Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Гришина, Н. В. (Санкт-Петербургский государственный университет).
Человек в отношениях с окружающим миром: Описания контекста / Н. В. Гришина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 22-39. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545. - Библиогр.: с. 37-38 (15 назв.).
Авторы: Гришина, Н. В.
Ключевые слова: социальное бытие личности, социально-психологическое знание, экзистенциальная психология, методологические проблемы, отношения с окружающим миром, социальные отношения, социальные психологи, психология групп
Рубрики: Психология
Психология личности
Социальная психология
Аннотация: Статья посвящена 50-летию создания кафедры социальной психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, одним из важнейших направлений в работе которой была разработка методологических проблем. Стремление к постановке и исследованию фундаментальных вопросов психологии "социального бытия" человека всегда было отличительной чертой направленности деятельности кафедры. Предметом обсуждения в статье является эволюция представлений об отношениях человека с окружающим миром.
2. Статья из журнала
bookCover
Стили реагирования на изменения и восприятие учителями организационной культуры и конфликтов в школе / Т. Ю. Базаров, Е. О. Голынчик, С. А. Липатов, Р. К. Несмеянова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 85–118. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545. - Библиогр.: с. 112-117 (44 назв.).
Авторы: Базаров, Т. Ю., Голынчик, Е. О., Липатов, С. А., Несмеянова, Р. К.
Ключевые слова: образовательное пространство, организационная культура школы, восприятие школьных конфликтов, школьные конфликты, изменения в образовании, реагирование на изменения, стили реагирования, учителя, психология учителя, консервативный стиль, реактивный стиль, инновационный стиль, реализующий стиль, типы организационной культуры
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: Рассказывается о социально-психологическом исследовании, посвященном системному рассмотрению проблемы отношения учителей к изменениям в современной школе на трех уровнях: организационном, межличностном и индивидуально-личностном. Выявлены взаимосвязи стилей реагирования на изменения в восприятии учителями организационной культуры и конфликтов в школе.
3. Статья из журнала
bookCover
Социально-психологический подход в изучении взаимодействия Человек-ИИ: доверие искусственному интеллекту в принятии экономических решений / Т. В. Фоломеева, Е. Д. Садовская, Ф. Н. Винокуров, С. В. Федотова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 40-64. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545. - Библиогр.: с. 60-63 (23 назв.).
Авторы: Фоломеева, Т. В., Садовская, Е. Д., Винокуров, Ф. Н., Федотова, С. В.
Ключевые слова: искусственный интеллект, психологические эксперименты, экономические решения, доверие технологии, экономическое поведение, взаимодействие с искусственным интеллектом, симуляторы, принятие решений, социальное доверие, экономические игры
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: Искусственный интеллект активно внедряется в экономическую жизнь страны в контексте цифровой экономики. Особенности принятия экономических решений с опорой на программы, в основе которых лежит искусственный интеллект становятся исключительно актуальным направлением исследований социальной психологии.
4. Статья из журнала
bookCover
Арестова, О. Н. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
Соотношение эксплицитного и имплицитного уровней презентации ценностей: кросс-культурный аспект / О. Н. Арестова, А. Г. Докучаева, О. В. Митина. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 145-168. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545. - Библиогр.: с. 162-167 (38 назв.).
Авторы: Арестова, О. Н., Докучаева, А. Г., Митина, О. В.
Ключевые слова: русская культура, узбекская культура, ценности культуры, эксплицитный уровень ценностей, имплицитный уровень ценностей, уровни ценностей, межкультурные различия, ценностная сфера, ценности личности, кросс-культурная психология, психология ценностей, ведущие ценности, малозначимые ценности
Рубрики: Психология
Психология личности
Социальная психология
Аннотация: Исследование посвящено культурной специфике ценностной сферы личности, причем с точки зрения ее уровневого - эксплицитного и имплицитного строения. Новизна исследования состоит в обращении к малодоступным и практически неизученным имплицитным уровням презентации ценностей, тогда как большинство работ имеет дело с исключительно экcплицитными уровнями их презентации. Целью исследования является кросс-культурное сопоставление строения ценностной сферы личности с точки зрения имплицитного и эксплицитного ее уровня на примере русской и узбекской культуры.
5. Статья из журнала
bookCover
Романов, Р. В. (Курский государственный медицинский университет).
Переживание дистресса, ассоциированного с образом тела и гендерной идентичностью / Р. В. Романов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 225–244. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545. - Библиогр.: с. 242-244 (16 назв.).
Авторы: Романов, Р. В.
Ключевые слова: дискриминация трансгендеров, дистрессы, образ тела, трансгендерность, гендерное несоответствие, гендерная идентичность, психологический дистресс, трансгендеры
Рубрики: Психология
Медицинская психология
Социальная психология
Аннотация: Исторически статус трансгендерности в классификаторах психических расстройств неоднозначен и обусловлен социокультурными факторами, влияющими на ее восприятие. В последнее время ее рассматривают как вариацию нормы, которая не является психопатологией, но стигматизируется. Отражением переосмысления трансгендерной идентичности стала разработка МКБ-11, применение которой требует исследований. Целью исследования является изучение различий в переживании дистресса, связанного с образом тела и гендерной идентичностью.
6. Статья из журнала
bookCover
Памяти Татьяны Владимировны Фоломеевой (14.07.1966 - 04.09.2022). - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 245–248. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545.
Ключевые слова: ученые-психологи, ученые МГУ, биографии ученых, некрологи, психология экономического поведения, экономическое поведение
Рубрики: Психология
История психологии
Социальная психология
Аннотация: О Татьяне Владимировне Фоломеевой, заслуженном преподавателе Московского университета, доценте кафедры социальной психологии факультета психологии, бессменном заместителе заведующего кафедрой социальной психологии по учебной работе, кандидате психологических наук.
7. Статья из журнала
bookCover
Асланова, М. С. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
Особенности развития математических способностей первоклассников, обучающихся по разным образовательным программам / М. С. Асланова, Д. А. Бухаленкова, А. Н. Сиднева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 119–144. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545. - Библиогр.: с. 137-143 (34 назв.).
Авторы: Асланова, М. С., Бухаленкова, Д. А., Сиднева, А. Н.
Ключевые слова: программы обучения математике, обучение младших школьников, математические способности, младшие школьники, обучение математике в школе
Рубрики: Психология
Социальная психология
Детская психология
Аннотация: Педагогов и исследователей волнует вопрос об условиях и средствах развития математического образования. Наряду с этим не существует единого мнения о том, что представляют собой математические способности, какова их структура и особенности развития. В статье показаны результаты исследования. Дан сравнительный анализ развития математических способностей первоклассников, обучающихся по разным образовательным программам и выявление специфических для каждой программы особенностей.
8. Статья из журнала
bookCover
Марцинковская, Т. Д. (Российский государственный гуманитарный университет).
Научная школа социальной психологии Г. М. Андреевой: Традиции и современность / Т. Д. Марцинковская, Д. А. Хорошилов. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 8-21. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545. - Библиогр.: с. 19-21 (21 назв.).
Авторы: Марцинковская, Т. Д., Хорошилов, Д. А.
Ключевые слова: российские психологи, научные психологические школы, социальные изменения, психология социального познания, методы исторической герменевтики, школы социальной психологии, эпистемология общества, методологический гештальт, социально-психологические концепции
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: В статье раскрываются эпистемологические источники возникновения научной школы Г. М. Андреевой, которая стала и основанием, и триггером развития социальной психологии в Московском университете во второй половине 20 — начале 21 столетий.
9. Статья из журнала
bookCover
Мельникова, О. Т. (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова).
Мультимодальный подход к исследованию городского пространства / О. Т. Мельникова, С. А. Избасарова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 65–84. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545. - Библиогр.: с. 81-83 (22 назв.).
Авторы: Мельникова, О. Т., Избасарова, С. А.
Ключевые слова: мультимодальный подход, фоторепортажи, визуальный анализ, визуальные данные, представления о Москве, городское пространство, анализ нарративов, нарративная психология, нарративы повседневной жизни, качественные методы исследования, повседневная жизнь городов, психологические исследования, восприятие города, теория социального пространства, фотографии, анализ фотографий
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: В контексте развития современного общества визуальная информация является одним из способов коммуникации, что формирует для социальных психологов исследовательский запрос на включение зрительной модальности в анализ для выявления способов и содержания интерпретаций фактов повседневной реальности, которые свойственны людям. В статье раскрыт исследовательский потенциал качественной стратегии исследования, где за счет использования вербальной и визуальной модальностей представляется возможным получить содержательные фактурные данные и описать процесс трансформации представлений о Москве, а также показать глубинные переживания, которые его могут сопровождать. Эмпирической целью исследования является описание содержания представлений о Москве и их трансформации. Эмпирическим объектом исследования являются представления о Москве. Эмпирический предмет исследования - трансформация представлений о городском пространстве Москвы.
10. Статья из журнала
bookCover
Донцов, А. И. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
К 50-летию кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова / А. И. Донцов, О. А. Тихомандрицкая. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 3-7. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545.
Авторы: Донцов, А. И., Тихомандрицкая, О. А.
Ключевые слова: история кафедр психологии, юбилеи кафедр психологии, организаторы кафедр психологии, психология социального познания, теория мотивационно-ценностного единства коллектива, мотивационно-ценностное единство коллектива, этнопсихология, психология межгрупповых отношений, массовое сознание
Рубрики: Психология
История психологии
Социальная психология
Аннотация: Об истории создания и юбилейных мероприятиях, посвященных 50-летию Кафедры социальной психологии Факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
11. Статья из журнала
bookCover
Пономарева, Е. С. (Московский государственный психолого-педагогический университет).
Видеоигры и агрессия: обзор зарубежных исследований / Е. С. Пономарева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 169–199. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545. - Библиогр.: с. 194-199 (32 назв.).
Авторы: Пономарева, Е. С.
Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, игровые расстройства, агрессия, видеоигры, информационные технологии, психология Интернета
Рубрики: Психология
Социальная психология
Аннотация: В настоящее время информационные технологии интенсивно развиваются. Становятся актуальными проблемы, связанные с их воздействием на психическое развитие человека. Один из частных вопросов, интересующих исследователей - это взаимосвязь увлеченности видеоиграми и агрессии. Определены особенности разработки проблемы взаимосвязи увлеченности видеоиграми и агрессивных тенденций в тематических направлениях, которые она затрагивает. Рассмотрены тенденции, касающиеся изучения агрессии в реальной и виртуальной среде (в частности, буллинга и кибербуллинга), расовых и гендерных стереотипов, агрессивных тенденций на фоне игрового расстройства.
12. Статья из журнала
bookCover
Лобанова, Т. Н. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
Анализ мотивационной структуры и трудовых интересов руководителей и сотрудников на удаленной работе / Т. Н. Лобанова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 3. - С. 200–224. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49765545. - Библиогр.: с. 221-224 (26 назв.).
Авторы: Лобанова, Т. Н.
Ключевые слова: постиндустриальная экономика, удаленная работа, трудовые интересы, мотивационный комплекс, структура мотивации, мотивация к труду, психология удаленного труда
Рубрики: Психология
Психология труда
Социальная психология
Аннотация: Информационное общество в начале 20-х годов 21 века столкнулось с новым феноменом социально-трудовой среды - возможностью работать вне офисов, вне рабочих мест и постов. Психология такого труда еще далеко не изучена, нет достаточных данных о его эффективности, продуктивности, а главное - о мотивации работников, для которых такой труд стал возможен и доступен. Цель - проведение анализа мотивационной структуры, а также выделение содержательных характеристик трудовых интересов как сотрудников, так и руководителей, работающих дистанционно (онлайн).