| Найдено документов - 14 | Статьи из номера журнала: Русский язык в школе : научно-методический журнал. № 1 / учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Наш язык" ; издатель: редакция журнала "Русский язык в школе". - Москва, 2022. - 6 ... | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья из журнала
| Грязнова, А. Т. (кандидат филологических наук; профессор; Московский педагогический государственный университет). Языковые механизмы смыслообразования в стихотворении О. Мандельштама "Дворцовая площадь" = The sense-making mechanisms in O. Mandelstam`s poem "Palace Square" / Анна Тихоновна Грязнова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 36-43. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 42-43 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. | |
| Авторы: | Грязнова, А. Т. |
| Ключевые слова: | лингвопоэтический анализ, когнитивный подход, стихотворения, смыслообразование, вертикальный контекст, метафтонимия, русские поэты, анализ стихотворений |
| Рубрики: | Литературоведение Русская литература XX в. Поэтика |
| Аннотация: | С когнитивных позиций анализируется механизм смыслообразования, главным инструментом создания которого в стихотворении Осипа Мандельштама "Дворцовая площадь" является вертикальный контекст. |
| Поиск: | Источник |
2. Статья из журнала
| Маринченко, И. А. (кандидат филологических наук; Департамент образовательных технологий в русской и зарубежной филологии; Дальневосточный федеральный университет). Стилистические приемы использования звукоподражательной лексики в произведениях Виталия Бианки = The stylistic devices of using onomatopoeic words in Vitaly Bianki`s works / Ирина Александровна Маринченко, Елена Васильевна Васильева. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 50-55. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр.: с. 55 (8 назв.). | |
| Авторы: | Маринченко, И. А., Васильева, Е. В. |
| Ключевые слова: | детские писатели, фоносемантика, звукоподражательная лексика, звукоподражательное слово, звукоподражание, ономатопы, стилистические приемы, детская художественная литература, сказки, рассказы |
| Рубрики: | Литературоведение Детская литература |
| Аннотация: | Выявление стилистико-функциональной специфики использования ономатопов в рассказах и сказках Виталия Бианки. |
| Поиск: | Источник |
3. Статья из журнала
| Зеленин, А. В. (доктор филологических наук; Университет Тампере (Финляндия)). Синтаксическая аномалия: "от слова совсем" = Syntactic anomaly: "ot slova sovsem" ("from the phrase at all") / Александр Васильевич Зеленин. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 67-77. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 75-77 (21 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. | |
| Авторы: | Зеленин, А. В. |
| Ключевые слова: | фразеосхемы, аграмматизмы, экспрессивный синтаксис, аксиологическая амбивалентность, парцеллированные конструкции, от слова совсем, социолект, компьютерно-опосредованная коммуникация, медиа |
| Рубрики: | Языкознание Социолингвистика Русский язык |
| Аннотация: | Представлен комплексный социолингвистический и экспрессивно-синтаксический анализ выражения "от слова совсем", распространившегося в русском языке с начала 21 века. Компьютерный сленг – возможный источник возникновения фразеосхемы, ее полевая структура: ядро (от слова) и периферия (совсем). Высказывается гипотеза о возможности рассмотрения данной модели как аграмматизма и парцеллированной конструкции. |
| Поиск: | Источник |
4. Статья из журнала
| Сульниченко, В. Н. (кандидат педагогических наук; Крымская академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации). Роль алгоритмов в повышении эффективности процесса изучения местоимений в VI классе: семантический и грамматико-орфографический аспекты = The role of algorithms in enhancing the effectiveness of studying pronouns in the 6th form: the semantic and grammatical-orthographic aspects. Part 1. Lexicogrammatical classes of pronouns and their correlation with the nominal parts of speech. Ч. 1. Лексико-грамматические разряды местоимений и их соотнесенность с именными частями речи / Владимир Николаевич Сульниченко. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 26-35. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Окончание следует. - Библиогр.: с. 35 (5 назв.). - табл., схемы. | |
| Авторы: | Сульниченко, В. Н. |
| Ключевые слова: | преподавание русского языка, обучение русскому языку, грамматические алгоритмы, местоимения, лексико-грамматические разряды местоимений, уроки русского языка, правописание местоимений, 6 класс, морфологические нормы, грамматические признаки, части речи |
| Рубрики: | Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов |
| Аннотация: | Показана роль алгоритмов в повышении эффективности процесса изучения местоимений в школе. Рассматривается соотнесенность лексико-грамматических разрядов местоимений с именными частями речи – существительными, прилагательными и числительными. Анализируются грамматические признаки, склонение и правописание местоимений, разбираются основные случаи правописания и употребления местоимений с предлогами. |
| Поиск: | Источник |
5. Статья из журнала
| Ерохина, Е. Л. (доктор педагогических наук; Московский педагогический государственный университет). Развитие письменной речи учащихся: методический потенциал аналитических заданий = Learners` written language development: the methodological potential of analytical tasks / Елена Ленвладовна Ерохина. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 7-13. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 12-13 (10 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - рис. | |
| Авторы: | Ерохина, Е. Л. |
| Ключевые слова: | преподавание русского языка, русский язык, обучение русскому языку, аналитические задания, коммуникативные умения, развитие письменной речи, невербальные компоненты коммуникации, письменная речь, учебные предметы, речевая деятельность, риторический подход, сочинения |
| Рубрики: | Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов |
| Аннотация: | Рассматриваются методические условия достижения планируемых результатов по учебному предмету "Русский язык" в части обучения школьников созданию письменных текстов, анализу и оцениванию собственных и чужих речевых высказываний с точки зрения коммуникативной задачи, ситуации и условий общения. |
| Поиск: | Источник |
6. Статья из журнала
| Черникова, Н. В. (доктор филологических наук; профессор; Мичуринский государственный аграрный университет). Психолого-педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов на дисциплинах речеведческого цикла = The psycho-pedagogical conditions for the formation of students` professional and communicative competence in the course of teaching speech-oriented disciplines (from the author`s teaching experience) : (из опыта работы) / Наталия Владимировна Черникова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 78-86. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 85-86 (15 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. - 2 табл. | |
| Авторы: | Черникова, Н. В. |
| Ключевые слова: | высшая школа, профессионально-коммуникативные компетенции, психолого-педагогические условия, коммуникативная личность, профессиональные идеалы, коммуникативно-когнитивный подход, речеведческие дисциплины, дисциплины речеведческого цикла, педагогический опыт |
| Рубрики: | Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование |
| Аннотация: | Обоснована необходимость создания психолого-педагогических условий для формирования профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся вуза на дисциплинах речеведческого цикла. В их числе: понимание профессионального идеала как личностная, внутренняя мотивация обучения; использование коммуникативно-когнитивного подхода; ориентация на поэтапное формирование коммуникативной личности. |
| Поиск: | Источник |
7. Статья из журнала
| Иванова, О. Е. (кандидат филологических наук; Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН). Правописание наречий: старые и новые вопросы = Spelling of adverbs: old and new issues (from the materials of the academic description of Russian spelling) : (из материалов академического описания русской орфографии) / Ольга Евгеньевна Иванова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 56-66. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 64-66 (23 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. | |
| Авторы: | Иванова, О. Е. |
| Ключевые слова: | наречия, написание наречий, правила орфографии, академическое описание русской орфографии, критерии орфографического правила, предложно-падежные сочетания, слитное написание наречий, правописание наречий, раздельное написание наречий, русская орфография |
| Рубрики: | Языкознание Грамматика |
| Аннотация: | Обсуждение некоторых традиционных и новых вопросов, касающихся правил правописания наречий. |
| Поиск: | Источник |
8. Статья из журнала
| Никитин, О. В. (доктор филологических наук; профессор; Московский государственный областной университет). Национальная научная конференция "Русское слово в научной парадигме XXI века" = National scientific conference "The Russian Word in the scientific paradigm of the XXI century" / Олег Викторович Никитин. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 101-102. - ISSN 0131-6141. | |
| Авторы: | Никитин, О. В. |
| Ключевые слова: | национальные конференции, российское языкознание, современная лексикология, педагогический опыт |
| Рубрики: | Общее языкознание Языкознание |
| Аннотация: | Информация о работе национальной научной конференции "Русское слово в научной парадигме XXI века". |
| Поиск: | Источник |
9. Статья из журнала
| Маслова, М. В. (Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ А. М. Кузьмина (г. Тамбов)). Интонационно-звуковая интерпретация диалогических фрагментов поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" на уроках русского языка = Intonational and sound interpretation of dialogic fragments in N. V. Gogol`s poem "Dead Souls" in the Russian language lessons / Марина Валентиновна Маслова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 14-25. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 24-25 (14 назв.). - Библиогр. в подстроч. примеч. | |
| Авторы: | Маслова, М. В. |
| Ключевые слова: | русский язык, обучение русскому языку, преподавание русского языка, аудирование, интонационно-звуковая интерпретация, диалогические фрагменты, речевой план авторов, речевой план персонажей, чтецкая деятельность, чтение, русские писатели, поэмы, уроки русского языка, обучение чтению, обучение аудированию |
| Рубрики: | Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов |
| Аннотация: | Выявляется противоречие между предметными результатами обучения аудированию и чтению и реальными показателями совершенствования рецептивных умений у подростков и предлагается взаимосвязанно обучать этим видам речевой деятельности посредством метода интонационно-звуковой интерпретации текста. Использованы анализ теоретических источников, содержательный анализ научных понятий, методы конкретизации и моделирования чтецкой деятельности, метод абстрагирования. Подробно иллюстрируется работа с диалогическими фрагментами поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души". |
| Поиск: | Источник |
10. Статья из журнала
| Антонова, Л. Г. (доктор педагогических наук; профессор; Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова). Всероссийская научно-методическая конференция "Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе" ("Лебедевские чтения") = The all-Russia scientific and methodological conference "The topical issues of studying language and literature at school and at university" ("Lebedev`s readings") / Любовь Геннадьевна Антонова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 103-104. - ISSN 0131-6141. | |
| Авторы: | Антонова, Л. Г. |
| Ключевые слова: | всероссийские конференции, научно-методические конференции, преподавание русского языка, преподавание литературы, педагогический опыт |
| Рубрики: | Образование. Педагогика Высшее профессиональное образование Методика преподавания учебных предметов |
| Аннотация: | Краткая информация о всероссийской научно-методической конференции "Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе" ("Лебедевские чтения"), которая состоялась 29-30 октября 2021 года в Ярославском государственном университете имени П. Г. Демидова. |
| Поиск: | Источник |
11. Статья из журнала
| XIV Международная научная конференция "Языковые категории и единицы: синтагматический аспект" / Елена Алексеевна Абрамова, Марина Васильевна Пименова, Евгений Юрьевич Рыкин, Ольга Ивановна Соколова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 99-100. - ISSN 0131-6141. | |
| Авторы: | Абрамова, Е. А., Пименова, М. В., Рыкин, Е. Ю., Соколова, О. И. |
| Ключевые слова: | международные конференции, научные конференции, русский язык, педагогические институты, лингвистика, филологи |
| Рубрики: | Языкознание Общее языкознание |
| Аннотация: | 28-30 сентября 2021 года во Владимирском государственном университете состоялась 14 Международная научная конференция "Языковые категории и единицы: синтагматический аспект", посвященная 120-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Николая Николаевича Прокоповича. |
| Поиск: | Источник |
12. Статья из журнала
| Болотнова, Н. С. (доктор филологических наук; профессор; Томский государственный педагогический университет). [Рецензия] / Нина Сергеевна Болотнова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 96-98. - ISSN 0131-6141. - Рец. на кн.: Методика овладения аналитико-синтетическими умениями в контексте культуры на уроках русского языка и во внеурочной деятельности / Л. А. Ходякова. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. - 214 с. | |
| Авторы: | Болотнова, Н. С. |
| Ключевые слова: | рецензии, монографии, уроки русского языка, внеурочная деятельность, аналитико-синтетические умения, культуроориентированные занятия, школьное образование |
| Рубрики: | Образование. Педагогика Методика преподавания учебных предметов |
| Поиск: | Источник |
13. Статья из журнала
| Каверина, В. В. (доктор филологических наук; профессор; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова). "Российская грамматика" М. В. Ломоносова – первый свод правил русского правописания / Валерия Витальевна Каверина. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 87-95, 3-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Рез. и библиогр. англ. - Библиогр.: с. 93-95 (26 назв.). | |
| Авторы: | Каверина, В. В. |
| Ключевые слова: | история русского письма, русская орфография, правила правописания, узус, русские ученые, кодификация русского письма, орфографические нормы, грамматика, российская грамматика |
| Рубрики: | Языкознание История языкознания |
| Аннотация: | На основании анализа изданий "Российской грамматики" 1757 и 1765 г. рассмотрена орфографическая программа Михаила Васильевича Ломоносова и конкретные правила правописания, изложенные в грамматическом сочинении. Прослеживается влияние ломоносовских правил на орфографическую практику 18–19 столетий и труды последователей великого ученого. |
| Поиск: | Источник |
14. Статья из журнала
| Фролова, Е. А. (кандидат филологических наук; Московский педагогический государственный университет). "...и все начать сначала": лингвостилистический анализ стихотворения Ю. Д. Левитанского "Была зима, как снежный перевал..." : (к 100-летию со дня рождения) / Елена Александровна Фролова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83, № 1. - С. 44-49, 2-я с. обл. - ISSN 0131-6141. - Подстроч. примеч. - Рез. и библиогр. рус., англ. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиогр.: с. 48-49 (9 назв.). | |
| Авторы: | Фролова, Е. А. |
| Ключевые слова: | русские поэты, анализ стихотворений, философская лирика, хронотопы, лингвостилистический анализ стихов, зрительное восприятие, антиномия, семы-колоративы, анализ стихов, языковые средства, лирические стихи |
| Рубрики: | Литературоведение Русская литература XX в. |
| Аннотация: | Анализ языковых средств выражения авторского замысла в стихотворении "Была зима, как снежный перевал... " и на основе их характеристики выявление философской составляющей лирического произведения. Для достижения поставленной цели используется лингвостилистический анализ текста, позволяющий определить роль и функции языковых единиц в раскрытии мировосприятия поэта; с помощью семного анализа устанавливаются средства семантического расширения и преобразования первичных и привычных значений лексических единиц, что оказывается важным для формирования философской составляющей стихотворения. |
| Поиск: | Источник |