Сортировать по:
1. Статья из журнала
Феоктистова, Ю. С. (аспирант).
Формирование социальной ответственности и социально ответственного поведения у младших умственно отсталых школьников. Сообщ. 2 / Ю. С. Феоктистова, Л. С. Медникова. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 5. - С. 17-26. - Библиогр.: с. 26 (5 назв.). - 2 рис., 2 табл.
Авторы:Феоктистова, Ю. С., Медникова, Л. С.
Ключевые слова:младшие школьники, умственная отсталость, ответственность, ответственное поведение, экспериментальное обучение, социальное взаимодействие, метод моделирования ситуаций социального взаимодействия
Рубрики:Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация:Статья знакомит с программой и результатами экспериментального обучения, направленного на формирование социальной ответственности и социально ответственного поведения у младших школьников с умственной отсталостью. Представленные данные свидетельствуют о положительной динамике в проявлениях формируемых качеств у детей экспериментальных групп. Подчеркивается значимость опоры при обучении на социальный опыт ребенка, продуктивность использования метода моделирования ситуаций социального взаимодействия, а также роль педагогов и родителей в развитии у детей такого сложного личностного образования как социальная ответственность.
Поиск:Источник
2. Статья из журнала
Уклонская, Д. В. (кандидат педагогических наук; доцент).
Современные подходы к восстановлению речи при приобретенных расстройствах внешнего оформления высказывания у взрослых: курс на пререабилитацию / Д. В. Уклонская. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 5. - С. 70-79. - Библиогр.: с. 78-79 (16 назв.).
Авторы:Уклонская, Д. В.
Ключевые слова:восстановление вербальной коммуникации, логопедическое воздействие, пререабилитация, речевая реабилитация, нарушения внешнего оформления высказывания, исследования
Рубрики:Психология
Медицинская психология
Аннотация:В статье изложены современные подходы к речевой реабилитации взрослых с нарушениями внешнего оформления высказывания после хирургического лечения опухолей головы и шеи. Определена роль специалистов психолого-педагогического звена и необходимость взаимодействия с другими участниками реабилитационного процесса. Особое внимание уделяется ранней помощи и пререабилитации, позволяющей прогнозировать постоперационные сложности до операции, проводить превентивное педагогическое воздействие для скорейшего облегчения постоперационных функциональных нарушений.
Поиск:Источник
3. Статья из журнала
Шулекина, Ю. А. (кандидат педагогических наук; старший преподаватель).
Понимание учебного текста младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи: специфика формирования системы смысловой обработки текстовой информации. Ч. 1 / Ю. А. Шулекина. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 5. - С. 61-69. - Библиогр.: с. 68-69 (10 назв.). - 3 табл., рис.
Авторы:Шулекина, Ю. А.
Ключевые слова:младшие школьники, смысловое восприятие речи, речевые нарушения, понимание текста, учебные тексты, поликодовые тексты, учебники, учащиеся с речевыми нарушениями, диагностический инструментарий, экспериментальные исследования
Рубрики:Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация:В статье приводятся новейшие данные о процессах восприятия и понимания учебного текста, полученные на основе диагностической технологии, предназначенной для выявления у учащихся с тяжелыми нарушениями речи трудностей чтения учебника. Через оценку структуры, взаимодействия и динамики показателей восприятия и понимания учебного текста описана специфика формирования системы смысловой обработки текстовой информации, характерная для детей с речевыми нарушениями, обучающихся в массовой школе. Обозначены предпосылки для интеграционного и дифференцированного обучения детей с разными речевыми возможностями в условиях традиционного образовательного процесса.
Поиск:Источник
4. Статья из журнала
Одинокова, Г. Ю. (кандидат педагогических наук; старший научный сотрудник).
Первичный консультативный прием семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ в дистанционном формате: анализ практики / Г. Ю. Одинокова, А. В. Павлова. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 5. - С. 49-60. - Примеч. в сносках. - Библиогр.: с. 58-60 (10 назв.).
Авторы:Одинокова, Г. Ю., Павлова, А. В.
Ключевые слова:дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, ранняя помощь, консультирование семьи, дистанционные первичные консультации, команда специалистов, онлайн-консилиумы, ребенок раннего возраста с ОВЗ, ребенок младенческого возраста с ОВЗ, коррекционная помощь
Рубрики:Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация:Данный материал является результатом осмысления двухлетнего опыта проведения онлайн-консилиумов с семьями детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ФГБНУ "ИКП РАО". Статья раскрывает возможности первичного дистанционного консультирования семьи. Описана процедура проведения онлайн-консультации командой специалистов. Показано, что при грамотной организации и четком понимании целей и задач, данная форма работы является эффективным инструментом при оказании ранней коррекционной помощи семьям и их детям.
Поиск:Источник
5. Статья из журнала
Филатова, Ю. О (доктор педагогических наук; доцент).
Возможности применения современного диагностического инструментария для изучения нарушений плавности речи у дошкольников с заиканием. Сообщ. 1 / Ю. О. Филатова, А. М. Антипова. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 5. - С. 36-48. - Примеч. - 2 прил. - Библиогр.: с. 44-47 (22 назв.). - 2 табл., рис.
Авторы:Филатова, Ю. О, Антипова, А. М.
Ключевые слова:эволюционное заикание, заикание, невротические формы, неврозоподобные формы, диагностика, неплавность речи, физиологические показатели, патологические показатели, технология Вандербилдта, Вандербилдта технология, профилактика заикания, степень выраженности заикания, исследования, результаты исследований
Рубрики:Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация:Целью исследования явилось изучение показателей неплавности речи в монологических высказываниях дошкольников с невротической (n=5) и неврозоподобной формами заикания (n=15) и без речевых нарушений (n=20) с помощью диагностической технологии Вандербилдта. Определен параметр, позволяющий с высокой степенью достоверности выявлять заикание и уточнять степень выраженности нарушения плавности речи у дошкольников с заиканием. Применение объективного диагностического инструментария позволило обнаружить качественно неоднородные показатели неплавности речи у дошкольников в зависимости от клинической формы заикания, уточнить степень выраженности заикания, а также выявить детей группы риска появления заикания для оказания им профилактической помощи по предупреждению возникновения нарушений плавности речи.
Поиск:Источник
6. Статья из журнала
Никольская, О. С. (доктор психологических наук; профессор).
Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи / О. С. Никольская. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 5. - С. 3-16. - Библиогр.: с. 14-16 (27 назв.).
Авторы:Никольская, О. С.
Ключевые слова:расстройства аутистического спектра, аутизм, детский аутизм, трудности дифференциальной диагностики, первазивность проблем психического развития, логика аутистического дизонтогенеза, специфика коррекционной помощи при аутизме, коррекционная помощь, психологическая помощь
Рубрики:Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация:В статье обсуждаются причины и характер современного кризиса в понимании клинической и психологической специфики расстройств аутистического спектра, все чаще рассматривающихся как конгломерат вариаций, различных по биологическим предпосылкам, проявлению нарушений и требующейся помощи. Анализируются причины трудностей дифференциальной диагностики и формирования целостного представления о нарушениях психического развития при аутизме. Показывается, что обращение к традициям отечественной дефектологии способствует отграничению аутистических расстройств от иных проблем развития, выявлению особой логики аутистического дизонтогенеза и специфики коррекционной помощи при аутизме. Как основной фактор, определяющий целостность и уникальность картины аутистических расстройств, рассматривается патологическое изменение отношений между "аффектом" и "интеллектом", ведущее к системному искажению в развитии психических функций ребенка. Обосновывается необходимость психологической помощи, направленной на нормализацию смысловых основ отношений ребенка с окружением, вне которой усилия по коррекции развития его психических функций не имеют практического значения. В качестве основного условия их нормализации и сближения траектории психического развития ребенка с нормотипической выделяется восстановление и развитие его эмоциональной общности с близким взрослым.
Поиск:Источник
7. Статья из журнала
Валявко, С. М. (кандидат психологических наук; доцент).
Антиципационная состоятельность и ее влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Сообщ. 2 / С. М. Валявко, Ю. Ю. Макагонова. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 5. - С. 27-35. - Библиогр.: с. 34-35 (9 назв.). - 3 табл.
Авторы:Валявко, С. М., Макагонова, Ю. Ю.
Ключевые слова:антиципация, прогностическая деятельность, антиципационная состоятельность, агрессивное поведение, саморегуляция, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, корреляционные связи, интеркорреляции, исследования, критерий Манна-Уитни, Манна-Уитни критерий
Рубрики:Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация:Представлен интерпретационный анализ взаимосвязей (интеркорреляций) между различными параметрами агрессивного поведения дошкольников и их возможностью осуществлять прогнозирование. Дети с нормальным развитием речи в дошкольном возрасте, различаясь в способности к прогнозированию собственной деятельности, могут строить предположение о развитии социальной ситуации и ее последствиях на основе накопленного коммуникативного опыта. Эти различия в генеральной совокупности дошкольников считаются относительно стабильными на протяжении жизни, и рассматривались нами в качестве одного из предикторов развития экстернализирующих проблем. В сравниваемых группах дошкольников выявлены различия как в показателях прогностической деятельности, так и в уровнях агрессивного поведения. Показан также характер взаимосвязи самооценки, ценностных ориентаций с характеристиками прогностической деятельности.
Поиск:Источник