Выбор БД
Сортировать по:
1. Статья из журнала
bookCover
Шулекина, Ю. А. (кандидат педагогических наук; старший преподаватель).
Разработка диагностического инструментария для оценки трудностей восприятия и понимания учебного текста у учащихся с речевыми нарушениями / Ю. А. Шулекина. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 3. - С. 22-32. - Библиогр.: с. 32 (9 назв.). - 6 табл., 2 рис.
Авторы: Шулекина, Ю. А.
Ключевые слова: младшие школьники, смысловое восприятие речи, речевые нарушения, понимание текста, учебные тексты, учебная деятельность, учащиеся с речевыми нарушениями, диагностический инструментарий, экспериментальные исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Проблема понимания учебного текста младшими школьниками с речевыми нарушениями освещена недостаточно, во многом, из-за отсутствия адекватного диагностического инструментария в методическом арсенале школьных учителей и специалистов сопровождения. В настоящей статье представлена специальная технология конструирования опросника для выявления трудностей восприятия и понимания учебного текста у детей с речевыми нарушениями, обучающимися в общеобразовательной школе. Описаны этапы ее разработки и результаты практической апробации.
2. Статья из журнала
bookCover
Нурлыгаянов, И. Н. (кандидат психологических наук; доцент).
Психолого-педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью. Сообщ. 1 / И. Н. Нурлыгаянов, Е. Н. Соломина. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 3. - С. 43-52. - Библиогр.: с. 52 (14 назв.). - 2 табл.
Авторы: Нурлыгаянов, И. Н., Соломина, Е. Н.
Ключевые слова: умственная отсталость, психолого-педагогические трудности, дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, психические состояния, обучающиеся, образование, исследования, результаты исследований
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлена попытка эмпирическим путем изучить психолого-педагогические затруднения умственно отсталых обучающихся в условиях образования с применением дистанционных технологий. По результатам проведенного исследования выделена структура психических состояний у обучающихся, включающая такие обобщенные факторы, как "блокировка волевой активности", "когнитивная индифферентность", "враждебность", "истощение", а также раскрыта иерархия состояний. Проведенный контент-анализ ответов учителей, показал важную роль индивидуального подхода в организации образовательного процесса. Определены группы психолого-педагогических трудностей, связанные с материально-техническим обеспечением, семейными факторами, психофизиологическими особенностями обучающихся, с использованием технического оборудования, сложностью реализации традиционных подходов и приемов обучения школьников с умственной отсталостью. Представлен обобщенный опыт в нахождении способов решения затруднений, а также в оценке результатов деятельности обучающихся.
3. Статья из журнала
bookCover
Коробейников, И. А.
Психолого-педагогическая диагностика развития произвольного поведения и деятельности у детей с нарушениями зрения / И. А. Коробейников, О. Г. Болдинова. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 3. - С. 12-21. - Библиогр.: с. 20-21 (21 назв.). - 2 рис., табл.
Авторы: Коробейников, И. А., Болдинова, О. Г.
Ключевые слова: нарушения зрения, слепые дети, слабовидящие дети, произвольное поведение, психолого-педагогическая диагностика, диагностический протокол наблюдения, деятельность ребенка с нарушениями зрения, деятельностные подходы, категории и показатели произвольного поведения
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены содержание и структура психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей и уровней развития произвольного поведения и деятельности детей с нарушениями зрения первого года обучения. Выявленные специфические особенности поведения связываются с характером регулятивных универсальных учебных действий у слепых и слабовидящих детей на начальном этапе школьного обучения.
4. Статья из журнала
bookCover
Кудрина, Т. П. (кандидат педагогических наук; старший научный сотрудник).
Особые образовательные потребности слепых детей первых лет жизни: от понимания механизма нарушения психического развития к конкретизации содержания психолого-педагогической работы / Т. П. Кудрина. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 3. - С. 3-11. - Библиогр.: с. 10-11 (18 назв.).
Авторы: Кудрина, Т. П.
Ключевые слова: особые образовательные потребности, слепые дети, младенческий возраст, ранний возраст, общение, коммуникативные действия взрослого, транслирующие действия взрослого, условия развития и образования, исследования
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассматривается понятие "особые образовательные потребности" применительно к слепым детям младенческого и раннего возрастов, которые согласно "Закону об образовании в Российской Федерации" и ФГОС ДО являются субъектами образования. Представлен взгляд на предпосылки благополучного психического развития детей первых лет жизни и успешного решения ими образовательных задач как на систему условий, способствующих предупреждению или преодолению трудностей в присвоении культурного опыта при слепоте. Конкретизируются пути удовлетворения особых образовательных потребностей слепых детей младенческого и раннего возрастов.
5. Статья из журнала
bookCover
Дудьев, В. П. (кандидат педагогических наук; доцент).
Особенности психомоторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза / В. П. Дудьев. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 3. - С. 60-69. - Библиогр.: с. 69 (19 назв.). - табл.
Авторы: Дудьев, В. П.
Ключевые слова: дети с ЗПР, задержка психического развития, психомоторика, психомоторное развитие, общая моторика, уровневая организация движений, движение
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования психомоторики дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза. Раскрыты особенности их общей моторики в количественных и качественных показателях. Осуществлен анализ результатов исследования с позиций уровневого подхода, сформулированы выводы.
6. Статья из журнала
bookCover
Иванова, Е. И. (кандидат психологических наук).
Модель организации профориентационной работы с обучающимися с нарушениями зрения основной школы в урочной деятельности посредством освоения предметной области "Технология" / Е. А. Иванова. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 3. - С. 70-78. - Библиогр.: с. 77-78 (13 назв.). - рис.
Авторы: Иванова, Е. И.
Ключевые слова: модель организации профориентационной работы, обучающиеся с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, межпрофессиональные навыки, начальные профессиональные навыки, специальные компетенции, профориентационная работа, инвариантные модули, вариативные модули, межпредметные связи, обучающиеся с нарушениями зрения основной школы.
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: В статье описана модель организации профориентационной работы при реализации предметной области "Технология", обеспечивающая овладение школьниками с нарушениями зрения на уровне основного общего образования межпрофессиональными и начальными профессиональными навыками; показаны возможности реализации данной модели, охарактеризован ее потенциал в создании условий для профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями зрения, выбора ими профессии и построения успешной карьеры.
7. Статья из журнала
bookCover
Кинаш, Е. А. (кандидат педагогических наук; доцент).
Изучение готовности к овладению грамотой у первоклассников с умеренной умственной отсталостью / Е. А. Кинаш. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 3. - С. 33-42. - Библиогр.: с. 41-42 (21 назв.). - 2 рис.
Авторы: Кинаш, Е. А.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, умеренная умственная отсталость, младшие школьники, овладение грамотой, процедура обследования, протоколы, анкетирование, результаты, условия, организация, методы
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Представлены результаты исследования начального этапа обучения элементарной грамоте первоклассников с умеренной умственной отсталостью; описана методика педагогического обследования школьников по выявлению предпосылок к овладению грамотой, включающая критерии оценки результатов; выявлены уровни готовности к овладению чтением и письмом у школьников изучаемой категории; сделаны выводы о наличии у них предпосылок к овладению грамотой на начальном этапе обучения.
8. Статья из журнала
bookCover
Набокова, Л. А. (кандидат педагогических наук; доцент).
Дистанционное инклюзивное обучение студентов с нарушениями слуха английскому языку: использование сценической коммуникации для развития речевых навыков / Л. А. Набокова, С. Д. Линдунен. - Текст : непосредственный
// Дефектология. - 2022. - № 3. - С. 53-59. - Библиогр.: с. 59 (6 назв.).
Авторы: Набокова, Л. А., Линдунен, С. Д.
Ключевые слова: инклюзивное обучение, дистанционное обучение, студенты с нарушениями слуха, обучение английскому языку, иностранные языки, обучение иностранным языкам, сценическая коммуникация
Рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Аннотация: Рассматриваются проблемы организации дистанционных занятий по иностранному языку со студентами с нарушениями слуха, обучающимися в инклюзивной студенческой группе. Предлагаются цифровые инструменты для работы с данной категорией студентов в условиях виртуальной аудитории. Представлено описание и результаты эксперимента по применению технологии сценической коммуникации в дистанционном формате как средства дополнительной мотивации и развития речевых навыков при обучении английскому языку студентов с нарушениями слуха.