Сортировать по:
1. Статья из журнала
Грязнова, А. Т. (кандидат филологических наук; профессор; Московский педагогический государственный университет).
Языковые механизмы смыслообразования в стихотворении О. Мандельштама "Дворцовая площадь" = The sense-making mechanisms in O. Mandelstam`s poem "Palace Square" / Анна Тихоновна Грязнова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 36-43. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 42-43 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы:Грязнова, А. Т.
Ключевые слова:лингвопоэтический анализ, когнитивный подход, стихотворения, смыслообразование, вертикальный контекст, метафтонимия, русские поэты, анализ стихотворений
Рубрики:Литературоведение
Русская литература XX в.
Поэтика
Аннотация:С когнитивных позиций анализируется механизм смыслообразования, главным инструментом создания которого в стихотворении Осипа Мандельштама "Дворцовая площадь" является вертикальный контекст.
Поиск:Источник
2. Статья из журнала
Маринченко, И. А. (кандидат филологических наук; Департамент образовательных технологий в русской и зарубежной филологии; Дальневосточный федеральный университет).
Стилистические приемы использования звукоподражательной лексики в произведениях Виталия Бианки = The stylistic devices of using onomatopoeic words in Vitaly Bianki`s works / Ирина Александровна Маринченко, Елена Васильевна Васильева. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 50-55. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 55 (8 назв.).
Авторы:Маринченко, И. А., Васильева, Е. В.
Ключевые слова:детские писатели, фоносемантика, звукоподражательная лексика, звукоподражательное слово, звукоподражание, ономатопы, стилистические приемы, детская художественная литература, сказки, рассказы
Рубрики:Литературоведение
Детская литература
Аннотация:Выявление стилистико-функциональной специфики использования ономатопов в рассказах и сказках Виталия Бианки.
Поиск:Источник
3. Статья из журнала
Зеленин, А. В. (доктор филологических наук; Университет Тампере (Финляндия)).
Синтаксическая аномалия: "от слова совсем" = Syntactic anomaly: "ot slova sovsem" ("from the phrase at all") / Александр Васильевич Зеленин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 67-77. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 75-77 (21 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы:Зеленин, А. В.
Ключевые слова:фразеосхемы, аграмматизмы, экспрессивный синтаксис, аксиологическая амбивалентность, парцеллированные конструкции, от слова совсем, социолект, компьютерно-опосредованная коммуникация, медиа
Рубрики:Языкознание
Социолингвистика
Русский язык
Аннотация:Представлен комплексный социолингвистический и экспрессивно-синтаксический анализ выражения "от слова совсем", распространившегося в русском языке с начала 21 века. Компьютерный сленг – возможный источник возникновения фразеосхемы, ее полевая структура: ядро (от слова) и периферия (совсем). Высказывается гипотеза о возможности рассмотрения данной модели как аграмматизма и парцеллированной конструкции.
Поиск:Источник
4. Статья из журнала
Сульниченко, В. Н. (кандидат педагогических наук; Крымская академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации).
Роль алгоритмов в повышении эффективности процесса изучения местоимений в VI классе: семантический и грамматико-орфографический аспекты = The role of algorithms in enhancing the effectiveness of studying pronouns in the 6th form: the semantic and grammatical-orthographic aspects. Part 1. Lexicogrammatical classes of pronouns and their correlation with the nominal parts of speech. Ч. 1. Лексико-грамматические разряды местоимений и их соотнесенность с именными частями речи / Владимир Николаевич Сульниченко. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 26-35. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Окончание следует. - Библиогр.: с. 35 (5 назв.). - табл., схемы.
Авторы:Сульниченко, В. Н.
Ключевые слова:преподавание русского языка, обучение русскому языку, грамматические алгоритмы, местоимения, лексико-грамматические разряды местоимений, уроки русского языка, правописание местоимений, 6 класс, морфологические нормы, грамматические признаки, части речи
Рубрики:Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация:Показана роль алгоритмов в повышении эффективности процесса изучения местоимений в школе. Рассматривается соотнесенность лексико-грамматических разрядов местоимений с именными частями речи – существительными, прилагательными и числительными. Анализируются грамматические признаки, склонение и правописание местоимений, разбираются основные случаи правописания и употребления местоимений с предлогами.
Поиск:Источник
5. Статья из журнала
Ерохина, Е. Л. (доктор педагогических наук; Московский педагогический государственный университет).
Развитие письменной речи учащихся: методический потенциал аналитических заданий = Learners` written language development: the methodological potential of analytical tasks / Елена Ленвладовна Ерохина. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 7-13. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 12-13 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - рис.
Авторы:Ерохина, Е. Л.
Ключевые слова:преподавание русского языка, русский язык, обучение русскому языку, аналитические задания, коммуникативные умения, развитие письменной речи, невербальные компоненты коммуникации, письменная речь, учебные предметы, речевая деятельность, риторический подход, сочинения
Рубрики:Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация:Рассматриваются методические условия достижения планируемых результатов по учебному предмету "Русский язык" в части обучения школьников созданию письменных текстов, анализу и оцениванию собственных и чужих речевых высказываний с точки зрения коммуникативной задачи, ситуации и условий общения.
Поиск:Источник
6. Статья из журнала
Черникова, Н. В. (доктор филологических наук; профессор; Мичуринский государственный аграрный университет).
Психолого-педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов на дисциплинах речеведческого цикла = The psycho-pedagogical conditions for the formation of students` professional and communicative competence in the course of teaching speech-oriented disciplines (from the author`s teaching experience) : (из опыта работы) / Наталия Владимировна Черникова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 78-86. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 85-86 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 2 табл.
Авторы:Черникова, Н. В.
Ключевые слова:высшая школа, профессионально-коммуникативные компетенции, психолого-педагогические условия, коммуникативная личность, профессиональные идеалы, коммуникативно-когнитивный подход, речеведческие дисциплины, дисциплины речеведческого цикла, педагогический опыт
Рубрики:Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Аннотация:Обоснована необходимость создания психолого-педагогических условий для формирования профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся вуза на дисциплинах речеведческого цикла. В их числе: понимание профессионального идеала как личностная, внутренняя мотивация обучения; использование коммуникативно-когнитивного подхода; ориентация на поэтапное формирование коммуникативной личности.
Поиск:Источник
7. Статья из журнала
Иванова, О. Е. (кандидат филологических наук; Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН).
Правописание наречий: старые и новые вопросы = Spelling of adverbs: old and new issues (from the materials of the academic description of Russian spelling) : (из материалов академического описания русской орфографии) / Ольга Евгеньевна Иванова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 56-66. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 64-66 (23 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы:Иванова, О. Е.
Ключевые слова:наречия, написание наречий, правила орфографии, академическое описание русской орфографии, критерии орфографического правила, предложно-падежные сочетания, слитное написание наречий, правописание наречий, раздельное написание наречий, русская орфография
Рубрики:Языкознание
Грамматика
Аннотация:Обсуждение некоторых традиционных и новых вопросов, касающихся правил правописания наречий.
Поиск:Источник
8. Статья из журнала
Никитин, О. В. (доктор филологических наук; профессор; Московский государственный областной университет).
Национальная научная конференция "Русское слово в научной парадигме XXI века" = National scientific conference "The Russian Word in the scientific paradigm of the XXI century" / Олег Викторович Никитин. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 101-102. - ISSN 0131-6141.
Авторы:Никитин, О. В.
Ключевые слова:национальные конференции, российское языкознание, современная лексикология, педагогический опыт
Рубрики:Общее языкознание
Языкознание
Аннотация:Информация о работе национальной научной конференции "Русское слово в научной парадигме XXI века".
Поиск:Источник
9. Статья из журнала
Маслова, М. В. (Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ А. М. Кузьмина (г. Тамбов)).
Интонационно-звуковая интерпретация диалогических фрагментов поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" на уроках русского языка = Intonational and sound interpretation of dialogic fragments in N. V. Gogol`s poem "Dead Souls" in the Russian language lessons / Марина Валентиновна Маслова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 14-25. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 24-25 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч.
Авторы:Маслова, М. В.
Ключевые слова:русский язык, обучение русскому языку, преподавание русского языка, аудирование, интонационно-звуковая интерпретация, диалогические фрагменты, речевой план авторов, речевой план персонажей, чтецкая деятельность, чтение, русские писатели, поэмы, уроки русского языка, обучение чтению, обучение аудированию
Рубрики:Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация:Выявляется противоречие между предметными результатами обучения аудированию и чтению и реальными показателями совершенствования рецептивных умений у подростков и предлагается взаимосвязанно обучать этим видам речевой деятельности посредством метода интонационно-звуковой интерпретации текста. Использованы анализ теоретических источников, содержательный анализ научных понятий, методы конкретизации и моделирования чтецкой деятельности, метод абстрагирования. Подробно иллюстрируется работа с диалогическими фрагментами поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души".
Поиск:Источник
10. Статья из журнала
Антонова, Л. Г. (доктор педагогических наук; профессор; Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова).
Всероссийская научно-методическая конференция "Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе" ("Лебедевские чтения") = The all-Russia scientific and methodological conference "The topical issues of studying language and literature at school and at university" ("Lebedev`s readings") / Любовь Геннадьевна Антонова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 103-104. - ISSN 0131-6141.
Авторы:Антонова, Л. Г.
Ключевые слова:всероссийские конференции, научно-методические конференции, преподавание русского языка, преподавание литературы, педагогический опыт
Рубрики:Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Методика преподавания учебных предметов
Аннотация:Краткая информация о всероссийской научно-методической конференции "Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе" ("Лебедевские чтения"), которая состоялась 29-30 октября 2021 года в Ярославском государственном университете имени П. Г. Демидова.
Поиск:Источник
11. Статья из журнала
XIV Международная научная конференция "Языковые категории и единицы: синтагматический аспект" / Елена Алексеевна Абрамова, Марина Васильевна Пименова, Евгений Юрьевич Рыкин, Ольга Ивановна Соколова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 99-100. - ISSN 0131-6141.
Авторы:Абрамова, Е. А., Пименова, М. В., Рыкин, Е. Ю., Соколова, О. И.
Ключевые слова:международные конференции, научные конференции, русский язык, педагогические институты, лингвистика, филологи
Рубрики:Языкознание
Общее языкознание
Аннотация:28-30 сентября 2021 года во Владимирском государственном университете состоялась 14 Международная научная конференция "Языковые категории и единицы: синтагматический аспект", посвященная 120-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Николая Николаевича Прокоповича.
Поиск:Источник
12. Статья из журнала
Болотнова, Н. С. (доктор филологических наук; профессор; Томский государственный педагогический университет).
[Рецензия] / Нина Сергеевна Болотнова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 96-98. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Методика овладения аналитико-синтетическими умениями в контексте культуры на уроках русского языка и во внеурочной деятельности / Л. А. Ходякова. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. - 214 с.
Авторы:Болотнова, Н. С.
Ключевые слова:рецензии, монографии, уроки русского языка, внеурочная деятельность, аналитико-синтетические умения, культуроориентированные занятия, школьное образование
Рубрики:Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Поиск:Источник
13. Статья из журнала
Каверина, В. В. (доктор филологических наук; профессор; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова).
"Российская грамматика" М. В. Ломоносова – первый свод правил русского правописания / Валерия Витальевна Каверина. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 87-95, 3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. англ. - Библиогр.: с. 93-95 (26 назв.).
Авторы:Каверина, В. В.
Ключевые слова:история русского письма, русская орфография, правила правописания, узус, русские ученые, кодификация русского письма, орфографические нормы, грамматика, российская грамматика
Рубрики:Языкознание
История языкознания
Аннотация:На основании анализа изданий "Российской грамматики" 1757 и 1765 г. рассмотрена орфографическая программа Михаила Васильевича Ломоносова и конкретные правила правописания, изложенные в грамматическом сочинении. Прослеживается влияние ломоносовских правил на орфографическую практику 18–19 столетий и труды последователей великого ученого.
Поиск:Источник
14. Статья из журнала
Фролова, Е. А. (кандидат филологических наук; Московский педагогический государственный университет).
"...и все начать сначала": лингвостилистический анализ стихотворения Ю. Д. Левитанского "Была зима, как снежный перевал..." : (к 100-летию со дня рождения) / Елена Александровна Фролова. - Текст : непосредственный
// Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 44-49, 2-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 48-49 (9 назв.).
Авторы:Фролова, Е. А.
Ключевые слова:русские поэты, анализ стихотворений, философская лирика, хронотопы, лингвостилистический анализ стихов, зрительное восприятие, антиномия, семы-колоративы, анализ стихов, языковые средства, лирические стихи
Рубрики:Литературоведение
Русская литература XX в.
Аннотация:Анализ языковых средств выражения авторского замысла в стихотворении "Была зима, как снежный перевал... " и на основе их характеристики выявление философской составляющей лирического произведения. Для достижения поставленной цели используется лингвостилистический анализ текста, позволяющий определить роль и функции языковых единиц в раскрытии мировосприятия поэта; с помощью семного анализа устанавливаются средства семантического расширения и преобразования первичных и привычных значений лексических единиц, что оказывается важным для формирования философской составляющей стихотворения.
Поиск:Источник