Выбор БД
Сортировать по:
12
1. Статья из журнала
bookCover
Леонтьева, М. С. (доктор педагогических наук; доцент; Московский государственный университет спорта и туризма. Институт дополнительного профессионального образования и развития карьеры. Научный центр проектной деятельности и развития кадрового потенциала. Отдел проектной и научной деятельности).
Эффективность научного обеспечения подготовки специалистов для физкультурно-спортивной отрасли в Московском регионе / М. С. Леонтьева, Н. В. Масягина, В. П. Губа. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 17-19. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 19 (7 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Леонтьева, М. С., Масягина, Н. В., Губа, В. П.
Ключевые слова: исследования, вузовская наука, вузы, высшие учебные заведения, московские вузы, университеты спорта и туризма, спортивные вузы, подготовка кадров, научное обеспечение подготовки специалистов, подготовка специалистов, научно-профессиональные кадры, подготовка научно-профессиональных кадров, научно-педагогические кадры, подготовка научно-педагогических кадров, опросы специалистов, вузовская аспирантура, аспирантура, московские научно-педагогические кадры
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - оценить эффективность научного обеспечения подготовки специалистов для физкультурно-спортивной отрасли в Московском регионе. Для сбора эмпирических данных, характеризующих эффективность научного обеспечения подготовки специалистов в физкультурно-спортивной отрасли, необходимо постоянно проводить комплексный мониторинг показателей развития университетского образования и сопоставлять их с потребностями Москвы в отношении устойчивого развития региона в сфере спортивного образования, развития территорий и инфраструктуры, культурного пространства, кадрового обеспечения. Воспроизводство и сохранность контингента научных и научно-профессиональных кадров как трудовых ресурсов системы высшего образования в настоящее время высоки и подтверждены с позиции науки, практики, вызовов социокультурной действительности и обновления нормативно-правовых основ управления этим процессом. Научная работа проводилась на базе Московского государственного университета спорта и туризма.
2. Статья из журнала
bookCover
Дуров, А. М. (доктор медицинских наук; доцент; Тюменский государственный университет. Институт физической культуры; Тюменский государственный медицинский университет).
Хронобиологические типы работоспособности у студентов физкультурно-спортивного профиля обучения / А. М. Дуров, Е. И. Завертаная. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 32. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 32 (2 назв.).
Авторы: Дуров, А. М., Завертаная, Е. И.
Ключевые слова: исследования, тюменские вузы, физкультурные вузы, институты физической культуры, вузы, высшие учебные заведения, студенты физкультурных вузов, студенты вузов, тюменские студенты, хронобиологические типы работоспособности студентов, типы работоспособности студентов, работоспособность студентов, анкета Остберга, Остберга анкета, анкетирование студентов, индекс Робинсона, Робинсона индекс, биоритмы
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - выявить хронобиологические типы работоспособности студентов физкультурно-спортивного профиля обучения. В педагогическом эксперимента участвовали 60 студентов 4-го курса Института физической культуры Тюменского государственного университета. Определялись хронобиологические типы работоспособности по анкете Остберга. Изучались показатели центральной гемодинамики: частота сердечных сокращений, артериальное давление. В организации учебного процесса рекомендуется учитывать типы работоспособности и подбирать студентов в одну группу по этой характеристике. Например, "жаворонкам" можно ставить занятия с 8-ми часов, в то время как "совам" - с 9-ти часов утра. Начало тренировочных занятий со спортсменами также рекомендуется проводить с учетом индивидуального типа работоспособности для достижения наибольшего эффекта.
3. Статья из журнала
bookCover
Формирование общепрофессиональных компетенций студентов физкультурного вуза в процессе реализации дисциплины "Лыжные гонки" / А. Г. Баталов, В. Г. Сенатская, А. В. Щукин, А. А. Хитрова. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 20-23. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 22-23 (4 назв.). - 1 фот., 4 рис., 4 табл.
Авторы: Баталов, А. Г., Сенатская, В. Г., Щукин, А. В., Хитрова, А. А.
Ключевые слова: исследования, вузы, высшие учебные заведения, московские вузы, университеты спорта, спортивные вузы, московские студенты, физкультурные вузы, студенты вузов, студенты физкультурных вузов, подготовка кадров, физкультурные кадры, подготовка физкультурных кадров, учебные дисциплины, вузовские дисциплины, общепрофессиональные компетенции студентов, формирование общепрофессиональных компетенций, компетенции студентов, кафедры вузов, студенты первых курсов, первокурсники, занятия физической культурой, физическая подготовленность студентов, оценка уровня физической подготовленности студентов, уровень физической подготовленности студентов, педагогические эксперименты, техника передвижения на лыжах, передвижение на лыжах, лыжные гонки, имитационные упражнения
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - совершенствование образовательного процесса по формированию общепрофессиональных компетенций у студентов физкультурного вуза. На основании проведенного анализа научно-методической литературы и практического опыта организации учебного процесса на кафедре теории и методики лыжного спорта Российского университета спорта "ГЦОЛИФК" была разработана и реализована инновационная методика формирования основ техники способов передвижения на лыжах с использованием средств имитационных упражнений с применением дополнительных, дозированных силовых нагрузок. Эффективностью освоения программы по дисциплине "Лыжные гонки" являлось обеспечение положительной динамики изменения практических умений, навыков и степени усвоения теоретических знаний. Как показал эксперимент, разработанная методика формирования основ техники способов передвижения на лыжах с использованием средств имитационных упражнений с применением дополнительных, дозированных силовых нагрузок позволила повысить уровень физической подготовленности студентов, сформировать отдельные элементы двигательного навыка и навыка в целом, а также повысить степень усвоения теоретических знаний. Предложенные индикаторы общепрофессиональных компетенций являются одним из эффективных способов оценки сформированности общепрофессиональных компетенций в рамках дисциплины "Лыжные гонки".
4. Статья из журнала
bookCover
Формирование научной школы по детскому фитнесу / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева, Ю. В. Смирнова, С. В. Кузьмина. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 2-4. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 4 (5 назв.). - 1 фот., 2 рис.
Авторы: Сайкина, Е. Г., Фирилева, Ж. Е., Смирнова, Ю. В., Кузьмина, С. В.
Ключевые слова: петербургские научные школы, санкт-петербургские научные школы, исследования, фитнес, детский фитнес, повышение квалификации специалистов по физической культуре, научные школы, специалисты по физической культуре, программно-методическое обеспечение, специалисты по детскому фитнесу, фитнес-технологии, фитнес-программы, занятия фитнесом, фитнес-специалисты, обучение фитнес-специалистов, подготовка фитнес-специалистов, переподготовка фитнес-специалистов, вузы, вузовская наука, педагогические вузы, санкт-петербургские вузы, петербургские вузы, курсы повышения квалификации
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - научно обосновать формирование научной школы по детскому фитнесу на основе оптимизации пролонгированного функционирования курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки и подготовки специалистов по физической культуре и спорту. В ходе изучения организованы курсы повышения квалификации по детскому фитнесу в Санкт-Петербурге, где определялись эффективные пути подготовки специалистов. Был создан и научно обоснован комплекс программно-методического обеспечения по детскому фитнесу, защищены диссертации, подтверждающие эффективность разработанных фитнес-программ, создана научная школа профессионалов детского фитнеса в Санкт-Петербурге. Широкий круг слушателей, прошедших обучение на курсах, позволил создать научную школу, в которой проводятся научные изыскания и защищаются диссертации. Курсы повышения квалификации непосредственно дали толчок к разработке новых учебных программ по фитнесу, в частности для студентов физкультурных вузов и Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, внедрению фитнеса в учебный процесс бакалавров, разработке образовательных программ высшего образования, реализуемых в рамках различных направлений и профилей подготовки магистров.
5. Статья из журнала
bookCover
Фаварисов, Э. А. (преподаватель; Волжский государственный университет водного транспорта. Казанский филиал "Институт морского и речного флота им. Героя Советского Союза М. П. Девятаева").
Формирование культурной идентичности студенческой молодежи в условиях вовлечения в национальные виды спортивных состязаний / Э. А. Фаварисов. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 8-9. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 9 (7 назв.). - 1 фот.
Авторы: Фаварисов, Э. А.
Ключевые слова: исследования, студенческая молодежь, татарстанская молодежь, формирование культурной идентичности, культурная идентичность студенческой молодежи, синергетический подход, татарстанские студенты, студенты татарстанских вузов, студенты вузов, анкетирование студентов, национально-региональный компонент, национальные спортивные состязания, вовлечение студентов
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - формирование культурной идентичности студенческой молодежи в условиях вовлечения в национальные виды спортивных состязаний на основе синергетического подхода. В ходе исследования проведен теоретический анализ нормативно-правовой и научно-методической литературы, информационных и статистических данных, анкетирование студентов вузов республики Татарстан. Формированию культурной идентичности студенческой молодежи в Республике Татарстан способствует проведение крупномасштабных национальных спортивных праздников. Так, студенты принимают участие в ежегодных спортивных "Сабантуях"; в спортивных кружках по татарской национальной борьбе "кереш" и др. Результаты проведенного в рамках исследования анкетирования по определению культурной идентичности показали высокий уровень знаний студенческой молодежи Татарстана об истории республики, об известных культурных, политических деятелях, спортсменах, культивируемых в Татарстане национальных видах спорта. Большинство опрошенных выразили уверенность в том, что в дальнейшем они останутся жить и работать на "малой родине". Молодые люди могут уверенно отличить своего представителя этнической группы от других, им присуще гордое осознание принадлежности к своему этносу. Установлено, что проведение массовых национальных спортивных состязаний способствует развитию у участников толерантности, совершенствованию умений этнокультурной коммуникации, усвоению традиций национальных праздников.
6. Статья из журнала
bookCover
Мухина, Э. В. (кандидат педагогических наук; доцент; старший преподаватель; Смоленский государственный университет спорта. Кафедра гуманитарных наук).
Технологический аспект образовательно-профессионального менеджмента в подготовке магистров по физической культуре / Э. В. Мухина. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 24-26. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 26 (2 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Мухина, Э. В.
Ключевые слова: исследования, вузы, высшие учебные заведения, смоленские вузы, университеты спорта, спортивные вузы, физкультурные вузы, магистерское образование, образовательно-профессиональный менеджмент, подготовка кадров, отраслевая магистерская подготовка, магистерская подготовка, физкультурное образование, высшее физкультурное образование, подготовка магистров, подготовка физкультурных кадров, физкультурные кадры, магистранты, студенты вузов, смоленские студенты
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - рассмотреть практический опыт, связанный с совершенствованием подготовки магистров в области физической культуры в контексте освещения технологического аспекта авторской концепции образовательно-профессионального менеджмента. Материалы публикации избирательно отражают содержание исследования, направленного на совершенствование подготовки магистров в области физической культуры и спорта, проведенного в 2015-2022 гг. на базе Смоленского государственного университета спорта. Совершенствование подготовки магистров в области физической культуры рассматривается в качестве приоритетного направления развития вузов, реализующих на практике соответствующие образовательные программы магистратуры. Важным направлением деятельности усматривается создание в вузах "магистерского социума", как некого самостоятельного активного социально-образовательного сообщества магистрантов, характеризующегося общностью их взглядов, интересов, устремлений. Активное формирование условий для успешного функционирования магистерского социума становится возможным благодаря применению авторской концепции образовательно-профессионального менеджмента, рассматриваемого в качестве инновационного научно обоснованного направления управленческой деятельности. Технологический аспект образовательно-профессионального менеджмента обобщенно отражает особенности предлагаемого подхода к проблеме совершенствования подготовки магистров, указывая перспективные направления совершенствования традиционной технологии отраслевой магистерской подготовки.
7. Статья из журнала
bookCover
Ованесян, И. С. (аспирант; Московский государственный областной университет. Факультет физической культуры. Кафедра теоретико-практических основ физического воспитания и спорта (Мытищи)).
Субъективные оценки тренеров Китая: сложности технических приемов в баскетболе / И. С. Ованесян, А. Н. Корольков, Ч. Чжан. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 61-63. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 63 (7 назв.). - 1 фот., 1 рис., 1 табл.
Авторы: Ованесян, И. С., Корольков, А. Н., Чжан, Ч.
Ключевые слова: исследования, тренеры по баскетболу, баскетбольные тренеры, китайские тренеры по баскетболу, китайские баскетбольные тренеры, баскетбол, техническая подготовленность баскетболистов, баскетболисты, китайский спорт, китайские баскетболисты, техника баскетбола, опросы китайских баскетбольных тренеров, анкетирование китайских баскетбольных тренеров, баскетбольные приемы, интернет-анкетирование китайских баскетбольных тренеров
Рубрики: Физическая культура и спорт
Спортивные игры
Аннотация: Цель исследования - осуществить классификацию технических приемов и способов в баскетболе и ранжировать их по сложности освоения. В ходе эксперимента разработана опросная анкета по оценке сложности усвоения технических действий в 6-балльной интервальной шкале (оценка 6 соответствовала наибольшей сложности, а 1 - наименьшей). Был проведен опрос 29 тренеров по баскетболу из средних школ и университетов КНР, на основе их ответов было осуществлено ранжирование оценок сложности освоения технических действий по величинам медиан и квартилей оценок. Установлено, что, по мнению тренеров, наибольшие сложности в освоении вызывают такие действия, как дальние броски, перехваты, прорывы и подборы мяча. При этом эти же технические действия имеют наибольший разброс во мнениях тренеров. С использованием факторного анализа выявлены четыре фактора сложности освоения технических действий. Осуществлена попытка содержательной интерпретации выявленных факторов. Полученные результаты могут использоваться при планировании содержания тренировочных занятий по технической подготовке юных баскетболистов.
8. Статья из журнала
bookCover
Полунина, Т. И. (кандидат педагогических наук; доцент; заведующий; Государственный социально-гуманитарный университет. Факультет физической культуры и спорта. Кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин).
Стретчинг - метод совершенствования гибкости занимающихся в секции плавания / Т. И. Полунина, Г. В. Швец, Т. Г. Климанова. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 52-53. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 53 (2 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Полунина, Т. И., Швец, Г. В., Климанова, Т. Г.
Ключевые слова: исследования, физкультурно-оздоровительные комплексы, московские физкультурно-оздоровительные комплексы, подготовка пловцов, подготовка юных пловцов, пловцы, юные пловцы, занятия плаванием, плавание, школьники, гибкость юных пловцов, тестирование юных пловцов, тестирование гибкости, педагогические эксперименты, учебно-тренировочный процесс, совершенствование гибкости, стретчинг
Рубрики: Физическая культура и спорт
Водный спорт
Аннотация: Цель исследования - обосновать методику совершенствования гибкости в плечевых и голеностопных суставах средствами стретчинга для школьников, занимающихся плаванием. Эксперимент проводился на базе Физкультурно-оздоровительного комплекса "Атлант" (г. Москва), участниками которого стали 40 школьников 14-15 лет, занимающихся в секции плавания и разделенные на контрольную и экспериментальную группы. Педагогический эксперимент заключался в том, что на протяжении шести месяцев (пять раз в неделю) школьники из экспериментальной группы в заключительной части учебно-тренировочного занятия по плаванию выполняли по три упражнения: первое на совершенствование гибкости в плечевых суставах, второе на совершенствование гибкости в голеностопных суставах и третье упражнение общеразвивающей направленности. Эффективность комплекса совершенствования гибкости в плечевых и голеностопных суставах подтверждается приростом результатов в экспериментальной группе: в соревновательном упражнении в заплыве на 50 метров вольным стилем школьники улучшили время преодоления дистанции на 1, 6 % при уменьшении числа гребковых движений на 3, 4 %. В контрольной группе школьники улучшили время на 0, 8 % при уменьшении числа гребковых движений на 2, 3 %, однако данные приросты не являются достоверными.
9. Статья из журнала
bookCover
Гильмутдинова, Р. И. (кандидат биологических наук; доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Кафедра медико-биологических дисциплин (Казань)).
Самоценка психоэмоционального состояния у женщин пожилого возраста / Р. И. Гильмутдинова, Ю. С. Ширшаева. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 16. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 16 (1 назв.).
Авторы: Гильмутдинова, Р. И., Ширшаева, Ю. С.
Ключевые слова: исследования, городские поликлиники, поликлиники, казанские поликлиники, татарстанские поликлиники, диспансерный учет, женщины пожилого возраста, пожилые женщины, психоэмоциональное состояние женщин, пожилой возраст, здоровье женщин, опросы женщин, самооценка психоэмоционального состояния женщин, опросные методики, психофизические упражнения, двигательная активность женщин, укрепление здоровья женщин, депрессия женщин, определение депрессии, поддержание здоровья женщин, казанские женщины, татарстанские женщины
Рубрики: Физическая культура и спорт
Медико-биологические основы физического воспитания
Аннотация: Цель исследования - разработка рекомендаций к двигательной активности женщин 60-70 лет на основе самооценки психоэмоционального состояния. Для определения психоэмоционального состояния женщин, состоящих на диспансерном учете в городской поликлинике № 7 г. Казани, применялась опросная методика "Гериатрическая шкала депрессии", традиционно используемая для выявления тревожных состояний и депрессии. Участвующий в опросе должен самостоятельно ответить путем однозначной оценки (да или нет) на 15 заданных вопросов, характеризующих его настроение и эмоциональные ощущения в течение последней недели. На основе полученных данных были разработаны комплексы упражнений, основанных на взаимосвязи двигательной активности и когнитивной функции, которые могут быть использованы в качестве эффективного средства укрепления здоровья, в частности ослабления факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, улучшения психического здоровья, а также устранения проявлений заболеваний.
10. Статья из журнала
bookCover
Лебедев, Е. В. (генеральный директор; Общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью "Специальная Олимпиада России").
Роль Специальной Олимпиады в подготовке кадров для реабилитации лиц с особенностями интеллектуального развития / Е. В. Лебедев, Л. А. Парфенова. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 66-68. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 68 (5 назв.). - 1 фот.
Авторы: Лебедев, Е. В., Парфенова, Л. А.
Ключевые слова: исследования, казанские вузы, татарстанские вузы, вузы, высшие учебные заведения, университеты физической культуры, физкультурные вузы, спортивные вузы, общественные благотворительные организации, благотворительные организации, общероссийские общественные организации, подготовка кадров, реабилитация лиц с особенностями интеллектуального развития, лица с особенностями интеллектуального развития, особенности интеллектуального развития, лица с ментальными особенностями, специалисты по адаптивной физической культуре, программы повышения квалификации, повышение квалификации, лица с нарушениями интеллекта, лица с интеллектуальными нарушениями, специальное олимпийское движение, специалисты специальной олимпиады России, реабилитация лиц с ментальными особенностями, опросы слушателей курсов повышения квалификации, слушатели курсов повышения квалификации, анкетирование слушателей курсов повышения квалификации, образовательные программы, кадры сферы АФК, сфера АФК, АФК, адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, физическая реабилитация лиц с ментальными особенностями, физическая реабилитация лиц с нарушениями интеллекта, физическая реабилитация лиц с особенностями интеллектуального развития
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Аннотация: Цель исследования - обосновать и оценить роль дополнительного образования в развитии и совершенствовании сферы реабилитации лиц с ментальными особенностями. В рамках исследования проводился опрос специалистов, проходивших обучение на курсах повышения квалификации по программе "Организация и реализация спортивных социальных программ Специальной Олимпиады" в Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма. Общее количество респондентов (численность обученных в течение первого года (январь-июнь 2022 года, четыре потока) составило 815 человек из 49 регионов России. Авторами отмечается, что разработанная программа позволила подготовить 815 специалистов, которые прошли итоговую аттестацию и продемонстрировали свою компетентность в данной области. В качестве положительного результата реализации образовательной программы авторами приводятся в пример открытие новых региональных отделений Специальной Олимпиады в нескольких субъектах РФ. Кроме того, 40 слушателей проявили интерес к профессии специалиста по АФК и прошли профессиональную переподготовку в Институте дополнительного образования Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Еще одним социальным эффектом осуществления образовательного замысла Специальной Олимпиады России предполагается увеличение количества участников ее движения, которое будет отслеживаться и анализироваться ежегодно по данным статистических отчетов районных отделений. Таким образом, курсы повышения квалификации стали действенным способом подготовки кадров в сфере АФК и адаптивного спорта в целом и в Специальной Олимпиаде в частности.
11. Статья из журнала
bookCover
Шкатова, К. М. (аспирант; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК").
Роль дигитализации в профессиональной деятельности преподавателя среднего образовательного учреждения спортивной направленности / К. М. Шкатова, О. Е. Балаева. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 35. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 35 (1 назв.).
Авторы: Шкатова, К. М., Балаева, О. Е.
Ключевые слова: исследования, дигитализация, профессиональная деятельность преподавателей, средние образовательные учреждения спортивной направленности, средние специальные училища олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, московские училища олимпийского резерва, преподаватели училищ олимпийского резерва, опросы преподавателей спортивных училищ, преподаватели спортивных училищ, спортивные училища, московские спортивные училища, образовательные учреждения спортивной направленности, образовательные онлайн-ресурсы, применение образовательных онлайн-ресурсов, московские преподаватели спортивных училищ
Рубрики: Образование. Педагогика
Среднее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - определить роль процесса дигитализации в работе преподавателя среднего образовательного учреждения профессиональной направленности в дистанционном и смешанном форматах. Объектом исследования выступили преподаватели Московского среднего специального училища олимпийского резерва № 1 и Московского среднего специального училища олимпийского резерва № 3. Был использован метод опроса, с помощью которого была получена первичная социологическая информация. В контексте усиления процесса дигитализации, вызванного переходом на дистанционный формат обучения, в средних профессиональных образовательных учреждениях спортивной направленности применяются онлайн-ресурсы, представляющие собой образовательные платформы, электронные доски, мессенджеры, видеоконференции, онлайн-презентации, облачные хранилища.
12. Статья из журнала
bookCover
Игнатьева, Л. Е. (кандидат биологических наук; доцент; Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева. Факультет физической культуры. Кафедра физического воспитания и спортивных дисциплин (Саранск)).
Роль вуза в реализации и развитии антидопингового образования / Л. Е. Игнатьева. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 27-29. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 29 (3 назв.). - 1 фот.
Авторы: Игнатьева, Л. Е.
Ключевые слова: исследования, мордовские вузы, саранские вузы, вузы, высшие учебные заведения, студенты вузов, саранские студенты, мордовские студенты, антидопинговое образование, физкультурно-спортивное образование, российские антидопинговые агентства, антидопинговые агентства, педагогические вузы, факультеты физической культуры, факультеты вузов, подготовка кадров, антидопинговая компетентность, педагогические эксперименты, анкетирование студентов, образовательные антидопинговые мероприятия, антидопинговые мероприятия, антидопинговые знания, тестирование студентов, формирование антидопинговых знаний, противодействие использованию допинга, спортивный допинг, допинг, отношение к допингу, подготовка педагогических кадров, педагогические кадры, опросы студентов
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - анализ форм, содержания и эффективности, антидопингового образования на разных уровнях его реализации; определение роли вуза в формировании антидопинговой компетентности молодежи. Работа проводилась на базе факультета физической культуры Мордовского государственного университета имени М. Е. Евсевьева. В ходе исследования применены метод анализа актуальной нормативно-организационной и учебно-методической информации, регламентирующей антидопинговое образование, а также метод эксперимента. В эксперименте приняли участие две группы студентов факультета физической культуры. Первую составили 38 обучающихся 1-2-го курсов, вторую - 33 студента 3-5-х курсов. В первой экспериментальной группе категория спортсменов составила 14 человек, во второй - 13 человек. В ходе эксперимента использовались методы анкетирования и тестирования. Проанализированы формы и содержание антидопингового образования на всех этапах становления специалиста в отрасли физической культуры и спорта, включая систему дополнительного и высшего образования, наполнение электронно-образовательных антидопинговых ресурсов. Эффективность системы антидопингового образования и вклад высшего физкультурно-спортивного образования в формирование антидопинговой компетентности молодежи проанализирован на материале экспериментального исследования. Выявлена доминирующая роль высшего образования в процессе формирования антидопинговых знаний и установок молодежи по отношению к допингу. Поскольку уровень знаний и отношение к проблеме студентов-спортсменов не выделялись на фоне других представителей экспериментальных групп ни до, ни после прохождения антидопингового курса, включенного в программу вузовской подготовки. По завершению обучения студенты (как спортсмены, так и не спортсмены) показали более высокий уровень знаний и сформированную позицию по отношению к употреблению допинга, которые свидетельствуют о том, что антидопинговая образовательная программа вуза формирует антидопинговое сознание студентов.
13. Статья из журнала
bookCover
Мурадов, Ф. В. (преподаватель; Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Кафедра физического воспитания).
Развитие физической подготовленности подростков 12-14 лет средствами интервальной тренировки в условиях фитнес-клуба / Ф. В. Мурадов. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 76. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 76 (1 назв.).
Авторы: Мурадов, Ф. В.
Ключевые слова: исследования, интервальные тренировки, тренировки, физическая подготовленность подростков, развитие физической подготовленности, подростки, подростковый возраст, дети подросткового возраста, фитнес-клубы, педагогические эксперименты, метод интервальной тренировки, силовые тренировки, аэробные тренировки
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Аннотация: Цель исследования - разработать программу интервальной тренировки для подростков 12-14 лет с блоками аэробной (степ-аэробики) и силовой нагрузки и экспериментально проверить ее эффективность методом педагогического эксперимента. Метод интервальной тренировки, включающей фитнес-блоки аэробной и силовой направленности с разнообразным современным фитнес-оборудованием может эффективно использоваться для повышения уровня физической (сила, гибкость, скоростно-силовые возможности) и функциональной работоспособности подростков 12-14 лет в условиях фитнес-клуба.
14. Статья из журнала
bookCover
Кошелева, Е. А. (Государственный социально-гуманитарный университет. Факультет физической культуры и спорта. Кафедра медико-биологических дисциплин (Коломна)).
Развитие выносливости занимающихся средствами легкой атлетики / Е. А. Кошелева, Е. Д. Митусова, Л. А. Симонян. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 55-56. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 55-56 (4 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Кошелева, Е. А., Митусова, Е. Д., Симонян, Л. А.
Ключевые слова: исследования, поселковые школы, луховицкие школы, луховицкие школьники, школьники, средства легкой атлетики, легкая атлетика, занятия легкой атлетикой, уроки физической культуры, школьные уроки физической культуры, учащиеся средних классов, средний школьный возраст, школьники среднего возраста, дети среднего школьного возраста, развитие выносливости школьников, выносливость школьников, тестирование выносливости, тестирование школьников, педагогические эксперименты, физическое воспитание школьников, школьное физическое воспитание
Рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика обучения
Аннотация: Цель исследования - экспериментально обосновать методику, направленную на развитие выносливости у учащихся средних классов. Педагогический эксперимент проведен на базе Выкопанской средней общеобразовательной школы пос. Сельхозтехника Луховицкого городского округа. В педагогическом эксперименте приняли участие 40 учащихся 8-х классов: 20 человек из них составили экспериментальную группу, 20 - контрольную. Для экспериментальной группы школьников разработан и внедрен комплекс циклических упражнений продолжительностью 15-20 минут, выполняемых в аэробном режиме, в стандартной непрерывной, переменной непрерывной или интервальной нагрузке. Эксперимент включен в учебную программу предмета "Физическая культура" в разделы: легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол), лыжная подготовка. В разработанной методике приоритет отдавался упражнениям на развитие скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств, общий объем которых составил 77, 1 %. В контрольной группе, занимающейся на уроках физической культуры по общей методике, силовая и скоростная подготовка занимала не более 50 % от общего числа проводимых занятий. По результатам эксперимента было выявлено, что в среднем за одно занятие учащиеся обеих групп выполняли порядка 12-16 различных физических упражнений. Авторами отмечено, что разработанная и экспериментально обоснованная методика может применяться в школах в качестве основных и дополнительных занятий по физической культуре, а также при составлении программно-нормативных документов для учебно-тренировочного в рамках физического воспитания учащихся средних классов.
15. Статья из журнала
bookCover
Ананьев, В. Н. (доктор медицинских наук; профессор; Российская академия наук. Институт медико-биологических проблем).
Психологические механизмы увеличения мышечной доминанты академика А. А. Ухтомского / В. Н. Ананьев, Н. Я. Прокопьев, А. М. Дуров. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 5-7. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 7 (13 назв.). - 1 фот., 2 табл.
Авторы: Ананьев, В. Н., Прокопьев, Н. Я., Дуров, А. М.
Ключевые слова: принцип доминанты, доминанта Ухтомского, Ухтомского доминанта, физическая работоспособность студентов, сила мышц кисти, физическая доминанта, мышечная доминанта, увеличение мышечной доминанты, тестирование студентов, студенты вузов, тюменские студенты, психологические механизмы увеличения физической работоспособности, психологические механизмы увеличения мышечной доминанты, увеличение физической работоспособности студентов, студенты юношеского возраста, студенты-юноши, юноши-студенты, юношеский возраст, тестирование физической работоспособности, внушение силы студентам, словесное внушение, поверхностное гипнотическое воздействие, гипнотическое воздействие, увеличение силы мышц кисти, нейрофизиологические механизмы, повышение физической работоспособности, доминанта силы, тест PWC170, PWC170 тест, мышцы кисти
Рубрики: Физическая культура и спорт
Медико-биологические основы физического воспитания
Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - изучить психологические механизмы увеличения физической работоспособности студентов. Научная работа включала поверхностное гипнотическое внушение студентов юношеского возраста вузов г. Тюмени. Методом случайной выборки в спортивном зале проведено тестирование физической работоспособности у 75 студентов в период с 8 до 11 часов утра до и после внушения по степ тесту PWC170. Доказано, что после внушения увеличение силы доминанты было в большей степени в мышцах, сжимающих кисть (сила увеличилась на 36, 8 %), физическая работоспособность по тесту PWC170 возросла лишь на 6, 42 % (то есть увеличилась в 5, 73 раза меньше, чем сила кисти). Показано, что физическая работоспособность по тесту PWC170 после внушения увеличилась гораздо меньше, чем у мышц кисти, что мы связываем с гораздо большей массой мышц, работающих при тесте PWC170. Доказано, что увеличивать силу мышц более эффективно внушением и самовнушением и необходимо начинать с более мелких групп мышц, например, мышц кисти рук.
16. Статья из журнала
bookCover
Профессиональные требования к освоению дисциплины "Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные игры)" в вузах физкультурно-спортивного профиля / М. В. Зайнетдинов, К. М. Берулава, А. В. Родин, В. П. Губа. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 13-16. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 15-16 (6 назв.). - 1 фот., 1 табл.
Авторы: Зайнетдинов, М. В., Берулава, К. М., Родин, А. В., Губа, В. П.
Ключевые слова: исследования, направления подготовки, подготовка кадров, учебные дисциплины, вузовские дисциплины, дисциплины, вузы, физкультурные вузы, спортивные вузы, вузы физкультурно-спортивного профиля, студенты вузов, студенты-бакалавры, балавры, подготовка бакалавров, физкультурно-спортивное образование, высшее физкультурно-спортивное образование, освоение учебных дисциплин, будущие педагоги-тренеры, педагоги-тренеры, будущие спортивные педагоги, спортивные педагоги, структура деятельности педагогов-тренеров, деятельность педагогов-тренеров, компоненты деятельности педагогов-тренеров
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - теоретически обосновать профессиональные требования к освоению бакалаврами дисциплины "Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные игры) " в вузах физкультурно-спортивного профиля. Отмечается, что процесс подготовки бакалавров по направлению подготовки 49. 03. 04 "Спорт" в условиях динамичного развития видов спорта при организации образовательного процесса основывается на компетентностном подходе. Назначение специалиста и квалификационные требования определяют структуру его деятельности. Выделяют следующие компоненты структуры деятельности педагога-тренера: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, двигательный. Названные компоненты структуры деятельности педагога-тренера и бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 49. 03. 04 "Спорт", в процессе изучения дисциплины "Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные игры) " тесно взаимосвязаны, поскольку системное их единство может привести к высоким результатам профессиональной деятельности. Исходя из этого, предложены модули, разделы и темы, включенные в программу дисциплины "Теория и методика обучения базовым видам спорта (спортивные игры) ", которые обеспечивают эффективное формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих специалистов.
17. Статья из журнала
bookCover
Саламатов, М. Б. (кандидат педагогических наук; доцент; Российский университет спорта "ГЦОЛИФК". Факультет адаптивной физической культуры, рекреации и туризма. Кафедра физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры им. И. М. Саркизова-Серазини).
Программа физической реабилитации женщин 30-35 лет со сколиозом 2-й степени в условиях реабилитационного центра / М. Б. Саламатов, К. Г. Саламатова. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 69-71. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 71 (4 назв.). - 1 фот., 4 табл., 4 рис.
Авторы: Саламатов, М. Б., Саламатова, К. Г.
Ключевые слова: исследования, педагогические эксперименты, физическая реабилитация женщин со сколиозом, реабилитация женщин со сколиозом, женщины со сколиозом, сколиоз женщин, ортопедические заболевания, реабилитационные центры, программы физической реабилитации женщин со сколиозом, показатели соматоскопии, соматоскопия, динамика показателей соматоскопии, динамика показателей подвижности позвоночного столба, показатели подвижности позвоночного столба, подвижность позвоночного столба, динамика показателей статистической выносливости мышц спины, показатели статистической выносливости мышц спины, статистическая выносливость мышц спины, динамика показателей силовой выносливости мышц брюшного пресса, показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса, силовая выносливость мышц брюшного пресса
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Аннотация: Цель исследования - повышение эффективности физической реабилитации женщин 30-35 лет со сколиозом 2-й степени в условиях реабилитационного центра. На основе теоретического анализа по исследуемой проблеме разработана программа физической реабилитации, направленная на изменение деформации позвоночника и грудной клетки, исправление осанки и в целом восстановление здоровья женщин 30-35 лет со сколиозом 2-й степени. Средства и формы, применяемые в программе физической реабилитации, состояли в следующем: утренняя гимнастика, дозированная ходьба, лечебная гимнастика, лечебный массаж, гидрокинезотерапия, механотерапия, аутогенная тренировка, физиотерапия. В исследовании приняли участие восемь женщин в возрасте от 30 до 35 лет с S-образным сколиозом второй степени. В ходе педагогического эксперимента достоверно доказано, что разработанная программа физической реабилитации женщин 30-35 лет со сколиозом 2-й степени является эффективной. Об этом свидетельствует положительная динамика показателей соматоскопии, подвижности позвоночника, статической выносливости мышц спины и силовой выносливости мышц брюшного пресса.
18. Статья из журнала
bookCover
Ситдикова, А. А. (кандидат биологических наук; доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Кафедра адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности (Казань)).
Применение средств двигательно-ориентированной кинезиологии в коррекции нарушений осанки у детей / А. А. Ситдикова, К. П. Романов. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 26. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 26 (1 назв.).
Авторы: Ситдикова, А. А., Романов, К. П.
Ключевые слова: исследования, казанские школы, казанские школьники, татарстанские школы, татарстанские школьники, младшие школьники, младшеклассники, учащиеся младших классов, дети младшего школьного возраста, младший школьный возраст, нарушения осанки, дети с нарушениями осанки, опорно-двигательный аппарат, ОДА, нарушения опорно-двигательного аппарата, педагогические эксперименты, физическое воспитание школьников, школьное физическое воспитание, средства двигательно-ориентированной кинезиологии, двигательно-ориентированная кинезиология, коррекция нарушений осанки, силовая выносливость, комплексы упражнений, уроки физической культуры, школьные уроки физической культуры, профилактика нарушений осанки, занятия физической культурой, тестирование младших школьников
Рубрики: Физическая культура и спорт
Теория и методика физического воспитания
Образование. Педагогика
Теория и методика воспитания
Аннотация: Цель исследования - оценка эффективности применения средств двигательно-ориентированной кинезиологии в коррекции нарушений осанки у детей. В педагогическом эксперименте принимали участие младшие школьники школ г. Казани. Применяемые комплексы упражнений способствуют устранению дисбаланса мышц и связок, снятию излишней нагрузки на позвоночник, коррекции осанки, укреплению мышечного корсета и оказывают общее оздоровительное воздействие на весь организм, что дает основания для широкого внедрения их в практику физического воспитания школьников.
19. Статья из журнала
bookCover
Повышение показателей физической подготовленности и здоровья будущих первокурсников / В. Э. Бельц, Н. А. Петухов, С. Л. Сазанова, А. В. Касимова. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 38-39. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 39 (4 назв.). - 1 фот.
Авторы: Бельц, В. Э., Петухов, Н. А., Сазанова, С. Л., Касимова, А. В.
Ключевые слова: исследования, томские вузы, вузы, высшие учебные заведения, университеты, кафедры вузов, томские студенты, студенты вузов, студенты первых курсов, будущие первокурсники, студенты-первокурсники, первокурсники, абитуриенты, здоровье студентов, здоровье первокурсников, физическая подготовленность студентов, показатели физической подготовленности студентов, заболеваемость студентов, состояние здоровья студентов
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - выявить факторы здоровья и низкой физической подготовленности студентов первого курса вуза. Научный эксперимент выполнен на основании результатов ежегодных комплексных медицинских осмотров и контрольных испытаний первокурсников в сентябре каждого года на кафедре физического воспитания Томского государственного архитектурно-строительного университета в течение последних 20 лет. Проведенный анализ полученных в ходе исследования результатов состояния здоровья и физической подготовленности молодых людей, поступивших на первый курс вуза, за последние 20 лет отражает их неуклонное снижение. Решение проблемы повышения уровня здоровья молодых людей, готовящихся поступать в вузы, и их мотивации на физическую активность авторам видится в улучшении материальной спортивной базы, культивировании видов спорта, развертывании спортизированного физического воспитания в школах, разнообразии стимулов для участия в ВСФСК ГТО и получения значка ГТО, усилении материальной поддержки спортивных тренеров и педагогов.
20. Статья из журнала
bookCover
Фазлеев, Н. Ш. (кандидат педагогических наук; доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; Российский университет кооперации. Казанский кооперативный институт (филиал). Инженерно-технологический факультет. Кафедра физической культуры и спорта (Казань)).
Педагогическая фасилитация как фактор социализации студентов вузов физкультурного профиля / Н. Ш. Фазлеев. - Текст : электронный
// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2022. - № 6. - С. 30-32. - ISSN 1817-4779. - Библиогр.: с. 31-32 (5 назв.). - 1 фот., 2 рис.
Авторы: Фазлеев, Н. Ш.
Ключевые слова: исследования, университеты физической культуры, физкультурные вузы, спортивные вузы, казанские вузы, татарстанские вузы, вузы, высшие учебные заведения, студенты физкультурных вузов, вузы физкультурного профиля, студенты вузов, татарстанские студенты, казанские студенты, кафедры вузов, педагогическая фасилитация, социализация студентов, фасилитация, студенческая молодежь, социализация студенческой молодежи, студенческая молодежь, педагогические эксперименты, занятия физической культурой, студенты первых курсов, первокурсники, студенты-первокурсники, анкетирование студентов
Рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация: Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности методики социализации студенческой молодежи с применением педагогической фасилитации. Разработанная авторская методика включала личные беседы с группами; тренинги на сплочение групп; дружеские матчи по разным видам спорта со студентами других вузов; кураторские часы с выходом преподавателей в студенческое общежитие в формате личных встреч. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты первого курса кафедры "Психология и педагогика" Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, две экспериментальные группы (ЭГ ПиП) и кафедры "Адаптированная физическая культура", две контрольные группы (КГ АФК). Занятия с ЭГ по физической культуре проходили по нетрадиционной инновационной методике сотворчества-фасилитации; студенты КГ занимались по обычной программе. Результаты анкетирования студентов по итогам экспериментальной работы показали, что уровень их социализации при применении методики в ЭГ находится на высоком уровне, в КГ - в основном на низком и среднем. Автором делается вывод о том, что методика педагогической фасилитации является успешной в достижении социализации студентов в современных условиях. В этой связи становится актуальной целесообразность научного обоснования ее функционирования с последующим тиражированием и внедрением в другие высшие образовательные организации физкультурно-спортивной направленности.
12