.).
Переживание личностью собственной деструктивности / С. Н. Костромина, А. Ф. Филатова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 3-38. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 32-37 (36 назв.).
Авторы: Костромина, С. Н., Филатова, А. Ф.
Ключевые слова: личностный смысл, переживание собственной деструктивности, феноменология переживания, аутодеструкция, деструкция, деструктивность личности, переживания, собственная деструктивность, факторные модели переживания, устойчивые характеристики личности
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология личности
Аннотация: Понятие деструктивности личности описывает многообразие широко распространенных разрушительных и саморазрушительных явлений в жизни человека. Изучение таких феноменов отвечает запросам практики психологического консультирования и психотерапии, поскольку в перспективе может способствовать предотвращению негативных последствий деструкции для самой личности и для окружающих. Кроме того, подобное исследование может послужить вариантом переосмысления однозначно негативных интерпретаций человеческой разрушительности, ведь, по мнению многих психологов и философов ХХ века, деструкция связана с позитивными изменениями, развитием и становлением.
10. Статья из журнала
Памяти Т. А. Нежновой (30.09.1947-10.12.2022). - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 276-278. - ISSN 0201-7385.
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 276-278. - ISSN 0201-7385.
Ключевые слова: психологи, биографии психологов, некрологи, редакторы журналов
Рубрики: Психология
История психологии
История психологии
Аннотация: О Татьяне Александровне Нежновой, бессменном научном редакторе журнала "Вестник Московского университета. Серия 14. Психология".
11. Статья из журнала
О взаимосвязи видов социальной креативности с моральной идентичностью и толерантностью / Н. В. Мешкова, С. Н. Ениколопов, Ю. И. Жаринова, Д. Д. Муковнина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 159-178. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 175-177 (29 назв.).
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 159-178. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 175-177 (29 назв.).
Авторы: Мешкова, Н. В., Ениколопов, С. Н., Жаринова, Ю. И., Муковнина, Д. Д.
Ключевые слова: толерантность, моральная идентичность, асоциальная креативность, просоциальная креативность, социальная креативность, опросники
Рубрики: Психология
Социальная психология
Социальная психология
Аннотация: Актуальность изучения социальной креативности связана с оптимизацией межличностного взаимодействия в рабочих и ученических группах. Дается определение социальной креативности как способности порождать оригинальные решения проблем в социальном взаимодействии. Предлагается классификация социальной креативности по валентности задачи: просоциальная и асоциальная (задачи с негативной коннотацией) креативность. Выявлены связи между видами социальной креативности с толерантностью и моральной идентичностью.
12. Статья из журнала
Методологические основы психологии театральной деятельности / В. Л. Машков, А. Г. Долгих, С. В. Голик, М. В. Самусева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 179–199. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 194-199 (44 назв.).
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 4. - С. 179–199. - ISSN 0201-7385. - Библиогр.: с. 194-199 (44 назв.).
Авторы: Машков, В. Л., Долгих, А. Г., Голик, С. В., Самусева, М. В.
Ключевые слова: психология актерской профессии, методы психофизических действий, развитие высших психических функций, культурно-исторический подход, актерская профессия, высшие психические функции, психофизические действия, культурно-историческая психология, психология театральной деятельности
Рубрики: Психология
Отраслевая психология
Психология деятельности
Отраслевая психология
Психология деятельности
Аннотация: В статье раскрывается актерская игра как деятельность, дается определение метода "психофизических действий" в контексте освоения актерской роли как процесса развития высших психических функций личности артиста. Используя метод критического анализа, авторы статьи рассматривают сценическое общение и развитие личности в ходе освоения роли с точки зрения основ социальной психологии и психологии личности, а также раскрывают психологические механизмы актерской профессии как осознанной непрерывной деятельности, направленной на достижение правдоподобия существования актера на сцене.