| Найдено документов - 13 | Статьи из журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 6 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2022. - 6 ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Бобылев, Б. Г. (доктор педагогических наук; кандидат филологических наук; Академия труда и социальных отношений).
Филологический анализ художественного текста как наука и искусство в трудах академика Н. М. Шанского = Philological analysis of a literary text as science and art in Academician N. M. Shansky`s works / Борис Геннадьевич Бобылев. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 35-43. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 42-43 (19 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Филологический анализ художественного текста как наука и искусство в трудах академика Н. М. Шанского = Philological analysis of a literary text as science and art in Academician N. M. Shansky`s works / Борис Геннадьевич Бобылев. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 35-43. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 42-43 (19 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Бобылев, Б. Г.
Ключевые слова: филологический анализ текста, медленное чтение, лингвистические миниатюры, рефлектирующее слово, алексия, научное наследие, научные труды, филологическая наука, занимательная лингвистика, русский язык, анализ художественного текста
Рубрики: Языкознание
Лингвистика текста
Лингвистика текста
Аннотация: Характеристика концепции филологического анализа художественного текста, получившей свое обоснование и развитие в трудах академика Николая Михайловича Шанского. Цель статьи – показать связь данной концепции с духовными истоками филологии, с традициями отечественной филологической науки. Отмечается определяющая роль идей ученого в формировании и развитии филологического анализа художественного текста как науки и искусства в отечественной лингвистике, литературоведении и дидактике.
2. Статья из журнала
Приемышева, М. Н. (доктор филологических наук; Институт лингвистических исследований РАН).
Ученый, просветитель, новатор... : (к 100-летию со дня рождения Н. М. Шанского) / Марина Николаевна Приемышева. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 85-92, 2-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 92 (4 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ученый, просветитель, новатор... : (к 100-летию со дня рождения Н. М. Шанского) / Марина Николаевна Приемышева. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 85-92, 2-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 92 (4 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Приемышева, М. Н.
Ключевые слова: лингвисты, история отечественного языкознания, лексикология, русская фразеология, история лексикографии, русский язык, фразеография, история слов, научное наследие, ученые
Рубрики: Языкознание
История языкознания
История языкознания
Аннотация: Краткий обзор тех аспектов научной и творческой деятельности Николая Михайловича Шанского, в которых он выступил как инициатор традиций и новатор. Делается попытка не только всесторонне охарактеризовать наследие ученого как лексиколога, фразеолога, лексикографа, методиста, но и подчеркнуть его новаторство и неоценимый вклад, который он внес в развитие отечественной науки и отечественного образования.
3. Статья из журнала
Шестакова, Л. Л. (доктор филологических наук; Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина).
Учебные словари языка писателей = Educational dictionaries of writers` language / Лариса Леонидовна Шестакова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 63-72. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 71-72 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Учебные словари языка писателей = Educational dictionaries of writers` language / Лариса Леонидовна Шестакова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 63-72. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 71-72 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Шестакова, Л. Л.
Ключевые слова: авторская лексикография, писательская лексикография, лингвисты, учебные словари языка писателей, толковые словари, глоссарии, словари-комментарии, учебные авторские словари, словники, словарные статьи, лексикографическая критика, учебные писательские словари
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Русский язык
Аннотация: Рассматривается круг вопросов, связанных с такой разновидностью словарей, как учебные словари языка писателей, или учебные авторские словари. Актуальность работы обусловлена факторами, которые исследователи определяют через понятия "кризис культуры чтения", "обеднение словарного запаса учащихся". Материалом для анализа послужил корпус учебных писательских словарей, включающий издания второй половины XX – первых десятилетий XXI в.
4. Статья из журнала
Бондаренко, М. А. (кандидат педагогических наук; профессор; Академия труда и социальных отношений).
Уроки по Шанскому: потенциал наследия Н. М. Шанского в решении задач, стоящих перед современным учителем русского языка / Марина Анатольевна Бондаренко. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 12-24, 3-я с обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 23-24 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Уроки по Шанскому: потенциал наследия Н. М. Шанского в решении задач, стоящих перед современным учителем русского языка / Марина Анатольевна Бондаренко. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 12-24, 3-я с обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 23-24 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Авторы: Бондаренко, М. А.
Ключевые слова: преподавание русского языка, обучение русскому языку, уроки русского языка, этимология, словообразование, научное наследие, научно-популярные труды, проектная деятельность, занимательная лингвистика, анализ художественного текста
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Предлагается рассматривать научные и научно-популярные труды Николая Михайловича Шанского как источник, который современный учитель русского языка может использовать с целью формирования интереса обучающихся к изучению русского языка, развития исследовательских навыков, умения выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при разработке проектно-исследовательских заданий. Представлены задания, содержание которых базируется на идеях и сведениях, нашедших отражение в трудах Шанского.
5. Статья из журнала
Тематический указатель статей, опубликованных в журнале "Русский язык в школе" в 2022 году. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 102-104. - ISSN 0131-6141.
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 102-104. - ISSN 0131-6141.
Ключевые слова: русский язык, тематические указатели, указатели, статьи, журналы, библиографические списки, педагогические журналы, периодические издания
Рубрики: Литература универсального содержания
Библиографические пособия
Библиографические пособия
Аннотация: Перечень статей, опубликованных в журнале "Русский язык в школе" в 2022 году. Информация сгруппирована по рубрикам журнала.
6. Статья из журнала
Маркова, Е. М. (доктор филологических наук; профессор; Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина).
Русская фразеология в аспекте учения Н. М. Шанского = Russian phraseology in the context of N. M. Shansky`s teachings / Елена Михайловна Маркова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 53-62. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 61-62 (20 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Русская фразеология в аспекте учения Н. М. Шанского = Russian phraseology in the context of N. M. Shansky`s teachings / Елена Михайловна Маркова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 53-62. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 61-62 (20 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Маркова, Е. М.
Ключевые слова: русская фразеология, фразеология, лингвисты, научное наследие, классификации фразеологизмов, русский язык, фразеологическое наследие
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Анализ фразеологических воззрений Николая Максимовича Шанского, его понимания фразеологических единиц, многоаспектного описания фразеологического фонда русского языка, классификаций фразеологизмов по разным основаниям: с точки зрения структуры, происхождения, стилистической маркированности. Обоснована актуальность учения Шанского в наши дни.
7. Статья из журнала
Воителева, Т. М. (доктор педагогических наук; профессор; Московский государственный областной университет).
Родное слово как воплощение народного духа = Native word as the embodiment of the national spirit / Татьяна Михайловна Воителева. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 7-11. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 11 (5 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Родное слово как воплощение народного духа = Native word as the embodiment of the national spirit / Татьяна Михайловна Воителева. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 7-11. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 11 (5 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Воителева, Т. М.
Ключевые слова: преподавание русского языка, обучение русскому языку, русский язык, родное слово, национальная языковая картина мира, фразеологизмы, малые жанры фольклора, лингвокультурные концепты, культурно-историческое наследие, лингвисты, русский родной язык, формирование языковой личности
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Рассматриваются основы содержания школьного курса русского языка (русского родного языка), связанного с формированием у обучающихся понимания родного слова как инструмента познания национальной картины мира. Определены лексические единицы, способствующие формированию ценностного отношения обучающихся к родному языку: фразеологизмы, малые жанры фольклора (загадки, пословицы и поговорки), и их роль в формировании языковой личности. Охарактеризовано понятие лингвокультурного концепта и представлены особенности его анализа.
8. Статья из журнала
Шутан, М. И. (доктор педагогических наук; профессор; Нижегородский институт развития образования).
О междисциплинарном подходе к изучению концептов в школе = On an interdisciplinary approach to studying concepts at school / Мстислав Исаакович Шутан. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 25-34. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 34 (5 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
О междисциплинарном подходе к изучению концептов в школе = On an interdisciplinary approach to studying concepts at school / Мстислав Исаакович Шутан. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 25-34. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 34 (5 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Шутан, М. И.
Ключевые слова: преподавание русского языка, концепт Слог, обучение русскому языку, уроки русского языка, концепты, слог, лексическое значение слов, слова-концепты, лингвостилистический анализ, междисциплинарность, лексическая работа, идентификация авторов, 11 класс, лингвистика, литературоведение, изучение концептов
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: На примере учебного занятия, посвященного работе с концептом "слог", раскрывается сущность междисциплинарного подхода, предполагающего ослабление границ между предметами в рамках образовательного процесса. Этот концепт создает условия для реализации принципа междисциплинарности, потому что, во-первых, он входит в терминологические системы как лингвистики, так и литературоведения. Во-вторых, работа с ним невозможна без актуализации лингвостилистических понятий, общих для этих двух филологических наук – лингвистики и литературоведения.
9. Статья из журнала
Никитин, О. В. (доктор филологических наук; профессор; Московский государственный областной университет).
Международный научный семинар "Славистика на перекрестке эпох: от А. Х. Востокова и А. Ф. Гильфердинга до А. А. Шахматова и О. Брока" / Олег Викторович Никитин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 97-98. - ISSN 0131-6141.
Международный научный семинар "Славистика на перекрестке эпох: от А. Х. Востокова и А. Ф. Гильфердинга до А. А. Шахматова и О. Брока" / Олег Викторович Никитин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 97-98. - ISSN 0131-6141.
Авторы: Никитин, О. В.
Ключевые слова: международные научные семинары, научные семинары, славистика, ученые, филологи
Рубрики: Языкознание
История языкознания
Общее языкознание
История языкознания
Общее языкознание
Аннотация: Краткая информация о международном научном семинаре "Славистика на перекрестке эпох: от А. Х. Востокова и А. Ф. Гильфердинга до А. А. Шахматова и О. Брока", который проходил на базе Петрозаводского государственного университета 22 декабря 2021 года.
10. Статья из журнала
Черникова, Н. В. (доктор филологических наук; профессор; Мичуринский государственный аграрный университет).
Композиционно-смысловая структура сложного синтаксического целого в "Стихотворениях в прозе" И. С. Тургенева = The compositional and semantic structure of a complex syntactic unity in "Poems in Prose" by I. S. Turgenev / Наталия Владимировна Черникова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 44-52. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 52 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 2 табл.
Композиционно-смысловая структура сложного синтаксического целого в "Стихотворениях в прозе" И. С. Тургенева = The compositional and semantic structure of a complex syntactic unity in "Poems in Prose" by I. S. Turgenev / Наталия Владимировна Черникова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 44-52. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 52 (7 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 2 табл.
Авторы: Черникова, Н. В.
Ключевые слова: циклы стихотворений, лирические миниатюры, сложные синтаксические целые, русские писатели, композиционно-смысловая структура, межфразовые средства связи, средства межфразовой связи, сложное синтаксическое целое
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Русская литература XIX в.
Аннотация: Описание сложных синтаксических целых (ССЦ) как единиц текста, входящих в состав лирических миниатюр "Воробей" и "Голуби" из цикла "Стихотворения в прозе" Ивана Сергеевича Тургенева. В процессе использования структурно-семантического, сравнительно-сопоставительного и описательно-аналитического методов определяются и описываются композиционно-смысловая структура сложных синтаксических целых, их функционально-смысловая организация; выявляются лексические, лексико-грамматические и грамматические средства межфразовой связи в составе ССЦ.
11. Статья из журнала
Зеленин, А. В. (доктор филологических наук).
Жизненные циклы суффикса -ость- в русском языке = The life cycles of the suffix -ost`- in Russian : (перечитывая Н. М. Шанского) / Александр Васильевич Зеленин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 73-84. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 82-84 (27 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Жизненные циклы суффикса -ость- в русском языке = The life cycles of the suffix -ost`- in Russian : (перечитывая Н. М. Шанского) / Александр Васильевич Зеленин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 73-84. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 82-84 (27 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Зеленин, А. В.
Ключевые слова: старославянский язык, современный русский язык, статистические данные, конкуренция суффиксов, язык русской эмиграции, детский язык, язык художественной литературы, неологизмы, окказионализмы, суффикс -ость, имена существительные, кандидатские диссертации
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Грамматика
Русский язык
Грамматика
Аннотация: Попытка представить развитие, конкретизацию и детализацию идей, высказанных Николаем Михайловичем Шанским, а также систематизировать существующие количественные замеры дериватов на -ость в разные исторические эпохи.
12. Статья из журнала
Колгушкина, Н. В. (доктор филологических наук; профессор; Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина).
V Международная научно-практическая конференция "Традиции И. И. Срезневского в русской лексикологии и лексикографии XXI века. К 210-летию со дня рождения академика И. И. Срезневского" / Нина Васильевна Колгушкина, Олег Викторович Никитин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 99-101. - ISSN 0131-6141.
V Международная научно-практическая конференция "Традиции И. И. Срезневского в русской лексикологии и лексикографии XXI века. К 210-летию со дня рождения академика И. И. Срезневского" / Нина Васильевна Колгушкина, Олег Викторович Никитин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 99-101. - ISSN 0131-6141.
Авторы: Колгушкина, Н. В., Никитин, О. В.
Ключевые слова: научно-практические конференции, международные конференции, русская лексикология, русская лексикография, русские филологи, русские слависты
Рубрики: Языкознание
История языкознания
Общее языкознание
История языкознания
Общее языкознание
Аннотация: Информация о 5 международной научно-практической конференции "Традиции И. И. Срезневского в русской лексикологии и лексикографии XXI века. К 210-летию со дня рождения академика И. И. Срезневского".
13. Статья из журнала
Никитин, О. В. (доктор филологических наук; профессор; Петрозаводский государственный университет).
[Рецензия] / Олег Викторович Никитин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 93-96. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Источники по исторической лексикологии русского языка / Л. Ю. Астахина. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2021. - 492 с.
[Рецензия] / Олег Викторович Никитин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 6. - С. 93-96. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Источники по исторической лексикологии русского языка / Л. Ю. Астахина. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2021. - 492 с.
Авторы: Никитин, О. В.
Ключевые слова: рецензии, историческая лексикология, лексикология русского языка, источники, монографии
Рубрики: Языкознание
История языкознания
История языкознания