Найдено документов - 10 | Статьи из журнала: Вестник Московского университета. Серия 14, Психология : научный журнал. № 2 / учредитель: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет психологии МГУ. - Москва, 2022... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Сысоева, Т. А. (Психологический институт Российской академии образования).
Что дети делают онлайн? Результаты исследований цифровых практик современных школьников / Т. А. Сысоева, С. В. Ярошевская. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 155-173. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 168-173 (85 назв.).
Что дети делают онлайн? Результаты исследований цифровых практик современных школьников / Т. А. Сысоева, С. В. Ярошевская. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 155-173. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 168-173 (85 назв.).
Авторы: Сысоева, Т. А., Ярошевская, С. В.
Ключевые слова: цифровые практики, школьники, цифровая среда, цифровые технологии, онлайн-среда, офлайн-среда, цифровые практики школьников, поведение в цифровой среде, гибридные среды, повседневность подростков
Рубрики: Психология
Детская психология
Вычислительная техника
Интернет
Детская психология
Вычислительная техника
Интернет
Аннотация: Использование цифровых устройств и интернета является неотъемлемой характеристикой современной повседневности, делая "цифровизированной" ситуацию развития детей. Существует не так много работ, изучающих специфику, виды и содержание цифровых практик школьников, и вопросы о том, что и почему дети делают онлайн, часто подменяются вопросами о том, как это "что-то" связано с различными характеристиками благополучия, когнитивными и личностными особенностями. Рассмотрены исследования последних лет, в которых делается акцент на практики современных школьников в различных цифровых средах.
2. Статья из журнала
Социальное конструирование гендерных особенностей образа инвалида (по материалам контент-анализа статей СМИ) / В. С. Собкин, Г. Д. Емелин, З. Г. Николаева [и др.]. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 174-191. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 187-190 (22 назв.).
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 174-191. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 187-190 (22 назв.).
Авторы: Собкин, В. С., Емелин, Г. Д., Николаева, З. Г., Савченко, Н. Л., Яковлева, М. А.
Ключевые слова: личностные характеристики, инвалиды, гендерно-ролевые стереотипы, социальное конструирование инвалидности, социальные взаимодействия, СМИ, средства массовой информации, контент-анализ статей, мужчины-инвалиды, женщины-инвалиды, образы инвалидов
Рубрики: Психология
Социальная психология
Социальная психология
Аннотация: СМИ играют важную роль в процессе социального конструирования образа инвалидности. Создаваемый образ, в свою очередь, влияет на формирование ценностных ориентаций и поведенческих установок у читателя по отношению к инвалидам. Отдельной проблемой является недифференцированность инвалидов по полу в большинстве новостных статей. В связи с этим возникает вопрос о наличии описания гендерных особенностей инвалидов в тех статьях, где их пол указывается. Представлен контент-анализ текстов новостных статей с целью выявления гендерных особенностей социального конструирования образа инвалида в аспектах поведения, социального взаимодействия и личностных характеристик.
3. Статья из журнала
Попова, Р. Р. (Казанский федеральный университет).
Российская адаптация опросника "Многомерная Оценка Интероцептивного Осознавания" (MAIA-R) / Р. Р. Попова, О. Г. Лопухова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 223-248. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 240-243 (21 назв.).
Российская адаптация опросника "Многомерная Оценка Интероцептивного Осознавания" (MAIA-R) / Р. Р. Попова, О. Г. Лопухова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 223-248. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 240-243 (21 назв.).
Авторы: Попова, Р. Р., Лопухова, О. Г.
Ключевые слова: психометрические характеристики, валидность опросника, опросники, интероцептивное осознавание, диагностика осознавания, саморегуляция спортсмена
Рубрики: Психология
Психические процессы и состояния
Психические процессы и состояния
Аннотация: Рассказывается об исследовании, которое связано с проблемой дефицита психодиагностического инструментария, позволяющего операционализировать понятие "интероцептивное осознавание". Интероцептивное осознавание является аспектом телесного осознавания, сфокусировано на сенсорных телесных процессах, связанных с состоянием внутренней среды организма, и играет важную роль в регуляции эмоциональных состояний. Для операционализации данного понятия была осуществлена валидизация русскоязычной версии опросника "The Multidimensional Assessment of Interoceptive Awareness" (MAIA), названная "Многомерная оценка интероцептивного осознавания" (MAIA-R). Целью исследования явились проверка психометрических характеристик MAIA-R и его стандартизация.
4. Статья из журнала
Васильева, И. В. (Тюменский государственный университет).
Ресурсная субъектность обских угров в условиях экстремальных социальных вызовов / И. В. Васильева, А. В. Миронов, О. В. Булатова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 32-50. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 45-49 (24 назв.).
Ресурсная субъектность обских угров в условиях экстремальных социальных вызовов / И. В. Васильева, А. В. Миронов, О. В. Булатова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 32-50. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 45-49 (24 назв.).
Авторы: Васильева, И. В., Миронов, А. В., Булатова, О. В.
Ключевые слова: обские угры, студенты вузов, субъектность человека, психологические ресурсы, психологическая аккультурация студентов, пандемия СOVID, субъектность студента, ресурсная субъектность, мотивационно-побуждающие ресурсы, рефлексивно-чувственные ресурсы, ресурсы самоподдержки, копинг-стратегии
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология личности
Аннотация: Выявлены особенности ресурсной субъектности у студентов из числа коренных малочисленных народов Севера - обских угров, обучающихся при разных образовательных моделях в условиях экстремальных социальных вызовов. Сравнительный анализ студентов - представителей обских угров, обучающихся по традиционной образовательной технологии и по индивидуальным образовательным траекториям, выявил различия в параметрах ресурсов планирования. Сравнение студентов - представителей обских угров со студентами, идентифицирующих себя по национальному признаку как русских, показал, что значимые различия наблюдаются только по ресурсам реализации и достижений (копинг-стратегиям).
5. Статья из журнала
Бухаленкова, Д. А. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
Опыт применения методики CLASS для оценки качества образовательной среды детского сада / Д. А. Бухаленкова, О. В. Алмазова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 128-152. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 146-151 (29 назв.).
Опыт применения методики CLASS для оценки качества образовательной среды детского сада / Д. А. Бухаленкова, О. В. Алмазова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 128-152. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 146-151 (29 назв.).
Авторы: Бухаленкова, Д. А., Алмазова, О. В.
Ключевые слова: ECERS-R, CLASS, качество образовательной среды, дошкольный возраст, детские сады, образовательная среда детского сада, оценка качества образовательной среды, методика оценки качества
Рубрики: Психология
Детская психология
Детская психология
Аннотация: Качество дошкольного образования имеет огромное значение для последующей адаптации и успешности школьного обучения. Имеющийся в арсенале отечественных психологов инструментарий оценки качества образовательной среды детского сада с большим массивом накопленных данных - методика ECERS-R - в большей степени нацелен на оценку материально-предметного обустройства дошкольного образовательного учреждения и характера взаимодействия ребенка со средой (в том числе социальной). При этом недостаточное внимание уделяется оценке эмоционального климата взаимодействий учащихся со взрослым и оценке того, насколько предлагаемое обучение находится в зоне ближайшего развития ребенка. Для восполнения выявленного дефицита была проведена работа по началу адаптации другого инструмента оценки качества образовательной среды - методики CLASS, основанной на идеях Л. С. Выготского об оптимальном построении учебного процесса.
6. Статья из журнала
Цзюй, Ю. (Хэйлунцзянский университет (Харбин)).
Обзор истории китайской психологии / Ю. Цзюй, М. О. Матвеев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 3-31. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 28-30 (20 назв.).
Обзор истории китайской психологии / Ю. Цзюй, М. О. Матвеев. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 3-31. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 28-30 (20 назв.).
Авторы: Цзюй, Ю., Матвеев, М. О.
Ключевые слова: современная китайская психология, марксизм, китайская философия, периодизация китайской психологии, сознание, китайская психология, традиционная китайская психология, история китайской психологии, древняя китайская психология, китайская культурная революция, статус китайской психологии, терминосистемы китайской психологии, базовые терминосистемы, советская психология, китайские психологи
Рубрики: Психология
История психологии
История психологии
Аннотация: В статье представлена история развития китайской психологии в различные исторические периоды, а также рассказывается о результатах исследований психологии в различные периоды в Китае. Авторы пытаются разделить базовые термины "китайская психология" и "психология в Китае".
7. Статья из журнала
Баянова, Л. Ф. (Психологический институт Российской академии образования).
Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития / Л. Ф. Баянова, Д. Г. Хаматвалеева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 51-72. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 66-71 (48 назв.).
Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития / Л. Ф. Баянова, Д. Г. Хаматвалеева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 51-72. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 66-71 (48 назв.).
Авторы: Баянова, Л. Ф., Хаматвалеева, Д. Г.
Ключевые слова: исполнительные функции, игры, творческое мышление, навыки 21 века, психология развития, креативность личности, гештальтпсихология
Рубрики: Психология
Психология личности
Психология творчества
Психология личности
Психология творчества
Аннотация: Развитие творческого мышления в детском возрасте имеет огромное значение как ресурс дальнейшей самореализации личности. Изучение механизмов формирования творческого мышления является одной из перманентно развивающихся направлений в психологии. В современных условиях во всем мире показатель креативности как навыка XXI века выступает индикатором качества образовательной среды, что подтверждает высокую степень социального запроса на изучение психологии творческого мышления. В статье дан обзор современных эмпирических исследований зарубежных ученых о развитии творческого мышления в детском возрасте, проведенных за последние годы.
8. Статья из журнала
Шайгерова, Л. А. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
Культурное опосредование идентичности цифрового поколения: перспективы анализа интернет-активности и социальных медиа / Л. А. Шайгерова, Р. С. Шилко, О. В. Ваханцева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 73-107. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 96-107 (85 назв.).
Культурное опосредование идентичности цифрового поколения: перспективы анализа интернет-активности и социальных медиа / Л. А. Шайгерова, Р. С. Шилко, О. В. Ваханцева. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 73-107. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 96-107 (85 назв.).
Авторы: Шайгерова, Л. А., Шилко, Р. С., Ваханцева, О. В.
Ключевые слова: глубинный анализ данных, большие данные, этнокультурный контекст, культурное опосредование, психическое развитие личности, цифровое поколение, цифровые субъекты, Я-виртуальное, идентичность цифрового поколения, интернет-активность, социальные медиа, онлайн-идентичность, этнокультурные аспекты идентичности, онлайн-поведение, психическое здоровье
Рубрики: Психология
Социальная психология
Социальная психология
Аннотация: Интернет и социальные медиа критически важны для когнитивного и личностного развития современных детей и молодежи. Многочисленные и часто противоречивые результаты исследований их интернет-активности требуют систематизации и обобщения, анализа возможностей и ограничений применяемых методов изучения онлайн-идентичности, в особенности набирающих популярность методов анализа больших данных (big data), потенциал которых зачастую необоснованно превозносится, однако их использование в социальных и психологических исследованиях остается все еще неоднозначным, в том числе в связи с этическими проблемами, например, вторжением в частную жизнь посредством сбора личных данных пользователей, особенно когда речь идет о детях и подростках, а также сомнениями в их объективности, достоверности и точности. Авторами сделан обзор исследований в данной области, который состоит в анализе и структурировании существующих представлений о роли культуры в развитии идентичности в цифровом обществе и систематизации накопленных в разных этнокультурных контекстах посредством традиционных и инновационных методов исследования эмпирических данных о влиянии интернет-активности и деятельности в социальных медиа на развитие идентичности "цифрового субъекта".
9. Статья из журнала
Вартанова, И. И. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова).
Возрастная специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов школьной мотивации / И. И. Вартанова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 108-127. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 123-126 (28 назв.).
Возрастная специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов школьной мотивации / И. И. Вартанова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 108-127. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 123-126 (28 назв.).
Авторы: Вартанова, И. И.
Ключевые слова: учебная деятельность, личность, возрастные особенности детей, смысл, старшеклассники, эмоции, школьная мотивация, эмоциональный компонент мотивации, понятийный компонент мотивации, мотивация учебной деятельности, возрастная психология
Рубрики: Психология
Психология деятельности
Детская психология
Психология деятельности
Детская психология
Аннотация: Работа посвящена изучению возрастных и половых особенностей взаимосвязи эмоционального отражения старшеклассниками объектов-ценностей школьной жизни и осознание ими причин необходимости школьного обучения (мотивировок).
10. Статья из журнала
Смирнова, Я. К. (Алтайский государственный университет).
Айтрекинг исследования использования разных форм инструкции в обучении детей с нарушением слуха / Я. К. Смирнова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 192-222. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 215-222 (47 назв.).
Айтрекинг исследования использования разных форм инструкции в обучении детей с нарушением слуха / Я. К. Смирнова. - Текст : электронный
// Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2022. - № 2. - С. 192-222. - ISSN 0201-7385. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=49448544. - Библиогр.: с. 215-222 (47 назв.).
Авторы: Смирнова, Я. К.
Ключевые слова: совместное внимание, окуломоторная активность, айтрекер, окулография, кохлеарная имплантация, нарушение слуха, атипичное развитие, дошкольный возраст, возрастное развитие личности, обучение, социальное познание, объединенное внимание, социальное внимание, совместное внимание
Рубрики: Психология
Детская психология
Социальная психология
Детская психология
Социальная психология
Аннотация: Статья посвящена анализу использования метода регистрации движения глаз для изучения процессов обучения детей с нарушением слуха. На основании данных глазодвигательной активности выделяются трудности, препятствующие обучению детей с нарушением слуха, что способствует обнаружению эффективных способов обучения. Отдельным исследовательским вопросом является поиск эффективного использования разных форм подачи инструкции.