| Найдено документов - 13 | Статьи из журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 5 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2022. - 6 ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
Романов, Д. А. (доктор филологических наук; профессор; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого).
Пути развития отечественной словесности и формирование стиля романтической критики в статьях А. А. Бестужева-Марлинского : (к 225-летию со дня рождения) / Дмитрий Анатольевич Романов. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 42-52, 2-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 51-52 (15 назв.).
Пути развития отечественной словесности и формирование стиля романтической критики в статьях А. А. Бестужева-Марлинского : (к 225-летию со дня рождения) / Дмитрий Анатольевич Романов. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 42-52, 2-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 51-52 (15 назв.).
Авторы: Романов, Д. А.
Ключевые слова: русские писатели, публицистика, литературная критика, критика, стиль, лексика, критические работы, сравнение, русский романтизм, романтический историзм, метафоры, окказионализмы, патетика, романтическая критика
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Русская литература XIX в.
Аннотация: Дается целостное рассмотрение стиля основных литературно-критических статей крупнейшего представителя русского романтизма Александра Александровича Бестужева-Марлинского. В фокус исследовательского внимания попадают наблюдения критика над развитием отечественной литературы и языка, а также индивидуальный стиль автора.
2. Статья из журнала
Салтыкова, А. А. (кандидат филологических наук; Московский городской педагогический университет).
Основные подходы к описанию планируемых результатов по русскому языку в Московской электронной школе = The main approaches to the description of planned learning outcomes in the Russian language adopted in Moscow Electronic School / Анастасия Александровна Салтыкова, Наталья Валерьевна Володько, Ксения Валерьевна Яновская. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 7-20. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 19-20 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 3 табл.
Основные подходы к описанию планируемых результатов по русскому языку в Московской электронной школе = The main approaches to the description of planned learning outcomes in the Russian language adopted in Moscow Electronic School / Анастасия Александровна Салтыкова, Наталья Валерьевна Володько, Ксения Валерьевна Яновская. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 7-20. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 19-20 (8 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 3 табл.
Авторы: Салтыкова, А. А., Володько, Н. В., Яновская, К. В.
Ключевые слова: преподавание русского языка, обучение русскому языку, планируемые результаты, деятельностный подход, предметные результаты, таксономия планируемых результатов, обобщенный способ действия, исследовательский метод обучения, таксономия образовательных целей, рефлексивные результаты, интернет-платформы, методики SMART, русский язык, SMART методики, SMART-цели, государственные образовательные стандарты, основное общее образование
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Представлены основные подходы к формулированию планируемых предметных результатов по русскому языку для сервиса "Планируемые результаты" Московской электронной школы с учетом принципов постановки SMART-цели и требований к предметным результатам, нашедших отражение в новом федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
3. Статья из журнала
Димитриева, О. А. (кандидат филологических наук; Институт славяноведения РАН).
Метафорическое осмысление жизненного пути и поиска смысла жизни в романе В. Пелевина "Непобедимое Солнце" = Metaphorical understanding of the life path and the search for the meaning of life in V. Pelevin`s novel "The Invincible Sun" / Ольга Альбертовна Димитриева. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 68-76. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 75-76 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Метафорическое осмысление жизненного пути и поиска смысла жизни в романе В. Пелевина "Непобедимое Солнце" = Metaphorical understanding of the life path and the search for the meaning of life in V. Pelevin`s novel "The Invincible Sun" / Ольга Альбертовна Димитриева. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 68-76. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 75-76 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Димитриева, О. А.
Ключевые слова: русские писатели, романы, компаративные тропы, метафоры, сравнение, семантика, лексика, метафорическое осмысление жизни, поиск смысла жизни
Рубрики: Литературоведение
Современная русская литература
Современная русская литература
Аннотация: Изучение метафор и сравнений в романе Виктора Олеговича Пелевина "Непобедимое Солнце".
4. Статья из журнала
Тошович, Б. (профессор; Институт славистики имени Карла и Франца (Австрия)).
Мартобрь/я = Martobr`/ya (Marchober/of Marchober) / Бранко Тошович. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 90-96. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 96 (4 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Мартобрь/я = Martobr`/ya (Marchober/of Marchober) / Бранко Тошович. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 90-96. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 96 (4 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Тошович, Б.
Ключевые слова: дериват мартобрь, дериваты, окказионализмы, словообразование, криолизмы, экспрессия, мартобрь, мартобря, дериват мартобря
Рубрики: Языкознание
Лексикология
Лексикология
Аннотация: Предметом анализа является дериват мартобрь/я, состоящий из двух корневых морфем: март- и -брь (связанных инфиксом -о-). Данный окказионализм можно отнести к сложению основ по аббревиатурному типу – к модели словообразования, построенной на базе соединения двух равноправных единиц с помощью интерфикса -о-: целого слова и усеченного второго, причем с усечением начального компонента. Дериват мартобрь/я используется как сильный экспрессив не только в художественной литературе, но и в текстах о политике, экономике, искусстве.
5. Статья из журнала
Пацюкова, О. А. (доктор филологических наук; Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина).
Идиоматичность семантики отсубстантивных существительных с суффиксом -ник- = The idiomatic semantics of nouns derived from substantives with the suffix -nik- / Ольга Алексеевна Пацюкова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 77-83. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 82-83 (9 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Идиоматичность семантики отсубстантивных существительных с суффиксом -ник- = The idiomatic semantics of nouns derived from substantives with the suffix -nik- / Ольга Алексеевна Пацюкова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 77-83. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 82-83 (9 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Авторы: Пацюкова, О. А.
Ключевые слова: идиоматичность, производные слова, производящие слова, лексическое значение, дополнительные семантические компоненты, словообразовательный формант, словообразовательный тип, суффикс -ник, отсубстантивные существительные, идиоматичность семантики, семантическая идиоматичность, суффиксы
Рубрики: Языкознание
Грамматика
Лексикология
Грамматика
Лексикология
Аннотация: Системное описание семантической идиоматичности на материале отсубстантивных имен существительных с суффиксом -ник-.
6. Статья из журнала
Яблоков, Е. А. (доктор филологических наук; Институт славяноведения РАН).
Игрушки живые и мертвые: концепт игры в повести А. С. Грина "Алые паруса" = Alive and dead toys: the concept of a game in A. S. Grin`s novella "Scarlet Sails" / Евгений Александрович Яблоков. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 60-67. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 67 (6 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Игрушки живые и мертвые: концепт игры в повести А. С. Грина "Алые паруса" = Alive and dead toys: the concept of a game in A. S. Grin`s novella "Scarlet Sails" / Евгений Александрович Яблоков. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 60-67. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 67 (6 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Яблоков, Е. А.
Ключевые слова: русские писатели, повести, тема игры, система персонажей, мотив, игра, игрушки, концепт игры
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Русская литература XX в.
Аннотация: Концепт игры выполняет структурообразующую функцию в системе персонажей и касается не только главных, но и второстепенных действующих лиц в повести Александра Грина "Алые паруса". Тема игры получает развитие в сюжете произведения и образное воплощение в деталях, формирующих художественный мир текста.
7. Статья из журнала
Ускова, И. В. (кандидат педагогических наук; Институт стратегии развития образования РАО).
Домашняя учебная работа по русскому языку: векторы обновления = Homework in Russian: trajectories of updating / Ирина Владимировна Ускова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 21-28. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 27-28 (6 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Домашняя учебная работа по русскому языку: векторы обновления = Homework in Russian: trajectories of updating / Ирина Владимировна Ускова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 21-28. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 27-28 (6 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - табл.
Авторы: Ускова, И. В.
Ключевые слова: преподавание русского языка, обучение русскому языку, домашняя учебная работа, домашние задания, основная школа, проектирование домашней учебной работы, самостоятельная учебная деятельность, самостоятельная работа, русский язык
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Освещение проблемы изменения подходов к проектированию домашней учебной работы по русскому языку в основной школе с учетом современных требований к преподаванию, зафиксированных в действующих в Российской Федерации нормативно-правовых документах. Цель исследования – показать векторы обновления домашней работы по русскому языку в основной школе, способствующие повышению качества изучения учебного предмета "Русский язык" и уровня учебной мотивации школьников.
8. Статья из журнала
Цейтлин, С. Н. (доктор филологических наук; профессор; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена; Институт лингвистических исследований РАН).
Детские речевые инновации = Children`s speech innovations / Стелла Наумовна Цейтлин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 36-41. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 40-41 (12 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Детские речевые инновации = Children`s speech innovations / Стелла Наумовна Цейтлин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 36-41. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 40-41 (12 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы: Цейтлин, С. Н.
Ключевые слова: детские речевые инновации, языковые лакуны, речевой инпут, словообразовательные инновации, формообразовательные инновации, лексико-семантические инновации, языковая система ребенка, детская этимология, речь детей, речевое развитие ребенка, детская речь
Рубрики: Языкознание
Психолингвистика
Грамматика
Психолингвистика
Грамматика
Аннотация: Представлена типология детских речевых инноваций с позиции языковой нормы.
9. Статья из журнала
Бусарева, С. Г-кызы (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского).
Графический искусственный язык эмодзи на образовательно-просветительском сайте "Arzamas" = The emoji graphic artificial language on the educational website "Arzamas" / Сабина Гадир-кызы Бусарева. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 84-89. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 88-89 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 2 рис.
Графический искусственный язык эмодзи на образовательно-просветительском сайте "Arzamas" = The emoji graphic artificial language on the educational website "Arzamas" / Сабина Гадир-кызы Бусарева. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 84-89. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 88-89 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 2 рис.
Авторы: Бусарева, С. Г-кызы
Ключевые слова: язык эмодзи, эмодзи, поликодовые тексты, мнемоника, художественные тексты, лингвистика текста, прагматика, графические искусственные языки, образовательно-просветительские сайты, поликодовые художественные тексты
Рубрики: Языкознание
Русский язык
Искусственные языки
Русский язык
Искусственные языки
Аннотация: Выявление специфики взаимодействия элементов естественного языка (русский язык) и искусственного языка (эмодзи) в поликодовом художественном тексте – одном из актуальных объектов анализа в теории коммуникации, лингвистике текста, лингвопрагматике, теории речевых жанров.
10. Статья из журнала
Фролова, Е. А. (кандидат филологических наук; Московский педагогический государственный университет).
Гармония природного мира в творчестве В. К. Арсеньева: лингвостилистический анализ путевого романа "По Уссурийскому краю" : (к 150-летию со дня рождения) / Елена Александровна Фролова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 53-59, 3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 59 (7 назв.).
Гармония природного мира в творчестве В. К. Арсеньева: лингвостилистический анализ путевого романа "По Уссурийскому краю" : (к 150-летию со дня рождения) / Елена Александровна Фролова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 53-59, 3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 59 (7 назв.).
Авторы: Фролова, Е. А.
Ключевые слова: русские писатели, романы, гармония природного мира, путевые романы, лингвостилистический анализ, гармоничный мир природы, языковые средства, мир природы, метафоры, сравнение
Рубрики: Литературоведение
Русская литература XX в.
Русская литература XX в.
Аннотация: Анализ языковых средств создания гармоничного мира природы в романе Владимира Клавдиевича Арсеньева "По Уссурийскому краю".
11. Статья из журнала
Сульниченко, В. Н. (кандидат педагогических наук; Крымская академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации (г. Евпатория)).
Алгоритмическая технология овладения лексико-семантическими и грамматическими нормами употребления местоимений = Algorithmic technology of mastering the lexico-semantic and grammatical norms of pronominal usage. Part 1. The contextual-substitutional function of pronouns. Ч. 1. Контекстуально-заместительная функция местоимений / Владимир Николаевич Сульниченко. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 29-35. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Окончание следует. - Библиогр.: с. 35 (5 назв.). - схемы.
Алгоритмическая технология овладения лексико-семантическими и грамматическими нормами употребления местоимений = Algorithmic technology of mastering the lexico-semantic and grammatical norms of pronominal usage. Part 1. The contextual-substitutional function of pronouns. Ч. 1. Контекстуально-заместительная функция местоимений / Владимир Николаевич Сульниченко. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 29-35. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Окончание следует. - Библиогр.: с. 35 (5 назв.). - схемы.
Авторы: Сульниченко, В. Н.
Ключевые слова: преподавание русского языка, обучение русскому языку, алгоритмы, местоимения, лексико-грамматические нормы, уроки русского языка, грамматические нормы, 6 класс, культура речи, заместительная семантическая функция, именные части речи, контекстуальные связи местоимений, контекстуально-заместительная функция
Рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация: Показан процесс изучения заместительной семантической функции местоимений, которая выражается в контекстуально-ситуативной конкретизации значений именных частей речи. В процессе частично-поисковой и самостоятельной работы учащиеся рассматривают такие предложения, в которых контекстуальные связи местоимений и именных частей речи установлены правильно или нарушены.
12. Статья из журнала
Пранцова, Г. В. (кандидат педагогических наук; профессор; Пензенский государственный университет).
[Рецензия] / Галина Васильевна Пранцова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 97-101. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Чтение. Энциклопедический словарь / под редакцией Ю. П. Мелентьевой. - Москва: Наука РАН, 2021. - 448 с. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 101 (2 назв.).
[Рецензия] / Галина Васильевна Пранцова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 97-101. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Чтение. Энциклопедический словарь / под редакцией Ю. П. Мелентьевой. - Москва: Наука РАН, 2021. - 448 с. - Подстроч. примеч. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 101 (2 назв.).
Авторы: Пранцова, Г. В.
Ключевые слова: рецензии, энциклопедические издания, энциклопедические словари, чтение
Рубрики: Литература универсального содержания
Справочные издания
Справочные издания
13. Статья из журнала
Шутан, М. И. (доктор педагогических наук; профессор; Пензенский государственный университет).
[Рецензия] / Мстислав Исаакович Шутан. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 102-104. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики / Н. Л. Мишатина. - Санкт-Петербург: Книжный дом, 2022. - 304 с.
[Рецензия] / Мстислав Исаакович Шутан. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 5. - С. 102-104. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики / Н. Л. Мишатина. - Санкт-Петербург: Книжный дом, 2022. - 304 с.
Авторы: Шутан, М. И.
Ключевые слова: рецензии, монографии, методическая лингвоконцептология, лингвистическое образование, антропопрактики, читательская грамотность, образовательный процесс
Рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика обучения
Теория и методика обучения